Личностные ресурсы клиента: понятие, виды, классификация. Современные проблемы науки и образования

Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни. Луиза Хей.

Все гениально просто, но хотелось бы конкретнее, что это за сила, которая есть в каждом из нас и как найти к ней подход? Как ее можно приложить к конкретной цели, мечте? Какая сила может помочь достичь успеха или бывшего, жить счастливо?

Один из законов Дао гласит, что все меняется кроме закона изменений. Спокойно воспринимать изменения, которые неизбежны, поможет опора на себя , внутренняя сила. Чем полнее вы осознаете свои сильные стороны, тем легче вам будет противостоять трудностям и достигать целей.

В психологии то, что может помочь человеку в различных ситуациях, принято называть личностными и социальными ресурсами, личностным потенциалом. Что сюда входит?

Притча - метафора "Живительный источник". Как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так и нельзя повторить свой жизненный путь.
Путь начинается с самого рождения Человека, с первого вздоха, с первого крика, который возвещает всех о начале жизненного пути.
Что таит эта дорога для путника, идущего по ней? Как долог этот путь, по каким просторам он проходит, какие препятствия будут встречаться на пути? На все эти вопросы ответ приходит в течении жизни.
Человек начинает свой путь неуверенно, маленькими шажочками, но по мере взросления и приобретения жизненного опыта эти шаги становятся все более твердыми и уверенными.
Дорога, по которой идет путник, непростая. Она, то сужается и становится непроходимой, то неожиданно расширяется и пересекается с другими дорогами, пролегающими вдоль маленьких речушек и морского побережья. Эта дорога никогда не бывает прямой и гладкой. Она может проходить сквозь чащу неизвестности или пролегать через горные хребты.
Эта извилистая дорога может привести в пустыню или завести в болото, однако всегда найдется та самая волшебная тропинка, которая убережет человека и обязательно выведет к новому источнику жизни. Источник, который исцеляет, может зарождаться высоко в горах или глубоко под землей. Он может быть в виде капли росы или глотка свежего воздуха. И где бы не находился человек, он всегда найдет свой неповторимый живительный источник, который восполнит утраченные силы и даст энергию для дальнейшего пути. А сам путь будет непременно освещен источником тепла и света.

1. Здоровье физическое и психическое;

3. Волевые качества – например, терпение, самоконтроль;
4. Накопленные знания и освоенные умения;
5. Самоуважение, самодостаточность, жизненные ценности;
6. Интерес человека к жизни, желания, цели ;
7. Позитивный жизненный опыт, активная жизненная установка – понимание того, что целенаправленные действия рано или поздно приведут к результатам;
8. Готовность к личностному росту, к самосовершенствованию;
9. Принятие вызова жизни, – способность использовать трудности жизни, проблемные ситуации для саморазвития;

11. Время и то, как вы его тратите;
12. Материальные возможности (доход, сбережения и т.д.);
13. Материально-технические средства (дом, транспорт и т.д.);
14. Социальная поддержка - люди, способные помочь в достижении цели;
15. Информация и источники информации.


Притча о жизнестойкости. Однажды расстроенный ученик сказал Мастеру:
- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.
- Что изменилось? - спросил он ученика.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде, - ответил ученик.
- Нет, - сказал Учитель - Это лишь поверхностный взгляд на вещи.
- Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
Так и люди - сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут.
- А кофе? - спросил ученик.
О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее - превратило кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Эрих Фромм считал, что каждый человек обладает тремя самыми важными ресурсами, способными помочь ему решить любую проблему. Это:

  • надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;
  • вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;
  • душевная сила (мужество) – способность защитить надежду и веру, способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.

Итак, ресурс – это что-то внутреннее, что может нам помочь в достижении цели. Формула, использующая ресурсы для достижения успеха будет выглядеть так:

А.С. + Р. = Ж.С.

А.С. – Актуальное Состояние – это то, что есть сейчас.

Ж.С. – Желаемое Состояние – это то, что стремимся достичь.

Р. – Ресурсы – что нам для этого может понадобиться.

А теперь небольшой проективный тест Морские сокровища, который прояснит ваши цели и подскажет, какие ресурсы вам необходимы в первую очередь.

Инструкция. На этом рисунке вы видите небольшой кусочек морского пейзажа, точнее, морского дна. Вам надо, во-первых, до­полнить эту картину деталями, завершить ее, а во-вторых, особое внимание обратить на сундук. Как вы уже замети­ли, он раскрыт, но пуст. Заполните его тем содержимым, которое сочтете наиболее подходящим и верно отражаю­щим ваши мысли.


Ключ к тесту вы найдете в статье “Проективные методики. Тесты в картинках: Ваши цели и ресурсы ”

Человечество всегда боялось стрессов, используя для защиты от них ритуалы, амулеты, приметы, заговоры, молитвы, веру в Светлые силы. Все это говорит о том, что человеку всегда хотелось чувствовать себя более защищенным от воздействия неожиданных стрессоров.

Наблюдая за поведением людей в ситуациях стресса, мы видим, что одни легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются после него, а другие чувствуют себя подавленными и больными, пережив схо­жие ситуации. Можно предположить, что, столкнувшись со стрессом, люди обладали различными ресурсами преодоления. Понятие «пси­хологический ресурс» определено в психологии пока недостаточно.

Р. Лазарус считает, что копинг-поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных и средовых) . Решающее значение в процессе прео­доления стрессов современные ученые отводят роли именно лич­ностных ресурсов. К ресурсам личности Н. Е. Водопьянова .

Мы можем использовать ресурсы в момент стресса или «кон­сервировать» их, то есть укреплять свои ресурсы задолго до того, как окажемся в стрессовой ситуации (помогать друзьям, заниматься спортом, вкладывать деньги в собственное обучение и здоровье).

Многие авторы отмечают, что положительное социальное окру­жение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важней­ших факторов сохранения стрессоустойчивости личности. В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса [Никифоров, 2002]. Б. Г. Ананьев писал о том, что на психологическую устойчивость личности влияет наличие моральной поддержки и сочувствия со стороны других людей [Ананьев, 1980].

С. Файимеи предложил модель взаимосвязи стресса и под­держки. Каждый человек не только нуждается в системе поддержки, но и несет ответственность за нее. Психологи [Глейтман и др., 2001] от­мечают, что люди, которые получают поддержку от социального окру­жения (друзей, членов семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями. Лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен и одинок. Специалисты, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу . Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда человек чувствует себя одиноким, никому не нужным, считают Г. Енджел и А. Шмале [цит. по: Исаев, 2006]. Именно поэтому социальная поддержка может рас­сматриваться как механизм, снижающий отрицательные последствия стресса. Актуальные житейские обстоятельства, социальная среда вли­яют на подверженность человека стрессу: конфликт между постоянно изменяющимися требованиями социального окружения и возможно­стями индивида удовлетворять их может спровоцировать заболевание.

Социальная поддержка может идти от государственных струк­тур (институционная), по месту работы - от администрации или профсоюзов (корпоративная поддержка), через межличностные от­ношения и неформальные группы (друзья, семья, знакомые). Можно выделить три вида социальной поддержки:

  1. материальная (например, деньги или машина напрокат);
  2. эмоциональная (например, любовь или забота);
  3. информационная (нужная информация или своевременный со­вет).

Социальная поддержка помогает предотвратить развитие дистрес­са (члены семьи и друзья могут вовремя заметить, что наши ресурсы истощаются, и предупредить: «Не делай этого!», «На этой работе у тебя одни стрессы — подумай, может лучше ее поменять?») и смяг­чить переживание негативных последствий стресса. Многочисленные исследования выявили, что люди, имеющие социальную поддержку, меньше подвержены депрессии, лучше учатся, у них ниже уровень хо­лестерина в крови. Исследования показали также, что женщины более склонны искать поддержку у других женщин. Однако не менее важно обучать и мужчин искать и принимать поддержку.

В психологической литературе существует достаточно много классификаций ресурсов [Фромм, 1999; Куликов, 1995; Хобфолл, 1993; Водопьянова, 2005]. Например, Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старенкова включают в понятие ресурсы личности умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни. Большинство авторов выделяют внутренние (личностные) и внешние ресурсы.

Данная классификация может использоваться тренером и как методологическая основа для разработки программы антистрессо­вого тренинга. Любой из приведенных в таблице ресурсов может стать предметом для обсуждения в группе тренинга.

Таблица 2
Ресурсы стрессоустойчивости личности

Внутренние ресурсы

Внешние ресурсы

Личностные
Активная преодоления стресса.
Интернальный локус контроля.
Уверенность в себе.
Позитивное и рациональное мышление.
Эмоционально-волевые качества.
Эмоциональный интеллект.
Знания.
Жизненный опыт, опыт преодоления по­добных ситуаций.

Способности.
Способность обратиться за помощью и принять помощь.
Умение формировать сеть поддержки.
Навыки психической саморегуляции. Информационная активность.
Надежда.
Мужество.
Психологическая компетентность.
Психологические защиты.
Тайм-менеджмент.

Поведенческие
Копинг-стратегии.
Поиск социальной поддержки.
Ассертивное поведение.

Физические ресурсы
Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья.

Стиль жизни
Наличие/отсутствие вредных привычек.
Наличие времени для отдыха. Питание.
Сон

Социальная поддержка
Институты социальной поддержки.
Государство.
Организация/компания.
Семья, друзья.
(Виды социальной поддержки: материаль­ная, эмоциональная, информационная.)

Материальные ресурсы
Достаточный уровень материального дохода.
Условия для проживания и отдыха для восстановления сил.
Безопасность жизни.
Оптимальные условия труда.
Стабильность оплаты труда

Каждый человек в различные периоды своей жизни имеет до­ступ к самым разнообразным ресурсам. Однако мы не всегда осо­знаем наличие ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррацио­нального мышления и т. д.). Именно поэтому многие процедуры и упражнения тренинга стрессоустойчивости направлены на осозна­ние и преодоление данных барьеров, мешающих человеку соеди­ниться со своими ресурсами. В то же время каждое из полученных на тренинге знаний, умений и навыков, в свою очередь, может стать необходимым ресурсом для преодоления стресса в самых разных напряженных ситуациях. Ресурсы помогают нам адаптироваться к стрессу, поэтому, чем больше ресурсов (внутренних и внешних) имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется со стрессо­вой ситуацией.

Добавить источники по СР: Саралива; Максимова; Холостова; Павленок; Басов и др.

Журнальные статьи

Ресурсы человека - это средства, которые используются в случае необходимости, источник сегодняшних возможностей и будущих действий, внутренняя возможность, т.е. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того чтобы мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила - внутренняя или внешняя. Внешней силой в социальном обслуживании, с одной стороны, выступают социальные службы и специалисты (социальные работники, психологи, социальные педагоги и т.д.), т.е. субъекты социального обслуживания; с другой стороны - обстоятельства, трудная жизненная ситуация клиента

Воздействие субъекта социального обслуживания на объект социального обслуживания (человека, группу) традиционно характеризуется термином «помощь», что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как креативное вмешательство в процесс мобилизации, активизации ресурса, управление его использованием.

Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование клиента социальное обслуживания, реализация потребностей, прав, обеспечение необходимого уровня жизни, компенсация недостатков и др., т.е. ликвидация или приостановка трудной жизненной ситуации. Следовательно, работа специалистов, занятых в социальном обслуживании, - это управление мобилизацией, активизацией, использованием ресурсов человека, семьи, групп людей, общества, находящихся в трудной жизненной ситуации направленное на сохранение, приумножение, компенсацию недостающих внутренних и внешних ресурсов клиентов.

Ресурсы клиента можно рассматривать с точки зрения их природы, источников и полезности. Условно их можно поделить, во-первых, на внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные по отношению к лицу или группе (результат взаимодействия объекта и общества); во-вторых, на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные); в-третьих, на реально существующие и потенциальные (скрытые); в-четвертых, на в разной мере управляемые с точки зрения их использования для достижения определенной цели; в-пятых, на материальные и нематериальные и др.

Внутренние ресурсы человека, семьи включают в себя физические возможности, способности, уровень развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт, временной потенциал, материальное положение.

Физические возможности(физический ресурс) применительно к индивиду или группе лиц, объединенных на основе данного признака, проявляются в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т.п. Наиболее уязвимыми по этому признаку считаются такие категории граждан, как дети, пожилые люди и инвалиды. Утрата физического ресурса может происходить в результате болезни, травмы, техногенной катастрофы, участия в военных действиях и т.п. В здравоохранении наиболее опасными для человека признаны заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические и инфекционные болезни, приводящие к преждевременному разрушению физического ресурса.



Материальное положение определяет имущественный статус, материальные возможности отдельного человека или семьи в целом.

Такой ресурс, как способности - свойства, определяющие успешность в какой-либо деятельности, - можно рассматривать в двух аспектах: 1) в качестве ресурсов, которые можно использовать как способ, возможность выхода из трудной жизненной ситуации; 2) как способности, умения создавать и формировать ресурсы, привлекать, мобилизовывать их. Динамика развития способностей обусловлена обстоятельствами социализации человека и зависит от его жизненной позиции, желания развивать и использовать их.

Другая группа ресурсов человека - потребности, интересы, видение мира, ценностные ориентации, жизненная позиция, самоотношение, самоуправление - субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам. Жизненная позиция может проявляться с отрицательной стороны как потребительское отношение к социальным службам, социально-психологический инфантилизм и иждивенчество, с положительной - желание повысить уровень социальной субъектности и улучшить качество своей жизнедеятельности.



Еще один вид внутренних ресурсов - освоенный социальный опыт и здравый смысл - может рассматриваться как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок». Наличие опыта позволяет ориентироваться в ситуациях жизнедеятельности, в имеющихся и потенциальных ресурсах, а приобретение его происходит в институтах социального обслуживания. Необходимый объем социального опыта обеспечивается богатством жизненного пути. Освоение социального опыта тесно связано со способностью здраво мыслить и принимать адекватные ситуации решения.

Временной потенциал - весьма существенный ресурс СО, который «может быть определен путем вычитания из стандартных 24 часов затрат на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, а также на производственную деятельность (или подготовку к ней, например, образование), на поддержание гигиенических условий существования семьи». Динамика и особенности использования данного ресурса специфичны, например, максимальный временной потенциал может быть у детей и неработающих пенсионеров.

Внешние ресурсы клиентов социального обслуживания - это социальные связи и отношения, это финансовые, материальные, организационные, кадровые и другие возможности помощи государственных и негосударственных социальных учреждений, фондов, благотворителей и волонтеров, соседей, друзей, семьи и т.д., способных или призванных оказывать необходимую помощь.

К смежным ресурсам можно причислить социальный и правовой статус. Правовой статус - это положение, занимаемое объектом социального обслуживания в системе правовых отношений. Правовой статус личности изменяется: в полном объеме дееспособность наступает с совершеннолетием, частичная (ограниченная) - имеется у несовершеннолетних (с 14 до 18 лет) и отсутствует у малолетних (с 0 до 14 лет). В соответствии с существующим законодательством интересы лиц, не достигших совершеннолетия, представляют родители или лица, их заменяющие. Подобная ситуация действует и в отношении психически больных лиц.

Социальный статус можно определить как общественное отражение внутренних ресурсов человека. С одной стороны, социальный статус показывает отношение общества к конкретному человеку или сообществу, а с другой - открывает им непосредственный доступ к использованию внешних ресурсов. Объективными показателями социального статуса человека являются пол, возраст, состояние здоровья, профессия, имущественный, должностной и правовой статус и т.д. Наиболее высокий социальный статус - в трудоспособном возрасте. При этом, чем престижнее сфера профессиональной деятельности, занимаемая должность, тем выше общественное положение человека, и тем больше его смежный социальный ресурс.

Особая роль смежных ресурсов состоит в том, что они открывают доступ к внешним ресурсам или препятствуют ему. Например: низкий социальный статус лиц с ограниченными возможностями может помешать получению желанной работы, поэтому необходимо усиление правового статуса, который даст данной категории преимущества на рынке труда.

Кроме ресурсов, присущих всем людям, отдельно можно выделить ресурсы определенной социальной группы, например, детей, пожилых людей, инвалидов и т.д. Ресурсный потенциал каждой из этих групп будет иметь как общие характеристики, так и специфические. Например, специфическая ситуация складывается с ресурсным потенциалом у детей-инвалидов не только слабых физически, но и не обладающих необходимым опытом, уровнем развития способностей и т.д.

Объектом социального обслуживания часто выступает не только конкретный человек, а семья, в целом. Ресурсы семьи, ее социально-экономическое положение, возможности, экономическое поведение, уровень благосостояния и качество жизни в значительной степени зависят от того, на какой стадии жизненного цикла эта семья находится. Жизненный цикл семьи довольно хорошо изучен в рамках социологии и демографической науки и значительно меньше - в социально-экономическом плане, особенно ее ресурсный потенциал.

Ресурсы семьи - комплексное, интегрированное понятие, совокупность имеющихся возможностей и потенциалов каждого члена семьи для формирования и удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и ее отдельных членов. В составе совокупного ресурсного потенциала семьи можно выделить: экономические ресурсы, человеческий капитал, включающий трудовой потенциал, потенциал здоровья, социальный капитал, временные ресурсы, информационные ресурсы и др. Каждый из перечисленных элементов ресурсов семьи имеет свою линию развития, свое содержание и состояние на протяжении жизненного цикла семьи. Наилучший вариант - это их гармоничное сочетание. Например, социальный капитал - понятие, которое уже давно было предложено и использовалось представителями экономической науки и социологии.

Наиболее полую структуру ресурсов семьи представила проф. З.М. Саралиева (рис. 1) При этом она справедливо отмечает, что этот список может быть продолжен, поскольку грани личностных и семейных ситуаций, проблем неисчерпаемы.

Итак, клиент социального обслуживания как центральное звено системы социального обслуживания одновременно является и объектом, и субъектом деятельности по оказанию самопомощи в трудной жизненной ситуации. Клиент обладает целым набором ресурсов, но иногда ему не хватает собственных ресурсов при осуществлении нормальной жизнедеятельности, поэтому он обращается к другим источникам ресурсов. Чаще всего в систему социального обслуживания, в социальные учреждения, а затем к семье, друзьям, коллегам, благотворителям и т.д. для привлечения дополнительных ресурсов.

Анализ ресурсов, имеющихся в распоряжении социальных учреждений, был бы не полным без анализа ресурсного потенциала социального обслуживания, представляющего собой совокупность материально-технических, трудовых, финансовых, организационно-управленческих, информационных и других ресурсов, характеризующих будущие, потенциальные экономические возможности этой сферы для выполнения свойственных ей функций, которые не вовлечены в производственно-хозяйственную деятельность учреждений в настоящее время в силу существующих ограничений научно-технического, правового, институционального и другого характера.

Ресурсный потенциал позволяет оценить планируемые и прогнозируемые ресурсы, которые система может привлечь в перспективе. При анализе состояния ресурсного потенциала социального обслуживания и прогнозировании его использования возможна оценка этого потенциала как целого и анализ составляющих его структурных единиц. Важно проанализировать подходы к определению соотношений между составляющими ресурсного потенциала с целью оптимизации пропорций между ними. Поддержание необходимой пропорциональности между отдельными элементами ресурсного потенциала социального обслуживания направлено на эффективное использование совокупности ресурсов, выделяемых обществом. Сами эти пропорции изменяются, задача состоит в их оптимизации.

Развитие и использование ресурсного потенциала определяется такими свойствами ресурсов, как мобильность, взаимодополняемость и взаимозаменяемость, ограниченность. Ограниченность, дефицит тех или иных видов производственных ресурсов является и особенностью, и свойством экономической системы - социального обслуживания, находящейся в постоянном режиме развития, изменения. Постоянно растут и изменяются социальные потребности как общества в целом, так и отдельных категорий граждан.

Итак, ресурсы играют основополагающую роль в системе социального обслуживания, в деятельности любого учреждения и организации независимо от сферы деятельности и формы собственности. Ресурсы социального обслуживания многообразны, имеют различную структуру, количественные и качественные особенности, зависящие от специфических функций социальных учреждений. Основа их использования - это цели, задачи, ценности, возможности, источники всей деятельности социальных учреждений и организаций. Все ресурсы учреждений социального обслуживания взаимосвязаны между собой, поэтому эффективная деятельность социального обслуживания возможна лишь при эффективном сочетании и использовании всех видов

УДК 37:001.12

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № 12-06-00660 2012 года

Аннотация

В свете перехода образовательных учреждений на реализацию Федерального государственного стандарта на всех ступенях общего образования, в основе которого лежит формирование личности, обладающей высоким уровнем сформированности социальной компетентности, встает вопрос о личностном ресурсе индивида, роли социальной компетентности в ее формировании.

Personal resources and social competence

In a view of transition of the Russian formation to realization of Federal state standard at all steps of formation in which basis formation of the person possessing a high level сформированности of social competence lays, there is a question on specification of structure of social competence and a role of a personal resource of the individual in its formation.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы отмечено, что основной фактор экономического развития связан с возрастанием роли человеческого капитала . Одним из способов развития человеческого потенциала авторы Концепции является механизм обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. В соответствии с основными положениями Концепции институты дошкольного и общего образования теперь рассматриваются как институты социального развития, а профессиональное образование (его структура и содержание) должно ориентироваться на потребности рынка труда. Эта ориентация соответствует положению Л.М.Спенсера и С.М.Спенсера выдвинутого ими в 2005 году, которое заключается в том, что знания и интеллект не прогнозируют эффективное выполнение работы .

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования (ФГОС ОО, 2011 г) социальное развитие определено программой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Эффективность реализации программы обусловлена сформированностью у обучающихся личностных результатов . В то же время для среднего профессионального (в том числе и педагогического) образования основополагающей задачей является формирование профессиональных компетенций
обучающихся.

Соответственно, проблема исследования заключается в обозначении связи между категориями компетентностного подхода, положенного в основу обучения профессионального образования и категориями ФГОС ОО, которые описаны через требования к
личностным результатам выпускников школ в области социальной компетентности.

Анализ нормативных документов в аспекте использования понятия социальной компетентности позволил установить следующее. В результате освоения основной образовательной программы выпускник школы должен обладать рядом личностных характеристик, которые описаны через категории «готовность» и «способность». Эти характеристики могут проявиться в процессе, а могут остаться потенциальными, то есть будут являться ресурсом человека как последствие реализации некоторого решения и совершенных в соответствии с ним действий, выраженное качественно или количественно .

В процессе анализа понятия «личностные ресурсы» мы установили, что в самом общем виде под ресурсами личности понимаются «сильные стороны» личности, которые увеличивают вероятность преодоления трудностей и реализацию поставленных целей. По Е.Ю. Кожевниковой этот термин должен отвечать следующим критериям: умение адекватно оценить имеющиеся средства или возможности реализации, обладать определенными качествами для использования эти средств, оптимальность, компенсируемость,
конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении . В свою очередь О. В. Сляднева определяет личностный ресурс как совокупность индивидуально-типологических особенностей, определяющих специфический способ жизнедеятельности субъекта в сложных ситуациях . В категориях компетентностного подхода компетентность определяется как способность человека действовать в ситуации неопределенности . Калашникова С.А. уточняет, что взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для определенных личностных ресурсов . Соответственно, под личностным ресурсом будем понимать наличие определенных качеств личности, без которых не возможно получение личностного результата.

Личностные ресурсы могут пребывать в двух состояниях: актуальном и потенциальном. На наш взгляд, личностный ресурс пребывающей в актуальном состоянии в конечном итоге проявляется в личностном результате, но только при условии обладанием человеком компетентности. Компетентность является «посредником» между личностным
ресурсом и личностным результатом. Без нее ресурс может остаться невостребованным. Однако, являясь интегративной характеристикой, компетентность включает в себя как личностный результат, так и личностный ресурс. Ее можно представить в виде «моста», связывающего одно понятие с другим. Все вышесказанное позволяет установить, что личностный ресурс является базовым образованием человека, который необходимо включить в состав компетентности.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования модель выпускника описана через следующие личностные результаты :

Креативность и умение критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир;

Владение основами научных методов познания окружающего мира;

Мотивация на творчество и инновационную деятельность;

Готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную
деятельность;

Осознание себя личностью, социальная активность, уважение к закону и правопорядку, осознание ответственности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

Способность уважать мнение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

Мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Для получения обозначенных результатов, у обучающегося должны сформироваться определенные личностные ресурсы, примером которых могут стать следующие качества личности: уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, настойчивость, доверие.

Личностные результаты, описанные выше, имеют социальную ориентацию, то есть относятся к проявлению социальной компетентности. Понятие социальной компетентности, ее структура и содержание, являются дискуссионными вопросами.
Но большинство авторов рассматривают социальную компетентность через сформированную способность, новообразование
человека, например определение А. Голфрида и Р. Дзуриллы .

Анализ понятия социальной компетентности в работах современных исследователей позволил выявить содержание, структуру социальной компетентности (таблица 1) как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в
эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, Другого и не противоречащим нормам, ценностям
общества, в котором он находится.

Таблица 1.

Структура и содержание социальной компетентности

компоненты социальной компетентности

компонент, связанный с целеполаганием: способность брать на
себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и
планировать результат, анализировать, корректировать.
тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по
отношению к конкретной цели
тенденция контролировать свою деятельность
поиск и использование обратной связи
склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию
внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей
умение принимать решения в различных жизненных обстоятельствах
компонент, связанный с ориентацией на
Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей,
управлять своими эмоциями в общении.
интеллектуальная направленность на понимание другого человека
эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать
интуитивное прогнозирование поведения людей
умение вызывать определённые эмоции у партнёра по общению
компонент, связанный с социальной
мобильностью, активностью человека.
готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство
исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и
ресурсов (как материальных, так и человеческих)
готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный
риск
готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели
установка на взаимный выигрыш и широта перспектив
персональная ответственность

Таким образом, в структуру социальной компетентности включены три компонента (по Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер): мотив (компонент,
связанный с целеполаганием), эмпатия (компонент, связанный с ориентацией на Другого) и «Я-концепция» (компонент, связанный с социальной мобильностью, активностью человека) . Остановимся на компонентах социальной компетентности подробнее.

Мотив в переводе с латинского означает «двигаю», то есть в основе любой деятельности лежит направленность к выбору действия и цели. Причем, направленность личности это установки, ставшие свойствами личности в процессе воспитания и социализации, которые проявляются в форме влечения, желания, стремления, интереса, убеждения и пр. В основе всех форм лежат мотивы деятельности . Тогда мотив есть побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Л.С. Спенсер и С.М. Спенсер отмечают, что мотив может быть выражен мыслями о решении проблем или размышления об улучшении ситуации . Мотив сложно измерить, так как человек в больших случаях не осознает предпосылки, которые подтолкнули его к тем или иным действиям. Однако мотив действия напрямую связан с цель действия, а цель достаточно конкретна, а значит, умение человека ставить конкретные цели,
планировать и достигать их, можно измерить.

Под «свойствами» Л.С. Спенсер и С.М. Спенсер понимают «физические характеристики и соответствующие реакции на ситуацию или информацию (например, эмоциональный самоконтроль, понимание чувств другого человека, учет потребностей другого человека)» . То, что вкладывают в этот параметр авторы, можно трактовать как эмпатию, под которой понимают эмоциональное состояние другого человека посредством сопереживания и понимания его внутреннего мира .

Третий параметр относится к категории психологии. «Я-концепция» есть представление человека о себе, которая возникает на основе взаимодействия с социальной средой. Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. «Я-концепция» относится к области исследования психологии и отражает самосознание, без которого вообще нет личности. «Я-концепция» не может быть названа свойством личности, это скорее личность производная от нее, но она проявляется через свойства личности. Приведем пример свойств личности, через которые она может проявиться: уверенность в себе, гибкость, готовность идти на умеренный риск, открытость к инновациям, инициативность, настойчивость, самооценка.

Таким образом, мы видим, что структурные компоненты социальной компетентности отражают свойства личности. Пока социальная компетентность проявляется как потенциальная характеристика обучающегося (то есть мы говорим о высокой вероятности ее проявления), она выражается через личностный ресурс, тогда как активное проявления социальной компетентности (то есть обучающийся проявил ее в ситуации) выражается его личностным результатом. Личностный результат и личностный ресурс отражены в проявлениях социальной компетентности.

Литература

1. Концепция федеральной целевой программы развития и образования на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс] // Правовая система «Референт»: сайт. – URL: http://www.referent.ru/1/173627 (дата обращения 17.07.2012).

2. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. 2005 – Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Пер. с. англ. М.: HIPPO, 2005. – 384 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. [Электронный ресурс] //Издательство «Просвящение»: сайт. – URL: http://standart.edu.ru (дата обращения 19.07.2012).

4. Кожевникова Е.Ю. 2006 – Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической ситуации. Автореферат на соискание степени канд. псих.наук. Краснодар, 2006 // [Электронный ресурс] – URL: http://selfmoney.narod.ru/kogev.htm (дата обращения: 20.06.2012).

5. Сляднева О. В., Татаренко О.В. Личностные ресурсы субъекта деятельности в ситуациях повышенного риска. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ipkro-38.ru/content/view/322/362/ (дата обращения 19.07.2012).

6. Пушкарева Т.Г. 2010 – Пушкарева Т.Г. К вопросу о понятии социальной компетентности педагогов// Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-теоретические основания организации профильно-профессионального обучения в сельской школе», Из-во ЦНТИ, Томск, 2010, с. 246 – 251.

7. Калашникова С. А. 2011 – Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.2. - С. 84-87

8. Краснокутская С. Н. 2005 – Краснокутская С. Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2005. – №1 (13). – Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/hs/13 (дата обращения 19.07.2012).

9. Маклаков А. Общая психология. [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер: сайт. -– URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/22.php (дата обращения 18.07.2012).

10. Управление персоналом: словарь-справочник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/personal25.htm (дата обращения 19.07.2012).

Ресурс от французского «ressource» означает «вспомогательное средство», в толковом словаре С.И. Ожегова ресурс трактуется как запасы, источник чего-нибудь. Ресурсы определяются как факторы успешности поведения человека в процессе преодоления трудностей.