Дидактический материал на уроках географии. Дидактические материалы по географии

Природа материка
  1. Укажите и подпишите на карте даты весеннего и осеннего равноденствий и солнцестояний.
  2. Подпишите названия ветров, отмеченных на карте.
  3. Нанесите на карту течения, оказывающие влияние на формирование климата континента.
  4. Как называются местные ветры в пределах Сахары?___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
  5. Как называется ветер, который приходит в Сахару из Афганистана?_____________________________________ _______________________________________________________________________________________________
  1. Подпишите на карте самое влажное место в Африке.
  2. В каких горах Африки больше всего грозовых дней в году?_______________________
  3. Что такое зенитальные дожди

В Африке?

Заштрихуйте на карте районы, где они выпадают.

  1. У жителей Эфиопии нередки случаи авитаминоза. Попробуйте объяснить это явление.
  2. Подумайте и объясните, почему основная жизнь людей на Эфиопском нагорье сконцентрирована на высоте 2000-3000 м над уровнем моря.

Рассказы по картинкам

1. Используя материал учебника и дополнительные источники, продолжите рассказ о природе Гималаев самостоятельно.

Гималаи

Громадная, высочайшая в мире стена Гималаев отделяет жаркую и богатую Индию от пустынных и сухих районов Центральной Азии. Горы достигают 7~8 тыс. метров. Здесь расположены горы-восьмитысячники - Джомолунгма, Чогори. _____________________

  1. Нанесите на карту Гималаи.
  2. В какую геологическую эру и эпоху горообразования сформировались Гималаи?
  3. Кто первым из альпинистов покорил высшую вершину мира?
  4. Каково влияние Гималаев на климат Земли?
  1. Перечислите восьмитысячники Гималайских гор.
  2. Назовите русского художника, жившего в Гималаях, который отразил их природу в своем творчестве.
  3. Нанесите на карту пути, по которым влажные морские ветры проникают в центральные районы Гималаев.

Тест «Природные области Южной Америки»

Какой из природных областей присущи следующие географические особенности? Выпишите соответствующие цифры.

  1. Область расположена в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
  2. Область расположена преимущественно в пределах экваториального климатического пояса.
  3. Более 200 дней в году идут дожди, погода не меняется в течение года.
  4. Большая часть территории области имеет абсолютные высоты от 500 до 2000 м.
  5. Характерны наиболее интенсивные тектонические движения и современный вулканизм.
  6. Расположена в пределах щита древней платформы.
  7. Область начала формирование в герцинскую и окончательно сформировалась в альпийскую складчатость.
  8. Область богата оловом, медью и другими цветными металлами, которые добывают преимущественно шахтеры-индейцы.
  9. Протекает самая полноводная река мира.
  10. Область расположена преимущественно в субтропическом климатическом поясе.
  11. Расположено озеро Титикака.
  12. Преимущественно в этой области расположена Ла-Платская низменность.
  13. На территории области расположена пустыня Атакама.
  14. Расположены постоянно влажные леса (сельва).
  15. Преобладают красно-желтые ферролитные почвы с малым количеством гумуса и кислой реакцией.
  16. В почвенном покрове преобладают красные ферролитные и красно-бурые почвы.
  17. Характерна высотная поясность ландшафтов.
  18. Широко представлены такие полезные ископаемые, как железные и марганцевые руды, уран, золото, алмазы.
  19. Характерны сухая зима (июль) и влажное лето (январь).
  20. Для растительного покрова характерны: шоколадное и хинное деревья, сейба, молочайные, орхидеи.
  21. Широко представлены низкорослые редколесья из кебрачо.
  22. Распространены плодородные красновато-черные почвы со значительным (20- 40 см) гумусовым горизонтом.
  23. В растительном покрове преобладают злаки.
  24. Типичные животные области: ленивец, тапир, ягуар, обезьяны.
  25. Широко распространены субальпийские и альпийские луга.
  26. Типичные животные области: броненосцы, пумы, пекари, олени, страусы нанду.
  27. Наиболее широко распространены сельскохозяйственные ландшафты.
  28. В составе животного мира много эндемиков: очковый медведь, шиншилла, лама.
  29. Широко распространены плантации кофейного дерева, сахарного-тростника, бананов.
  30. Плотность населения низкая. Население занимается преимущественно скотоводством.

Амазония

Анды

Бразильское нагорье

Пампа

35 вопросов по географии Южной Америки

  1. Страна, столица которой г. Каракас.
  2. Крупнейшая змея в бассейне Амазонки.
  3. Самый южный пролив у берегов Южной Америки.
  4. Крупнейшая река, впадающая в залив Ла-Плата?
  5. Высокогорное озеро на границе Боливии и Перу.
  6. Высочайшая вершина материка.
  7. Крупнейший город Бразилии.
  8. Самое высокогорное южноамериканское государство доколумбовой эпохи.
  9. Высочайший в мире водопад (бассейн реки Ориноко).
  10. Самое обширное плоскогорье материка.
  11. Крупнейший хищник в лесах Амазонки.
  12. Страна, столица которой г. Ла-Пас.
  13. Архипелаг, расположенный к востоку от Магелланова пролива.
  14. Озеро - крупнейший район добычи нефти на материке.
  15. Холодное течение у тихоокеанского побережья.
  16. Конкистадор, первым проплывший по всему течению Амазонки.
  17. Пустыня на севере Чили.
  18. Бразильская сосна.
  19. Мореплаватель, открывший пролив между континентом и Огненной Землей.
  20. Крупнейшая хищная птица Анд.
  21. Название обширной возвышенной местности на юге Аргентины.
  22. Самая южная точка Южной Америки.
  23. Крупнейший порт Перу.
  24. Крупнейшая в мире ГЭС на реке Парана.
  25. Дерево с самой легкой древесиной.
  26. Река, огибающая с трех сторон Гвианское плоскогорье.
  27. Крупнейшее высокогорное животное Анд.
  28. Главная статья экспорта Колумбии.
  29. Порт на Амазонке, до которого поднимаются океанские суда.
  30. Ученый и путешественник, изучивший фауну островов Галапагос.
  31. Единственное сумчатое животное, обитающее не в Австралии.
  32. Самый широкий водопад континента.
  33. Река, собирающая воду с территории семи стран материка.
  34. Главная статья экспорта Венесуэлы.
  35. Южноамериканская разновидность крокодилов.
  1. Используя данную карту и карту атласа, объясните особенности распределения осадков на территории Южной Америки.
  2. Объясните причины формирования тропического пустынного климата на побережье Тихого океана от 30 до 5°ю.ш.
  3. Подпишите на карте пустыню, расположенную в этих широтах.
  4. Почему на Западных склонах Патагонских Анд выпадает так много осадков?
  5. Укажите на карте, в какой части Южной Америки выпадает самое большое количество осадков. Попробуйте объяснить, почему.
  6. Нанесите на карту точки, где были зарегистрированы самая высокая и самая низкая температуры на континенте.
  7. Как называется ветер в Южной Америке, с которым встретились герои книги «Дети капитана Гранта»? ______________________________________

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Рассказы по картинкам

  1. Используя учебник и дополнительную литературу, продолжите рассказ о природе пампы самостоятельно.

Перед нами рисунок, где изображены субтропические травяные пространства в южной части Ла-Платской низменности. Эти открытые равнины в Аргентине называют пампой

  1. На карте Южной Америки заштрихуйте Ла-Платскую низменность.
  2. По картам атласа составьте характеристику климата пампы,

t января____________________

Осадки_____________________

t июля _____________________

Режим выпадения____________

  1. Какие виды животных и птиц сохранились в пампе?
  2. Каково хозяйственное использование пампы?____________________________________
  1. Как в Южной Америке (в пампе) называют пастухов? Расскажите, что вы знаете о них (образ жизни, характерная одежда и т.п.).
  2. Что такое «пантанал»? Расскажите, что вы о нем знаете.
  1. Используя материалы учебника и дополнительные источники, продолжите рассказ о бразильском лесе самостоятельно.

На рисунке показан своеобразный хвойный лес Бразильского плоскогорья. Основные массивы бразильской сосны араукарии сохранились в среднем течении р. Парана. Араукария - очень своеобразное дерево со стройным прямым стволом и кроной; напоминающей____________________________________________

  1. Заштрихуйте на карте Бразильское плоскогорье.
  2. В какой природной зоне находится юг Бразильского плоскогорья?
  3. Подпишите на карте реку Парана.
  4. По картам атласа дайте характеристику климата Бразильского плоскогорья.

t января_________________Осадки_________________________________________________

t июля ________________ Режим выпадения________________________________________

  1. Где используется древесина араукарии?__________________________________________
  2. Как называются растения подлеска в араукариевом лесу и почему они используются человеком?_____________________________________________________________________
  3. Какое из растений подлеска араукариевого леса культивируется в садах Европы?
  4. Почему лес из араукарий называется парковым? ___________________________________

Тест «Природные области Азии»

Какой из областей Азии присущи следующие географические особенности? Выпишите соответствующие цифры.

  1. В области находится наиболее жаркий и сухой район Азии.
  2. В области наиболее высокая конТинентальность климата.
  3. Расположена в субэкваториальном и экваториальном климатических поясах.
  4. В области выпадает от 1000 до 5000 мм осадков.
  5. Господствует муссонный тип климата умеренного и субтропического поясов.
  6. Характерно сухое жаркое лето и относительно холодная сухая зима.
  7. В области расположено место, где выпадает максимальное количество осадков на земном шаре.
  8. Наибольшие площади заняты горными системами и нагорьями.
  9. В области наиболее крупные запасы нефти.
  10. В области расположен самый крупный полуостров мира.
  11. В области широко распространены легко размываемые лессовые отложения, что дало название реке и морю, в которое впадает река.
  12. В области расположена глубочайшая континентальная впадина мира.
  13. В области расположен вулкан Кракатау, при извержении которого вулканический пепел поднимался на высоту до 80 км.
  14. В области открыто большое количество месторождений оловянных руд.
  15. Расположена Турфанская впадина (- 154 м).
  16. В области находится один из крупнейших потухших вулканов - г. Большой Арарат.
  17. Расположена самая длинная горная система Евразии.
  18. Расположено Тибетское нагорье со средней высотой 4500 м.
  19. Преимущественно в этой области находится самая длинная река Евразии.
  20. Большой вклад в исследование области внесли русские путешественники

Н. М. Пржевальский и П. К. Козлов.

  1. Широко представлены вечнозеленые, широколиственные и хвойные леса.
  2. В растительном покрове особенно широко представлены пальмы и бамбук.
  3. В почвенном покрове широко представлены желтоземы и красноземы.
  4. Основные сельскохозяйственные культуры области: просо, соя, кукуруза, рис, пшеница, хлопчатник.
  5. Наиболее широко представлены мангровые леса.
  6. Для животного мира области типичны тигры, носороги, тапиры.
  7. Верблюд - незаменимое животное для населения области, а финики - это “хлеб” бедноты.
  8. Господствует пустынная и полупустынная растительность.
  9. В области находится пустыня Такла-Макан.
  10. В области расположен вулкан Фудзияма, который жители называют “священной горой”.

Юго-Западная Азия

Центральная Азия

Восточная Азия

Юго-Восточная и Южная Азия

15 вопросов по географии Европы

  1. Самый северный архипелаг Европы
  2. Крупнейшая река, впадающая в Северное море.
  3. Крупнейший залив Балтийского моря.
  4. Горы на границе Испании и Франции.
  5. Высочайшая вершина Альп.
  6. Карликовое государство на побережье Средиземного моря.
  7. Крупнейшая река Франции.
  8. Пролив, отделяющий Италию от Сицилии.
  9. Полуостров на юге Греции.
  10. Горы, отделяющие Чехию от Польши.
  11. Единственный вулкан в континентальной Европе.
  12. Низменность на севере Италии.
  13. Народность, населяющая Северную часть Бельгии.
  14. Горы на юге Болгарии.
  15. Страна, половина территории которой лежит ниже уровня моря.
  1. Крупнейшая река Индокитая.
  2. Пролив, ведущий в Персидский залив.
  3. Горный хребет, служащий северной границей Тибета.
  4. Пустыня на юге Аравийского полуострова.
  5. Русский купец, совершивший в XV веке путешествие из России в Индию.
  6. Островное государство в Персидском заливе.
  7. Китайский “бамбуковый медведь”.
  8. Основное полезное ископаемое Малайзии.
  9. Высочайший вулкан Евразии.
  10. Пролив, отделяющий Аравию от Африки.
  11. Самая глубокая в мире впадина на суше.
  12. Русский путешественник, совершивший три экспедиции в Центральную Азию.
  13. Страна, столица которой г. Коломбо.
  14. Островное государство в Средиземном море.
  15. Главная река Индии.
  16. Самая длинная река Азии.
  17. Крупнейший хищник Азии из семейства кошачьих.
  18. Растение с самым большим (до метра в диаметре) цветком.
  19. Страна на полуострове в Персидском заливе.
  20. Река, давшая название Желтому морю.
  21. Высочайшая вершина Урала.
  22. Озеро на границе России и Китая.
  23. Народность на Кольском полуострове.
  24. Река, вытекающая из озера Байкал.
  25. Море, в которое впадает река Лена.

25 вопросов по географии Азии


Дидактический материал для работы с картой на уроках географии в 6-8 классах

Разработал учитель географии высшей категории
Черухина И.А.
СОШ №8, станица Новопластуновская
Павловского района Краснодарского края

в помощь учителю географии

Нам под ответственность дана
И вся земля, и вся Вода,
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских
Страна Семеновых-Тяншанских
Пржевальских, Миклухо-Маклайских,
Страна, в которой быть, друзья,
Плохим географом нельзя!

Задания, представленные на этих карточках, соответствуют программному материалу.

ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

1. Земная кора

Горы суши - Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест), Анды, Памир, Кавказские, Уральские, Скандинавские, вулкан Ключевская Сопка.

Равнины - Восточно-европейская со Среднерусской и Валдайс кой возвышенностями, Западно-Сибирская и Амазонская низмен ности, Среднесибирское и Аравийское плоскогорья.

Горы Океана - хребет Ломоносова, срединно-океанические хреб ты, Северо-Атлантический и Южно-Атлантический хребты, Восточно - Тихоокеанское поднятие.

2. Гидросфера.

Моря - Средиземное, Красное, Берингово. Проливы - Магелланов, Дрейка, Берингов. Острова - Гренландия, Гавайские.

Полуострова - Камчатка, Аравийский.

Течения - Гольфстрим, Лабрадорское.

Реки - Терек, Волга, Енисей, Амазонка.

Канал - Волго-Донской.

Озера - Каспийское, Байкал, Ладожское.

При выполнении заданий игрового типа у учащихся развивается умение ориентироваться по географической карте и запоминать с опережением географическую номенклатуру.

В Мурманск, где не замерзает океан,

Ведет корабль наш капитан.

Мурманск на Севере, Архангельск южнее,

Но в Мурманске почему-то теплее.

Где, интересно, живет истопник

Благодаря которому город открыт.

В книге рекордов Гиннесса

Рекорды морские есть.

Самое большое море Филиппинское,

Других морских аномалий не счесть.

Давайте мы с вами рекорды побьем

И самое... самое... сейчас на зовем.

    1. Самое холодное течение.

      Самый большой остров.

      Самое маленькое море.

      Самое соленое море.

      Самый широкий пролив.

      Море без берегов.

      Самая длинная горная цепь

      Самый холодный материк.

      Самый большой полуостров.

      Самый сухой материк

      Самый жаркий материк.

      Самое теплое течение.

      Самый маленький материк.

      Самый большой океан.

      Самый влажный материк.

      Самый маленький океан.

      Самое глубокое озеро.

      Самое большое озеро.

      Самая длинная река.

      Самая полноводная река.

      Самый большой водопад.

      Самый большой материк.

В пути, в неведомом краю

Наш компас - лучший друг.

Одной заглавной буквой *Ю*

На нем отмечен Юг.

А стрелка легкая - магнит

На север кончиком глядит.

Довольно Север мне найти,

И я в короткий срок

Определить могу в пути,

Где Запад, Юг, Восток.

С.Я.Маршак .

Для формирования у школьников системных знаний и умений, и усиления практической направленности большое внимание обращено на формирование повседневной географической культуры. Главная задача начального курса географии научить детей читать топографический план, физико-географическую и климатическую карты, составлять на их основе описания природных объектов, маршрутов, территорий и акваторий (по типовым планам). Обеспечить необходимую картографическую и общеземлеведческую подготовку учащихся к изучению первого страноведческого курса *Континенты и страны.* Работу я строю так, чтобы ученик влюбился в карту, в ее современное совершенство, позволяющее зрительно, мысленно, эмоционально ощущать сопричастность с миром, прикосновение и радость *созерцания* любого уголка планеты. Учу его *разговаривать* с картой как с добрым и мудрым собеседником. Она наградила бы юного друга языком свободной уверенной мысли, а значит, и грамотной речи во всех коммуникативных вариантах-монологах, диалог, дискуссия, вопросы к себе и товарищам, а* что, если...*

Я считаю важным, чтобы ученик у доски отвечал в содружестве с нужной картой, с места - с картой атласа и привык к такому ответу. Нельзя дать оскудеть мыслям и чувствам юного поколения на грани веков, пока есть География - главная наука о Земле и ее не молчащий, а живой спутник - карта.

В начальном курсе географии на первом уроке я знакомлю с золотым правилом географии: *Все, что называешь,- показывай на карте, все что показываешь, - называй.* На уроках использую карточки, которые у учащихся вырабатывают навыки работы с картой.

Карточка № 1

Задание:

1. Перечислить части Мирового океана:

материк............

море...............

залив..............

архипелаг..............

остров.................

полуостров............

пролив..................

2 Какими цифрами на карте обозначены:

исток..........

устье...........

река...........

3 Фрагменты каких материков показаны на карте.

4 Какой цифрой обозначено течение и как оно называется.

5 Какое название имеют самые высокие вершины гор.

КАРТОЧКА № 2

Установить соответствие:

Кордильеры

Гималаи

Альпы

Кавказ

Анды

Уральские

    А - Джомолунгма

    Б - Эльбрус

    В - Аконкагуа

    Г - Народная

    Д - Мак-Кинли

    Е - Монблан

КАРТОЧКА № 3

Установить соответствие:

Волга

Енисей

Амударья

Нил

Амазонка

А - Река начинается на Памире.

Б - Самая длинная река в Европе.

В - Граница Западно - Сибирской рав нины и Сибирского плоскогорья.

Г - Начинается на Валдайской возвы шенности.

Д - Самая длинная река в мире.

Е - Самая полноводная река в мире.

КАРТОЧКА № 4

Подпишете названия контуров озер, морей, заливов, островов, полуостровов.

КАРТОЧКА № 5

1. Указать цифры, которые характеризуют географическое положение материка.

Перечислить цифры, которыми обозначены внутренние воды материка.

Напишите цифры, обозначающие части рельефа материка.

Укажите цифры, обозначающие на материке объекты к которым можно сказать слова: самое... самый... самая... .

КАРТОЧКА № 6

ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?

А -

Йорк

Б -

Байкал

В -

Ключевская

Сопка

Г -

Дежнев

Д -

Врангеля

Е -

Ла - Манш

Ж -

Кольский

З -

Лаперуза

И -

Волга

К -

Джомолунгма

Л -

Лобнор

М -

Мальта

Н -

Финский

КАРТОЧКА № 7

Перечислить географические объекты:

Государства

Полуострова

Моря

Реки

Острова

Озера

Горы

Возвышенности

Равнина

Мыс

Залив

КАРТОЧКА № 8

« Два, третий лишний »

подчеркнуть лишнее название:

Волга, Печора, Байкал.

Кавказ, Путорана, Урал.

Врангеля, Дежнева, Челюскина.

КАРТОЧКА № 9

« Белая ворона »

Онежское, Чудское, Байкал, Ладожское.

Карское, Лаптевых, Японское, Баренцево.

Смоленская, Приволжская, Ленское, Ставропольская.

В сборнике «Тайны родного края» представлены дидактические материалы для проведения уроков и внеурочных занятий по предметам: математика, география, русский язык, физика, биология, окружающий мир. Сборник предназначен для использования в работе педагогами школ и учреждений дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по географии, окружающему миру

4,5-9 классы

  1. Заполните таблицу, используя атлас и учебник «География Кемеровской области».

Ответ:

Горная система

Наивысшая точка

Абсолютная высота

Кузнецкий Алатау

Амзас-Таскыл

2178м

Горная Шория

Мустаг

1570 м

Салаирский кряж

Барсук

567м

  1. Используя атлас, сравните горные системы Кемеровской области по плану. Найдите сходства и отличия.

План сравнения

Кузнецкий Алатау

Салаирский Кряж

Горная Шория

ГП

В каком направлении протянулись

Протяженность в км

Абсолютная высота самых высоких вершин в (м)

Полезные ископаемые

  1. Разместите географические понятия по трём группам:

1. Относящиеся к России.

2. Относящиеся к Кемеровской области.

3. Относящиеся к другим территориям.

Мыс Дежнёва

Алтайские горы

Среднетерсинское озеро

Озеро Байкал

Архипелаг Новая Земля

Мыс Юго-восточный

Гималаи

Ниагарский водопад

Пустыня Намиб

Кондома

Мрассу

Таймырский полуостров

Гора Косматая

Мыс Челюскин

Озеро Большой Берчикуль

Салаирский кряж

Лена

Нил

Гора Белуха

Кузнецкая котловина

Ответ:

Кемеровская область

России

Другие территории

Среднетерсинское озеро

Мыс Дежнёва

Мыс Юго-восточный

Кондома

Алтайские горы

Гималаи

Мрассу

Озеро Байкал

Ниагарский водопад

Гора Косматая

Архипелаг Новая Земля

Пустыня Намиб

Озеро Большой Берчикуль

Таймырский полуостров

Нил

Салаирский кряж

Мыс Челюскин

Кузнецкая котловина

Лена

Гора Белуха

4. Определите по карте «Полезные ископаемые Кемеровской области» какие утверждения справедливы:

А) рудные полезные ископаемые находятся в горах.

Б) осадочные полезные ископаемые размещаются в основном в Кузнецкой котловине.

Ответ:

  1. только А
  2. только Б
  3. и А и Б
  4. ни А, ни Б
  1. Используя справочный материал, начертите, выбрав масштаб, столбчатые диаграммы площади Кемеровской области в сравнении :

а) с ближайшими субъектами РФ,
б) с другими западноевропейскими государствами.

Субъекты Российской Федерации

Площадь (тыс. км)

Страны Европы

Площадь (тыс. км)

Кемеровская область

95,5

Венгрия

Тюменская область

1435

Австрия

Томская область

Ирландия

Новосибирская область

Дания

Омская область

Швейцария

Алтайский край

Бельгия

Республика Алтай

Франция

  1. Определите в каком году в Юрге наблюдался отрицательный миграционный прирост населения .

МП = И – Э

Иммигранты (прибывшие)

Эмигранты (выбывшие)

МП = 1350 - 1500 = - 150 чел.

  1. Установить аналогию, сделать выводы.

Природа Кемеровской области

  • Тайга – подзолистые почвы – хвойные деревья.
  • Степь - ?

(чернозёмы – злаковые растения)

Экономика Кемеровской области

  • Топливно-энергетический комплекс - уголь
  • Чёрная металлургия - ?

1) медная руда

2) золото

3) железная руда

4) мрамор

  1. Найдите соответствие:

Поселение Современный город

1. Кийское А) Ленинск-Кузнецкий

2. Щеглово Б) Междуреченск

3. Кольчугино В) Киселёвск

4. Томазак Г) Мариинск

5. Ольжерас Д) Прокопьевск

9. Определите «лишнее» слово:

1) Мариинск–Юрга–Томь– Новокузнецк.

2) Михайло Волков–Егор Лесной–Семён Дежнёв–П.А.Чихачёв.

10. Установите соответствие между понятием и его определением: для каждого понятия из первого столбца подберите подходящее по смыслу определение из второго столбца, обозначенное цифрой

Понятие Определение

А) Специализация 1) Производственные связи между предприятиями

Б) Кооперирование 2) Перевод оборонного производства на производство мирной продукции

3) Производство предприятием однородной

Продукции

4) Перевод предприятий на водооборотное

Снабжение

Запишите в таблицу выбранные цифры

11 . Дайте сравнительную характеристику двух угольных бассейнов, расположенных на территории Кемеровской области по плану, заполнив таблицу. Сделайте вывод об эффективности эксплуатации этих угольных бассейнов (какой из 2-х предложенных бассейнов выгоднее использовать в России и почему?)

План сравнения

Бассейны

Кузбасс

Канско-Ачинский

1. Географическое положение по отношению к потребителю

2. Условия добычи

3. Общегеологические запасы

4. Затраты на добычу 1 т. условного топлива

5. Количество и качество (калорийность) добываемого угля

6. Проблемы окружающей среды в районах добычи.

  1. Проанализировав данные, определите величину миграционного прироста (убыли) населения с. Новобачаты в 2014 г. Напишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения с.Новобачаты

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1675

1645

1630

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год

Решение:

Прирост определяется разностью между численностью населения на 1 января. Разница может быть, как положительная, если население увеличилось, так и отрицательной при убыли населения.

1) 1645-1675 = -30

Для определения миграционного прироста надо из общего прироста вычесть естественный.

2) – 30 – (+ 4) = -26

В 2014 г. численность населения с. Новобачаты сократилась на 30 человека. Миграционная убыль населения составила: -26 человек.

  1. Численность населения в с. Новобачаты на 01.01.2016 г. составляла 1630 человек. В течение года родилось 20 человек, а умерло 14 человек.

Сальдо миграции за этот период равнялось -34 человека

Определите:

1) численность населения на конец года;

2) среднегодовую численность населения;

3) абсолютный естественный прирост населения за год;

4) коэффициент естественного прироста,

5) коэффициент общей рождаемости,

6) коэффициент общей смертности,

7) коэффициент жизненности населения.

Решение:

1) Численность населения на конец года рассчитывается по формуле:

S К = S Н + Δ ест. + Δ мех. = S Н + (N – M) + (П – В)

S К – численность населения на конец года,

S Н – численность населения на начало года,

Δ ест. – сальдо естественного прироста,

Δ мех. - сальдо миграции (механического прироста),

N – число родившихся,

M – число умерших,

П – число прибывших,

В – число выбывших.

S К = 1630 + (20-14) + (13 - 47) = 1602

2) Так как имеются данные о численности населения на начало и конец года, среднегодовая численность населения определяется по формуле средней арифметической простой:

S= (1630+1602):2=1616

3) Абсолютный естественный прирост населения за год равен:

Δ ест. = N – M = 20-14 = 6

4) Коэффициент естественного прироста определяется по формуле:

5) Коэффициент общей рождаемости рассчитывается по формуле:

6) Коэффициент общей смертности рассчитывается по формуле:

Учебное пособие является частью УМК по географии, основа которого учебник В. П. Дронова, И. И. Бариновой, В. Я. Рома «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс» под редакцией В. П. Дронова. Оно предназначено для организации тематического и итогового контроля предметных и метапредметных результатов изучения географии.
Задания проверочных работ составлены с учётом планируемых результатов освоения примерной программы по географии и сгруппированы по темам, изучаемым в 8 классе.

Примеры.
Определите страну-соседку России по краткому описанию.
«По разнообразию природы страну можно сравнить с целым материком. Большую часть страны занимают горы и высокие нагорья. Громаден вклад страны в мировую культуру. Здесь были изобретены бумага, шёлк, фарфор, компас, порох. В стране проживает более 50 различных народов. Большинство населения живёт в сельской местности и занимается сельским хозяйством. В то же время здесь много городов, в том числе крупных, причём городов-миллионеров значительно больше, чем в какой-либо другой стране мира».

Установите хронологическую последовательность в названиях государств, существовавших на территории нашей страны.
1) Союз Советских Социалистических Республик (СССР)
2) Московское государство
3) Российская империя

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Проверочная работа №1
Тема: Входной контроль
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №2
Тема: Границы России. Россия на карте часовых поясов. Географическое положение России
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №3
Тема: Как формировалась государственная территория России. Этапы географического изучения территории. Административно-территориальное устройство России
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №4
Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №5
Тема: Климат и климатические ресурсы
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №6
Тема: Внутренние воды и водные ресурсы
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №7
Тема: Почвы и почвенные ресурсы
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №8
Тема: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №9
Тема: Природное районирование
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №10
Тема: Численность населения России. Народы, языки и религии
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №11
Тема: Городское и сельское население.
Размещение населения России. Миграции населения.
Люди и труд
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №12
Тема: Хозяйство России. Природно-ресурсный капитал России
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №13
Тема: Сельское хозяйство. Лесное хозяйство.
Охота и рыбное хозяйство
Вариант 1
Вариант 2
Проверочная работа №14
Тема: Итоговый контроль
Вариант 1
Вариант 2
ЧАСТЬ II. ПРОВЕРЯЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧАСТЬ III. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, Дидактические материалы, 8 класс, Баринова И.И., Соловьев М.С., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Материалами можно воспользоваться для уроков географии, домашнего обучения, для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Цель: формирование знаний и умений чтения топографических карт и работы с ними.

Топографическая карта - это уменьшенное, подробное и точное изображение небольшого участка местности на плоскости (бумаге).

Условные топографические(картографические) знаки - это графические обозначения, показывающие положение какого-либо объекта на местности и передающие его качественную и количественную характеристику.

Классификация топографических (картографических) условных знаков:

Масштабные - размеры условных знаков выражены в масштабе топографической карты.

Внемасштабные - не выражаются в масштабе карты. Условные знаки не позволяют судить о размерах изображаемых предметов на карте.

Линейные - изображают протяженные объекты на местности, такие как: линии электропередач, железные или автомобильные дороги, просеки, и др.

Пояснительные - используют для дополнительной характеристики изображаемых на топографической карте объектов. Например, длина, ширина и грузоподъемность моста, ширина и характер покрытия дорог, средняя толщина и высота деревьев в лесу, глубина и характер грунта брода и др.

Классификация топографических (картографических) условных знаков - Документ MS Word для печати:

Электронный обучающих ресурс «Топографические условные знаки»

Интерактивный модуль - классификация разработан с использованием сервиса LearningApps.

Работа с топографической картой:

Задание №1

1.Имеется ли на плане условный знак «смешанный лес?

«ДА» или «НЕТ»

2. В каком направлении от колодца находится родник?

А. Западном

Б. Северном

В. Юго-западном

Г. Юго- восточном

3.В каком направлении находится точка А от точки В?

А. Восточном

Б. Юго-западном

В. Западном

Г. Северном

Задание №2

1.На плане указаны буквы А, Б, В. Какие условные знаки им соответствуют?

А - (родник )