Составление сметы расходов и доходов. Сметы образовательных учреждений

Смета – основной документ финансового планирования и важнейший инструмент анализа организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Составление обоснованных и достаточно полных смет обеспечивает прогнозируемость функционирования любой организации (в первую очередь – бюджетной), возможность эффективного государствен­ного контроля за использованием средств государственного бюджета и государственной собственности, соблюдением уставных требований и налогового законодательства и в итоге – законности и стабильности финансовой деятельности образовательных учреждений.

Исполнение сметы расходов влечет за собой договорные и хозяйственные контакты образовательного учреждения с различными предприятиями, учреждениями и организациями по предоставляемым ему услугам и приобретению имущественно-материальных ценностей. Все операции в комплексе называют финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения .

Благодаря составлению, наличию и систематическому анализу исполнения смет руководитель учреждения, утверждающий эти сметы, обладает всей необходимой информацией об объемах и структуре собственной финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому смета становится не только важнейшим инструментом финансового планирования, но и эффективным и незаменимым инструментом внутреннего финансового контроля в учреждении. Кроме того, сметно-финансовая деятельность учреждения – один из первоочередных объектов финансового контроля, показывающий общий уровень финансово-хозяйственной деятельности учреждения, степень ее доступности для внешнего и внутреннего финансового контроля.

Расчеты к смете составляются на основании производственных показателей деятельности школы (других образовательных учреждениях), а также в соответствии с действующим законодательством о порядке расходования средств на выплату заработной платы преподавателях, учебно-вспомогательному и административно-хозяйственному персоналу, стипендии, предос­тавление бесплатного питания, с соблюдением действующих норм расходов по отдельным видам затрат (рис. 3).


Рис. 3. Основные задачи, решаемые при разработке смет в образовательных учреждениях

Основой для определения суммарных расходов бюджетов всех уровней на образование является количество учреждений и предполагаемое их развитие в планируемом году, а также показатели по контингентам детей, учащихся, воспитанников. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социальных функций образовательных учреждений, например, питание школьников, предоставление спецодежды учащимся ПТУ и т.д.

Сметный порядок выделения ассигнований в общем выглядит следующим образом. Вначале учредитель устанавливает для каждого учреждения производственные показатели деятельности (задания, контрольные цифры, госзаказ), с учетом которых формируется смета расходов. Для дошкольных учреждений производственными показателями становятся число воспитанников и групп, для школ – число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования – прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение и т.д. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые показатели, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпуска, отсева в процессе обучения.

Среднегодовые показатели сети и контингентов образовательных учреждений рассчитывают но следующей формуле

где Кср – среднегодовой контингент (сеть учреждении);

К1 – контингент на начало планируемого года;

М1 – число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года;

К2 – контингент планируемого года;

М2 – число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года;

12 – число месяцев в году.

Расчет среднегодовых величин может также производиться суммированием показателей на каждое 1-е число месяца и делением полученной суммы на 12. При расчете среднегодового числа воспитанников по дошкольным образовательным учреждениям этот метод предпочтительнее, так как позволяет более точно определить требуемый контингент.

Габаритные размеры зданий образовательных учреждений (кубатура по внешнему обмеру, площадь) фиксируются в сметах в среднегодовом исчислении. Если в течение планируемого года не предусматривается ввод новых площадей или ликвидация старых, за среднегодовые параметры принимаются данные на начало планируемого года. Если на планируемый год намечается увеличить или уменьшить кубатуру и площади зданий, то их габаритные параметры определяются с учетом этих изменений в среднегодовом значении. Среднегодовая величина рассчитывается по формуле

где Вср – среднегодовые параметры (кубатура, площадь) зданий;

В1 – параметры зданий на начало планируемого года;

В2 – параметры зданий после первого изменения в течение года;

Вn – параметры зданий после последнего изменения в течение года;

М1 – число месяцев функционирования учреждения в планируемом году, когда параметры его зданий соответствовали уровню на начало года;

М2 – число месяцев функционирования учреждения в планируемом году, когда параметры его зданий были на уровне после первого изменения в течение года;

Мn – число месяцев функционирования учреждения в планируемом году, когда параметры его зданий были на уровне после последнего изменения в течение года.

Единый бланк сметы предусматривает общую сумму расходов с распределением ее по отдельным статьям бюджетной классификации. Расходы в смете утверждаются в целом на год с разбивкой по кварталам, в ней указываются источники их покрытия. Смета расходов образовательных учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, составляется директором и экономистом или бухгалтером, которому поручено составить смету. Смета представляется в орган управления образованием по подчиненности (для школ – в районное управление образованием) в установленный срок в двух экземплярах.

При рассмотрении проекта сметы тщательно проверяется правильность определения основных показателей работы образовательного учреждения, необходимость, целесообразность и обоснованность включенных в смету расходов, соблюдение установленных норм расходов. При проверке планируемых сумм расходов на приобретение мягкого инвентаря и учебного оборудования особое внимание обращается на фактическую обеспеченность ими образователь­ного учреждения; при рассмотрении хозяйственных расходов и затрат по капитальному ремонту учитывается действительное состояние школьных зданий, их территориальное расположение и другие индивидуальные особенности. В процессе рассмотрения в проект сметы вносятся необходимые уточнения. После проверки расчетов поквартально распределяются расходы по каждой статье сметы, учитывается сезонный характер отдельных затрат (например, отпускные в летний период, время отопительного сезона и т.д.).

Утверждает смету образовательного учреждения руководитель органа управления образова­нием после утверждения соответствующего бюджета. Утверждение сметы оформляется специальной надписью руководителя органа управления образованием на лицевой стороне бланка сметы расходов. Подпись руководителя скрепляется печатью. Один экземпляр утвержденной сметы направляется образовательному учреждению, второй остается в органе управления образованием.

Сметы на расходы по организации и содержанию вновь открываемых образовательных учреждений составляют непосредственно органы управления образованием, исходя из намеченных сроков их открытия и средних плановых расходов, сложившихся в действующих образовательных учреждениях данного вида на этой территории.

Органы управления образованием в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета представляют соответствующему финансовому органу сводные сметы подведомственных им учреждений (детским садам, школам). Сводная смета объединяет индивидуальные сметы образовательных учреждений.

Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу и образуют тарифный фонд. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы на доплаты за дополнительные виды работы и надбавки за высокое качество работы.

Фонд заработной платы учителей определяется, исходя из количества педагогических ставок и средней ставки преподавателя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют определить общую сумму фонда заработной платы преподавателей за один месяц. Исходя из этих данных и числа классов (групп) по уровням образования на 1 января и 1 сентября, рассчитывается средняя ставка преподавателя в месяц и фонд заработной платы за месяцы текущего и нового учебного года, приходящиеся на планируемый финансовый год.

Фонд заработной платы учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется на основе штатного расписания образовательного учреждения и установленных должностных окладов.

Следующая экономическая статья расхода по любому образовательному учреждению – «Начисления на заработную плату». Расходы по этой статье связаны с уплатой Единого социального налога. Размер расходов определяется путем умножения общего фонда оплаты труда на установленную ставку налога 26%.

При определении необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов рассчитываются расходы на питание. Объем ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней посещения занятий в год одним ребенком, установленной дневной нормы питания. В школах отдельно определяются расходы на учащихся, посещающих группы продленного дня.

Кроме того, должны рассчитываться канцелярские и иные хозяйственные расходы.

Значительное место в затратах на содержание учреждения занимают коммунальные платежи: отопление, освещение, водоснабжение. Расчетный объем средств зависит от объема и площади помещений, от условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. При этом рассчитывается кубатура отапливаемых помещений.

В городских учреждениях коммунальное обслуживание учреждений обычно осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской местности, имеющим собственное печное или паровое отопление, расходы исчисляются по нормам расхода топлива, с учетом действующих на него цен и продолжительности отопительного сезона.

Затраты на освещение зависят от площади освещаемых помещений, их функционального назначения (классная комната, коридор), тарифов на электроэнергию, а также климатических и географических условий. Ассигнования на освещение помещений определяются по нормам или среднесложившимся удельным величинам расхода электроэнергии на 1 кв. м площади в год.

Расчетный объем средств по прочим коммунальным расходам определяется исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет.

В последние годы из-за систематического недофинансирования расходов образовательных учреждений имеется кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также должны учитываться при планировании расходов на очередной финансовый год.

В сметах образовательных учреждений предусматриваются ассигнования на оплату бесплатно предоставляемых педагогическим работникам квартир и коммунальных услуг. Они складываются из стоимости оплаты квартир, затрат на их освещение и отопление.

Размер нанимаемой жилой площади определяется в соответствии с действующими местными нормами, при этом в расчет принимаются все члены семьи работника. Оплачиваются квартиры в соответствии с их фактической площадью; с работников образовательных учреждений плата за излишки жилой площади не взимается. Расходы на оплату отопления и освещения планируются, исходя из натуральных норм, установленных в данной местности, и тарифов на различные виды топлива и электроэнергии.

В сметах образовательных учреждении предусматриваются и командировочные расходы. Служебной командировкой считается поездка работников по распоряжению руководителя образовательного учреждения на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки сотрудников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не рассматриваются в качестве командировок.

Командировка оформляется приказом по учреждению с указанием пункта назначения, учреждения (организации), куда командируется работник, срока и цели командировки. Время пребывания работника в месте командировки определяется по отметкам о дне прибытия и дне выбытия, проставляемым в его командировочном удостоверении. Если работник командируется в несколько населенных пунктов, отметки о днях прибытия и выбытия ставятся в каждом из них. Приказ о направлении работника в командировку не издается, и командировочное удостоверение не выписывается, если работник должен возвратиться из командировки на место постоянной работы в тот же день. За командированным работником сохраняются место работы и средний заработок за время командировки, включая время нахождения в пути. При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем отъезда считаются текущие сутки, а с 0 часов – следующие сутки. Аналогично определяется и дата приезда. Командированному работнику выплачиваются суточные за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни и дни нахождения в пути. Размер суточных составляет 55 рублей. Кроме того, возмещаются расходы, связанные с наймом работником жилого помещения по месту командировки.

Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются по сельским школам, которые имеют в своем составе интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на значительном расстоянии от места их постоянного жительства. Эти затраты характерны для дошкольных и интернатных учреждений – детских садов, детских домов, школ-интернатов. Планируемые средства зависят от наличия постельных принадлежностей, одежды и обуви; потребности в них; цены продукции.

Аналогично планируются расходы на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвентарем.

По статье «Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования» планируют расходы на закупку всех видов основных средств, служащих более года.

Затраты по статье «Капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения» планируются учредителем по адресной программе ремонтных работ. При выделении средств определяется приоритетность, учитывается техническое состояние зданий и сооружений, составляется проектно-сметная документация.

Экономическая классификация, в соответствии с которой осуществляется планирование и финансирование бюджетных учреждений, утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации от 15.08.96 г. № 115-ФЗ с изменениями и дополнениями. Разъяснения к ней утверждены Приказом Министерства финансов от 25 мая 1999 г. № 38н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и с тех пор изменялись по нескольку раз в год.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы. Вторым уровнем – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов бюджетов образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов государства и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов России и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.

Система классификации показывает те виды бюджетных расходов, с помощью которых государство выполняет свои функции. В целом отрасли «Образование» присвоен шифр (код) 1700, его параметры охватывают девять подразделов в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ – коды 1701–1709. Внутри каждого из них предусмотрено распределение расходов по целевым статьям, показывающим тип учреждения:

1701 – дошкольное образование;

1702 – общее образование;

1703 – начальное образование;

1704 – среднее образование;

1705 – переподготовка и повышение квалификации;

1706 – высшее профессиональное образование;

1707 – молодежная политика и оздоровление детей;

1708 – прикладные научные исследования в области образования;

1709 – прикладные научные исследования в области образования;

Реализация бюджетных расходов связана с усилением контроля со стороны финансирующих органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного образовательного учреждения на основе сметы расходов. Определяет объемы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные по своему характеру расходы по экономическим статьям орган управления образованием в пределах выделенных по бюджету средств на календарный финансовый год.

С введением бюджетной классификации и особенно при переходе на казначейскую систему исполнения бюджетов, образовательные учреждения не могут использовать бюджетные средства по своему усмотрению из-за целевого финансирования расходов.

При проверке сметно-финансовой деятельности бюджетного образовательного учреждения определяется соответствие порядка составления и исполнения смет доходов и расходов основным требованиям. (Приложение 1).

Основным документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность и, следовательно, организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Данный документ составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.

Напомним, что источниками финансирования деятельности некоммерческой организации могут быть:

Вступительные членские взносы;

Взносы учредителей;

Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц;

Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе от иностранных (включая гранты);

Ассигнования из бюджета;

Доходы от внереализационных операций;

Средства от собственной предпринимательской деятельности.

Какой-либо унифицированной формы сметы доходов и расходов, утвержденной на федеральном уровне и обязательной к применению всеми некоммерческими организациями, не существует. Это в значительной степени обусловлено тем, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения различных задач и выполнять весьма различные функции даже в рамках одной формы сметы доходов и расходов. Следовательно, форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных должны разрабатываться самой некоммерческой организацией (органами управления) исходя из поставленных задач.

Примерная форма сметы доходов и расходов может иметь следующий вид (приведены условные данные) (см. табл. 2).

Таблица 2

Смета доходов и расходов

общественного объединения "________"

на 200___ год

(в тыс. руб.)

Наименование показателей

На 200___ год -всего:

В том числе по кварталам:

I. ДОХОДЫ

Остаток средств на 01.01.200__

Взносы учредителей

Вступительные взносы

Членские взносы

Добровольные пожертвования юридических лиц

Добровольные пожертвования физических лиц

Целевое финансирование

Поступления от предпринимательской деятельности

Итого доходов:

II. РАСХОДЫ

Заработная плата работников

Начисления на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в ФСС РФ)

Коммунальные расходы

Административные расходы

Хозяйственные расходы и расходы наремонт основных средств

Целевые расходы

Прочие расходы

Резерв непредвиденных расходов

Итого расходов

Остаток на 31.12.200___

Разумеется, работа по планированию поступлений и использованию полученных сумм не заканчивается только составлением сметы доходов и расходов. Каждая строка сметы должна быть подтверждена соответствующим расчетом или оправдательным документом. Приведем краткие рекомендации в отношении каждого вида доходов и расходов.

Доходная часть сметы:

1) взносы учредителей. Доходы этого вида не могут быть постоянными - они возникают только при создании некоммерческой организации и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов. В общем случае предельный срок внесения взносов учредителями не может превышать двенадцати месяцев с момента государственной регистрации организации в качестве юридического лица. Следовательно, на очередной финансовый год поступления по данной строке можно планировать в размерах, равных задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года, а период, в котором они могут поступить, не должен выходить за пределы срока внесения взносов, ограниченного законодательством. Основанием для планирования являются данные, взятые из учредительных документов, и информация о задолженности учредителей (если таковая имеется) по состоянию на начало планируемого года;

2) вступительные взносы. В отличие от взносов учредителей данный вид доходов может поступать в некоммерческую организацию в течение всего срока ее функционирования. Точное планирование этого вида доходов довольно затруднительно. Однако при определенной постановке аналитической работы на основании данных о количестве новых членов в предыдущие годы можно сделать достаточно удовлетворительный прогноз. В приведенном примере учтена общая тенденция, в соответствии с которой количество новых членов некоммерческой организации несколько возрастает в конце календарного года и уменьшается в его начале. Основанием для планирования является расчет, проведенный аналитиками некоммерческой организации;

3) членские взносы. Для данных примера условно принято, что поступления членских взносов будут одинаковыми в течение всего года. На практике, с учетом вновь вступивших в некоммерческую организацию членов и выбывших из нее, суммы поступлений могут быть подвержены существенным колебаниям. Таким образом, основанием для планирования могут быть только дополнительные расчеты, проведенные на основании анализа;

4) добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Несмотря на кажущуюся неопределенность размеров таких поступлений, суммы доходов по данной строке можно определить с большой степенью точности. Это обусловлено тем, что добровольные пожертвования и целевые взносы являются основными источниками финансирования не столько текущих расходов некоммерческих организаций, сколько целевых программ и мероприятий. Общая сумма расходов на проведение тех или иных программ и мероприятий определяется на основании соответствующих расчетов. Следовательно, и суммы предполагаемых поступлений могут быть рассчитаны. Дальнейшее зависит от активности и профессионализма органов управления некоммерческой организации и отдельных специалистов. При хорошей работе необходимые суммы будут изысканы, и потребности в денежных средствах или иных активах будут удовлетворены полностью. Если же поиск добровольных жертвователей окажется неудачным, придется секвестировать расходную часть сметы, то есть выполнять только те мероприятия, которые обеспечены необходимыми средствами;

5) целевое финансирование. Планирование поступлений по данной строке доходов, как правило, трудностей не вызывает. Целевое финансирование чаще всего поступает от учредителей некоммерческих организаций под те задачи, для выполнения которых эти организации созданы. Процесс определения сумм целевого финансирования сложен и проходит несколько ступеней разработки, обоснования и утверждения. Как правило, доходы данного вида отражаются в смете доходов и расходов на основании информации пакета документов (смет, расчетов и т.п.), поступивших от организации или физического лица, являющихся отправителями средств;

6) поступления от предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности, как уже отмечалось, возникают далеко не во всех некоммерческих организациях. Такой способ пополнения доходной части организации используется в случае, если прочие источники недостаточны для обеспечения всех потребностей организации или если эти источники являются нерегулярными. Доходы от предпринимательской деятельности также планируются на основе данных нескольких рабочих документов: бизнес-плана или иного аналогичного документа, в котором учтены расходы, включаемые в себестоимость продукции, работ или услуг, связанные с ее реализацией, а также доходы от реализации результата предпринимательской деятельности (продукции, работ или услуг). Полученная прибыль также может направляться исключительно на уставные цели. При этом некоммерческая организация может использовать только суммы чистой прибыли, остающиеся в ее распоряжении после уплаты налогов. Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в большинстве случаев осуществляется на общих основаниях;

7) строка "Итого доходов". По этой строке отражаются не только суммы предполагаемых к получению поступлений, но и переходящий остаток на начало планируемого года.

Расходная часть сметы.

1) заработная плата работников. Расходы на оплату труда, рассчитанные по тарифным ставкам или по иным формам и системам заработной платы, а также суммы расходов на оплату различных надбавок, доплат и компенсационных выплат отражаются в смете на основании данных разработанного и утвержденного штатного расписания некоммерческой организации, а также необходимых расчетов, прилагаемых к штатному расписанию. При разработке штатного расписания и расчетов к нему учитываются как общие размеры выплат, причитающихся работникам в соответствии с формой и системой заработной платы, принятой в организации, так и персональные размеры выплат, учитывающие уровень квалификации и опыта конкретных работников (надбавка за выслугу лет, профессиональное мастерство и т.д.);

2) начисления на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в ФСС РФ). Расчеты заработной платы производятся при разработке штатного расписания. Необходимость разделения расходов на оплату труда и начислений на эти расходы на два отдельных вида расходов обусловлена принятыми принципами формирования бухгалтерской и статистической отчетности, а также тем, что получателями средств являются принципиально разные адресаты (работники некоммерческих организаций и бюджеты);

3) коммунальные расходы. К данной строке расходов также необходимо приложить соответствующие расчеты. Эти расчеты производятся на основании данных заключенных договоров на поставку различных видов коммунальных услуг, а также приложений к этим договорам, в которых указываются объемы потребляемых услуг (по месяцам календарного года) и расценки на эти услуги. Как правило, в течение календарного года эти расходы распределяются неравномерно. В приведенном примере учтено увеличение расходов в зимний период и сравнительное сокращение в летний;

4) административные расходы. В этот вид затрат включаются канцелярские расходы, расходы по оплате командировок, консультационных, информационных и иных аналогичных услуг. Планирование расходов может осуществляться либо по нормативам от какой-либо базы (общей суммы расходов, расходов на оплату труда и т.п.) или посредством проведения специальных расчетов по каждому виду затрат;

5) хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств. Хозяйственные расходы включают расходы на хозяйственное обслуживание (эксплуатацию зданий и сооружений, уборку территорий и помещений и т.п.). Этот вид затрат также может определяться по установленному нормативу. Что же касается ремонта, то он является планово-предупредительным, и, следовательно, на каждый год техническими службами организации разрабатывается пакет документов с указанием сроков проведения и вида ремонта, а также определяются потребности в денежных средствах и материально-производственных запасах, необходимых для проведения ремонта. Данные, необходимые для составления сметы, можно взять из этих документов. Кстати, новой редакцией гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ хозяйствующим субъектам рекомендуется устанавливать нормативы расходов на ремонт основных средств в зависимости от их первоначальной или восстановительной стоимости. Этот же подход целесообразно использовать при установлении норматива хозяйственных расходов. В приведенном примере учтено, что на практике ремонт основных средств производится неравномерно в течение года, а именно: наибольший объем работ приходится на третий квартал;

6) целевые расходы. Этот вид расходов планируется одновременно с целевыми доходами. Необходимые данные можно получить из тех же документов, что и данные, необходимые для планирования соответствующей строки доходов. В учебных целях в примере приведены цифры, из которых можно сделать вывод о том, что размер поступлений будет существенно колебаться по кварталам года, а расходы будут равномерными. Это обычная практика: инвестор планирует перечисления исходя из своих возможностей, а задача некоммерческих организаций - обеспечить равномерное использование полученных средств, что предполагает накопление средств в одни периоды и превышение расходов над доходами в другие периоды;

7) прочие расходы. В эту строку при необходимости включаются затраты, не отраженные в других строках;

8) резерв непредвиденных расходов. Наличие данной строки в смете доходов и расходов не является обязательным. Целесообразность включения таких расходов может быть обоснована наличием подобных затрат в предыдущие отчетные периоды. Наиболее рациональным представляется установление резерва исходя из общей суммы расходов (без учета резерва). В примере этот норматив принят равным 2%.

Аналогичным порядком разрабатываются вспомогательные формы отчетных документов.

Важный финансовый документ в работе товарищества собственников жилья - грамотно составленная смета ТСЖ. Бланк отражает доходы и затраты, используемые на эксплуатацию и обслуживание общегодома с несколькими жилыми помещениями (ст. 137 ЖК РФ). Представляет интерес, поскольку от состояния всей многоэтажки зависит каждая квартира.

Смета ТСЖ: что это?

Смета ТСЖ отражает движение поступлений и расходование целевых средств. Документ служит основанием для обоснования размера взносов и платежей членов общества, расчета годового бюджета, правомерности конкретных трат. Его отсутствие нарушает ст. 148 ЖК РФ.

Товарищества самостоятельно разрабатывают форму бланка и фиксируют его в уставной документации. Годовой бюджет рассчитывается заранее. Затем происходит его утверждение на общем собрании участников. Составленный план подлежит финансированию в течение следующего отчетного периода.

Первостепенное значение имеет смета расходов ТСЖ. В бланке фиксируются средства израсходованные на определенные цели:

  • модернизация, поддержка должного состояния имущества;
  • расходы, запланированные Уставом общества;
  • пополнение резервного фонда;
  • реконструкция отдельных частей, целого дома.

В каком случае необходима смета ТСЖ

Если деятельность товарищества ограничивается Уставом, источником денежных средств служат взносы владельцев помещений. Отпадает необходимость формировать смету доходов ТСЖ. Финансовые поступления определяются суммой расходов.

Когда присутствуют бюджетные субсидии, согласованная предпринимательская практика, подлежит утверждению образец сметы доходов и расходов ТСЖ. Поскольку прибыль превысит затраты, уменьшаются вложения собственников.

Состояние хозяйственной деятельности товарищества определяется проведением анализа. Данные бухгалтерского учета по фактическим расходам сопоставляются с тратами, регламентированными сметой расходов на год, как нормативным документом. Так выявляется наличие перерасходованных средств. Заново пересматриваются произведенные затраты и исключаются те, которых можно избежать.

Документ помогает избежать недоразумений между участниками. На каждый пункт бюджета имеются подтверждающие платежные документы, доказывающие обоснованность проведенных оплат.

Как составляется смета доходов и расходов ТСЖ

Правлением общества разрабатывается индивидуальная форма бланка «Смета доходов и расходов ТСЖ». Формат удобен для заполнения, фиксирования отчетной деятельности.

Формируется три документа:

  1. Сводный. Отражает траты на модернизацию или реконструкцию здания и подсобных помещений.
  2. Объектный. Заносятся данные по одной единице.
  3. Локальный. Содержит информацию о восстановлении отдельной части дома и прилегающей территории.

Пункты сметы ТСЖ шаблон переходят от простого к сложному. На одной строчке с суммой прописывается источник получения либо адресат для перечисления денежных средств.

Исходные данные:

  • смета ТСЖ на год за прошлые периоды и ее выполнение;
  • остаток материальных резервов на ремонт, содержание собственности;
  • средняя стоимость обслуживания, управления жилым фондом;
  • уровень колебания цен;
  • денежные средства, оставшиеся с прошлого года;
  • технические характеристики эксплуатируемых помещений (функциональное назначение, площадь, этажность).

Источники поступлений:

  • платежи участников;
  • прибыль от предпринимательской деятельности;
  • финансирование государством.

Приблизительная расходная часть формируется из следующего:

  • приобретение канцтоваров;
  • выдача заработной платы административно-управленческому персоналу;
  • уплата налогов;
  • техническое обслуживание, ремонт, содержание владений;
  • проведение дезинфекции, дератизации;
  • оплата страховки.

Дополнительные траты и резервный фонд ТСЖ

Дополнительно включаются по необходимости траты, несвязанные с обслуживанием общего имущества, при общем согласии собственников. Такой образец сметы расходов ТСЖ не противоречит ст. 145 ЖК РФ.

Если реальные расходы превышают запланированные по документу. Правление товарищества подготавливает корректирующие цифры, созывает внеочередное собрание участников. Новые суммы утверждаются единогласным голосованием.

Формирование резервного фонда помогает избежать недоразумений. Право закрепляется ст. 151 ЖК РФ. Чтобы изменения вступили в силу соблюдается два условия:

  • решение о созданиидополнительного актива принимается на собрании товарищества;
  • осуществляется финансирование уставных целей.

Взносы собственников, использованные на создание резервного фонда, не считаются целевыми. Они включаются в смету доходов ТСЖ образец независимо от выбранной системы налогообложения (ст. 251 и ст. 346.15 НК РФ).

По окончании отчетного периода создается проверочная комиссия, которая проводит оценку выполнения документа (ст. 150 ЖК РФ). Подготовленный отчет заверяется на общем собрании участников товарищества (ст. 145 ЖК РФ).

Перед тем, как осуществить какие-либо затраты, практически всегда происходит их планирование. По сути, определение примерных сумм, направляемых на те или иные статьи затрат и является составлением сметы предстоящих расходов. Причем это может касаться как решения повседневных вопросов в жизни человека, так и, в еще большей степени, деятельности предприятий и организаций. Планированием затрат в той или иной форме занимаются практически все.

Определение сметы расходов

Под сметой расходов обычно понимается расчет всех затрат, необходимых для выполнения запланированных работ, выпуска изделия, реализации мероприятий, связанных с достижением намеченных целей организации и других подобных ситуациях. Иногда составление документа выполняется на добровольной основе. Однако, достаточно часто разработка сметы расходов, а также последующее ее утверждение и согласование являются требованием российского законодательства. Например, составление баланса расходов и доходов (являющегося разновидностью сметы расходов) - одно из обязательных условий работы любой некоммерческой организации. Учитывая, что их число достаточно велико, становится понятным, почему вопросу, как составить смету расходов грамотно и максимально точно, уделяется столько внимания.

К числу некоммерческих организаций (НКО) относятся:

  • образовательные (университет, детский сад или школа), культурные (музей, национальный парк или выставка) медицинские (поликлиника, стоматологический центр и т.д.) государственные и частные учреждения;
  • ТСЖ, жилищно-строительные и потребительские кооперативы;
  • организации по защите прав граждан;
  • органы местного и государственного управления;
  • благотворительные фонды и организации;
  • религиозные объединения;
  • подразделения министерства обороны, МЧС и МВД.

Для всех вышеперечисленных организаций необходимо ежегодное составление сметы расходов и доходов, а также итогового документа, содержащего информацию об ее исполнении. Особо строгие требования предъявляются к государственным казенным учреждениям, которые частично или в полной мере финансируются из бюджета. В этом случае четко прописывается вся процедура составления, начиная от сроков разработки рассматриваемого документа и заканчивая требованиями по его утверждению и согласованию.

Область применения сметы расходов

Учитывая большое количество некоммерческих организаций, примеры которых были приведены выше, становится понятным актуальность вопроса грамотного составления смет расходов и последующего их исполнения. Во многом качеством этих процессов определяется уровень и степень контроля над распределением значительной части государственного бюджета. Неудивительно, что наиболее подробно регламентируются и контролируются именно те некоммерческие организации, в финансировании которых присутствуют в той или иной степени бюджетные средства.

Вместе с тем, не следует забывать и о том, что сметы расходов составляются не только там, где присутствует государственное финансирование. В качестве примера можно привести ситуацию, сталкиваться с которой в реальной жизни приходилось практически каждому. Уровень затрат на коммунальные платежи в домах, которых находятся под управлением ТСЖ, определяется, в том числе, и путем составления сметы расходов на будущий год, а также анализа исполнения документа, разработанного в прошедшем календарном периоде.

В этом случае смета расходов должна быть не только максимально точной, что важно для жильцов дома, не желающих переплачивать, но и доступной и легкой для проверки. Не секрет, что некоторые представители коммунальных служб предпочитают умышленно усложнить выполняемые расчеты - так гораздо проще запутать плательщиков и предъявить им большие, чем необходимо, суммы к оплате.

Не менее важной областью применения сметы расходов является их составление в коммерческих организациях, в частности, на промышленных предприятиях любой формы собственности. В этом случае целью оформления документа обычно выступает расчет себестоимости выпускаемой продукции, необходимый для определения цены реализации. Очевидно, что в современных рыночных условиях важность грамотного выполнения этого процесса сложно переоценить.

Пример составления сметы расходов

Как уже отмечалось выше, наиболее высокие требования по составлению сметы расходов предъявляются к бюджетным учреждениям. Поэтому вполне логичным будет рассмотреть конкретный пример именного такого расчета, так как выполнение других вариантов в большинстве случаев значительно проще.

В качестве подобного простого примера можно привести вариант заполненной сметы расходов и доходов некоммерческой организации.

Документ состоит из двух основных частей. В первой из них указаны источники формирования доходов, а во второй - направления их расходования с четким указанием сумм по статьям затрат и реализуемым программ и распределения по кварталам. В результате после изучения сметы создается четкое представление как об основных параметрах деятельности организации на планируемый календарный период.


Как видно из приведенного примера, оформление, согласование и утверждение рассматриваемого документа выполняется в произвольной форме. Гораздо выше требования, предъявляемые при составлении сметы расходов и доходов бюджетным учреждением, бланк и пример заполнения которой приведены ниже.

Нормативными актами четко прописывается форма документа, его структура, а также то, как составить смету расходов таким образом, чтобы это соответствовало действующему российскому законодательству. При этом шапка документа выглядит следующим образом.


Расчетная часть документа состоит из четырех разделов: в первых трех содержатся данные об основных расходах организации, которые суммируются в итоговом четвертом.


В рассматриваемом примере нет затрат по второму и третьему разделу, поэтому итоговый практически повторяет данные первого разделв в несколько измененном формате. Смета расходов подписывается тем, кто ее составлял, проверял и руководителем бюджетного учреждения.