Установка дозатора на мтз 82 старого образца. Принцип работы и нюансы монтажа насоса-дозатора на мтз

Насос дозатор МТЗ — это составляющая часть гидрообъемного комплекса, управляющего трактором. Он способствует правильному распределению жидкости и ее подаче к гидравлическим цилиндрам, что, в свою очередь, значительно упрощает управление трактором.

Это позволяет оператору прикладывать намного меньше усилий для поворота колеса, что очень важно при сильной загруженности трактора.

1 Устройство и принцип работы насоса МТЗ

Насос дозатор МТЗ выпускают на тракторном заводе в Минске. Производителем было максимально упрощено устройство агрегата для обеспечения хорошей износоустойчивости механизмов и простоты в обслуживании. Агрегат включает 3 главные комплектующие части:

В качающемся узле насоса — несколько частей: неподвижный статор и ротор, к которым подходит золотник устройства. Золотник крепится 2 пружинами и соединяется с валом колонки руля. Двигаясь, рулевая колонка приводит в движение золотник и, смещаясь относительно центральной оси, осуществляет поставку масла внутрь насоса.

Особый клапанный блок корпуса содержит противовакуумные, предохранительные, обратные и противоударные клапаны. Обратные клапана требуются в случае отказа гидравлического мотора. Тогда клапаном перекрывается сливной канал системы гидравлического усиления, мешая перемещению жидкости. Предохранительные клапаны регулируют давление в системе маслопровода.

Противовакуумные клапаны способствуют перемещению масла в гидравлические цилиндры при авариях в системе. Противоударными клапанами регулируется давление в магистралях при очень большой нагрузке при движении по неровным участкам трассы.

Устанавливать насос дозатор необходимо на технику, движущуюся со скоростью не выше 50 км/ч, а располагать в объёмном гидравлическом приводе машины.

Воздействуя на управляющую систему, насос дозатор осуществляет подачу рабочей жидкости к гидроцилиндру и усиливает действия оператора. При отсутствии воздействия на управляющую систему положение насоса становятся нейтральным, и он пропускает жидкость непосредственно к сливной системе.

2 Как правильно выполнить установку насоса дозатора?

При установке насоса дозатора на МТЗ 80 и МТЗ 82 выполняется частичная замена системы ГУР (гидравлического управления руля) на ГОРУ (гидравлическое объёмное рулевое управление).

В комплект ГОРУ входят:


Если необходимо, также покупают кран, блокирующий дифференциал механизма ГОРУ. Его применяют, чтобы заменить блокировку, используемую на ГУР. Этот кран предоставляет возможность для блокировки руля на нестабильных дорожных участках, что улучшает проходимость транспорта.

2.1 Алгоритм установки

  1. В первую очередь снимают коробку ГУР (распределитель). Для этого необходимо снять рычаги управления, потом изъять пластины пыльников, уплотнители и пыльники. Потом нужно снять крышки и вытянуть золотники.
  2. На следующем этапе меняют подшипники, если имеющиеся износились.
  3. Снимают червяк агрегата.
  4. На место червяка устанавливают вал дозатора.
  5. Устройство для дозировки прикручивают к необходимой планке. Для установки используют потайные болты.
  6. Потом насос проверяют и после этого устанавливают насос дозатора на мтз в систему гидравлического усиления.

Остальной комплект ГОРУ меняют до того, как будет произведена установка агрегата.

2.2 УСТАНОВКА НАСОСА ДОЗАТОРА НА МТЗ СВОИМИ РУКАМИ (ВИДЕО)


3 Неисправности насоса

Всякая неисправность дозатора на мтз 82 или системы объёмного управления руля может вызвать осложнения в функционировании управляющей системы. Для восстановления работоспособности системы необходимо чёткое понимание того, что именно пришло в негодность. Об этом можно судить по таким признакам.

Установка насоса-дозатора на ЮМЗ на сегодняшний день не является чем-то неизведанным. Наоборот, эта тема актуальна уже не первый год. Разработаны и составлены специальные комплекты переоборудования , благодаря которым процесс установки значительно упрощается. В интернете можно найти массу информации, предложений и комментариев, как переоборудовать ЮМЗ под ГОРу правильно , и самое главное качественно.

Переоборудование рулевого управления ЮМЗ можно разделить на два типа. Первый, это переоборудование тракторов ЮМЗ с большой кабиной, и второй - с малой.

Для данных целей наш интернет-магазин предлагает два разных .

Первый - для ЮМЗ с большой кабиной , в состав входят следующие запчасти:

· Кронштейн для установки насоса-дозатора

· Вал-стакан насоса дозатора

Второй - для ЮМЗ с малой кабиной , в состав входит:

· Насос-дозатор (в комплекте с 4 штуцерами)

· Гидроцилиндр (в комплекте с 2 пальцами и 2 штуцерами)

· Рукава высокого давления (в количестве 4 штуки)

· Рычаг центральный под гидроцилиндр

Цена первого комплекта составляет 4600 грн , а стоимость второго 4200 грн.

При покупке малого комплекта - вы сможете приобрести с 25% скидкой, и он обойдется вам в пределах 300 грн.


Также в нашем интернет-магазине представлен гидробак ЮМЗ , который используется как отдельный от основной гидросистемы элемент. Он обеспечивает питание потребителей системы ГОРу трактора ЮМЗ .

Вы сможете также отдельно от комплекта. Стоимость его 650 грн.

Определившись с комплектующими материалами, переходим непосредственно к переоборудованию.

Сам процесс переоборудования - снимаете ГУР (гидроусилитель руля), на его место устанавливаете кронштейн для установки гидроруля и прикручиваете четырьмя болтами, подключаете вал от рулевого колеса.

Далее, для крепления гидроруля вам потребуется применить вал стакан. Заменяете центральный рычаг, устанавливаете гидроцилиндр поворота колес (он сразу идет в комплекте с пальцами и штуцерами). При помощи рукавов высокого давления подключаете насос-дозатор к насосу НШ и гидроцилиндру.

Рассмотрим один из примеров установки насоса-дозатора на трактора ЮМЗ с маленькой кабиной. На первой схеме мы видим «Установку гидроцилиндра»:

На рисунке вы можете видеть, что гидроцилиндр, при помощи пальцев соединяет рычаг с балкой оси.

Ниже предоставим схему гидравлического подключения насоса-дозатора.

Установка насоса-дозатора может производиться в кабине трактора, или же под ней. Ниже на фотографиях предложены оба варианта.

В кабине:

Установка насоса-дозатора под кабиной:

Если Вам накладно, или не нужно покупать весь комплект переоборудования, то мы можем предложить вам продажу запчастей по отдельности. Случаются ситуации, когда в наличии у покупателя уже есть часть материалов для переоборудования трактора, и не хватает лишь некоторых.

В отдельных случаях ребята используют подручные средства, к примеру, один из наших посетителей сайта, вместо вал-стакана для насоса-дозатора, использовал трубу от коробки сцепления мотоцикла, о чем любезно поделился в комментариях. Кто-то в совершенстве обладает «сварочным искусством» и может сам сварить некоторые детали из комплекта, и прочие варианты.

Одним из часто задаваемых вопросов, уже после установки гидроруля, это то, что туговато работает руль, и нет резкости в управлении. Это, скорее всего, свидетельствует о неправильной установке или подсоединении комплектующих. Перепроверте все еще раз.

Зачастую, установка насоса-дозатора (гидроруля) на трактора ЮМЗ вызывает только положительные отклики.

Если у Вас возникли вопросы, пишите в комментарии, всегда будем рады помочь.

В этой статье детально описано как установить дозатор на тракторы МТЗ.

Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 предназначено для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте.

Рис.1. Гидрообъемное рулевое управление и кран блокировки дифференциала Беларус МТЗ-820, 82.2

Рис.2. Гидрообъемное рулевое управление и кран блокировки дифференциала Беларус МТЗ-82.1, 80.1

1 – маслопровод муфты блокировки дифференциала; 2 – кран блокировки; 3 – объединенный маслобак ГНС и ГОРУ; 4 – насос-дозатор; 5 – сливной фильтр; 6 – датчик аварийного давления масла; 7 – насос питания ГОРУ; 8 – гидролиния всасывания; 9 – рычаг поворотный; 10 – конические пальцы; 11 – гидроцилиндр поворота; 12 – пресс-масленки; 13 – кронштейн цилиндра; Р – гидролиния нагнетательная; Т – гидролиния сливная; L – гидролиния левого поворота; R – гидролиния правого поворота.

ГОРУ тракторов Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 состоит из насоса-дозатора 4, рулевого гидроцилиндра 11, шестеренного насоса питания 7 с приводом от двигателя, объединенного маслобака 3 и гидравлической арматуры (штуцеров, маслопроводов, рукавов высокого давления, шлангов и деталей их крепления).

Масляной емкостью является объединенный маслобак 3 гидронавесной системы (ГНС) и гидросистемы ГОРУ. Фильтрация масла производится через установленный в гидросистеме навески сливной фильтр 5 (номинальная тонкость фильтрации 25 мкм).

В сливной гидролинии «Т» установлен кран блокировки 2, предназначенный для управления гидравлической муфтой блокировки дифференциала заднего моста трактора.

Связь между рулевым колесом и управляемыми колесами осуществляется гидравлически посредством маслопроводов и рукавов высокого давления, соединяющих установленный на рулевой колонке насос-дозатор 4 и дифференциальный гидравлический цилиндр 11, установленный на корпусе ПВМ или передней оси.

При повороте рулевого колеса влево или вправо в насосе-дозаторе 4 происходит сжатие центрирующих пластинчатых пружин и смещение распределительных канавок золотника (золотник через шлицы соединен с валом рулевого колеса) относительно канавок гильзы, в результате чего масло от насоса питания 7 под давлением поступает через дозирующий героторный узел насоса-дозатора в соответствующую полость «R» или «L» рулевого гидроцилиндра 11 в объеме, пропорциональном величине поворота рулевого колеса, а масло из другой полости гидроцилиндра 11 поступает через каналы в золотнике и гильзе в сливную гидролинию «Т» и сливается в маслобак.

При прекращении поворота рулевого колеса гильза под воздействием центрирующих пластинчатых пружин насоса-дозатора возвращается в нейтральное положение относительно золотника, цилиндровые гидролинии «L» и «R» запираются, а масло из нагнетательной гидролинии «Р» поступает через каналы в золотнике и гильзе на слив «Т», что обеспечивает сброс давления в нагнетательной гидролинии «Р» и разгрузку насоса питания 7.

Запертый объем масла в полостях гидроцилиндра 11 обеспечивает устойчивость направления движения трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 при наезде управляемых колёс на неровности дороги или почвы. При нормальных условиях работы, когда насос питания 7 обеспечивает необходимое для поворота направляющих колес давление масла, максимальное усилие, прикладываемое оператором для поворота рулевого колеса, не превышает 30 Н.

Если поток масла от насоса питания слишком мал, или отсутствует (например, при неисправностях дизеля, насоса питания, при разрушении нагнетательного маслопровода или отсутствии масла в маслобаке), то при вращении рулевого колеса насос-дозатор 4 выполняет функцию ручного насоса, перекачивая масло из одной полости гидроцилиндра 11 в другую, что обеспечивает поворот направляющих колес.

Усилие на руле, прикладываемое оператором для создания необходимого давления масла в гидроцилиндре 11 при ручном управлении, значительно возрастает, в отдельных случаях до 600 Н.

Технические характеристики ГОРУ Беларус МТЗ-82-1, 80-1

Усилие на рулевом колесе, Н, не более - 30

Люфт рулевого колеса, град, не более - 25

Скорость «скольжения» рулевого колеса в крайних положениях при приложении к рулевому колесу усилия 100 Н - 3 об/мин

Насос питания:

Тип - шестеренный

Направление вращения - левое

Рабочий объем, см3/об - 10


Насос-дозатор:

Тип - героторный, с открытым центром, без реакциирабочий объем, см3/об - 100/160

Давление настройки предохранительного клапана, МПа - 14+1

Давление настройки противоударных клапанов, МПа - 20+2

Механизм поворота: гидроцилиндр и рулевая трапеция

Диаметр поршня, мм - 50
- диаметр штока, мм - 25
- ход штока, мм - 200

Схема гидравлическая принципиальная ГОРУ тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 представлена на рисунке.

Рис.3. Схема гидравлическая ГОРУ с краном блокировки дифференциала

1 – объединенный маслобак ГНС и ГОРУ; 2 – насос питания ГОРУ; 3 – насос-дозатор; 4 – гидроцилиндр рулевого управления; 5 – датчик аварийного давления масла в ГОРУ; 6 – муфта блокировки дифференциала; 7 – кран блокировки дифференциала заднего моста (с педальным управлением); 8 – гидросистема ГНС; 9 – насос ГНС; 10 – фильтр сливной; Р – гидролиния нагнетательная; Т – гидролиния сливная; L – гидролиния левого поворота; R – гидролиния правого поворота.

Насос-дозатор рулевого управления

Насос-дозатор Беларус МТЗ-82-1, 80-1 – героторного типа с «открытым центром» и отсутствием реакции на рулевом колесе включает в себя корпус 10, качающий узел I, распределитель II, два противоударных клапана 7, предохранительный клапан 6, два противовакуумных клапана 8 и обратный клапан 9.

Героторный качающий узел I состоит из закрепленного на корпусе 10 статора 1 и вращающегося ротора 2, связанного с золотником 3 через карданный вал 4. Распределитель II состоит из гильзы 5, набора пластинчатых пружин 11 и золотника 3, соединяемого шлицами с хвостовиком приводного вала рулевой
колонки.

Обратный клапан – обеспечивает функционирование насоса-дозатора в режиме ручного управления в качестве ручного насоса при неработающем насосе питания.

Предохранительный клапан 6 предохраняет насос и гидросистему ГОРУ от перегрузки, ограничивая максимальное давление в нагнетательной магистрали в пределах от 14 до 15 МПа.

Противоударные клапаны 7 (правый и левый) защищают рукава цилиндровых гидролиний от пиковых давлений, возникающих в полостях гидроцилиндра в момент наезда управляемых колёс на препятствия. Давление настройки противоударных клапанов – от 20 до 21 МПа.

Противовакуумные клапаны 8 (правый и левый) предохраняют гидросистему ГОРУ от вакуума и кавитации при срабатывании противоударных клапанов.

Рис.4. Насос-дозатор Беларус МТЗ-82.1, 80.1

1 – статор; 2 – ротор; 3 – золотник; 4 – карданный вал; 5 – гильза; 6 – предохранительный клапан; 7 – противоударные клапаны; 8 – противовакуумные клапаны; 9 – обратный клапан; 10 – корпус; 11 – пластинчатые пружины; I – качающий узел; II – распределитель.

Гидроцилиндр рулевого управления

Дифференциальный гидроцилиндр рулевого управления Беларус МТЗ-82.1, 80.1 установлен спереди передней оси или корпуса ПВМ-822 либо сзади корпуса ПВМ-72 и с помощью рулевой трапеции обеспечивает поворот направляющих колес трактора.

Шток гидроцилиндра через конический палец 10 соединен с поворотным рычагом 9 левого колесного редуктора, а корпус гидроцилиндра соединен с кронштейном 13, установленным на корпусе ПВМ.

Гидроцилиндр состоит из корпуса, штока 6, поршня 17, крышки передней 11, гайки накидной 12. Поршень крепится на штоке гайкой 2, которая стопорится кернением пояска в пазы штока 6.

В крышке 11 установлен грязесъемник 13, уплотнения штока 14 и 15 и направляющие кольца 16, исключающие трение штока и крышки. На поршне установлено комбинированное уплотнение 3, исключающее трение поршня и гильзы корпуса.

В проушинах корпуса и штока установлены шарнирные сферические подшипники 1, имеющие каналы на внутреннем кольце для смазки поверхностей трения. Шарниры закрыты от загрязнения втулками 19 и защитными резиновыми чехлами 18.

Смазка шарниров производится через пресс-масленки в конических пальцах 10.

Рис.5. Гидроцилиндр рулевого управления Беларус МТЗ-82-1, 80-1

1 – шарнирный сферический подшипник; 2 – гайка поршня; 3 – уплотнение поршня; 4, 7, 10 – кольца уплотнительные; 5 – корпус; 6 – шток; 8 – кольцо защитное; 9 – винт стопорный; 11 – крышка передняя; 12 – гайка накидная; 13 – грязесъемник; 14, 15 – уплотнения штока; 16 – направляющие кольца; 17 – поршень; 18 – чехол защитный (для цилиндра Ц63); 19 – втулка (для цилиндра Ц63); 20 – кольцо стопорное.

Сигнализация аварийного состояния гидросистемы ГОРУ

В сливной гидролинии «Т» на выходе из насоса-дозатора 4 установлен датчик 6 аварийного давления масла в гидросистеме рулевого управления Беларус МТЗ-82.1, 80.1.

При снижении давления масла в сливной гидролинии ниже 0,08 МПа (по причине отсутствия потока масла из-за недостаточного уровня масла в маслобаке, выхода из строя питающего насоса или обрыва шлангов) датчик срабатывает, и на блоке контрольных ламп загорается контрольная лампа аварийного снижения давления масла в гидросистеме ГОРУ (красного цвета).

Гидрообъемное рулевое управление с корпусом ГУР

Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) с насосом-дозатором на корпусе ГУР Беларус МТЗ-82-1, 80-1 предназначено для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте.

Рис.6. Гидрообъемное рулевое управление с насосом-дозатором на корпусе ГУР

1 – обратные клапана; 2 – корпус гидроусилителя; 3 – насос-дозатор; 4 – датчик блокировки дифференциала; 5 – насос питания ГОРУ; 6 – гидролиния всасывания; 7 – сошка; 8 – рычаг поворотный; 9 – гидроцилиндр поворота; 10 – кронштейн цилиндра; P – гидролиния нагнетательная; Т – гидролиния
сливная; L – гидролиния левого поворота; R – гидролиния правого поворота.

ГОРУ Беларус МТЗ-82-1, 80-1 с насосом-дозатором на корпусе ГУР состоит из насоса-дозатора 3, рулевого гидроцилиндра 9, шестеренного насоса питания 5 с приводом от двигателя, корпуса гидроусилителя 2 и гидравлической арматуры (штуцеров, клапанов, маслопроводов, рукавов высокого давления, шлангов и деталей их крепления).

Масляной емкостью является корпус гидроусилителя 2. Фильтрация масла производится через установленный в корпусе гидроусилителя сливной фильтр (номинальная тонкость фильтрации 80 мкм).

На корпусе гидроусилителя установлен датчик блокировки 4, предназначенный для управления гидравлической муфтой блокировки дифференциала заднего моста трактора.

Связь между рулевым колесом и управляемыми колесами осуществляется гидравлически посредством маслопроводов и рукавов высокого давления, соединяющих установленный на корпусе гидроусилителя насос-дозатор 3 и дифференциальный гидравлический цилиндр 9, установленный на корпусе передней оси.

При повороте рулевого колеса влево или вправо в насосе-дозаторе 3 происходит сжатие центрирующих пластинчатых пружин и поворот распределительных канавок золотника (золотник через шлицы соединен с валом рулевого колеса) относительно канавок гильзы, в результате чего масло от насоса питания 5 под давлением поступает через дозирующий героторный узел насоса-дозатора 3 в соответствующую полость «R» или «L» рулевого гидроцилиндра 9 в объеме, пропорциональном величине поворота рулевого колеса, а масло из другой полости гидроцилиндра 9 поступает через каналы в золотнике и гильзе в сливную гидролинию «Т» и сливается в корпус гидроусилителя.

При прекращении поворота рулевого колеса гильза под воздействием центрирующих пластинчатых пружин насоса-дозатора 3 возвращается в нейтральное положение относительно золотника, цилиндровые гидролинии «L» и «R» запираются, а масло из нагнетательной гидролинии «Р» поступает через каналы в золотнике и гильзе на слив «Т», что обеспечивает сброс давления в нагнетательной гидролинии «Р» и разгрузку насоса питания 5.

Запертый объем масла в полостях гидроцилиндра 9 обеспечивает устойчивость направления движения трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 при наезде управляемых колёс на неровности дороги или почвы.

Если поток масла от насоса питания 5 слишком мал, или отсутствует (например, при остановленном двигателе, при неисправностях двигателя, насоса питания, при разрушении нагнетательного маслопровода или отсутствии масла в корпусе гидроусилителя), то при вращении рулевого колеса насос-дозатор 3 выполняет функцию ручного насоса, перекачивая масло из одной полости гидроцилиндра 9 в другую, что обеспечивает поворот направляющих колес.

В сливной гидролинии установлены обратные клапаны 1 исключающие поступление воздуха в насос-дозатор при ручном управлении (при остановленном двигателе, при неисправностях двигателя, насоса питания, при разрушении нагнетательного маслопровода или отсутствии масла в корпусе гидроусилителя).

Усилие на руле, прикладываемое оператором для создания необходимого давления масла в гидроцилиндре 9 при ручном управлении, значительно возрастает.

Устройство и принцип работы насоса-дозатора и гидроцилиндра рулевого управления тракторов с установленным ГОРУ с корпусом ГУР аналогично тракторам с установленным ГОРУ.

Регулировка осевого хода поворотного вала:

Для регулировки осевого хода поворотного вала 4 ослабьте контргайку 26, заверните регулировочный болт 24 до упора в торец вала, затем отверните его на 1/8 – 1/10 оборота и законтрите контргайкой 26.


Комплект рулевого управления предназначен для установки насоса дозатора на МТЗ-82 с передним ведущим мостом.

В комплект установки дозатора на МТЗ-82 с ведущим передним мостом входит:

1. Кронштейн МТЗ для установки гидроцилиндра ЦС-50 102-2301023-01

2. Кронштейн насоса дозатора к ГОРУ МТЗ

3. Рулевая тяга МТЗ с ГОРУ под гидроцилиндр 1220-3003010

4. Рычаг рулевой МТЗ левый с ГОРУ 72-2308075-01

5. Рычаг рулевой МТЗ правый с ГОРУ 72-2308074

6. Гидроцилиндр рулевой МТЗ ЦС 50-3405215 (укомплектован пальцами и штуцерами для подключения РВД.)

7. Насос дозатор НД-160(Danfoss Orsta Lifum) МТЗ для подключения рулевого вала и штуцерами для подключения.

2. Рулевая тяга МТЗ усиленная с ГОРУ (1220-3003010)

3. Рычаг рулевой МТЗ левый с ГОРУ (70-3001040-01)

4. Рычаг рулевой МТЗ правый с ГОРУ (70-300104)

5. Гидроцилиндр рулевой МТЗ Ц 50-3405215А (укомплектован пальцами и штуцерами для подключения РВД.)

6. Насос дозатор обьёмом 160 с валиком для подключения рулевого вала и штуцерами для подключения.

7. Рукава высокого давления S24*1.5м (РВД) с фитингом под L-90 градусов (4шт.)