Классный час здоровый летний отдых. Портал образования

МКОУ «Ильменская СОШ»

Классный час в 6 классе.

Безопасное лето.

Подготовила

кл.рук. Шашорина Е.В.

Формирование навыков безопасного поведения школьников в период летних каникул.

– актуализировать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в лесу и на воде;
– способствовать формированию знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных ситуаций.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Наступила долгожданная пора – летние каникулы. Девять месяцев напряжённого труда – и вот пришло время отдохнуть, набраться сил, загореть, укрепить своё здоровье. Отдых необходим после любой выполненной работы, как физической, так и умственной. Учёными доказано, что режим дня человека не может состоять только из труда, или только из отдыха, или только из сна. Всё должно в равной мере чередоваться. К сожалению, многие ученики воспринимают каникулы как сплошной отдых и сон, забывая при этом о труде. Пускай это будет совсем небольшой труд: посильная работа на даче, уборка квартиры, забота о младших братьях и сёстрах, о престарелых людях, уход за домашними животными. Вспомним народную мудрость: «Безделие – мать всех пороков». Всё должно быть в меру. Лежание на диване у телевизора или нахождение почти всё время в Интернете превращают молодого человека в «обломова», хуже того - в компьютерозависимого человека. Человек уходит из реального мира в виртуальный и, сталкиваясь с проблемами реальности, пасует перед ними.

Пожар в природе.

Когда вокруг все горит – это страшно. Тем более страшно, когда пожар происходит в лесу, в степи,охватывая огромные площади.
Непотушенный костер, горящая спичка, брошенная на сухую травуили листья, могут стать причиной пожара.
С целью недопущения пожаров в природной среде запрещается:

Бросать в лесу горящие спички, окурки, тлеющие тряпки.

Разводить костер в густых зарослях.

Выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями.

Поджигать камыш.

Разводить костер в ветреную погоду и оставлять его без присмотра.

Оставлять костер горящим после покидания стоянки.

Выходить нужно на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоему. Если что то мешает вам уйти от огня, войдите в водоем или укройтесь на открытой поляне, накрывшись мокрой одеждой.

Обязательно сообщите о месте пожара спасателям.

Клещи

Многие любят отдыхать в лесополосах. К сожалению, такая прогулка может привести к неприятным последствиям.
Особую опасность представляют клещи. Они могут заразить человека инфекционными болезнями, из которых одной из самых опасных является клещевой энцефалит.
Заболевание характеризуется резким подъемом температуры до 39–40 градусов, сильными головными болями, рвотой. Развиваются неврологические нарушения, параличи верхних конечностей. Очень важно знать, что первые 2–3 часа после начала кровососания, клещи не успевают внести дозу вируса, достаточную для развития заболевания. Обратиться к врачу.

В целях профилактики заболеваемости клещевым энцефалитом рекомендуется:

1. При выходе в зеленую зону иметь одежду, плотно прилегающую к телу, куртки заправлять в брюки, брюки в сапоги, рукава и ворот должны быть застегнуты.

2.В целях обнаружения клещей каждые 2 часа проводить самоосмотры и взаимоосмотры открытых частей тела и поверхности одежды.

3.При жаркой погоде, когда нет возможности надевать плотно прилегающую одежду, перед выходом в зеленую зону применятьмази и лосьоны, отпугивающие насекомых.

4.При присасывании клещей немедленно обратиться в ближайшее лечебное учреждение.

Самостоятельное удаление клеща допускается взрослыми, если нет возможности обратиться в медицинское учреждение.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

1.Перед удалением клеща нужно смочить растительным маслом или керосином.

2.Оттянуть присосавшегося клеща пальцами и на головную часть у самой поверхности кожи наложить нитяную петлю. Осторожными покачиваниями, не совершая резких движений, за оба конца нити извлекают клеща вместе с хоботком.

4. Если остался хоботок в теле человека, его удаляют обожженной иглой или булавкой.

5.Место укуса обработать йодом.

6.После этого обратиться в лечебное учреждение.

Безопасность на воде

Как известно, купание не только доставляют удовольствие, но и служит хорошим средством закаливания организма. Но необходимо помнить, что небрежность, лихачество, излишняя шалость на воде нередко приводят к беде. Из-за несоблюдения техники безопасности в водоемах ежегодно гибнут тысячи людей.

Необходимо помнить правила безопасного поведения на воде:

купаться и загорать лучше на оборудованном пляже;

если вы не умеете плавать, не следует заходить в воду выше пояса;

находится в воде не более 15–20 минут, при переохлаждении могут возникнуть судороги;

нельзя нырять с мостов, пристаней даже в тех местах, где ныряли прошлым летом, так как за год мог понизиться уровень воды или было что-то брошено в воду;

прыгать с берега в незнакомых местах категорически запрещается;

нельзя заплывать за буйки, так как они ограничивают место с проверенным дном – там нет водоворотов;

нельзя заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил, чтобы вернуться к берегу;

опасно подныривать друг под друга, хватать за ноги, пугать, сталкивать в воду и заводить на глубину не умеющих плавать;

опасно купаться в воде ниже +17–19 0 С;

не следует купаться в шторм;

не следует купаться ночью.

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения существуют не только для водителей транспортных средств, но и для пешеходов.

1. Перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе: «Будь осторожен!».

2.Никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу.

3.Перед тем как выйти на проезжую часть, убедись, что слева, справа и сзади, если это перекресток, нет приближающегося транспорта.

4. Выйдя из автобуса, троллейбуса и трамвая, не обходи его спереди или сзади – подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу.

5.Не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде, самокате, санках.

6.Не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Для игр есть двор, детская площадка или стадион.

7. Переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину.

8.Никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя.

9.Когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны».

Правила дорожного движения для велосипедистов

Велосипед является транспортным средством.
Управлять велосипедом при перемещении по дорогам разрешается с 14 лет.

Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади – световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Движение

Велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по крайней правой полосе проезжей части в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Движение велосипедов (как и любых других транспортных средств) по тротуарам запрещено.

Водителям велосипеда запрещается:

ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

двигаться по дороге в темное время суток без включенного переднего белого фонаря.

Запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами.

Закон №1539

Каждому ребёнку необходима семья. Прежде всего, это мама и папа – родители. Родителям полагается растить детей. Это самые близкие родственники. Ваши родители несут ответственность за своих детей.

Что вы знаете о законе для родителей « О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» Ответы детей(дети не должны находиться без сопровождения родителей в общественных местах, игорных заведениях, барах.до7 лет круглосуточно, от7 до 14 с 21 часа. От 14 до18 лет с 22 часов.

Выполняете ли вы этот закон?

IV. Рефлексия

– Рефлексия показала, что мы далеко не идеально себя ведем, не всегда соблюдаем элементарные правила безопасности.

Я думаю, что наше сегодняшнее мероприятие помогло вам оценить важность выполнения этих правил, ведь порой от этого зависят наше здоровье и даже жизнь. Помните: все в ваших руках!

Тема классного часа: «Безопасность летнего отдыха»

Цель:

Формирование навыков безопасного поведения школьников в период летних каникул.

Задачи:

– актуализировать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в лесу и на воде;
– способствовать формированию знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных ситуаций.

Оборудование: таблички – названия групп; пословицы и поговорки; тест; выставка рисунков; карточки- заготовки для рефлексии; презентация.

Ход мероприятия:

  1. Организация класса.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

  1. Актуализация знаний.

Наступила пора летних каникул, когда вы, ребята, большую часть времени проводите на улице, в кругу сверстников. Как сделать летние каникулы, эту самую счастливую пору в жизни каждого школьника, по-настоящему безопасными?

  1. Постановка задачи.

Об этом наш сегодняшний классный час, который я предлагаю вам провести в форме устного журнала.

  1. Открытие новых знаний.

Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы по 4–5 человек. Каждая группа получает свою «страницу» устного журнала:

Пожарная безопасность;

Осторожно, клещи!

Безопасность на воде;

Правила дорожного движения;

Электробезопасность;

Личная безопасность.

Порядок работы:

Обсудить, что известно по предложенной теме.

Подготовить страницы в любой из предложенных форм:
– интервью;
– диалог с пострадавшим;
– серия рисунков;

Тезисы;

Составление памятки;

Сценка…

Используйте рисунки, которые вы нарисовали к классному часу.

5. Физминутка.

Поиграем в игру «Светофор» и отдохнем. Если я покажу красный круг, вы стоите молча. Если желтый круг, хлопаете в ладоши. А если зеленый, маршируем на месте.

  1. Выступления групп.
  1. Закрепление.

Работа с пословицами.

У каждой группы пословица, слова у которой все отдельно. Задание: составить из слов пословицу и объяснить ее смысл.

Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.

От искры пожар рождается.

Гляди в оба, да не разбей лоба.

Осторожный тихо шагает, да иных обгоняет.

Не узнавши броду, не суйся в воду.

Берегись бед, пока их нет!

Выполнение тестовых заданий.

Можно ли купаться в одиночку?

А. Да

В. Иногда, если рядом нет друзей

Разрешается ли нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, заплывать за буйки, выплывать на судовой ход и приближаться к судам, устраивать в воде игры, заплывать далеко на надувных матрасах?

А. Да

Б. Да, если рядом родители

В. Да, если ты умеешь хорошо плавать

Г. Нельзя ни в коем случае. Это опасно.

По какой полосе должен двигаться велосипедист на дороге общего пользования?

А. По правой, как можно правее

Б. По любой.

В. По левой.

Какой знак должен подать велосипедист перед остановкой (торможением)?

А. Поднять вверх левую руку.

Б. Поднять вверх правую руку.

В. Поднять вверх правую или левую руку.

Имеет ли право велосипедист, двигаясь по дороге с многополосным движением, делать левый поворот или разворачиваться?

А. Нет

Б. Да

В. Да, если нет машин

Какова должна быть глубина водоёма для людей, не умеющих плавать?

А. Не более 3 метров

Б. Не более 2 метров

В. Не более 1 метра

Прежде чем войти в воду, нужно

А. Полежать на солнце

Б. Плотно поесть

В. Охладиться, отдохнув в тени

Можно ли купаться в местах с быстрым течением?

А. Можно, если рядом взрослые

Б. Нет.

В. Можно

Желательно, чтобы температура воды для купающихся была не менее

А.15 градусов

Б. 16 градусов

В.14 градусов

Г.18 градусов

Где в условиях города разрешено кататься на роликовых коньках, играть в мяч и другие подвижные игры?

А. На специально отведённых площадках

Б. Там, где нет машин

В. На тротуарах

Курение – актуальнейшая проблема. Способствует ли курение возникновению раковых (онкологических) заболеваний)?

А. Нет

Б. Очень редко

В. Да, к этому приводят канцерогенные смолы, находящиеся в табаке,

По данным статистики, из 10 подростков, употребляющих алкоголь, в дальнейшем не становятся алкоголиками

А. 5 человек

Б. 8 человек

В. 2 человека

Летом часто встречаются грозы. Какая самая главная опасность при грозе?

А. Ветер

Б. Молния

В. Дождь

С какого возраста разрешено выезжать велосипедисту на дороги общего пользования?

А. С 12 лет

Б. С 13 лет

В. С 14 лет, но лучше воздержаться до совершеннолетия

Как вести себя, если у подъезда вашего дома стоит толпа агрессивно ведущих себя людей?

А. Пройти мимо, не обращая внимания

Б. Подойти к толпе и выяснить, в чём дело

В. Позвонить родителям

Согласны ли вы, что во время грозы нельзя располагаться с железнодорожным полотном, в самом водоёме и рядом с ним, вблизи деревьев, прислоняться к скалам, пользоваться зонтиком с металлическим наконечником, пользоваться мобильным телефоном?

А. Да, согласен. Категорически нельзя. Это опасно. Поражение молнии может быть смертельным

Б. Это не опасно

В. Гроза может только напугать.

Где нужно ожидать общественный транспорт?

А. На тротуаре

Б. На остановке или тротуаре

В. На проезжей части

Можно ли садиться в автомобиль к незнакомым людям?

Б. Можно, но ненадолго

В. Можно, если в машине всего один человек

Вернувшись с прогулки, ты открыл дверь своей квартиры и обнаружил сильное задымление. Твои дальнейшие действия?

А. Войду в квартиру и буду искать источник задымления
Б. Плотно закрою дверь, по лестнице спущусь на улицу, вызову пожарных, позвоню родителям
В. Открою все окна, чтобы проветрить квартиру

При возникновении пожара тебе нужно покинуть квартиру, находящуюся на 10-м этаже. Твои действия:

А. Прикрывая дыхательные органы рукой, выйду по лестнице через подъезд
Б. Спущусь по внешним пожарным лестницам
В. Быстро спущусь на лифте

18-А

19-Б

19-А

Проверка самостоятельной работы. Обсуждение допущенных ошибок, их корректировка.

Просмотр презентации.

  1. Рефлексия.

Ответьте на вопрос «Как я соблюдаю правила техники безопасности?», дорисовав смайлик.

Подсчет мнений.

  1. Итоги урока.

– Оказывается, мы не все идеально себя ведем, не всегда соблюдаем элементарные правила безопасности.

Я думаю, что наше сегодняшнее мероприятие помогло вам оценить важность выполнения этих правил, ведь порой от этого зависят наше здоровье и даже жизнь. Помните: ваша жизнь и здоровье в ваших руках!

Литература

  1. Амбарцумян В. Безопасность личности // ОБЖ, 2008, № 1.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006.

  1. Волков В. Как избежать беды. – М.: Вита-пресс, 2007.
  2. Лавлинскова Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения. – М.: Учитель, 2008.

Ребята, а вы знаете, что означает слово - здравствуйте?

Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья.

В приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья, наверно потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Сегодня у нас классный час посвящен здоровью человека.

Чтобы были вы красивы,

Чтобы не были плаксивы,

Чтоб в руках любое дело

Дружно спорилось, горело,

Чтобы громче пелись песни,

Жить, чтоб было интересней,

Нужно сильным быть, здоровым.

Эти истины не новы.

Ребята, а здоровый человек. Какой он?

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Выберите слова для характеристики здорового человека.

красивый румяный сутулый стройный сильный толстый ловкий крепкий бледный неуклюжий

Каким способом можно достичь этих качеств?

Конечно! Все верно! А как же все успеть сделать за 1 день?

Верно! Сегодня мы с вами составим правильный режим дня. Для этого я вам расскажу сначала об основных правилах составления режима дня.

Правильный режим дня - это правильная организация и наиболее целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. У большинства людей в повседневной

жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы работают, отдыхают, принимают пищу. Режим дня - это основа нормальной жизнедеятельности человека, так говорят ученые.

При этом учитывается еще одно очень важное обстоятельство. Всей живой природе присуще чувство времени, с которым связаны биологические ритмы. А что же такое биологические ритмы?

Биологические ритмы - это состояние организма, которое через некоторое время повторяется, например, ритмично бьется сердце, после отдыха организм требует отдыха. С биологическими ритмами связана наша работоспособность. Некоторые люди лучше и больше работают утром. Как их называют?

А те, кто лучше работают вечером и ночью?

А те, кто может одинаково работать днем и ночью?

известно, что в течение суток отмечаются изменения работоспособности с двумя “пиками” ее повышения - с 8 до 13 и с 16 до 19 часов.

Вот поэтому необходимо так организовывать свой режим дня, чтобы основная нагрузка была именно в эти часы.

Как вы думаете, что лучше делать в эти часы?

Правильно, с 8 до 13 часов лучше всего заниматься в школе, а с 16 до 19 часов - выполнять домашнее задание.

Но давайте рассмотрим свой режим дня по частям, от утреннего подъема до вечернего сна. Сутки должны быть распределены так: 7-8 часов работы, 9-10 часов сна, 6-7 часов отдыха, но обязательно активного.

Давайте по нашей схеме составим режим дня для вас.

На доске рисунок циферблата часов и надписи: сон, подъем, занятия в школе, завтрак, зарядка, прогулка, обед, полдник, ужин, домашнее задание, свободное время…).

Вот какие мы молодцы! А теперь давайте все встанем и дружно покажем, как у нас проходит утро!

Мы умеем на кроватке - (встали, руки на поясе)

Простыню разгладить гладко. - (движения рук влево - вправо)

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки. - (движения кулачками)

Мы сегодня утром рано

Умывались из-под крана, - (показ движений при умывании)

А теперь все по порядку

Дружно делаем зарядку. - (шагаем на месте)

Стой-ка смирно, руки вниз, - (ноги вместе, руки вдоль туловища)

Гнись пониже, не ленись! - (наклоны вперед)

Кто с зарядкой дружит смело, - (приседания)

Тот с утра прогонит лень. - (прыжки на месте)

Будет сильным и умелым (шагаем ан месте)

И веселым целый день. (хлопаем в ладоши)

Молодцы! Теперь мы уже знаем о режиме дня. А вот у меня есть 4 знакомых ребят. Давайте мы прочтем о них и скажем, в чем у них проблема!

Ситуация 1

Сережа очень любит читать книги и играть на компьютере. Придя из школы домой, пообедав, он идет к другу. Они обмениваются книгами или кассетами, немного гуляют, а затем расходятся по домам, чтобы выполнить домашнее задание. После этого Сережа занимается своим любимым делом: чтением книг или игрой на компьютере допоздна, иногда до 12 ч ночи. Утром ему нелегко встать, но, сделав утреннюю гимнастику, он чувствует себя лучше. В школе уже на втором уроке он чувствует себя утомленным.

Почему? Какой бы совет вы дали Сереже?

Ситуация 2

Света веселая, общительная девочка. После школы она любит поболтать с подружками, погулять по улице, никогда не спешит домой. Вернувшись поздно, она вспоминает, что должна выполнить поручения мамы. Выполняя их, часто отвлекается на звонки друзей, долго беседует с ними. Домашнее задание садится делать в разное время, иногда в 17ч, иногда в 19ч. Света начала замечать, что успеваемость в школе стала хуже, чаще появляется плохое настроение, устает.

Почему? Какой бы совет вы дали Свете?

Ситуация 3

Денис предпочитает подольше поспать, не успевает перед школой позавтракать. В школьной столовой он наспех съедает булочку, запивая, ее чаем. Играет на перемене с ребятами. После уроков, не заходя домой, долго гуляет на улице. Вернувшись, он опять наспех съедает бутерброды, потому что на разогревание еды ему не хочется тратить время, так как по телевизору скоро начнутся мультфильмы. Потом надо садиться делать домашнее задание. К вечеру он чувствует, что болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Денису?

Ситуация 4

Лиля не любит гулять на улице, предпочитает отдыхать у себя в комнате, занимаясь любимым делом. Никогда не открывает в комнате форточку, боится заболеть. К вечеру она чувствует себя утомленной и у нее часто болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Лиле?

Соблюдали ли ребята Сережа, Света, Денис и Лиля режим дня?

Как чувствовали себя ребята?

Изменилась ли успеваемость ребят?

Нужно ли соблюдать режим дня?

Ребята, а как вы думаете, почему мы сегодня на классном часе говорили именно о режиме дня?

Думаю, что все вы убедились в необходимости соблюдения режима дня, узнали, как распределять время на работу и отдых, узнали как вести себя в отношении своего здоровья.

Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться - каждый день перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь - это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.

Всероссийский урок по основам безопасности жизнедеятельности
Тема: «Безопасный отдых в летний период»
Общие положения
Актуальность проведения Всероссийского урока по основам безопасности
жизнедеятельности»:
Всероссийский урок по основам безопасности жизнедеятельности (далее ­
урок) проводится в целях выработки единых подходов к формированию
государственной политики в области безопасности жизнедеятельности,
привлечения внимания общественности к проблеме формирования культуры
более
безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения,
эффективного усвоения теоретических знаний учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности», отработки практических навыков действий в
различных чрезвычайных ситуациях, популяризации Всероссийского детско­
юношеского движения «Школа безопасности» (далее ­ Движение), а также
повышения престижа профессий пожарного и спасателя.
Содержание урока: массовое мероприятие среди обучающихся 1­2 курса в
ГБПОУ СПЦ № 5 с.Горнозаводск, Невельский район, Сахалинская область с
доведением информации до подрастающего поколения и педагогов о
необходимости формирования у обучающихся навыков распознания и оценки
опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов
защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умений защищать свою жизнь
и здоровье, оказывать само­ и взаимопомощь.
Цели и задачи проведения урока:
сформировать у обучающихся представление о правильном, безопасном
поведении в период летних каникул, познакомить с правилами поведения в
местах массового отдыха, о мерах предосторожности на воде, при посещении
леса, создать условия для формирования таких личностных качеств как:
осторожность, самообладание, ответственность, уважение к себе и окружающим.

Сроки, место, продолжительность и формат проведения урока
Дата проведения: 28 апреля 2017 года.
Место проведения: ГБПОУ СПЦ № 5 с.Горнозаводск, Невельский район,
Сахалинская область
Формат проведения: семинар­ практикум с использованием ИКТ
Продолжительность: 45 минут
Ход урока
План
1. Правила поведения подростков в природной среде


чрезвычайных ситуаций.
1. Правила безопасного поведения на природе
Выступление преподавателя – организатора ГБПОУ СПЦ № 5 – Желдак
С.А.
В любое время года трудно усидеть дома. «Зов предков» манит нас в лес, на
речку, в дальний поход с ночевкой или просто погулять, «поохотиться» за
грибами, ягодами и орешками, подышать лесным воздухом. Само пребывание на
природе, общение с ней является оздоравливающим фактором, но вместе с тем
таят в себе определенную опасность.
Существует неписаное правило: заходя в какое­то незнакомое место,
запоминайте направление своего движения – ведь возвращаться придется в
обратном направлении. Поэтому, прежде чем углубиться в незнакомый лес,
обратите внимание на солнце, запомните, с какой стороны оно расположено.
Если солнце справа, то при выходе из леса нужно, чтобы оно оказалось слева, с
учетом пройденного времени.
Но если вы, несмотря на все предосторожности, все­таки заблудились,
постарайтесь:
­ прекратить движение, громко кричать и прислушаться (определить
направление на дорогу можно по звуку проезжающих автомобилей);

­ найти или соорудить убежище от непогоды (крупные ветки прислонить к
стволу дерева, на землю постелить ветки ели или сосны);
­ установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный
запас;
­ рассчитать запасы пищи и найти способы ее добычи (в лесу множество
растений пригодных в пищу в сыром виде: ягоды, внутренний слой коры и почки
молодых берез и хвойных деревьев);
­ попытаться восстановить ориентировку на местности по: солнцу (в
полдень оно на юге), одиноко стоящему дереву (мох растет с северной стороны,
крона более густая и пышная с южной стороны), муравейнику (его южный склон
всегда поле пологий, чем северный), ягодам (начинают созревать с южной
стороны).
Надо отыскать несколько признаков и сопоставив их выбрать нужное
направление;
­ передвигаясь по лесу, запоминать свой путь, отмечая по дороге предметы,
которые могут служить ориентирами (поваленные деревья, просеки, ямы,
крутые скаты);
­ если вышли к линейному ориентиру (река, дорога, линии электропередач)
надо двигаться вдоль них;
­ в лесу можно поцарапаться, порезаться, получить ушиб и ссадину.
Поэтому необходимо уметь пользоваться лекарственными растениями: если
крапиву в истолченном виде положить на рану ­ кровотечение остановится и
рана заживет, листья подорожника в виде свежеистолченной массы
обеззараживает рану, оказывает болеутоляющее и заживляющее действие,
сердцевину камыша и пух кипрея (иван­чая) можно использовать вместо ваты.
Только знания и умение позволят уменьшить вероятность попадания в
жизненно опасную ситуацию и повысят внутреннюю готовность противостоять
возникшим трудностям.
Жизнь многообразна в своих проявлениях, поэтому предупредить все
опасные ситуации невозможно, многое приходится решать в зависимости от

обстоятельств, но значительно снизить риск своего существования способен
каждый.
Где бы вы не находились, чтобы не быть потенциальной жертвой,
передавайте всем своим видом сообщение о том, что вы спокойны, уверены и
знаете, куда идете.
Стойте во весь рост, смотрите целеустремленно и не задерживайте долгий
взгляд на окружающих.
Держитесь уверенно, но не агрессивно.
Обычно преступники в качестве жертвы выбирают людей тихих, робких и
неуверенных в себе.
Тренинг «Отработка состояния уверенности и неуверенности».
Выступление психолога ГБПОУ СПЦ № 5 – Растеряева К.С.
Техника «Лучшие воспоминания». Вспомните моменты, когда вы
испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, это был
лучший результат на спортивных соревнованиях, выступление на концерте, или
вы просто что­то сумели сделать лучше других. Вспомните момент, когда вы
почувствовали себя героем. Еще раз эмоционально ярко переживите его.
Отметьте опорные симптомы вашей уверенности.
Техника «Корона уверенности». Представить себя посередине стадиона,
где все зрители встали, чтобы громко вам поаплодировать. Вы широко
улыбаетесь этому шквалу аплодисментов, а на голове у вас красуется
великолепная корона.
Демонстрация видео ролика «Безопасность на водоемах».
2. Правила поведения подростков на воде

Опасные ситуации на воде
Выступление фельдшера ГБПОУ СПЦ № 5 – Нерухова И.В.
1. Что делать, если появились в ногах судороги?
Необходимо сразу же перестать работать этой ногой. Если есть
возможность, встать на дно и растереть сведённую мышцу либо на секунду
погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя
ступню за большой палец. Можно также плыть, работая только руками,
расслабив при этом сведённую ногу.
Прежде чем решаться на длительные заплывы, научитесь отдыхать в воде,
восстанавливать силы.
2. Солнечный удар. Ожоги.
А теперь поговорим о том, что может с вами произойти, если вы слишком
долго находились на солнце. Находясь на природе, человек имеет большие
возможности для укрепления здоровья путём закаливания организма. Главными
факторами закаливания являются солнце, воздух и вода. Только вот беда – люди
не всегда правильно используют благотворное влияние природы. При приеме
солнечных, воздушных и водных процедур надо соблюдать определённые
правила, иначе эти процедуры доставят больше неприятностей, чем радости.
Хорошим средством закаливания организма являются воздушные ванны.
Места приёма солнечных ванн должны быть достаточно открытыми для
солнца и естественного движения воздуха, но в то же время защищены от ветра.

Признаки перегревания: слабость, головокружение, перед глазами
замелькали «мушки». Вам следует присесть или прилечь в тени, смочить голову
или лицо холодной водой. Также необходимо обмахиваться газетой,
полотенцем, выпить минеральной или слегка подсоленной воды.
Признаки солнечного удара: лицо краснеет, а затем бледнеет, появляется
головная боль, головокружение, слабость, шум в ушах, пульс едва
прощупывается, дыхание еле заметно. В тяжелых случаях может начаться
тошнота, рвота, кровотечение из носа, судороги и обморок. Пострадавшего
нужно отвести в тень, положить так, чтобы голова была выше туловища,
спрыснуть лицо холодной водой, на голову положить холодный компресс,
напоить холодной водой или холодным крепким чаем.
Что такое солнечный ожог?
Солнечный ожог – самый настоящий ожог. Однако он отличается от всех
остальных тем, что сначала солнечные лучи повреждают кожу, а только потом
появляется характерная краснота. Причиной являются ультрафиолетовые лучи.
Кстати, чтобы получить загар требуется не слишком большое их количество.
Главное, все происходит постепенно.
Что делать если вы обгорели?
Во всех этих случаях необходимо обратиться в медицинское учреждение.
Правила:
­ Надо начинать загорать постепенно, если у вас нет противопоказаний.
Продолжительность первой солнечной ванны не должна превышать 10 – 15
минут. Лучшее время – утренние часы, когда воздух чист и менее нагрет.
­ Солнечные ванны принимают в положении лёжа, при котором
обеспечивается равномерное облучение. Ложиться нужно ногами к солнцу, а
голову следует защищать от прямых солнечных лучей (но не обвязывать
полотенцем или косынкой).
­ Во время приема солнечных ванн нельзя спать, надо менять положение
тела. Каждый час делать перерыв на 10 – 15 мин. И отдыхать в тени.

3. Действия при возникновении или угрозе возникновения природных
чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайная ситуация – это обстановка, которая сложилась в результате
аварии, катастрофы, стихийного бедствия и угрожает здоровью людей и
окружающей природной среде.
Население оповещается сигналом «Внимание всем» (сирена и прерывистые
гудки) по сети вещания города передается текст, в котором указывается место и
время аварии, порядок действия населения.
По сигналу «Внимание всем» необходимо:
­ включить радио, телевизор для прослушивания экстренных сообщений;
­ проинформировать соседей и родственников и действовать согласно
сообщению;
­ при необходимости эвакуации собрать вещи первой необходимости
(документы, ценности, продукты питания, одежду);
­ помочь собраться престарелым и больным.
На территории нашего региона возможны: ветры со скоростью 100 км/ч и
более, резкие понижения температуры воздуха и связанные с этим снегопады,
метели, бураны и град, наводнения, землетрясения, пожары.
Наиболее вероятными ЧС являются пожары, землетрясения и наводнения.
Демонстрация презентации составление алгоритма действий

Закрепление материала
Задание. Соберите тревожный чемоданчик с предметами первой
необходимости
На листах А­4 изображения:
Б
А
Д
И
Е
К
В
Ж
Л
Г
З
М

Н
О
П
Р
Ответ: А,Б,В,Г,Е,Ж,И,К,П
Итог
ПОМНИТЕ:
Ваши знания, умения и навыки –залог уверенности и эффективности
действий в опасных ситуациях!
Раздать обучающимся памятки «Действия при ЧС» (Приложение 1)

НАВОДНЕНИЕ
Приложение 1
Это когда местность быстро покрывает слой воды. Обычная причина ­ ливневые
дожди.
ДЕЙСТВИЯ ДО ЧС
Ознакомьтесь с сигналами тревоги и мерами эвакуации.
В случае риска наводнения отключите электричество, все нагревательные
приборы и газ.
Перенесите мебель, электрооборудование и личные вещи на верхние этажи.
Положите токсические вещества, такие, как пестициды и инсектициды, в
надежное место, чтобы не вызвать загрязнения.
ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЧС
Если вы в доме:
Сохраняйте спокойствие.
Предупредите соседей и помогите детям, старикам, инвалидам.
Слушайте радио, чтобы получать известия о развитии бедствия.
Покиньте дом как только получите распоряжение об эвакуации от спасательных
служб.
Для эвакуации пользуйтесь маршрутом, назначенным спасательными службами.
Не пытайтесь «срезать путь» ­ вы можете попасть в опасное место и оказаться в
ловушке.
Обезопасьте домашних животных, обеспечьте их водой и питанием.
Берите с собой только то, что абсолютно необходимо (аптечку первой помощи,
документы, медикаменты).
Если вы в машине:
Избегайте езды по залитой дороге ­ вас может снести течением.
Если вы оказались в зоне затопления, а машина сломалась, покиньте ее и
вызовите помощь.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ЧС
Достаньте аптечку первой помощи, помогите раненым.

Соблюдайте осторожность, вернувшись в дом. Проверьте, надежны ли его
конструкции (стены, полы).
Обнаружив в доме и вокруг него лужу стоячей воды, немедленно залейте ее 2
литрами отбеливателя.
Не отводите всю воду сразу (это может повредить фундамент) ­ каждый день
отводите только около трети общего объема воды.
Не живите в доме, где осталась стоячая вода.
Опасайтесь электрического удара ­ если слой воды на полу толще 5 см, носите
резиновые сапоги.
Убедитесь в том, что электрические кабели не контачат с водой. В затопленных
местах немедленно отключайте электропитание на распределительных щитах, если вы
этого еще не сделали.
Если пол у электрощита влажный, накройте его сухой доской и стойте на ней.
Чтобы отключить электричество, воспользуйтесь сухой палкой.
Если вы подозреваете, питьевая вода в колодце или колонке загрязнена,
используйте воду, заранее запасенную в бутылках, или же кипятите ее в течение 5
минут. Также можно добавить 2 капли отбеливателя на 1 литр загрязненной воды и
после этого отстаивать воду в течение 30 минут.
Вымойте или обеззаразьте загрязненную посуду и столовые приборы, используя
для этого кипяток или отбеливатель (чайную ложку отбеливателя на раковину,
наполненную водой).
Не поднимайте температуру воздуха в доме выше 4°С прежде чем не будет
отведена вся стоячая вода.
Очистите дом от всех обломков и пропитанных водой предметов.
Уберите оставшиеся ил и грязь, выбросьте загрязненные постельные
принадлежности, одежду, мебель и другие предметы.
Протрите все поверхности в доме отбеливателем. При этом обеспечьте
хорошую вентиляцию, чтобы очистить воздух от токсичных испарений.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
Это резкое разрушение горных пород глубоко под поверхностью земли,
создающее подземные или наземные трещины. В результате по земле проходит
вибрация, передающаяся и на здания.
ДЕЙСТВИЯ ДО ЧС
Узнайте, где находятся выключатели распределителей электроэнергии, воды и
газа и как ими управляют.
Надежно прикрепите книжные полки и стеллажи к стенам.
Расположите тяжелые предметы как можно ближе к поверхности пола.
ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЧС
Если вы в помещении:
Не выбегайте наружу. Внутри безопаснее.
Укройтесь в дверном проеме, под столом, скамьей или кроватью и держитесь за
них так, чтобы следовать за их передвижениями.
Если в доме нет крепкой мебели, прижмитесь к внутренней стене и прикрывайте
голову и шею.
Держитесь подальше от печи, окон и балконов.
Не пользуйтесь лифтом.
Если вы на улице:
Отбегите на открытое пространство
Передвигайтесь как можно дальше от зданий, сооружений, высоких стен,
проводов, электрокабелей и любых других объектов, которые могут обвалиться.
Если землетрясение вас застигло возле высокого здания или на узкой улице,
укройтесь на крыльце или в дверном проеме подъезда, чтобы уберечься от падающих
обломков.
Если вы в автомобиле:
Остановите автомобиль и оставайтесь в нем.
Избегайте мостов, эстакад и других сооружений, которые могут рухнуть.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ЧС
Если вы ранены:
Не паникуйте, сохраняйте спокойствие.

Любыми способами привлеките к себе внимание окружающих (свистите в
свисток, стучите в стены и т. д.)
Если вы не ранены:
Старайтесь погасить возникшие очаги пожара.
Отключите любые источники тепла и электромагнитного излучения.
Если здание повреждено, перекройте системы электро­, водо­ газоснабжения.
Не пользуйтесь спичками и зажигалками, так как есть вероятность утечки газа.
Слушайте радио и следуйте инструкциям спасательных служб.
Окажите раненым первую помощь (для этого у вас должна быть аптечка).
Пользуйтесь телефоном только для того, чтобы сообщить о пострадавших ­ не
перегружайте телефонные линии, необходимые для работы спасательных и
медицинских служб.
Не входите в поврежденный дом даже если убеждены, что он безопасен.
В случае повторных толчков оставайтесь на месте и принимайте меры
самозащиты.
Рационируйте ваш запас продуктов и питьевой воды.
УРАГАН
Для него характерен мощный ветер и проливные дожди. Он вызывается резкими
атмосферными изменениями над сушей и морем.
ДЕЙСТВИЯ ДО ЧС
Храните чемоданчик с предметами первой необходимости (продуктами,
одеждой, медикаментами, фонариком, транзисторным приемником на батарейках,
личными документами).
Определите, где прятаться ­ в подвале, погребе (если таковых нет, то под
крепким столом или диваном посреди комнаты на первом этаже, подальше от внешних
стен и окон).
Регулярно спиливайте отмершие ветви деревьев и мертвые деревья в саду,
чтобы они не упали на дом.
Прочно скрепите с землей все постройки, особенно времянки.
Назначьте для всей семьи место встречи на случай, если ураган застигнет членов
семьи в разных местах (в школе, на работе и т.д.) или если дом будет разрушен.
В СЛУЧАЕ ОПАСНОСТИ

Если вы в доме:
Избегайте покидать дом.
Слушайте радио или смотрите телевизор.
Закройте двери и окна.
Усильте оконные стекла полосками клейкой ленты, укрепленными крест­
накрест или звездообразно.
Внесите в дом все предметы и мебель, которые могут быть унесены ветром или
водой.
Соберите скот в наиболее крепком хлеву и оставьте там запас корма и воды.
Если власти издадут распоряжение об эвакуации, покиньте дом, прихватив
чемоданчик с предметами первой необходимости.
Если вы вне дома:
Если поблизости нет укрытия, лягте на землю в канаве (или ущелье) и заслоните
голову.
При угрозе урагана ни в коем случае не пользуйтесь лодками. Если вы узнали о
приближении урагана, находясь в лодке, немедленно выбирайтесь на берег.
Если вы в автомобиле:
Выйдите из него и идите от него прочь, так как ветер может его опрокинуть и
даже поднять в воздух.
ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЧС
Сохраняйте спокойствие.
Ни в коем случае не покидайте дом.
Соберите всех в убежище или, если такового нет, в заранее выбранной комнате.
Слушайте радио, чтобы получать информацию.
Никуда не звоните, чтобы не перегружать телефонные линии.
Следуйте инструкциям властей и спасательных служб.
При грозе защитите себя, выключив радио, телевизор и отключив
электричество. Держитесь подальше от металлических предметов. Не стойте на
возвышенности, не пытайтесь укрыться под деревом. Если вы в машине, оставайтесь в
ней.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ЧС
Сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь панике.

Слушайте радио и следуйте переданным по нему инструкциям.
Окажите первую помощь пострадавшим и заваленным. При необходимости
вызовите подмогу.
Не приближайтесь к поврежденным электропроводам.
Не пользуйтесь телефоном без крайней необходимости (линии должны быть
свободными, чтобы ими могли пользоваться чрезвычайные службы).
Не пейте воду, не прокипятив ее в течение, как минимум, 10 минут или не
обеззаразив ее таблетками хлорки или отбеливателя (1 капля на 1 литр воды или, если
вода мутная, следует добавить 3 капли и оставить воду в течение 30 минут).
В случае длительного перерыва в электроснабжении проверьте содержимое
холодильников и выбросьте испорченные продукты.
БЫТОВОЙ ПОЖАР
Огонь распространяется и причиняет более или менее значительный ущерб в
зависимости от вида горящих материалов.
ДЕЙСТВИЯ ДО ЧС
Храните и спички и зажигалки в местах, как можно менее доступных для детей.
Не храните воспламеняемые вещества и предметы (спирт, газовые баллоны,
бумагу, материю и т.д.) поблизости от источника тепла.
Избегайте накопления тепла (например, не накрывайте ничем телевизоры,
калориферы и т.п.).
Не пользуйтесь свечами или же задувайте их перед тем, как покинуть комнату.
Осторожно с золой - она может содержать в себе тлеющие головни в течение
нескольких дней. Если она вам нужна, храните ее в огнеупорном контейнере.
Никогда не курите в постели.
Для окурков используйте огнеупорные подносы. Прежде чем выбросить окурки
в
мусорный
бак
или
ведро,

несколько

часов.
Не покидайте кухню, если на плите кипящее масло. Перед уходом из дома проверьте,
выключены ли на плите все конфорки.
Помните номера телефонов спасательных служб (пожарных, ГО и др.).
ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЧС
Действуйте спокойно и рассудительно, не поддавайтесь панике.
Известите пожарную службу, четко сообщите ей свой адрес.

Отключите газ и электричество.
Используйте доступные средства пожаротушения. Никогда не пытайтесь
погасить горящие нефтепродукты водой. Если горит электрооборудование, отключите
его от источника питания.
Покиньте здание.
Попытайтесь спасти людей и животных, подвергшихся опасности (если на
человеке загорелась одежда, набросьте на него одеяло и катайте по земле).
Если лестничные клетки и коридоры задымлены, оставайтесь в квартире,
закройте двери и окна, чтобы не допустить сквозняка. Часто поливайте дверь водой и
законопатьте щели в двери мокрыми тряпками. Держитесь у окна, чтобы снаружи было
видно, что вы в доме (но окна не открывайте).
Если вы в задымленном месте, держитесь ближе к полу ­ там есть полоса
чистого воздуха.
Избегайте риска оказаться в огненной ловушке.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ЧС
Следуйте инструкциям спасательных служб.
Осмотрите дом.
Помогите соседям. Используя аптечку первой помощи, окажите помощь людям,
попавшим в беду.