Лексико грамматические упражнения для подготовительной группы. Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико – грамматического строя речи

учитель-логопед Колесникова А.Е.

МДОУ комбинированного вида

д/с №399 городского округа Самары

Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие).

Цель:

  • Коррекционно-образовательная : уточнение, закрепление предметного словаря по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей) ; закрепление навыка согласования числительного и существительного; совершенствование навыков слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов со включением предлога;
  • Коррекционно-развивающая: расширение объёма внимания; развитие слухового внимания; развитие логического мышления;
  • Коррекционно-воспитательная: умение сосредоточенно выполнять задания на занятии; воспитание умения радоваться за успехи товарища; воспитание умения работать в коллективе;

Оборудование:

Демонстрационный : предметные картинки с взрослыми птицами и их птенцами (Курица – петух – цыплята, гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята, индюк – индюшка – индюшата);

Раздаточный: предметная картинка со взрослой птицей (мама или папа) или птенцом; картинка с цифрой (от1 до 10); разноцветные полоски из плотного картона, для составления схемы предложения;

Ход занятия.

I . Вступительная часть.

1. Организационный момент:

Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

– назови птенца индюка;

– назови его «маму»;

– его «папу»;

– «Мама» – гусыня, а «папа»…?

– назови его птенца;

2. Объявление темы занятия.

Мы сегодня продолжим говорить о домашних птицах и, надеюсь, узнаем о них кое-что интересное.

II . Основная часть.

1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

Курица – красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была.

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Вкусные, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот,

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Назовите, а кто будет парочкой для моей курочки? (Петух)

2. Прослушивание стихотворения с инструкцией поиска слов с заданным звуком (читает ребёнок).

Л.: Дашенька Иванова знает стихотворение о петушке. Даша научилась очень хорошо проговаривать звук (Ш) и сейчас вам это покажет. Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком «Ш»

Ребёнок декламирует стихотворение.

Назовите слова со звуком «Ш».

А теперь давайте поздравим Дашеньку (похлопаем) с и порадуемся её успехам.

3. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

Л.: Ребята, мама у нас есть – курица, папа – петух, а птенец у них кто?

Петух…? – кукарекает, курица… – кудахчет, цыплёнок – пищит, и т.д.

4. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

Л.: Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму – птицу, которая так обращается к своим малышам.

  • Крякушки – детушки, мои непоседушки… (утка);
  • Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);
  • Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
  • Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?… (курица)

Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки (крякушки, балабочет, гогочу, куд-куда).

5. Упражнение «Кто живёт в птичнике» (уточнение названий птенцов домашних птиц, составление предложений с использование м навыка словоизменения существительных по падежам – Винительный падеж).

Л.: А кого же не могут мамы – птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц и расскажем, кто там живёт.

Дети, показывая на картинку, составляют предложения по образцу:

ОБРАЗЕЦ (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят. И т.д.

Один ребёнок составляет предложение по одной картинке, которую выбирает сам.

6. «Слоговая задачка» (синтез слова из отдельных слогов, деление слова на слоги)

Вспомните, кто всё время пугал наших птиц в птичнике? (Кот). За кем гоняется наш кот – проказник? Как вы думаете? (за мышкой) А вы хотите узнать, кого он поймал?

На доске стоят отдельные слоги слова, постав те их в нужном порядке и вы узнаете, кого поймал кот. ШО – НОК – МЫ (Мы- шо-нок).

7. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

Утром с шуткой – прибауткой

(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

Прихорашивалась утка:

(показывание перед лицом «зеркала» – две ладони вместе)

«Я пригожа и стройна

(проведение руками по лицу, затем по телу)

И умом наделена!

(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

Плавная походочка –

(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

8. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в Р.п.).

Л.: Пока мы гуляли на как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

– Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

– Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры. Которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры)

Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.

9. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

Л.: Ребята составьте схему предложения. А вот какого? Я сама не знаю? (провокационное поведение) Давайте составим предложение вместе.

– О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе – уточнение окончаний слов).

– Как называется их птенец? (цыплёнок)

– Где они живут? (в птичнике)

– Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица?

Картотека воспитателя логопедической подготовительной к школе группе Волненко Л.Ю.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи.

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

    оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

    знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

    постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

    подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

    включать в работу по развитию лексико-грамматического строя

    воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

    активизация и обогащение словаря по теме;

    описание предметов, особенностей строения;

    называние действий с данными по теме предметами;

    называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

    упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

    упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

    употребление предлогов;

    составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

Настольно-печатные;

Дидактические;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые;

Компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило

словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель : упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал :

Один город -.

Одна улица -.

Одна страна -.

Одна река -.

Одно поле -.

Одна гора -.

Игра «Один – много»

Цель : образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры : предложите назвать существительные, употребляя слово «много» .

Лексический материал :

горожанин

Игра «Кто больше!»

Цель : упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры : назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал :

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер) ;

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.) ;

едет. (поезд, автомобиль, пассажир) ;

волнуется (море, река, мама, папа) ;

собирает (урожай, гостей) .

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни) .

Игра «Отгадай»

Цель : согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания :

Лексический материал :

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите :

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите :

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель : совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал :

шум города – шум (какой) (городской) ;

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) - ….

Игра «Подбери признак, действие»

Цель : развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал :

Россия (какая) -. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Дом (какой) -.

Край (какой) – …

Город (какой) - …

Парк (какой) -.

Памятник (какой) -.

Горожане (что делают) - …

Игра «Назови ласково»

Цель : закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход : попросить назвать ласково.

Лексический материал :

город – городок

магазин - ….

Игра «Есть – нет»

Цель : образовывать существительные в родительном падеже.

Ход : предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал :

город – нет города аптека - …

вокзал - … дом - …

магазин - … парк - …

улица – … житель - …

горожанин –

Игра «Образуй новое слово»

Цель : образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных .

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал :

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий) .

горный – (гора, речной – (река, морской – (море) .Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель : закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал :

Красивая город.

Большие сквер.

Старое памятник.

Новая район.

Привокзальные площадь.

Игра «Подбери родственников»

Цель : формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал :

Река - речка - реченька - речушка - заречный - речной - речонка; Капля - … Трава – …

Игра «Скажи наоборот»

Цель : сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

Лексический материал :

Богатый край -

Мелкое море -

Темная улица -

Широкая аллея -

Дождливая погода -

Светлое небо -

Яркая зелень -

Холодный дождь -

Прохладный фонтан -

Шумный город -

Многоэтажный дом -

Новый сквер –

Игра «Назови слова-приятели»

Цель : подбирать синонимы.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Красивый –. (прекрасный) .

Большой –. (огромный) .

Трудный –. (тяжелый) .

Бежать –. (мчаться, нестись) .

Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.

Тема «Кто где живет?»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.

Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».

Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности, воображение, творчество.

Формировать экологическую культуру, воспитывать чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофон; кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года»; предметы для «зимнего леса»: искусственные ели, пеньки, ветки, вата, снежинки, белая бумага (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами и шишками, мягкие игрушки: медведь, заяц, белка, волк, еж, лиса; фланелеграфы (один большой и два маленьких); картинный материал (дикие животные, их жилища, две-три елочки, кустики, солнышко, сугробы, облака, снежинки и т.д.), маски зайчиков.

Лексический материал:

Имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона;

Имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, заячьи, волчье, косолапый;

Глаголы: поселяются, утепляют, выдолбить.

Организационный момент

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто?

По деревьям скок-скок,

Да орешки щелк-щелк.

Дети. К нам пришла белка.

После каждого ответа логопед выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного.

Логопед. А как вы догадались?

Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает.

Логопед. Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Дети. Медведь.

Логопед. А как вы понимаете слово косолапо?

Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны.

Логопед поясняет: «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Рыжая, хитрая, кур крадет.

Дети. Лиса.

Логопед. А что значит хитрая?

Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).

Логопед. Ползун ползет,

Иголки на себе везет.

Дети. Ежик.

Логопед. А что вы еще можете сказать о еже?

Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.

Логопед. Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети. Заяц.

Логопед. А что еще можно сказать о зайце?

Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

Логопед. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Дети. Волк.

Логопед. Посмотрите на картинки, которые появились на фланелеграфе. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети. Звери. Дикие животные.

Логопед. Почему этих животных называют дикими?

Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

Сообщение темы занятия

Логопед. Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово жилище?

Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Логопед поясняет: «Жилище - место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу.

Основная часть

7. Проведение психогимнастического этюда

Звучит музыка.

Логопед. Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать.

На улице зима. Все кругом белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Крона (так называется верхняя часть дерева) вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. И это так красиво. Л теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам но секрету, что маленький уголок сказочного леса находится рядом с нами.

Дети вместе с логопедом идут в другую комнату, где создан «зимний лес».

Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите?

Дети. Тут тихо. Стоят зеленые елочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. В дупле сидит белка.

Музыка смолкает.

Логопед. Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом? Дети. Ее дом называется дуплом.

Логопед. Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете?

Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом.

Логопед. Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку, опрокидывает ее, орехи и маленькие сосно вые шишечки раскатываются по «снегу».)

Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?

Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.

Логопед. Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.

2. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнения по профилактике нарушения зрения

Логопед. Давайте поиграем с орехами (шишками).

Дети зажимают орехи (шишки) в кулачок (5-10 раз), прокатывают между ладонями (вверх-вниз, вправо-влеьо), делают круговые движения по ладоням, затем вытягивают правые руки, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руки вправо, влево, делают круговые движения руками и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы.

У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи и шишки в корзиночку и оставьте их белке. А теперь посмотрите, что это? (Выставляет картинку.)

Ребята, посмотрите, что это?

Дети. Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы. Логопед. Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.

Дети хором и индивидуально произносят предложение.

А как называется жилище медведя? Дети. Берлога.

Логопед. Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит берлогу?

Дети. Большое дерево упало, и медведь залез под него. Это большая яма, а сверху ветки.

Логопед. Я принимаю ваши ответы и во мпогом с вами согласна: медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?

Дети показывают на большой «сугроб».

Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто еще спит зимой? Дети. Еж.

Логопед. А какое жилище у ежа? Дети. Он спит в листьях.

Логопед. Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. А сейчас посмотрите, что это за следы? (Выставляет картинку.)

Дети. Это следы лисы, зайца.

Логопед. Правильно. Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к дому зайца.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию лексико-грамматических категорий

для воспитанников подготовительной группы с ОНР

на тему:

«Дикие животные наших лесов»

Цели:

I . Коррекционно-образовательные:

    Уточнить знания воспитанников о диких животных наших лесов, активизировать словарный запас по данной теме.

    Продолжать учить воспитанников образовывать притяжательные прилагательные.

    Упражнять в согласовании числительных с существительными.

    Упражнять в подборе эпитетов.

II. Коррекционно-развивающие:

    Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику.

    Развивать память, внимание, мышление.

    Развивать речевое внимание.

III. Коррекционно-воспитательные:

    Формировать интерес к занятию.

    Воспитывать любовь к природе.

    Формировать навыки самоконтроля.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала; карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; предметные картинки: белка, заяц, волк, медведь, лиса, лось, ёж;

демонстрационный материал по теме из серии «Я – человек. Тематический словарь в картинках»; дидактическая игра «Собери картинку»; дидактическая игра из серии «Школа для дошколят» «Где, чья мама?»; картинка к игре «Путаница»; учебно-развивающая программа для детей «Времена года».

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, вспомним главное правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих

Есть нора - надежный дом. руках: по одному на каждое

Не страшны зимой метели двустишие.)

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Дом - ладошки направлены под

Всем тепло, уютно в нём. углом, кончики пальцев соприкасаются. В. Пальчинскайте

Артикуляционная гимнастика. «Делу – время, потехе – час»

Жили-были в лесу зверюшки, каждый занимался своим делом.

Ёжик, ни головы, ни ножек, каждую осень собирал грибы на опушке.

«Грибок»

А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке. Взяли гвозди, да не один, а целую дюжину. Один, второй, третий…, много гвоздей…

«Иголочка»

Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок,

«Лопата»

затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Т-т-т…т-т-т.

«Качели»

Качели получились на славу! Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели.

«Маляр»

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка-болтушка.

«Индюк»

Что вы делаете? – спрашивает.

На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь.

«Улыбка»

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь.

«Лошадка»

Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели!

«Качели»

Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

«Улыбка».

Мимическая гимнастика.

Пока малыши играли на своей площадке, взрослые животные ходили по лесу.

Лисица высматривает мышку – прищуривать глаза по очереди;

Медведь косолапый в берлоге спит, с боку на бок переворачивается – позёвывание;

Голодный и злой волк рыщет по лесу в поисках добычи – нахмурить брови;

Весёлые белки прыгают с ветки на ветку – радость.

Загадки.

И ушаст, и глазаст, - Сама рыжеватая,

И пугаться горазд. Мордочка плутоватая,

Заберётся в куст и спит, Ей не надо пирожка,

Кочерыжку съест и сыт. Ей бы скушать петушка. (Лиса).

Кто это? (Заяц).

С веточки на веточку - На овчарку он похож,

Прыгает, резвится, Что ни зуб – то острый нож.

Лёгкая, проворная, Он бежит, оскалив пасть,

Но не птица. (Белка). На овцу готов напасть. (Волк).

В густом лесу под ёлкой, - Похож на оленя, похож на коня,

Осыпанный листвой, Забрался в селенье и лёг у плетня.

Лежит клубок с иголками, В лесу необъятном друзей не нашлось,

Колючий и живой. (Ёж). И в гости к ребятам пожаловал…

Зверь большущий, (лось).

Зверь толстущий.

Зверь косолапый и мохнатый.

Глаза как щёлки,

Хвост короток только.

Зиму в берлоге проводит.

Летом в лесу бродит. (Медведь).

Ребёнок, отгадавший загадку получает маленькую картинку, с изображением животного.

Ребята, про кого вы отгадывали загадки? Мы сегодня с вами поговорим о диких животных.

Почему этих животных называют дикими?

Работа с демонстрационным материалом.

Где они себе устраивают «домики»? Давайте вспомним, как называются жилища животных (Работа с демонстрационным материалом).

Кто ещё живёт с лисой? (лис, лисёнок, лисята.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)

Продолжите предложение: волк – это папа в семье волков. Мама - … (волчица). Дети - …(волчата).

Кто живёт с зайцем?

Большая белка – это мама. Как её называют? (Бельчиха.). А маленькие – это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - ….(бельчонок).

Назови членов семьи ежа. (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)

Лось – это папа, мама - …(лосиха), детёныш - …(лосёнок).

Игра «Собери картинку». Каждому ребёнку даётся конверт с деталями.

Игра «Назови какой?, какая?»

Какая лиса? (хитрая, рыжая, ловкая, быстрая, пушистая, шустрая…)

Какой медведь? (косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый, косматый, большой…)

Какой волк? (злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, хищный, лохматый…)

Какой заяц? (быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий, осторожный, короткохвостый…)

Какая белка? (быстрая, ловкая, красивая, п ушистая, шустрая, проворная, прыгучая, рыжая…)

Какой ёж? (колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный…)

Какой лось? (крупный, высокий, рогатый, сильный, могучий,…)

Физминутка. «Хитрая лисичка»

Хитрая лисичка (Дети ходят по кругу.)

Вышла погулять.

Захотелось ей (Хлопают в ладоши, затем сцепляют

Кого-нибудь поймать - пальцы в «замок».)

Или птичку, или рыбку (Ладони повернуть к себе, скрестить

руки и переплести большие пальцы - «Птичка», ладони поставить на ребро, сложить их вместе - «Рыбка»)

Или зайку, или мышку («Зайчик», «Мышка» - кончики

среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.)

Но птички улетают, (Упражнение «Птичка», двигая

скрещенными руками по кругу.)

Рыбки уплывают, (Упражнение «Рыбка», движение

рук от себя.)

Зайки убегают, («Зайчик», движение рук от себя.)

Мышки прячутся в но ру. (Хлопают в ладоши за спиной).

Игра «Путаница»

Зимой в лесу на снегу хорошо видны следы. Скажите, чьи это следы?

Помните, сказку К.И. Чуковского, в которой животные покупали себе хвосты? Здесь нарисованы животные с чужими хвостами. Расскажите, у кого чьи хвосты и кому, какой хвост нужен. (Например, у медведя лисий хвост, а ему нужен медвежий хвост.)

Игра «Где, чья мама?»

Пока мы с вами гуляли и рассматривали следы, наши малыши-детёныши расшалились, разбежались, заблудились и потеряли своих мам. Давайте поможем мамам, найти своих малышей. (Дети помогают найти малышей, и считают, сколько малышей у каждой мамы. Например, один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат, у зайчихи – пять зайчат).

Видеофрагмент учебно-развивающей программы для детей «Времена года». «Зима».

Итог занятия. О ком мы сегодня говорили на занятии? Что больше всего понравилось?

Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.

1. «ЖАДИНА»

(согласование существительных с личным местоимением):

  • МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка
  • МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик
  • МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

2. «ОДИН – МНОГО»

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

  • мяч – мячи – много мячей
  • мячик – мячики – много мячиков
  • кукла – куклы – много кукол
  • кубик – кубики – много кубиков
  • мишка – мишки – много мишек
  • машина – машины – много машин
  • машинка – машинки – много машинок
  • собачка – собачки – много собачек
  • пирамида – пирамиды – много пирамид
  • пирамидка – пирамидки – много пирамидок
  • матрешка – матрешки – много матрешек
  • неваляшка – неваляшки – много неваляшек
  • робот – роботы – много роботов
  • самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

  • машинка стоит – машинки стоят
  • машина едет – машины едут
  • кукла спит – куклы спят
  • кукла танцует – куклы танцуют
  • собачка лает – собачки лают
  • зайчик поет – зайчики поют
  • мяч лежит – мячи лежат
  • мишка плачет – мишки плачут
  • самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

  • В коробке лежат что? … (игрушки).
  • В магазине много чего? … (игрушек).
  • Петя рад чему? … (игрушкам).
  • Мама купила что? … (игрушки).
  • На столе коробка с чем? … (с игрушками).
  • Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

  • Большой мяч, а маленький … мячик.
  • Большой самолет, а маленький … самолетик.
  • Большой корабль, а маленький … кораблик.
  • Большой солдат, а маленький … солдатик.
  • Большой мишка, а маленький … мишутка.
  • Большой слон, а маленький … слоник.
  • Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
  • Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
  • Большая машина, а маленькая … машинка.
  • Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
  • Большая кукла, а маленькая … куколка.
  • Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.
  • Большая голова, а маленькая … головка, головушка.
  • Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.
  • Большое лицо, а маленькое … личико.
  • Большая щека, а маленькая … щечка.
  • Большие брови, а маленькие … бровки.
  • Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.
  • Большой хвост, а маленький … хвостик.
  • Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

  • Корабль синий, а кораблик … синенький.
  • Мяч круглый, а мячик … кругленький.
  • Шар желтый, а шарик … желтенький.
  • Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
  • Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
  • Слон грустный, а слоник … грустненький.
  • Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
  • Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

7. «ИЗ ЧЕГО?»

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

  • Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)
  • Картонный домик из чего? (из картона)
  • Железный робот из чего? (из железа)
  • Деревянная лошадка из чего? (из дерева)
  • Плюшевый мишка из чего? (из плюша)
  • Меховая собачка из чего? (из меха)
  • Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)
  • Резиновая лягушка из чего? (из резины)
  • Оловянный солдатик из чего? (из олова)
  • Глиняная курочка из чего? (из глины)
  • Соломенный бычок из чего? (из соломы)
  • Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ИЗ ЧЕГО - КАКОЙ?»

(образование относительных прилагательных):

  • Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
  • Домик из картона какой? (картонный)
  • Робот из железа какой? (железный)
  • Лошадка из дерева какая? (деревянная)
  • Мишка из плюша какой? (плюшевый)
  • Собачка из меха какая? (меховая)
  • Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
  • Лягушка из резины какая? (резиновая)
  • Солдатик из олова какой? (оловянный)
  • Курочка из глины какая? (глиняная)
  • Бычок из соломы какой? (соломенный)
  • Машинка из металла какая? (металлическая)

9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:

  • Игрушки лежат … коробке. (В)
  • Кукла спит … кроватке. (В)
  • Зайка катается … машинке. (НА)
  • Мозаика упала … стола. (СО)
  • Машинка отъехала … гаража. (ОТ)
  • Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)
  • Воздушный шарик летает … столом. (НАД)
  • Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)
  • Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)
  • Машинка катится … полу. (ПО)

10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(упражнение в подборе антонимов):

  • Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).
  • Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).
  • Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).
  • У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).
  • Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).
  • Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).
  • Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).
  • Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).
  • Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).
  • Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).
  • Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

  • Резиновый мячик из дерева.
  • Меховой зайчик твердый.
  • Деревянная пирамидка мягкая.
  • У слоника короткий хобот.
  • У зайчика длинный хвостик.
  • Воздушный шарик катится вверх.
  • У Буратино короткий нос.
  • У Мальвины красные волосы.
  • Елочные игрушки висят на березе.
  • Воздушный шарик тяжелее мячика.
  • По воде плывет самолетик.
  • Петя катает кубик.
  • Глиняную уточку слепили из пластилина.
  • Говорящая кукла громко молчит.
  • Кукла моргает ушками.
  • У зайчика четыре ножки.

12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушки покупают Ваню.
  • Мозаика складывает детей.
  • Пирамидка собирает Таню.
  • Гараж подъехал к машинке.
  • Стол лежит под мячиком.
  • Диван закатился под мячик.
  • Стол упал с пирамидки.
  • Машинка катает Петю по полу.
  • Коробка лежит в игрушках.
  • У колеса сломалась машинка.
  • Лошадка едет на мишке.
  • Коляска едет на куколке.
  • Стол летает над шариком.
  • Робот сломал мальчика.
  • Машинка починила папу.
  • У кузова большая машина.
  • У носа длинный Буратино.
  • У волос кудрявая Мальвина.
  • У хобота длинный слоник.
  • У хвоста пушистый зайка.

13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

  • Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

  • За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

  • Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

  • На столе лото. Над столом воздушный шар.

Что выше: лото или воздушный шар?

Что ниже: лото или воздушный шар?

  • У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

  • Мяч тяжелее воздушного шарика.

Что легче?

Что тяжелее?

  • Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

  • Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

  • Мяч больше кубика.

Что больше?

Что меньше?

  • Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.

Какая игрушка мягкая?

Какая игрушка твердая?

  • Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.

Какая игрушка мягче?

  • Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

  • Робот был куплен папой.

Кто купил робота?

  • Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

  • Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

  • У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.

У кого кубиков меньше?

У кого кубиков больше?

  • У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(подумай и ответь полным предложением):

  • Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.
  • Грузовая машинка перевозит что? … грузы.
  • Настольная игра лежит где? … на столе.
  • Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.
  • Музыкальная игрушка играет что? … музыку.
  • Елочные игрушки повесили куда? … на елку.
  • У зайчика длинные что? … ушки.
  • У мишки четыре чего? … лапы.
  • У Мальвины голубые что? … волосы.
  • У Буратино длинный что? … нос.
  • У пирамидки много чего? … колец.
  • Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .
  • Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.
  • Куклу уложили спать куда? … в кроватку.
  • Куклу накрыли чем? … одеяльцем.
  • Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .
  • Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.
  • Уронили мишку куда? … на пол.
  • Оторвали мишке что? … лапу.
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.
  • Зайку бросила кто? … хозяйка.

15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(работа с деформированным предложением):

  1. Кукла, спать, кроватка, в.
  2. Игрушки, полка, на, лежать.
  3. Мяч, стол, лежать, под.
  4. Сын, мама, игрушка, купить.
  5. Петя, катать, машинка, пол, по.
  6. Машинка, чинить, папа.
  7. Пирамидка, стол, упасть, со

16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушка, игра, груша, игрушечный.
  • Икра, игра, играть, игрушки.
  • Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.
  • Мишка, мешок, мишутка, мишенька.
  • Пирамидка, кубик, робот, книга.
  • Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.
  • кукла, мяч, береза, машинка
  • барабан, матрешка, лук, самолетик
  • юла, неваляшка, тетрадь, робот
  • мяч, ромашка, кубик, мишка