Что можно написать в школьной газете. Как организовать выпуск школьной газеты

Сегодня практически в каждой школе есть своя газета. Это стало элементом статуса. Мы заглянули на внутреннюю кухню школьных редакций, чтобы узнать, чем они живут, о чём пишут и с какими трудностями сталкиваются.

Кто за главного?

От обычной газеты школьная отличается повышенным содержанием ученических новостей на квадратный сантиметр. Гвоздь номера — интервью «с простым учителем» или директором, который в интервью с учениками рассказывает о таких важных вещах, как, например, сколько пластиковых окон появилось в этом году в здании.

Вряд ли реальная жизнь тинейджера вертится именно вокруг этих вещей. Но бывают и исключения. В газете «Зебра» школы № 3 Заречного всегда находят место для текстов про обычные жизненные проблемы: что делать, если тебя не понимают родители, если друг попал в плохую компанию, если у тебя конфликт с педагогом. Газета рассказывает про интересных учеников и выпускников. Например, студентка МГУ развеивает мифы об учёбе в столичном вузе.

Есть ли место для цензуры?

Девятиклассница школы Заречного Вероника Тимергалеева рассказывает, что самое сложное — найти интересную тему. Главный критерий успеха — если после публикации об этом говорят все ученики. Но встречается в школьных газетах и цензура. Как правило, она исходит от учителей, которые курируют газету или вовсе становятся её редакторами. «Плохое и так видно, зачем писать? — говорит старший. — Давайте будем рассказывать только о хорошем».

—Как-то я решила написать материал о том, какой должна быть школа будущего, опросила школьников. Моим ровесникам по душе оказались роботы и компьютеры, а также настоящее кафе вместо столовой. Но когда учителя узнали о результатах опроса, сказали, что компьютеры и роботы поставят учебные заведения на путь деградации. В итоге материал я так и не написала, — рассказывает ученица школы № 163 Екатеринбурга Александра Намятова.

Но есть и положительные примеры, когда администрация школы вступает в настоящий диалог с начинающими журналистами. Так, в посёлке Верхнее Дуброво школьница написала в газету «Спам» историю о том, как пришла в школу без формы и как на это отреагировали учителя. Администрация школы попросила редакцию опубликовать ответное письмо, в котором высказала свою позицию по поводу.

Штучный товар

Отдельная проблема — как распространить газету. Самый доступный способ — использовать обычный принтер. Но много экземпляров не напечатаешь. Приходится переживать, дойдёт ли газета до читателя. В школе № 11 посёлка Лобва газету «Шанс» печатают на принтере только в четырёх экземплярах. На главный стенд и в холл — по газете, один — в библиотеку, один — в начальную школу. В школе посёлка Горноуральский заказывают печать самиздата в копировальном салоне: 30 экземпляров формата А3. Пять из них — цветные — идут в школьную библиотеку, начальную школу и учителям. Но и остальные уходят недалеко: классным руководителям и авторам.

Гораздо больше шансов увеличить аудиторию, когда школа пользуется услугами типографии. Расходы на себя обычно берёт родительский комитет. В школе № 3 Заречного пошли дальше. Там газета выходит раз в четверть объёмом в 20 страниц и можно оформить на неё подписку — 30 рублей за номер или 120 рублей в год. Это даёт возможность заказать в типографии в Камышлове тираж от 250 экземпляров. Всё, как во взрослой журналистике. Авторы заинтересованы в росте аудитории. Интересные тексты рождают спрос на газету. К концу года тираж издания вырастает до 400 штук! Получается, школьная газета может быть местом для практики не только для будущих журналистов, но и менеджеров, бизнесменов.

Мнение эксперта

Мария Попова, доцент журфака УрФУ:

—Редактором школьной газеты должен быть школьник, но без взрослого куратора не обойтись. Есть масса проблем, которые дети не могут решить сами в силу отсутствия правового статуса. Речь идёт, например, о защите чести и достоинства. Бывает, что на материалы в школьной газете кто-то обижается. В частности, самые обидчивые люди на свете — учителя. Дети бесправны, а взрослый человек может взять на себя ответственность, защитить юного журналиста. Вместе с тем учитель не может быть редактором, так как он по-другому понимает те вещи, которые волнуют школьников, у него иной взгляд.

Известный нем.философ Артур Шопенгауэр говорил: «Газета – это секундная стрелка истории». А что же такое шк. газета? Какова её основная функция? Может быть, это площадка для самовыражения творческих учеников? Или же школьная летопись? Глубоко задумавшись ДЛЯ ЧЕГО вы создаёте газету, можно избежать многих ошибок на этапе создания издания.

Одна из них такова – газета становится бумажной версией школьного сайта. Как вы думаете, будет ли читателю интересна информация, с которой он уже ознакомился за несколько дней до выхода «нового» выпуска? Ответ очевиден. Совет № 1: газета не должна дублировать информацию со школьного сайта.

И с других сайтов в Интернет тоже. История праздников, гороскопы, афиша мероприятий – всё это напрямую не относится к школьной жизни. Пишите оригинальные, авторские статьи. Создавайте эксклюзив! Ваш контент должен быть уникальным. И это правило № 2.

Так о чём же тогда писать, спросите вы? Ответ прост: пишите о ВАШЕЙ школе. И чем неинтереснее эта информация будет для читателей, не связанных с вашим изданием, тем лучше. Пусть причиной создания газеты не будет пресловутое «у всех есть и надо надо». Создавайте её с душой!

Совет № 3: один номер одна тема. Такой подход позволяет расположить материал логично, последовательно. Выбранную проблему можно освятить полно, со всех сторон. Примеров тем может быть множество: адаптация, успех, семья, еда.

На примере последней темы я расскажу какую информацию можно использовать для газеты. Например, можно провести опрос и выяснить: какое блюдо в столовой у школьников самое любимое? А затем взять рецепт этого блюда у поваров. Рецепты любимых блюд можно взять и у учителей. Уверена, среди нас есть настощие шеф-повары.

Отличным материалом будет статья из рубрики «Дублёр школьных профессий». Поверьте, это задание таит в себе массу воспитательных моментов: начиная от профориентации, заканчивая тем, что школьники начинают больше ценить и уважать труд обслуживающего персонала.

И как же не вспомнить, говоря о еде, заманчивый запах из кабинета технологии у девочек? Фоторепортаж с уроков труда с пошаговой инструкцией будет принят читателями газеты на ура. А у учителя технологии можно взять интервью и выяснить: кто как кулинар ей больше по душе – Ургант или Высоцкая?

В настоящее время много говорится о проектной деятельности учащихся. Проекты создаются. Активно. Но часто за пределами класса не освещаются. Всё в газету! «Кухонные фразеологизмы», семейный проект «Готовим блюдо для мамы к 8 марта». Всё сюда!

Используйте необычную форму подачи материала. Например, тест-драйв. Выясните, опытным путём какой портфель самый удобный для школьника. Составление топа. Топ-5 самых предпочитаемых профессий среди нынешних 11-классников. Блиц-опросы: чем, по мнению школьников, можно заняться на каникулах?

Большой популярностью пользуется проведение эксперимента. Например, в преддверии 5 октября можно задаться вопросом: как выглядит деть учителя в цифрах? Наш эксперимент показал, что за 1 смену по школьным коридорам учитель проходит в среднем до 2 км. А комплект из 5 пачек тетрадей по весу равен 5 литровой бутылке воды.

Как видите, информационных поводов много. Любая вещь, попавшая под прицел журналиста, может таить в себе увлекательный материал. Даже случайно оставленная первоклассницей туфелька возле раздевалки. Мы, к примеру, выяснили, что Золушки Маши-растеряши могут не переживать за сохранность потерянных вещей. Ведь бюро находок работает с утра до вечера.

Объектом внимания могут стать двери. Они регулируют всю нашу жизнь: то скрывают что-то, то открывают целые миры. Мы проходим мимо них каждый день, даже не замечая, какие они разные. Например, дверь в школьный тир самая узкая, в стоматологический кабинет – самая устрашающая, в столовую – самая притягательная. А какие двери в вашей школе?

Ещё один совет. Все статистические данные, рейтинги оформляйте в виде инфографики. Поверьте, даже взрослым трудно воспринимать текст, напичканный цифрами и процентами. Детям тем более. Инфографика – это просто о сложном.

В каждой школьной газете найдётся рубрика «Люди, которые нас удивили». Привычные интервью с олимпиадниками и спортсменами скучны. Они часто не раскрывают личность с разных сторон. Попробуйте, например, сфотографировать содержимое портфеля вашего героя. Результаты будут интересными! Ведь внутренний мир человека может отражать каждая деталь!

Активно привлекайте к созданию газеты вчерашних выпускников. Их связь со школой ещё сильна. Но и новых впечатлений от студенческой жизни много. Пусть они ими поделятся с 11-классниками. И расскажут, чем учёба в ВУЗе отличается от школьных будней? Правда ли, что сначала ты работаешь на зачётку, а потом она на тебя? Как получать автоматы? А главное, как сдать ЕГЭ и выбрать ВУЗ?

Семьи школьников тоже активно привлекайте к сотрудничеству. Такая связь поколений позволяет обнаружить много точек соприкосновения. Например, о нормах сдачи ГТО и значках разной степени со страниц школьного издания могут поведать спортивные бабушки второклассниц.

И ещё один совет: расширяйте границы ваших контактов. Участвуйте в конкурсах, слётах, олимпиадах по журналистике. Отличное мероприятие в условиях нашего города – областной медиафорум «Прорыв». Можно себя показать и на других посмотреть. А ещё пообщаться с акулами пера. Они с радостью делятся советами с юными корреспондентами.

Говоря о создании качественного школьного издания, моно, конечно, затронуть острые вопросы материально-технического обеспечения. Да, нужен цветной принтер, нужен зеркальный фотоаппарат, современные компьютеры. К сожалению, это доступно не каждой школе. Однако самым главным ресурсом для создания интересной газеты являются талантливые, увлечённые ученики.

К.Д. Ушинский сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь». От наших с вами действий, уважаемые коллеги, зависит многое. И мне хочется пожелать: зажигайте с любовью!

В настоящее время средства массовой информации оказывают серьезное воздействие на жизнь подрастающего поколения. Как помочь ребенку не растеряться в таком потоке? Школьная газета станет отличным вариантом для овладения ребенком навыками, умениями информационной работы.

Значимость

Создание школьной газеты - ответственное мероприятие, вовлечение в которое позволяет развивать коммуникативные навыки, работу в команде. Кроме того, подобное занятие является отличным средством воспитания, неплохим стимулом для повышения интереса к учебному процессу. Как создается школьная газета? Школы стараются с ее помощью информировать ребят, их родителей о самых интересных событиях, происходящих в жизни образовательного учреждения.

Работа над выпусками очередных новостей связана с непосредственным участием школьников в разных социальных акциях, рассмотрением серьезных общественных проблем, высказывание собственной точки зрения о происходящих в школе событиях.

Периодическое печатное издание

Школьная газета представляет собой периодическое издание, где публикуются материалы обо всех текущих событиях. Объем выпуска составляет от 2 до 50 полос. В отличие от иных периодических изданий, школьная газета может выпускаться раз в неделю, в месяц или в четверть. Допустимы разные стили и жанры в ее оформлении. Больше всего места нужно отводить публицистическим произведениям и оперативной информации. Например, популярностью пользуются интервью, очерки, в которых идет рассказ о педагогах, лучших ученикам образовательного учреждения.

Школьная газета - прекрасный старт для будущих поэтов и писателей, корреспондентов. Такие материалы могут быть посвящены государственному празднику либо интересному мероприятию, организуемому в конкретном образовательном учреждении.

Классификация газет

Их принято делить по периодичности выпуска на ежедневные, еженедельные, ежемесячные варианты. Для школы оптимальным считается ежемесячный вариант.

В зависимости от масштаба читателей и области распространения газеты делят на региональные, районные, местные, многотиражные, общенациональные. В рамках образовательного учреждения предполагается выпуск местного варианта

По характеру выпуска такое издание является смесью развлекательного, коммерческого, рекламного вида. Учредителем школьной газеты является образовательное учреждение, поэтому целевой аудиторией будут школьники, педагоги, родители обучающихся.

Визитной карточкой любого издания является его название. Оно должно быть ярким, запоминающимся, необычным. К примеру, школьное издание можно назвать:

  • «Для тебя и для друзей».
  • «Школьный БУМ».
  • «Наша дружная семья».
  • «Планета нашей дружбы».

Для того чтобы придумать газете название, можно объявить в школе конкурс.

В заключение

Прообразом современной газеты стали древние рукописные книги. Юлий Цезарь публиковал «Деяния сената», а в 911 году в Китае появился «Цзинь бао». С тех далеких времен прошло много времени, но газета не потеряла своей актуальности и востребованности у читателей.

В школьной жизни, наполненной яркими и интересными событиями, печатное издание является отличным способом систематизации всех событий. В настоящее время свои печатные издания юные публицисты и поэты, фотографы успешно издают практически во всех российских школах.

Достаточно часто выпусками школьной газеты ребята занимаются в рамках дополнительного образования. Например, в образовательном учреждении создается школа юных журналистов, в обязанности которых и входит продумывание макета, содержания, а также непосредственный выпуск школьного печатного издания.

Хотя бы одну попытку издания собственной газеты наверняка предпринимала каждая школа. Начинается все стандартно: появляется какой-нибудь энтузиаст, готовый взять на себя организацию всего на свете и прямо сейчас. Например, бойкая учительница , совсем недавно пришедшая сюда работать. И начинается бурная деятельность. Газете дается название, собирается (иногда насильно, иногда с обещанием пятерок по предмету) редколлегия из старших учеников. От каждого требуется заметочка, статеечка, стихотворение на «поэтическую страничку», еще что-нибудь… А потом вдруг энтузиазм пропадает после первых же неудач – и про газету стараются не вспоминать. Финиш.

Потраченных сил, конечно, жаль. Но нет плохого опыта. Из любой затеи можно извлечь что-то положительное. Если не для школы в целом, то для нескольких учеников точно. Давайте разберемся, что именно.

Вообще, школьная газета – вещь неплохая. Школа – это маленькое государство, живущее своей, довольно бурной жизнью. Освещать прошедшие и планирующиеся события, писать об интересном и важном для школьников – почему бы нет? Тем более, если ребята сами активно участвуют в процессе, придумывают разделы и темы конкретных публикаций, собирают материал, учатся его структурировать и преподносить. Кем бы они ни стали в дальнейшем, этот опыт им пригодится.

Полезные навыки

В первую очередь дети учатся быть взрослыми и самостоятельными. Им приходится работать в команде, распределять обязанности, подчиняться одним ровесникам и руководить другими. Ребята учатся брать интервью, . Кстати, газета – это работа не только с текстом. Здесь нужны и фотографии (отснять, отобрать, обработать), и . А в самом начале еще нужно разработать дизайн логотипа. С этим тоже может справиться кто-нибудь из старшеклассников.

Очень хорошо, когда ребенок берет на себя ответственность – и идет старательно выполнять работу, готовить материал, оформлять его. При этом он знает, что сдать сделанное нужно в определенный срок. Чем больше народу вовлекается в процесс, тем лучше – у каждого есть шанс попробовать что-то новое. Дети очень неожиданно раскрываются в процессе такой деятельности. Кто-то осознает свою полную неспособность к бумажной работе, а кто-то, наоборот, проявляет талант журналиста, редактора или . Ребятам как раз пора определяться с выбором профессии – и школьная газета вполне может помочь в этом некоторым из них.

Программа-максимум

В идеале газета должна быть интересной. Слаженная и командная работа – это очень хорошо, но если она еще и даст ощутимые результаты, можно считать, что цель достигнута. Если каждый номер газеты вызывает ажиотаж, если в ней присутствуют не только статьи о школьных мероприятиях и биографии учителей, но и материалы, в которых рассказывается об общих актуальных проблемах – все будет замечательно. Хорошо, если читать интересно не только детям, но еще и учителям и родителям. А если все это еще и , – это уже высший пилотаж.

Школьная газета сильно поднимает авторитет учебного заведения в глазах учеников. Появляется ощущение гордости за собственную школу, желание сделать ее еще лучше. Так прежде пассивные дети втягиваются в общую деятельность. И это здорово: хорошо, когда ребенок работает над газетой или участвует в школьных мероприятиях (от спортивных соревнований до тематических вечеров и концертов), так у него меньше шансов попасть в плохую компанию. В процессе этой деятельности ребята лучше узнают друг друга, завязываются дружбы, которые потом могут продержаться всю жизнь.

Возможные трудности

То, как будет поставлено дело, зависит от руководителя. И он должен это понимать. Первая его задача – зажечь в детях желание, разбудить энтузиазм. Если он этого не сделает – вся работа окажется напрасной. К сожалению, часто бывает, что школьники участвуют в создании газеты, только если им пообещали «пятерку» по предмету. Аргумент, конечно, весомый, но…

Результат и процесс одинаково важны. Интересная газета, сделанная со скандалом внутри коллектива и унылое издание, в редколлегии которого царит мир и покой, одинаково несостоятельны. Помните, что командная работа – вещь очень тяжелая. Ей нужно долго учиться, много вкладывать в нее. Все участники должны быть терпимы друг к другу. И ответственны в своей работе. Тогда не будет обид из-за того, что редактор урезал или переделал статью, корректор допустил несколько грубых ошибок, фотограф отдал в газету «ужасные» кадры и т.д. Газета может не только сплотить учеников, но и навсегда поссорить их. Чтобы этого не было, все участники должны быть предельно внимательны. И положительно настроены.