Краткосрочные программы в учреждениях дополнительного образования. Модифицированная краткосрочная образовательная программа дополнительного образования детей

Валентина Мокерова
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ

Протокол №___ ___Высоцкая И. В. «___» ___ 20 г Приказ от «___» ___ №__

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Раз словечко , два словечко »

Срок реализации программы : 6 недель (18час)

Вид программы : модифицированная

педагог дополнительного образования

г. Гулькевичи, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Краткосрочная образовательная программа «Раз словечко , два словечко » социально-педагогической направленности способствует развитию познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся и предназначена для организации познавательного досуга детей в летний период, развитию главной ценности образовательной деятельности – творческого мышления, формирования потребности владения языком, совершенствования речи и расширения знаний об окружающем мире.

Новизна программы заключается в сроках ее реализации (6 недель, практико-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса. Программа «Раз словечко , два словечко » предоставляет возможность организовать познавательный досуг детей дошкольного возраста в летнее время. Занятия по программе способствуют формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Дают возможность, как закрепить ранее полученные знания в области, так и приобрести новые, формируют умение пользоваться ими на практике в различных ситуациях. Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр.

Актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей на программы раннего развития в летний период в учреждении дополнительного образования , а также наличием в учреждении необходимых материально-технических условий для реализации этих программ .

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В процессе решения проблемных ситуаций, выполнения игровых заданий каждый ребенок приобретает практические умения и навыки, опыт познания. При этом соблюдается комплексный подход к приобретению знаний, умений и навыков, к развитию и воспитанию детей.

Адресат программы . Программа разработана для детей 5,5-7 летнего возраста. Занятия могут посещать все желающие дети, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить представление об элементарных навыках чтения, письма.

Объем программы : срок обучения - 6 недель, общее количество часов – 18, в неделю - 3 часа.

Форма обучения : очная

Режим занятий : 3 раза в неделю по 1 часу.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия могут посещать дети без медицинского допуска. Программа реализуется в группах переменного состава. Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий. Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии) . Программа предполагает использование различных видов игровой деятельности : имитационных игр и игр-упражнений с предметами, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-упражнений с ориентировкой на определенные достижения, позволяет максимально комфортно и интересно для детей строить образовательный процесс. Занятия направлены на развитие общей культуры мышления , речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.

Занятия состоит из всех трех частей пяти разделов программы . На каждом занятии проводится динамическая пауза в форме подвижных игр и физкультминуток.

Цель программы : Развитие интереса и способностей к чтению через игровую деятельность.

Образовательные :

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

Продолжить знакомить детей с элементарными навыками чтения, письма;

Формировать умение применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли.

Личностные :

Развитие познавательной активности и умения устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей жизни ребенка и развитие интереса познания;

Развивать личность ребенка, его дарование и способность путем

самостоятельного решения творческих и других задач;

Развивать коммуникативные способности детей на основе общения ;

Развитие познавательных способностей : логику мышления, речь, внимание, память, воображение;

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, организованность, аккуратность, умение сотрудничать, коллективизм.

Метапредметные :

Развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;

Формировать культуру общения друг с другом ;

Формировать умение организовать свое рабочее место, понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее, контролировать и оценивать свои действия;

Формировать умение работать индивидуально и в группе : находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формировать ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Учебный план

п/п Тема Количество часов

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности. 1 0,5 0,5

2. Сказочная грамота 6 0,5 5,5

3. Развитие речи. 4 0,5 3,5

4. Веселый карандашик. 6 0,5 5,5

5. Итоговое занятие 1 1

Итого : 18 2 16

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с детским коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков.

Практика.

Упражнение «Телефон» . Игра «Давайте познакомимся» .

Экскурсия по центру.

Раздел 2. Сказочная грамота.

Теория. Знакомство с русскими народными сказками.

Практика. Чтение сказок : «Репка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Кошкин дом» , «Колосок» , беседа о прочитанном. Коллективное составление рассказа по картинкам. Пересказ сказки. Инсценировка сказки. Сочинение своей сказки. Ответы на вопросы.

Построение предложений. Составляем предложение с определенным словом .

Упражнение «Покажи букву» , «Какая это буква» , «Определи, где находится звук» , «Я называю звуки» .

Дидактические игры со словами : «Угадай первый звук в слове » , «Мама пошла в магазин» , «На что похожа буква» .

Игры с магнитной азбукой : «Чудесный мешочек» , «Какой буквы не стало» , «Сложи слово из букв магнитной азбуки»

Раздел 3. Развитие речи.

Теория. Составление описательного рассказа по теме : «Овощи» , «Фрукты» , «Животные» , «Транспорт» , «Профессии» . «Цветы» .

Практика : Просмотр и обсуждение короткометражного фильма «Улыбка природы» .

Игры : «Что растет на огороде?» , «Один - много» , «Скажи ласково» , «Назови одним словом » , «Продолжи ряд слов » , Слово наоборот », «Продолжи предложение» . «Отгадай загадки» .

Разучивание скороговорок.

Раздел 4. Веселый карандашик.

Теория. Готовим руку к письму. Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки. Ориентировка на листке в клетку : рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка, работа с трафаретом.

Практика : Графические упражнения. Упражнение в начертании наклонных линий.

Игровые задания. Обводы фруктов, овощей, транспорта, цветов их штриховка.

Рисование «бордюра» , «Заборчика» , «Домика» , «Зонтика» , «Кораблика» и др.

Путешествие в город мастеров : «Дорисуй узор» , «Закончи рисунок» , Весёлые прописи.

Упражнения с пальчиками : театр пальчиков рисование пальцем в воздухе.

Упражнения игра «Улитка» , «Чаби - чаляби» , «Поварята» .

Раздел 5. Итоговое занятие.

Практика : Конкурс «Самый, самый, самый…»

Условия реализации программы .

1. Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы требуется светлое , проветриваемое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Специальная мебель (столы и стулья) для учащихся, соответствующая 5 -7-летнему возрасту, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доска, магнитная доска с маркерами, наглядные пособия

Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы :

Письменные принадлежности для каждого ученика : ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши;

Демонстрационные наглядные пособия.

Трафареты (овощи, фрукты, транспорт, цветы, листья деревьев) ;

Дидактический и наглядный материал по темам, дидактические игрушки. Наглядно-дидактические карточки.

Развивающие игры «Прочитай по первым буквам» , «Делим слова на склады » и др.

Техническое оснащение : компьютер, принтер, интернет, телевизор и DVD – проигрыватель.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Фотоматериал, письменные отзывы учащихся и родителей, журнал учета работы педагога и посещаемости учащихся, письменный анализ педагога о реализации программы (количество детей, занимающихся в объединении, количество вновь прибывших детей, степень выполнения программ .

Список используемой литературы.

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005г.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г. 3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. «Нева» . Москва «Олма – Пресс» , 2002 г. 4. Синицына Е. И. Умные пальчики //м. Лист, 2009г. 5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» . Москва, 2006г. 6. Шапина О. Чистоговорки и скороговорки для развития речи. Москва, «Сова» , 2007г. 7. Фалькович Т. А, Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «Вако» , 2005 г. 8. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт- Петербург «Детство-Пресс» , 2005 г.

9. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Изд. «Мозаика – синтез» , Москва,2014г. 10. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки» Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят»

«Краткосрочная дополнительная образовательная программа профильного отряда «Играя познаем» Возраст детей –7 - 12 лет Срок реализации – 1 месяц...»

Краткосрочная дополнительная образовательная

программа профильного отряда

«Играя познаем»

Возраст детей –7 - 12 лет

Срок реализации – 1 месяц

Составитель:

Горбунова Ольга Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «ГЦИР»

Тольятти

Паспорт образовательной программы

Название программы Краткосрочная дополнительная образовательная

программа летнего профильного отряда «Играя познаем»

Учреждение, МБОУДОД ЦДОДД «Гуманитарный центр реализующее программу интеллектуального развития» городского округа Тольятти Адрес: 445012, Тольятти, ул. Коммунистическая, 87А, т. 76-98-94, 76-90-56 Составитель программы Горбунова Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «ГЦИР Аннотация Программа «Играя познаем» реализуется в летний период.

Она рассчитана на младших школьников и направлена на и формирование их познавательных интересов, укрепление здоровья и организацию досуга в летние каникулы.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей Год разработки 2014 г.

программы Кем и когда утверждена На основании решения педагогического совета. Протокол программа № 4 от 15 мая 2014 г.



Программа принята к На основании решения методического совета. Протокол реализации в новом № 4 от 12.05.2015 г.

учебном году Направленность социально-педагогическая программы Направление (вид) игровая деятельность деятельности Вид программы по авторская степени авторства Охват детей по возрастам 7-12 лет разновозрастные группы Вид программы по предметная способу организации содержания Срок реализации 1 месяц программы Вид программы в учрежденческий зависимости от территориальных особенностей

Рецензенты программы:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Играя познам» социальнопедагогической направленности является неотъемлемой частью образовательной программы МБОУДОД «Гуманитарный центр интеллектуального развития» г.о.Тольятти и дает возможность организовать познавательный досуг детей 7-14 лет в летний период на базе школьного лагеря дневного пребывания.

Многие дети посещают летние пришкольные лагеря и площадки. Помимо присмотра, такая площадка должна обеспечивать детей интересной и содержательной деятельностью. В течение учебного года у детей накоплена определенная усталость, снижена мотивация к обучению. Хорошая погода и масса объективных отвлекающих факторов также накладывают определенные ограничения как на отбор содержания работы, так и на характер и методы обучения в целом. Для решения этой проблемы основной формой работы была выбрана игра, которая вместила в себя как образовательное, так и развивающее и воспитательное содержание.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей.

Цель программы - обеспечить содержательный и полезный досуг детей в летнем лагере дневного пребывания.

Задачи работы:

Способствовать развитию ценных качеств личности детей, характеристик 1.

познавательных процессов.

Обучить детей новым играм, в высокой степени способствующим развитию в 2.

досуговой деятельности.

Обеспечить эмоциональный комфорт и интерес детей, занимающихся по программе.

Способствовать актуализации, систематизации, обогащению знаний детей в 4.

некоторых (тематических) областях действительности.

Способствовать формированию дружеских связей, развитию детского коллектива.

Организационные основы программы Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в лагере дневного пребывания. Срок реализации программы – одна лагерная смена (18 дней).

Предполагаются ежедневные занятия с детьми по 2 часа. Таким образом, общее количество часов по программе составляет 36 часов.

Порядок формирования группы: Группа формируется по добровольному принципу из обучающихся разных возрастов, посещающих школьный лагерь дневного пребывания.

Наполняемость группы – до 18 человек.

Возраст обучающихся: от 7 до 12 лет. Предполагается функционирование разновозрастного отряда.

Начало и завершение занятий согласуется с администрацией лагеря дневного пребывания, на базе которого работает отряд.

Режим занятий – пять раз в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на ребенка – 10 часов.

Формы и методы занятий В реализации программы используются различные формы: игра, тренинг, соревнование, викторина, самостоятельная работа, творческая работа и др.

Методы: используются различные методы, которые могут быть условно сгруппированы по источнику познания:

Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, сказка);

Наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации);

Практические (игры, упражнения, этюды, творческие работы, рисование и др.).

Организационные формы работы: фронтальная (тренинговый формат), в подгруппах.

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Играя познаем» учащиеся должны приобрести следующие знания и умения, получить опыт:

актуализировать, систематизировать, приобрести некоторые знания и представления об эмоциях, этикете, креативности и т.д.;

познакомиться с новыми играми и упражнениями, которыми можно разнообразить свой досуг;

совершенствовать отдельные характеристики познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;

получить опыт эмоционального общения со сверстниками.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и анализа результатов игр-соревнований.

Подведение итогов реализации программы Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в следующих формах:

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали.

Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

–  –  –

Раздел 1. Вводные занятия Тема 1.1. Вводные занятия. Знакомство.

Теория. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика. Игры на знакомство, запоминание имени, изучение друг друга. Подвижная игра на сплоченность, формирование группы.

Теория. Как мы можем развиваться с помощью игры.

Практика. Викторина «Обо всем на свете», выполнение заданий на скорость мышления.

Раздел 2. Сундук сокровищ Тема 2.

1. Кроссворды и ребусы.

Теория. Правила составления кроссвордов. Правила составления ребусов.

Практика. Командное составление кроссвордов по известным сказкам. Командное составление ребусов о природе родного края. Игра «Красная книга»: составление и презентация кроссворда и ребуса о животном, рассказ о нем (с использованием справочной литературы). Составление книги, подготовка иллюстраций.

Тема 2.2.

Сундук сокровищ: шифрование и кодирование.

Теория. Шифрование и кодирование.

Практика. Игра «Сундук сокровищ»: составление и разгадывание шифров и карт. Поиск сокровищ.

Тема 2.3.

Игры на листе бумаги.

Теория. Правила игр на листе бумаги.

Практика. Обучение и игры «Крестики- нолики», «Морской бой», «Треугольники», «Дострой слово» и т.д. Проведение чемпионатов по этим видам игр.

Тема 2.4.

Приключения Карика и Вали.

Тема 2.5.

Необитаемый остров.

Практика. Командная игра на развитие креативности и общения. Список пяти необходимых вещей – дискуссия. Из чего построить дом, как добыть огонь….

Шифрованное письмо о помощи. «За» и «против» проживания на необитаемом острове – кто больше. Спортивное мини- соревнование.

Раздел 3. Вопрос на засыпку Тема 3.

1. Командные игры-викторины.

Теория. Правила викторин: вопрос-ответ.

Практика. Выполнение заданий, самостоятельное составление заданий (с использованием справочной литературы) по различным темам: русский язык, литературные произведения и герои, правила этикета, математика. Придумываем и инсценируем ситуации. Решаем современные и старинные задачи. Презентация и «обыгрывание» арифметических действий.

Тема 3.2.

Такая занимательная физика.

Теория. Мир вокруг нас.

Практика. Выполнение (по командам) элементарных опытов и объяснение их. Поиск физических явлений и объектов в окружающем. Креативность – как можно было бы применять это явление в хозяйстве будущего.

Тема 3.3.

История и достопримечательности города Тольятти.

Теория. История и достопримечательности города Тольятти.

Практика. Проводится в форме «интеллектуального хоккея» (дети коллективно готовят вопросы, задают на скорость). Составление рейтинга самого известного, красивого, чистого и т.д. места города.

Тема 3.4.

Прогулки с динозаврами.

Теория. Далекое прошлое планеты Земли.

Практика. Несколько человек готовят заранее рассказы и иллюстрации о природе, видах динозавров, вымирании и проч. Слушатели задают вопросы. Игра на креативность «Если совместить клубок (книгу, стол) и динозавра, то получится….». Изготовление динозавра из листа бумаги методом обрывания, выставка.

Тема 3.5.

Вопрос на засыпку.

Теория. Работа в команде.

Практика. Командная игра по формату телепередачи «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы».

Раздел 4. Итоговые занятия Тема 4.

1. Итоговые занятия.

Прощание.

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали. Написание друг другу шифрованных писем с пожеланиями. Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для педагога:

Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов. / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. – М. :

Методический центр «Вариант», 1997. – 112 с.

Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, 2.

физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В.

Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. - М. : Владос, 2001. – 215 с.

Майерс, Б. Интеллектуальные игры. Логические игры для детей / Бернар Майерс. – М. :

Эксмо-Пресс, 2013. – 80 с. – (Логические игры).

Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин – М. :

Просвещение, 1990. – 160 с.

Попова, Е.Н. Вообрази себе: Поиграем – помечтаем: книга для развития воображения. / 6.

Е.Н. Попова, И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия. – Волгоград: Учитель, 2001. – 76 с. – (Школа развития памяти и воображения).

Шарыгин, И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы /И. Ф. Шарыгин М. : Дрофа, 2009. - 156 с.

Шаульская, Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. / 8.

Н.А.Шаульская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 224 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шаульская, Н.А. Вопросы умникам и умницам для начальной школы. / Н.А. Шаульская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 288 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций./ С.А. Шмаков, Н.Я.

Безбородова. – М. : Новая школа, 1995. – 80 с.

Интернет-ресурсы http://summercamp.ru/index - МетодВики сайт для вожатых.

http://tak-to-ent.net/load/121-1-0-1249 Игры в летнем лагере.

http://www.trepsy.net/ психологические упражнения для тренингов.

Дидактические и наглядные материалы для учащихся:

Подборка книг, картинок, репродукций, иллюстрирующих теоретический материал 1.

Медиапрезентации по темам занятий.

Материалы для проведения викторин и игр-соревнований «Своя игра», «Кто хочет 3.

стать миллионером», «Умники и умницы».

Карточки с заданиями.

Материально-техническое обеспечение

1) Игровая комната, оборудованная столами, стульями, шкафами. Требования к помещению: для реализации программы необходимо достаточно большое помещение.

Пространство будет неоднократно перестраиваться – должна быть возможность сдвинуть парты, выстроить стулья в круг.

2) Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:

2.1. мультимедийная проекционная установка;

2.2. цифровой фотоаппарат;

2.3. принтер черно-белый, цветной;

2.4. ксерокс;

2.5. магнитофон с записями музыки;

2.6. часы или секундомер.

3) Игровой реквизит для организации игр: настольные игры «Блоки Дьенеша», «Скраблз» и др., счетные палочки, прищепки, мячи разные для игр, клубок ниток, мягкие игрушки.

4) Материалы для творчества детей: акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и картон, клей, ватманы, набор карандашей, скотч бумажный, ножницы.

5). Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; бумага разных видов и формата (А1, А2, А3, А4, ватман, ксероксная); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки, кнопки, мелки, магниты и др.

6). Сувенирная продукция для награждения лучших игроков, лучших команд в игровых чемпионатах и соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при составлении программы

1. Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. / С.П. Афанасьев. М. : АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004. – 288 с.

2. Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. / С.П. Афанасьев, С.В.

Коморин, А.И. Тимонин. – 3-е изд. – Кострома: ООО МЦ "Вариант", 2001. – 223 с.

3. Ах, лето! : Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. / Авт., сост.

С.В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2003. - 77 с.

4. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебнометодическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.

5. Барышникова, Г. Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого. / Г. Б. Барышникова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

6. Бесова, М. А. Веслые игры для дружного отряда: праздники в загородном лагере / М. А.

Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 160 с. – (После уроков).

7. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С.. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/.

8. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство: Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. / Сост. Г.С. Суховейко;

Под ред. Л.Н. Игнатьевой; Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху». – М. : ЦГЛ, 2006. – 152 с.

9. Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

10. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / Сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград: Учитель, 2005. – 280 с.

11. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / Сост. Е.А. Гурбина – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

12. Марфина, С.В. Летний лагерь от А до Я. / С.В.Марфина. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с. – (После уроков).

14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» [Электронный ресурс] / Законодательство, судебная практика. Нормы, правила, стандарты России. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/noframe/aids?d&nd=901859071&prev Doc =901909220. педагогическом Директор школы методического совете _ объединения /Е.В. Петрова/ учителей Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 26 о...» УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведую щая МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" И.А.Шиповалова ""_20_г. ""20г. Протоко...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный педагогический университет" (ТГПУ) КЗ.А. 03 ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 09.00.13 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬУТРЫ...»

«Б.3.Б.10 "Психология физической культуры" Составитель аннотации: к.пс.н., доцент Бобылев Е.Л. Кафедра психологии Цели изучения Целями освоения дисциплины являются: дисциплины: показать будущим специалистам важность и содержание психологического аспекта в деятельности преподавателя физического в...»


Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи

Саратовской области

Доклад

«Краткосрочные программы дополнительного

образования как фактор повышения

технологической компетенции обучающихся»

Подготовила

методист МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи

Жакболеева Ш.Т.

р.п.Дергачи

2017г.

В настоящее время опытно-поисковая деятельность педагогов дополнительного образования должна быть сосредоточена на создании особого рода образовательных программ - краткосрочных, реализуемых как в самих учреждениях дополнительного образования детей, так и в условиях все более набирающей силу системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ.

Наличие в районном образовательном пространстве пакета таких программ - насущное веяние нашего времени. Что это означает практически? По существу современный педагог дополнительного образования, адекватно реагирующий на реформирование системы общего образования в России, должен приобрести относительно новый для себя спектр методико-практических умений и навыков, обеспечивающих ему как минимум способность модифицировать свою многоуровневую (долгосрочную) программу, либо создавать принципиально новую - краткосрочную.

Действительно, осуществляемое ныне интенсивное реформирование российской образовательной системы, переход ее на качественно новые образовательные стандарты сопряжен с умением педагога создавать социально востребованные дополнительные образовательные программы краткосрочного действия. Более легкий вариант прочтения этого государственного задания предполагает целенаправленное преобразование уже имеющихся (многоуровневых) программ в программы краткосрочные, мобильно реагирующие на ситуативно обнаруживающийся социальный заказ.

Организованная деятельность детей в каникулярный период позволяет сделать дополнительное образование детей непрерывным в течение всего года, ведь образование детей происходит в любой момент их деятельности. Дополнительное образование детей – это не отдых в свободное от учёбы время, а направленный процесс воспитания и обучения ребенка в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.

Поскольку реализация программ для сельских школьников возможна в организациях отдыха и оздоровления детей или учреждениях дополнительного образования через выездные сессии в каникулярное время, эти программы должны быть краткосрочными и могут реализовываться в очно-заочной форме (включать дистанционное обучение или самостоятельную работу детей).

Очная часть программы может быть направлена на знакомство детей с определенным видом деятельности и формирование мотивации к нему. Затем обучающиеся, например, в дистанционной форме,осваивают теоретический блок и выполняют практические и тестовые задания. Практические задания программы должны быть направлены на создание конкретного продукта, с которым ребенок может участвовать в конкурсе соответствующего направления или применить в дальнейшей деятельности.

Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы.

Структура краткосрочных программ соответствует требованиям к структуре дополнительных общеобразовательных программ.

Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) – основной документ педагога, который разрабатывается им самостоятельно.

Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Программа должна состоять из нескольких обязательных компонентов:

    Титульный лист программы.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

2.1. Пояснительная записка.

2.2. Цель и задачи программы.

2.3. Содержание программы.

2.4. Планируемые результаты.

2.5. Формы аттестации и их периодичность.

3.К омплекс организационно-педагогических условий:

3.1. Методическое обеспечение.

3.2.Условия реализации программы.

3.3. Календарный график.

3.4. Оценочные материалы.

3.5. Список литературы.

Требования к структурным компонентам Программы:

1. Титульный лист программы содержит: наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название Программы,адресатаПрограммы, срок ее реализации, ФИО, должность автора (авторов) Программы, город и год ее разработки.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

    1. Пояснительная запискаотражает: направленность Программы, ее актуальность и новизну (своевременность и современность предлагаемой программы); отличительные особенности Программы (характерные свойства, отличающие ее от других, основные идеи, которые придают программе своеобразие); адресата Программы (возрастные особенности учащегося, для которого будет актуальным обучение); объем программы (общее количество учебных часов, запланированных на весьпериод обучения, необходимых для ее освоения); срок освоения Программы, режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).

      Цель и задачи программы: цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат в виде положительной динамики изменений личностных качеств ребенка или овладение им определенными способами действий; задачи – это алгоритм достижения цели через реализацию обучающей, развивающей и воспитательной функций образования.

      Планируемые результаты совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению.

      Содержание программы: учебный план (содержит название разделов, модулей программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме ); содержание учебного плана (тезисное описание тем, раскрывающих разделы и модули программы, в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме).

      Формы аттестации, их периодичностьразрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения Программы, содержат описание оценки всех трех образовательных результатов.

3. Комплекс организационно-педагогических условий.

3.1. Методическое обеспечение разрабатывается в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и может включать: описание используемых технологий и методик преподавания, дидактический и лекционный материалы, рекомендации по проведению практических работ,разработки игр, бесед, конкурсов, описание походов, экскурсий, описание системы стимулирования учащихся (иерархия почетных званий и наград, используемых педагогом).

3.2.Условия реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.

3.3. Календарный график – последовательность освоения содержания Программыс указанием форм проведения занятий (аудиторные, дистанционные, самостоятельная работа, внеаудиторные занятия) и сроков аттестации учащихся. Календарный график является обязательным приложением к программе и разрабатывается ежегодно.

3.4. Оценочные материалы, которые представляют пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

3.5. Список литературы и электронных ресурсов включает основную и дополнительную учебную литературу, справочные пособия, ссылки на сайты; должен быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов и учащихся, родителей; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

Пример краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (6 – 18 часов), в которых предполагается использование игровых, исследовательских, проектных и пр. методов работы. По рекомендации СОИРО.

Например, краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» .

Примером программы естественнонаучной направленности может стать краткосрочная программа «Экомир».

Примером программы туристско-краеведческой направленности является программа «Люди. События. Факты» , ориентированная на знакомство детей с историей Саратовского края.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Параметры выявления отличительных

особенностей

Переформулировка теоретико-методических идей в

практико-ориентированные вопросы

Многоуровневая (долгосрочная)

образовательная программа

Краткосрочная

образовательная программа

1. Тематические

отличия

Каковы тематические отличия образовательной программы многоуровневого (долгосрочного) типа от программы краткосрочной?

Последовательное движение к достижению выдвинутых целевых задач с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся

Краткосрочная образовательная программа была создается с целью усиленного обучения детей какому либо творчеству.

2. Концептуальный психолого-педаго-

гический подход

В чем конкретно выражаются изменения в ходе целеполагания? Каким способом цели были переформулированы?

Ведущая цель многоуровневой (долгосрочной) образовательной программы одна: дети начинают обучение с азов и заканчивают его изготовлением более сложных изделий

Краткосрочная программа изначально предназначена для детей, уже имеющих некоторые навыки в каком либо творчестве. Обучение по программе завершается изготовлением простейших изделий

3. Ракурс процессуальных методико-технологических

различий

Чем отличается техника и технология работы в рамках разноуровневой (долгосрочной) программы от краткосрочной?

Различий в технике и технологии между программами нет

4. Ожидаемые результаты

В чем заключены существенные отличия ожидаемых результатов по сравниваемым типам образовательных программ?

По окончании срока реализации данного типа образовательной программы выпускник объединения способен самостоятельно изготовить (сшитое им, либо связанное) изделие, выполненное последовательно, из занятия в занятие, в соответствии с основополагающей, универсальной технологией

По окончании срока реализации краткосрочной образовательной программы выпускник может выполнять только относительно несложные творческие работы, соответствующие требованиям к запланированному результату обучения.

Но в воспита-тельном плане он

мотивирован на перспективу своего дальнейшего развития в этой предметно-практической сфере деятельности

Есть огромный плюс в использовании краткосрочных программ, так называемый поисковый режим, где ребенок успевает проявить и раскрыть свои интересы, свое «я». А главное, что детям не успевает надоесть определенный вид деятельности. За непродолжительный период обучающиеся успевают познакомиться и освоить несколько видов творчества. Практика показала, что ребенок, который «знает, умеет, может» охотно и смело включается в более сложные процессы.

Реализация краткосрочных программ позволяет организовать не только отдых и оздоровление детей, но и образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют детям в дальнейшей жизни включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.

Таким образом, краткосрочные программы дополнительного образования являются фактором повышения технологической компетенции обучающихся, особенно младших школьников.

А для нас, педагогам ДДТ, ключевым, наиболее важным психологическим условием создания нового поколения вариативных краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ, является искреннее стремление творчески работающих педагогов идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свой профессиональный опыт, быть всегда социально востребованными и полезными. https://lysva.biz/uploads/files/2016/10.2016/sbornik_rek.pdf

Комплексная краткосрочная вариативная программа летнего отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей и подростков в детском оздоровительном центре «Салют»

Союз Активных, Любознательных, Юных Талантов

Матросова Нина Николаевна ,
Почетный работник общего образования РФ,
методист, педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Абакана, Республики Хакасия

Девятайкина Ольга Владимировна ,
зав. отделом, педагог дополнительного образования,
МОУ ДОД «Центр детского творчества»,
г. Абакана Республики Хакасия

Дирекция социальной сферы – структурное подразделение Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»

Участники программы: дети и подростки в возрасте от 6 до 15 лет. Срок реализации: 1 и 2 смены летнего оздоровительного сезона 2009 года

Форма реализации: сюжетно – ролевые игры

« Федеративная детская республика «Салют »(1 смена);

« Институт свободного времени »(2 смена)

Абакан, 2009 год

Создатель и организатор детского коллектива

не может создавать и организовывать,

если он не будет частью этого коллектива,

его головой и сердцем!

С.Л.Соловейчик

Пояснительная записка

Ежегодно около тысячи детей и подростков приезжают в детский оздоровительный центр «Салют». Многие из них проводят здесь свои летние школьные каникулы из года в год, порой, даже отказываясь от поездки к морю. «Салют» по – настоящему стал для них доброй и светлой традицией в жизни, стал вторым домом. Думается, что суть здесь состоит и в том, что лагерь – это не школа (с типовыми программами и учебными предметами, жестким учебным расписанием и т.д.), а « многопрофильное учреждение дополнительного образования детей», обладающее более широкими и разнообразными возможностями, что, конечно, более импонирует детям.

Кроме того, дети знают и ждут, что в лагере их встретят «их» воспитатели и вожатые, с которыми им было так хорошо прошлым летом! Поэтому так важно, чтобы в лагере не менялся кардинально педагогический, да и технический персонал. Если сегодня у вас одна «мама – воспитатель», а следующим летом - совершенно незнакомая, чужая? Как бы вы себя чувствовали на месте ребенка? Да и не секрет, что дети приезжают в лагерь именно к «своему» воспитателю, к «своему» вожатому». Поэтому, одним из основополагающих принципов программного проектирования является принцип обеспечения кадровой стабильности , который, в первую очередь, будет способствовать формированию психологически комфортного для каждого ребенка климата в отряде и лагере. Тогда не будет психологических срывов и стрессов у детей, которые порой заканчиваются отъездом ребенка из лагеря, а то и более трагично. Уже сегодня дети (например, Саша Байкалов, Бушуев Костя, Малышенко Юля, Кузнецов Юрий и многие др.), встречая нас, педагогов - членов команды «Салют» - «Восток», работавших многие годы в центре «Салют» и завоевавших авторитет и любовь своих воспитанников, спрашивают: «А вы вернетесь в «Салют»? Нам было так плохо без вас прошлым летом!». Так стоит ли разрушать уже сложившиеся традиции, сложившийся профессиональный творческий коллектив, брать в лагерь людей, которые хотят лишь трудоустроиться на время отпуска или из – за отсутствия работы, а не отдавать детям душу и сердце, как это столько лет делаем мы? Ведь главный результат прошлых лет работы коллектива реален – дети не только с огромным желанием едут в «Салют» провести летние каникулы к « своим » педагогам, но и мечтают, повзрослев, встать рядом со своими воспитателями - быть отрядными вожатыми (как стали ими Сильченко Лена и Ира, Рябцева Наташа), инструкторами по физкультуре и спорту (как Воронов Дмитрий, Орлов Алексей), руководителями кружков (как Ховратович Настя, Лопушанская Надежда).

Так же очень важным моментом является предоставление в лагере ребенку максимального обеспечения различных видов деятельности (организованных в интересных, привлекательных, современных и доступных для детей формах), в которых он смог бы самореализоваться, развить свои интересы, склонности и творческие способности. Это тем более важно, что сегодняшние дети и подростки стремятся испытать чувство успеха, ощутить свою личностную ценность, получить одобрение и поддержку, в первую очередь, от своих сверстников. А ведь это станет возможным тогда, когда твои друзья увидят, как, например, здорово ты танцуешь «брейк» или играешь в футбол, как стильно и красиво ты одеваешься, как умело устанавливаешь контакты с ровесниками и т.д. Каждый ребенок хочет завоевать авторитет у своих ровесников! И лагерь, педагоги обязаны помочь ему! Такая мотивация ребенка очень эффективно поможет ему, именно в условиях загородного летнего лагеря, овладеть дополнительными (к предметам школьной программы) знаниями, умениями и навыками, поможет самореализоваться. Именно этой цели служит принцип формирования в лагере в рамках программы максимального количества (и качества) дополнительных образовательных творческих пространств (детских творческих объединений, клубов, студий, секций и др.), а так же создание в ДОЦ «Салют» Центра детских инициатив. Это - объединение (по различным направлениям деятельности, представляющим сегодня интерес для детей), мобильно реагирующее на потребности детей и подростков в лагере. Например, есть группа ребят, желающая научиться « степ – аэробике». Центр детских инициатив за минимальный отрезок времени устанавливает связь со специалистом (возможно, хореографом лагеря или, по мере необходимости, со специалистом – волонтером в городе Абакане) и организует работу либо объединения дополнительного образования (секцию, студию), либо помогает организовать реализацию творческого проекта «Степ – аэробика» и т.д.

Одним из ведущих видов деятельности в рамках самых разнообразных форм работы в лагере станет - спортивно – оздоровительная, спортивно – развивающая деятельность, направленная в первую очередь, как на оздоровление детей и подростков, так и на профилактику негативных, вредных привычек в подростковой среде, таких как курение, употребление спиртных и психотропных, наркотических веществ. Этому будет способствовать не только проведение отрядных и общелагерных спортивно – оздоровительных мероприятий, акций и др., но и организация и проведение в рамках Центра детских инициатив самых разнообразных проектов, тренингов жизненных навыков, навыков здорового образа жизни.

Все мероприятия, реализуемые в рамках настоящей программы, направлены на снятие не только физического, но и психологического напряжения детского и подросткового организма, накопившегося за учебный год, на обеспечение психологически комфортного климата в детском коллективе (отряда и лагеря), на то, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в лагере как дома. Поэтому обеспечение психолого – педагогической поддержки всей деятельности в лагере – один из ведущих программных ориентиров (он будет представлен специальной программой, разработанной педагогом – психологом ДОЦ «Салют»).

Особое значение в рамках программы уделяется организации досуговой праздничной, романтической деятельности. К категории детских праздников ДОЦ «Салют» относится все многообразие проводимых праздничных форм (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др.), влияющие на социализацию детей, их развитие и их воспитание.

Ведущий ориентир на интересы и потребности детей и подростков сегодняшнего дня способствовал выбору содержательного стержня программы – игровой тематической модели на лето 2009 года – «Союз Активных, Любознательных, Юных Талантов». Лагерь «Салют» – прекрасное место для удовлетворения ведущих потребностей детской природы – игровой деятельности. Основным подходом к содержанию смены в лагере станет сюжетно-ролевая игра, основанная на конкретной тематике, объединяющая в себе различные направления деятельности и дающая детям возможность проявления разнообразных способностей и талантов. Это наиболее перспективный и современный вариант организации летнего отдыха на сегодня.

Все дни проживания ребенка в лагере объединены сюжетом ролевой игры. При этом, каждый сезон имеет собственную тематику. Основная идея 1 сезона – «Детская федеративная республика «Салют», 2 сезона – «Институт свободного времени».

Сегодня, как никогда за последние годы (исходя из опыта деятельности детских общественных объединений и организаций в г. Абакане и Республике Хакасия и количества участников в их работе), возрос интерес юных граждан к деятельности различных детских и юношеских организаций и объединений. Так, например, в школах города Абакана, в городском Союзе детей и подростков «Дружба – Ынархас» (работает на базе Центра детского творчества и самыми активными членами являются, в том числе, дети сотрудников Абаканского отделения Красноярской ж.д.) ребята получают возможность более продуктивно проводить свободное время, общаться со сверстниками и взрослыми, принимать участие в социально – значимых делах, в различных конкурсах, фестивалях, акциях и др. Здесь они могут развивать свои лидерские, коммуникативные качества, учиться лучше понимать себя и окружающий мир, не прельщаясь внешними атрибутами «субкультурных» сообществ. Поэтому, авторы программы считают, что форма организации деятельности лагеря как детского общественного «Союза» будет интересна и привлекательна для ребят, оправдает себя и позволит более эффективно осуществлять воспитательную и развивающую работу с детьми в лагере.

Такая игровая модель позволит максимально развить тематику Года молодежи в России, включив самые разнообразные дела и мероприятия, ориентированные на развитие позитивного детского и юношеского общественного движения. Способствовать этому будут те тесные интеграционные связи и контакты, которые установлены авторами программы с детскими, юношескими и молодежными объединениями и организациями города Абакана, Республики Хакасия, такими как: Общественная молодёжная палата (Молодёжный парламент) при Верховном Совете Республики Хакасия, Абаканский штаб Хакасского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», Региональная общественная молодёжная организация Республики Хакасия «Эдельвейс», Молодежная Администрация города Абакана при Администрации г. Абакана, Союз детей и подростков «Дружба – Ынархас» г. Абакана и др.

Таким образом, считаем, что программа актуальна и будет востребована как детьми, так и социумом (уже получена поддержка от ряда общественных молодежных структур и др.). Программа включает в себя новые подходы по дополнительному образованию и развивающему воспитанию (осуществлять их изъявили желание, в том числе, педагоги дополнительного образования и специалисты – волонтеры). Целостность программы обеспечивается тем, что все действия в рамках программы объединены в единую систему (от концептуальных основ до диагностики итогов реализации программы).

Цели и задачи

Основным ориентиром программы является создание условий для приобретения каждым ребенком - участником программы, социально – позитивного опыта своего развития через реализацию следующих целей и задач:

Цели:

• воспитание гражданственности и патриотизма, лидерских качеств, культуры свободного времени

• обучение ребят навыкам здорового образа жизни, практическим умениям и навыкам в различных видах деятельности

• развитие у мальчишек и девчонок познавательной активности, эрудиции, интеллектуальных, творческих способностей и интересов, коммуникативных навыков общения, приобретения новых друзей

Задачи:

1.Предоставить при свободе выбора многообразие дополнительных образовательных пространств, обеспечивающих усвоение ребенком новых знаний, умений и навыков.

2. Дать детям возможность реализовать собственные инициативы в различных видах деятельности в рамках детских общественных и творческих объединений.

3.Обеспечить коммуникативную насыщенность индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности.

4.Предоставить возможность для накопления социального опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе.

5.Обеспечить ребенку психолого – педагогическую поддержку для комфортной жизни в условиях загородного лагеря, помочь научиться жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, с окружающей природой.

Реализация целей и задач программы строится, в первую очередь, на организации содержательной основы программы - социальных сюжетно – ролевых играх. Как говорил Сталь Анатольевич Шмаков, один из ведущих теоретиков и практиков организации летнего отдыха детей: «Сюжетно – ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, незаинтересованно – бескорыстного отношения ребенка к миру, которое в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения данного мира».

В рамках программы летнего сезона 2009 года в ДОЦ «Салют» разрабатываются сюжетно – ролевые игры:

1 сезон - «Детская федеративная республика «Салют». Основная задача: формирование чувства “команды”, ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка. Все отряды образуют различные детские организации (федерации) со своей символикой, законами и правилами, традициями. В течение смены они реализуют творческие проекты (в рамках тематических дней), например, экологические (проект «Экологический БУМ» и т.д.), культурно – досуговые (проект «Фестиваль детского и юношеского творчества», «Парад федерации» и т.д.), профориентирующие (проект «Экономическая зона», проект «Армейская азбука» и т.д.), спортивно – оздоровительные (проект «Игры доброй воли» и т.д.) и другой направленности. Работа отрядов (федераций) строится через деятельность органов детского соуправления. В начале смены формируются органы общего детского соуправления, принимаются законы общей коллективной жизнедеятельности, разрабатывается так же общая символика и атрибутика всей республики, включающей в себя несколько федераций (отрядов). Ключевое мероприятие 1 смены – деловая игра «Выборы Президента ДФР «Салют» (с привлечением Избирательной комиссии Республики Хакасия), а итоговое мероприятие смены - организация Дня детского самоуправления (с участием представителей молодежных общественных организаций города Абакана и республики Хакасия).

2 сезон – сюжетно – ролевая игра – путешествие «Институт свободного времени». Все отряды – исследовательские творческие лаборатории Института. С помощью «Машины времени» дети участвуют в различных исследовательских экспериментах: « Зеленый дозор», «Тропами стран и народов », «Каникулы Робинзонов», « 7 чудес моей малой Родины» и др. Основная цель смены: максимальное заполнение детского свободного времени различного рода исследованиями, заочными и реальными путешествиями, приключениями, наполненными положительными эмоциями, незабываемыми впечатлениями, новыми знакомствами, полезными знаниями, умениями и навыками.

Деятельность по соуправлению (дети и педагоги) в лагере осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел отряда и лагеря; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; деятельность отдельных команд (Служб, агентств, советов дела). При этом вожатый выступает в роли равного помощника, который организует творчество детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт. Одним словом, педагоги и дети работают в сотворчестве, содружестве и сотрудничестве . «Лидер – совет» (коллегиальный орган соуправления) выступает в качестве регулирующего органа всего лагеря, генератора новых идей, подводит итоги проделанной работы, выделяет основные проблемы, пути, методы их разрешения. Используя соуправление в лагере, мы даём возможность ребятам пробовать себя в различных социальных ролях, накапливать опыт общения.

Предусмотрена система стимулов, поощрений и фиксации результатов каждой тематической игровой смены. За каждый успешно выполненный проект, эксперимент, отряд получает определенное количество призовых бонусов. Получившие в ходе смены наибольшее количество этих бонусов, становятся лучшими отрядами и участниками, получая Премию «Салют! – «Салюту!!!» и звание «Лидер летней смены – 2009».

Особенностью организации культурного и развивающего досуга детей в рамках программы (двух смен) является работа по тематическим дням – один из современных и эффективных подходов. Важным становится то, что работа в лагере весь день строится на одной общей концепции, и занимает, как правило, все периоды дня. Достоинством тематического дня является то, что идея объединяет весь день, создается общий настрой на целый день. Тематический день подразумевает несколько коллективных творческих дел на основе одной идеи. Мероприятия и дела планируются таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актерские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и пр.)

Экономическая игра (название определят сами дети) проводится каждую смену. Суть её заключается в повышении личностной мотивации каждого ребенка к участию во всех делах отряда и лагеря. Так, например, за участие и победы в творческих мероприятиях, общественно-полезных делах, а также победы в лагерных и отрядных играх на виртуальный счёт ребёнка зачисляется определенная сумма в специальной лагерных денежных знаках – « салютах», на которые в течение смены или на прощальной дискотеке смены можно приобрести (купить) понравившиеся изделия, изготовленные в рамках кружковой или проектной деятельности или творческие работы с различных выставок и т.д.

Центр поддержки детских инициатив работает на всех сменах. Это объединение по различным направлениям деятельности, представляющим сегодня интерес для детей, осуществляющее дополнительное образование детей и мобильно реагирующее на потребности детей и подростков в лагере.

Приоритетные направления деятельности Центра поддержки детских инициатив:

  • Спортивно-оздоровительной работы, пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек

Основная цель работы – формирование у детей негативной установки на употребление ПАВ, как способа решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные ценности через вовлечение ребят в работу по профилактике наркомании.

Формы работы:

• Мозговой штурм

• Групповая дискуссия

• Ролевое моделирование

• упражнения – энергизаторы

• проведение лекций, бесед по антинаркотической тематике, последствиях употребления ПАВ

организация и проведение:

• антинаркотических акций

• конкурсов плакатов, сочинений

• конкурс «Репортажей с места событий»

• конкурс тематических выступлений КВН, агитационных бригад и детских театров.

• подготовка тематических теле – и радио – передач

• подготовка и выпуск печатной продукции

• работа на дискотеках и в отрядах

В оздоровительном лагере двигательная активность детей организована в течение дня по расписанию: 1 половина дня – спортивные часы, 2 половина дня – водные процедуры, работа спортивных секций. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, которой дети занимаются на свежем воздухе. На спортивных площадках организованы различные виды спортивных соревнований с учетом их зрелищности и массовости, - это “веселые эстафеты”, волейбол, пионербол и т.п. Все спортивные мероприятия объединены в один спортивный проект и проходят под эгидой Малых олимпийских игр (1 сезон), Президентских состязаний (2 сезон).

  • Творческое

Включает в себя работу мастер - классов, клубов, кружков, студий по интересам, реализацию творческих проектов при поддержке педагогов и специалистов – волонтеров. Эти объединения создаются для всех ребят, у каждого есть возможность попробовать себя в различных видах деятельности (эстрадно - вокальная студия, хореография, фитнес – аэробика, декоративно – прикладное творчество, изобразительное искусство и т.д.).

  • Социально – практическое включает в себя работу:

медиа - студии «Салют» - объединение ребят, увлекающихся журналистикой, видео и радио - в единый проект по созданию « Медиа - студии», которая будет заниматься информационным освещением всех дел лагеря и отрядов: оформление информационных стендов, выпуск стенгазеты « Информ - Салют», ведение радио-передач и т.д.

клуба интеллектуальных игр – основной целью которого является создание среды, стимулирующей ребят повышать свой интеллектуальный уровень, расширять кругозор, самостоятельно приобретать знания по различным темам через организацию и проведении различного рода интеллектуальных игр, конкурсов и викторин.

клуба веселых и находчивых , который будет организован молодыми педагогами, являющимися членами сборной команды КВН Республики Хакасия «Без проигравших» и поможет заполнить нишу заинтересованности детей в столь популярной игре, ведь они смогут стать непосредственными ее участниками.

В настоящее время еще идет проектирование и разработка различных форм организации содержательной деятельности лагеря «Салют» в рамках программы. Мы еще советуемся и беседуем с детьми, выясняя их ожидания от летнего лагеря этим летом. Одним словом, мы хотим дать максимальную возможность детям попробовать свои силы во всех интересных для них делах, видах деятельности. Научить их, в том числе, самим планировать, организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов жизни отряда и лагеря. И главное, чего мы хотим достичь – чтобы каждый ребенок в лагере был занят интересным для него, полезным, социально – значимым делом.

Механизм реализации. Этапы реализации программы.

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что подготовка к летнему оздоровительному сезону в ДОЦ «Салют» начинается в январе – мае 2009 г. Этап включает в себя:

  • Разработку концепции, кадрового потенциала, программного обеспечения
  • Подбор и конкурсный отбор педагогических кадров для работы в лагере
  • Процедуру подготовки и обучения для работы в рамках программы вожатых, воспитателей, педагогов дополнительного образования и волонтеров
  • Предпрограммная диагностика интересов и ожиданий детей и подростков

(с участием детей, которые ежегодно приезжают в «Салют»)

Организационный этап.

Осуществляется уже в рамках летней смены. Этот короткий

(2-3 дня), но очень значимый период в жизни лагеря. Основной деятельностью является:

• Встреча детей и комплектование групп по месту проживания (отрядов), их знакомство и сплочение

• Знакомство детей и подростков с правилами жизнедеятельности отряда и лагеря

• Разработка и оформление документации лагеря (организационные и программные документы)

• Проведение диагностики по выявлению интересов, ожиданий детей, их организационного, лидерского и творческого и потенциала

• Формирование органов соуправления (дети и педагоги) и начало их деятельности

• Планирование (в соответствии с интересами и запросами участников смены) и начало работы Центра детских инициатив

• Запуск игровой модели программы

Основной этап.

Он включает реализацию основных положений программы:

• Реализацию основной идеи и принципов игровой модели

• Реализацию обучающих и развивающих творческих программ и проектов

• Включение детей в различные виды индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности

• Работу Центра детских инициатив

• Работу органов соуправления

Заключительный этап.

Основной идеей этапа является подведение итогов работы по программе, итогов смены, а именно:

• Проведение обобщающей игры

• Проведение итоговой диагностики участников программы

• Анализ предложений по дальнейшему развитию ДОЦ «Салют», внесенных детьми, педагогами, родителями, представителями социума

• Проведение психолого – социально – педагогического анализа результатов деятельности по программе

• Выработка перспектив деятельности лагеря

Ожидаемые результаты

Для детей и подростков:

  • Приобретение ребенком конкретных знаний, умений и навыков в различных видах деятельности: творческой, оздоровительной, интеллектуальной, организаторской и др.
  • Формирование у ребят мотивации к самостоятельному поиску знаний, саморазвитию и самосовершенствованию
  • Усвоение детьми и подростками механизма реализации собственной инициативы от момента ее возникновения до воплощения на практике
  • Присвоение участниками программы норм и ценностей общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества
  • Формирование чувства личной сопричастности к жизни лагеря, ответственности в поступках за себя и своих друзей, принадлежности к общности детского оздоровительного лагеря «Салют»

Способы отслеживания результатов: первичная, текущая, итоговая диагностика (анкетирование, собеседования, рефлексия и др.); представление лагерному сообществу результатов (детские творческие работы и др.) проектной и дополнительной образовательной деятельности; сборник отрядных игр и дел; активность участия ребенка в работе органов соуправления; уровень проявления ребенком собственной инициативы; внесение предложений в жизнь и деятельность лагеря и др.

Для педагогов:

• Высокопрофессиональная практическая реализация теоретических и методических знаний педагога (воспитателя, вожатого и др.) - в работе с детьми в отряде, в лагерном сообществе

• Творческая самореализация педагога в индивидуальной, групповой воспитательной, дополнительной образовательной деятельности в условиях временного детского объединения

• Совершенствование профессиональных умений каждого члена коллектива (педагогических, организаторских, аналитических, коммуникативных)

• Расширение и активное использование психолого – педагогических знаний о личности ребенка, методике совместной деятельности

• Осознание значимости своей роли в лагере «Салют» как педагога – воспитателя, педагога – вожатого и др.

Способы отслеживания результатов: ведение «Дневника воспитателя», «Дневника вожатого»; система аналитических планерок педагогического коллектива по периодам смены; защита отрядных проектов; систематическая работа с педагогическими документами; представление итоговых материалов реализации проектной и дополнительной образовательной деятельности; подготовка обобщающего материала по итогам работы каждого педагога с перспективой для дальнейшего его оформления и представления как опыта работы (статьи, публикации и др.)

Для лагеря:

• Выявление и определение педагогических условий, при которых процесс приобретения ребенком социально – позитивного опыта собственного развития будет эффективен

Способы отслеживания результатов: первичная и итоговая анкета; система аналитических планерок педагогического коллектива; систематическая работа с педагогическими документами (планы, программы, дневники и др.); информационно – аналитические отчеты психолого – педагогической, медицинской и др. служб лагеря; сборник игр, отрядных и общелагерных дел

Литература

1. Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь организаторам детских оздоровительно – образовательных лагерей. Вып.1. – Чита, ИПЦ ЧИПКРО,2001. -123 С.

2.Газизулин Р.Я., Дюкина О.В.Дневник воспитателя летнего лагеря. – Киров, ВАКО,2008.-143

3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. - Ростов н/Д, Феникс, 2006.-352 С.

4. Мечта, творчество, вдохновение. Сборник тезисов научно – практической конференции «Дети в загородном лагере». С. – Петербург, ОАО «Светоч»,2000.- 165 С.

5. Навстречу лету. Материалы областного конкурса проектов в сфере летнего отдыха и оздоровления. – Липецк, ИРО,2006.-118 С.

6. Программно – методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей») - М., ГОУ ЦРСДОД, 2004.-64 С.

7.Творческое лето. Сборник методических материалов. - М., ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2007. –64 С.

8. Шмаков С.А. Ее Величество – Игра. – М., 1992

9. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.- 240 С.

10. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП «ИГ «Инфол»,2002.-384 С.

11. Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд – во ООО «Педагогические технологии»,2003.-90 С.