Свойства песка и глины 3. «Песок и глина

Свойства песка и глины.

Урок окружающего мира. 3 класс.

Образовательная задача : научить выделять ведущую идею, целостно отображающую тему.

Цели :

Создать условия для работы в группах

Развивать коммуникативный навык

Повышать речевую активность

Учить анализировать и синтезировать.

1..Орг.момент

Урок начинается с вызова.

Верите ли вы? Дети отвечают словами «да» или « нет» (на листках)

    Мел, глина и галька - это горные породы.

    Горные породы могут лежать под асфальтом, под фундаментом дома.

    Горные породы состоят из миниралов.

    Миниралы всегда твердые.

Как нам проверить, верно, ли мы ответили на вопросы?

(Нам необходимо получить информацию.)

Откуда мы ее получим?

(Нам нужно познакомиться с текстом.) Для этого мы разделимся на две группы. Первая группа - мальчики.

Вторая - девочки.

2.Работа в группах. Работа с текстом.

Сначала вы отгадаете загадки и получите свою тему.

«Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже». (Песок).

«Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу». (Глина).

Вопрос к каждой команде:

Как вы представляете себе данный предмет?

Социоконструкция.

После обсуждения 1 человек от команды на доске рисует песок, а другой - глину.

Попытайтесь объяснить, почему такой рисунок.

3.Работа с учебником.Чтение текста.

Мальчики будут работать над темой «Песок».

Девочки - над темой «Глина». Все читают один и тот же текст (стр. 60-61)

Выделить все, что связано со своей темой.

Выписать на свой маршрутный лист признаки песка, а другой команде – признаки глины.

4. Социоконструкция .

Каждая команда оформляет это на общем листе.

5.Презентация своей работы с показом на доске.

« Песок состоит из песчинок, он разного цвета, не имеет запаха, рыхлый пропускает воду».

«Глина состоит из частиц, она разного цвета, не пропускает воду, в сыром виде – липкая».

Каждая команда читает ещё раз текст и дополняет ответы другой команды.

6.Составление синквейна .

1 .Одно существительное.

2 .Два прилагательных.

3 .Три глагола.

4 . Предложение из четырех слов.

5 . Синоним, или одно слово, выражающее свое отношение, чувство.

Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям.

У мальчиков листки-модели- «горки песка», а у девочек листки-модели-«комки глины».

Они выбирают лучшие из работ своей команды.

1.Песок. 1. Глина.

2.Рыхлый, желтый. 2.Красная, голубая.

3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит.

4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы.

5.Не продукт! 5.Полезна!

7. Рефлексия .

А теперь мы снова ответим на вопросы, с которых начали урок.

Сравним результаты ответов. Есть ли разница? Как вы думаете, почему у нас так получилось?

А что мы узнали нового на уроке? Пригодились ли нам, полученные знания? Какую роль выполняют песок и глина в природе?

Что еще вам бы хотелось узнать?

Домашнее задание.

Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.

Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).

Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.

Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, - рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).

Рис. 4. Железная дорога ()

Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.

Глина - плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).

Рис. 5. Фаянсовая посуда ()

Мрамор - это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.

Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен ()

Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

Рис. 7. Казанский собор ()

Рис. 8. Исаакиевский собор ()

Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество - магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.

  • Что должен делать человек для экономии запасов полезных ископаемых?
  • Сафронова Любовь Ивановна МАДОУ ПГО «Детский сад 65» Воспитатель Город Полевской, Свердловская область

    Цель деятельности– сравнить в ходе опытов свойства и особенности песка и глины.

    В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:

    1. Закрепить знания детей о свойствах песка и глины (сыпучесть, липкость, водопроницаемость, цвет, запах) ;
    2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; любознательность; целеустремленность.
    3. Воспитывать интерес к получаемым результатам в ходе опытов с песком и глиной.

    Предполагаемый результат

    В ходе занятия дети должны познакомиться со свойствами песка и глины и научиться их сравнивать.

    Интеграция образовательных областей

    Образовательная область «Познание» :

    Обогащение представлений о свойствах песка и глины. (вопросы к детям: из чего состоит песок и глина, как вы думаете?) Уточнение знаний о природных материалах (песок и глина) Родного края. И их место нахождения в окружающем мире (вопросы к детям: что вы знаете о песке и глине? Где вы их видели? Как вы думаете, что можно сделать из песка и глины?)

    Образовательная область «Коммуникация» :

    Пополнение словарного запаса (сыпучесть, рыхлость, липкость, вязкость, способность пропускать воду) .

    Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

    Образовательная область «Безопасность» :

    Освоение детьми главных правил безопасности по работе с песком и глиной. (моем руки после каждого опыта)

    Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы» :

    Загадывание загадок о песке.

    Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята, у меня в руках посылка. Как вы думаете, от кого? Конечно, от Незнайки. Хотите узнать, что в ней?

    Воспитатель: Давайте я открою посылку и посмотрим. (Достает письмо от Незнайки и два мешочка) .

    Воспитатель: Ребята, в письме Незнайка просит нас помочь ему узнать, что находится в этих двух мешочках и чем отличается их содержимое. А все наши выводы мы отправим в письме по почте.

    Воспитатель открывает первый мешочек и высыпает из него содержимое в чашу.

    Воспитатель: что это?

    Дети: песок.

    Воспитатель: правильно. А теперь посмотрим, что во втором мешочке?

    Воспитатель высыпает содержимое в другую чашу.

    Воспитатель: как вы думаете, а что это? Тоже песок?

    Дети: нет.

    Воспитатель: А как нам можно узнать?

    Дети: давайте пойдем в лабораторию и проведем опыты.

    Воспитатель: тогда я буду вашим старшим лаборантом, а вы исследователями.

    Опыт 1. Из чего состоят песок и глина?

    Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

    Какого цвета песок? /Коричневый.

    Какого цвета глина? / Голубая.

    А чем пахнет песок? / ничем.

    А глина пахнет? / нет.

    Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

    Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

    Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

    В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам» , а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

    Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

    Опыт 2. Что лучше лепиться?

    Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок?

    Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

    Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

    Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

    Смачивают водой песок.

    Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.

    Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

    А из сухой глины можно что-нибудь вылепить? / нет.

    Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

    Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

    Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

    Вывод: сухой песок не лепится (сыпучесть) , а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

    Дети моют руки.

    Опыт 3.Во что легче поместить предмет?

    Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? / В песок. / Вывод. Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга» , и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.

    После опытов воспитатель предлагает детям вымыть руки.

    Воспитатель: закончили работу в лаборатории. Что мы узнали нового?

    Ответы детей: песок – коричневого цвета, без запаха, сыпучий, рыхлый, пропускает воду. Из мокрого песка можно что-то построить, но через время фигурки рассыпятся. Глина - голубого цвета, без запаха, липкая, вязкая. Когда смешивается с водой, то из нее можно что то вылепить. Она становится твердая.

    Также в индивидуальном разговоре выяснили, какие свойства песка и глины детям понравились больше.

    Воспитатель: А что-то еще вы хотите узнать о песке и глине? Узнайте у взрослых.

    А мы вернемся в лабораторию еще не один раз.

    Что мы можем написать Незнайке? Ответы напишите дома. И принесите в детский сад. Написанные ответы мы отправим Незнайке по почте.

    Результат деятельности.

    Данное занятие очень интересно детям, они очень стараются при выполнении заданий, очень гордятся теми изделиями, которые изготовили своими руками, с радостью демонстрируют их родителям и друг другу.

    Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойствапеска и глины, использовать их для творчества. Для этого детям задаются вопросы по теме, а в конце занятия воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.

    После проведения данного блока опытов выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению. При выборе опытов дети проявляли свою инициативу.

    Приложения

    Опыт 1. Какой песок тяжелее, сухой или мокрый?

    Сравнение мокрого и сухого песка по весу. Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

    Вывод: мокрый песок тяжелее.

    Опыт 2. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Вывод: легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

    Опыт 3Растут ли растения в песке?

    Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта) .

    Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и трубочкой. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

    Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки) . В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

    Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

    Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

    Программное содержание:

    Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду).

    Сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц, «зёрнышек» - песчинок, а глина – из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.

    Словарная работа: Сыпучий, рыхлый, песчинки, лупа.

    Оборудование : Лейка с водой, формочки; стаканчики с песком, глиной, бутылочка с водой, бутылочка с песком, лупа на каждого ребёнка.

    Ход занятия

    Дети с воспитателем подходят к песочнице.

    Воспитатель. Ребята, вы любите играть с песком? А что можно вылепить из песка?

    Куличики.

    Воспитатель Я тоже хочу слепить куличик. Посмотрите, как я это делаю (пытается слепить куличик из сухого песка).

    Ой, почему он не получился?

    Песок сухой, он рассыпался.

    Значит песок у нас какой?

    Сыпучий, рыхлый.

    Что нужно сделать, чтобы получился куличик?

    Полить.

    Давайте его польём и посмотрим, получится ли куличик.

    (Поливаем, дети лепят куличики).

    Воспитатель - Ребята, когда мы полили песок он стал каким?

    Мокрым, липким.

    Воспитатель - Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать исследователями. Давайте подойдём к столам. Посмотрите, здесь стоят стаканчики с песком и глиной. Давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло - лупу.

    (Дети выполняют работу).

    Воспитатель - Из чего состоит песок?

    Из мелких зёрнышек, песчинок.

    А как они выглядят?

    Они очень маленькие, круглые, жёлтого, белого цвета.

    Из чего состоит глина? Видны такие же частики в глине?

    Нет, в глине много комочков.

    Глина, ребята, состоит из очень мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

    А теперь высыпьте немного песка из стаканчика на лист бумаги. Получилось?

    (Дети выполняют).

    Да.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика?

    Он рыхлый, сыпучий.

    Правильно. А теперь высыпьте немного глины. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается?

    Она слиплась комочками, твёрдая.

    Скажите, чем песок отличается от глины?

    (Песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).

    Воспитатель: Вы сейчас назвали свойства песка и глины. Хотите узнать дружат ли глина и песок с водой?

    Сейчас возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в стаканчики с песком и глиной. Что вы видите?

    Вода, налитая в песок, ушла во внутрь, а вода, налитая в глину, стоит наверху.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась во внутрь стаканчика? (песок мягкий, рыхлый, пропускает воду).

    Воспитатель: Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга, это помогает воде легко пройти в песок.

    Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности?

    Глина твёрдая.

    Воспитатель: Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.

    Так кто больше дружит с водой, песок или глина?

    Песок.

    Почему вы так решили?

    Песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо.

    Всё правильно. Но если воду надолго оставить налитой в глину, то глина станет мягкой, и из неё можно будет лепить. Об этом мы поговорим в следующий раз.

    Воспитатель: А теперь скажите, вы любите рисовать? А чем вы любите рисовать?

    Карандашами, красками…

    А я вам предлагаю нарисовать песком, возьмите бутылочки с песком, когда вы их будете наклонять, то из дырочки в крышке бутылки будет сыпаться струйка песка. Нарисуйте на асфальте песочными струйками простые предметы: грибок, солнце, домик…

    (Дети выполняют работу).

    Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами рассматривали?

    Что вы узнали про песок?

    А что узнали о глине?

    А чем вы рисовали?


    Урок окружающего мира 3 класс.

    Песок и глина- полезные ископаемые.

    Цели урока:

      Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их использование в жизни человека.

      Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.

      Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

      Результаты : метапредметные: в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.

      предметные : в процессе практической работы работы учащимися идёт выявление свойств песка и глины.

    редметные
    - формировать положительную мотивацию к обучению.
    - развивать познавательную активность, мышление и речь детей
    - формировать чувство уважения к товарищу

    Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики.

    Этапы деятельности:

      Актуализация знаний.

    Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

    Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

      Посмотрите на карту знаний и скажите, в какой точке карты мы находимся?

    Мы изучаем тему Воздух, вода, горные породы, почва.Задайте умные вопросы по изученной теме? (Из чего состоит воздух). В каком состоянии бывает вода в природе? Что такое ветер?

    О том, как мы запомнили, что такое горные породы и полезные ископаемые сейчас проверим.

    1 ученик работает у доски на оценку.

    Как ты себя оценишь пред началом работы? По какому критерию?(умение правильно отвечать на вопросы)

    Тест

    1) Горные породы – это ..

    А) различные вещества, которые залегают в толще и на поверхности Земли

    Б) различные вещества, которые можно попробовать

    В) различные вещества, которые использует человек.

    2) Минералы- это

    А) вещества, разные по составу

    Б) вещества, одинаковые по составу

    3) В каком состоянии встречаются минералы в природе

    А) в твёрдом

    Б) в жидком

    в) в твёрдом, в жидком, в газообразном

    4) Кто занимается поиском полезных ископаемых ?

    А) математики,

    Б) физики,

    В)геологи

    Самопроверка. проверьте свою работу по доске.

    А, Б, В, В.

    Оценивание. По какому критерию ты себя оценивал? Что можешь сказать о своей проделанной работе)

    II Определение предмета исследования.

    Что мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки.

    Дети (подготовленные) загадывают остальным загадки.

    Если встретишь на дороге-
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу-
    Она понадобиться сразу. (Глина)

    Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

      Постановка проблемы исследования.

    Итак, что мы будем изучать? (песок и глину)

    Тема: песок и глина. (на доске)

    Что такое песок и глина? (горные породы). Нужны ли человеку эти горные породы? Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

    Какую цель поставим на урок?

    Цель: изучение свойств песка и глины и их применение. (на доске)

    Оказывается, горные породы, которые нужны человеку, имеют определённое название. Может быть, кто то знает, какое это название? Сейчас мы это проверим.

    Прочитайте в учебнике, как называются такие горные породы? (полезные ископаемые)

    Что же вы узнали из учебника?

    А почему мы говорим о песке и глине как о полезных ископаемых? Давайте попробуем это доказать.

    Ставим гипотезу. (предположим, что если..,)

    Ваши гипотезы: предположим, п

    Что нам надо изучить, чтобы это доказать?

    Можно изучить их свойства и то, как эти свойства использует человек.

    Исходя из гипотезы составим план работы.

      Образование в природе;

      Выявление основных свойств и их сравнение;

      Использование в жизни, основанное на их свойствах;

      Добыча песка и глины в Вологодской области

      Что мы должны выяснить сначала?

    Даша подготовила презентацию по этой теме. А мы не просто будем сидеть, а использовать метод активного слушания, т.е. После презентации надо будет ответить на вопрос -Какие факторы влияют на образование песка и глины.

    Выступление ученика с презентацией.

    Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

    (слайд №2)

    Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

    это- высокая и низкая температура воздуха; 2 слайд

    растения 3 слайд

    вода

    ветер;

    Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.

    Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

    Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

    Оцените работу. По какому критерию будете оценивать? (умение работать с информацией, умение презентовать свою работу) Вы внимательно слушали выступление. Значит вам будет легко выполнить задание. На опорном листе вставьте нужные слова в предложение Под воздействием……, ……, …….. и ….. камни разрушается. В результате образуется …… и ……… Прочитайте, что получилось. Кто согласен с Аней?

    О чём мы сейчас узнали? (образование песка и глины)

    2) Чтобы изучить свойства песка и глины, мы выполним исследование. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу о свойствах песка и глины.

    Я предлагаю вам работу в четвёрках. Как вы считаете, почему работа в группе эффективнее? (меньше времени, объединение сил и знаний)

    Вспомнить правила работы в группе. Памятка.

    Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

      1 группа. Изучает цвет.

      2 группа. Изучение состава песка, глины.

      3 группа. Что тяжелее- песок, глина или вода?

      4 группа Что лучше пропускает воду.

      5 группа Работа с мокрой глиной и песком (свойство пластичности)

      6 группа Сыпучесть, запах,

    Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу на листах и на доске.

    Вспомнить правила работы в группе.

      Все друг другу помогают.

    Задания для групп

      группа.

    У вас на тарелочках лежат песок и глина, рассмотрите их.

    Определите какого цвета песок, глина (таблички на доске вывешивают дети)

    Песок

    (Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

    2 группа.

    Понюхайте песок и глину. Какой у них запах?

    Песок

      группа.

    Рассматривают песок и глину через лупу. Из чего состоит песок и глина? Как скреплены частички между собой?

    Песок

    Отмечают, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые.

    4 группа. Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

    Песок

    5 группа Определите, способны ли песок и глина пропускать воду.

    Для этого в два стеклянных стакана вставьте стеклянные воронки. В воронки поместите фильтр из комочка ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй - размельченную глину, С помощью мерных стаканов отмерьте одинаковое количество воды и налейте эту воду одновременно в обе воронки.

    Какой вывод можно сделать?

    Песок

    6 группа

    Слегка смочите глину и скатайте шарик. Что произойдёт при высыхании?

    То же самое проделайте с песком. Что произойдёт при высыхании? Можно ли пересыпать в другую тарелку?

    Какие свойства вы обнаружили?

    песок

    Представление результатов. Формулирование выводов.

    Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу. Остальные заполняют таблицы на опорных листах.

    Песок

    Вернёмся к плану? Что мы сейчас изучили? Чем похожи песок и глина, чем различаются?

    Какой следующий пункт плана?

    - Использование песка и глины. Где можно сейчас найти иныормацию?

    Задание: используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей. По какому критерию будем работать? (умение работать с информацией)

    Мальчики готовят ответ на вопрос Как используется песок?

    Девочки отвечают на вопрос Как используется глина? Какое свойство глины используется при изготовлении посуды?

    О том, как ещё можно использовать глину и песок сейчас расскажет Настя. (о лечебных свойствах)

    14 слайд - Оказывается глина и песок не только строительный материал, они ещё имеют целебные свойства. Цвет глины определяется присутствием в ней следующих элементов: В красной глине - калий, железо; В зеленоватой глине - медь, железо; В голубой глине - кобальт, В темно-коричневой и черной глине - углерод, железо; желтая глина содержит натрий, железо, серу При различных заболеваниях помогает глина определенного цвета. 15 слайд - Что такое псаммотерапия ? Бьюсь об заклад , вы не знаете значения этого слова. И миллионы людей тоже не знают , хотя каждое лето пользуются тем, что оно означает. Псаммотерапия – по научному - это лечение горячим песком . Прежде всего, песочные ванны полезны при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при хронических заболеваниях костей, позвоночника, суставов, радикулите. Оно оказывает болеутоляющее действие.

      Посмотрите на план и скажите, какую задачу решили? Можно ли сейчас доказать гипотезе? Какой вывод можно сделать?(гипотеза верна, песок и глина действительно полезные ископаемые)

      О каком пункте плана мы не поговорили?

    О добыче песка и глины в Вологодской области

    Д/з Дома вы подготовите рассказ о том, где в Вологодской области встречается песок и глина и как их добывают.

    Где можно найти эту информацию? (интернет, карта В.о., справочники.)

    Итог урока. Какая была тема урока?

    Вспомним цель урока? Удалось ли нам достигнуть цели? Получился ли урок интересным? Что для себя вы взяли с этого урока? На листе обведите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.

    Опорный лист.

    Тема:

      Тест.

    1) 2) 3) 4)

      Под воздействием………..…, …………. , ……….. и ………. камни разрушается. В результате образуется …… и ……..

    Тема: песок и глина. Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

    Гипотеза: предположим, п есок и глина действительно полезные ископаемые.

    Правила работы в группе.
      Все участвуют в работе, у каждого своя роль. Все друг другу помогают. Конфликты решаются мирным путем. Когда один говорит, все внимательно слушают.