Отзыв о рассказе В.Осеевой «Кто хозяин? Конспект урока по литературному чтению "В.А. Осеева «Кто хозяин?»"

Урок литературного чтения в 1 классе

Предмет: «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ». УМК «Школа XXI века» учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» 1 кл.

Тема: «Жизнь дана на добрые дела» . В.Осеева «Кто хозяин?»

Результаты деятельности :

Личностные:

Осознание ценности нравственного содержания и смысла, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости;

Следование моральным нормам и гордость за это, переживание чувства стыда и вины при их нарушении.

Метапредметные:

Умение сохранять и принимать учебную задачу;

Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, оценивать свои действия;

Строить монологическое высказывание, задавать и отвечать на вопросы;

Предметные:

Способствовать формированию умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить ситуацию и поступки героев

Предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт

Воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения.

Цель : формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом, как источником нравственного опыта.

Оборудование:

1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Учебник для учащихся 1 класса,

2. Презентация

3 Рисунок собаки, мальчиков, дерево, солнце, облака - на доске

1 Орг. Момент музыка

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство, а вдохните в себя весеннюю свежесть, тепло солнечных лучей.

Я подарю улыбку вам, а вы подарите улыбки друг другу и нашим гостям.

Приятной всем работы на уроке!

Поудобнее садитесь,

Не крутитесь, не вертитесь,

И внимательно читайте,

И прошу вас – отвечайте.

II.Разминка

Ни минуты не теряем

Дыхательную разминку начинаем

Вдох носом. Выдох ртом

Сдуём пушинку с руки.

Дуем на горячий чай.

Шум леса –Ш-ш-ш

Полёт пчелы -З-з-з

Полёт жука –Ж-ж –ж

Урок литературного чтения

Слайд

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

Чему вы учитесь на уроке литературного чтения? (читать правильно, выразительно, громко)

Я уверена, что у нас всё получится.

3 Повторение дом/ зад.

Работаем в группах

С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

К какому жанру относится произведение

Сказка М. Пляцковского «Добрая лошадь»

Читаем по ролям сказку М. Пляцковского «Добрая лошадь»,

Взять 2 маленькие карточки определить роли учащихся для чтения у доски. Поаплодируем.

4 Целеполагание

А вот чем мы будем заниматься на уроке, вы расскажите сами, после того как выполните задания в группах.

Сложите слово из букв.

1 группа (определяет жанр произведения) Рассказ

3 группа (определяет название произведения)

«Кто хозяин?

Как их можно связать между собой? (на доске облако, солнце, дерево)

5 Тема урока, целеполагание.

Рассказ В. А. Осеева Кто хозяин?–

Чему бы вы хотели научиться на этом уроке? Какие цели поставим перед собой?

На сегодняшнем уроке мы будем думать, размышлять, наблюдать, на вопросы отвечать. Красиво говорить, учиться строить предложения, читать целым словом.

Заголовок

Давайте обратимся к заголовку нашего произведения.

Слайд

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –

Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова!

Попробуйте определить, о чём пойдёт речь в произведении.

Прочитайте название рассказа.

Кого называем хозяином?

Хозяин- человек, владелец, который ведёт хозяйство, владеет чем - нибудь.

О каком животном идёт речь?

Испания гуау – гуау

Франция уаф – уаф

Япония уон – уон

Англия бау – бау

Вьетнам гау – гау

Россия гав – гав

(на доску рисунок мальчики, собаку)

- 6 Чтение произведения учителем

Совпали наши предположения. (На доску рисунки - собаку, два мальчика)

Какие чувства у вас возникли после прослушивания рассказа? (чувства жалости, ответственности, сострадания)

Кто из героев рассказа вам понравился? Почему? слайд

7 Физ.минутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйтесь.

Влево тоже наклоняйтесь.

Покружились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Один, два, три. Четыре, пять.

Открываем. Поморгаем.

8 Самостоятельное чтение в группах. Словарная работа

Для того, чтобы лучше прочувствовать рассказ прочтите его в группах самостоятельно (цепочкой по предложению)

Отметьте слова, которые не понятны по значению.

А чтобы проверить, как вы поняли текст, в каждой группе имеются карточки с вопросами.

Обсудите эти вопросы и приготовьтесь их озвучить.

Каждая группа может дополнять ответы

1 часть

Почему Жук оказался у Вани и Коли?

Как вы думаете, почему собака выздоровела?

2 часть

О чём горячо спорили мальчики?

Почему никто не хотел уступать?

3 часть

Какие качества характера проявили герои рассказа?

Чем закончился спор мальчиков?

Дружить можно не только друг с другом, но и с животными.

Дружба- главное чудо всегда

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

9 Физминутка

Руки за спинки, головки назад, Глазки пускай в потолок поглядят. Головки опустим – на парту смотри И снова наверх - где там муха летит? Глазами вращаем, поищем её И снова читаем немного ещё.

10 Работа в группах.

Давайте ещё раз прочитаем рассказ В. Осеевой.

Как у Коли и Вани появилась собака Жук? (Коля и Ваня её подобрали.)

Как мальчики отнеслись к собаке?

Подумайте, как можно озаглавить эту часть? (Коля и Ваня нашли собаку. Находка.)

Почему поспорили мальчики? (Спорили о том, кто является хозяином Жука.)

Как можно озаглавить эту часть? (Спор- кто хозяин Жука) (

Что произошло с собакой ребят?

Кто бросился на помощь к собаке Жук?

Какое чувство вы испытывали при чтении этой части?

Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Коля спас Жука. Спасение )

Фронтальная беседа

Как бы вы поступили, оказавшись на месте Коли и Вани?

Прочитаем название рассказа, почему же рассказ называется «Кто хозяин»?

Как вы думаете, кто же оказался настоящим хозяином Жука?

Чему учит нас этот рассказ?

Друг - этот тот, который может помочь в трудную минуту , поддержать тебя во многих вопросах, он никогда не предаст, не обманет . Это человек, на которого можно положиться.)

Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.

Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации.

Книги Валентины Осеевой рассказывают о вечных ценностях – дружбе, порядочности, взаимовыручке. Поэтому герои её книг интересны и по сей день.

Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве 15 апреля 1902 года. В юные годы она мечтала стать актрисой

Работала воспитательницей с беспризорными детьми. В свободное время для своих воспитанников Валентина Осеева сочиняла сказки и пьесы.

Если кто заинтересовался её произведениями, в свободное время можете прочитать эти книги.

Рефлексия

Посмотрите какая замечательная обложка получилась.На нашей обложке у солнца нет лучиков. У вас на партах лежат лучики.

Ребята выберите лучики, красный вам трудно было на уроке, оранжевый работали с помощью товарищей,жёлтый спокойствие, уверенность, легко всё получалось.

Возьмите « лучики » которые лежат у вас на столах. Подержите их в ладонях. Передайте им тепло своей души, доброту, любовь.

Давайте пообещаем что мы никогда не будем чёрствыми, злыми, бездушными людьми

И тогда ваше маленькое солнце засияет ярким светом

Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются и взрослые и дети.


Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.

Мой лучик тоже будет сиять ярким светом, он выражает вам благодарность за урок.

12Дом\зад.

Можно дома нарисовать обложку


Планируемые результаты (ууд)

  • Предметные : научатся читать вслух и про себя рассказы и отвечать на вопросы по содержанию, использовать в речи литературные понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения), работать с несложными таблицами; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, находить в тексте информацию о героях произведения.
  • Личностные : соотносить поступок с моральной нормой, оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно обращенную к учащемуся.
  • Метапредметные : регулятивные – анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности; познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применять модели для получения информации; коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, составлять план текста6 делить на смысловые части, озаглавливать каждую, пересказывать по плану.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой

Из глубокого колодца
(Руки поставить в форме буквы «О»)
Солнце медленно встает.
(Руки поднимают над головой)
Свет его на нас прольется,
(Руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется,
(Руки параллельно опущены вниз)
Новый день оно начнет.
(Руки широко развести)

– С наступлением нового дня! Пусть он будет радостным, солнечным, как ваши улыбки.

II. Проверка домашнего задания

– С каким произведение знакомились на прошлом уроке? (Добрая лошадь)
– Кто автор? (Михаил Пляцковский)
– Назвать жанр произведения, тему. (сказка о животных)

Разгадывание кроссворда (презентация слайд №1)

– Почему лошадь добрая? (не хвасталась, подержала цыпленка)

III. Работа по теме урока

1. Вступительная беседа

– Посмотрите на портрет. Кто это? Хотите узнать?

Биография (биографию писателя рассказывают учащиеся, учитель демонстрирует презентацию. ‹Приложение 1 ›)

Валентина Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве . Сегодня она праздновала бы день своего рождения.
В. Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет в Киеве. (‹Приложение слайд №2›)
Став взрослой, она поняла, что ей нравится проводить время с детьми. 16 лет Валентина проработала воспитателем детей, оставшихся без родителей. Для них она писала пьесы, придумывала игры, сочиняла сказки. Главные герои ее произведений были дети. (‹Приложение слайд №3›)
По требованию своих воспитанников В. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка». А потом вышла ее первая книжка «Рыжий кот». (‹Приложение слайд №4)

– В. Осеева так писала о себе: «Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочесть сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать »
– Как вы понимаете эти слова?
– Эти слова мамы В. Осеевой будут девизом нашей работы сегодня на уроке.

2. Отгадывание загадки

Отгадав загадку вы узнаете одного из персонажей произведения, которое мы будем читать.

В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор –
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт. (собака)

– Кто будет одним из персонажей текста? (собака)
– Откройте учебник на странице 66-67, посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен? (дети)
– Как вы думаете кто будет главными героями произведения? (дети)
– Давайте проверим свои предположения, прочитав текст.

3. Чтение рассказа учащимися про себя

– Оправдались наши предположения? (да)
–Кто главные герои произведения? (дети)

Физминутка

– Давайте еще раз прочитаем девиз нашего урока. (мало уметь читать, надо уметь думать)
– Давайте будем читать текст и учиться рассуждать и думать!

4. Чтение произведения по частям, словарная работа, составление плана

Часть 1

– Как звали собаку? (Жук)
– Кто ухаживал за Жуком? (мальчики Ваня и Коля)
– Кто из мальчиков захотел забрать Жука домой? (оба)
– О ком говорится в первой части? (о Жуке)
– Как можно ее озаглавить? (Жук)

Доска

В. Осеева

Часть 2
– Как понимаете выражение «горячо спорили»? (перекрикивали, разговаривали на повышенных тонах, эмоционально)
– О чем спорили? (кто будет хозяином Жука, чья собака)
– Почему никто не хотел уступать в споре? (каждый считал ее своей)
– Как можно озаглавить часть? (спор)
Часть 3
– Объяснить значение выражения «поспешно вскарабкался». (быстро залез)
– Что произошло в лесу? (выскочили собаки)
– Кто в трудную минуту пришел на помощь Жуку? (Коля)
? Как можно озаглавить? (Хозяин)
– Прочитайте заголовок.
– Ответьте на вопрос: кто хозяин Жука? (Коля)
– Почему? (он пришел на помощь Жуку)

Физминутка

5. Дифференцированная работа, работа в парах

– Повторение правил работы в парах

6. Проверка работы групп (кроме модели)

Чтение спора мальчиков.
Рабочая тетрадь задание №1 . (Коля, Ваня); задание №2 (но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку)
– Какие качества характера помогли Коле прийти на помощь другу в трудную минуту? (смелость, решительность, находчивость, бесстрашие)
– Какой девиз нашего урока? (мало уметь читать, надо уметь думать)
– Над чем же заставляет задуматься произведение? (не испугаться, вовремя прийти на помощь другу)

7. Работа с моделью

Модели прикрепить на доску. Отчет пар, самооценка

8. Рефлексия

– Возьмите листочки.
– Кто изображен? (собака)
– Что заметили? (нет хвоста)
– Дорисуйте.

Вывесить работы на доску.

– Почему хвост крючком? (у собаки хорошее настроение)

IV. Итог урока

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Было у матери три сына – три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей – трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

Танины достижения

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

– Ну, какие ваши достижения? – спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

– Ну, какие ваши достижения?

– Таня мыла посуду и разбила чашку, – сказала бабушка.

– Гм... – сказал отец.

– Папа! – взмолилась Таня. – Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

– Хорошо! – засмеялся папа.-Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Пуговица

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к лифчику.

– А что, бабушка, – спросила она, – все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

– Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.

– Вот как! – обиженно сказала Таня. – А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

– Дели по одному,-строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

– Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! Вкусные! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба...

Обидчики

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

– Вы-хо-ди!..

Новая игрушка

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

– Ну, что кому привезти? – спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

– Мне куклу!

– А мне автомобильчик!

– А мне подъемный кран!

– А мне... А мне... – Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить... Дома у него весь угол завален игрушками... Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны... Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити... Ему даже нечего пожелать... А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет...

– Что же ты молчишь, Витюк? -спросил дядя.

Витя горько всхлипнул.

– У меня... все есть... – пояснил он сквозь слезы.

Лекарство

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит – одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

– Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

– А куклу? Где моя кукла? – кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

– Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

Кто наказал его?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

– Кто наказал его? – спросила соседка.

– Он сам наказал себя, – ответила мама.

Картинки

У Кати было много переводных картинок.

На переменке Нюра подсела к Кате и со вздохом сказала:

– Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома...

Катя благодарно взглянула на подругу и смущенно сказала:

– А я бываю очень плохая... Я даже сама это чувствую...

– Ну что ты! Что ты! – замахала руками Нюра. – Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь... У другой девочки попроси что-нибудь – она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо... Вот, например, переводные картинки...

– Ах, картинки... – протянула Катя, вытащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. – Так бы сразу и сказала... А зачем было хвалить?..

Кто хозяин?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

– Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

– Чья собака? – сердито закричал он.

– Моя, – сказал Коля.

Главные герои рассказа «Кто хозяин?» — два мальчика, Коля и Ваня. Они нашли на улице собаку, у которой была повреждена нога. Мальчики назвали собаку Жук и стали ее лечить. Совместными усилиями им удалось вылечить Жука. Но затем между двумя друзьями возник спор – чья же это собака? Мальчики часто ссорились, и каждый отстаивал свое право быть хозяином Жука. Так продолжалось, пока не произошел один случай.

Мальчики отправились на прогулку в лес и взяли с собой Жука. По дороге они опять затеяли спор о том, кому быть единственным хозяином собаки. Внезапно на Жука, который бежал впереди ребят, набросились две огромные собаки. Они выскочили со двора лесника. Собаки повалили Жука, а Ваня, струсив, залез на дерево.

Коля не испугался огромных овчарок, он бросился Жуку на выручку. В этот момент подоспел лесник и отозвал своих собак. Лесник спросил у ребят, чья это собака, и Коля ответил, что его. А Ваня не возразил, он промолчал.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что истинным хозяином домашнего животного может считаться только тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на помощь. Рассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

В рассказе мне понравился один из мальчиков, Коля. В минуту опасности он, не раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок. Коля искренне хотел помочь Жуку, попавшему в трудную ситуацию, и не медлил ни секунды. А Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.

Какие пословицы подходят к рассказу «Кто хозяин?»

Большая заслуга - выручить в беде друга.
Дорога помощь вовремя.
Кто дрожит, тот и бежит.