Педагогическая мастерская как форма методической работы. Формы методической работы с педагогами (общие рекомендации)

Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГОС направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому мы ее рассматриваем как важный фактор управления образовательным процессом. Однако, на базе нашего детского сада существовала реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являлись существенными проблемами. И пред нами встали вопросы: Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, мы пришли к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с педагогами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов. Значение интерактивных методов состоит в достижении таких важнейших целей, как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Развивающая среда, нахождение новых путей реализации образовательного процесса дали возможность объединить педагогов в команду единомышленников.

Так же с педагогическим коллективом используем следующие формы работы:

  • Педагогические мастерские, где ставится цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории.
  • Мастер – класс; передача высококвалифицированными педагогами своего опыта.
  • Консультации молодых педагогов: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повы шениепедагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей, имеющих перерыв в работе.
  • Методическое объединение. Цель которого; повышение профессионального уровня педагогов.
  • Семинары – практикумы, деловые игры, взаимопросмотры, творческие отчеты, презентации.

В течение учебного года в ДОУ проводим различные смотры – конкурсы: подготовка к новому учебному году, «Лучший уголок здоровья», выставка групповых фотогазет « Ах, лето», «Лучший уголок по ОБЖ» и т.д.

Широко применяем различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи, т.к. методическая служба функционально не подменяет собой административные органы. В нашей работе используется одна из современных тенденций – микрогрупповая работа. Объединение педагогов в проблемные группы на определённый фиксированный срок помогает решить, может быть, небольшую, но конкретную задачу, т.е. в данном случае происходит отказ от решения неких глобальных, отвлечённых педагогических проблем в пользу реальных затруднений.

В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:

— возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

— одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

— быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

Деятельность воспитателей и специалистов нашего детского сада четко скоординирована, созданы условия для профессионального роста. Имеем тесные контакты с СИПКРО и ЦСО, на базе которых за последние 4 года более 80% наших педагогов прошли различные курсы повышения квалификации.

И в заключении одна истина: «В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по-разному» (И. Ф. Гербард). Перед каждым педагогом детского сада «Звездочка» поставлена сложная, но разрешимая задача — «оказаться во времени». Задача методической службы — создать условия для успешного решения этой задачи.

Тема 16. Научно-практический семинар как эффективная форма профессионального развития

Наглядные и методические пособия

1.Андреев, В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности. – Казань. Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.

2.Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 224 с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

Управляемая самостоятельная работа студентов

Составление карты-схемы, отражающей сущность и правила организации научно-практический семинара как эффективной формы профессионального развития

Формы контроля знаний

Беседа с магистрантами по сущности и правилам организации научно-практический семинара как эффективной формы профессионального развития

Выборочный опрос и анализ выступлений.

Лекция 28. Научно-практический семинар как эффективная форма профессионального развития

Формы методической работы

Выделяют две группы форм методической работы:

· коллективные (групповые)

· индивидуальные

К коллективным (групповым) относятся:

· активная лекция;

· «круглый стол»;

· мастер – класс;

· методический консилиум;

· методическая оперативка;

· методическая мастерская;

· методический КВН;

· методический тренинг;

· «мозговой штурм»;

· научно – практические конференции;

· семинары (дидактические, проблемные, психолого-педагогические, пр.);

· панорама педагогических достижений;

· педагогическая дискуссия;

· педагогические чтения;

· практикумы;

· проблемно-ситуационная игра;

· ролевая игра;

· творческий диалог;

· творческий отчет;

· читательские и зрительские конференции;

· школа передового опыта;

· ярмарка методических идей;

· фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков;

К индивидуальным относятся:

· индивидуальная консультация;

· накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;

· наставничество;

· проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;

· постоянная работа над методической темой, представляющей

· профессиональный интерес;

· работа над личной творческой темой;

· работа с наставником;

· разработка собственных средств наглядности;

· разработка диагностических процедур, заданий и тестов;

· разработка собственной программы самообразования;

· рефлексия и анализ собственной деятельности;

· самостоятельное проведение исследований;

· собеседование с администрацией;

· стажировка.

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.

Значительное место в работе методических объединений занимают обзоры литературы, педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать такие обзоры на каждом заседании методического объединения. Своевременная информация о новой литературе оказывает учителям существенную помощь в работе по самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику достижений педагогической и психологической науки.

Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно - практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педчтениям и научно - практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных учителей.

Методическая работа будет по настоящему эффективной, окажет действенное влияние на качество обучения и воспитания только тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны с систематическими занятиями, самообразованием

Основные формы проведений занятий в рамках методического объединения – это семинары и семинары – практикумы.

Семинар – форма групповых занятий по предмету или теме, какая проходит при активном участии всех педагогов.

На семинарах освящаются актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения.

Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта.

Характерными чертами семинара являются:

· обязательная работа учителей по самообразованию;

· коллективное обсуждение ее результатов;

При проведении семинара происходит переход информативной функции от руководителя методического объединения до участников семинара. В деятельности руководителя методического объединения на первое место выступает регулятивная и организаторская функции.

Эффективность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении. Эти организационные меры включают:

· выделение специального времени для подготовки участников;

· обеспечение участников списком литературы;

· скрупулезный отбор вопросов по количеству и качеству для обсуждения;

· при формулировании вопросов для обсуждения на занятиях методических объединений необходимо придерживаться следующих требований: опора на внутреннюю логику изучаемого материала; проблемность; учет запросов аудитории.

Практикум – вид учебной деятельности, основанной на применении знаний, умений и навыков в решении практических задач. На первом плане развитие умений пользоваться теорией на практике. Однако практические занятия в перспективе способствуют приобретению новых теоретических знаний.

Практикум включает следующие этапы :

· организационный;

· постановка цели;

· актуализация знаний;

· инструктаж;

· деятельность, направленная на практику работы;

· подведение итогов.

Теоретический семинар. Эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с современными достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих (ученых, специалистов органов управления образованием, руководителей учреждения образования, педагогов) доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах актуаль­ных вопросов учебно-воспитательного процесса, содержания со­временных образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения.

Проведение подобных семинаров следует планировать не более двух-трех раз в год во избежание перегрузки учителей.

Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар, к оторый активно используется в общеобразовательных учреждениях республики. На нем в первую очередь рассматриваются вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. И руководит работой такого семинара специалист-психолог.

Семинар-практикум. Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре учителя знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, поисковой), проводимой в течение определенного времени под руководством ученого-консультанта или же спе­циалиста управления (отдела) образования.

В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня учителей.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.

Научно-практический конференция - э то форма совместной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главная ее цель обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы,

формирование собственной, исследовательской позиции, навыков ведения, рекомендации по совершенствованию данного направления деятельности педколлектива. проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: многочисленный состав участников; наличие участников, приглашенных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, науч­ных учреждений); всестороннее освещение проблемы.

Практическая часть конференции реализуется в секциях и состоит из просмотра фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования учебных занятий, демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило, тематика научно-практических конференций определяется наиболее актуальными проблемами педагогики, психологии и связана с практической деятельностью учреждения образования.

Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Как правило, фестиваль - это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива.

Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию учителя и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшим высокие результаты методической работы за год, а также подведе­нием итогов рейтинговой оценки методической деятельности и определением победителей.

Методический мост является разновидностью дискуссии и проводится с участием педагогических коллективов других учебных заведений, сотрудников управления (отдела) образования, НИО, ИПК, АПО, родителей учащихся.

Цель данной работы - обмен идеями, опытом практической деятельности, обсуждение типичных трудностей в осуществлении учебно-воспитательного процесса и определение путей их успешного разрешения.

Итогом работы методического моста могут быть методические рекомендации по преодолению негативных явлений в повышении квалификации и по улучшению, совершенствованию профессиональной подготовки учителей, по преодолению сложностей в ре­шении задач учебно-воспитательного процесса.

Методический ринг как групповая форма работы проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции.

Существует несколько вариантов проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновидность дискуссии и ринг как соревнование. Ринг как разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к минимуму - до двух. Тогда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует необходимую группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае необходимости.

Лидеры поочередно «вызываются на ринг» со своими идеями, предложениями, вариантами решения проблемы. По ходу выступления зрители задают им вопросы на конкретизацию, уточнение, выяснение позиции оппонента.

Специально созданная группа анализа оценивает уровень подготовки лидеров, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

В паузах между рингами зрителям предлагаются различные игровые задания, решение педагогических ситуаций, задач.

Второй вариант проведения методического ринга сводится к соревнованию методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие группы по защите методических идей фор­мируются заранее.

В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анализа (экспертная группа), которая оценивает уровень подготовленности участников и мастерство подачи материала.

Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами.

Тренинг - форма работы, направленная на отработку опреде­ленных профессиональных умений и навыков.

Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, технические средства обучения, раздаточный мате­риал. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах (от 5 до 10 человек).

Основные принципы работы тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, взаимоуважение, искренность, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.

Видеотренинг - «тренинг с применением видеозаписи решения педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия».

Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении педагогов.

Метод заключается в расчленении педагогического акта на отдельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Инструментом в данном случае является видеомагнитофон, с помо­щью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагогического процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществляется обратная связь.

Видеотренинг - незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.

Дискуссия - целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами методических формирований с целью поиска истины.

Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. А для того чтобы каждый педагог мог быть активным участником процесса обсуждения вопроса, необходимо комплектовать небольшие по составу группы до 10 человек. Позитив­ным моментом в работе будет являться подбор состава участников

Проведение педагогических чтений в учреждения образования требует привлечения к их подготовке всех звеньев методической службы, так как эти чтения являются своеобразным подведением итогов работы методических подструктур. Как правило, педагогические чтения проводятся по определенной теме, связанной непосредственно с общешкольной методической темой. Они не носят случайный характер, а отражают опыт работы педагогов, их достижения, успехи, фиксируют те трудности, которые пришлось преодолевать на пути к намеченному результату.

Выступления педагогов сопровождаются видеоматериалами, таблицами, схемами, графиками, фотографиями, ученической продукцией.

Все выступления обсуждаются присутствующими, часто в дискуссионной форме, поскольку оптимально определенная тема педчтений никого не оставляет равнодушным.

Желательно, чтобы проведение педчтений планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлектива по единой методической теме и приоритетным проблемам учреждения образования.

Открытый урок - это традиционная форма работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального уровня.

В современной педагогической литературе достаточно широко освещаются вопросы проектирования, подготовки, проведения и анализа открытого урока, на котором высокопрофессиональный учитель демонстрирует коллегам использование наиболее эффективных технологий, методик, методов и приемов в процессе обучения учащихся.

Методическая декада (неделя) предусматривает демонстра­цию лучшего опыта работы отдельных учителей или методических формирований учреждения образования. Она проводится по заранее разработанному плану и носит чисто практический характер. В содержании декады должна быть представлена учебная, методическая и внеклассная деятельность педагогов.

Завершается работа декады изданием информационно-методического бюллетеня, выпуском газеты или радиогазеты, соз­данием видеофильма. Лучшая педагогическая продукция пополняет банк данных опыта работы учителей.

Методический диалог проводится с целью обсуждения кон­кретной педагогической проблемы и выработки плана совместных действий по ее реализации.

Как правило, методический диалог ведется между руководите­лем и группой педагогов. Причем участники заранее знакомятся с темой обсуждения, готовят предварительно полученное теорети­ческое домашнее задание.

Движущей силой диалога является активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Также большое значение для результа­тивности работы имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет сформировать чувство внутреннего единства участни­ков. В заключение совместной работы делаются выводы и опреде­ляются рекомендации дальнейших совместных действий участни­ков диалога.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Елена Семенькова
Консультация для воспитателей «Формы методической работы с педагогическим коллективом»

Успешность педагогического процесса , воспитателей

методической работы единой линии действий педагогического коллектива .

Все формы можно предоставить в виде двух взаимосвязанных групп. Групповые формы методической работы , (педагогические советы , семинары, практикумы, консультации , открытые просмотры, деловые игры и. т. д.). Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации , собеседования, стажировка, наставничество и т. д.). Рассмотрим основные формы методической работы .

Консультация - постоянная форма оказания помощи воспитателям . В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы , параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов ) .

Групповые консультации планируются в годовом плане работы учреждения , отдельные проводятся по мере необходимости. Любая консультация требует подготовку , и профессиональной компетентности.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы . Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации , высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение помогают им осмыслить свой опыт под углом зрения научных выводов.

Консультирование должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики , психологии и педагогической практики .

Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.

Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы , которые будут рассматриваться в ходе консультации .

Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов , возрастной группы детей, вида группы.

Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности : раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.

В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации .

Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации .

Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться .

Семинары и семинары – практикумы

Семинары и семинары - практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду .

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале года руководитель составляет подробный план работы . Руководителями семинара может быть заведующая, воспитатели , приглашенные специалисты, медицинский работник .

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация . Тематика семинара должна быть актуальна и учитывать новую научную информацию .

Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами , обсуждение двух противоположенных точек зрения, работа с нормативными документами и т. д. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов .

Открытый показ.

У каждого воспитателя есть свой педагогический опыт , педагогическое мастерство .

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с воспитателем во время занятия , получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода лабораторию воспитателя , стать свидетелем процесса педагогического творчества .

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей :

Пропаганда опыта;

Обучение педагогов методам и приемам работы с детьми .

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя , предложить вопросы, на которые следует обратить внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному воспитателю - просчитать активность детей, другому – сочетание разных методов и приемов , применяемых воспитателем , рациональное использование пособий. Оценить, комфортно ли детям.

По итогам открытого просмотра принимается решения; например, внедрить в свою работу этот опыт . Конспекты предоставить в методический кабинет , или предложить обобщение опыта работы воспитателя , с целью предоставление его на окружные педагогические чтение .

Деловые игры.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты, как учения, так и труда.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует в умение разрешения реальных педагогических проблем .

Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может претворять семинары и спецкурсы, практическое занятие. Она должна проводиться в конце обучения.

Разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы :

Создание проекта деловой игры;

Описание последовательности действий;

Описание организации проведения игр;

Составление задание для участников;

Подготовка оборудование.

Самообразование

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога . Руководитель дошкольного учреждения так организует работу , чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой , пополнять и расширять знания? Педагогика , как и все науки, не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Форма отчета может следующей : выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами консультация , семинарское занятие т. д. Это может быть работы с детьми , в котором воспитатель использует знания в ходе самообразования.

Формы самообразования .

работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

получение консультаций специалистов , практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др .

Наставничество.

Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной

работы с молодыми педагогами , не имеющими трудового стажа

педагогической деятельности в образовательном учреждении или

имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями ,

нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения

непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Дошкольное наставничество предусматривает систематическую

индивидуальную работу опытного педагога по развитию молодого

специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической

деятельности. Цель дошкольного наставничества в образовательном учреждении -

оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, ядра.

Задачи дошкольного наставничества :

Привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности и

закрепить их в образовательном учреждении;

Ускорить процесс профессионального становления молодого педагога ,

развить его способности самостоятельно и качественно выполнять

возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

Способствовать успешной адаптации молодых педагогов корпоративной

культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.

Успешность педагогического процесса , работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей , но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива .

В образовательной практике на различных уровнях (государственном, региональном, школьном) набрали распространение традиционные обязательные формы обучения, методической работы с учителями. Несмотря на присущие им недостаток ки (фронтальность, негибкость, погоня за количеством методических мероприятий, отсутствие оперативности в помощи, закостенелость форм), система непрерывного повышения квалификации учителей была бы неполной й без них.

В современной школе используются такие традиционные формы методической работы (заметим, что совет, педсовет школы, инструктивные совещания не всегда формами собственно методической деятельности, но они выполняют м методические функции)

Совет школы функционирует согласно. Положению о ней, состоит из педагогов, родителей, учеников-старшеклассников, собирается один раз в четверть для решения важных для школы проблем, анализа учебно-ва иховного процесса в школе и деятельности отдельных педагогов, а именно: состояние учебно-воспитательного процесса в школе в свете требований. Закона"Об образовании", состояние учебной и воспитательной работы в 9-м, например, клас си, организация летнего отдыха детей и др..

Педагогический совет состоит из педагогов, она также существует в соответствии с. Положением о ней, собирается 4-5 раз в год, а в некоторых учебных заведениях ежемесячно. На своих заседаниях педагогический совет рас ядае такие вопросы, как: состояние трудового обучения в школе и задачи по его улучшению; состояние преподавания и уровень знаний, умений и навыков учащихся по математике, о работе методических объединений в школе и пути ее совершенствования; эстетическое воспитание учащихся средствами учебных дисциплин: возможности, проблемы и перспективы и много друх.

Инструктивно-методические совещания в школе проводятся по необходимости, для этого выделяется один день в неделю (например, четверг), который называется методическим днем??Администрация школы старается именно в ц этот день проводить методическую работу с учителями. На производственно-методических совещаниях обсуждаются такие вопросы: состояние ученических тетрадей, соблюдения языкового режима в школе, правовая воспитательная работа, работа ш когда с родителями, подготовка к предметных олимпиад и конкурсов, работа учителей по подготовке учеников к экзаменам, организация летнего отдыха учащихся тощщо.

Методические объединения учителей (школьные и межшкольные), в профтехучилищах они называются методические комиссии и областные методические секции, которые работают согласно годовому плану работы и соответствующих инст рукций. На заседаниях предметных комиссий заслушиваются и обсуждаются доклады по актуальным вопросам обучения и воспитания делается обзор новейшей специальной литературы; обсуждаются книги, статьи из журналов и газет на актуальные темы; организуется взаимопосещения уроков; проводятся и обсуждаются открытые уроки, использование наглядности в учебном процессе, применения. ТСО и компьютер ов; организуются консультации для молодых учителей; заслушиваются отчеты учителей о выполнении индивидуальных планов самообразованияи.

Кроме названных традиционных форм методической работы, в школах еще проводятся предметные недели, семинары-практикумы, конференции, межпредметные конференции, психолого-педагогические семинары, конкурсы педагогу ичной мастерства, индивидуальные методические консультации, методические выставки, оформление методических кабинетов или уголков, школы передового опыта, выпуск методического бюллетеня, дни информации, спивб эсид руководителей с учителями об итогах работы в течение учебного года, наставничество, стажировки, курсовая переподготовка, самообразование.

. Самообразование - это традиционная форма методической работы учителя. В 60-70 годы учителя писали распространены планы самообразования на год, потом на полугодие (ибо понятно, что на год предусмотреть хотя бы новую литературу невозможно), позже написания планов самообразования был отменен, так как массовая методическая работа с учителями способствовала самообразованиеі.

. Индивидуальная самообразование - это систематическое изучение новинок психолого-педагогической, научной литературы, участие в работе школьных, районных, межшкольных, областных (в. ПТО) метод объединений, семинаров, конференций, педагогических х чтений (проводятся один раз в два-три года на уровне государства, один раз в год - на уровне района, области, один раз в год во время зимних каникул на уровне школы,. ПТУ). Учителя методично разрабатывают проблемы совершенствования обучения и воспитания, проводят экспериментальные исследования, готовят доклады, выступают на радио, телевидении; в школах устраивают обзоры педагогической литературы и методические их журналов, сборников тощо.

. Схема мотивационного управления в системе самообразования

. Мотивация трудовой деятельности педагога на всех ступенях образования состоит из четырех блоков, которые сегодня реализуются недостаточно: материальная заинтересованность, суть труда, отношения в коллективе, самореализация в творчестве

Эта мотивационная модель имеет характер классической и подходит для нормальных условий функционирования общества или для периода выхода общества из кризиса. Она действует и в период кризиса, но эффективность ее будет неполной

. Мотив как внутренний возбудитель активности индивидов и социальных общностей следует отличать от внешних возбудителей - стимулов. Стимулирование осуществляется через приказы, распоряжения, поощрения, угрозы, санкции

. Материальная заинтересованность будет тогда, когда оплата труда будет соответствовать трудовому вкладу. Уравнительный принцип начисления заработной платы по количеству отработанных часов без учета качества работы, ее конечных результатов - главная причина того, что материальная заинтересованность никогда в нашей стране не была задействована как рычаг влияния на активность воспитателей, учителей, преподавателив.

Суть педагогического труда приобретает сейчас конкретные очертания. Сотрудничество с учениками, достижение реальных и видимых результатов делает труд учителя гораздо привлекательнее, чем это было до сих пор

Отношения в коллективе: усиливаются отношения коллективизма в связи с общими интересами по повышению конечных результатов, оценка результатов труда каждого педагога способствует удовлетворению потребности в п уважении со стороны других; возникают отношения состязательности между членами педагогического коллектива в связи с развитием социального сравнения достижений кожног.

Самореализация в творчестве и свободное время. Реализация мотивационных возможностей трех предыдущих блоков не может не пробудить у педагога стремление искать и находить новые способы работы с учащимися с целью дин динамики достижения целей. Следствием такой заинтересованности может стать сокращение сроков усвоения учащимися программных дисциплин сравнению с нормативными сроками, индивидуализация обучения, общее скор очення периода нахождения обучающегося на данной ступени образования и другие. Наряду с эффектом самореализации в творчестве срабатывает стимулирующая сила высвобожденного у педагога времени, он использует по своему рассев уд. На базе измерения результатов труда учителей через оценку уровня знаний (умений, навыков), уровня творческого, нравственного и физического развития учащихся возникает новая сфера мотивационного воздействия, использованием ния которой постоянно активизирует деятельность учителей, воспитателей, преподавателиачів.

Требования к организации самообразования: связь самообразования с практической деятельностью педагога, систематичность и последовательность самообразования, постоянное совершенствование ее содержания и форм, многоплановый подход к выв учения проблемы, гласность и наглядность результатов самообразования, создание в школе необходимых условий для самообразования (свободное от уроков день, наличие педагогического или методического кабинета, своевременная и нформация из библиотеки о новинках педлитературы т.д.), доступ к материалам о передовой педагогический опыт, завершенность самообразовательной работы на каждом ее этапе (доклады, выступления, участие в. Педра ди, конференции и т.д..

Открытые уроки имеют целью повысить мастерство всех учителей. Основные задачи: воплощение в практику работы всех учителей передового педагогического опыта и достижений педагогической науки , направленной их для решения поставленных перед национальной школой задач. Нужно добиться, чтобы открытые уроки были полезными. Для этого руководители школіл,

ПТУ, методисты, опытные учителя должны готовить открытые уроки, предоставлять учителям консультации и методическую помощь качестве примера можно привести. Ростовскую. Всесоюзную конференцию (Россия, м. Ростов-на--Дону) с развивающего обучения. Она проводилась в 1980 г, а готовилась 1,5 года. Началась конференция с того, что около 1000 педагогов-участников конференции посетили уроки проблемно-развивающего хара ктер, которых всего было проведено 75, и проходили они в школах и. ПТУ м. Ростов-на-Дону (Россия) и в райцентрах. Только после того, как участники конференции увидели своими глазами эффективность проблемно-р озвиваючого вида обучения и изучили материалы многочисленных стендов, после обсуждения посещенных уроков, на которых присутствовали министры образования, их заместители, академики, ученые-педагоги (они 1,5 года готовили эти уроки), состоялось пленарное заседание конференции, затем секционная работа (по предметам), а затем были приняты рекомендации по внедрению проблемно-развивающего обученияавчання.

Требования к анализу и обсуждение открытых уроков: целеустремленность обсуждения, научность анализа, принципиальность, соединенная с доброжелательностью во время высказывания критических замечаний, сочетание анализ зу урока с выводами и рекомендациями, подведение итогов открытого урока квалифицированными специалистам.

Проведение открытых уроков, а еще лучше - их системы - эффективная форма методического усовершенствования учителей (даже тогда, когда урок готовит и проводит и не очень опытный учитель)

Нетрадиционные формы методической работы в 90-х годах так распространились и приобрели массовости, что их можно классифицировать:

1. По методике коллективного творчества - это ярмарки педагогического творчества, фестивале педагогических идей и находок, панорамы методических идей, педагогические россыпи, клубы творческих педагогов, методические турнир ниры и вернисажи, творческие портреты и лаборатории, школы педмастерстваі.

2. Формы, которые ненавязчиво направляют педагогов на активную деятельность, - это деловые игры / педагогические консилиумы, посиделки, методические ринги, методические аукционы /, мозговая атака, конкурс"Лучший учит тель года"тощо.

3. Формы, которые усиливают научную направленность работы - это проблемные семинары, творческие группы, творческие научные дискуссии, учебные семинары по методике педдослиджень, консультации с учеными, авторские школы мастерства, педагогические коллективные дела, педагогический турнир по актуальной научной темы, общественный научно-исследовательский институт, творческие лабораторииї.

4. Формы, которые усиливают практическую направленность работы, - это консультации-практикумы, семинары, школы педагога начинающего, педагогическое представительство и т.д.

5. Формы, которые сочетают традиционную работу с досугом, - это малая академия народной педагогики, педагогические посиделки, вечеринки, урок-панорама, презентации педагогической новинки, педагогический портрет т творческого коллектива и т.д.. Наибольшее распространение получили такие нетрадиционные формы методической работы с учителями, как: методические фестивали; панорамные и нестандартные уроки; семинары-спутники методические диал оги, ринги, мосты, мозговые атаки, методические аукционы; педагогические консилиумы и тренинги методические посиделки; педагогические. КВН; проблемные столы; психолого-педагогические дискуссии; педагогические турниры тощ о (см. таблицу 6 6).

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

Групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

Центральным звеном в организации всей методической работы, является педагогический совет.

Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ. Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОУ.

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.



В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы. Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников.Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

Семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются» .

Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

Пропаганда опыта;

Обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ .

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

Создание проекта деловой игры;

Описание последовательности действий;

Описание организации проведения игры;

Составление задания для участников;

Подготовка оборудования.

«Круглый стол» - одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников - литературная или педагогическая газета. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, - сочинительство, владение речевыми навыками - образность высказываний и т.д.

Творческие микрогруппы возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута - группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Следующая форма- работа над единой методической темой. При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей .

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог -- это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования .

Формы самообразования многообразны:

Работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

Участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

Получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

Работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта .

Наставничество - необходимая составляющая программы адаптации и профессионального образования молодых специалистов. Наставничество - индивидуальная направленная помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы в ДОУ и в более полном овладении необходимыми навыками для плодотворного выполнения работы.

Наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставничество распространяется на начинающих молодых специалистов сроком не более 2-х лет после окончания среднего специального учебного заведения, сроком не более 1-го года после окончания высшего учебного заведения; студентов, принятых по контракту.

Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении; имеющими высшее или среднее специальное образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет; первую или высшую квалификационные категории.

Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь

Ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;

Развитие у молодого специалиста необходимых умений и навыков ведения педагогической деятельности.

Привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в МДОУ.

Методы работы.

Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Эти вопросы особенно волнуют сегодня руководителей дошкольных учреждений. Существуют методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий, которые помогают методисту в работе с кадрами.

Практика показала, что конечный результат любого, методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса. Некоторые методы в совокупности со стандартными методами организациями методической работы позволят подбирая конкретные ситуации воспитательного процесса с учетом постепенного усложнения добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.

В ситуациях – иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.

Ситуации – упражнения нужно решать проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми раздела программы и др).

В ситуациях – оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.

Наиболее сложный метод активизации – это ситуации - проблемы, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Диалог, дискуссия, стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог – это разговор двух или более людей, их беседа. Каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Дискуссия – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, проблемы. Это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям.

Обсуждение двух противоположных точек зрения. Методист предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить и предлагается смоделировать свой рабочий день. В заключение методист организует обсуждение всех предложенных моделей.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит влияет на качество работы с детьми.

Работа с инструктивно – директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе, и выделить одно из направлений, продумать план работы, по устранению своих недостатков. Эту работу выполняет каждый самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

Анализ детских высказываний, поведения, творчества. Методист готовит материал. Воспитатели знакомятся с ним, анализируют его, дают оценку умениям, развитию детей, формируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

1. Частично-поисковый метод - воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему.

2. Метод объяснения - этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.

В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

3. Метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

4. Метод дискуссии - по форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых" невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия.

Заключение.

Для руководителя дошкольного учреждения актуален поиск и выбор оптимального варианта работы детского сада. Коллектив каждого педагогического учреждения должен иметь свое лицо, должна быть индивидуальность в системе работы дошкольного учреждения.

Для этого необходимо использовать новые формы и методы работы с педагогами для повышения их заинтересованности в работе и творческой самоотдачи; искать пути нестандартного решения многих вопросов, возникающих в практике планирования работы дошкольного учреждения. Чтобы конечный результат был всегда высок и эффективен.

В современных условиях можно выстроить эффективную систему методической помощи воспитателю только со знанием конкретных особенностей каждого педагога. Ведь от работы руководителя с педагогами, зависит работа воспитателей с детьми. Главное - научить педагогический коллектив думать сообща над улучшением путей и средств воспитания. Воспитатель должен иметь педагогическую свободу, самостоятельность выбора наиболее эффективного в сложившейся ситуации варианта действия, обладать нравственными качествами доброты и отзывчивости, широтой и искренностью, порядочностью, с уважением относиться к окружающим.

И главная задача руководителя в этом плане - способствовать творчеству педагогов.

В работе с педагогами необходимо обеспечивать обратную связь, откровенный обмен мнениями, анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения. Необходимо также учить культуре дискуссии, сплачивать коллектив, повышать уровень отношений между сотрудниками.

Список литературы.

1. Аншукова, Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя [Текст] / Е.Ю. Аншукова // Управление ДОУ. – 2004. − №3. − С. 29.

2. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.

3. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]: методическое пособие / Н.А. Виноградова Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 192с.

4. Виноградова, Н.А., Интерактивное обучение педагогов практиков в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.А.Виноградова, Е.А. Шилова // Детский сад: от А до Я. -2007.- №4. - С.90-98.

5. Голицина, Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ [Текст] / Н.С. Голицина. - М.: Скрипторий 2003, 2008. - 104с.

6. Жукова,Р.А. Педсоветы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р.А.Жукова. – Волгоград: ИТД Корифей, 2007.

7. Липчанская, И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ [Текст]: методические рекомендации / И.А. Липчанская. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н.Лосев. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -85с.

9. Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст] / Л.И. Лукина.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

10. Скоролупова, О. А. Планирование как один из этапов работы в ДОУ [Текст] / О.А. Скороупова. - М.: Скрипторий 2003, 2009. - 101 с.

11. Сыромятникова, Л.М. Педагогические советы в ДОУ [Текст] / Л.М. Сыромятникова.- М.: Планета, 2011.

12. Тавберидзе, В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой [Текст] / В.А. Тавберидзе, В. Калугина. - М.: Школьная пресса, 2008. - 154 с.