Анализ зачетного внеклассного воспитательного мероприятия на тему: «Вред табакокурения» (классный час). Классный час «вредным привычкам скажи «нет!» (анализ конкретных ситуаций) Экспресс анализ классного часа вредные привычки

Средняя школа №5

Разработка классного часа «Вредные привычки»

(в рамках декады «Формирование ЗОЖ»)

Проводила: Кошетова Г.Ж.

Класс: 7А

г.Шалкар

2016-2017 учебный год

Тема: "Вредные привычки"

Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании.

Дать понять о последствиях употребления психоактивных веществ.

Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Основные понятия: полезные и вредные привычки, вредные вещества, психоактивные вещества, алкоголь, курение, наркотические вещества, токсикомания их неблагоприятное влияние на органы и системы, организм человека.

Презентация к уроку.

Ход занятия

I. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

II. Вступление учителя. Сообщение темы и цели занятия.

Ребята, Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Просмотр видеоролика «Вредные привычки»

Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.

Какие бывают привычки? (слайд №2)(ответы детей)

Привычки бывают полезные и вредные.

Какие привычки мы называет полезными?

Назовите полезные привычки. (ответы детей) (слайд №3)

Какие привычки мы называем вредными?

Назовите вредные привычки. (ответы детей) (слайд №4)

Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики,токсикомания) (слайд №5)

Просмотр видеоролика «Ужасное видео о вреде курения»

- “Что же происходит при курении табака?” (слайд № 6)

Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.

Ребята, а что интересного вы можете рассказать о табаке? (ответы детей)

По данным министерства здравоохранения:

пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;

курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;

Курение притупляет вкусовые ощущения;

причиной многих пожаров является сигарета.

Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья. (слайд №7)

Просмотр видеоролика «Как алкоголь влияет на мозг человека»

Следующая опасная привычки – это алкоголь. (слайд №8)

Алкоголь – это вещество, которое содержится в сиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.

Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)

Как ведут себя такие люди? (ответы детей)

Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)

Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.

Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья.(слайд № 9)

Просмотр видеоролика «О вреде наркотиков»

Наркотики относятся к вредным привычкам. (слайд № 10)

Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики.Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю.Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.

Вывод: Наркотики – это гибель для человечества. (слайд № 11)

Просмотр видеоролика «Что будет, если нюхать клей»

Токсикомания также относится к вредной привычке. (слайд № 12)

Токсикомания – это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Человек становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких – то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Ему мерещатся всякие страхи, состояние тревожное. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов: развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки почки выходят из строя. При передозировке, возможны летальные исходы.

Вывод: Токсикомания – это яд для здоровья человека. (слайд № 13)

Чем похожи алкоголь, наркотики, табак, токсикомания? (ответы детей)

Как влияют на организм ПАВ?

III. Работа в группах

А сейчас поиграем. Проведём конкурсы между группами.

Деление на группы. Показать, инсценировав следующие ситуации, решение возникшей проблемы.

1 группе:

«Вам предложили попробовать наркотики, покурить или выпить пива, или вина. Ваша задача отказаться.

2 группе:

Ребята, представьте такую ситуацию:

Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать наркотики. Твои действия?

3 группе:

Ребята, представьте такую ситуацию:

Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения.

4 группе:

Ребята, представьте такую ситуацию:

Твои знакомые предлагают тебе встретиться вечером и испытать удовольствие, понюхав клей и другие токсические вещества. Твои действия?

Учитель: (чтение стихотворения) (слайд 16)

Вредным привычкам – нет!

Скажи всем друзьям.

Вредным привычкам – нет!

Скажи себе сам.

Вредные привычки – плохо!

Знай всегда.

Вредные привычки – смерть!

Убьёшь себя.

Многие люди, живущие на планете мечтают быть здоровыми и прожить долгую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам «9 заповедей здоровья» (слайд 17)

четкий режим дня;

свежий воздух;

больше смеха;

физическая активность;

правильное питание;

не пить, не курить;

личная гигиена;

любовь к себе и другим;

занятия по душе.

Но некоторые, жители планеты Земля имеют вредные привычки и ни хотят от них избавляться. Если Вы захотите присоединиться к ним, или уже присоединились, то послушайте « Разрешалки» от вредной привычки и тогда может быть ваше мнение изменится.

Разрешалки от вредной привычки: (слайд 18)

Употреблять наркотические и токсические средства, алкоголь, курить - можно:

Если ты хочешь прожить короткую жизнь;

Если хочешь отставать в учебе;

Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;

Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;

Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами;

Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;

Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;

Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;

Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;

Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».

Начать легко. Бросить – не тут-то было.

Подумай над этим!

Ах, эти вредные привычки,

Не вступайте с ними в стычки

Они ведь вредны для земли

В употреблении людьми.

Они мешают людям жить,

Так, что хочется аж выть.

Сигареты, водка – ни к чему

Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»

А наркотики сейчас

Устрашают просто нас.

Ах, эти вредные привычки,

Не вступайте с ними в стычки.

IV. Итог урока:

Что полезного и интересного вы узнали на занятии?

Какой можно сделать вывод? (слайд 19)

Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек!

Наш совет: “Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические и токсические вещества”!

Учащимся класса раздаются памятки « Разрешалки от вредной привычки».

ПРЕДУПРЕЖДЕН! ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН!(слайд 20)

Занятие проводится на классном часе, или в рамках предмета "ОБЖ". Рассчитано на академический час. Пропогандирует здоровый образ жизни, мотивирует детей на отказ от вредных привычек, а так же учит ребят в игровой форме (на примере ситтуаций) как вежливо и твердо отказаться от негативного давления окружающих. Интересное занятие, на практике идет на "УРА". Детям очень интересно, они активно учавствуют и играх)))

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ. Л.И.НОВИКОВОЙ

МБОУ СОШ №18

Методическая разработка

на тему:

«Скажи «НЕТ» вредным привычкам»

Выполнила

Соц. педагог Бахрамова Дильфуза Исматовна

Проверил

Дубовик И.М., доцент ВИПКРО, к.п.н.

о. Муром

1. Психолого-педагогическое обоснование темы и выбора формы занятия. Учет возрастных особенностей учащихся, место данного мероприятия в системе воспитательной работы педагога…………………………..........…3

2. Воспитательная цель и задачи мероприятия……………..........................3

3. Подготовка мероприятия, участие детей в его подготовке…………........3

5. Анализ, заключение и выводы ………………………………………........9

6. Список использованной литературы………………………….................11

1. Психолого-педагогическое обоснование темы и выбора формы занятия. Учет возрастных особенностей учащихся, место данного мероприятия в системе воспитательной работы педагога.

Пояснительная записка

Представленный вашему вниманию классный час «Скажи «Нет!» вредным привычкам!» адресован учащимся 5-6 классов.

Анкетирование старшеклассников нашей школы показало, что первое знакомство с сигаретой у большинства школьников происходит чаще всего в возрасте 11-12 лет, а 96% опрошенных уже получили первый опыт общения с алкогольными напитками. Поэтому очень важно до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Этому способствует ранняя профилактика курения, употребления алкоголя и наркотиков. На предложенном занятии дети проигрывают реальные жизненные ситуации, а когда возникнет необходимость, это поможет им сделать правильный выбор. Этим и сказывается актуальность выбранной тематики.

Методическая разработка классного часа «Скажи «Нет!» вредным привычкам!» может быть проведена в рамках недели профилактики вредных привычек и использоваться в общеобразовательных школах, гимназиях, коррекционных школах, детских домах, на базе учреждений дополнительного образования. Данное занятие может быть проведено в форме классного часа, в рамках учебных курсов «Окружающий мир», «ОБЖ».

2. Воспитательная цель и задачи мероприятия.

Цель: сформировать знания о вредном воздействии табачного дыма и алкоголя на организм человека.

Для реализации данной цели мы поставили ряд задач:

1. пропаганда здорового образа жизни;

2. подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;

3. обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих.

3. Подготовка мероприятия, участие детей в его подготовке.

За неделю учащимся была объявлена тема классного часа, они получили

Задания подобрать пословицы и поговорки о вредных привычках, о здоровом образе жизни, составить четверостишие по теме. Так же ребятам было предложено, возможно с помощью родителей изобразить понравившуюся пословицу или поговорку на рисунке, сфотографировать предупреждения о запрете курения и распития спиртных напитков в общественных местах.

Этап мероприятия

Время

Примечание

Подготовительный

Подобрать пословицы и поговорки о вредных привычках, здоровому образу жизни;

Составление стихов учащимися по теме классного часа;

Рисунки по пословицам и поговоркам о вредных привычках.

____

Основной

Составление презентации с помощью учащихся и использованием работ ребят.

____

Заключительный

Проведение классного часа с помощью презентации.

____

Ход мероприятия

Мы все знаем, что алкоголь, курение – это вредные привычки. Однако мы забываем об этом, приобретем их сами.

Самой распространенной и чрезвычайно опасной привычкой каждого пятого жителя планеты является табакокурение. Многие курильщики рассматривают свое пристрастие к табаку как «маленькую слабость». Однако они глубоко ошибаются, поскольку курение подрывает здоровье человека, снижает его работоспособность, является причиной многих болезней, ускоряет увядание организма, приближает старость и смерть. Курильщики быстро утомляются, раздражаются, у них нарушен сон,они в два раза чаще попадают в автомобильные аварии, чем некурящие.

В средние века во многих странах употреблять табак (курить, нюхать, жевать) запрещалось законом. За употребление табака в Турции была введена смертная казнь. В Персии курильщикам вырывали ноздри. В Англии любителей Табака водили по улицам с веревкой на шее, а самым злостным отрубали голову и выставляли ее на показ с курительной трубкой во рту. В России борьбу с курением начал царь Михаил Федорович Романов. В 1649 году он издал указ о запрете курения. Нарушителей этого указа шестьюдесятью ударами палок по стопам ног, а если это не помогало, курильщику отрезали нос и уши. Несмотря на преследования и суровые наказания, вредная привычка использовать табак быстро и широко распространялась по всему миру. В конце XX столетия Европа отметила своеобразный «юбилей» - 500 лет с начала использования табака. За это время табакокурение стало самой опасной и вредной привычкой человека. Примерно 50% современных европейцев регулярно курят. Широкое распространение табакокурение получило в России. Наша страна считается самой «курящей» в мире. Заядлыми курильщиками являются 75% мужчин, 27% женщин, 42% школьников.

Еще одна не менее опасная вредная привычка это алкоголизм.

Слово «Алкоголь» в переводе с арабского означает «одурманивающий».

История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. В древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. Особый вариант сомы получали выжимкой из грибов (мухоморов и др). Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до нашей эры. Вино считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции является Дионис, сын Зевса.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира. Первые сведения об употреблении алкоголя на Руси датируются XI веком нашей эры. Указы этого времени запрещали «гнусное пьянство». Основными хмельными напитками русичей были медовуха, брага, пиво. Их крепость составляла 10 градусов. На Руси пили очень мало. Спиртные напитки подавали к столу только по большим праздникам в ограниченном количестве. В будние дни хмельное не употребляли, а пьянство считалось грехом и позором.

Вредные привычки серьезно подрывают здоровье человека.

Когда человек курит, то в его организм попадает более 400 вредных веществ, а самое вредное из них – это яд никотин. Если к клюву птицы поднести палочку, всего лишь смоченную никотином, то она умрет. Собака может умереть от половины капли никотина. Для человека составляют опасность 2-3 капли никотина, столько содержится в 20 сигаретах. Если человек за раз выкурит столько, то может даже расплатиться жизнью.

Вы, наверное, уже знаете, что курение сокращает жизнь. Если человек курит в день 1-9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-5 лет, если 10-19, то на 5-6 лет. Курение является причиной многих заболеваний. Одно из них – рак легких - это очень тяжелая болезнь.

Сейчас нередко курят не только взрослые, но и дети. Курение сильно сказывается на сердце, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, невнимательности, плохому сну, неуспеваемости в школе.

Также курение сказывается на росте. Рост замедляется, ребенок растет хилым, слабым, вялым. Постоянное курение вызывает привычку, т.е. человеку уже трудно бросить курить.

К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более губительная - употребление спиртных напитков.

Алкоголь относится к наркотическим веществам, поскольку его употребление приводит к привыканию организма, болезненному пристрастию, наркотической зависимости, развитию различных заболеваний, сокращает жизнь на 10-12 лет.. Алкоголь является ядом для всех органов нашего организма. Наибольший вред алкоголь оказывает центральной нервной системе, угнетая деятельность головного мозга. Человек может быть хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым, а в состоянии опьянения он совершает «дикие» поступки. Он теряет бдительность, перестает быть осторожным может выболтать любую тайну. Существует даже такая пословица: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Вам было дано задание найти пословицы и поговорки о вредных привычках. Давайте их прочитаем (ребята читают пословицы и поговорки, объясняют их значение) Например:

1-ая пословица : «С хмелем познаться – с честью расстаться»
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Пьянство заглушает рассудок, совесть; пьяный легко может обмануть, не сдержать слово)

2-ая пословица : «Пить до дна – не видать добра»
- О чем эта пословица?
(Пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение, окружающих, любовь близких)

А теперь давайте посмотрим, как ребята отобразили понравившееся пословицы в рисунках. (Учитель с помощью сканера выводит на экран рисунки учащихся, ребята комментируют их)

На экране появляется ряд фотографии сделанных в общественных местах, с информацией о запрете курения и распития спиртных напитков.

Ребята, вам знакомы эти фотографии? Где вы их могли видеть?

Правильно, эти фотографии сделаны в кинотеатре, в библиотеке, в магазине, в транспорте, в больнице…. Одним словом, в общественных местах.

А почему нельзя курить в общественных местах? (Потому что люди, которые находятся в одном помещении с курящим, дышат дымом)

Да, в самом деле это приносит большой вред окружающим. При курении в организм человека попадает ¼ часть от всех ядовитых веществ. Половина же вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Следовательно, они получают такой же вред от табачного дыма, как и курящие.

Мы выяснили, что вредные привычки вредят здоровью человека. И все же очень многие наши знакомые, родственники курят и употребляют спиртные напитки. Почему же они это делают? Когда-то они попробовали в первый раз закурить, а за первым – второй, третий и так у них сформировалась привычка. Отсюда следует, если в первый раз не откажешься, потом это сделать труднее, почти не возможно. Если вам предлагают спиртное или сигарету, то ваш ответ должен быть «Нет!». Сейчас мы потренируемся, как нужно правильно отказываться от таких предложений.

Сейчас я предлагаю вам игру, которая научит вас правильно вести себя сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников.

Игра «Диалог с товарищем»

На подносе разложены карточки красного цвета с вариантами предложений. Учащийся берет одну и громко читает. На другом подносе лежат карточки зеленого цвета с вариантами ответов. Второй учащийся берет и дает товарищу заранее подготовленный ответ.

Варианты предложений

Варианты ответов

Попробуй пиво! У тебя будет хорошее настроение!

Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!

Хочешь пиво? Выпей, никто не заметит!

Нет! Я не буду и тебе не советую!

Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

Нет! Вредные привычки не приводят к добру!

Давай покурим! Или ты трусишь?

Нет! У меня есть новые пазлы. Пойдем собирать!

Пошли покурим. Или тебе слабо!?

Нет! У меня есть более интересные занятия!

Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.

Нет! Я не хочу подражать тем, кто не бережет свое здоровье!

Нет! Я спешу в шахматный кружок. Хочешь, пойдем со мной.

Почему ты не куришь? Боишься, что мама заругает?

Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток.

Нет! Мама меня просила сходить в магазин, пошли со мной. Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.

У нас во дворе многие курят, ничего с ними не случилось. Попробуй и ты!

Нет! Лучше пойдем ко мне смотреть футбол. Сегодня финал!

Нет! Лучше пойдем ко мне. Вчера мой старший брат принес новые интересные компьютерные игры, поиграем.

Ребята, скажите, пожалуйста, а в чьей роли вам понравилось быть больше?

А теперь давайте рассмотрим ситуации, которые могут произойти с каждым из вас.

Игра «Сумей отказаться»

Ситуация первая : Ваш старший товарищ предлагает вам попробовать пиво. При этом он демонстративно отпивает из банки и говорит, как это легко и просто, какое приятное состояние вызывает пиво. Говорит, что никто ничего не узнает: родители на работе, а учителя далеко. Как вы поступите?

Ситуация вторая : В школьном туалете к тебе подходит старшеклассник и, протянув сигарету предлагает закурить. Ты отказываешься. Он начинает смеяться над тобой, говоря, что ты «маменькин сыночек». Что ты будешь делать?

Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь я уверенна, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь, и примите правильное решение!

Заключительная часть

А в завершении нашего урока мы соберем с вами «Дерево здоровья».

У меня на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме)

Каждый из вас выбирает на моем столе понравившийся листочек и, прочитав, решает, прикреплять ли его к «Дереву здоровья» или же выбросить в корзину.

Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева. Можно предложить детям прокомментировать свои действия.

Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, крепкое, здоровое дерево. Пусть оно остается у вас в классе и радует вас каждый день! Будьте Здоровы!

5. Анализ, заключение и выводы.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей подросткового возраста.

2. Усиление личностных ресурсов сознания обучающихся, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
3. Развитие стратегии преодолевания проблем и избегания ситуаций, связанных с риском употребления ПАВ.
4. Наличие навыков противодействия пагубных пристрастий, решение жизненных проблем, поиск, восприятие и оказание социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях себе и другим, принятие ответственности за собственное поведение, эффективность открытого общения.

Оценка эффективности программы

  • Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
  • Снижение числа обучающихся,− поставленных на внутришкольный учет за совершение поступков, связанных с употреблением веществ, вредных для здоровья;
  • Оценка качества материалов,− подготовленных в ходе реализации программы;
  • Итоги медицинского обследования − учащихся школы.

Список использованной литературы

1. Березина С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // М.: Институт психотерапии, 2000;

2. Зайцев С. А. 100 вредных детских привычек и как от них избавится // Книжный дом, 2008;

3. Интернет ресурсы;

4. Касаткин В. Н., Паршутин И. А., Рязанова О. Л., Симонятова Т. П., Сударкина М. А., Балабан Ю. Л. «Здоровье» - Программа профилактики курения в школе // М., 2003;

5. Муратова И. Д. , Сидоров П. И. «Антиалкогольное воспитание в школе», Архангельск, 2005;

6. Простакова Т. М. Кризис подросткового возраста. // Феникс, 2009;

7. Профилактика наркомании и других видов зависимостей от ПАВ среди молодежи. Концепция программы. - М.:2000.


Подготовила и провела
Алла Анатольевна Усатая,

учитель начальных классов.
Классный час "Вредные привычки
и их влияние на здоровье ".
“С людьми живи в мире,
а с пороками сражайся”.

Латинская пословица.
Цели:
личности;
 дать понятие устойчивого здорового развития
 объяснить, почему говорят, что из любой ситуации
есть выход; объяснить, что табак, алкоголь и
наркотики – вещества, приносящие вред здоровью.
Ход классного часа
Учитель: Еще древние римляне говорили: “В здоровом
теле – здоровый дух”. Как вы считаете, что
подразумевается под “здоровым телом”? (Ответы детей).
Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы:
кожа, кости, волосы, зубы, внутренние органы.
У древних “здоровый” и “красивый” обозначались одним
словом. А что такое “дух”? (Подсказка – совокупность
мыслей, поступков, знаний, стремлений, чувств).
Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней
вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся,
совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни.

То есть, человек имеет право на выбор – какой образ жизни
ему вести, он несет ответственность не только перед
людьми, но и перед самим собой.
Перед вами таблица частичных потребностей человека.
Давайте попытаемся ее заполнить: (на доске вычерчена
заранее таблица с заголовками, заполняют таблицу сами
школьники):
Без чего человек
не может
прожить
Без кого человек
не может
прожить
Можно прожить,
но трудно
Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные
сначала отправляли в космическую неизвестность
различных животных. Это были собаки, кролики,
насекомые и даже микробы
Учитель: Как вы думаете, от чего у человека может
наступить зависимость? Какая зависимость сильнее всего
отнимает силы и здоровье? (курение, алкоголь,
токсикомания, несоблюдение гигиены, наркотики) –
выходят школьники и рассказывают об этих вредных
привычкам, мешающих здоровью человека.
1 школьник: Листья растения острова Табаго были
завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и
получили название “табак”. У курящих быстро наступает
тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали
табак успокаивающим веществом и использовали его как
лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке
содержится 400 химических веществ, многие из них – яды,
более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к
вредным привычкам. Никотин является веществом,
изменяющим сознание, и является самым сильным
наркотиком, кокаин стоит на втором месте после никотина.
2 школьник:
Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои
легкие в год 1 литром никотиновой смолы.

Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.
За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек.
Сейчас в Америке считается курить “немодным”.
Ежегодно в Украине умирает около тысячи человек от
болезней, вызванных курением.
Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее
качество.
Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких
как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий
ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания,
поражает нервную систему.
31 мая во всем мире отмечают как День без табака.
3 школьник: Алкоголь называют “похитителем рассудка”.
Об опьяняющих свойствах спиртных напитков узнали за 8
тысяч лет до нашей эры, когда люди изготавливали
спиртные напитки из меда, винограда, пальмового сока,
пшеницы. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”.
Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором.
Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек
становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль,
становится психически неуравновешенным.
4 школьник: Алкоголь – это внутриклеточный яд, который
разрушает жизненно важные органы человека – печень,
сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток
головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в
состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно
детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей
заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь
особенно вреден для растущего организма и “взрослые”
дозы для детей могут стать смертельными или привести к
инвалидности при поражении головного мозга.
5 школьник: Наркотики – это химические вещества
растительного и химического происхождения. Их
употребление вызывает наркотическое опьянение, а люди
называются наркоманами. Назначение наркотиков – в
медицинских целях для снижения болевых ощущений при
операциях или тяжелых болезнях. К наркотикам
привыкают очень быстро, а зависимость вылечить очень
трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая

галлюцинации, бред, иллюзии. Применение наркотиков
вызывает химическую зависимость организма, а это часто
смертельное заболевание.
6 школьник: Наркоманы – плохие работники, их
трудоспособность низкая, они приносят семье большой
материальный ущерб, являются причиной несчастных
случаев. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека.
Наркоманы распространяют чаще других СПИД.
7 школьник: Неправильно считать, что проблема с
алкоголем и наркотиками появилась только сейчас. В
древние времена жрецы и шаманы использовали наркотики
для того, чтобы было легче управлять людьми. Алкоголь и
наркотики служили наградой за послушание и помогали
снимать страх перед трудностями. Подросток,
попробовавший наркотик, к 25 годам становится
законченным наркоманом, его личность деградирует,
потому что его психика еще не сформирована, и вылечить
его намного труднее.
8 школьник: Токсикомания – это пристрастие к химическим
веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей,
ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются
опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая
легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается
очень быстро, вырастая из кратковременной привычки
употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к
виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно.
Учитель: Как видите, ребята, влияние вредных привычек
только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и
положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят
развитие личности, останавливают человека на полпути и
он может легко попасть в беду. Человек сам определяет
свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А
стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я
сломал свою жизнь?”
Обсудите этот вопрос со своими друзьями, родителями
дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы о
вреде этих привычек и постарайтесь к ним не привыкать. За
свои поступки человек отвечает не только перед близкими,
но и перед обществом, перед законом. В конце концов

человек оказывается перед выбором: вредные привычки
или жизнь?
Викторина.
За правильные ответы учасники получают жетон.
1. Конкурс пословиц.
В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная
мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц;
начало каждой из них написано на одном листе, конец – на
другом.
 Пословицы:
 Хмель шумит, | а ум молчит.
 Дали вина, | так и стал без ума.
 Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
 И худой квас лучше | хорошей водки.
 Кто вино любит, | тот сам себя губит.
 Работа денежки копит, | хмель их топит.
 Вино полюбил – | семью разорил.
 Водка и труд | рядом не идут.
 Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.
 Невинно вино, | но проклято пьянство.
2. Игра “буриме”. Учащимся предлагаются готовые
рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. БедныйСлава, глупый Слава,
Ты не крут и не удал!
Повторим мы снова, снова:
Береги свое здоровье,
Пока молод, пока мал.

КЛАССНЫЙ ЧАС «ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ СКАЖИ «НЕТ!»
(анализ конкретных ситуаций)

ЦЕЛИ: показать пагубное воздействие алкоголя на здоровье человека
и особенно подростка; рассказать о новой науке – валеологии,
которая призвана не только оградить людей от вредных
привычек, но и способна бороться с ними; способствовать
воспитанию неприятия любых соблазнов, отрицательно влияющих на здоровье.

Предварительная подготовка: проведение анкетирования по проблеме здорового образа жизни.

АНКЕТА
«Мое отношение к проблеме здорового образа жизни»

Какое, по вашему мнению, отрицательное воздействие оказывает алкоголь на молодой организм?
-вредное влияние в целом - (11 чел)
- способствует развитию умств. отсталости - 6 чел.
- ведет к развитию хронич. алкоголизму - 3 чел.
- негативно влияет на потомство -
- не оказывает вредного воздействия -
-не знаю -
2. Что вы знаете о влиянии алкоголя на потомство?
-рождается мертвый ребенок -6 чел.
- рождается ребенок с различ. уродствами -6 чел.
- рождается психически неполноценный ребенок - 8 чел.
- не знаю -
- рождаются нормальные дети -1 чел.
3. Где вы узнали о вредном влиянии алкоголя на ваш организм?
- на уроках - 6 чел.
- дома - 5 чел.
- по телевидению -7 чел.
- через печать -
- из бесед врача - 3 чел.
4. Проводилась ли с вами в школе разъяснительная работа, связанная с вредным влиянием алкоголя на организм?
- на уроках -4 чел.
- беседы во внеурочное время (кл.час) - 9 чел.
- беседа с врачом - 3 чел.
- работа не проводилась -
5. Считаете ли вы, что учащиеся не должны употреблять алкоголь?
- считаю -15 чел.
- не считаю -
6. Какие напитки считаются алкогольными?
- пиво -15 че.
- квас -6 чел.
- лимонад -
-газированный коктейль -2 чел.
- кефир - 2 чел.
7. Когда впервые узнали вкус алкоголя?
-до школы - 5 чел.
- в 1-3 классах - 1 чел.
- в 4-6 классах - 2
- в 7 классе -3
- не пробовал -4
8. Употребляйте ли алкогольные напитки сейчас?
- не употребляю -11
- употребляю -4
-употребляю иногда -
9.Испытывали ли чувство опьянения?
- не испытывали -11
- испытывали -4
10. Знают ли родители, что употребляете алкогольные напитки?
- знают -2
- не знают -13
11. Как родители реагируют?
- никак -7
-осуждают -5
- пьют вместе со мной -2
12.Знают ли педагоги?
-знают -
- не знают -13
- догадываются -2
13. Как педагоги реагируют на то, что употребляете алкогольные напитки?
- никак -9
-осуждают -3
- сообщают родителям -3
14. Как проводите свободное время?
-занимаюсь в спортивной секции или кружке - 9
- читаю книги - 9
- хожу на дискотеки -
- посещаю кино -
-встречаюсь с друзьями -10
- нет определенных занятий -
15. Как вы смотрите на дружбу со сверстниками, употребляющими алкоголь?
- отрицательно -8
- положительно - 6
- у меня нет таких друзей -2

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Введение в тему.
Как вы понимаете слово «привычка»?
Привычка - вторая натура. У людей сами собой возникают не только полезные привычки, но и вредные.
Какие вредные привычки вы знаете? Назовите привычки, которые приносят вред вашему здоровью? (Курение, наркомания, пьянство)
О вреде курения вы прослушали беседу с врачом Татьяной Николаевной, сегодня я предлагаю провести разговор об алкоголизме.
- Что вы знаете об алкоголизме?
Прослушайте краткую информацию об истории этого общественного явления.
Пьянство существует не одно тысячелетие. В 1428 году «воду» привезли в Россию из Генуи. Но как только познакомились с ее действием, ввоз водки был запрещен. Лишь спустя 150 лет водка стала распространяться на Руси вновь. Это было при Иване Грозном, по его распоряжению в Москве был открыт первый «царев кабак», однако царь быстро спохватился и запретил пить водку всем, кроме своих опричников. При Петре 1 водка стала вновь поступать в открытую продажу.

Беседа «Что представляет собой алкоголь».
Алкоголь – наиболее распространенный наркотик среди молодых людей. Ученые всего мира все чаще говорят об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение - детей. Подростков, молодежь.
Речь идет о катастрофическом росте потребления спиртных напитков несовершеннолетними. Немного цифр (на доске таблица)
США - 91% (16-летние дети)
КАНАДА -90%(учащиеся 7-9 классов)
ФРГ -1% (дети 8-10 лет)
РОССИЯ -86 % (17-летние дети)
ВОПРОС. Является ли алкоголь наркотиком?
УЧИТЕЛЬ, В 1985 году Международное общество здравоохранения официально признало алкоголь наркотическим средством.
ВОПРОС. С какого возраста зафиксировано употребление детьми алкоголя?
Пьянство и алкоголизм помолодели, из анкет видно, что некоторые (5 человек) пробовали шампанское и пиво до школы, 4 человека уже испытали чувство опьянения, и только трое из 15 человек вообще ничего не пробовали.
ВОПРОС. Почему же вы (или ваши друзья, знакомые) начинаете употреблять спиртное? С какой целью?
(ответы учащихся - чтобы расслабиться, нет контакта с родителями, проблемы в школе, дома, с одноклассниками)
ВОПРОС. Почему считается, что алкоголь приводит к распаду личности, его деградации?
Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению правонарушений. Человек становится грубым, развязным, раздражительным, агрессивным. В настоящее время появился новый вид алкоголизма – пивной. Современные исследования утверждают, что алкоголизм поражает все органы и ткани человека.
Очень часто вы все попадаете в такое положение, когда вам предлагают выпить. Как вы поступите? Каким будет ваш выбор? Сейчас проиграем несколько ситуаций. Попробуем найти выход из той или иной ситуации.
АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ.

Ситуация 1. Подросток вместе с родителями у родственников. Дядя настойчиво предлагает племяннику пригубить вино.
Продемонстрируйте и обоснуйте ваши действия.

Ситуация 2. Миша пришел на день рождения к однокласснице. Там уже собрались сверстники. Отец именинницы достал шампанское и стал понемногу наливать в рюмки. Миша отставил свой бокал и сказал..
Что сказал Миша?

Ситуация 3. Ребята всем классом пошли в поход с ночевкой. Дошли до места, разбили лагерь, девочки стали готовить обед. К Андрею подошел приятель и показал спрятанное под куртку горлышко бутылки. «Нет!» - сказал Андрей
Этого ответа достаточно, чтобы к вам больше не приставали с подобными просьбами? Проиграйте, что вы еще предпримите.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Здоровье является самым ценным для каждого человека. В настоящее время существует наука о здоровье - валеология, которая не только пропагандирует здоровый образ жизни, но и помогает сохранить и укрепить здоровье человека.
Чтобы отказаться от пагубных привычек, человеку часто требуется большое мужество. Подлинное мужество – это когда ты заранее знаешь, что проиграл, и все-таки берешься за дело, и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь редко, но все-таки побеждаешь. Я думаю, что сегодня вы убедились, как надо уметь вовремя сказать слово «нет!.Вы убедились, что слово «нет!» может решить важные для вас проблемы, которые, конечно, как и само слово «нет!» могут быть и большими, и маленькими, но при желании всегда решаемыми.

Анализ внеклассного мероприятия по популяризации здорового образа жизни

«Вредные привычки и их жертвы»

1. Общие сведения.

Классный час на тему «Вредные привычки и их жертвы»

Дата проведения: 06.01.2015 г.

Провела классный час: Тьютор Буданова Н.О.

Состав группы учащихся: 12

Цель мероприятия: охрана жизни и здоровья учащихся, создание необходимых условий для развития и воспитания у подростков интереса к своему здоровью, как основе всех будущих успехов в жизни.

Задачи:

- Сформировать у воспитанников здоровьесберегающие компетенции современного человека, культуры и ценности здоровья.

Выработать индивидуальные потребности в соблюдении ЗОЖ, сохранении и укреплении здоровья.

Познакомить с факторами, влияющими на здоровье.

Проанализировать с обучающимися их образ жизни.

Оборудование: компьютер, презентация.

Участники мероприятия: учащиеся и их родители.

Проведённый классный час соответствует:

Общим воспитательным задачам;

Уровню развития классного коллектива;

Возрастным особенностям учащихся старших классов.

II. Анализ подготовки мероприятия.

Мероприятия, посвящённые теме здорового образа жизни всегда актуальны в обучении детей. Данную необходимость диктует сама жизнь. Любой современный ребёнок должен понять и усвоить ценность здоровья. Занятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни, должны быть интересными для ребенка и проходить в непринужденной и доброжелательной атмосфере.

Само мероприятие было подготовлено при активном участии учащихся, с учётом их пожеланий. Активность, самостоятельность и инициатива учащихся проявилась в разработке сценария классного часа и поиске дополнительной информации к заявленной тьютором теме.

Для формирования целостных представлений были подготовлены для использования наглядные средства (презентация, видео-фрагменты, вызывающие соответствующие им чувственные выражения).

В целом подготовка мероприятия оказала стимулирующее воздействие на сплочение коллектива учащихся старших классов.

Все учащиеся принимали активное участие в подготовке к данному мероприятию. В подготовительный период удалось заинтересовать учащихся, вызвать у них понимание необходимости и значимости предстоящего классного часа.

III. Ход мероприятия.

Содержание занятия соответствовало поставленным целям; наблюдалось сочетание и индивидуальной работы и работы в малой группе; учащиеся проявляли познавательный интерес, так они принимали активное участие в обсуждении проблемных вопросов. Педагог использовал словесные (интерактивная беседа, рассказ), наглядные (демонстрация, иллюстрации), практические методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального и личностного развития.

С помощью подготовленного материала учащиеся изучили что значит рациональное питание, его принципы, что значит режим, вредность таких привычек как курение, алкоголизм, наркомания. Мероприятие проходило в непринужденной обстановке. Ученики и их родители с удовольствием отвечали на заданные вопросы. В конце мероприятия, при практической отработке, учащиеся без труда выполняли задания, направленные на закрепление основных правил здорового образа жизни.. Это свидетельствует о том, что мероприятие «Вредные привычки и их жертвы » имело обучающий, развивающий и воспитательный характер.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия.

Во время проведения классного часа удалось наладить хороший контакт с каждым учеником в отдельности. Общение было свободным и непринужденным , стоит отметить убежденность учащихся в значимость моральных качеств в современном мире.

Цель и задачи, поставленные перед организацией данного мероприятия, достигнуты и реализованы в полном объеме.

Педагогическая ценность проведенного занятия состоит в его воздействии на чувственные механизмы коллектива и каждого ученика в отдельности, что является действенным фактором развития и совершенствования отношений между старшеклассниками.

Рекомендации : при показе презентации, стоит убрать автоматический переход слайдов и осуществлять его по мере полного восприятия картинки детьми, кроме этого не должно быть посторонних (т.е. используемых в качестве украшения) анимированных объектов, зашумляющих изображение, а также способствующих рассредоточению внимания. Стоило бы подобрать более узкую дифференциацию мимических выражений лица, можно было бы связать с соответствующими крылатыми выражениями (натянутая улыбка, искренняя улыбка, хитрая улыбка и т.п.)