Уроки гигиены зубов для детей. Раздел ii

Лектор: (Приветствие).

Дети: (Приветствие).

Лектор: Дети! Кто знает, чем занимается врач-стоматолог?

Дети: Лечит зубы, десны (лектор может дополнить).

Лектор: Верно (похвалить за верные ответы).

Лектор: Человеку нужны зубы? Может быть лучше, если бы их не было?

Дети: (Улыбаются). Нет, нужны, чтобы правильно произносить слова, чтобы откусывать и пережевывать пищу, украшают лицо человека.

Лектор: Правильно (целесообразно обобщить ответы и объяснить: если во рту есть больные зубы, то могут болеть желудок, сердце, уши, суставы и другие органы).

Кто знает, из чего состоит зуб?

Дети: (Ответы могут быть разные. Их следует выслушать, если был правильный ответ - похвалить).

Лектор: Правильно. Зуб - часть целого организма, это живая структура, и он значительно больше, чем та небольшая часть, которую вы можете действительно видеть во рту (показывает на макете). Посмотрите па рисунок. Часть зуба, которая находится выше линии десен, называется коронкой; часть зуба, которая находится в челюсти и крепко держит зуб, называется корнем.

Коронку покрывает эмаль - очень твердый, белый слой зуба. Эмаль является самым твердым веществом в организме человека. Дентин - желтоватая ткань, формирующая основную массу зуба. Пульпа - "живое ядро" зуба, которое содержит нервы и кровеносные сосуды. Цемент - это костеподобная ткань, покрывающая корень и помогающая удерживать зуб на месте.

Лектор: От чего могут болеть зубы?

Дети:

1. Если есть много конфет.

2. Если не чистить зубы.

3. Если не заниматься спортом, человек становится слабым, может быстро заболеть и у него также быстро могут заболеть зубы.

4. Если не ходить к стоматологу на проверку.

Лектор: Вы, по-видимому, все слышали, что существует такое заболевание, как "кариес". В переводе с латинского языка "кариес" означает "гниение". Кто знает, как он появляется?

Дети: (Отвечают).

Лектор: Кариес вызывают бактерии, живущие в зубном налете. Зубной налет - мягкий, липкий, почти невидимый слой, который постоянно формируется на зубах и есть во рту у любого человека. Он содержит миллиарды бактерий, вызывающие развитие кариеса и болезней десен. Бактерии не атакуют зуб прямо, но они превращают сахар, содержащийся в пище, в кислоту. Именно эта кислота и начинает растворять зубную эмаль. Эмаль деминерализуется, в результате чего образуется белое пятно, которое не беспокоит человека, его тяжело заметить самому, его может увидеть только врач.

Если зуб вовремя не лечить, то бактерии достигают мягкой пульпы внутри зуба, где они атакуют нервы и кровеносные сосуды. Возникает зубная боль. Если зуб своевременно не вылечить, то инфекция распространяется в кость челюсти и образуется флюс.


Кроме того, зубной налет раздражает десны и постепенно может вызвать их воспаление. При этом появляются кровоточивость десен при чистке зубов, неприятный запах изо рта.

Лектор: Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить ваши зубы здоровыми очень долго?

Дети: Чистить зубы, не есть сладкого, есть сыр, твердую пищу.

Лектор: Верно, вы должны помнить, что каждый из вас сам может сохранить красивую и здоровую улыбку, если будет придерживаться определенных правил.

Правило 1. Физическое развитие и закаливание.

В здоровом теле - не только здоровый дух, как говорит народная пословица, но и здоровый зуб. Вы знаете, что спорт и закаливание укрепляют организм, повышают его сопротивляемость к различным заболеваниям, увеличивают выносливость. Следовательно, регулярные занятия в любимой спортивной секции, ежедневная зарядка, посещение бассейна - все это важно как для всего организма, так и для состояния зубов, ведь при неправильном телосложении формируется неправильный прикус. Это приводит к неправильному смыканию зубов, поэтому в пережевывании пищи участвуют не все зубы, что также способствует их поражению кариесом.

Правило 2. Активное жевание.

Физкультура нужна также и для зубов. Среди причин кариеса и гингивита ученые указывают на то, что жевательный аппарат человека в настоящее время лишен нагрузок, которые имели зубы у первобытных предков. Поэтому нужно стараться больше употреблять твердую пищу, отварное мясо, а не кушанья из фарша. По возможности, больше употреблять сырые и твердые овощи и фрукты, не отказываться от черствого хлеба, особенно хлебных корочек. Нужно много и сильно жевать после вязких продуктов - каш, пюре и кондитерских изделий. Это способствует самоочищению зубов от остатков пищи, укрепляет ткани пародонта, улучшает питание тканей, окружающих зуб. Поэтому прием пищи желательно заканчивать морковью, яблоками или грушами.

Правило 3. Гимнастика для зубов и десен.

Нагрузку на зубы, кроме жевания, можно дополнять специальными упражнениями. Необходимо приучить себя иногда попеременно (сильно и слабо) сжимать зубы, закрывать рот на несколько секунд плавно и быстро. Такие движения нужно выполнять, смыкая то боковые зубы (как при жевании), то передние (как при откусывании). Другие движения - смещение нижней челюсти вправо и влево - повторять тоже сильно и умеренно, но так, чтобы зубы скользили по зубам.

Правило 4. Рациональное питание.

Это означает, что питаться нужно регулярно. Сбалансированным является такое питание, при котором потребляется достаточное количество витаминов и минералов, необходимых для здоровых зубов. Чтобы зубы были сильными и здоровыми, им нужен кальций, фосфор, фтор, витамины Д, А, С и другие вещества.

Кальций содержится в молочных продуктах (молоко, кефир, йогурт без добавок, сыр, твердый сыр), зеленых овощах, моркови, капусте, салате, орехах, абрикосах, яблоках. Фосфором богаты рыба, мясо. Но чтобы эти минеральные вещества хорошо усвоились, следует употреблять в пищу такие продукты, у которых соотношение кальция и фосфора является оптимальным (например: грецкие орехи, клубника), а также продукты, содержащие белки, витамины.

Фтор необходим для того, чтобы эмаль зуба была крепкой. Кроме того, постоянные зубы, которые формируются сейчас в ваших челюстях, будут благодаря фтору более крепкими и здоровыми. Фтор содержится в большинстве видов морской рыбы, морской капусте, в чае.

А вот употребление сладких и мучных изделий следует ограничить. Чрезмерное употребление сладкого, нехватка витаминов и микроэлементов - вот главные факторы риска развития кариеса зубов, который широко распространился после изобретения способа производства сахара. Сахар нужен, он источник энергии, служит пищей для мозга, но очень часто мы употребляем его намного больше, в результате чего страдают зубы.

Правило 5. Ограничение потребления сладостей.

Если очень хочется полакомиться конфетой, то можно не чаще одного раза в неделю сделать "сладкий день", съесть одну-две конфеты, лучше из молочного шоколада, чем леденцы и тянучки, которые долго растворяются во рту и создают для зубов вредную сладкую среду. После конфеты или пирожного прополаскивать рот нужно особенно тщательно. Будет очень хорошо для ваших зубов, если вы сладости замените на свежие фрукты, орехи и семена.

Частое употребление сахара и сладких продуктов является основной причиной повреждения зубов. Постоянный прием сладкого в течение дня поддерживает уровень кислоты во рту высоким, позволяя бактериям осуществлять постоянную атаку зубной эмали. Именно поэтому пища и напитки, содержащие много сахара и потребляемые между основными приемами пищи, создают реальную угрозу для зубов.

Правило 6. Ополаскивание зубов жидкими пищевыми продуктами, способными укрепить эмаль. Такими продуктами являются молоко и чай (особенно зеленый), которые полезно на некоторое время (1-2 минуты) задерживать во рту или медленно пить.

Правило 7. Полоскание полости рта. Это нужно делать сразу после еды, пока не началось разложение пищевых остатков под действием микробов. Особенно вредны для зубов и десен продукты брожения сахара, поэтому полезно для полоскания полости рта после еды использовать щелочную минеральную воду или раствор пищевой соды, но можно и простой водой. Полоскать нужно энергично в течение 2 минут.

Правило 8. Чистка зубов.

Лектор: Кто знает, сколько раз в день нужно чистить зубы?

Дети: (Разные ответы - 1, 2, 3).

Лектор: Необходимо тщательным образом чистить зубы два раза в день: утром - после завтрака, вечером - перед сном. Но когда вы целый день дома, то нужно чистить зубы и после обеда.

Чистку зубов проводят последовательно сначала на верхней, потом на нижней челюстях (врач демонстрирует методику чистки зубов на модели). На каждой поверхности зуба необходимо делать по 10 парных движений зубной щеткой с обязательным захватом десны. Чистку начинают с жевательной группы зубов верхней челюсти: жевательные поверхности чистят возвратно-поступательными движениями, наружные поверхности - подметающими движениями от десен, а внутренние - скребущими движениями.

Потом последовательно таким же образом чистят фронтальные зубы и дальше переходят на другую сторону челюсти. В этой же последовательности чистят все зубы на нижней челюсти. Чистку завершают круговыми движениями щетки при сомкнутых челюстях. Чистка длится около 3 минут, в течение которых нужно осуществить 300-320 парных движений зубной щеткой.

Вам, наверное, интересно будет узнать, что человек начал чистить зубы очень давно. Еще у индусов в VII в. до нашей эры описана такая методика чистки зубов: "Встав рано со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой червями ветви дерева или куста без узлов, длиной в 12 пальцев и толщиной в мизинец, которая зубами расщепляется на конце в виде кисточки. Кроме щетки, ежедневно применяется также паста, содержащая растительные масла и ряд ароматических ингредиентов. Каждый зуб чистится отдельно, причем следует избегать повреждения десны".

Основной инструмент для чистки зубов - зубная щетка. У каждого она должна быть своя. Для вас наилучшая зубная щетка - детская, из синтетической щетины, средней мягкости, с закругленными концами. Ее рабочая часть должна по размеру покрывать 2-3 зуба. Особенность зубной щетки для детей заключается в том, что более твердые внутренние щетинки тщательно очищают зубы от налета, а более длинные внешние щетинки осторожно массируют десны и снимают налет с боковой поверхности зубов. Щетка имеет нескользкую ручку, которую легко удерживать, и гибкую шейку, которая прогибается и предупреждает ранение десен.

Зубную щетку нужно хранить в чистоте, головкой вверх. Никогда не используйте дома для хранения щетки футляры, они нужны только в дороге. Зубная щетка должна полностью высохнуть до следующей чистки зубов. Если она останется влажной, то создаются благоприятные условия для развития на ней бактерий. Свою зубную щетку нужно менять на новую каждые 3 месяца, поскольку старая щетка, щетинки которой стали неровными, разлохмаченными, не может хорошо чистить зубы.

Лектор: А что делать, если вы не имеете возможности почистить зубы после еды (в школе, в гостях)?

Дети: Прополоскать рот, пожевать жевательную резинку, съесть что-то твердое.

Лектор: Правильно. Зубная щетка не может полностью очистить межзубные промежутки. Для их чистки следует использовать зубные нити (флоссы). Как правильно ими пользоваться, вас научит ваш врач-стоматолог.

После того как вы закончили чистить зубы щеткой и флоссом, нужно прополоскать рот, чтобы удалить остатки налета.

Кроме того, есть еще одно, хорошо вам известное, средство гигиены. Это - жевательная резинка. Но нужно хорошо запомнить, что она никогда не заменит зубную щетку. Из жевательных резинок предпочтение следует отдавать тем, которые не содержат сахара. Жевать ее можно только после еды в течение 10-15 минут, особенно в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться зубной щеткой. Жевательная резинка стимулирует выделение слюны, которая способствует очищению зубов. Но жевание резинки натощак может привести к заболеваниям желудка. Кроме того, человек, который постоянно что-то жует, выглядит не очень привлекательно в глазах окружающих.

Правило 9. Применение зубных паст с фтором.

Зубные пасты используют для усиления очищающего действия зубной щетки. Они содержат различные вещества и разнообразные химические компоненты, которые растворяют и обезвреживают зубной налет, освежают дыхание. Современные зубные пасты содержат кальций, фосфор, фтор, которые предупреждают развитие кариеса. Вам уже можно пользоваться и взрослыми зубными пастами, но следует брать небольшое количество (величиной с горошину) пасты. Зубы нужно чистить в течение 3 минут. Зубным порошком вам пользоваться не следует.

Правило 10. Бережное отношение к зубам.

Эмаль зубов не любит резкого изменения температуры и ударов. А ее поврежденная поверхность легко становится местом, откуда начинается разрушение зуба. Поэтому нужно избегать температурных перепадов: нельзя после горячего сразу есть холодное или наоборот.

Опасно откусывать и грызть зубами твердые предметы из металла, пластмассы, грызть орехи - эмаль может отколоться. Кроме того, если у вас есть вредная привычка постоянно грызть, например, ручку, может нарушиться расположение зубов или челюстей, которые в будущем придется лечить у ортодонта. Во время падения или удара, когда травмируется зуб, следует немедленно обратиться к врачу-стоматологу.

Мы очень надеемся, что вы обязательно будете следовать этим правилам ухода за зубами и регулярно (дважды в год) посещать своего стоматолога. И тогда ваша улыбка всегда будет белоснежной и здоровой и будет приносит радость вам и вашим родителям

Тесты α = 2

1. Что доминирует у ребенка дошкольного возраста?

A. Познавательные мотивы

B. Игровая деятельность

C. Стремление к обобщениям

E. Непослушание

2. Какие недостатки урока гигиены как формы гигиенического обучения?

A. Нет обратной связи

B. Охватывает мало детей

C. Занимает много времени

D. Охватывает много детей

E. Требует прямых финансовых затрат

3. Сколько времени должно длиться занятие по гигиеническому воспитанию в детском саду?

A. 45-60 минут.

B. 30-45 минут.

C. 20-30 минут.

D. 10-20минут.

E. 5-10 минут

4. Какой основной способ подачи материала по стоматологическому гигиеническому воспитанию в младшей группе детского сада?

A. Рассказ

B. Демонстрация плакатов

C. Игра-сказка

5. Каким образом можно определить базовый уровень знаний по стоматологической профилактике у детей в детском саду?

A. Анкетирование

B. Опрос детей

C. Не определяется

D. Опрос родителей

E. Разговор с воспитателем

6. Какие основные элементы занятия с детьми в садике по стоматологической профилактике?

A. Изложение материала

B. Изложение материала, контроль усвоения

C. Изложение материала, практическая часть

D. Изложение материала, практическая часть, контроль усвоения

E. Практическая часть

7. Какой метод общения с детьми является наиболее эффективным при гигиеническом обучении в детском саду?

A. Монолог врача.

B. Монолог ребенка.

C. Диалог врача и ребенка.

D. Диалог врача и сказочных персонажей.

E. Диалог врача, ребенка и сказочных персонажей.

8. Какими практическими навыками должен овладеть ребенок после проведения гигиенического обучения в детском саду?

A. В этом возрасте он должен иметь лишь теоретические знания

B. Применение флоссов

C. Техникой чистки зубов

D. Уметь полоскать рот

E. Знать названия зубов

9. Какие знания должен получить ребенок во время проведения гигиенического обучения в детском саду?

A. От чего могут портиться зубы

B. Что такое зубная бляшка

C. Механизм деминерализации эмали при кариесе

D. Что представляют собой болезни десен

D. Что входит в состав зубных паст

10. На что должен делаться акцент на втором занятии по гигиеническому обучению в детском саду?

A. На повторении теоретического материала

B. На контроле усвоения практических навыков

C. На рассказывании сказок о гигиене полости рта

D. На демонстрации врачом правил чистки зубов

E. На рассказе о разных способах стоматологической профилактики

11. Какие формы работы при гигиеническом воспитании должны преимущественно применяться при работе с детьми в возрасте 2-3 года?

A. Обучение чистке зубов с использованием пасты, беседы

B. Уроки здоровья, соревнования, плакаты, рисунки, демонстрация тематических, фильмов

12. Какие формы работы при гигиеническом воспитании должны преимущественно применяться при работе с детьми в возрасте 8-10 лет?

А. Обучение чистке зубов с использованием пасты, беседы

B. Уроки здоровья, соревнования, плакаты, рисунки, демонстрация тематических фильмов

D. Санитарно-просветительские беседы. Уроки гигиены. Рисунки, плакаты

E. Проведение бесед, выступления, диспуты

13. Каким движениям зубной щетки обучают детей на первом этапе ГО и В?

E. Подметающие движения

14. Каким движениям зубной щетки обучают детей на втором этапе ГО и В?

А. Вертикальные по передней поверхности

B. Движения по задней поверхности

C. Продольная чистка жевательных поверхностей

D. Поперечная чистка жевательных поверхностей

E. Подметающие движения

15. Каким движениям зубной щетки обучают детей на третьем этапе ГО и В?

А. Вертикальные по передней поверхности

B. Движения по задней поверхности

C. Продольная чистка жевательных поверхностей

D. Поперечная чистка жевательных поверхностей

E. Подметающие движения

Контрольные вопросы (α = 2).

1. Какие разделы включает гигиеническое воспитание населения по вопросам стоматологической профилактики?

2. Какие формы санитарно-просветительной работы Вам известны и какие являются наиболее эффективными в зависимости от возраста ребенка?

3. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 2-3 лет?

4. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 3-4 лет?

5. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 4-5 лет?

6. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 5-6 лет?

7. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 6-7 лет?

8. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей младшего и среднего школьного возраста?

9. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей старшего школьного возраста?

10 Организация и проведение уроков здоровья.

Формулировка методики чистки адаптирована для детей соответствующего возраста и согласована с педагогами.

Современные представления о причинах и развитии заболеваний зубов и тканей пародонта, а также имеющиеся в руках врача-стомато­лога оборудование и средства предупреждения заболеваний позволяют перейти на высшую ступень организации помощи - к внедрению ме­тодов первичной профилактики стоматологической патологии. К ос­новным методам профилактики относятся: общий рациональный ре­жим, сбалансированное питание, рациональная гигиена полости рта, активная санитарно-просветительная работа методом медико-педагоги­ческого убеждения.

Основополагающим принципом системы профилактики стоматоло­гических заболеваний является принцип возрастного подхода к реали­зации всех мероприятий.

Работы в школе начинаются с 1 сентября. Медицинская сестра вместе со школьным врачом-стоматологом подбирает для каждого уча­щегося индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, паста, стака­ны) и составляет расписание уроков гигиены, которые затем утвержда­ет директор (завуч) школы.


Программа гигиенического обучения и воспитания рассчитана на обучение 3-х возрастных групп: 7-9 лет (1-3 класс), 10-14 лет (4-7 класс), 15-17 лет (8-11 класс).

В 1 и 2 классах на эти уроки отводится по 8 часов. В 3 классе по 16 часов. В старший классах обучение рекомендуется проводить от­дельно у мальчиков и девочек.

Примерно на 3-м занятии проводят обучение по уходу за полостью рта. Для трансформации знаний в умения, умения в навыки необходи­мы: опрос, повторение, упражнения в действиях, контроль за примене­нием навыка, поощрение знаний и действий.

В зависимости от санитарно-гигиенической обстановки в школе ме­сто и план проведения практических уроков гигиены будут варьировать.

При наличии в школе кабинета гигиены, в нем проводят как об­щую часть урока, так и практическое обучение детей по чистке зубов.

При отсутствии в школе кабинета гигиены используют кабинет стоматолога. Теоретическую часть урока с обучением детей на трена­жерах следует проводить в классе, а индивидуальное обучение у рако­вины - в кабинете стоматолога.

При неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке (при наличии раковин лишь около столовой) урок ограничивается обучени­ем детей уходу за зубами на тренажерах, а у раковины это осуществля­ется перед лечением зубов в процессе плановой санации или перед проведением специальных профилактических процедур.

Формирование навыка по уходу за полостью рта проводится одно­временно с обучением элементам действий, составляющих навык.

Различают шесть элементов навыка по уходу за полостью рта:

1. Перед тем как чистить зубы, необходимо вымыть руки.

2. Прополоскать рот водой.

3. Тщательно промыть зубную щетку водой из-под крана.

4. Выдавить зубную пасту на зубную щетку на длину ее головки.

5. Чистить зубы по схеме: каждую половину челюсти нужно чис­
тить 1-2 минуты и сделать при этом щеткой 100-150 движений.

6. Прополоскать рот после каждого приема пищи (в школе - пос­
ле обеда).

Технология чистки зубов предусматривает очистку всей поверхнос­ти эмали зуба, особенно активно в местах скопления зубного налета (в пришеечной части коронки, на контактных поверхностях и непосред­ственно у края десны).

1. Движение зубной щетки по зубному ряду должно идти слева направо.


2. Чистка верхних зубов предшествует чистке нижних.

3. Чистка передней поверхности предшествует чистке задней по­
верхности.

4. При установке щетки на зубном ряду важно, чтобы наиболее
трудно очищаемые участки, например, межзубные промежутки были
полностью перекрыты щеткой.

5. Ввиду опасности повреждения дна десневой бороздки щетиной
зубной щетки, ее движения по вертикали должны иметь лишь одно на­
правление: от десны к линии смыкания зубов и должны начинаться с
поверхности десны.

Типы движений зубной щетки

1. Вертикальное по передней и задней поверхностям зубов. На
щечной стороне зубного ряда щетина устанавливается так, что рабочая
часть прилегает к зубам горизонтально, захватывая несколько зубов.
На задней поверхности зубов возможна только установка щетки под
углом 45-90 градусов.

2. Горизонтальные движения по поверхности смыкания зубных ря­
дов в продольном и поперечном направлении.

Завершается чистка зубов «подметающими» движениями по повер­хности зубов.

Зубной ряд делят на несколько сегментов. Чистку начинают с верх­них правых больших коренных зубов. Рекомендуется делать по 10 дви­жений щеткой на каждом квадранте челюстей с наружной и внутрен­ней поверхности, а также на жевательной. На двух зубных рядах долж­но быть сделано не менее 300 движений.

Для закрепления и совершенствования навыка необходима систе­матическая проверка у школьников техники чистки зубов.

После демонстрации методики чистки зубов проводится контроли­руемая чистка зубов (с окраской налета) детьми один раз в неделю под наблюдением медицинской сестры.

Контроль за чисткой зубов осуществляется проведением пробы Шиллера-Писарева. Возможно два подхода к окраске налета:

а) до чистки зубов с указанием детям на участки ретенции зубного
налета и с последующей чисткой зубов;

б) после тщательной чистки зубов окрашивание зубов и повторная
чистка.

Впоследствии контролируемая чистка зубов у дошкольников про­водится при проведении профилактических мероприятий. Каждая про­верка в свою очередь должна сопровождаться индивидуальной коррек­цией методики чистки зубов у каждого школьника.


ЛИТЕРАТУРА

/. Букреева Н.М., Гаккель Л.В. Гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний в усло­виях школы. - Ленинград. 1986. - 70 с.

2. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А. Система организации гигиеничес­
кого воспитания населения при проведении первичной профилактики кариеса зу­
бов у детей //Стоматология, 1986. - № 1. - с. 67-71.

3. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - 239 с.

4. Сунцов ВТ., Леонтьев В.К., Дистель В.А. Санитарно-просветительная ра­
бота в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей организованных
коллективов (методические указания). - Омск, 1982. - 11с.

5. Удовицкая Е.В., Парпалей Е.А., Савчук Н.О. Организация обучения школь­
ников гигиеническому уходу за полостью рта. - Киев, 1987. - 26 с.

15.1.5. Методика проведения санпросветработы среди родителей при внедрении первичной стоматологической профилактики у детей

Существующие в настоящее время организационные подходы и методы лечения не в состоянии снизить все возрастающую распрост­раненность и интенсивность заболеваний полости рта. Поэтому в ре­шении этой задачи на помощь стоматологам должна прийти первичная профилактика стоматологических заболеваний, внедрение которой уменьшит вероятность возникновения этих заболеваний, позволит сни­зить потребность в их лечении, даст возможность врачу-стоматологу уделять больше времени предупреждению заболеваний.

Существенную помощь во внедрении первичной стоматологичес­кой профилактики у детей могут сыграть их родители. Выработка у ро­дителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового об­раза жизни их детей на основе научных знаний причин заболевания, методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии - цель санитарно-просветительной работы среди родите­лей. Санитарно-просветительная работа предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является.

Санитарно-просветительная работа в своей основе имеет два на­правления: пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, аги­тация родителей за соблюдение правил здорового образа жизни и про­филактика болезней их детей путем воспитания и убеждения.

Для пропаганды медицинских знаний среди родителей рекоменду­ется организовать встречу перед родительским собранием в классе или


Группе. Нежелательно объединять родителей нескольких классов или групп (в детских дошкольных учреждениях), так как в этом случае лек­ция или беседа плохо воспринимаются. При этом родителей надо оза­ботить состоянием зубов и органов полости рта среди детей и вызвать заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по про­филактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах. Продолжительность беседы не должна превышать 15-25 мин, так как примерно столько же времени потребуется для ответов на вопросы. Беседа должна проходить живо, со многими примерами, ил­люстрациями, диапозитивами. Необходимо использовать показ кино­фильмов (на родительских собраниях); выпуск санитарной стенной пе­чати с отражением вопросов предупреждения стоматологических забо­леваний, а также распространение среди родителей и учащихся памя­ток, содержащих в кратком виде основную гигиеническую информа­цию по проблеме. Следует помнить, что форма изложения и содержа­ние рекомендаций должны соответствовать культурному уровню насе­ления и условиям жизни в регионе.

Санитарно-просветительная работа среди родителей как одно из основных действенных звеньев в обеспечении гигиенического воспи­тания должна проводиться по следующим разделам:

1. Здоровье матери, питание и состояние полости рта будущего ре­
бенка.

2. Болезни полости рта и здоровье детей.

3. Значение общего здоровья для состояния органов полости рта.

4. Роль качественного питания в предупреждении болезней полос­
ти рта.

5. Профилактическое значение личной гигиены.

6. Лекарственная профилактика болезней органов полости рта и
здоровье будущей матери и ребенка раннего возраста.

7. Гигиеническое воспитание школьников.

Для родителей дошкольников рекомендуется план основной беседы «Предупредить заболевания полости рта можно», которую первично один раз в каждом дошкольном учреждении и школе проводит стома­толог с родителями, как показательную для медперсонала и воспитате­лей детских садов, обязанных по плану дублировать ее по всем груп­пам и классам. План беседы рекомендуется следующий: а) значение здоровья полости рта для общего состояния организма ребенка (5 мин); б) важность качества питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи (15 мин); в) роль общеоздоровительных мер в развитии и состоянии органов и тканей полости рта (5 мин); г) выяв-


ление и устранение вредных привычек (10 мин); д) гигиена полости рта (10 мин); е) способы предупреждения заболеваний полости рта (15 мин).

В рамках этой беседы необходимо акцентировать пункты, соот­ветствующие возрасту детей, с родителями которых проводится ра­бота. Кроме того, ежегодно в беседе освещается один новый воп­рос: с родителями детей ясельной группы (1--2 года) - о необхо­димости наблюдения стоматологом детей, матери которых имели па­тологическую беременность; с родителями детей первой младшей группы - о вирусном стоматите, наиболее распространенном в этом возрасте; второй младшей группы - о значении активного же­вания и способах формирования этого навыка; средней группы - о психологической подготовке детей к необходимости посещать сто­матолога; старшей группы - о смене зубов и осложнениях этого процесса, в частности снижении интенсивности жевания; подгото­вительной группы - о сущности кариеса зубов, принципах его пре­дупреждения и лечения.

Целесообразно тезисы основной беседы приводить в стенной пе­чати. Наиболее гибкой и популярной формой является родительский уголок, материалы которого следует планировать монотематично. В индивидуальном порядке следует приглашать родителей на показа­тельное или текущее занятие с детьми по гигиеническому уходу за полостью рта. Можно также указанную тематику представить в худо­жественной форме путем создания серии диафильмов, фильмов, фо­нограмм, организовать тематические игры, театрализованные встре­чи, выступление в печати, по радио и телевидению.

Через центры здоровья (здорового образа жизни) возможно приоб­ретение тиражируемых санитарно-просветительных материалов (лис­товок, памяток, буклетов и т.п.). При систематической работе по гигие­ническому обучению, начатой с родительским коллективом детей ясельных групп, акцентуацию отдельных вопросов соответственно возрасту можно планировать так, чтобы обеспечить равномерное об­новление текста бесед при обязательном сохранении всех 6 основных пунктов за счет расширенной подачи некоторых материалов. Выбор их обусловлен необходимостью создания базиса гигиенических знаний у родителей к тому периоду, когда начинается активное систематическое обучение детей.

Приводим примерный текст беседы для родителей дошкольных уч­реждений.


ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА

Кариес - самая распространенная болезнь человека. До 98% на­селения страдают заболеваниями зубов и десен.

Заболевания зубов приводят к ревматизму, хроническому тонзилли­ту, болезням сердца, желудка, почек, легких. Поэтому меры предуп­реждения кариеса и его осложнений являются очень важными.

Взрослые должны помочь ребенку правильно осуществлять меры профилактики кариеса. Необходимо зубы чистить 2 раза в день: утром и вечером перед сном. Зубная щетка должна быть с маленькой голов­кой из искусственной щетины. Ни в коем случае нельзя пользоваться одной щеткой двум и более лицам. После пользования зубную щетку рекомендуется тщательно вымыть с мылом и хранить в стакане или чашке. В специально закрытых футлярах хранить щетку можно только временно, например, при поездках.

Новую щетку перед употреблением надо тщательно вымыть, а за­тем густо намыленной оставить на ночь в стакане. Кипятить щетку не­целесообразно, так как при этом она теряет свою первоначальную форму, а щетина может выпасть. Менять зубную щетку надо 4 раза в течение года.

Приучать ребенка чистить зубы щеткой и полоскать рот следует с 2-х летнего возраста. При этом его необходимо научить правильно пользоваться одной зубной щеткой и лишь затем применять зубную па­сту. Необходимо также приучать ребенка полоскать рот после каждого приема пищи.

Наиболее эффективной схемой гигиенических мероприятий следу­ет признать чистку зубов утром после сна и вечером после приема пищи, с обязательным полосканием полости рта после завтрака, обеда, полдника и ужина. Менее эффективна одноразовая чистка. Нерегуляр­ный уход ничего не дает, так как зубной налет успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное воздействие пищевых остатков и микробов сохраняется. Относительно высоким является вызывающее кариес действие твердых легкоусвояемых углеводов, застревающих в бороздках зубов и межзубных пространствах. При плохой гигиене по­лости рта в этих же участках, а также в области шеек зубов скаплива­ется мягкий налет, в составе которого содержатся микроорганизмы. Углеводы под действием микрофлоры полости рта превращаются в кислоты, разрушающие эмаль зубов. Возникает кариес зубов.

Между тем, было бы неправильно думать, что детям совсем не надо давать сласти, сахар. Сласти служат специфическим легким пи-


щевым раздражителем, который нормализует тонус нервной системы детей. Однако такое положительное влияние сластей на нервную сис­тему отмечается только тогда, когда их употребляют в меру - не бо­лее 15-20% общего суточного количества углеводов в день. Мед, ва­ренье, конфеты и другие сласти, которые содержат 60% Сахаров, реко­мендуется употреблять с жидкостью (чай, молоко, вода), количество которой в 10-12 раз должно превышать количество сластей. Если после приема легкоусвояемых углеводов полость рта ополаскивают во­дой, то во рту остается очень незначительное количество сахара. Осо­бенно вреден прием углеводов в качестве последнего блюда, сладкой липкой пищи (печенье, липкие конфеты), так как здесь особенно дли­тельно сохраняются углеводы в полости рта. Сильным, вызывающим кариес действием может быть прием углеводов в качестве последнего блюда на ночь, так как образующиеся кислоты длительно воздейству­ют на зубы. Причем создающееся во время приема высокое содержа­ние не является само по себе вызывающим кариес фактором, такую опасность создают именно остатки углеводов после приема пищи. Сле­дует помнить также, что для развития кариеса важным является не аб­солютное количество углеводов принятых, а частота их приема. Реко­мендуется прием углеводов только в завтрак и обед.

К моменту прорезывания зубов эмаль зуба имеет еще неполноцен­ный состав. Прорезывание постоянных зубов при правильном разви­тии ребенка совпадает по времени с выпадением временных зубов. В 6 лет появляется первый постоянный зуб. Родители должны знать, что на время полного прорезывания зуба в диете ребенка необходимо исклю­чить сласти (особенно липкие конфеты, пирожное, печенье и др. кон­дитерские изделия), заменять их молочными продуктами, фруктами, овощами. Чтобы повысить устойчивость эмали зубов к действию фак­торов, вызывающих кариес, каждый ребенок должен придерживаться следующих правил:

1. Правильно чистить зубы дважды в день утром и вечером.

2. Не употреблять много сластей и мучных изделий, особенно в ка­
честве последнего блюда на ночь.

3. После каждого приема пищи и сластей полоскать рот водой
(лучше щелочной минеральной).

4. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной
соли 2-3 раза в день. ■

5. Медленно пить, задерживая во рту молоко, чай.

6. Энергично и много жевать, не отказываться от жестких овощей
и фруктов.


7. Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, пооче­
редно слабо и крепко сжимая зубы, закрывая и открывая рот легко и с
большой силой.

8. Закаливать свой организм и заниматься гимнастикой.

9. Посещать стоматолога 2 раза в год даже при отсутствии жалоб.
Чистить зубы следует не менее 3-5 минут по часам, разделив

каждую половину челюсти на три участка. Движения щетки должны идти от десны к зубу вертикально. Вначале очищают поверхность зуба со стороны губы, затем со стороны языка, в конце - жевательную по­верхность. Жевательные поверхности зубов необходимо чистить гори­зонтальными движениями; язычные и щечные - снизу вверх на ниж­ней и сверху вниз на верхней челюстях. Центральные зубы нужно чис­тить при сомкнутых челюстях вертикальными движениями.

Детям со здоровой слизистой оболочкой десны можно рекомендо­вать для ухода специальные детские гигиенические пасты «Артек», «Чебурашка», «Ягодка», «Мойдодыр», «Детская» и ряд других. Упот­ребление зубных порошков для ухода за зубами детей не рекомендует­ся, т.к. они больше стирают твердые ткани зуба, которые у детей менее прочны, чем у взрослых.

При множественном поражении зубов кариесом у детей наиболее целесообразно применять пасту «Жемчуг», содержащую специальные противокариозные вещества, и фторсодержащие пасты.

Дети должны знать десять правил чистки зубов (текст адаптирован для старшего дошкольника):

1. Щетка должна иметь изогнутую ручку и короткую, на 2-3 зуба,
головку с щетиной редкими кустиками.

2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.

3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - исполь­
зовать и пасту.

4. Зубной порошок лучше не применять, т.к. им можно поперх­
нуться.

5. Вначале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями
щетки в одном направлении: вверху - сверху вниз, внизу - снизу
вверх по 5 раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева
к дальним зубам справа, сначала вверху, потом внизу, а дальше - зад­
нюю поверхность зубов в том же порядке.

6. Затем надо почистить жевательную поверхность сначала верх­
них, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам
справа по 5 раз в каждую сторону, потом спереди назад по 5 раз у двух
зубов.


7. В конце чистки зубов надо «подмести» все очищенное по зуб­
ным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, затем слева
направо.

8. После чистки щетку надо помыть, намылить и поставить голов­
кой кверху в стакан.

9. Чистить зубы надо дважды в день - после сна или завтрака и
перед сном.

10. Новую щетку иметь весной, осенью, летом и зимой.
Правильная регулярная чистка зубов должна стать гигиенической

привычкой на всю жизнь.

Правильное питание - употребление молока, творога, сыра, рыбы, свежих овощей и фруктов, хорошее пережевывание, употребле­ние жесткой пищи, регулярный уход за зубами способствует предуп­реждению заболеваний зубов и десен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровский Е.В., Кузьмина Э.М., Немецкая Т.И. Первичная профилактика ос­
новных стоматологических заболеваний. Учебно-методическое пособие. - М.,
1986. - 74 с.

2. Леонтьев В.К., Магид ЕВ.. Сунцов В.Г. и др. Гигиена полости рта и ее ле­
чебно-профилактическое значение. - Волгоград, 1987. - 19 с.

3. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А, Санитарно-просветительная рабо­
та в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей в организованных
коллективах (Методические указания). - Омск, 1982. - 11с.

4. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - 237 с.

5. Разумеева Г.И., Удовицкая Е.В., Букреева Н.М. Первичная профилактика
стоматологических заболеваний у детей. - Киев, 1987. - 152 с.

6. Санитарно-просветительные беседы по стоматологии для населения (мето­
дические указания для студентов под редакцией профессора В.И.Карницкого). -
Омск, 1982. - 116 с.

Предмет: Полезные привычки

Урок на тему « Гигиена полости рта»

Класс: второй

Цель: формировать у детей представление об основных правилах гигиены полости рта, формировать практические навыки ухода за зубами.

Задачи: развитее полезных для здоровья привычек, воспитание у детей сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, расширение кругозора, развитие умения аргументировать свою точку зрения, слушать товарищей.

Оборудование: плакаты, картинки с изображением полезных продуктов, замок, макет, зубная щетка, паста, зубная нить, зубочистки, Су-Джок

Ход урока

1. Орг. Момент

Прозвенел звонок,

Значит, начался урок!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво!

2. Проблемная ситуация

Добро пожаловать в школу полезных привычек! А какие полезные привычки вы знаете?

Вбегает Старуха Шапокляк и начинает прятаться в классе.

Учитель: здравствуйте, бабушка! Вы что-то потеряли? Или вас кто-то напугал?

С.Ш.: Напугал, напугал! Еще чего не хватало! Я не за себя, я за Лариску переживаю! Ну, вы знаете ее - это помощница моя по мелким пакостям. Так вот: сидим мы на дереве, грызем грецкие орехи, а скорлупу в прохожих кидаем. И тут моя Лариска как закричит, как запищит!

Учитель: Что же такое случилось?

С.Ш.: Да у нее, почему-то зубы разболелись! Три дня мне покоя не давала, все пищала, да плакала! Даже ночью мне спать не давала! Жалко мне ее стало, я и позвонила в справочную, да и узнала, что делать! Подсказали мне отвезти ее к этому……… ну как он там называется????? К зубастику?........ нет…….К зубологу…….нет! ну подскажите же мне! А……. точно, к стоматологу! Вот пришли мы туда, посадили ее в кресло и тут что-то как зажужжит! Вот я и убежала! А теперь переживаю за нее – подруга все-таки!

Учитель: не переживайте, уважаемая! Ничего страшного там не происходит! Полечат вашей Лариске зубы и отпустят!

С.Ш.: Ну, ладно, ладно, убедили! Вот только я не могу понять, чего это Ларискины зубы вдруг заболеть решили.

Учитель: А мы сегодня в нашей школе полезных привычек как раз и будем говорить про зубы. Оставайтесь и все поймете.

С.Ш.: Уговорили, посижу уж тут!

3. Вступительная беседа. Сообщение темы урока.

Итак! Тема нашего урока ……..Ой! А на доске, где я написала тему, висит замок!

Чтобы его открыть мы должны проверить готовность к уроку.

Упражнение для снятия напряжения (глубокий вдох через нос, задержать дыхание и резкий выдох через рот – ух! 3 раза)

Открывается тема урока «Гигиена полости рта»

Отгадайте мою загадку

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб- всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю! (губы, рот, зубы)

У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки)

Вот видите, почти все в классе испытали эту неприятную боль. Поэтому мы сегодня познакомимся с причинами, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики. Девизом нашего урока будут слова (прочтем их хором)

Здоровые зубы - гарантия здоровья!

Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов? (ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, если пища будет плохо пережевана, то и пищеварительная система будет страдать, например: болеть живот)

Не на все зубы приятно смотреть. Почему?

Здоровые зубы - это красивая улыбка, правильная речь!

4. Повторение пройденного материала. Разгадывание кроссворда.

1. Мышечная ткань, покрывающая корни зубов

2. Часть зуба, которую мы видим

3. Сердце зуба.

4. Зубная кость

5. Невидимая часть зуба

7. Зубовед, дантист

5. Работа над темой урока

Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Стоматологи ежегодно удаляют около четырех тонн детских зубов. Отчего же это происходит?

У каждого человека во рту есть бактерии полезные, а есть бактерии кариеса. И вот эти бактерии используют сахар, попадающий в рот, в качестве топлива, и производят из него кислоту. Кислота растворяет поверхность зуба, эмаль становится слабой. Процесс растворения зубов кислотой называется «кислотная атака», но слюна нейтрализует кислотность во рту примерно полчаса.

Отчего же образуется кислота?

МИКРОБЫ+САХАР=КИСЛОТА

Вот что происходит с нашими зубами, если мы не ухаживаем за ними и едим много сладкого.

А кто из вас любит сладкое? Сладкое любят все!

Из всего этого сформулируем первое правило:

-Соблюдать правила употребления сладкой пищи!

Какие продукты относят к сладкой пище? И я люблю сладкое, но как же быть, что сладкое совсем нельзя есть?

Можно, но правильно! Нужно контролировать количество «кислотных атак», не нужно есть постоянно в течение дня, а спланировать свое питание так, чтобы не было более 4-5 приемов пищи в день. Зубы нормально переносят «кислотные атаки», происходящие при нормальном питании: завтрак, обед, ужин.

Второе правило: Употреблять продукты, которые полезны для наших зубов.

Каротином он богат и полезен для ребят

Нам с земли тащить не вновь за зеленый хвост (морковь)

Круглое, румяное я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

Доктора также советуют, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, т.к. в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль.

А вы знаете. Что у наших зубов есть друзья?

Отгадайте кто они! Всех микробов точно плеткой выгонит зубная…..(щетка)

Белая река в пещеру затекла, чистит добела…..(зубная паста)

Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (вода)

-Щетка, паста и вода – мои лучшие друзья !- говорят наши зубы!

Физминутка:

---«Шапка- размышлений» (Упражнение для улучшения внимания). Растираем ладошки до образования «теплого комочка», надеваем комочек на голову, крутим мочки ушей. 3 раза)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Зубную пасту мы берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши.

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Упражнения с Су-Джоком

Третье правило:

Когда и как надо чистить зубы? Достаточно только утром после завтрака и на ночь. А что делать с зубами после еды? (полоскать)

-Чистить зубы два раза в день!

Как правильно выбрать зубную щетку? (обязательно с мягкой щетиной) А какие вы знаете правила хранения щетки? (в открытом виде щетиной вверх, предварительно намылив, чтобы не заводились микробы). Менять щетку 4 раза в год.

Не применять для других целей и не позволять кому-нибудь пользоваться своей зубной щеткой!) А какую пасту вы должны использовать? (соответствующую своему возрасту)

Какие еще есть предметы для ухода за зубами? (зубочистки и зубные нити)

Существуют ли правила чистки зубов?

Четвертое правило звучит так:

-Соблюдать правильную технику чистки зубов!

Мы чистим, чистим зубы и весело живем

А тем, кто их не чистит, мы песенку поем:

Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,

Снизу – вверх, сверху - вниз, чистить зубы не ленись!

6. Практическая работа

С открытым ртом чистим передние зубы, сначала верхние передние движением сверху-вниз, затем нижние - движением снизу вверх с внешней и внутренней стороны. Аналогично чистим коренные зубы. Движение вперед – назад, только когда чистим коренные сверху.

Как поел. Почисти зубки!

Делай так два раза в сутки

Предпочти конфетам фрукты.

Очень важные продукты,

Чтобы зуб не беспокоил

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

7. Итог

Вам понравился урок? Что вам показалось особенно интересным?

С.Ш.: А я свое придумала правило: Нельзя грызть грецкие орехи!

В конце нашего урока давайте составим памятку для Шапокляк. Какие правила, мы можем оформить в виде рисунков? (работа в группах)

Выставка работ.

Д.З. найти или придумать загадки о зубах, сочинить сказку.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гигиена полости рта Цель урока: Изучение правил гигиены полости рта Пропаганда здорового образа жизни Эстетическое воспитание Учитель технологии Иовенко Татьяна Юрьевна Город Москва школа №1392

Гигиена полости рта Как правильно ухаживать за полостью рта

Изречение выдающихся людей о здоровье. Здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер Здоровье дороже золота. У. Шекспир Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. Гейне Генрих

Регулярная правильная гигиена полости рта на 85-90% обеспечивает здоровье зубов. Несмотря на то, что наши зубы и десны созданы природой для выдерживания колоссальной жевательной нагрузки, они очень уязвимы к ежедневному воздействию пищи, которую мы употребляем. Если не проводить гигиену полости рта, человек лишается всех зубов, даже идеальных от природы, в самом молодом возрасте. Кроме того, не вылеченные зубы могут стать причиной смертельно опасных осложнений. Все вышесказанное подтверждается грустным примером наших далеких предков, которые не имели ни малейшего представления о гигиене полости рта.

Археологи при раскопках обнаружили даже у молодых 20-30 летних людей либо полное разрушение, либо тотальное отсутствие зубов в челюстях (адентия). Это доказывает, что преувеличить значение гигиены полости рта невозможно.

Ошибочно мнение, что гигиена полости рта правильна, если Вы пользуетесь самой лучшей зубной пастой и купили дорогую зубную щетку. Успешной гигиена полости рта будет лишь в том случае, когда она выполняется регулярно и правильно. Опять же неправильно думать, что регулярная гигиена полости рта – это уход за зубами только утром и вечером, гигиена полости рта должна выполняться в течение всего дня.

Итак, правильная гигиена полости рта включает: тщательную чистку зубов с помощью зубной щетки и пасты очищение полости рта после каждого приема пищи уход за межзубными промежутками

Предпочтительно после каждого приема пищи почистить зубы, но в современных условиях зубная щетка не всегда доступна. Поэтому можно использовать полоскание рта водой, а лучше специальным ополаскивателем для полости рта, если нет и этой возможности нужно воспользоваться жевательной резинкой.

Под рукой всегда дожна быть зубная нить – это важный компонент гигиены полости рта. Зубная нить вычищает межзубные промежутки от гнилостных остатков пищи, предотвращая развитие кариеса межзубных поверхностей зубов. Зубной нитью пользуются после каждого приема пищи. Правильная гигиена полости рта – экономит колоссальное количество Ваших средств, делает регулярные визиты к стоматологу только профилактическими и всю жизнь сохраняет Ваши зубы и десны здоровыми.

Как чистить зубы? Правила ухода за зубами Поддержание полости рта в хорошем гигиеническом состоянии возможно лишь при тщательной чистке зубов, основанной на следующих принципах: чистка зубов должна быть регулярной с необходимым для очищения всех зубных поверхностей количеством движений щетки обучение правилам чистки зубов входит в обязанности стоматолога, без обучения невозможно обеспечить необходимый уровень гигиены полости рта уровень гигиены полости рта должен контролировать стоматолог

Чистка зубов зубной щеткой Тщательная чистка зубов 2 раза в день (один раз после завтрака и второй раз после последнего приема пищи на ночь) позволит эффективно устранить налет и предупредить развитие заболеваний полости рта.

Движения, используемые при чистке зубов: «вверх – вниз» – для чистки наружных и внутренних поверхностей; «вперед – назад» – для чистки жевательных поверхностей.

Во избежание повреждения десны – чистку нужно производить с легким нажимом. В конце, для профилактики возникновения неприятного запаха, необходимо произвести чистку языка специальной щеткой.

Чистка межзубных поверхностей Межзубные поверхности необходимо чистить с помощью флосса (межзубной нити), как минимум, 2 раза в день – утром и вечером.

Флосс аккуратно вводится в межзубный промежуток, используя движения «назад – вперед», для того, что бы не нанести травму десне.

Флосс плотно прижать к поверхности зуба и аккуратно «протереть» боковую поверхность, перемещая его в направлении « от десны».

Зубные пасты Средства ухода за ротовой полостью Зубная паста – специальная лекарственная форма, предназначенная для гигиены полости рта, профилактики и лечения заболеваний. Регулярная и правильная чистка зубов является основой их красоты и здоровья. К наиболее распространенным гигиеническим и лечебно-профилактическим средствам ухода относятся пасты, гели и порошки для чистки зубов. Составы средств предназначенных для чистки зубов могут быть различными. Составы должны оказывать хорошее освежающее действие, удалять запахи, очищать зубы и в некоторых случаях оказывать полирующее действие. Абразивное, стирающее действие на твердые ткани зубов должно быть минимальным.

Пасты для чистки зубов подразделяют на гигиенические и профилактические, в зависимости от их состава. Лечебно-профилактические пасты могут быть противовоспалительные, противокариозные, отбеливающие, для чувствительных зубов и т.д. в зависимости от добавок.

Основным наполнителем зубных паст служат абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества. Для придания пастам приятного вкуса и запаха добавляются различные отдушки, вещества улучшающие вкусовые качества и красители

Жевательная резинка Гигиена полости рта Что же такое жвачка - помощь или вред? На каждом телеканале нас убеждают нас использовать жевательную резинку, освежающую и укрепляющую зубы. Однако, многие врачи общего профиля говорят, что жвачка вредна. Как обстоит дел на самом деле?

Основными доводами в пользу регулярного использоваия жвачки является ее очищающее действие и действие на ституляция мускулатуры лица Всем известно, что остатки пищи являются благоприятнейшим субстратом для болезентворных бактерий, живущих во рту. У нас не всегда есть возможность почистить зубы щеткой. А жвачка за счет стимуляции слюноотделения, а также за счет своих адгезивных свойств очищает жевательную поверхность зубов от остатков пищи.

Конечно, жвачка лишь дополняет гигиену полости рта. Чтобы жвачка не навредила зубам, она должна содержать сахарозаменитель вместо глюкозы, что предупреждает рост бактерий, вызывающих кариес. Одновременно жвачка освежает дыхание, однако помните, - если неприятный запах изо рта стоек и не проходит в течение дня, нужно обратиться к стоматологу, так как неприятный запах изо рта может служить симптомом заболеваний полости рта.

Какой вред может нанести жвачка? При жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желучного сока, что способствовует развитию гастрита или обострению язвенной болезни, поэтому жевать надо после еды, при этом зубы будут очищаться и вырабатываться необходимый для переваривания пищи желудочный сок. Также считается, что регулярное употребление жевательной резинки может приводить к заболеваниям височно-нижнечелюстных суставов. Если жевать жвачку не целый день подряд, никаких проблем с суставами не будет.

Жевательную резинку следует жевать после еды в течение 15-20 минут, пока не потеряется вкус добавок. Лучше выбрать жвачку с сахарозаменителем. Не следует жевать на голодный желудок. Не используйте жвачку взамен зубной щетки. Помните, что употребление жвачки не избавляет от необходимости два раза в год посещать стоматолога

Курение и зубы Последствия для зубов О вреде курения говорят очень многие. Основной акцент делается на канцерогенный эффект на легкие, увеличение риска сердечно-сосудистой патологии. Все боятся этих опасных для жизни заболеваний, однако мало кто знает, что курение имеет огромные последствия для зубов.

Первым последствием курения является чисто эстетическая проблема – компоненты табачного дыма накапливаются в эмали, вызывая потемнение зубов. Существующие зубные пасты для курильщиков не обладают достаточной эффективностью, профессиональное отбеливание зубов возвращает красоту улыбке. Если курение продолжается, отбеливающие процедуры придется повторять вновь и вновь, а это нанесет серьезный удар по семейному бюджету.

Помимо чисто косметических недостатков, курение приводит к серьезной патологии десен и зубов. Европейские исследования последних лет показали, что курение во много раз увеличивает вероятность возникновения заболеваний десен. Компоненты табачного дыма нарушают кровообращение в деснах, вызывают атрофию слизистой оболочки десны. Кроме того, курение ускоряет развитие зубного камня

Таким образом у курильщика развивается сначала хронический гингивит, а затем и хронический пародонтит. Помимо этого последующее лечение пародонта или любой вид хирургического вмешательства в полости рта не принесет желаемого результата, так как химикаты, содержащиеся в табаке, замедляют процесс выздоровления и делают результат лечения менее предсказуемым.

Исследования показывают, что курильщики теряют больше зубов, чем некурящие люди. Для сравнения: только 20% некурящих людей в возрасте старше 65 лет страдают полным отсутствием зубов, в то время как у курильщиков этот показатель равен 41,3%. Кроме этого, процесс выздоровления у курильщиков после лечения протекает гораздо дольше, чем у некурящих или бросивших курить.

Подводя итоги негативного последствия курения на зубы, можно сделать вывод, что у курильщиков гораздо чаще встречаются: Рак слизистой оболочки полости рта Неприятный запах изо рта Потемнение зубов Потеря зубов Остеомиелит челюсти Изменение вкуса еды Заболевания десен Меньшая эффективность лечения заболеваний пародонта Менее благоприятный исход протезирования Появление морщин на лице

Неприятный запах изо рта - причины Как избавиться от запаха изо рта? Причины, приводящие к возникновению неприятного запаха изо рта. Прежде всего это: кариес зубов и его осложнения заболевание слизистых оболочек полости рта заболевания пародонта некачественные протезы и ортодонтические конструкции отсутствие индивидуальной гигиены полости рта, в результате чего в полости рта скапливается большое количество бактерий.

При всех вышеперечисленных состояниях ротовую полость заселяют болезнетворные бактерии. Бактерии - это микроорганизмы, живущие во рту каждого человека в огромном количестве. Полость рта - самая густо населенная бактериями часть человеческого организма. Бактерии обитают на поверхностях зубов, на спинке языка, в кариозных полостях, в складках слизистых оболочек, на слизистых оболочках щек. Бактерии питаются теми продуктами питания, которые попадают в ротовую полость и выделяют отходы. Отходы жизнедеятельности некоторых видов бактерий представляют собой сернистые соединения, которые и являются причиной неприятного запаха изо рта. При низком уровне индивидуальной гигиены полости рта число бактерий за очень короткое время увеличивается в миллионы раз. Особенно этот процесс выражен при наличии кариозных полостей, заболеваниях десен – остатки пищи застаиваются там, приводя к лавинообразному размножению микробов. Проблему можно разрешить только проведением регулярных и тщательных мероприятий по уходу за полостью рта, своевременным посещением стоматолога.

http://subscribe.ru/archive/business.school. http://images.yandex.ru/ http://alex.pp.ru/log/teeth-check.jpg http://www.luzparatodos.es









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с заболеванием зубов (кариес) и десен (парадантоз), мерами их профилактики.
  2. Повторить основные правила по уходу за зубами.
  3. Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование: схемы, муляж «Зубы и зубная щетка», плакат «Строение зуба», видеофильм, валеологический самоанализ на парте, зубные пасты, практикум «Чистка зубов» раздаточный материал.

I . Организационный момент.

(Готовность класса к уроку)

а) - Здравствуйте, ребята.

Стоматологи ежегодно удаляют около четырёх тонн детских зубов .

Как нам не попасть в этот список ?

У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки).

Вот видите, все в классе испытали эту неприятную боль.

Поэтому мы сегодня на занятии познакомимся с заболеваниями зубов и десен, узнаем причины, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики.

Запись темы в тетрадь.

б) Девизом нашего факультативного занятия будут являться слова (прочтем
их хором)

Здоровые зубы - гарантия здоровья

Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов.

(ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, а, следовательно, обеспечивают нормальную деятельность желудочно-кишечного тракта);

  • Если пища плохо пережевана, то и пищеварительная система будет от этого страдать (например: болеть живот).
  • Не на всякие зубы приятно смотреть. Почему?
  • Здоровые зубы - это красивая и обворожительная улыбка, правильная речь.

II . Работа над новым материалом.

а) - Рассмотрим строение зубов (плакат на доске (карточки на парте (Приложение 3 )). Вот из чего состоит зуб.

  1. Эмаль - твердое покрытие (в организме нет ничего более твердого).
  2. Дентин - еще одно твердое вещество, которое находится под эмалью.
  3. Под дентином - расположена пульпа - мягка ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами, обеспечивающими чувствительность зуба.
  4. У зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти.
  5. Основание зуба со всех сторон окружено десной.

б) Заболевание зубов и десен.

Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят.

Среди стоматологических заболеваний наиболее распространен кариес - образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.

(таблица «Заболевание зубов. Кариес») Если воспаляется десна, и другие т.е. мягкие ткани - это заболевание называется парадонтит. Он может возникнуть, если не лечить кариес, а так же - от механического повреждения десны (например, грубой пищи, зубной щеткой).

Запись в тетрадь.

Кариес - образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.

Парадонтит - воспаление тканей вокруг зуба.

(если кариес не лечить может произойти воспаление тканей вокруг зуба (парадонтит).

Скажите, от чего же разрушаются зубы?

(ответы: - Не соблюдение гигиенических правил ухода за зубами).

Какие основные правила ухода за зубами вы знаете?

(ответ: - чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после еды, не есть холодного - горячего или наоборот, не грызть твердые предметы, посещать стоматолога и т.д.)

в) Беседа со школьным стоматологом.

(врач стоматолог может быть приглашён; проводит беседу или конкурс …)

Вопрос после просмотра.

На какие группы делятся зубные пасты? (гигиенические и лечебно-профилактические).

Для чего используют гигиенические (для снятия налета, механическое очищение).

Лечебно-профилактические содержат экстракты трав, лекарственных растений, витамины, (они лечат и проводят профилактику.

(перед занятием учитель предлагает принести пасты или коробки от паст)

На столе пасты, выберите лечебно-профилактические.

  • Почему, вы считаете, что это лечебно-профилактические? (читают, что входит в состав) они лечат и проводят профилактику.
  • Очень хорошо! (А какими пастами вы пользуетесь дома?) (называют).
  • Рассмотрите внимательно дома состав ваших паст и определите к какой группе они относятся? гигиенические или лечебно-профилактические.
  • В нашем районе в воде мало фтора.Какой можно сделать вывод?(лучше пользоваться лечебно - профилактическими пастами, содержащими фтор.)

г) Практическое занятие.

Одним из основных правил ухода за полостью рта является правильная чистка зубов. (Приложение 4)

Сейчас мы проведем с вами практическое занятие по чистке зубов.

У меня на столе макет. (Дима будет проводить показ на манекене, а вы для этого будете использовать расческу и зубную щетку).

Мальков читает последовательность вслух, все выполняют действия (не торопитесь).

Молодцы! Еще раз (закончили).

III. Итог урока.

  1. Итак с чем мы познакомились на уроке? Сегодня мы познакомились с основными заболеваниями зубов и десен и повторили основные правила гигиены полости рта.
  2. Выполним самоанализ.
  3. Если вы выполняете то или иное правил напротив поставь знак «+», если нет «-».
  4. Сопоставь количество «плюсов» и «минусов».
  5. Если «+» больше, значит ты правильно ухаживаешь за зубами, если меньше, то вы должны сделать для себя вывод, что нужно еще дополнить для сохранения здоровых и крепких зубов.

IV . Все материалы которые есть на парте, вклейте в тетрадь по теме «Гигиена полости рта. Заболевание зубов и десен». Спасибо! До свидания!