Аспирантура после магистратуры. Новые связи, слава, деньги

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Про то, и я уже писал, можете почитать по ссылкам, там достаточно подробно, да ещё и законами свои слова подкрепил. Теперь настало время для статьи бакалавриат магистратура аспирантура что это, думаю это всё, что можно написать про болонскую систему и прочее. В докторантуру лезть не имею желания, да и не знаю про неё ничего, а переписывать чужие статьи не люблю.

Итак, сначала кратко напомню откуда взялись бакалавриат и магистратура вместо специалитета. Всё это пошло от желания сделать в РФ «как за границей», видимо надеялись, что наше образование будет куда лучше «котироваться» в Европе и за океаном. Насколько я знаю, такого чуда не произошло, но советская система образования, которая считалась очень качественной, была успешно похоронена. Кстати, тут и очень к месту поспела, советую почитать, хотя она не вся по теме.

Если очень кратко, то это 3 ступени высшего образования.

Снова обращаемся к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), подтверждение моих предыдущих слов содержится в 10 статье данного Федерального закона:

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Итак, бакалавриат – это первая ступень высшего образования. Кому-то будет достаточно и тех базовых знаний, которые можно получить за 4 года обучения на бакалавриате. Но не стоит забывать, что знания эти именно базовые, если когда-то в этой стране станут обращать внимание на такие вещи, как степень образования (бакалавр, магистр, кандидат наук), ВУЗ, в котором было получено образование и прочие подобные вещи, то тогда иметь образование магистра станет престижно. Но в настоящее время у нас какой-то родоплеменной строй остается и на работу скорее возьмут дверцу от холодильника, которую кто-то из начальства знает, чем никому неизвестного магистра отличника.

Переходим ко второй ступени. Там расположились магистратура и специалитет. Про специалитет уже можно забыть, сейчас такое образование получить очень сложно, потому сосредоточимся на магистратуре. Магистратура – это образование после бакалавриата, длится 2 года, позволяет изучать не в общем всего по немногу, как было при обучении на бакалавриате, а изучать что-то более конкретное. Помимо того, что магистратура просто сама по себе более престижна, чем бакалавриат, есть ещё один небольшой бонус. Получив образование магистра можно преподавать в средне-специальных учебных учреждениях, это всевозможные колледжи, техникумы и прочее. Не знаю, насколько это интересно для Вас, но ещё один вариант работы – это всегда неплохо.

Наконец, третья ступень. В законе написано «подготовка кадров высшей квалификации», в более понятном варианте это называется обучением в аспирантуре (скорее всего, докторантура туда же относится, не знаю). Что же интересного может предложить аспирантура? Вы можете написать и защитить диссертацию и стать кандидатом наук. На самом деле это нужно очень мало кому. Лучше немного напишу про аспирантура и магистратура отличия, отличий очень немало, но писать о том, где есть лекции и сессии, а где нет мне не хочется, как мне кажется, Вам это не интересно. Интереснее другой момент, обучаясь в аспирантуре можно преподавать студентам в том ВУЗе, где Вы учитесь. Не в техникуме и после обучения, а параллельно с обучением, как мне кажется, это и есть основное в вопросе аспирантура и магистратура отличия. Причем если Вы будете учиться, писать диссертацию, преподавать и участвовать в научных конференциях, то сможете получать совсем неплохую заработную плату. Да, столько делать весьма непросто, но в приличных ВУЗах Вам заплатят за это весьма достойно.

Вся статья в одной картинке

Итак, я уже отошел от темы, углубился в самые разные вопросы образования и даже работы. Пора сделать коротенький вывод, статья называлась «бакалавриат магистратура аспирантура что это?» отвечаю кратко, ступени образования. Получать их можно только последовательно, причем именно в том порядке, в каком они перечислены. До встречи на страницах блога сайт

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся.

(Visited 2 737 times, 1 visits today)

Глобализация, стремительно охватывающая мир, вносит свои коррективы и в системы национального образования. Ведь до недавнего времени в отечественной высшей школе не были так широко распространены такие понятия, как бакалавриат и магистратура. Что это такое? И как эти образовательные формы влились в российскую систему?

Истоки

Начало внедрению зарубежных степеней в российскую практику положило подписание Болонской конвенции. Этот документ коротко излагает концепцию создания единого образовательного пространства в Европе. Одно из базовых требований состоит в приведении национальных систем обучения к «общему знаменателю» - единой двухуровневой концепции образования. Она предусматривает введение таких ступеней, как бакалавриат и магистратура. Что это такое?

Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к соответствующему законодательному акту, регулирующему сферу образования.

Нормативная трактовка понятий

Следует заметить, что оба они являются производными от слов: первое - от бакалавра, второе - магистра. И то и другое нормативные акты, регулирующие деятельность российской высшей школы, представляют как определённую квалификацию или степень высшего профессионального образования. Это позволяет сориентироваться с определениями бакалавриата и магистратуры. В обоих случаях речь идёт об установленных законом уровнях высшего профессионального образования.

Для получения первого - бакалавриата - учиться следует 4 года. Обучение заканчивается сдачей экзаменов и получением диплома. Дальше выбор за студентом. Он может продолжать учёбу или идти работать.

Следующим уровнем является магистратура. Здесь срок обучения составляет 2 года. Поступить в неё можно сразу после окончания бакалавриата. Если студент ещё не определился в своём выборе, то учёбу можно продолжить после нескольких лет работы. Закон допускает такой вариант.

Кроме названных выше уровней, в отечественной практике существует ещё один - проверенный многолетним опытом - специалитет. Это тоже уровень высшего образования. С той лишь разницей, что продолжительность его составляет 5 или 6 лет. Введение Болонской системы предполагало упразднение этого уровня, но пока этого не произошло.

Рассмотрение того, что такое бакалавриат и специалитет, ставит перед абитуриентом новые вопросы. На чём остановить свой выбор? Что предпочтительнее: магистратура с бакалавриатом или специалитет? Обе формы имеют свои преимущества и недостатки.

Что такое бакалавриат?

Сформировать представление о нём поможет обращение к этимологии слова. Оно пришло в отечественную практику из Европы. Базовое понятие - бакалавр - трактуется по-разному. Здесь можно встретить самые неожиданные версии:

  • владелец поместья или земельного участка;
  • человек, готовящийся обзавестись семьёй;
  • увенчанный лавровыми ягодами;
  • первоначальная степень, приближенная к учёной.

Как видим к образованию более всех подходит последняя.

Получить представление о том, что такое бакалавриат, поможет обращение к концепции европейского образования. Здесь этот уровень предполагался как базовый и на его освоение отводилось 3-4 года. Такой период отводился для обучения студента фундаментальным наукам. Специализированных предметов в учебных планах практически не было. Такой шаг был направлен на то, чтобы дать студенту время выбрать подходящую специальность и продолжить обучение на следующем уровне (в магистратуре), основываясь на вполне осознанном выборе профессии.

Отечественные трансформации

Европейское понимание о том, что такое бакалавриат, несколько отличается от российского. В последнем случае конвенция базового образования претерпела изменения и стала относительно самостоятельной ступенью.

В российском варианте на вопрос, что такое бакалавриат, можно ответить так. Это самостоятельное высшее образование, которое предусматривает не только фундаментальную составляющую, но и общетехническую, а также и профильные знания, умения и навыки, позволяющие выпускнику-бакалавру решать различные профессиональные задачи. Обучение продолжительностью 4 года завершается итоговой аттестацией.

Однако следует заметить, что эта система прижилась не везде. Опыт её применения показал, что есть специальности, полноценное освоение которых невозможно провести за 4 года. Именно поэтому специалитет до сих пор существует в отечественной системе.

Что даёт получение этого уровня?

Возможности, которые открывает бакалавриат перед выпускником:

  1. Продолжение обучения, для того чтобы стать специалистом или магистром.
  2. Широкие возможности трудоустройства и смены профессионального направления.
  3. Признание бакалавриата за границей даёт шанс найти работу за рубежом.

В России этот уровень образования пока ещё вызывает ряд вопросов. Такая ситуация обусловлена тем, что первое время в ряде источников он приравнивался к среднему специальному образованию. Второй проблемой является то, что некоторые технические и медицинские специальности не втискиваются в обозначенные этим уровнем временные рамки.

Виды бакалавриата

Со вступлением в силу положений нового закона Министерство образования и науки разработало приказ, который вводит новшества относительно этого уровня. Теперь он может быть двух видов: прикладной и академический бакалавриат. Что это такое?

Оба направления рассчитаны на одинаковый срок обучения - 4 года. Задачи, напротив, совершенно разные и продиктованы стремлением разделить будущих бакалавров на две группы:

  • прикладную (ПБ) - практиков, которые планируют сразу после окончания вуза идти работать;
  • академическую (АБ) - теоретиков, продолжающих обучение в магистратуре или специалитете и возможно, в аспирантуре.

То есть уже при поступлении необходимо определиться, что для абитуриента предпочтительней: наука или практика.

Для некоторых вузов введение такого новшества является весьма проблематичным. Поскольку есть специальности, на которых очень сложно провести подобное деление.

Что выбрать: АБ или ПБ

Рассмотрим академический бакалавриат - что это такое? Срок обучения составляет 4 года и предполагает своё продолжение в магистратуре. Здесь делается упор на активизацию научно-исследовательской составляющей. Большая часть учебной нагрузки отводится теоретическим курсам. Эта особенность позволяет проводить обучение как в дневной, так и в заочной форме.

Второй вид - прикладной бакалавриат. Что это такое? Потребность упора на практическую составляющую обусловлена тем, что с развитием науки и техники многие специальности требуют отработанных практических навыков. Именно поэтому появилась необходимость сочетать фундаментальные знания, получаемые в вузе с практическими навыками, которые можно получить в учреждениях среднего специального образования.

Итак, каким требованиям призван соответствовать прикладной бакалавриат? Что это такое? И как будет осуществляться на практике? Развитие здесь предполагает применение большого числа специальных прикладных курсов - их больше половины. Такой вид обучения может реализовываться только на дневной форме. В итоге за тот же самый период получают бакалавра-практика, который будет готов к выполнению профессиональных обязанностей. Экспериментальная разработка таких программ началась ещё в 2009 году и проводилась высшими учебными заведениями, которые были отобраны по результатам конкурса.

Таким образом, подытоживая все рассмотренное выше, определились, что такое бакалавриат. И магистратура, и специалитет являют собой продолжение этого уровня и предполагают более глубокое освоение теории и практики.

Поэтому, будущие студенты - нынешние абитуриенты, выбор за вами!

В далёком 1997 году Россия присоединилась к единому европейскому образовательному пространству. Это произошло после подписания Болонской конвенции, которая предполагает переход на так называемую двухуровневую образовательную систему. С этого года все вузы страны предлагают будущим студентам бакалаврскую, магистерскую программы обучения и подготовку специалистов. На первом уровне стоит бакалавриат и его «базовые» знания, на втором уровне магистратура и специалитет. В чём же заключается разница между этими ступенями образования?

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Бакалавриат

Изначально академическая шапочка предназначалась магистрантам, но затем её стали использовать и бакалавры

Начнём с самого простого (а для кого-то самого сложного) - с бакалавриата. Бакалавриат - это начальная ступень высшего образования. Бакалавриат является полноценным высшим образованием со всеми вытекающими последствиями.

Степень бакалавра:

  • степень (квалификация) бакалавра подтверждает получение высшего профессионального образования;
  • программа рассчитана на четыре года обучения;
  • по окончании обучения студент должен пройти итоговую аттестацию (сдать госэкзамены) и/или защитить диплом;
  • после завершения обучения на бакалавриате студент имеет право поступить в магистратуру.

Теперь рассмотрим все положения более подробно.

Подать документы в бакалавриат могут выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Конечно, для этого нужно сдать соответствующие экзамены ЕГЭ (они будут зависеть от специальности, которую вы хотели бы получить).

Диплом бакалавра означает, что выпускник вуза прошёл четыре года обучения и получил базовое высшее образование. Работодатели по всему миру понимают это утверждение, поскольку бакалавриат является частью двухуровневого европейского образования.

После окончания обучения студент, претендующий на получение бакалаврской степени, обязан пройти итоговую аттестацию и/или защитить выпускную квалификационную работу (в народе «диплом»). Переняв европейские стандарты обучения, в России не стали утруждать себя переписыванием образовательных программ и пересмотром аттестации будущих выпускников вуза. По сути, многие студенты сейчас учатся всё по тем же программам, которые успешно действовали до 1997 года и были рассчитаны на 5 лет обучения.

Такая система действует не на всех специальностях. Некоторые всё-таки предполагают только экзаменационную аттестацию без каких-либо письменных подтверждений.

Для тех, кто не хочет ограничиваться базовыми знаниями, предусмотрена магистерская ступень. После завершения обучения на бакалавриате выпускник может с чистой совестью подавать документы в магистратуру. Причём необязательно выбирать магистратуру по своей же специальности, вы можете выбрать что-то совершенно другое и получить в итоге две разных специальности.

Выделим преимущества и недостатки бакалаврской степени.

  • недолгий срок обучения;
  • степень даёт право на трудоустройство как в России, так и за рубежом;
  • степень даёт право на продолжение обучения;
  • после бакалавриата есть возможность поступления в магистратуру даже в другой вуз и на другую специальность.
  • низкий спрос на бакалавров среди ведущих работодателей на территории РФ (здесь всё дело состоит в путанице из-за одновременного существования бакалавриата и специалитета в нашей стране, из-за этого многие работодатели думают, что бакалавр имеет более ограниченный набор знаний, нежели специалист, хотя это одна и та же программа обучения);
  • ограниченное количество бюджетных мест в магистратуре (из-за перехода на двухуровневую систему образования количество бесплатных мест в магистратуре значительно урезали, а конкурс ужесточили).

Многие также ошибочно думают, что уровень знаний и жёсткость требований на бакалавриате значительно ниже, чем на специалитете и в магистратуре. Чаще всего это не так. Это зависит от вуза, в котором вам предстоит обучаться, от специальности, которую вы выбрали, а также от педагогического состава учебного заведения.

Магистратура

Магистратура является очевидным плюсом в резюме

В магистратуру могут пойти люди, имеющие диплом бакалавра или специалиста.

Получение магистерской степени предполагает шесть лет обучения в вузе. В эти шесть лет включено обучение на бакалавриате (четыре года) и непосредственно магистерская программа обучения (два года). Предполагается, что эту степень выбирают те студенты, которые планируют продолжать свою научную деятельность.

Обучение в магистратуре предполагает более узкую образовательную направленность. Если бакалавриат считается базовым уровнем образования, обучаясь на котором студенты получают общие (начальные) знания о специальности, то магистратура рассчитана на более сознательное отношение к предмету изучения (студент должен чётко знать, что ему интересно, и направить свои силы на более глубокое изучение предмета научного изыскания).

На протяжении двух лет обучения в магистратуре студент-магистрант обязан работать над магистерской диссертацией. По окончании обучения он должен будет защитить свой магистерский диплом, что позволит ему получить соответствующую его научной степени «корочку».

Выделим преимущества и недостатки получения магистерской степени.

  • после окончания бакалавриата необязательно сразу поступать в магистратуру. У вас есть время немного отдохнуть и подумать над своим будущим;
  • магистратура позволяет резко сменить свою специальность. Если, например, у вас имеется бакалаврская степень по одной специальности, но вы всегда мечтали о другой, то магистратура прекрасный инструмент для осуществления своей мечты;
  • степень бакалавра и степень магистра можно получать в разных вузах. Причём это касается не только отечественных образовательных учреждений. Вы можете поступить в магистратуру за рубеж.
  • ужесточение конкурса на бюджетные места. В связи с переходом на двухуровневую систему образования, конкурс на бюджетные места стал гораздо более жёстким, студентов подбирают по определённым критериям и заслугам;
  • проблема с рабочей занятостью. Если вы бедный студент, у которого проблемы с финансами, то знайте, устроиться вы сможете только на работу, сочетающуюся с учебным графиком. Современное засилье студентов, желающих учиться и работать (читай «числиться в университете, но не посещать его») очень велико, поэтому за прогулы, даже по причине занятости на работе, вас могут легко отчислить и в тот же день найти вам замену;
  • малый срок обучения. Здесь речь не о том, что жаждущим знаний даётся малое количество времени для получения этих знаний, а о том, что за два года вам предстоит написать довольно объёмный научный труд. Если вы не сталкивались с этим на бакалавриате (не защищали диплом, а только сдавали госэкзамены), то вам будет очень тяжело приноровиться к такому формату аттестации в такие короткие сроки. Тем более, если вы работаете и одновременно учитесь.

Специалитет

Во многих странах СНГ специалитет уже отменён

Переходим к самому непонятному образовательному курсу - специалитету. Это направление является отмирающей ступенью высшего образования, поскольку после перехода на европейскую систему в нашей стране (почему-то) не захотели отказаться от этого формата получения высшего образования.

В наши дни достаточно тяжело найти учебное заведение, которое предоставляло бы возможность студентам выбрать в качестве программы обучения специалитет, но некоторые вузы (особенно в провинции) предоставляют такую возможность, что вызывает ещё большую путаницу среди и без того испуганных будущих студентов.

Квалификация специалиста - это также высшее профессиональное образование. Путаница начинается на моменте итоговой аттестации. Здесь многие начинают путать бакалавриат и специалитет, причём сравнивая их, обнаруживают, что обучение на бакалавриате занимает всего четыре года, а на специалитете пять лет (при условии, что все остальное у этих квалификаций совпадает). Такое открытие заставляет многих думать, что бакалавриат - это неоконченное высшее образование, в то время как специалитет полноценное и законченное.

Развеем мифы: и степень бакалавра, и квалификация специалиста являются высшим профессиональным образованием. Проблема только в том, что в России не стали утруждать себя переработкой учебных планов и системы аттестации выпускников вузов, поэтому оставили всё как есть и добавили к этому двухуровневую систему образования.

В идеале специалитета вообще не должно у нас существовать, студенты должны сразу поступать на бакалавриат, а затем при желании продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре. При этом будущие бакалавры должны в конце своего обучения сдавать только госэкзамены (без защиты научного труда).

В реальности у нас до сих пор существует две практически идентичные ступени получения высшего образования, у одной из которых просто отняли один год обучения (который, к слову, чаще всего не «раскидывают» с точки зрения учебного плана на оставшиеся 4 года, а включают в последний год). Поэтому студенты-бакалавры обязаны освоить всё то, что осваивают студенты-специалисты, за четыре года и за это время умудриться написать квалификационный научный труд и подготовиться к госэкзаменам.

Единственным существенным плюсом и отличием специалитета от бакалавриата является тот факт, что по окончании обучения на специалитете студент может сразу подавать документы в аспирантуру. Это очень удобно для тех, кто намерен строить научную карьеру.

Рассмотрим преимущества и недостатки специалитета.

  • преимущество при устройстве на работу в пределах РФ. Новая система получения высшего образования так до сих пор и не была полностью перенята в России, поэтому многие работодатели считают, что специалитет - это полноценное высшее образование, в то время как бакалавриат - это неполное или недостаточное;
  • возможность сразу поступить в аспирантуру. Хорошая новость для тех, кто собирается связать свою жизнь с наукой - получение квалификации специалиста позволит вам сразу же поступить в аспирантуру;
  • магистратура считается вторым высшим образованием. Для тех, кто хочет освоить что-то новое, специалитет также будет очень удобен - после завершения обучения на специалитете, вы можете поступить в магистратуру на другую специальность. По окончании магистратуры вы будете считаться обладателем двух высших образований.
  • диплом специалиста не котируется за рубежом. Зарубежные работодатели не знают, кто такой специалист и с чем его едят. Они привыкли к двухуровневой системе образования, и нечто похожее на бакалавриат, но при этом отличающееся от него по некоторым критериям, их не устраивает;
  • многие университеты уже практически избавились от специалитета. Несмотря на то что такое явление как квалификация специалиста всё ещё существует в нашей стране, быстро найти университет, предоставляющий возможность пятилетнего обучения, тяжело;
  • степень бакалавра и степень специалиста приравниваются. Это должно было стать понятным ещё на моменте сравнения бакалавриата и специалитета. Эти две ступени предусматривают один учебный план, одинаковую аттестацию, так что и дипломы здесь будут одинаковы с точки зрения весомости.

Аспирантура

В некоторых странах аспирантура уже считается как полноценная работа, а не обучение

Аспирантура является первой ступенью на пути к научной карьере. Она не является обязательным элементом при получении высшего образования и рассматривается как отдельный образовательный блок.

Степень кандидата наук (аспирант):

  • время обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной 4 года;
  • по окончании обучения в аспирантуре студент-аспирант обязан защитить диссертацию, которая позволит получить степень кандидата наук;
  • за всё время обучения в аспирантуре будущий кандидат наук обязан сдать три кандидатских экзамена, а также подготовить несколько научных публикаций;
  • аспирантура даёт право вести занятия в вузах, а также принимать экзамены;
  • после завершения обучения в аспирантуре можно поступить в докторантуру.

Аспирантура предусматривает наличие стремления у студента заниматься научной деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях.

В чём разница между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой

Разницу можно увидеть в сравнительной таблице, приведённой ниже.

Таблица: отличия образовательных ступеней

Пункты сравнения Бакалавриат Специалитет Магистратура
Критерии отбора поступающих Абитуриенты со средним общим образованием Степень бакалавра/квалификация специалиста
Время обучения 4 года 5 лет 2 года
Степень (квалификация) Научная степень (бакалавр) Профессиональная квалификация (специалист) Научная степень (магистр)
Образовательная база Базовая подготовка (не предусмотрено узконаправленное исследование) Общая подготовка, которая направлена на получение практических знаний в выбранной специальности Глубокое изучение специализации, рассчитанное на продолжение научной деятельности
Форма итоговой аттестации Сдача госэкзамена и защита диплома Защита магистерского диплома
Следующий уровень обучения Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Профессиональные перспективы Возможность устроиться на любую должность, предусматривающую наличие высшего образования

Подводя итоги сказанному, хочется ещё раз отметить: несмотря на то что система получения высшего образования в России достаточно запутана, она не так сложна. Все три ступени двухуровневой системы европейского образования являются полноценным высшим образованием. Бакалавриат и специалитет являются практически идентичными ступенями, поэтому их очень часто путают или не различают. И бакалавриат, и специалитет - это первый (базовый) уровень системы высшего образования. Специалитет практически полностью исключён из предлагаемых вариантов получения высшего образования, его место занимает бакалавриат.

Магистратура является второй необязательной ступенью высшего образования и рассчитана на тех студентов, которые хотят более детально изучить свою специальность.

Аспирантура, в свою очередь, является первой ступенью научно-исследовательской карьеры. Студент может поступить, пройдя первые два уровня высшего образования.

Многие студенты предпочитают продолжать обучение после получения диплома. Кто-то понимает, что ему близка наука, а другие не против сразу повысить квалификацию и стать претендентами на более престижные должности.

Остается только разобраться в разных формах образования. Этим мы и займемся в статье.

Аспирантурой называют особое структурное подразделение вуза или НИИ, в котором готовят ученых первой степени – кандидатов наук. А аспирант – человек, который получил высшее образование или даже стал магистром, поступил в аспирантуру, чтобы защитить диссертацию и стать обладателем ученой степени.

Кстати, само слово «аспирант» переводится с латинского как «стремящийся к чему-либо» .

Конечно, в аспирантуре продолжают учиться. Это можно делать на дневном и заочном отделении. В первом случае продолжительность обучения составляет 3 года, во втором – 4. Кроме того, они активно занимаются научной работой: собирают и оформляют материалы для будущей диссертации, консультируются у своего научного руководителя.


Защищать кандидатскую диссертацию аспирантам предстоит членами диссертационного совета при конкретном учебном заведении.

Также аспиранты обязательно сдают кандидатский минимум. По сути, ничего страшного, обычные экзамены. Среди них экзамен по специальности, иностранному языку и философии науки. Еще одно важное уточнение: если вы учитесь в аспирантуре вуза, должны заниматься и педагогической деятельностью. Обычно аспиранты становятся помощниками научных руководителей.

Соискательство – одна из форм подготовки научных кадров. Ученые сами работают над диссертационным исследованием и могут при хороших результатах рассчитывать на получение ученой степени кандидата наук.

Как правило, к соискательству прибегают уже состоявшиеся научные сотрудники – люди, которые уже работают в высших учебных заведениях или НИИ, успели обзавестись необходимыми знаниями и даже написали кандидатскую диссертацию.

То есть, проходить обучение в аспирантуре им фактически не нужно, а значит, нет необходимости в преподавательской деятельности на выбранной кафедре, участии в конференциях.


Все их время уходит на подготовку и должное оформление диссертационного исследования.

В магистратуре обучение проходят студенты, которые получили диплом бакалавра и хотят повысить свою квалификацию, углубленно изучать выбранные предметы и подготовить научную работу по конкретной теме.

Ординатурой называют форму повышения квалификации врачей. Студенты отучились в медицинских вузах, а потом поступают в ординатуру, чтобы стать высококвалифицированными профессионалами и иметь право на осуществление самостоятельной врачебной практики (после окончания ординатуры выдается специальный сертификат).


Обучение же в аспирантуре ориентировано, прежде всего, на подготовку научных работников. После успешной сдачи кандидатского минимума и защиты диссертационного исследования аспиранту присваивается ученая степень (кандидата наук).

Когда выпускник высшего учебного заведения получает диплом, перед ним открыты все двери, и ждет перспективное будущее. Главное – правильно расставить жизненные приоритеты, чтобы потом не сожалеть о бесцельно проведенном времени и утраченных возможностях.

Одни выпускники тут же трудоустраиваются по специальности, другие собираются на срочную службу в армию, а третьи поступают в магистратуру и аспирантуру для дальнейшего обучения и совершенствования собственных знаний.

Ежегодно Северо-Восточный федеральный университет оканчивают более трех тысяч студентов очной формы обучения. 75-80% выпускников трудоустраиваются, из них 98-100% по специальности, 25-30% поступают в магистратуру и 5-10% призываются на военную службу в российскую армию.

Нужна ли магистратура после бакалавриата?


Высшее образование – обязательное условие для трудоустройства на престижное место. К сожалению, в России устоялось мнение, что бакалавр относится к неоконченному высшему образованию. Если здраво оценить ситуацию, это достаточно спорный стереотип. Диплом бакалавра, согласно нормам российской образовательной системы, подтверждает оконченное полное высшее образование.

Поэтому бакалавриата обычно достаточно, чтобы трудоустроиться

После того как правительство России одобрило законопроект о введении в стране двухуровневой системы высшего образования, многие выпускники задаются вопросом «А что с магистратурой – необходима ли эта ступень активному молодому человеку?».

Основная масса бакалавров считает, что степень магистра даст некие преимущества. Вполне возможно. Только это касается тех людей, которые приходят за реальными знаниями и научными исследованиями. Или же это шанс освоить второй профиль – поступление на смежную, другую специальность. Что касается остальных, то это трата драгоценного времени на протяжении двух лет.

Магистратура в СВФУ


В СВФУ на данный момент всего реализуются 135 магистерских программ в восьми областях науки. В этом учебном году началась реализация 24 новых образовательных программ магистратуры.

Прием на новый учебный год в магистратуру проводится по результатам вступительных испытаний, которые университет осуществляет самостоятельно с 21 июля по 29 июля 2018 года. До 1 июня на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте СВФУ будет размещено расписание вступительных испытаний.

Одна из новых магистерских программ, открытых в рамках программы развития стратегических академических единиц (САЕ) – это междисциплинарная программа «Клеточные биотехнологии». Ее уникальность заключается в том, что студент самостоятельно выбирает объект профессиональной деятельности. Во время обучения магистрант выполняет индивидуальную научную работу, которая при завершении обучения будет защищена в виде практического инновационного проекта.

Студенты разрабатывают планы и алгоритмы практических проектов на уникальных северных растениях, включая исчезающие и редкие виды, на животных и клеточных культурах тканей человека с акцентом на фибробласты и раковые клеточные линии человека.

Владимир Чемпосов решил поступить в магистратуру с целью повысить квалификацию. «Во время обучения на бакалавриате в институте естественных наук было особенно интересно работать в лабораториях университета, проводить исследования. От преподавателей узнал, что открывается новая магистерская программа «Клеточные биотехнологии», которая сразу приглянулась, так как я думал о продолжении обучения именно в этой сфере. На данный момент процесс обучения нравится, думаю, в будущем связать жизнь с наукой», – прокомментировал свой выбор магистрант Института естественных наук СВФУ.

По информации центра карьеры университета, в 2017 году магистратуру успешно окончили 520 человек, 360 из них уже трудоустроены

По словам выпускницы магистратуры филологического факультета СВФУ Аниты Тарабукиной, главный плюс магистратуры – возможность продолжить образование в любом возрасте и то, что в короткие сроки и без отрыва от работы можно переквалифицироваться. «После того, как я трудоустроилась научным сотрудником в литературном музее, ощутила нехватку теоретических знаний, так как первое образование было совершенно по другой специальности. Конечно, совмещать очную форму обучения и работу трудно, но вполне осуществимо. Преподаватели всегда с пониманием относились к нашей занятости и шли навстречу», – поделилась Анита Тарабукина.

В 2018-2019 учебном году для приема на обучение в магистратуру заявлено 126 образовательных программ, в том числе 17 новых.

Аспирантура для целеустремленных


Если выпускник твердо решил связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет необходимым шагом. Ведь аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Продолжить обучение и подать документы в аспирантуру может любой человек, получивший диплом специалиста или магистра, имеющий тягу к научным исследованиям. Для поступления необходимо сдать 3 экзамена: иностранный язык, специальную дисциплину и философию при его наличии в перечне. Если абитуриент претендует на бюджетное место, то желательно ответить на оценки «5» и «4», так как конкурс на бюджет обычно большой.

Одна из существенных льгот для аспирантов-бюджетников – это получение ежемесячной стипендии. Кроме того, аспиранты мужского пола очной формы обучения освобождаются от службы в армии во время обучения.

Как отмечают в Центральной приемной комиссии СВФУ, в аспирантуру могут поступить люди любого возраста. «В 2017-2018 учебном году возраст самого старшего абитуриента по очной форме обучения 56 лет, младшего – 24 года. В СВФУ предоставлены все условия для личностного роста и развития, главное – иметь желание и быть целеустремленным», – комментируют сотрудники ЦПК.

В 2017-2018 учебном году по итогам приемной кампании 2017 года на первый курс аспирантуры были зачислены 100 человек.

«Наукой интересовался еще со школы и в студенческие годы уверенность в выборе жизненного пути закрепилась. После завершения магистратуры сразу поступил в аспирантуру родного исторического факультета. Занимаюсь одним из самых интересных направлений исторической науки – этнографией и археологией», – рассказал аспирант исторического факультета СВФУ Михаил Пономарев.

В рамках приемной компании 2018 года для приема на обучение в аспирантуру заявлены 64 образовательные программы, также по 25 направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в том числе по 4 новым программам.

Образование в тандеме с армией


Служба в рядах военнослужащих Российской Федерации – обязанность каждого юноши, достигшего совершеннолетнего возраста, один из важнейших основополагающих пунктов в жизни каждого представителя мужского пола. Призыв – серьезное мероприятие, с которым столкнется молодой человек после получения диплома об образовании.

Армия стимулирует большинство студентов к продолжению обучения в магистратуре

Согласно закону, магистратура дает отсрочку от армии на пару лет. Но если призывник успешно окончил бакалавриат и не успел оформить отсрочку, он может быть призван на службу. Учебный или последипломный отпуск, оформленный учебным заведением, законной силы не имеет. Отсрочки от призыва может оформлять только военный комиссариат.

Сколько бы ни было разговоров на тему того, что целый год службы в армии – бесполезное времяпровождение – это неправда. Считается, что во многих промышленных, инженерных, внутриведомственных сферах мужчины, получившие военный билет после службы, преимущественно избираются на более высокие и ответственные должности, поскольку при работе там нужны профессиональные навыки, физическая и моральная выдержка.

Каждый выпускник вправе избрать свой собственный путь. Но если молодой человек достиг призывного возраста и здоров, то получение такого опыта, как прохождение военной службы, ни в коем случае ему не навредит.

Выпускник магистратуры Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ Василий Борисов планирует пройти службу, обосновывая свой выбор тем, что сегодня служба в армии играет важную роль и влияет на статус человека в обществе. «Все мои родные – дед, отец, дяди, братья отдали долг перед Родиной, отслужили в армии. Считаю, если молодой человек годен по психическому, физическому состоянию, он обязан пройти этот промежуток жизни. Кроме того, наличие военного билета влияет на поиски работы. Многие мои знакомые до сих пор не могут трудоустроиться на желаемые должности из-за отсутствия военного билета», – уверен молодой человек. После службы в рядах Российской армии Василий Борисов планирует трудоустроиться по линии Министерства образовании РС (Я).

По данным Центра карьеры СВФУ, 354 выпускников, что составляет 11,03% из общего процента окончивших вуз, прошлого года выбрали службу в рядах Российской армии.

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .