Конспект индивидуального занятия со слабослышащими детьми. Занятия со слабослышащими и глухими детьми

Ирина Волосникова
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе для слабослышащих детей

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе слабослышащих.

Тема: Автоматизация звука «Э». Овощи, фрукты.

Закрепить умение правильно произносить звук [э] на различном речевом материале (слоги, слова, предложения);

Продолжать работу по формированию навыков самоконтроля;

Развивать слуховое восприятие на речевом материале по теме «Овощи, фрукты»;

Различать речевой материал разговорно- обиходного характера,

развивать слуховое внимание и память;

Учить слушать и выполнять задания, отвечать на вопросы, давать грамотные ответы;

Расширять и уточнять словарный запас; - развивать логическое мышление, память, воображение; - закреплять умения говорить достаточно внятно и выразительно, реализуя произносительные умения и навыки, используя в речи естественные невербальные средства коммуникации;

Оборудование: компьютер, предметные и сюжетные картинки, волшебный мешочек муляжами фруктов.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Здравствуй, Ира.

Здравствуйте, Ирина Викторовна!

Ты слышишь хорошо?

Да, хорошо.

В каком классе ты учишься? (Я учусь в первом классе).

Какой сегодня день недели? (Сегодня вторник).

Кто сегодня дежурный? (Сегодня дежурный Серёжа)

Какие звуки ты будешь говорить хорошо? (Я буду хорошо говорить звуки О, Э, П, С)

Сейчас ты будешь хорошо говорить звук [ э].

Формирование произношения.

2. Работа с таблицей:

Когда говорим звук Э, где язык? (Внизу, язык горкой.)

Какие губы? (Губы округлены).

3. Изолированное произнесение звука Э. (Слайд 1).

Послушай и повтори строчку (слайд 2).

Уп-эп-оп, оп-уп-эп, ип-эп-ап, эп-ап-эп.

4. Работа со слогами и словами.

Назови картинки (слайд 3).

Экскурсия, экскаватор, эскимо, этаж, экран, электричка.

Послушай и поставь в этих словах ударение. Прочитай.

А сейчас нужно составить словосочетания со словом это (слайд 4).

Задай вопрос к картинке и ответь на него: Кто это? Это девочка.

Что это? Это мяч. Кто это? Это бабочка. Что это? Это кукла.

Посмотри на картинку, это семья. (Вопросы предъявляются на слух)

Какая фамилия у семьи? (Эпиковы)

Как зовут маму? (Элля)

Как зовут собаку? (Собаку зовут Эльф)

Какое имя у сына? (Имя сына Эдик)

Какое имя у дочки? (Эмма. Дочку зовут Эмма)

Как зовут папу? (Эрик)

5. Составление предложений из слов.

А сейчас составь предложения со словами и прочитай:

Эмма купила эскимо.

Экскаватор роет яму.

Эдик и ребята идут на экскурсию.

Я живу на третьем этаже.

Молодец, говорила хорошо.

Развитие речевого слуха.

Весь речевой материал предлагается сразу на слух, при затруднении слухо-зрительно, а потом опять на слух.

Сейчас будешь слушать слова и предложения.

Какие овощи ты знаешь? (Огурец, лук, морковь, помидор, капуста, картофель)

Назови фрукты.

Перед ребёнком лежат картинки с разными фруктами: яблоко, груша, слива, персик, виноград, банан, апельсин, лимон.

Нарисуй виноград, картофель, огурец.

Напиши слово:апельсин,морковь.

Послушай и запомни: капуста, помидор, картофель.

Послушай и запомни: яблоко, слива, груша, банан, персик.

Где растут овощи? (Овощи растут в огороде.)

Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду).

Какие фрукты ты любишь? (Я люблю яблоко, грушу, апельсин)

Ты любишь лук? (Я не люблю лук.)

Тебе нравится морковь? (Мне нравится морковь.)

Игра: «Волшебный мешочек».

В мешочке муляжи фруктов. Педагог за экраном произносит фразу: Дай грушу. Ребёнок на ощупь находит грушу и отдаёт её педагогу. Игра продолжается.

Послушай предложения (на слух) и покажи картинку:

Маша ест яблоко.

Никита любит вкусную грушу.

Ребята убирают капусту и картофель.

Папа режет лук.

Что ты делала на занятии, Ирина? (Я слушала слова, предложения, называла картинки, хорошо говорила звук «э».)

Молодец! Ты хорошо работала на занятии!

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по формированию правильного произношения для детей с ОНР 5–6 лет Тема: Звук с". Путешествие в синюю страну. Программное содержание: 1. Упражнять в чётком произношении звука с" в слогах, словах, фразах,.

Конспект индивидуального занятия для ребенка по ФЭМП и развитию сенсорного восприятия «Посуда» Цель: обобщить умение детей различать и называть свойства предметов – цвет (красный, зеленый, желтый, размер (большой, поменьше, самый.

Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста, имеющим проблемы речевого развития Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком раннего возраста,имеющего проблемы речевого развития. «Городские птицы» Цели занятия:.

Конспект индивидуального занятия для младших школьников с нарушением слуха «Дифференциация звуков Ц-С» Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и коррекции произношения для ребенка с нарушением слуха (НСТ 3 степени).

Конспект занятия по развитию речи и воспитанию правильного произношения в старшей группе для детей с ОВЗ Тема; Как мы помогали улитке (дифференциация звуков С-З) 1. Развитие артикуляционной моторики детей. Автоматизация и дифференциация звуков.

Конспект занятия по развитию речи во 2 классе «Дифференциация звуков С - Ш» Конспект занятия по развитию речи во 2 классе «Дифференциация звуков С - Ш» Цели: а) образовательные: - уточнить правильную артикуляцию.

Занятия по формированию произношения у слабослышащих детей по теме:

«Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]. Работа над речевым дыханием, голосом и логическим ударением»

Учитель логопед

МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.

Задачи:

1. Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях.

2. Развитие речевого дыхания, фонема тического слуха, разговорной и связной речи.

3. Формирование просодической стороны речи.

4. Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.

5. Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика, упражнения для профилактики близорукости .

6. Обогащение словарного запаса.

7. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: карточки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, сюжетные картинки, зеркало, вата, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

II . Основная часть.

1. Проверка слуха (за экраном).

Как ты слышишь?

Будем заниматься?

Сейчас осень?

Почему ты так решил?

Какой месяц?

Какое время суток?

Послушай и повтори: сентябрь, октябрь, декабрь – осенние месяцы.

Правильно?

Назови правильно осенние месяцы.

Какое сегодня число?

Запиши его в тетрадь.

2. Сообщение темы занятия.

Какой звук повторяется в этих предложениях?

Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. (Звук Ш).

Два жука летят, жужжат: Нужен дождик для ужат. (Звук Ж)

Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.

3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.

Произнесение ряда слогов на одном выдохе:

Ша-шо-шу-ши-ше (выдох).

Аш-ош-уш-иш-еш (выдох).

Жа-жу-же-жи-жо (выдох).

Упражнение «Забей мяч в ворота» (задуть ватный шарик в ворота).

5. Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж (с карандашом, грецкими орехами).

«Этот пальчик», «Колечки», «Прогулка», «Цепочки».

6. Артикуляционная гимнастика.

Я буду показывать картинки, а ты выполняй упражнения (показывает ученику схематические изображения артикуляционных упражнений, ученик выполняет. В случае затруднения учитель сам показывает упражнение).

«Заборчик» - «Хоботок», «Лопаточка» - «Иголочка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».

7. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы будем работать над звуками [ш], [ж].

Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» - покажите соответствующую букву:

- Каштан, жёлудь, живот, шкаф, шелест, ножницы, мышка, кукушка, солнышко, важный, жук, жилет, камыши, мороженое, лужа, каша.

Слушай внимательно, повторяй за мной:

Жа – ша – ша

Ша – жа – жа

Жа – ша – жа

Шо – жо – шо

Жо – жо – шо

Шо – шо – жо

Жи – жи – ши

Ши – жи – ши

Жи – ши – жи

Беседа по картинкам УЖИ – УШИ:

Что здесь нарисовано?

Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово).

Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти.

Уши – органы слуха.

Придумаем предложения с этими словами.

А у меня получились вот такие предложения:

В кустах спрятались ужи.

Даша под душем моет уши.

(читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.

Повтори за мной и покажи соответствующую картинку:

Жар – шар, машет – мажет, наживка – нашивка, тужить – тушить, Луша – лужа.

Придумай и запиши в тетрадь предложения с каждой парой слов.

8. Физминутка.

Игра с мячом «Замени Ж на Ш».

жест шить

жаль шалить

жила шитьё

ужи Саша

жалость скошу

жутко широк

9. Развитие фонематического восприятия.

Цифровой ряд.

Я буду показывать картинки, а вы букву «ж» или «ш» и цифру, соответствующую месту звука в слове:

Груша, мышка, жук, мороженое, пиджак, джинсы, кошка, медвежонок, лягушка, афиша.

10. Дифференциация звуков [ ш ] , [ ж ] на письме /доска/.

Вставьте пропущенные буквы:

…уба, ве…алка, кру…ево, е…ата, …орох, …урнал.

У лисы пу…истый хвост. Ды…и све…им воздухом. У …оры ду…истые ланды…и.

11. Коррекция зрения. Упражнение с использованием зрительных ориентиров.

12. Составление предложений по серии картинок /за экраном/.

Какое наступило время года?

Что делает мальчик?

Кого он увидел в лесу?

Почему мальчик испугался?

13. Выразительное чтение стихотворения учеником /индивидуальная карточка/:

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

14. Работа над диалогом /текст на доске/.

– Будем работать над диалогом. Сначала я прочитаю.

– Мама, можно я пойду в сад?

– Можно, Женя. Что ты будешь делать в саду?

– Я буду собирать листья, каштаны, желуди.

– На улице грязь, надень сапоги.

– Я надену сапоги.

– О чём разговаривали мама и мальчик?

– Как зовут мальчика? Что он будет делать в саду? Почему надо надеть сапоги?

Самостоятельное чтение.

– А теперь ты прочитай и за маму, и за Женю.

Воспроизведение диалога без написанного текста.

– Говори за маму и за Женю самостоятельно, своими словами.

III. Итог занятия.

Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Молодец, ты справился со всеми заданиями. Но мы ещё поработаем над звуками «ж»-«ш» на следующем занятии. До свидания.

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

Конспект логопедического занятия по формированию произношения у слабослышащих детей по теме:

«Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]».

Учитель логопед

МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

Пучкина С.В.

Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.

Задачи:

  1. Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях.
  2. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи.
  3. Формирование просодической стороны речи.
  4. Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.
  5. Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика, упражнения для профилактики близорукости.
  6. Обогащение словарного запаса.
  7. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: карточки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, сюжетные картинки, зеркало, вата, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

II. Основная часть.

1. Проверка слуха (за экраном).

Как ты слышишь?

Будем заниматься?

Сейчас осень?

Почему ты так решил?

Какой месяц?

Какое время суток?

Послушай и повтори: сентябрь, октябрь, декабрь – осенние месяцы.

Правильно?

Назови правильно осенние месяцы.

Какое сегодня число?

Запиши его в тетрадь.

  1. Сообщение темы занятия.

Какой звук повторяется в этих предложениях?

Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. (Звук Ш).

Два жука летят, жужжат: Нужен дождик для ужат. (Звук Ж)

Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.

3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.

Произнесение ряда слогов на одном выдохе:

Ша-шо-шу-ши-ше (выдох).

Аш-ош-уш-иш-еш (выдох).

Жа-жу-же-жи-жо (выдох).

Упражнение «Забей мяч в ворота» (задуть ватный шарик в ворота).

5. Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж (с карандашом, грецкими орехами).

« Этот пальчик», «Колечки», «Прогулка», «Цепочки».

6. Артикуляционная гимнастика.

Я буду показывать картинки, а ты выполняй упражнения (логопед показывает ученику схематические изображения артикуляционных упражнений, ученик выполняет. В случае затруднения логопед сам показывает упражнение).

«Заборчик» - «Хоботок», «Лопаточка» - «Иголочка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».

7. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы будем работать над звуками [ ш ] , [ ж ].

Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» - покажите соответствующую букву:

Каштан, жёлудь, живот, шкаф, шелест, ножницы, мышка, кукушка, солнышко, важный, жук, жилет, камыши, мороженое, лужа, каша.

Слушай внимательно, повторяй за мной:

Жа – ша – ша

Ша – жа – жа

Жа – ша – жа

Шо – жо – шо

Жо – жо – шо

Шо – шо – жо

Жи – жи – ши

Ши – жи – ши

Жи – ши – жи

Беседа по картинкам УЖИ – УШИ:

Что здесь нарисовано?

Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово).

Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти.

Уши – органы слуха.

Придумаем предложения с этими словами.

А у меня получились вот такие предложения:

В кустах спрятались ужи.

Даша под душем моет уши.

(читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.

Повтори за мной и покажи соответствующую картинку:

Жар – шар, машет – мажет, наживка – нашивка, тужить – тушить, Луша – лужа.

Придумай и запиши в тетрадь предложения с каждой парой слов.

  1. Физминутка.

Игра с мячом «Замени Ж на Ш».

жест шить

жаль шалить

жила шитьё

ужи Саша

жалость скошу

жутко широк

  1. Развитие фонематического восприятия.

Цифровой ряд.

Я буду показывать картинки, а вы букву «ж» или «ш» и цифру, соответствующую месту звука в слове:

Груша, мышка, жук, мороженое, пиджак, джинсы, кошка, медвежонок, лягушка, афиша.

  1. Дифференциация звуков [ ш ] , [ ж ] на письме /доска/.

Вставьте пропущенные буквы:

…уба, ве…алка, кру…ево, е…ата, …орох, …урнал.

У лисы пу…истый хвост. Ды…и све…им воздухом. У …оры ду…истые ланды…и.

  1. Коррекция зрения. Упражнение с использованием зрительных ориентиров.
  2. Составление предложений по серии картинок /за экраном/.

Какое наступило время года?

Что делает мальчик?

Кого он увидел в лесу?

Почему мальчик испугался?

  1. Выразительное чтение стихотворения учеником /индивидуальная карточка/:

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

14. Работа над диалогом /текст на доске/.

– Будем работать над диалогом. Сначала я прочитаю.

– Мама, можно я пойду в сад?

– Можно, Женя. Что ты будешь делать в саду?

– Я буду собирать листья, каштаны, желуди.

– На улице грязь, надень сапоги.

– Я надену сапоги.

Беседа.

– О чём разговаривали мама и мальчик?

– Как зовут мальчика? Что он будет делать в саду? Почему надо надеть сапоги?

Чтение по ролям.

Самостоятельное чтение.

– А теперь ты прочитай и за маму, и за Женю.

Воспроизведение диалога без написанного текста.

– Говори за маму и за Женю самостоятельно, своими словами.

  1. Итог занятия.

Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Молодец, ты справился со всеми заданиями. Но мы ещё поработаем над звуками «ж»-«ш» на следующем занятии. До свидания.


ОГКОУ «Школа –интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №92» (дошкольное отделение)

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Посуда»

Выполнил:

Учитель-дефектолог,

Майорова Ирина Николаевна.

Ульяновск, 2016

Форма занятия: фронтальное

Длительность : 20 минут
Цель занятия : расширять активный словарь детей по теме «Посуда».

Задачи :
Обучающая - учить детей самостоятельно называть предметы посуды по картинке; понимать смысл прочитанного слова; закрепить умение сообщать о выполненном действии; научить детей понимать и выполнять инструкции по табличкам.
Развивающая – совершенствовать целостность зрительного восприятия через складывание разрезных картинок и сличение контура изображённого с образцом.

Воспитательная – воспитывать интерес к занятиям, желание говорить;

Коррекционная – формировать навыки сопряженно-отраженного проговаривания речевого материала (вместе с педагогом); фиксировать внимание детей на табличках, учить подбирать и соотносить парные таблички к картинкам; развитие восприятия.

Оборудование : картина: «Домашнее чаепитие», картинки с изображением посуды, разрезные картинки по количеству детей, опорные таблицы, экоан.

Речевой материал : Посуда, чашка, тарелка, чайник, ложка., покажи ложку, покажи тарелку, покажи чайник.

Фразовый материал: Что это? Это чашка, это ложка, это тарелка, это чайник. Покажи чашку? Вот чашка.

Ход занятия:

    Организационный момент (5 мин.)

Ребята, привет!

Педагог здоровается с каждым ребёнком по очереди:

Рита, привет!

Тётя Ира, привет!

Педагог называет имена детей за экраном. Дети, услышав своё имя, садятся на места.

Ребята, что будем делать?

Будем заниматься. Будем слушать. Будем говорить хорошо.

II. Основная часть (10 мин.)

    «Назови предметы посуды».

Педагог, указывая на надпись, просит детей назвать предметы посуды.

Дети называют предметы посуды по очереди.

    «Покажи».

Педагог помещает на доску картину: «Домашнее чаепитие».

Ребята, посмотрите, посуда. Картина называется «Домашнее чаепитие».

Дети сопряжено с педагогом читают название картины.

Будем играть. Кто первый? Настя, выходи. Покажи чашку (на слух, без таблички).

Ребенок находит чашку и называет:

Это чашка.

Так, с каждым ребёнком.

Хорошо, молодцы!

Из чашки пьют?

Из тарелки едят?

    Дидактич. Игра «Что не так?»

Педагог просит детей закрыть глаза. Меняет надписи под картинками.-

Откройте глаза. Посмотрите, что не так?

Дети поднимают руки и исправляют ошибки.

Педагог, показывая на исправленную ошибку, спрашивает каждый раз у детей:

Это тарелка? Правильно?

Молодцы, внимательные!

Динамическая пауза:

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

4.«Собери картинку»

Педагог раздаёт детям разрезные картинки с изображением посуды.

Собери картинку.

Дети собирают картинки.

Игорь, что у тебя?

Это чайник.

Педагог спрашивает у каждого ребёнка.

III. Заключительная часть (5 мин.)

Ребята, что мы делали?

Мы занимались. Мы говорили.

Мы говорили о посуде. Говорили хорошо.

Завершение занятия эмоционально-положительной оценкой детей (похвалить). Сопровождать жестами.

«Наше занятие подошло к концу. Вы молодцы! Встаньте. Идите.»