Подготовка детей к школе по фгос. Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника

“Школа для родителей всегда выступает

в качестве новой формы власти над их ребёнком.

А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,

причём наиболее незащищённой частью”.

А. И. Луньков.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы и стандарты, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованной непосредственно – образовательной деятельности с ребенком.

1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Подготовка детей к школе - многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе.

2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье.

Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

Главное требование - это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) - переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально - волевой сферы - предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

При подготовке к школе родители должны учить ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами много возможностей научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

3. Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно - воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе в непосредственно – образовательной деятельности в детском саду.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования , помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя в непосредственно – образовательной деятельности по формированию готовности к школе включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ;

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки) ;

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми в непосредственно – образовательной деятельности. В процессе непосредственно – образовательной деятельности воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей - необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Исходя из этого, психологическая готовность к школе заключается в том, что дошкольник овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе - это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления в школу.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.

www.maam.ru

Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний».

Пояснительная записка

Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в первый класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии.

Дети также не готовы к школе из-за педагогической запущенности, в результате недостаточного освоения игровой деятельности. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость, а также приобретают еще и отрицательное отношение к школе и к учебе вообще, поскольку в классе постоянно испытывают неуспех. Эти дети нуждаются в помощи психолога, целью которой является профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации. Эта работа включает в себя: диагностику показателей готовности ребенка к школе; прогнозирование на ее основе школьных трудностей; построение системы коррекционно-развивающей работы с дошкольником. Изучая эту проблему, можно выделить несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. Все дети разные, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) развитие познавательных процессов;

6) умение фантазировать;

7) проявление самостоятельности.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.

1. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей старшего дошкольного возраста.

2. Корректировать нарушения деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.

3. Работать над профилактикой и коррекцией нарушения зрения, осанки и физического самочувствия детей.

4. Просвещать родителей и педагогов по подготовке детей к школе, повышать их психолого-педагогическую культуру.

Программа «В стране знаний» состоит из 30 развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрические рисунки, увеличивается темп выполнения задания.

Задания и упражнения на занятии можно использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:

1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.

2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.

3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.

4. Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.

5. Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).

6. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

7. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).

8. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал.

Развитие произвольной познавательной деятельности у детей

Формы организации занятий

Структура развивающих занятий

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.

Ожидаемые результаты

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая положительная динамика по параметрам психологической готовности детей к школе.

Разработанная программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе. Так же она может быть интересна педагогам-психологам начальных школ, осуществляющим коррекционную работу с детьми не готовыми к школьному обучению.

Этапы реализации программы: с октября по апрель месяц включительно.

Календарно-тематическое планирование

Занятие 1

Игра «Какой фигуры не стало? » (на развитие зрительной памяти и внимания) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Хрюшка Буся»;

Дыхательное упражнение;

Пальчиковая гимнастика «Разминка»;

Занятие 2

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие слуховой памяти;

Игра «Какой фигуры не стало? »;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Приглашение на обед»;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

Рисование графического узора под диктовку;

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 3

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие зрительной памяти;

Упражнение на развитие слуховой памяти;

Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

Рисование графического узора под диктовку;

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Разминка»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 4

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие слуховой памяти;

Игра «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания) ;

Игра «Стираем и сушим белье» (на развитие зрительной памяти) ;

Пальчиковая гимнастика «Помощники»;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

Рисование графического узора под диктовку;

Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 5

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти) ;

Упражнение на развитие слуховой памяти;

Дыхательное упражнение;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»; «Пальчики здороваются»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 6

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие способности к переключению внимания;

Игра на развитие логического мышления;

Игра на развитие зрительной памяти;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Мишка и шарик»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Занятие 7

Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления;

Упражнение на развитие зрительной памяти;

Игра на развитие логического мышления и речи;

Игра на развитие осязательной памяти;

Игра «Что бывает» (на развитие внимания и сообразительности) ;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Наш малыш»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания) .

Занятие 8

Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие слуховой памяти;

Упражнение на развитие логического запоминания;

Игра «Веселые спортсмены» (на развитие активного внимания) ;

Игра «Живая страница» (на развитие пространственной ориентировки) ;

Упражнение на расслабление и концентрацию;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Шалун»;

Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания) .

Занятие 9

Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу) ;

Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Энергетическое упражнение «Точки мозга»;

Ленивые восьмерки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Ласковые ручки»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Занятие 10

Игра «Третий лишний»(на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку) ;

Упражнение на развитие механической зрительной памяти;

Упражнение на развитие ассоциативной памяти;

Упражнение «Единственное и множественное число» (на развитие речи, мышления, памяти) ;

Упражнение «Художники»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»;

Профилактика нарушения зрения;

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 11

Игра «Подбери слово в рифму» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на расслабление и концентрацию.

Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления;

Упражнение на развитие зноково-символической функции памяти;

Упражнение «Назови одним словом»;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Слоненок Шуша»;

Упражнение «Художники»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «В Африке»;

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 12

Игра «Добавь словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие зрительной памяти;

Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Странный сон»;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Комарик»;

Профилактика нарушения зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 13

Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие зрительно-логической памяти;

Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;

Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти;

Игра «Говори наоборот» (на развитие мышления и речи) ;

Игра «Назови отличия» (на развитие внимательности и наблюдательности) ;

Дыхательное упражнение «Обезьянки»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Лягушата»;

Профилактика нарушения зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 14

Упражнение «Будь внимательным» (на развитие внимания) ;

Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Упражнение «Пары фигурок» (на развитие зрительно-логической памяти) ;

Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления) ;

Упражнение «Счастливые Хрюши» (на развитие внимания) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Черепашки»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Профилактика нарушения зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 15

Игра «Слушай внимательно» (на развитие внимания) ;

Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие речи, мышления и воображения;

Игра «В снежки»;

Игра «Магазин» (на развитие внимания, наблюдательности) ;

Игра «Витрина магазина» (на развитие объема внимания и наблюдательности) ;

Дыхательное упражнение «Певец»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»;

Профилактика нарушения зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 16

Игра «4 стихии» (на развитие внимания) ;

Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Игра «Пары фигурок» (на развитие зрительной опосредованной памяти) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой опосредованной памяти;

Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;

Упражнение на развитие мышления, речи, воображения;

Игра «Снеговики» (на развитие внимания и наблюдательности) ;

Дыхательное упражнение «Певец»;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 17

Этюд «Сколько звуков» (на развитие внимания, мышления) ;

Игра «Добавляй пропущенные слова» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;

Игра «Определения (на развитие речи и вербального мышления) ;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 18

Игра «Сравни» (на развитие мыслительной операции) ;

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти;

Упражнение «Закончи фразу» (на развитие мышления) ;

Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;

Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать) ;

Игра на развитие мышления и воображения;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Чудачка»;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 19

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;

Упражнение на развитие зрительной памяти;

Упражнение на развитие сообразительности;

Игра «Колумбово яйцо» (на развитие мышления) ;

Игра «Назови детенышей домашних животных» (на развитие речи) ;

Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 20

Игра «Отвечай быстро» (на развитие логического мышления, сообразительности) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Плохой сторож»;

Игра на развитие внимания;

Упражнение «Продолжи фразу» (на развитие речи и мышления) ;

Упражнение «Разрезные квадраты» (на развитие мышления) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 21

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Лиса и рак»;

Игра на развитие внимания;

Игра «Нахождение слов» (на развитие мышления) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Рыбки шалунишки»;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 22

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Ворона и рак»;

Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления) ;

Игра «Внимание» (на развитие внимания) ;

Игра «На что похоже» (на развитие воображения) ;

Упражнение «Ухо - нос»;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Забавный случай»;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 23

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов;

Упражнение «Разрезные предложения» (на развитие мышления и памяти) ;

Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления) ;

Игра на развитие внимания;

Упражнение «Ухо - нос»;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 24

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Мышки - шалунишки»;

Игра на развитие внимания;

Упражнение на развитие ассоциативного запоминания;

Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления) ;

Игра «Учимся объяснять образное сравнение»;

Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Кулак - ребро - ладонь»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 25

Игра на развитие внимания;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Галка и голубь»;

Игра «Двадцать вопросов» (на развитие мышления, речи и воображения) ;

Игра на развитие воображения «Что это? »;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Кулак - ребро - ладонь»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 26

Игра «Внимание» (на развитие внимания, пространственного воображения) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Шла собака по тропинке»;

Упражнение «Пиктограммы» (на развитие зрительно-ассоциативной памяти) ;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Профилактика нарушений зрения.

Занятие 27

Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

Игра «Внимание»;

Упражнение «Сравнение предметов» (на развитие мыслительной операции) ;

Обучение приемам образного запоминания слов;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Солнце»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Разноцветные гномы» (на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, связной речи) .

Занятие 28

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Бусы»;

Игра «Внимание»;

Упражнение на развитие приемов последовательного запоминания слов;

Игра «Определи понятие»;

Упражнение на развитие мышления;

Игра «Ухо - нос»;

Игра «Ищем нелепости» (на развитие внимания, мышления) ;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Что где находится» (на развитие пространственных понятий, зрительного восприятия, внимания) ;

Занятие 29

Игра «Внимание»;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Медведь»;

Упражнение на развитие речи и запаса знаний об окружающем мире;

Игра на развитие внимания;

Дыхательное упражнение «Певец»;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;

Профилактика нарушений зрения.

Занятие 30

Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

Игра «Внимание»;

Упражнение «Разрезные картинки» (на развитие мышления и воображения) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Приставалочка»;

Игра «Запомни фразы»;

Игра «Назови слова наоборот» (на развитие речи) ;

Дыхательное упражнение «Певец»;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Дождик»;

Игра «Паровозики» (на развитие зрительного восприятия, логического мышления, речи) .

www.maam.ru

Упражнения для подготовки детей к школе

Упражнения для подготовки детей к школе направленные на подготовку детей к школе, помогают снять напряжение, уменьшают уровень тревожности, учат справляться со своими эмоциями и быть уверенными в себе.

Подготовка к школе может заключаться в эмоционально-волевых играх, которые в детском саду, проводит, как правило педагог-психолог.

Приводим список игр и упражнений, которые также полезно проводить дома после насыщенного дня.

Игра «Работа с пиктограммами»

Для этой игры в детском саду понадобятся пиктограммы, изображающие чувства и эмоции: удивление, страх, радость, огорчение и другие.

Педагог предлагает детям дорисовать к каждой пиктограмме туловище, «одеть» его, подобрав тот цвет, который, по мнению ребенка, наиболее соответствует выбранной эмоции.

Игра «Спрятанные проблемы»

Педагог ставит перед детьми емкость, имеющую прорезь или отверстие. Это будет почтовый ящик. Дети рисуют свои страхи или проблемы, как они их понимают.

После того, как страхи «изображены» на листке, их кидают в почтовый ящик.

Это упражнение очень полезно для дошкольников. Во-первых, оно помогает детям конкретизировать волнующие их ситуации. Во-вторых, дети, отправляя листок в почтовый ящик, проигрывают ситуацию избавления от страхов.

Игра «Еж»

Педагог предлагает детям на время превратиться в ежиков. Перед ежиками возникла опасность: они должны напрячься, спрятав голову и расправив иголки. Но вот опасность ушла, и ежики остались в кругу друзей.

Можно расслабиться и немножко погреться на солнышке.

Игра «Кощей Бессмертный»

Педагог готовит из картона или плотной бумаги рисунок Кощея Бессмертного, затем разрезает рисунок на несколько частей - получается пазл. Дети собирают пазл.

Во время того, как дети ищут подходящие детали, воспитатель разговаривает с ребятами: какой он, Кощей Бессмертный, в гневе? Почему он такой? Проводится конкурс на самого страшного Кощея Бессмертного.

В сказках создан образ Кощея Бессмертного, как исключительно отрицательного героя. Педагог предлагает детям нарисовать веселого и доброго Кощея Бессмертного и рассказать историю перевоплощения сказочного персонажа: как он превратился из злого героя в мягкого и сердечного.

Игра «Котята»

В центр комнаты кладется обруч. Все дети разбиваются на две группы: добрых и злых котят. Злые котята живут в домике-обруче, они шипят, царапаются, задираются.

Но как только котята выходят из домика-обруча, они становятся добрыми: движения становятся плавными, котята мурлыкают, ластятся.

Каждому ребенку необходимо побыть и добрым, и злым котенком.

Игра «Победим злость»

Педагог предлагает детям нарисовать негативные чувства такие, как Жадность, Злость, Гнев, Обида и другие. По ходу выполнения задания дети могут рассказывать, когда и в каких случаях они испытывают эти чувства. Рядом с эмоциями дети рисуют себя и как они с ними борются: например, рядом с Жадностью можно нарисовать ворох конфет, которыми ребенок всех угощает, рядом с Обидой можно нарисовать ребенка, идущего навстречу своему обидчику и так далее.

В конце занятия в детском саду все рисунки сжигаются.

Игра «Разрывание бумаги»

Эта игра очень понравится детям. Упражнение очень простое: нужно разорвать газету на много маленьких частей, при этом размер кусочков не важен. Бумажные комочки складируются в центре комнаты.

После того, как там образуется большая гора бумаги, педагог разрешает с ней поиграть: в «снежки», просто подкидывать - в общем, на что хватит детской фантазии.

Игра «Стройка»

Дети будут строить большой дом. Для этого им понадобятся кубики. Все строят дом по очереди.

Перед тем, как положить очередной кирпичик, ребенок озвучивает ситуацию или действие, которое его раздражает.

Когда очередь вновь доходит до ребенка, он проговаривает то, что ему больше всего нравится, что он любит.

Материал подготовила Даниленко Мария.

Материал с сайта www.deti-club.ru

  1. Физическая готовность.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе процесс обучения подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, работа по программе школы будущего первоклассника позволяет выстраивать процесс по индивидуальным маршрутам, направленных на:

* развитие любознательности;

*развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

*формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

* развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками) .

Процесс преемственности мы рассматриваем с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой дальнейшего успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Основными идеями при организации работы в рамках "Школы будущего первоклассника" с нашей точки зрения является:

* создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации) ;

*создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

*развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

*формирование психологической готовности к школе;

*формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

*создание новых творческих мастерских и проектов.

Коллектив педагогов, работающих с дошколятами в своей работе опираются на 4 основных принципа:

  1. принцип деятельности (обеспечивает всестороннее развитие детей. Новый материал не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков) .
  1. принцип минимакса (обеспечивает индивидуальный путь каждого ребёнка. Успешность обучения достигается за счёт формирования у ребёнка желания и умения преодолевать трудности.)
  1. принцип комфортности (обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей. Принцип является необходимой составляющей работы с детьми.)
  1. принцип непрерывности(обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.)

Развитие способностей ребенка осуществляется в различных видах деятельности:на занятиях конструированием, художественным и изобразительным творчеством. Ребята учатся в различных ситуациях выявлять проблему, искать пути её решения, выслушивать мнения других, находить правильное решение. Большое внимание уделяется формированию норм социального и культурного поведения в группе.

Результатами предшкольной подготовки отслеживаются по следующим показателям:

  1. сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психического) ;
  2. развитие творческих начал ребенка;
  1. успехи в учебной деятельности.

Учителями начальных классов, в которые поступали выпускники МДОУ «Детский сад № 1»,№ 9» отмечается, что воспитанники детского сада имеют достаточно высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к окружающей действительности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности.

Анализируя учебную деятельность в процессе обучения 1 класса(выполнения диагностических работ по четвертям, активное участие во внеурочной деятельноти, межличностные отношения в группе детей и классе уровень сформированности культуры поведения, высокую мотивацию в учебной деятельности свидетельствует о качественной предшкольной подготовке детей основанной на тесном сотрудничестве детского сада и школы.

Наша практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

Литература

1. Волошина М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений.// журнал «Начальная школа» №12000 г.

2. Лебедева С. А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования.// журнал «Начальная школа» №112005 г.

В семье ребенок получает комплексную помощь при подготовке к школе. Родители для него являются и воспитателями и учителями одновременно. Тем не менее, в рамках семьи и без помощи профессиональных педагогов полноценная подготовка ребенка к обучению в школе невозможна. Для детей, которые не посещали детский сад, подготовка к школе в семье оказывается недостаточной и они, как правило, показывают значительно более низкий уровень готовности к школе.

Каким образом осуществляется подготовка к школе в семье

Каждая семья строит воспитательный процесс по своему усмотрению, без согласования с педагогами и без дополнительных методических рекомендаций. Таким образом, в семейном воспитании возникают определенные пробелы, в особенности при подготовке ребенка к школе. Дети, посещавшие дошкольные учреждения в большинстве случаев оказываются лучше подготовленными не только в плане воспитания и обучения, но и по части психологической, поскольку такие дети уже имеют определенные навыки совместной коллективной работы с учебным материалом.

В детском саду подготовка детей к школе занимает особое место, поскольку детские сады относятся к системе народного образования и в их задачу входит, помимо воспитания всесторонне развитой личности, подготовка будущих учеников . От интенсивности и эффективности работы воспитателя детского сада в процессе подготовки ребенка к школе зависит успешность его обучения в будущем. Перед воспитателем в подготовительной группе стоят две основные задачи: всестороннее воспитание и специальная подготовка. Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задачи воспитателя в подготовительном процессе

На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:

1. Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;

2. Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;

3. Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;

4. Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Педагогическая деятельность воспитателя в детском саду носит образовательный характер и складывается из двух составляющих получения дошкольниками знаний и умений: широкое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, и организованный учебный процесс. Соответственно, в процессе приобретения знаний и умений различаются те из них, которые ребенок может получить самостоятельно в процессе общения и те знания и умения, которые он может получить только на специальных учебных занятиях. В задачи воспитателя на занятиях входит проверка полноты усвоения детьми программного материала, проверка быстроты и рациональности их действий, наличия навыков и умений, а также контроль правильного, адекватного поведения.

Многими современными психологами выдвинуто мнение, что около восьмидесяти процентов интеллекта ребенка формируется до восьмилетнего возраста. В связи с этим требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников достаточно высокие.

В детском саду познавательные задачи объединяются с формированием нравственно-волевых качеств, а их решение осуществляется в тесной взаимосвязи. Формирование познавательного интереса способствует пробуждению у ребенка активности, способствует развитию любознательности. В свою очередь умение проявлять настойчивость и прилежание способствует повышению качества деятельности. Таким образом, дошкольники уверенно и эффективно усваивают учебный материал.

В процессе воспитания ребенка в детском саду необходимо также выработать у ребенка потребность в познавательной деятельности, любознательности, самостоятельном поиске решений и ответов на возникающие вопросы. Ребенок, у которого эта потребность не выработана в достаточной степени, будет проявлять на занятиях в школе пассивность, его сложно будет заставить выполнять задания, самостоятельно овладевать знаниями и, соответственно, достигать высоких результатов в учении.

В семье ребенок получает комплексную помощь при подготовке к школе. Родители для него являются и воспитателями и учителями одновременно. Тем не менее, в рамках семьи и без помощи профессиональных педагогов полноценная подготовка ребенка к обучению в школе невозможна. Для детей, которые не посещали детский сад, подготовка к школе в семье оказывается недостаточной и они, как правило, показывают значительно более низкий уровень готовности к школе.

Каким образом осуществляется подготовка к школе в семье

Каждая семья строит воспитательный процесс по своему усмотрению, без согласования с педагогами и без дополнительных методических рекомендаций. Таким образом, в семейном воспитании возникают определенные пробелы, в особенности при подготовке ребенка к школе. Дети, посещавшие дошкольные учреждения в большинстве случаев оказываются лучше подготовленными не только в плане воспитания и обучения, но и по части психологической, поскольку такие дети уже имеют определенные навыки совместной коллективной работы с учебным материалом.

В детском саду подготовка детей к школе занимает особое место, поскольку детские сады относятся к системе народного образования и в их задачу входит, помимо воспитания всесторонне развитой личности, подготовка будущих учеников . От интенсивности и эффективности работы воспитателя детского сада в процессе подготовки ребенка к школе зависит успешность его обучения в будущем. Перед воспитателем в подготовительной группе стоят две основные задачи: всестороннее воспитание и специальная подготовка. Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задачи воспитателя в подготовительном процессе

На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:

1. Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;

2. Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;

3. Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;

4. Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Педагогическая деятельность воспитателя в детском саду носит образовательный характер и складывается из двух составляющих получения дошкольниками знаний и умений: широкое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, и организованный учебный процесс. Соответственно, в процессе приобретения знаний и умений различаются те из них, которые ребенок может получить самостоятельно в процессе общения и те знания и умения, которые он может получить только на специальных учебных занятиях. В задачи воспитателя на занятиях входит проверка полноты усвоения детьми программного материала, проверка быстроты и рациональности их действий, наличия навыков и умений, а также контроль правильного, адекватного поведения.

Многими современными психологами выдвинуто мнение, что около восьмидесяти процентов интеллекта ребенка формируется до восьмилетнего возраста. В связи с этим требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников достаточно высокие.

В детском саду познавательные задачи объединяются с формированием нравственно-волевых качеств, а их решение осуществляется в тесной взаимосвязи. Формирование познавательного интереса способствует пробуждению у ребенка активности, способствует развитию любознательности. В свою очередь умение проявлять настойчивость и прилежание способствует повышению качества деятельности. Таким образом, дошкольники уверенно и эффективно усваивают учебный материал.

В процессе воспитания ребенка в детском саду необходимо также выработать у ребенка потребность в познавательной деятельности, любознательности, самостоятельном поиске решений и ответов на возникающие вопросы. Ребенок, у которого эта потребность не выработана в достаточной степени, будет проявлять на занятиях в школе пассивность, его сложно будет заставить выполнять задания, самостоятельно овладевать знаниями и, соответственно, достигать высоких результатов в учении.

Статья: «ФГОС ДОУ И ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

“Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке”.
(Ш. Амонашвили.)

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием
статьи 12 «Закона об образовании» и представляют
собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого - формирование успешной личности.
Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям,
любознательность.
Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие
детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Приложение 1

Работа с родителями
Цель: Создание условий для включения родителей будущих
первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они
воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду.
Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками - это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни. Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.
Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.
Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений.
Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается. Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

Я буду лучшей первоклассницей, - говорит Люся, - потому что мне мама уже школьную сумку купила.

Нет, я буду лучшей первоклассницей, - сказала Катя. - Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Нет, я… , Нет, я, - спорит с подругами Леночка. - У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.... В этом диалоге показана не осознанность, не готовность девочек к школе.
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
- к новому педагогу;
- к новому коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования, оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и
неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
- не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
- не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
- на наличие или отсутствие желания учиться («втянется,
повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
- не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей, оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх, низ и т. д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Различать гласные и согласные звуки.
17.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
18.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед - назад и т. д.).
Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы - раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.
21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.
22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Советы родителям:
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Будьте внимательны к жалобам ребенка.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Занятия в студии включают в себя все самое необходимое, что понадобится ребенку при поступлении в школу. По окончанию курса дошколята умеют читать, писать печатными буквами, считать.

Занятия в нашей студии в этом возрасте насыщены заданиями, направленными на развитие всех видов внимания (устойчивости, концентрации, переключения, объема), всех типов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, а также смешанной), активно идёт формирование необходимых умственных действий.

Занятия выстраиваются в игровой форме, чтобы ребятам было интересно и увлекательно выполнять самые сложные задания.

В педагогической практике особое внимание уделяется возрасту с 2 до 6 лет. В это время закладываются фундаментальные черты характера, формируются принципы и механизмы восприятия окружающего мира, поэтому крайне важно обеспечить ребенку качественное дошкольное образование.

Выбирая элитный детский сад «Развитие XXI век», родители могут рассчитывать на профессиональную помощь опытных педагогов в дошкольном образовании. Мы предлагаем оптимальные условия для получения детьми в детском саду базовых знаний, раскрытия талантов, гармоничного физического и эмоционального развития.

Подготовка к школе в детском саду: с чего начинается дошкольное образование

На первом этапе посещения детского сада ребенок адаптируется к окружающим условиям. Наш персонал прилагает максимум усилий, чтобы адаптация была безболезненной, что впоследствии облегчает процесс коммуникации и способствует налаживанию межличностных отношений в любом коллективе. В возрасте с 2 до 4 лет формируются:

  • двигательные умения;
  • эстетическое восприятие;
  • коммуникативные навыки.

Ошибочно полагать, что подготовка детей к школе в детском саду заключается в проведении занятий и непосредственном обучении на мини-уроках для детей из старших групп. Длительный процесс дошкольного образования начинается с первого дня посещения.

Самое ответственное время - подготовка к школе

Наиболее важным, решающим этапом перед школой является старший дошкольный возраст. В этот период главная задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка, сформировать у него стойкое желание к познаниям и открытиям, реализация его природных талантов . Для детей старшего возраста подготовка к школе в детском саду заключается в работе по нескольким направлениям:

  • коммуникация. Грамотная речь, выразительная мимика и жестикуляция позволяют ребенку свободно общаться со сверстниками, педагогами и родителями, избегать конфликтных ситуаций в будущем;
  • художественно-эстетическая деятельность. Умение лепить, рисовать, различать формы, цвета и фактуры способствует развитию аналитического мышления, формирует стремление выполнять работу как можно лучше, что является одним из признаков лидерства;
  • технические навыки. Хорошо развитые базовые умения значительно облегчают усвоение нового материала в школьной программе, которая рассчитана на усредненный уровень подготовки. Дошкольное образование предполагает знакомство с буквами, цифрами, элементарными понятиями, принципами сравнения и когнитивного восприятия;
  • развитие памяти. Навыки зрительного, слухового, графического, тактильного и образного восприятия способствуют быстрому запоминанию и усвоению нового материала. Работа над этими навыками повышает интеллектуальные способности и существенно облегчает процесс обучения;
  • физическая подготовка к школе в детском саду. От ее уровня зависит здоровье, самочувствие и выносливость будущего ученика, способность справляться с усталостью и стрессами. Этот фактор оказывает значительное влияние на отношение сверстников и статус в школьном коллективе.

Каждому из перечисленных аспектов наш персонал уделяет должное внимание. В наших учреждениях работают высококвалифицированные психологи, логопеды, преподаватели иностранных языков и художественных дисциплин . Дошкольное образование предусматривает обучение письму, счету, чтению, развитие концентрации внимания и усидчивости.

Подготовка к школе в детском саду: психологические аспекты

Залогом успешного обучения является восприятие ребенком коллектива. Сначала это семья, где родители на собственном примере демонстрируют социальную роль каждого из ее членов. Важно, чтобы ребенок считал социум не жесткой конкурентной средой, где выживает сильнейший. Будущий школьный класс - это прежде всего возможности:

  • проявить свои таланты;
  • узнать много интересного;
  • найти верных друзей;
  • интересно проводить время.

Подготовка к школе в детском саду «Развитие XXI век» формирует именно такое отношение к последующему обучению. Умение справляться со своими эмоциями, объективно оценивать действия педагогов и сверстников, находить способы для самореализации позволяет избегать конфликтных ситуаций и делает пребывание в школе комфортным. Используя увлекательные игры и специальные приемы, наши педагоги обучают детей самоконтролю, правильным и рациональным действиям в различных ситуациях.

Комплексная подготовка детей к школе в детском саду нашей сети - это бесценный вклад в счастливое и успешное будущее Вашего ребенка. Мы знаем, каким должно быть качественное дошкольное образование, как сделать знакомство с миром знаний приятным и интересным, как научить детей быть полноценной частью коллектива, успешно взаимодействовать со сверстниками и педагогами, справляться с любыми проблемами и всегда быть победителем.