Конспекты занятий с использованием икт. ИКТ

Программное содержание:

Образовательные задачи: закрепить и пополнить знания детей о диких животных средней полосы России, их образе жизни, жилище, питании;обобщить и систематизировать представление детей о значении красной книги; формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Развивающие задачи:развивать навыки словообразования, согласования существительного с прилагательным, логического мышления;развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные задачи:воспитывать любознательность, интерес к природе и животному миру; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным.

Методы и приемы: словесный – беседа, вопросы к детям, педагогическая оценка, пояснение; игровой – загадывание и отгадывание загадок, проведение дидактической игры.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Материал: для игры - вырезанные из картона животные и их хвосты, прищепки на количество детей, грузовая машина; мультмедийное оборудование, презентация

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Посмотрите, какой он?

(слайд№1)

Давайте посмотрим, кто живет в этом лесу. Отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса-
А зовут её ….. (лиса) (слайд №2)

Расскажите, какая лиса? Где она живет? (ответы детей, при затруднении помочь наводящими вопросами)

Послушайте другую загадку:

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой (слайд№3).

Расскажите, какой медведь? Где живет медведь?(ответы детей)

Попробуйте отгадать такую загадку:

В гору – бегом,
А с горы – кувырком (слайд№4).

Скажите, когда заяц белый, а когда – серый? Зачем он меняет свою шубку?

Под соснами,
под ёлками лежит мешок с иголками? (слайд№5). Зачем ежу иголки? Почему ежа называют соней?(слайд №6)

По деревьям скок-скок,
А орешки щёлк, щёлк (слайд№7). Зачем белке хвост? Какие запасы делает белка?

А вот другая загадка:

По лесу зимой рыщет, зверей слабых ищет (слайд № 8, 9).

Как охотится волк? Где живет волк? Почему он воет на луну?(Выслушать ответы детей, при затруднении помочь составить небольшой рассказ)

Скажите,пожалуйста:

Кто на своей голове лес носит? (слайд№10)Для чего лосю рога? Чем питается лось?

Ещё одна загадка:

Есть на речках лесорубы
Серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (слайд№11). Где живут бобры?

Давайте поиграем в игру, которая называется: “Чей хвост?”.

На столах разложены животные. Они потеряли свои хвосты и просят вас помочь им найти свой хвост. Я вам раздам хвосты и прищепки. А вы должны определить, чей же это хвост и прикрепить его прищепкой к животному.

После того как дети справились с заданием спросить: “все ли животные живут в нашем лесу?”(здесь есть животные, которые живут в жарких странах). Давайте этим животным поможем отправиться в жаркие страны. Мы их посадим в этот грузовик и пожелаем им хорошего пути.Дети сажают животных в грузовик и прощаются с ними, воспитатель увозит грузовик из группы.

Предлагаю вам поиграть в другую игру: “Назови семью”.

Глядя на эти картинки назовите чья это семья, каких животных (слайды №12, 13).

Чем питаются дикие звери? Какие животные травоядные, а какие хищники? (слайд №14, если дети затрудняются в ответе, воспитатель помогает с ответами).

А это красная книга (слайд№15). Красная книга – это список редких животных, растений, которые находятся на грани исчезновения и требуют незамедлительной заботы человека. Красная книга нужна для того, чтобы знать каких животных осталось мало и они на грани вымирания. Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой, остановись! Ещё один шаг и может быть поздно. Люди, внимание, не губите эти растения, не убивайте этих животных, иначе они исчезнут.

В заключении воспитатель рассказывает детям о том, как нужно вести себя в лесу: не мусорить, не разводить костры (слайд № 16). Лес нам дает свежий воздух, ягоды, грибы. Лес – это дом всех животных и птиц. Лес и животных нужно беречь и охранять. Они наши друзья. Если погибнут они, то погибнут и люди.

Сегодня вы все старались, отвечали на все вопросы, были дружные и любознательные. Молодцы.

Конспект занятия в старшей группе с использованием ИКТ на тему: Круговорот воды в природе.



Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект познавательного занятия в старшей группе с использование ИКТ на тему: Круговорот воды в природе. Данное занятие будет полезно воспитателям старших групп, родителям.
Конспект направлен на формирование знаний детей о круговороте воды в природе.
Цель: сформировать у детей представление о круговороте воды.
Задачи:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту;
2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
3. Обогащать словарный запас детей;
4. Активировать познавательную деятельность, развивать образное мышление;
5. Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердое, жидкое и газообразное)
Дополнительный материал: презентация «Круговорот воды в природе», зеркало, электрический чайник.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте начнем наше занятие с отрывка из стихотворения Алексея Плещеева. Послушайте его, пожалуйста, и скажите о каком времени года идет речь.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Воспитатель: О каком времени года писал поэт в своем стихотворении? (ответы детей) Правильно дети, о весне! Стихотворение так и называется – «Весна». А что происходит весной с нашей природой? Как изменяется все вокруг нас? (ответы детей). Да, действительно, на улице тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы, прилетают птицы, вы все правильно назвали. Но сегодня, я бы хотела вас познакомить с таким явлением, как круговорот воды в природе. (1 слайд).
Воспитатель: Сегодня у нас необычная гостья. (2 слайд) Кто это ребята? (ответы детей) Конечно, это Капелька! Она сказала, что проделала долгий путь, чтобы попасть к нам. Давайте я расскажу и покажу вам ее необычное путешествие? Итак, слушайте дети.
Воспитатель: Еще несколько месяцев назад, я со своими сестрами-капельками жила на большой и пушистой тучке.(3 слайд) Со временем нас становилось все больше и больше. И вот однажды, решив посмотреть, что происходит на земле, мы отправились к краю тучи.(4 слайд) Оттуда были видны голые деревья и усеянная листьями земля. (5 слайд) В этот момент подул сильный ветер. Мы не удержались и полетели вниз.(6 слайд) Подлетая к земле все заметили, что становится очень холодно, и начали замерзать. На землю мы уже спустились снежинками.(7 слайд) Наступала зима. Постепенно мои сестренки, которые стали такими же снежинками, как и я укрыли землю белым снегом. Всю зиму мы наблюдали, как дети и взрослые нам радуются. Как катаются на санках, играют в снежки, лепят снеговиков.(8 слайд) Но вот на улице стало теплей. Солнце с каждым днем пригревало все сильнее, и постепенно начали таять. Сначала мы испугались. Неужели мы больше не увидим эти прекрасные сады, бескрайние леса и поля? Начав таять, мы стали собираться вместе и потекли маленькими ручейками по земле, чтобы потом впасть в небольшую речку на окраине села.(9 слайд) Вы нас видели ребята? Кто-то мерил глубину этих ручейков, кто-то пускал кораблики. Многие из нас уже вернулись домой. Как? Вы когда-нибудь видели дымок, поднимающийся над водой?(10 слайд) Это пар, который появляется, когда на улице достаточно высокая температура. Он поднимает нас к самому небу, чтобы мы вновь собирались вместе. А когда нас соберется очень много, мы опять вернемся к вам, на землю. Прольемся летним или осенним дождем, а может быть вновь, выпадем первым снегом.(11 слайд) А теперь мне пора, тоже возвращаться домой. До встречи!(12 слайд)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась история нашей гостьи? О чем она рассказала? (ответы детей) Молодцы дети, вы многое запомнили из ее рассказа. А сейчас давайте отдохнем.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг, подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночке, и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке, и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх, к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх)
Воспитатель: Хорошо отдохнули ребята? А вы помните, как именно Капелька возвращалась на небо в тучку? (ответы детей) Она поднималась с помощью пара. Где еще мы можем видеть пар? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте с вами проведем небольшой эксперимент по превращению воды в пар - газообразное состояние, а затем в воду- жидкое состояние воды. Для этого нам понадобятся: чайник с водой и зеркало.
Воспитатель: Для начала, нужно вскипятить воду. Видите, из носика чайника поднимается «дымок» - это пар. Он очень горячий и может обжечь, если поднести руку. На самом деле пар-это вода, которая при нагревании поднимается в воздух. А сейчас поднесем к пару холодное зеркало. Что вы видите? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на зеркале появились капельки воды. Они появляются при соприкосновении горячего пара с холодным зеркалом. Именно так в природе и происходит круговорот воды в природе.(15 слайд) При нагревании с поверхности земли испаряется вода и поднимается в атмосферу в виде пара. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится и пар снова становится чем? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, водой! И потом капельки образуют облака. Когда в облаке собирается слишком много воды, он становится тяжелым и начинает идти дождь. Так вода возвращается снова на землю. Но зимой дождя нет. Как же тогда вода вновь сможет вернуться на землю? (ответы детей)
Воспитатель: Зимой идет снег. Снежинки образуются, как и капельки дождя, просто при приближении к земле, когда очень холодно, капельки превращаются в кристаллики льда-снежинки. А это уже третье состояние воды - твердое. Ведь, правда, что лед твердый?
Воспитатель: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на занятии? (ответы детей) Вы все правильно сказали. Вода действительно «ходит по кругу» и это называется круговорот. А в каких трех состояниях бывает вода? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень много запомнили на нашем занятии и я надеюсь, что эти знания вам пригодятся. Спасибо за внимание!

Тема: Звук [Л]. В гостях у Лунтика.

Цель: Автоматизация звука [Л] в словах.

Задачи:

  • учить согласовывать существительное с числительным;
  • учить образовывать уменьшительно - ласкательные существительные;
  • учить образовывать приставочные глаголы;
  • развивать мышление;
  • учить выполнять гимнастику для глаз.

Оборудование: персональный ноутбук, презентация, «волшебная палочка».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед с ребенком проходят в зал.
Л: К нам пришли гости, поздоровайся с ними и подари свою улыбку. А теперь подойди к столу. Присаживайся на стул. Не забывай: ножки ровно поставь на пол, спинку держи прямо.

2. Сообщение темы занятия.

Л: Сегодня мы побываем в гостях у Лунтика. Он нас очень ждет. Вместе с ним мы будем учиться произносить звук [Л] в словах. Но чтобы попасть к Лунтику, сначала вспомни: как нужно правильно произносить звук [Л]?
Р: Когда мы произносим звук [Л] - губы улыбаются, зубы сближены, язык упирается в верхние зубы.
Л: Правильно. А теперь вспомни звук [Л] гласный или согласный.
Р: Звук [Л] согласный.
Л: Правильно. Скажи, этот звук мягкий или твердый?
Р: Этот звук твердый.
Л: Верно. Звук [Л] звонкий или глухой?
Р: Звук [Л] звонкий.
Л: Молодец. Ты верно рассказала о звуке [Л].



3. Автоматизировать звук [Л] в слогах.

Л: А теперь вспомни, какие песенки помогали тебе научится правильно произносить звук [Л]?
Р: Ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.
Л: Молодец! Теперь мы можем отправляться к Лунтику. Не забудь в гостях правильно и четко произносить звук [Л].

4. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Мы пришли к Лунтику не с пустыми руками. Назови игрушки, которые мы принесли для него.
Р: Называет появляющиеся на экране игрушки (лошадку, мотоцикл, велосипед, балалайку, флажки, скакалку, пластилин, лопатку, куклу, колокольчики, лото, фломастеры, мелки).
Л: Молодец! Вот сколько теперь игрушек у Лунтика.

5. Учить согласовывать существительное с числительным.

Л: Лунтик очень любит цветы. Он посадил возле дома ландыши. Посчитай, сколько ландышей у Лунтика?
Р: Один ландыш, два ландыша, три ландыша, четыре ландыша, пять ландышей.
Л: Хорошо! Лунтик настолько любит цветы, что даже дома у него растут фиалки. Посчитай, сколько фиалок на подоконнике?
Р: Одна фиалка, две фиалки, три фиалки, четыре фиалки, пять фиалок.
Л: Молодец! Ты хорошо пересчитала все цветы. Но Лунтик любит не только цветы. У себя в саду он посадил яблоню. Посчитай сколько яблок выросло на ней?
Р: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Л: Молодец! Ты очень хорошо произносила звук [Л], когда пересчитывала яблоки!

6. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Яблоками Лунтик любит угощать своих друзей. Назови их.
Р: Называет появляющихся на экране друзей Лунтика (белка, дятел, голубь, ласточка, волчонок, лошадь, лось, пчела).
Л: Вот сколько друзей у Лунтика.

7. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Л: У Лунтика есть волшебная палочка. Вот она. Она умеет превращать большие предметы в маленькие. Поиграй и ты с волшебной палочкой. Преврати большие предметы на экране в маленькие.
Р: Ребенок «Волшебной палочкой» дотрагивается до картинки на экране и называет большой и маленький предметы (палатка-палаточка, облако-облачко, лопата-лопаточка, скакалка-скакалочка, вилка-вилочка, елка-елочка, копилка-копилочка, халат-халатик, полка-полочка).
Л: Молодец! Ты правильно назвала все предметы и четко произносила звук [Л].

8. Учить образовывать приставочные глаголы.

Л: Лунтик любит плавать на лодке. Пока он будет плавать, поиграй со мной в игру «Докажи словечко». Скажи, Лунтик что будет делать на лодке?
Р: Плавать.
Л: А сейчас, Лунтик к воде …?
Р: Подошел.
Л: Лунтик в воду…?
Р: Зашел.
Л: Лунтик на лодку..?
Р: Прыгнул.
Л: Лунтик на лодке…?
Р: Поплыл.
Л: До другого берега…?
Р: Доплыл.
Л: Лунтик на лодке долго…?
Р: Плавал.
Л: Лунтик с лодки…?
Р: Спрыгнул.
Л: Молодец. Все слова ты договорила правильно. Хочешь тоже поплавать на лодке? Тогда встань и подойди ко мне.

9. Динамическая пауза. Учить выполнять гимнастику для глаз.

Ребенок выполняет гимнастику для глаз под музыку.

Вместе с Лунтиком втроем мы на лодочке плывем (движения руками).
Глазки вверх ты подними - и на облака смотри.
А теперь опустим вниз - что там в речке? Присмотрись.
Глазки - вверх, и глазки - вниз,
Глазки - вверх, и глазки - вниз.
Солнце в небе светит ярко
Мы зажмуримся! Как жарко!
Открываем - закрываем,
Открываем - закрываем,
Очень весело играем!
А теперь пора обратно,
Вместе плавать - так приятно!

Молодец! Подойди к столу. Присаживайся на стул. Ножки поставь ровно, спинку держи прямо.

10. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Мы отлично поплавали на лодке, и, кажется, проголодались! Нужно подкрепиться! Назови, что приготовил для нас Лунтик?
Р: Называет появляющиеся на экране продукты (салат, лапшу, яблоко, клубнику, колбасу, булку, шоколад, баклажан, масло, молоко).
Л: Отлично! Очень сытный обед. И ты, я слышу, не забываешь правильно произносить звук [Л].

11. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: После обеда Лунтик любит смотреть телевизор. Назови любимых сказочных героев Лунтика.
Р: Называет появляющихся на экране сказочных героев (Колобок, Золушка, Белоснежка, пчелка Майя, Щелкунчик).
Л: Молодец!

12. Автоматизировать звук [Л] в словах. Развивать мышление.

Л: У Лунтика есть подружка. Это фея Фиалка. Она любит загадывать Лунтику загадки. Попробуй и ты отгадать их.
Логопед читает появляющиеся на экране загадки. Ребенок отгадывает и четко произносит звук [Л] в отгадках (пила, лампа, платок, полотенце, стол, лодка, стул, слон, заколка).
Л: Молодец, ты отлично справилась с загадками.

13. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Пока мы отгадывали загадки - стемнело. В это время Лунтик любит смотреть в свой телескоп и наблюдать за небом. Назови, что увидел Лунтик?
Р: Называет появляющиеся на экране картинки (Луну, лучи, летающую тарелку, Лунатика).
Л: Молодец! Ты все назвала правильно.

Л: Мы сегодня много играли с Лунтиком. Вспомни, чем мы занимались вместе?
Р: Вместе с Лунтиком мы учились произносить звук [Л], отгадывали загадки, играли с «волшебной палочкой».
Л: Да, верно. У тебя уже очень хорошо получается произносить звук [Л] в словах, и Лунтик дарит тебе этот салют. А теперь попрощайся с Лунтиком и нашими гостями.

Программное содержание:

  • Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.
  • Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека.
  • Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы, используя знания детей.
  • Обогащать активный словарь детей.
  • Учить детей рисовать в новой нетрадиционной технике.
  • Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.
  • Развивать у детей воображение, умение передавать колорит зимы.
  • Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь.
  • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
  • Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего

окружения и его отражению в рисунке.

Материал:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, колокольчик;

лист бумаги с намеченным рисунком (свечой) на каждого ребенка и для воспитателя, материал для рисования: баночки с водой, вата, краска синего и белого цвета, губка, тонкая кисточка, соль;

новогоднее украшение - снежинка на каждого ребенка.

Презентация к занятию« Зимняя сказка»:

  • зимние пейзажи;
  • дидактическая игра "Четвертый лишний": картинки с пейзажами, одеждой, детскими развлечениями;
  • картинки с изображением снегурочки;
  • запись голоса Снегурочки;
  • музыка П.И.Чайковского "Времена года".

Предварительная работа :

Чтение русской народной сказки «Снегурочка», подготовка к новогоднему празднику, разучивание новогодних песенок и стихов, поговорок, пословиц и примет о зиме. Рисование в нетрадиционной технике - по мокрому листу бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

«Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ

открытого занятия с использованием ИКТ

для воспитателей ДОУ

с детьми 5-го года жизни

«Зимняя сказка»

Составила и провела:

Воспитатель МДОУ

«Лямбирский д/с № 3

Комбинированного вида»

Аширова Н. Х.

Лямбирь-2011г.

Программное содержание:

  1. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.
  2. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека.
  3. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы, используя знания детей.
  4. Обогащать активный словарь детей.
  5. Учить детей рисовать в новой нетрадиционной технике.
  6. Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.
  7. Развивать у детей воображение, умение передавать колорит зимы.
  8. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь.
  9. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
  10. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего

Окружения и его отражению в рисунке.

Материал:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, колокольчик;

лист бумаги с намеченным рисунком (свечой) на каждого ребенка и для воспитателя, материал для рисования: баночки с водой, вата, краска синего и белого цвета, губка, тонкая кисточка, соль;

новогоднее украшение - снежинка на каждого ребенка.

Презентация к занятию« Зимняя сказка»:

  1. зимние пейзажи;
  2. дидактическая игра "Четвертый лишний": картинки с пейзажами, одеждой, детскими развлечениями;
  3. картинки с изображением снегурочки;
  4. запись голоса Снегурочки;
  5. музыка П.И.Чайковского "Времена года".

Предварительная работа :

Чтение русской народной сказки «Снегурочка», подготовка к новогоднему празднику, разучивание новогодних песенок и стихов, поговорок, пословиц и примет о зиме . Рисование в нетрадиционной технике - по мокрому листу бумаги.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

2. Работа с презентацией.

Воспитатель (В .) - Дети, посмотрите на экран (слайды с зимними пейзажами).

Какое время года изображено? (Слайд №1)

Дети (Д.) – На экране изображена зима.

В. - А как вы догадались?

Д. – Всюду лежит снег. На земле, на деревьях.

В .- Очень красива зима в своем белоснежном убранстве (Слайд №2). Если светит солнце

Тихо идет снег, какая это зима?

Д. – Снежная, добрая, ласковая и др.

В. – Ребята, вы, любите погулять вечером с родителями? (Слайд №3). Какое время суток

Изображено на следующем слайде?

Д . – Вечер, ночь.

В . - Зима приходит не только в города и села (Слайд №4). Что еще покрыто снегом?

Д. – Горы, крыши домов. Дома как будто утопают в снегу.

В . – Иногда вместо снега на деревьях можно увидеть иней (Слайд №5). Мы как будто попали

В сказочный домик Снегурочки. Как можно назвать эту картину?

Д . – Сказочная, волшебная, красивая и др.

В . - Зима бывает разная (Слайд №6). Дует холодный ветер, начинается вьюга, снежинки

Щиплют щеки, нос. Мерзнут руки, ноги. Подберите слова для такой зимы.

Д . - Суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая.

В . - Зима - чудесное время года! (Слайд №7). За ее красоту люди придумали ей ласковые

Названия. Какие?

Д . - Зимушка-зима, Гостья - зима, Зима - волшебница и др.

3. Игра с колокольчиком. (Слайд 8)

В .- Художники, композиторы, поэты и писатели воспевали зиму в своих произведениях. О

Зиме есть много загадок и пословиц, поговорок, примет. Говорить вы будете тогда, когда

Услышите около себя звон колокольчика.

Колокольчик ледяной,

Он всегда, всегда со мной,

Динь-дон, динь-дон,

Раздает загадки он.

Дети вспоминают приметы, пословицы, поговорки.

Зима без снега – лето без хлеба.

Зима все найдет, что лето отложит.

Зима лето пугает, да все равно тает.

Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.

Зимой собаки валяются – быть метели.

Новый год – к весне поворот.

Если зимою тепло – летом холодно.

Больше снега – больше хлеба.

Зима ночью во двор крадется.

Зима снежная – лето дождливое.

Дым из трубы столбом – к холодам.

Зима - не лето, в шубу одета.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Затем воспитатель загадывает загадки.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег.)

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице... (мороз)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый... (Дед Мороз)

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима)

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки.)

4 . Запись голоса Снегурочки: (слайд 8 – включить звук)

Я - внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь к вам каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод.

В. - Послушайте, она еще что-то говорит.

- Мы скоро придем к вам на праздник, а пока мы с Дедом Морозом собираем всем ребятам подарки. Но многие друзья живут на юге, а там весь год тепло. Я хочу своим друзьям отправить подарок, сделанный своими руками. Но я умею рисовать только на стекле морозные узоры .

В . - Давайте поможем Снегурочке, и тогда она сможет отправить и наши рисунки своим

Друзьям.

5. Показ и объяснение .

Рисование морозных узоров в нетрадиционной технике рисования – по мокрому листу бумаги (рисунок свечой выполнен заранее воспитателем) и солью .

Дети с воспитателем подходят к столу, на котором лежат "оконные рамы". С помощью ваты смачивается лист бумаги, на котором уже нанесен узор свечой (дети этого не видят). Потом губкой наносится краска синего, фиолетового цвета. Рисунок необходимо дополнить элементами (точки, круги, завитки и др.) Пока не высохла краска, весь рисунок посыпается солью. Необходимо немного подождать, чтобы работа подсохла (можно провести дидактическую игру). Затем лишняя соль ссыпается на стол. Таким образом, хорошо получается снежный узор.

6 . Пальчиковая гимнастика. «По снегу пальчики гуляли».

Сейчас мы приготовим свои руки к работе.

По снегу пальчики гуляли,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догоняли,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком.

(Медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал,

(Скользящие движения мизинцев по поверхности стола)

Поскользнулся и упал.

(Стук кулаками по поверхности стола).

7 . Релаксация (слайд 10- включить звук)

Закройте глаза (звучит музыка) и представьте, что ночью, во сне, вы встали с кровати,

Подошли к окну, приоткрыли штору и увидели чудесную картину, на ней

Сказочной красоты узоры. Запомните свою картину, полюбуйтесь ею. А теперь откройте

Глаза и начинайте рисовать. А помощником для вас будет музыка.

(Во время работы звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года».)

8 . Самостоятельная работа детей. При необходимости воспитатель

Оказывает индивидуальную помощь. (Слайд 11– включить звук)

Пока подсыхают работы, проводится дидактическая игра «Четвертый лишний».

В . - Пока наши «подарки» подсыхают, я предлагаю поиграть, ваши знания о зиме показать.

9. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

В . - Помогите исправить ошибки. Необходимо назвать лишнюю картинку, неподходящую

К зиме, и почему (фото на интерактивной доске; при правильном ответе включить звук).

1. Три фото с зимними пейзажами и одно фото с изображением осени (слайд 12)

2. Предметы одежды: варежки, шапки, шорты , шарфы (слайд 13)

3. Детские развлечения: дети катаются на санках, лепят снежную бабу,

Купаются в фонтане , строят снежную бабу (слайд14).

10. Анализ детских работ (слайд 15)

По окончании детские работы вывешиваются на импровизированный домик.

В . - Дети, обратите внимание, снежные узоры на окнах не похожи друг на друга.

В наших окнах можно разглядеть и снеженную еловую веточку, луну со звездами,

Кисть рябинки... А в этом окне можно разглядеть портрет девочки, возможно к нам

Заглянула Снегурочка?

11 . Запись голоса Снегурочки (слайд 16)

- Спасибо, ребята, вы нарисовали красивые морозные узоры, и они теперь

Отправятся к нашим друзьям на юг. А я буду ждать встречи с вами и дарю

Вам снежинки.

12. Дыхательная гимнастика. «Подуй на снежинку» (слайд 17)

Воспитатель раздает детям снежинки. (Новогоднее украшение.)

В. - Полетели, закружились ледяные звёзды.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на твою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Дети дуют на снежинку.

Воспитатель предлагает повесить снежинку у себя дома на елку, и вспоминать о

Встрече со Снегурочкой.

Список использованной литературы

1.Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.

2.Пословицы, поговорки, загадки./ Сост. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. – М.: Современник, 1986.

3.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.Художественно - эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия./ Сост. Е.П.Климова. – Волгоград: Учитель, 2005.


Методика проведения уроков с использованием ИКТ.

Соловова Светлана Леонидовна,

учитель ГБОУ СОШ №270

Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:

    сделать учебную деятельность детей более содержательной;

    сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;

    сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;

    повысить качество обучения, желания учиться;

    сделать урок наглядным, динамичным.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза.

В своей работе учителя нашей школы широко используют ИКТ. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

Демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

Тренажёр;

Контроль за умениями, навыками обучающихся.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учителя не забывают, что это УРОК, а значит, и план урока составляют исходя из его целей. При отборе учебного материала они соблюдают основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Учителя используют электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Используют информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, внеклассных занятий и др. Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальный ряд материалов для уроков окружающего мира, проводить экскурсии на уроках географии, литературы, совершать виртуальные путешествия по музеям писателей, художников, ещё больше узнавать об их биографии и творчестве, получить возможность познакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

Использование ИКТ в образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации Microsoft Power Point. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.

На уроках истории и литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. С помощью мультимедийного проекта демонстрируют слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку (подростку) намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

На уроках математики учителя используют презентации, созданные самостоятельно или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы, что позволяет:

Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;

Продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

Достичь оптимального темпа работы ученика;

Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

Изучить большее количество материала;

Показать ученикам красоту геометрических чертежей;

Повысить познавательный интерес;

Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

Достичь эффекта быстрой обратной связи.

Интенсивность умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока.

Благодаря мультимедийным пособиям, уроки музыки стали отличаться высокой активностью обучающихся на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет обучающимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний - один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы Main Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тесты - это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.

С их помощью можно:

Проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

Быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.

В перспективе школы - продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Использование ИКТ позволяет учителям и обучающимся нашей школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.