Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов. Самоанализ работы учителя математики

Требования к качеству преподавания и обучения в современной школе возрастает практически изо дня в день. Постоянная работа над собой, беспрерывное повышение своего профессионализма, активное самообучение — это лишь малая толика требований, предъявляемых к учителям. При этом важно, чтобы весь процесс был зафиксирован — на бумаге, на электронном носителе в виде справок, отчетов, презентаций.

В этом разделе нашего сайта мы будем публиковать разные варианты и формы анализа работы учителя: образцы самоанализа, справки и отчеты о профессиональной деятельности, информации о достижениях и пр.

Для чего нужен анализ деятельности педагога

Сам анализ работы учителя выполняет сразу несколько функций:

  • Диагностическую.
  • Самообразовательную.
  • Преобразующую.
  • Познавательную.

Совокупность этих функций дает возможность увидеть работу педагога в перспективе, правильно наметить пути развития профессионального мастерства, обозначить векторы самообразования.

Главный показатель эффективности работы учителя — это, прежде всего, качественно проведенный урок. Именно он влияет на такие критерии, как успеваемость учеников, их владение предметом, их мотивацию, а в дальнейшем и поступление в высшие учебные заведения.

Поэтому навыками анализа должны обладать не только сами учителя, но и методисты, члены администрации школы.

Виды аналитических справок

Анализ работы учителя охватывает все сферы деятельности педагога. В зависимости от цели выделяют:

  • Анализ всей педагогической деятельности учителя.
  • Анализ работы учителя над определенной темой.
  • Анализ и .
  • Анализ работы учителя как воспитателя.
  • Самоанализ учителя.

Некоторые виды аналитических справок пишутся проверяющими. Сам учитель обычно составляет самоанализ своей работы по итогам четверти, года, определенного отрезка времени, выделенного на изучение поставленной проблемы, темы.

Как составить отчет по анализу деятельности учителя

Общая аналитическая справка, оценивающая всю педагогическую деятельность учителя обычно составляется по следующей схеме:

  • Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).
  • Тема или проблема, над которой работает учитель.
  • Выбранные .
  • Какие задачи ставит перед собой учитель в своей работе.
  • Ожидаемые результаты работы, которые были запланированы в начале года.
  • Как осуществляется деятельность учителя по достижению поставленных целей.
  • Результаты работы учителя: средний балл ЗУН, количество успевающих, отстающих, итоги ГИА, ЕГЭ по предмету, открытые уроки, участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах, тематических неделях, фестивалях, индивидуальная работа с учениками, работа кружка по предмету.
  • Результаты методической работы учителя: разработка методических материалов, участите в заседании методобъединения, обобщение опыта, материалы выступлений на педагогических конференциях, анализы работы коллег.
  • Результаты работы педагога как воспитателя: работа с родителями, ведение классного руководства, совместная работа с психологом и т.д.
  • Работа учителя как члена педагогического коллектива: соблюдение трудовой дисциплины, участие в общественной жизни школы, отношения с коллективом, администрацией.
  • Культура ведения документации: планов, конспектов уроков, своевременность подачи отчетов и пр.

Это образец общей схемы составления аналитической справки, который может быть дополнен или сокращен в зависимости от цели проводимого анализа.

Резюме

Анализ работы учителя занимает одно из ведущих мест в . Анализ своей работы — это прекрасный способ продемонстрировать навыки рефлексии самого педагога, умение правильно и адекватно оценивать результаты своего труда, видеть свои недостатки, фиксировать успехи и достижения. Более того, именно анализ работы помогает выбрать правильное направление самообразования или работы над повышением квалификации.

Виды анализов работы учителя по разным направлениям

Обычно речь идет о комплексном анализе своей работы, который учителя составляют по завершении учебного года. Этот вид анализа — наиболее общий и включает в себя описание сразу всех направлений деятельности учителя:

  • Преподавание предмета с полным анализом качества знаний учащихся.
  • Методологическая работа.
  • Научно-изыскательная работа.
  • Деятельность учителя как классного руководителя.
  • Анализ внеурочной и внешкольной работы.
  • Социальная работа педагога.
  • Работа по повышению квалификации и самообразованию.

Несколько по-другому составляются анализы, преследующие конкретную цель и описывающие одну из составляющих. Например:

  • Анализ педагогической деятельности учителя.
  • Анализ учебных достижений учеников… класса по предмету.
  • Анализ работы учителя по самообразованию.
  • Анализ работы классного руководителя и пр.

Эти виды аналитических отчетов узкоспециализированы и фиксируют внимание исключительно на выбранном направлении.

Самоанализ

учителя начальных классов

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Краснозерского района Новосибирской области

Зубковской средней общеобразовательной школы

Бельгибаевой Марины Владимировны 1966 года рождения.

Образование средне - специальное. Закончила Карасукское педагогическое училище в 1987 году. Стаж работы 27 лет, первая квалификационная категория.

Работаю учителем начальных классов в Зубковской средней общеобразовательной школе.

Работа в условиях ФГОС требует от учителя внедрения в практику новых программ и методов обучения, изучения и использования инновационных технологий для повышения качества обучаемости учащихся. Новые требования предъявляются и к педагогическим работникам. Поэтому я изучила Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Модернизация математического образования в контексте ФГОС НОО» в объеме 108 часов в 2012 году. Знакомилась с интернет- ресурсами, принимала участие в работе школьного, межшкольного и районного методического объединения. За время своей деятельности, я пришла к выводу, что дети не всегда понимают значимость учебы, поскольку большинство их проживают в семьях, где родители не могут оказать им помощь в учебе, так как имеют низкий уровень образования. На момент поступления в школу у детей была низкая мотивация к учебе. (Приложение №1) Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю формирование учебной мотивации младших школьников в условиях ФГОС. Для достижения поставленной цели в процессе учебной и воспитательной работы определила для себя следующие задачи:

Сохранение индивидуальности каждого ребенка;

Воспитание интереса к познанию и поиску новых источников информации способствующих интеллектуальному развитию учащихся;

формирование коммуникативных навыков в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Развитие творческого потенциала учащихся.

В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь следующими документами:

Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «ОБ образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», Примерной основной образовательной программой образовательных учреждений. Как педагог, соблюдаю Конвенцию о правах ребенка.

Седьмой год я работаю по учебно-методическому комплекту «Планета знаний».Это комплект учебников, в которых полностью реализован новый государственный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования. Содержание и структура этой программы базируется на основе современных педагогических технологий. Этот комплект позволяет организовать учебный процесс с помощью различных форм и методов. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предложений, поиск доказательств, формирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную деятельность, контролировать и оценивать её результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся. Обобщающими характеристиками содержания компонента является следующие:

Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.

Совершенствование способов к саморазвитию.

Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве.

Обучение учащихся публично выступать.

Развитие критического мышления.

Свои рабочие программы по предметам разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с образовательной программой, уставом образовательного учреждения, положением о рабочих программах.

Администрацией школы создана необходимая материально- техническая база. Для работы класс оборудован компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской. Мною оформлены «Уголок чтения», «Уголок здоровья», стенды «Времена года», «Природа и мы» и другие информационные стенды.Так же есть подборка дидактических и методических материалов. Это учебники, методические поурочные разработки, демонстрационные таблицы, контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, презентации по темам, видео уроки (Приложение №2)

Владею умением эффективно организовывать свою профессиональную деятельность и направить ее на обеспечение высокой мотивацией у детей. Для этого в своей работе использую элементы инновационных образовательных технологий, как в учебной, так и во внеурочной деятельности:

Технология проблемного обучения,

Игровая технология

Здоровьесберегающая технология

Технология разноуровнего обучения

Проектные технологии

Коммуникативные технологии.

Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока в виде физминуток. Так же проводятся беседы, динамические паузы, экскурсии, занятия в тренажерном зале, спортивные праздники, дни здоровья. Мною был дан открытый классный час по теме: «Опасные и безопасные ситуации». Для проведения классного часа была создана презентация.100% детей моего класса питаются в школьной столовой, все это способствует укреплению здоровья.

Информационно-коммуникационные технологии использую в своей практике компьютер, интерактивную доску, мультимедийные презентации, создаю собственные презентации, обучаю этому учащихся. Провела открытый урок математики в 4 классе по теме «Четыре математических действия»,на котором учащиеся защищали собственные мультимедиапроекты. Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники!

Игровая технология облегчает сложный процесс обучения, способствует развитию многих качеств личности. Игра снимает психологическое и физическое напряжение. Особенно много игровых моментов в 1 , 2 классе. На уроках русского языка использую следующие игры: «Пирамиды», «Лесенки», «Сделай гнездо слов», «Словарное лото», «Волшебники», «Змейка» и многие другие. На уроках математики: «Магические рамки», «Цепочка», задачи в стихах, шарады, ребусы. На уроках литературного чтения «Доскажи словечко», загадки, кроссворды, анаграммы. Все это делает обучение более интересным, повышает творческие способности.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности. Эти технологии способствуют формированию у учащихся необходимых качеств: дети учатся моделировать учебный материал, добывать знания.

Умение взаимодействия в группах, планировать совместную деятельность, умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Ученики моего класса выполняли как индивидуальные, так и коллективные проекты. Проекты учащиеся выполняют по всем предметам. На уроках литературного чтения выполняли коллективный проект «Авторские сказки», индивидуальные по темам «Устное народное творчество», «Писатели детям» и многие другие. На уроках окружающего мира выполняли следующие проекты «Природные зоны», «Весна в природе» и другие. К школьному фестивалю с учащимися подготовила коллективный проект «Откуда к нам пришла гармонь».

Исследовательские технологии полезны тем, что и дети, которые испытывают трудности в обучении, тоже принимают активное участие. Эта технология формирует у учащихся познавательную активность, творческие способности, расширяют кругозор. Исследования дети проводят на уроках технологии при посадке цветов на школьном участке, пересадки комнатных растений. Учащиеся наблюдают за их ростом и развитием. Это повышает интерес к познаниям, интеллектуальное развитие. На уроках технологии проводила исследование «Что любят кушать птицы зимой?» . Исследование завершилось защитой проекта «Пицца и леденцы для птицы».

(Приложение № 3).

Всё это способствует качественному усвоению материала. Ученический состав класса, в котором я работаю, отличается различным уровнем подготовки. Четверо учащихся из десяти обучаются по программе школы VII вида. Поэтому я стараюсь учитывать индивидуальные психологические особенности и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование прочных знаний и навыков для всех обучающихся. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

К личности ребенка отношусь уважительно, учитывая ее индивидуальные возможности. Становление личности школьника, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель - вызвать у детей эмоциональный интерес, построить урок так, чтобы дети смогли открыть для себя новое, главное, чтобы каждый добился успеха. Умело переключаю детей в ходе урока с одного вида деятельности на другой.

На уроках литературного чтения много работаю над развитием речи, так как в век технического процесса школьники не читают книги. На сегодняшний день книга не является главным источником знаний. Поэтому учу детей правильно работать с учебником и другими источниками информации. Стараюсь показать богатство и красоту русского языка. На уроках веду диалог с учащимися, учу выражать свое мнение, даже если оно отличается от остальных. Все уроки начинаю с речевой разминки, словарной работы. Эта работа обогащает словарный запас учащихся, постоянно работаю над повышением качества чтения. Развиваю творческие способности через задания; придумай сказку, измени окончание сказки, инсценировка сказок. Поэтому все ученики выполняют технику чтения, понимают содержание произведения. (Приложение №4)

На уроках математики веду систематическую и целенаправленную работу по формированию у детей приемов умственной деятельности, в процессе усвоения математического содержания. Стараюсь давать задачи, которые имеют несколько способов решения. Часто применяю разноуровневые задания. Использую задачи с недостающими данными, с лишними данными, сказочные задачи, экологические задачи. Дети готовят доклады, проекты по темам.

На уроках русского языка веду словарную работу, работу над орфограммами, различные виды разбора, знакомлю с многозначными словами, учу подбирать слова синонимы и антонимы.

В своей работе осуществляю контроль знаний учащихся, используя разные виды контроля: контрольные работы, проверочные работы, тестирование, устный опрос, викторины, конкурсы. Также использую нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки-соревнования.

Освоила и активно использую «Дневник.ру», систематически работаю с электронным журналом. Принимаю активное участие в проведении «Недели начальных классов». Даю открытые уроки и внеклассные занятия. Участвую в интернет-конкурсах педагогического мастерства. (Приложение № 5)..

С 2010 года являюсь организатором ЕГЭ в аудиториях ППЭ, являюсь организатором конкурса «Русский медвежонок» в школе.

Ученики моих классов принимают активное участие в международном конкурсе «Кенгуру», во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Человек и природа», во Всероссийской олимпиаде «Эрудит».(Приложение №6)

Дети обладают коммуникативными навыками, способны к самооценке и взаимооценке, умеют определять цель работы, анализировать, обобщать, работать в группах, в парах, самостоятельно. Все это дает определенный результат успеваемости. В 2011-2012 году успеваемость по русскому языку 80%\70%, по математике 80%\60% по литературному чтению 100%\80%, по окружающему миру 100%\80%. В 2012-2013г безотметочное обучение. В 2013-2014 году, при 100% успеваемости учащихся, качество составляет по русскому языку 40%. по литературному чтению 100%, по математике 50%, по окружающему миру 64%. (Приложение № 7).

В процессе обучения важную роль играет воспитательная работа. Воспитание человека- процесс непрерывный. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, воспитать культуру поведения, чувства милосердия, прививать навыки здорового образа жизни все это работа учителя. Для того чтобы лучше узнать детей, их проблемы провожу диагностику по выявлению уровня воспитанности, тревожности, самооценки. Прослеживается положительная динамика. (Приложение №8). Учащиеся моего класса являются активными участниками школьных мероприятий, занимают призовые места. Дети выступают и в сельском доме культуры. (Приложение № 9).

В 2012 году давала открытое мероприятие для учащихся 1-4 классов «Космическое путешествие», в 2013 году- «Опасные и безопасные ситуации»,в 2014- открытый классный час «Открываем волшебные двери добра».

Также много внимания уделяю внеурочной занятости детей во второй половине дня. Это занятия в кружках по интересам, в спортивных секциях. 100% детей охвачено таким видом деятельности. (Приложение № 10). Восьмой год я веду кружок «Искусство выразительного чтения» для учащихся 2-4 классов. Главной целью кружка является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театрализации. Члены кружка участвуют в школьных, сельских и районных мероприятиях. Бельгибаева Диляра и Уварова Алена в 2011 году за участие в районном конкурсе стихов были награждены поэтическим сборником местной поэтессы. Творческие успехи детей были показаны в выпусках «Литературной газет(ки)», которую выпускали кружковцы.

Хорошо организован летний отдых детей. 70% детей отдыхали в лагере дневного пребывания «Веселые ребята», 20% в Краснозерском санатории. Летом я работаю в Лагере дневного пребывания детей при МКОУ Зубковской СОШ. Стараюсь сделать летний отдых детей максимально интересным.Ребята активно участвуют во всех мероприятиях, ведь время, свободное от уроков, дает огромный шанс для творчества. За свою работу имею « Благодарность» от детей и заметку в школьной газете «Эхо». (Приложение №11).

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. С этой целью мною ведется большая работа с родителями. Систематически провожу классные родительские собрания, классные часы с приглашением родителей, привлекаю родителей к участию в классных и школьных мероприятиях. Так семья Исаковых заняла третье место в конкурсе «Наша дружная семья», Бем М.И. в конкурсе «А ну-ка, бабушки» завоевала титул «Супер бабушка», родители помогают в проведении новогоднего праздника. Активно работает родительский комитет класса. Родители и коллеги дают обо мне положительные отзывы.(Приложение № 12). Я провожу профилактическую работу с родителями, анкетирование, даю индивидуальные консультации. Особое внимание уделяю семьям, где растет один ребенок, где дети находятся на опеке. Подводя итоги воспитательной работы, хочу отметить, что дети стали более активными, любознательными, к 3 классу сплотился коллектив.

Сильными сторонами своей деятельности считаю:

Эффективное использование современных образовательных технологий и методик. Умелое применение их в практической деятельности. А также целеустремленность и добросовестность.

На достигнутом не останавливаюсь. Постоянно повышаю профессиональный уровень. Изучаю новинки педагогической теории и практики, как в периодических изданиях, так и в методической литературе, интернет ресурсах. За межаттестационный период с 2010 по 2014 год прошла следующие курсы: с 13.01.2010 по 20.01.2010 года Новосибирск Обл ЦИТ по теме « Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития» в объёме 36 часов, с 20.02 2012года по 15 марта 2012 года ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО по теме « Модернизация математического образования в контексте ФГОС НОО» в обьеме 108 часов, с 9.04 по 16.04 2012 г «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», 72 часа.

Я активно общаюсь с коллегами из других школ района,из других районов области. Имею личные достижения (Приложение №13).

Важным условием для достижения высокого педагогического мастерства является постоянное пополнение знаний, поэтому собираюсь продолжить работу по самообразованию по теме «Развитие творческого потенциала учащихся».

Профессиональная деятельность педагога имеет для общества огромное значение, ибо его профессиональные знания и навыки составляют ценностный капитал общества. Передать знания, которые накопило общество, есть основное предназначением педагога. Поэтому его компетентности, способности к самореализации придаётся очень большое значение. Сегодня от педагога зависит, насколько он готов к постоянно меняющимся условиям. Это достигается не только постоянным самообразованием, но и постоянным самоанализом своей деятельности.

Актуальность самоанализа

Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования. Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.

Необходимость самоанализа

Стремительное развитие науки, появление новых технологий – говорят о необходимости вносить изменения в процесс планирования и методику передачи знаний. Способность педагога быстро реагировать на всевозможные изменения подчеркивают, что педагогу следует проводить не только анализ результатов своей деятельности, но и самоанализ форм и методов передачи знаний, навыков и умений. Необходимость самоанализа деятельности очевидна, ибо на этой основе происходит систематизация деятельности и, в конечном счёте, достижение поставленных целей.

Задача есть цель, которая ставится в определённых условиях. Решение задачи обусловлено объективными и субъективными обстоятельствами. Субъект, т. е. педагог, является главной движущей силой, способной добиться решения задачи. От его знаний и воли зависит, найдёт ли задача своё решение или её выполнение прервётся на полпути. Что в первую очередь предпринимает педагог? Он проводит самоанализ своих знаний и умений, насколько они соответствуют поставленной задаче и только после этого намечает пути её выполнения. Решение образовательной задачи можно сравнить с мыслительной деятельностью, в ходе её проведения, идёт постоянный обмен между накопленными знаниями и способами их реализации, идёт самоанализ собственных возможностей. Здесь уместно сказать о стратегической стороне, поскольку рассматриваются последствия, которые произойдут после решения задачи и тактической — ибо здесь рассматриваются способы решения задачи. В чём здесь проявляется самоанализ? Оселком образовательной деятельности является единство целей и содержания. Без самоанализа просто невозможно добиваться достижения целей и решения конкретных задач. Педагог начинает с познавательной задачи. Далее, идёт включение в этот процесс собственных знаний, которые воплощаются в поиск средств, а исходя из этого, предполагается результат. По сути дела, это процесс постоянного самоанализа своей деятельности.

Когда мы говорим об анализе, то больше представляем внешнюю часть деятельности. С помощью анализа мы мысленно разделяем предмет изучения на части, сопоставляем их для выявления определённых свойств и качеств предмета. Педагогическая деятельность не является исключением и может рассматриваться как решение многообразных задач. Это могут быть организационные, психологические, познавательные и т.д. В педагогическом анализе рассматривают диагностическую, познавательную, преобразующую и самообразовательную стороны. Оценка качества – задача администрации. Главная задача в этой работе – это оказать помощь педагогу в случае возникших трудностей и, конечно, обобщить опыт его работы. При этом практикуется заслушивание самоанализа педагога. Этот приём может показать степень осмысления им не только решения конкретной задачи, но и его кругозор. Самоанализ – это не афишируемая сторона педагогической деятельности. В этом случае педагог, давая оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в окружающем мире, со своей деятельностью. Самоанализ проводится по предварительно разработанным темам и вопросам. Он направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку, каких-то сторон педагогической деятельности. В большинстве случаев он ограничен конкретной темой и направлен на изучение её развития или корректировку.

Чтобы представить самоанализ достаточно полным и последовательным, можно воспользоваться примерным перечнем вопросов для подготовки. Их можно считать точкой отсчёта для разговора с собой и своими коллегами.

1.Можно начать с того, как согласуются цели педагога с деятельностью учебного заведения?

2.Насколько удаётся решать проблемы, которые ставит педагог в учебном процессе, и каков результат их решения?

3.Каков вклад педагога при реализации программы развития учебного заведения?

4.Есть ли возможность учитывать тягу детей к знаниям при осуществлении своей деятельности? Можно ли сказать, что деятельно педагога удовлетворяет запросам учащихся?

5.Используются ли обучающиеся технологии и новые приёмы в повседневной работе? Как воспринимаются они учащимися?

6.Как складываются взаимопонимания с учебной группой во время занятий и вне их? Можно ли говорить о рабочей обстановке при проведении уроков?

7.Проявляют ли учащиеся интерес к работе на уроке и предмету?

8.Есть в учебной группе учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к предмету и как он удовлетворяется?

9.Каковы успехи учащихся по конкретному предмету за отдельно взятый промежуток времени?

10. Что является главным критерием оценки учащихся при изучении предмета? Как он соответствует решению поставленных задач?

11.Как вы оцениваете свой контакт с учащимися? Можно ли говорить о предпосылках доверия и уважения?

12.Насколько удаётся контакт с родителями, и прислушиваетесь ли к их мнению?

13.Как складываются взаимоотношения с коллегами по работе?

14.Как вы относитесь к самообразованию и что делаете для повышения профессионального уровня?

15.Есть ли трудности в повседневной работе? Удалось ли их преодолеть и каков результат?

Проведение самоанализа необязательно приурочено к какому–либо этапу деятельности, педагог может его проводить самостоятельно, работая:

  • по совершенствованию обучения,
  • по использованию технических средств,
  • по применению методов воспитания,
  • по совершенствованию форм обучения,
  • по результатам применения новых методов в педагогической науке,
  • по результатам применения собственных разработок для обучения и новых технологий,
  • по практическому применению новых, экспериментальных методов воспитания,
  • по результатам организации самообразования.

При помощи самоанализа можно сделать предварительные выводы о результатах своей работы, акцентировать внимание на сложных вопросах, наметить способы улучшения недоработанных моментов. Нельзя, чтобы самоанализ превратился в отчёт о проделанной работе, а содержал выводы и оценки ключевых моментов, которые были намечены ранее.

После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат.

В самоанализе есть необходимость указывать информацию, которая несёт содержательный смысл. Важно то, почему были использованы именно эти технологии для достижения поставленной цели и насколько они сказались на конечном результате.

Если в самоанализе не говорится о трудностях, с которыми столкнулся педагог в процессе решения задачи, то может сложиться мнение, что всё получается само собой. Только в практической деятельности возможен профессиональный рост. Важно показать, как решалась на практике, возникшая в процессе работы, трудность. Можно отразить собственный диалог с самим собой о том, как вёлся поиск путей выхода из создавшейся проблемы. Самоанализ – это возможность осмысления принятых решений и собственного опыта.

Устный самоанализ для себя не даёт должного результата. Он должен быть оформлен в письменной форме, чтобы в любой момент можно было вернуться к нему, чтобы ещё и ещё раз можно было пройти путь, который привёл к определённому результату. Как мы говорили выше, самоанализ строится по определённому алгоритму.

Первое, с чем нужно определиться – это тема. Причём, она должна быть актуальной для настоящего времени и соответствовать общим тенденциям.

Второе – это формирование проблемы в рамках предложенной темы.

Третье – это необходимость решения проблемы и какие методические приёмы применялись в ходе исследования.

Четвёртое – это какие собственные наработки лежали в основе исследования, чем они обоснованы, применительно к решению данной проблемы. Если это связано с учащимися, то даётся характеристика уровня их развития.

Пятое – это в чём состоит новизна предлагаемого метода или вида деятельности. Здесь возможно сравнение с уже существующими методами и программами.

Шестое – это обоснование предлагаемой технологии или метода и насколько они носят развивающий характер.

Седьмое – это само описание работы, деятельности по реализации предлагаемой темы. В содержании отражаются формы и методы, посредством которых был достигнут результат, а также сравнительная характеристика с существующими.

Восьмое – это подтверждение аргументами необходимости применения новых методов на основании диагностического материала.

Девятое – это выводы, которые доказывают необходимость применения предлагаемого метода или вида деятельности, его оригинальность и, конечно, новизну по сравнению с другими.

Was last modified: Декабрь 18th, 2015 by Елена Погодаева

Для того, чтобы профессиональная деятельность педагога приносила свои плоды, ему необходимо регулярно проводить самоанализ, выделяя проблемные и спорные моменты своей деятельности. Как же проводится анализ работы учителя, и какие подводные камни данного процесса могут вызвать сложности у профессионала?

Основные критерии и методики самоанализа работы преподавателя

Самоанализ работы учителя проводится педагогами систематически примерно два раза в год. Подобный анализ помогает выявить основные недостатки в работе и исправить их. К тому же, данная методика помогает отслеживать свой профессиональный рост, свои карьерные и педагогические успехи.

Отчет по методической теме учителя должен быть составлен четко, без жаргонизмов и лишних лирических отступлений. В таком отчете педагог может отметить свои основные карьерные успехи за отчетный период, отметив динамику успеваемости в классах. Также преподаватель может вести подобные отчеты и для себя. Если учитель составляет анализ деятельности исключительно для себя, он может вести повествование в свободной форме, подробно останавливаясь на основных моментах оценки.

Поскольку самоанализ любого преподавателя подразумевает оценку его педагогической деятельности, следует выделить критерии, по которым это оценивание будет происходить. Во-первых, критерием выступает общая успеваемость в классе, количество отличников и двоечников. Во-вторых, критериями могут стать цели и задачи педагога и степень их выполнения. Обычно каждый год преподаватели ставят перед собой учебные задачи той или иной сложности. Обратив внимание на удачность их исполнения, преподаватель сможет проанализировать и собственные профессиональные успехи.

В-третьих, критерием самоанализа учителя становится уровень его нынешней квалификации по сравнению с прошлым периодом. Каждый педагог в течение учебного года обязан проходить квалификационные курсы, а также участвовать в разнообразных конкурсах и конференциях. По количеству грамот, полученных с конкурсов и курсов, педагог напрямую отслеживает уровень собственного профессионализма.

В-четвертых, при оценивании собственной деятельности, учитель не может упускать из виду и те условия, что создает школа для повышения его профессиональных качеств. Например, если в школе отсутствует необходимое оборудование для проведения уроков, нет учебников и рабочих тетрадей, это следует особенно отметить в своем отчете. Дело в том, что отсутствие информационного и материально-технического обеспечения учителя напрямую влияет на его профессиональную деятельность.

Отчет учителя по методической теме обязательно должен останавливаться на нескольких вопросах. Так, например, учителю следует отметить не только свои успехи на профессиональном поприще, но и неудачи, произошедшие с ним в школе за отчетный период. Также в отчете упоминаются новые методики, внедренные педагогом в процессе обучения детей, возможные улучшения его профессиональной деятельности, намеченные на будущее. Также педагогу следует отметить основные тревоги и проблемы, которые способны повлиять на его профессиональную деятельность в будущем.

Обычно при составлении анализа деятельности педагога учитываются разнообразные факторы, в том числе, уровень квалификации преподавателя, его опыт работы и образовательные навыки. Не игнорируются и интеллектуальные способности детей. Например, в специализированной гимназии требования к результатам самоанализа учителя чуть выше, чем в обычных, общеобразовательных заведениях.

Проблемы, возникающие у преподавателя при составлении самоанализа

Лишь на первый взгляд кажется, что составить самоанализ собственной работы — это несложно, ведь преподаватель знает все преимущества и недостатки своей профессиональной деятельности. На самом деле, данный процесс зачастую осложняется из-за множества факторов, которые следует учитывать.

Так, например, элементарные четвертные оценки далеко не всегда могут стать свидетельством эффективной работы преподавателя. Даже если в классе учатся одни отличники, профессиональная деятельность педагога может быть низкой. Именно поэтому для составления точного и справедливого анализа необходимо учитывать добрый десяток факторов от личных успехов преподавателя до существующей в школе рабочей атмосферы.

Также проблемы возникают и из-за анализа педагогических методов, применяемых учителем. Даже если преподаватель использует проверенные методические рекомендации, его уровень профессионализма будет низким. Современная школа требует от преподавателей использования разнообразных методик работы, основанных на психологическом и нравственно-патриотическом воспитании. Применение дифференцированного подхода к обучению вкупе с разнообразными методиками помогут сделать деятельность педагога более успешной.

Отражая методики работы и успехи учеников, преподавателю важно не потерять свою индивидуальность. Если в работе используются какие-то собственные наработки и подходы, о них следует обязательно рассказать, поскольку они демонстрируют уровень профессионализма учителя. Составив столь подробную характеристику на собственную педагогическую деятельность, учитель сможет понять, в чем кроются основные недостатки и преимущества его работы. Такой анализ поможет подправить недостатки и повысить успеваемость.

Составление самоанализа педагогической деятельности — это настоящая наука, где важно не потерять свою профессиональную индивидуальность. Если преподаватель будет проделывать подобную работу с завидной частотой, он сможет в зачатке выявлять собственные профессиональные проблемы, решая их оперативно, пока они не доставили проблем с руководством.

С А М О А Н А Л И З

педагогической деятельности

учителя начальных классов

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Квашнинской основной общеобразовательной школы

Барабинского района Новосибирской области

ТИТОВОЙ ЕВГЕНИИ ПЕТРОВНЫ

«Личностно-ориентированный подход

в обучении»

Квашнино, 2014 год

Учитель начальных классов является главным проводником в храм науки. В эти годы дети необычайно любознательны, непосредственны, быстро впитывают в себя новое, интересное. Вся моя работа строится с учетом личности ребенка, его потенциала и возможностей.

Целью моей педагогической деятельности является, создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал учащихся.

В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

    развивать и укреплять интерес к предметам;

    использовать новые педагогические технологии;

    раскрыть интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;

    привить навыки самостоятельной работы;

    совершенствовать формы организации учебной деятельности.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.

Основное руководство в работе – примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения. Начальная школа. Автор программы Е.С. Савинов. М.: Просвещеие,2011г.

Обучение осуществляется по учебникам: Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др., Русский язык . Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.,- Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. , - Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. ,- Окружающий мир . Плешаков А.А.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Поэтому структуру каждого урока продумываю так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Для этого использую методические и учебные пособия, дидактические материалы, технические средства (компьютер, проектор, телевизор, DVD), которые находятся в оформленном и аттестованном кабинете. http://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=149527&mosmsg .

Обучение по стандартам нового поколения дает шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии:

компьютерные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

Как средство наглядности учебного процесса.

Для организации коллективной и групповой работы (проекты);

Как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, электронные тесты и другие виды работ).

Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.

Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, такие как, карточка-тест, перфокарта, карточка с заданием. Это помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.

Здоровьесберегающая технология,применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Сравнительный анализ динамики заболеваемости детей моего класса показал, что к четвёртому году обучения резко снизилось число пропуска по болезни – с 60 до 30%; пропущеннных дней одним ребёнком – с11 до 7%; увеличился процент детей, не болевших ни разу - с 27 до 60%; болевших 1 – 2 раза – с 46 до 25%; болевших более двух раз – с 27 до 15%. Нельзя не отметить и изменения на протяжении четырёх лет в физической подготовленности детей.

Результатом использования различных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе является высокий уровень абсолютной успеваемости- 100%; качество знаний повысилось на 33% и составляет 66%. С каждым годом количество хорошистов увеличивается.

Этому способствуют рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которую я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей, условия школы.

Учебную работу провожу в тесной связи с внеурочной деятельностью. В целях углубления знаний, приглашаю ребят на занятие «Узнаем сами». Учимся делать проекты и презентации. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью.

Как классный руководитель создаю условия для развития многогранной личности. Принимают активное участие в жизни школы, района.

За последние 3 года дети приняли участие в районных, областных и Всероссийских конкурсах: Приложение №1.

За межаттестационный период я выпустила 4 класс, который обучался по общеобразовательной программе. Результаты контрольных работ показали высокое качество знаний. Приложение 2.

Использую важный метод саморефлексии – портфель достижения у чащихся. В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но, по мере того как он взрослеет, эту помощь я свожу к минимуму. Стараюсь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Во время такой работы происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Умение создавать на уроках и во внеклассной работе комфортную среду – составляющая успешного процесса обучения и воспитания. Слежу за межличностными отношениями в коллективе, стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант. Для этого все делаю так, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, уютно в классном коллективе.

В классе развито самоуправление. Во главе класса стоит командир. Ему в работе помогают «Министры» (спорта, культуры, образования, здравоохранения, труда). Ребятам нравится самостоятельно организовывать работу и видеть полученный результат, они проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, не ждут указаний. В основу воспитания мною взят деятельностный подход.

В своей педагогической деятельности осуществляю теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:

    собрание-лекторий; («Как помочь ребенку подготовить домашнее задание»?)

    «круглый стол»; «Проектная деятельность в школе: «за» и «против»»

    Праздники (7Я)

На них знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности); использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными.

Результативность работы:

    в классе нет пропуска без уважительных причин, и эта ситуация сохраняется в среднем и старшем звене;

    в классе нет отверженных детей.

Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства. Прошла теоретическую и методическую подготовку на курсах повышения квалификации: Приложение 3.

Участвую в районных и областных научно – практических конференциях и вебинарах:

«Педагогический профессионализм в образовании» г. Новосибирск,2014 г.;

«Перспективы развития науки и образования» г. Тамбов, 2014 г.;

«Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя», 2014 г;

«Систематизирование мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения», 2014 г;

«Интегрированное и инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями», 2012г.

Участие в конкурсах педагогического мастерства – неотъемлемая часть моей работы. Подготовка к конкурсу – это кропотливая работа, требующая переосмысления своей деятельности, тщательного анализа положительных и отрицательных сторон своей работы. Она заставляет двигаться вперёд, не останавливаться на достигнутом. Являюсь участником 16 конкурсов профессионального мастерства: Приложение 4.

Кроме того, я активный участник сайтов и имею свои личные страницы:

http://www.proshkolu.ru/user/nbnjdf83/addfile/314403/uploaded/1383981522-908852-2m1gla2yhapzfz/0

http://pedsovet.org/index.php?option=com

Есть электронное портфолио https://yadi.sk/d/Pg2JgpfrE8K3v

Имею свой мини-сайт C:\work\project\p1aa1.html на котором размещаю материал.

Разместила статью в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования». Часть 7; министерство образования и науки РФ. Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество»,2014. с.135-136. http://www.ucom.ru/doc/conf/2014_01_31_07.pdf

Разместила тематическое родительское собрание в рамках направления «Копилка идей» в сборнике по материалам III общероссийской научно-практической конференции педагогов «Формула успеха» «Перспективные направления современного образования». Часть 2; -Кемерово,2014 год. с 74-82.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.

Е.П. Титова

Приложение 1.

Участие учащихся в районных, областных и Всероссийских конкурсах:

п/п

Наименование конкурса

ФИ учащегося

Результат

Всероссийский интернет-викторина для 1-6 классов.

Логвиненко Толик, Баинская Даша

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Математическая регата»

Логвиненко Толик

IХ районный конкурс исследовательских работ школьников

Журавлева Ангелина

Районный конкурс «Смотр песни и строя»

Журавлева Ангелина, Белозерова Яна, Сухинина Лиза,

Квашнин Игорь, Жуков Миша, Казакова Вика,

Дружинин Дима,

Вилль Катя

1 степени

II Районный конкурс юных чтецов «Разноцветная книга».

Сухинина Лиза

Диплом за участие

Районный конкурс «Русь Святая живёт…»

Квашнин Игорь

Грамота за участие

Районная выставка декоративно-прикладного творчества «Живут на свете чудеса»

Квашнин Игорь

Грамота за участие

Районные соревнования «Город маленьких мастеров»

Журавлева Ангелина, Белозерова Яна, Сухинина Лиза

Диплом за участие

Всероссийский конкурс «Золотое Руно»

Жуков Миша

Сертификат участника

Всероссийский конкурс « Русский медвежонок»

Белозерова Яна

Сертификат участника

Всероссийский конкурс «Кенгуру»

Журавлева Ангелина

Сертификат участника

Всероссийский конкурс «ЧИП»

Жуков Миша

Сертификат участника

Директор школы Е.М. Белоусова

Приложение 2

Результаты контрольных работ по итогам учебного года:

Год Показатели

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч. год

Качественная успеваемость

Абсолютная успеваемость

Анализ результатов контрольных работ показал, что на протяжении всего представленного периода неуспевающих нет. Качество знаний и степень обученности повышается.

Директор школы Е.М. Белоусова

Приложение 3

Курсовая подготовка учителя:

Тема

Место прохождения

Сроки

Документ, подтверждающий прохождение курсов

«ФГОС начального общего образования: содержание и технологии введения»

КФ ГОУ ВПО НГПУ

с 04.07.11 по 09.07.11

«Управление воспитательной работой»

КФ ГОУ ВПО НГПУ

с 28.03.11 по 10.04.11

Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации

Директор школы Е.М. Белоусова

Приложение 4

Участие педагога в районных, областных и Всероссийских конкурсах:

п/п

Наименование конкурса

Результат

Районный конкурс «Учитель года»

Вебинар «Интегрированное и инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями»

Сертификат

Районный конкурс «Мой лучший урок»

Грамота 3 место

VI Областной тур Всероссийского заочного конкурса методических материалов для учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности.

Диплом 2 степени

Апрель 2012

XVII Новосибирских Рождественских образовательных Чтениях

Сертификат за выступление на круглом столе «Значение изучения православной культуры России для духовно-нравственного воспитания школьников»

X Международная научно-практическая конференция «Педагогический профессионализм в образовании»

Сертификат за участие

Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития науки и образования»

Сертификат

Всероссийская Педагогическая Видеоконференция «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя»

Диплом участника

Всероссийская Педагогическая Видеоконференция

«Систематизирование мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения»

Диплом участника

Всероссийская олимпиада младших школьников по окружающему миру

Диплом организатора

Общероссийский конкурс «Классный руководитель»

Диплом 1 степени

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Математическая регата» для 1-4 классов

Диплом педагога, подготовившего победителя

Январь 2014

Проект «Инфоурок»

Свидетельство и благодарность

Проект «Инфоурок»

Свидетельство и благодарность

Всероссийский педагогический конкурс «Сценарий медиаурока с компьютером»

Всероссийский педагогический конкурс «Педагогический проект»

Директор школы Е.М. Белоусова