Ручной труд школа 8 вида. Виды трудовой деятельности в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Организация урока ручного труда в коррекционной школе VIII вида.

Одной из важных теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.

Важная роль в коррекционно-педагогической системе принадлежит трудовому обучению и воспитанию.

Уроки ручного труда в начальной школе являются первым этапом в системе профессионально - трудовой подготовки учащихся специальной (коррекционной) школе VIII вида. Задача этого этапа заключается в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению. Для наиболее эффективной реализации этих задач при проведении уроков труда необходимо создать условия сотрудничества учителя и ученика, максимально учитывать интересы учащихся, их потребности, создавать ситуацию успеха у учащихся, гордости в связи с проделанной работой. На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятийного назначения. В процессе их изготовления умственно отсталые школьники овладевают общетрудовыми умениями и навыками (ОТУН), знаниями о материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция их интеллектуальных и физических недостатков. Реализуются воспитательные задачи.

Успешность трудового обучения во многом зависит и от мотивов, которыми руководствуются учащиеся, поэтому формирование ОТУН следует сочетать с педагогической деятельностью направленной на развитие личности учащихся, формированию у них правильного отношения к труду, рациональным приемам работы. Поэтому очень важно не только научить детей выполнять определенные трудовые операции, но и обучать их интеллектуальным действиям - это умение ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, осуществлять контроль (самоконтроль).

В связи с этим выбор методов, приемов, форм, средств обучения, видов изделий должны соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям, способствовать коррекции имеющихся у них психофизических недостатков, учитывать потребности школьников, способствовать формированию, развитию и реализации положительных мотивов в учебно -трудовой деятельности. Изделия, которые изготавливают дети на уроках, должны быть полезными, красивыми, вызывать желание иметь такие вещи у себя, делать их самостоятельно, должны воспитывать у умственно отсталых школьников желание заниматься различными видами трудовой деятельности.

Основные методы обучения младших школьников.

Метод обучения - это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков.

В трудовом обучении используются как универсальные методы, которые применяются в преподавании всех дисциплин, так и специфические, которые свойственны только урокам труда:

    Словесные методы (словесная передача и слуховое восприятие учебной информации).

    Наглядные методы (зрительное восприятие).

    Практические методы (подача учебной информации по средством практических трудовых действий и тактильного кинетического восприятия).

На своих уроках я использую словесные методы, наглядные методы, практические методы

Основные формы организации трудового обучении.

Трудовое обучение в СКОШ VIII вида организуется в различных формах, это учебные занятия, экскурсии, общественно – полезный труд (ОПТ), кружковая работа.

В младших классах основной формой обучения являются уроки ручного труда, экскурсии. Экскурсия – особая форма урока (занятия), связанная с наблюдениями за окружающей действительностью, предметами и явлениями (экскурсия на природу, в школьные мастерские).

Однако необходимо еще отметить внеклассную работу. Внеклассная работа имеет большое образовательно-воспитательное значение. Она способствует развитию позитивных интересов, духовных потребностей школьников, помогает раскрыть творческие способности учащихся, воспитывает культуру труда, формирует устойчивый положительный мотив к трудовой деятельности.

Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках ручного труда в младших классах.

Одной из главных задач обучения в младших классах СКОШ VIII вида является формирование общетрудовых умений и навыков. К таким умениям относится ориентация в задании, планирование работы, самоконтроль. Овладение всем этим для умственно отсталых школьников представляет большую трудность, но сформировать данные умения и навыки является первостепенным значением для эффективного осуществления их трудовой деятельности и успешного обучения. Поэтому на уроках трудового обучения в младших классах необходимо проводить целенаправленную работу по формированию этих умений и навыков. Важное условие в этом - помощь и направляющее действие учителя.

Структура уроков труда в младших классах.

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязь между собой. Она может быть различной и зависеть от содержания учебного материала, от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащегося, специфики коллектива класса.

Трудовое обучение в младших классах в основном осуществляется в форме урока и экскурсии. Здесь необходимо продумать, сколько времени займет каждый этан урока, причем большую часть урока необходимо отвести практической работе.

Мною используется следующая структура урока

    Организационный момент

    Вводная беседа и сообщение темы.

    Ориентация в задании.

    Планирование работы.

    Практическая работа.

    Отчет о проделанной работе.

    Оценка качества выполненной работы.

    Подведение итогов урока.

При проведении экскурсии использую такую структуру урока

    Подготовительный этап.

    Вводная беседа.

    Подготовка инвентаря (коробки, папки и т.д.)

    Проведение экскурсии.

    Заключительная беседа.

Ориентация в задании.

Чтобы выработать у учащихся умение ориентировать в задании использую следующие приемы

    Анализ образца изделия (его форма, размер, материал из чего сделан).

    Создание четкого и полного образца изделия (это образцы, натуральные предметы, муляжи, игрушки).

    Необходимые инструменты для работы (уточняю, что нам понадобиться).

Предварительное планирование работы над изделием.

    Установление последовательности выполнения действий (составление плана работы по пунктам. Это способствует тому, что дети учатся необходимости планировать свою работу и придерживаться плана в практической деятельности.

Самоконтроль

Самоконтроль для детей затруднителен. Умственно отсталые дети часто не видят ошибок, затрудняются в анализе, но постепенно этот навык формируется. Дети учатся видеть свои ошибки.

В моей работе по преподаванию ручного труда в младших классах задачами каждого урока является формирование ОТУН и двигательных приемов. На каждом уроке воспитываются положительное отношение к труду, аккуратность, настойчивость, умение работать в коллективе.

Методики, используемые на уроках труда.

    Жидкина Т.С. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида»

    Дульнев Г.М. «Основные требования трудового обучения во вспомогательной школе»

    Пинский Б.Н. «Психологические особенности учащихся младших классов.»

    Пинский В.Н. «Психологические требования деятельности учащихся вспомогательной школы»

    Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. «Ручной труд в 4 классе»

    Мирский С.Л., Павловап Н.П.,

    Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»

    Конышева Н.М. «Умелые руки»

    Николаев А.М. « Содержание аппликационных работ в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых учащихся младших классов»

    Антипов В.И.» Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе»

    Гульянц Э.К., Базин Н.Я. «Что можно сделать из природного материала»

    Граборов А.Н. «Ручной труд во вспомогательной школе»

    Павлова Н.П. «Новая программа по труду во вспомогательной школе»

    Федько Б.М. «Коррекционно-развивающее значение работы с бумагой и картоном на уроках ручного труда в младших классах вспомогательной школы»

    Маллер А.Р. «Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей»

    Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта»

1.1. Коррекционно-развивающие задачи трудового обучения

Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива - это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях. В связи с этим главными задачами трудового обучен и я в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются:

§ формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;

§ коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;

§ формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.

Сложность трудового обучения в специальной школе связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых школьников, что особенно очевидно в младших классах. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Самостоятельно, без специального обучения, школьники с нарушением интеллекта в своей деятельности не могут руководствоваться наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами. Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у таких ребят медленно, затрудняется их использование в новых условиях. И чем больше изменено задание, тем сложнее умственно отсталым учащимся использовать сформированный двигательный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы.


А ф о р и з м «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.


Главная задача обучения ручному труду – формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Ручной труд необходимо использовать для исправления недостатков познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Внимание учителя направлено на воспитание у учащихся умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия, опираясь на особенности материала, ориентироваться на ограниченной плоскости (листа бумаги, поверхности стола) и в окружающем пространстве. Занятия ручным трудом в младших классах направлено на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально-трудовому обучению.


Таблица взаимосвязи выполнения практических работ на уроках ручного труда в начальном звене и профессионально- трудовыми профилями в старшей школе. Работа с бумагой и картоном Уборка помещений Работа с тканью Работа с проволокой Работа с пластичными материалами Картонажно-пере- плётное дело Обслуживающий труд Швейное дело Слесарное дело Штукатурно-малярное дело










Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы доведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер. Специальная коррекционная школа VIII вида психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду.

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание крайне важности для каждого человека участия в труде, развить на этой базе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде крайне важно воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека - производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. На этой базе проходит вооружение учащихся, оканчивающих специальную коррекционную школу VIII вида, одной из массовых рабочих профессий.

Одновременно с выполнением этих задач в процессе труда нужно обратить серьезное внимание на развитие у детей с нарушением интеллекта интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают. При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для ученика специальной коррекционной школы VIII вида большое коррекционное значение.

Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, занятиях обучающиеся, воспитанники их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в специальной коррекционной школе VIII вида выступает как средство, помогающее сознательности обучения ребенка с нарушением интеллекта. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика специальной коррекционной школы VIII вида. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта часто отстает от своих нормальных сверстников. По этой причине вопрос видов труда, его форм, возрастной нагрузки, посильности приобретает в специальной коррекционной школе VIII вида особое значение.

И, наконец, обучающиеся, воспитанники специальной коррекционной школы VIII вида требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.

Уже с первых лет обучения школа должна психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формируются положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией.

Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи в специальных коррекционных школах VIII вида решаются на занятиях ручным трудом, уроке социально-бытовой ориентировке, в процессе профессионально-трудового обучения и во время общественно производительной практики. За время обучения в специальной коррекционной школе VIII вида дети имеют целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Уже в процессе изучения основ наук учащиеся получают некоторые практические навыки и умения, необходимые им в жизни. Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков обучающимся, воспитанникам специальных коррекционных школ VIII вида имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду, урок по социально-бытовой ориентировке, работу в мастерских, на пришкольном участке, общественно - полезный труд.

Основной особенностью обучающихся, воспитанников младших классов специальных коррекционных школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность обучающихся, воспитанников по изготовлению разнообразных изделий дает учителю, воспитателю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг, панно, полочки, бусы для счета и т. д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных обучающимися, воспитанниками во время занятий в классе.

Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. При этом обучающиеся, воспитанники специальных коррекционных школ VIII вида таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и в связи с этим у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах),- таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта. В школах с интернатами добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках социально-бытовой ориентировки.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде - дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. По этой причине особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий.

В работе с обучающимися, воспитанниками широко используются тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках труда, занятия по ручному труду и урок социально-бытовой ориентировки, закрепить навыки самообслуживания.

В специальной коррекционной школе VIII видам вся трудовая деятельность учащихся˸ самообслуживание, производительный и даже учебный труд - должна носить общественно полезный характер. Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися специальных коррекционных школ VIII вида, страдающими пассивным отношением к жизни.

В специальной коррекционной школе VIII вида огромное значение для воспитания учащихся имеет производительный труд, который дает ребятам возможность овладеть рабочей профессией.

Программами по профессионально-трудовому обучению с IV класса предусмотрена работа детей с нарушением интеллекта учащихся в мастерских и на пришкольных участках. Такой труд уже является производительным, создающим материальные ценности.

Общественная значимость труда формирует социальные мотивы, повышает его воспитательную роль. В мастерских дети изготовляют различные пособия для учебных кабинетов, предметы бытового пользования для спален и игровых комнат. Учащиеся могут выполнять отдельные несложные детали или предметы по заказу предприятий (к примеру, мешки для пылесосов по заказу фабрики). Очень важно, чтобы ученики в мастерских имели возможность использовать свои знания по арифметике, черчению и другим учебным предметам. Это помогает умственно отсталым детям развить познавательные интересы, более глубоко осознать учебный материал. Эта задача решается легче, в случае если в конце каждого учебного года (с V по VIII класс) проводить производственную практику. Она организуется непосредственно на производстве и позволяет показать учащимся крайне важность общеобразовательной подготовки рядового рабочего и колхозника. Очень полезна постоянная связь школьника с производством, взаимные обязательства учащихся и рабочих шефствующих предприятий, взаимная информация о трудностях и удачах в работе. Многие коррекционные школы держат тесную связь с шефскими предприятиями, регулярно организуют экскурсии на заводы, устраивают витрины, стенды, посвященные жизни шефствующих предприятий и отдельным передовикам производства.

Вся эта работа,͵ а также овладение трудовыми навыками в школьной мастерской готовят учащихся к участию в производительном труде, к овладению определенной профессией.

Производственное обучение и производительный труд - завершающий этап практической подготовки учащихся к будущей работе на предприятиях. Особое значение приобретает производительный труд обучающихся воспитанников специальной коррекционной школы VIII вида в сельском хозяйстве. Работа на свежем воздухе и в более спокойной (чем на заводе) обстановке помогает корригировать дефекты учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. В программах по профессионально-трудовому обучению специальных коррекционных школ VIII вида предусмотрен ряд профессий, которыми могут овладеть умственно отсталые ученики. По этой причине наши выпускники могут трудиться в самых различных областях народного хозяйства.

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, многими школами разработана система поощрения˸ переходящие вымпелы, премии, вынесение благодарностей и т. д. Организуются также праздники труда, на которых в торжественной обстановке отмечается работа отдельных классов и учащихся. Поощрения возможны и в том случае, в случае если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов важно учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами обучающиеся воспитанники.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3. Ориентировка в задании.

4. Планирование работы.

5. Практическая работа.

6. Отчет о проделанной работе.

7. Оценка качества выполненной работы.

8. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент. Это наиболее короткий по време­ни этап урока. На данном этапе учитель проверяет готовность учащихся и следит за правильностью расположения материалов и инструментов на партах. Учитель напоминает учащимся, что инструменты располагаются справа, так как их берут в правую руку во время работы, а материалы и приспособления кладут слева, потому что их удобнее брать левой рукой. Доска, на кото­рой производятся рабочие операции, находится перед учеником, клей, кисточка, коробочка для мусора - посередине верхней части стола. Порядок на рабочем месте учитель проверяет с по­мощью бригадиров. В ходе урока необходимо напоминать уча­щимся, что инструменты и материалы надо всегда класть на от­веденное место.

2. Вводная беседа. Основная цель вводной беседы состоит в том, чтобы мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их пред­стоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отноше­ние к изготовлению изделия.

Формирование положительного отношения к предстоящей ра­боте имеет большое значение, так как заинтересованные учащие­ся работают более самостоятельно, более аккуратно, они прояв­ляют больше активности и инициативы в работе. Кроме того, ин­терес к занятиям снижает утомляемость, оказывает существенное влияние на формирование практических навыков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на после­дующих этапах.

Заинтересованность учащихся в начале урока достигается раз­ными средствами. Прежде всего учитель сообщает тему урока, рас­сказывает о содержании предстоящей работы, знакомит детей с объектом работы. Педагогу необходимо показать эстетическую красоту предлагаемого для изготовления изделия, его практиче­скую ценность, полезность для детей. В соответствии с темой уро­ка демонстрируются игрушки, картины, иллюстрации из книг, журналов и другой наглядный материал, читаются отрывки из сказок, стихотворения, загадываются загадки. В младших классах учитель вызывает интерес к работе, используя элементы игры и занимательности.

В процессе вводной беседы осуществляется и повторение по­знавательных сведений. Если учитель предполагает познакомить учащихся с новыми техническими сведениями, то момент сооб­щения познавательных сведений может быть выделен как отдель­ный этап урока. Учебной программой определен объем познава­тельного материала, который должен быть усвоен учащимися за период трех лет трудового обучения. Это информация о свойствах, применении и назначении бумаги, картона, текстильного мате­риала, пластилина, природного материала, а также сведения об инструментах и правилах безопасной работы с ними. Познаватель­ные сведения можно сообщить в виде короткого рассказа с обяза­тельной демонстрацией наглядного материала (коллекции ниток, тканей, бумаги, образцы изделий т.п.). Можно провести неболь­шие лабораторные работы, в ходе которых ученики узнают о свой­ствах материалов, или организовать дидактическую игру.


3. Ориентировка в задании. Этот этап урока предваряет практи­ческую деятельность учащихся, так как большинство умственно
отсталых детей без помощи учителя не могут самостоятельно, все­
сторонне изучить образец изделия. Умение детей ориентироваться в
задании в значительной мере способствует успешному самостоя­тельному изготовлению поделки. Ориентировка в задании предпо­лагает анализ образца, натурального предмета, игрушки, рисунка.
В результате у учащихся должен сложиться четкий образ изготовля­емого предмета.

При проведении коррекционной работы с учащимися млад­ших классов специальной школы на уроках труда учителю при­ходится уделять большое внимание на развитие у них умения выполнять работу по образцу. Несмотря на то, что образец нахо­дится перед ними, учащиеся не соотносят с ним отдельные опе­рации и работу в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. Для успешного осуществле­ния трудовой деятельности ребенок должен понять задание и представить себе результат труда. Ориентировка в задании вклю­чает в себя анализ объекта и условий, необходимых для его изго­товления.

При анализе образца следует придерживаться последователь­ности:

1) определить объект и его назначение;

2) перечислить основные детали объекта и определить их ко­личество;

3) рассмотреть пространственное расположение деталей;

4) определить величины, формы, цвет, материал и способ соединения деталей.

Анализ образца может осуществляться при повторении дей­ствий за учителем; по его наводящим вопросам; с частичной по­мощью учителя, самостоятельно. Изготовление каждого последу­ющего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении сход­ства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объек­тами по форме, материалу, размерам.

4. Планирование работы. Чтобы дети могли самостоятельно вы­полнять задания, необходимо научить их планировать свою рабо­ту. Это предполагает усвоение школьниками последовательности
изготовления изделий, способа выполнения той или иной опера­ции, определение инструментов и приспособлений, необходимых
при ее выполнении.

Работа по плану - это признак осмысленного и самостоятель­ного выполнения задания.

Обучение детей планированию следует проводить в такой пос­ледовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана работы. Целесообразно в начале обучения пользоваться методикой, при которой учитель объясняет выполнение каждой операции, че­редуя показ приемов со словесной инструкцией. В дальнейшем сле­дует требовать от учащихся по вопросам учителя определения бли­жайшей операции с опорой на предметно-операционную карту. Пер­вую операцию учитель показывает сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанного этапа им предлагается назвать следующую сту­пень работы («Что будете делать дальше?»). Небольшой временной промежуток между словом и действием будет способствовать за­креплению сказанного в памяти детей, созданию связи между ре­чевым и практическим компонентами трудовой деятельности.

На следующих ступенях школьники учатся по вопросам учите­ля составлять план работы целиком. Необходимо подчеркнуть, что наводящие вопросы должны быть направлены на уточнение опе­раций и основных моментов деятельности. В отдельных случаях некоторые пункты плана разбираются более подробно. Например, разметка прямоугольной детали по линейке вызывает у детей за­труднения. Чтобы при изготовлении очередного объекта учащиеся соблюдали последовательность выполнения этого приема, учи­тель просит рассказать, в каком порядке следует проводить раз­метку, с помощью каких инструментов. Составленный план по­вторяется учащимися или записывается на доске.

Постепенно ученики подводятся к самостоятельному опреде­лению порядка работы над изделиями.

Большую помощь в обучении детей планированию окажет учи­телю применение предметных и графических карт, которые со­ставляются на изделие из любого материала. В данном пособии приводятся примеры предметных карт, выполненных из бумаги. Карты можно использовать уже в первом классе.

На уроках ручного труда в основном применяется предметная карта, отражающая основные операции. В определенной последо­вательности на ней прикреплены образцы одного изделия в раз­ной степени готовности.

Умственно отсталые учащиеся не смогут пользоваться нагляд­ными пособиями, если их этому не обучать. Поэтому учитель в нужный момент урока должен привлекать внимание детей к кар­те, добиваясь точного и полного ответа на вопрос. Например, тре­буя у школьника назвать ближайшую операцию, педагог просит найти на карте нужный образец, а затем ответить.

В качестве наглядного пособия при составлении плана по воп­росам учителя можно использовать также карточки с записями отдельных пунктов плана. Ученик вместо ответа вывешивает на доске нужную карточку плана. Такую методику можно применять при самостоятельном составлении плана работы над изделием.

5. Практическая работа. Большая часть времени урока труда отводится на выполнение поделки. В основном за урок учащиеся успевают изготовить одно программное изделие.

Продуманная организация и проведение предыдущих этапов занятия в значительной мере способствуют успешному выполне­нию задания.

Учащиеся I класса выполняют изделие по инструкции учите­ля, с показом приемов работы. Во II - III классах учитель посте­пенно сокращает помощь и подводит школьников к более само­стоятельной работе. Он следит за тем, чтобы при выполнении за­дания ученики придерживались составленного плана и правильно выполняли соответствующие приемы работы, соблюдали сани­тарно-гигиенические требования и правила техники безопасно­сти, пользуясь колющими и режущими инструментами.

После объяснения задания и соответствующих указаний к на­чалу работы учащиеся приступают к выполнению изделий. Од­нако процессом трудовой деятельности школьников руководит учитель: он постоянно привлекает внимание детей к образцу, к предметной карте, и предлагает сравнить свое изделие с образ­цом, поощряет, активизирует и стимулирует деятельность уча­щихся.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наво­дящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за пра­вильным выполнением последовательности изготовления изде­лия.

6. Отчет о проделанной работе. Словесный отчет помогает уче­никам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы аналогичного изделия, способствует развитию речи детей. Порядок изготовления некоторых поделок может меняться в процессе практической деятельности.

В дальнейшем словесный отчет поможет ученику осознать выбранный им путь выполнения задания.

Обучение словесному отчету о практической работе следует начинать с первого класса. На первых этапах обучения в конце работы учитель задает детям вопросы о том, что они делали на уроке и из какого материала. Постепенно педагог подводит уча­щихся к составлению более подробного отчета, требующего упо­минания каждой операции. Вопросы могут быть следующими: «Что вы делали на уроке? Из каких материалов? С чего вы начали работу? Какую операцию выполняли потом?» и т.д. В дальнейшем учащиеся отчитываются частично с помощью учителя и са­мостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы отчет соответство­вал порядку произведенных действий. В рассказах детей должны быть правильно названы действия, материалы и порядок работы.

7. Оценка качества выполненной работы. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. В связи с этим встает весьма важная задача - воспитать правильное отношение к качеству выполненного изде­лия. Эту коррекцию следует начинать с первого урока.

Учитель просит ответить, нравится или не нравится ученику его работа, как она сделана, не требуя объяснения, оценки. В дальнейшем следует просить детей оценить качество поделки, указать ее дос­тоинства и недостатки, попытаться объяснить причины недостат­ков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Учащиеся срав­нивают свое изделие с образцом, учитель помогает им объектив­но рассматривать свои поделки.

Ребят нужно привлекать к обсуждению качества не только соб­ственных изделий, но и работ своих товарищей. Отметку за работу выставляет учитель, учитывая правильность изготовления подел­ки, аккуратность выполнения, степень приложенных стараний. Необходимо помнить, что к оценке работ следует подходить ин­дивидуально, учитывая интеллектуальные и трудовые возможно­сти каждого конкретного ученика.

8. Подведение итогов урока. Как правило, это заключительная часть урока, когда учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает лучшие изделия на выставку, определяет перспективы дальней­шей деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая структура урока не является единственно возможной. Вариантность уроков зави­сит от их задач, периода обучения. Отдельные этапы урока могут заменяться, переставляться в соответствии с дидактическими це­лями и содержанием занятия. Систему вопросов, упражнений, под­бор наглядных пособий следует подчинить задачам данного урока.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Какова структура урока труда в специальных школах?

2. Какую роль играет вводная беседа на уроке?

3. Какое значение имеет участие самих детей в анализе образца изделия?

4. Какие приемы используются при обучении школьников планиро­ванию предстоящей работы?

5. Какова роль учителя в организации практической работы учащихся на уроке?

6. Для чего нужно проводить словесный отчет учащихся о проделан­ной работе?

7. Какую роль играет правильная оценка качества выполненного из­делия?

Лекция 7. Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках трудового обучения.

План:

1. Функция учителя.

2. Профессиональные и личностные качества учителя-олигофренопедагога.