Интерактивное обучение – современные методики получения знаний.

Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

Адильбекова А.К.

Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева, Республика Казахстан

Интерактивные методы обучения и их классификация

Для того чтобы глубже понять суть интерактивных методов, давайте посмотрим на схемы, которые помогут нам увидеть различия между пассивными, активными и интерактивными методами .

Рис.1 – Пассивный метод

Пассивный метод (рис. 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Рис. 2 – Активный метод

Активный метод (рис. 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Рис. 3 – Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис. 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый .

Методы интерактивного обучения: Интерактивные игры; пары и группы; «Мозговой штурм»; «Общая дискуссия»; проекты; семинары; «Общий галдёж»; словесные ассоциации; каждый учит каждого; «Мозаика» («Ажурная пила»).

Классификация игр:

- По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые;

- По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные;

- По игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация;

- По характеру педагогического процесса : обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие.

Ролевая игра . Игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Успешностьдействий участников игры определяется в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

Деловая игра – имитация в игре реального процесса с помощью модели. Ее особенностями являются:

Различие интересов участников игры;

Наличие общей игровой цели;

Реализация цепочки решений;

Использование гибкого масштаба времени.

Пары и группы. Это один из самых популярных методов, так как он дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), что часто бывает невозможно в большом коллективе.

Работа в парах и группах даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:

Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. При нехватке знанийучащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;

Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими;

Надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;

Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

«Мозговой штурм». Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать наибольшее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Общая (учебная) дискуссия. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Виды дискуссий:

- Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока;

- Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;

- Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь».

Проектная деятельность. Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение определенного времени. Этот прием может быть использован дляизменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск, то есть в более старшем возрасте.

«Общий галдёж». Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

Рисование. Приём используется с целью развития:

Наблюдательности;

Навыков совместной работы;

Воображения .

Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга - это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.

Классификация интерактивных методов обучения

По Ю.С.Арутюнову – в основе наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей .

Таблица 1. Классификация интерактивных методов обучения

Неимитационные

Имитационные

неигровые

игровые

Проблемное обучение

Анализ конкретных ситуаций

Деловая игра

Практическое занятие

Имитационные упражнения

Игровое проектирование

Семинар

Действие по инструкции

Разыгрывание ролей

Дискуссия

Проблемная лекция

Конференция

По О.С.Анисимову – в основе – обеспечиваемый результат:

- традиционные – лекции, семинары, практические занятия, тренинги (обеспечивают функцию трансляции);

- новые (имитационные) - (обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучаемых);

- новейшие – инновационные игры, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры (обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития) .

По С.С.Кашлеву – в основе – ведущая функция в педагогическом взаимодействии:

- методы создания благоприятной атмосферы, организациикоммуникации;

- методы организации обмена деятельностями;

- методы организации мыследеятельности;

- методы организации смыслотворчества;

- методы организации рефлексивной деятельности;

- интегративные методы (интерактивные игры) .

По Д.В. Чернилевскому и Н.В. Борисовой – в основе: наличие модели и наличие ролей :

Иммитационные – иммитационное или иммитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе (игровые и неигровые формы и методы);

Неиммитационные – построение моделей изучаемого явления (дискуссии, «мозговые атаки» и т.д.).

Итак, интерактивныеформыиметодыобученияпоказываютновыевозможности,связанные,преждевсего сналаживаниеммежличностноговзаимодействияпутёмвнешнегодиалогавпроцессеусвоенияучебногоматериала.Междуучащимисявгруппевозникаютопределённыемежличностныевзаимоотношения;иоттого,какимионибудут,вомногом зависитуспешностьихучебнойдеятельности.Умелаяорганизациявзаимодействияучащихсянаосновеучебногоматериаламожетстатьмощнымфакторомповышенияэффективностиучебнойдеятельностивцелом.

Литература:

1 Абылкасымова А.Е., Ушуров Е.А., Омарова Р.С. Развитие системы общего среднего образования в современном мире. Учебное пособие.- Алматы.: НИЦ « Ғылым», 2003.- 112 с.

2 www.letopisi.ru/

3 Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. - Рига, 1983. – С.11-15.

4 Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт// Университетское управление.-2004.-№4.- С. 78-83.

5 Интернет энциклопедия. Интерактивные методы обучения. www.wikipediya.ru/

6 Инновационные методы обучения в высшей школе: учебно-практическое пособие/ Гусаков В.П., Пустовалова Н.И., Хрущев В.А., Карташова Е.Б., Исакова Е.К. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007. – 92с.

КГУ "Средняя школа №14 им.Дм.Карбышева" Акимата г.Рудного.

Учитель казахскогоязыка и литературы

Шутаева Л.О.

Интерактивные методы обучения.

«Гуманисты утверждают, что процесс обучения протекает наиболее успешно при наличии у человека интереса и желания. Верно. Но как сделать так, чтобы этот интерес и желание у него появились? В этом и есть вся суть вопроса, на который до сих пор нет вразумительного ответа» - эти слова принадлежат известному российскому государственному деятелю В. Зубкову. И надо признать, что в современном обществе существует огромное количество возможностей для того, чтобы разжечь в учащихся огонь желания учиться. Одной из таких возможностей является проведение интерактивных занятий. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»).
Американские исследователи Р.Карникау и Ф.Макэпроу, выявили в ходе проведенных исследований определенную закономерность обучения. Согласно которой, человек помнит лишь 10% прочитанного, 20% - услышанного.Также он помнит 30% - увиденного, 50% - услышанного и одновременно увиденного. И только 80% - того, что говорит сам и наконец, 90% -того до чего он дошел сам в деятельности. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, благодаря использованию которой в учебных заведениях, скучные и однообразные уроки превращаются в активный, яркий и запоминающийся процесс.

Тема нашей статьи очень актуальна на данный момент. Так как сейчас в преддверии внедрения 12-летнего образования перед школой стоит такая цель: подготовка конкурентноспособной личности, готовой к эффективному участию в социально-экономической и политической жизни Республики Казахстан. Одной из задач образования сейчас стоит задача формирования социально-адаптированной личности, готовой к успешной и эффективной деятельности, воспитание активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, формирование личности, способной выносить свои суждения и нести ответветственность за свои действия. Все эти качества можно сформировать у учащихся как во внеурочное так и в урочное время. А именно путем интерактивных форм обучения. При применении этой формы обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса.

При использовании интерактивных форм обучения у учащихся формируются такие качества как коммуникабельность, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, умение ставить перед собой цели и добиваться их. К технологиям интерактивного обучения относятся:

1)работа в паре;

2)ротационные тройки;

3)карусель;

4)работа в малых группах;

5)аквариум;

6)незаконченное предложение;

7)мозговой штурм;

8)броуновское движение;

9) дерево решений;

10)суд от своего имени;

11)ролевая игра;

12)дебаты;

13) креативное письмо;

14) РАФТ и др.

Учащимся очень нравится такой вид работы как «Карусель». Образуются два кольца: «внутреннее и внешнее». «Внутренне кольцо»-это сидящие неподвижно ученики, а «внешнее»-ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. Например внутренний круг задает вопросы внешнему. Так можно повторять различные лексические темы.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Например импровизация «В продуктовом магазине».

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например: «Воспитание детей в казахской семье». В разных местах класса расположенны источники информации (задания логического, творческого характера, презентации, видеофильмы и др.)

«Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Одна из форм интеракции «Займи позицию» . Зачитывается какое-то утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно чтобы они объяснили свою позицию.

Прием «Свеча . По кругу передается зажженная свеча и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Интерактивное обучение –это прежде всего –диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Следует признать, что интерактивное обучение –это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает. что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организовывается индивидуальная, парная, групповая работа.

« Ротационные тройки».

Эта технология способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения. Разрабатываются вопросы, которые обсуждаются в « тройках».

« Тройки» должны видеть « тройку2 справа, « тройку» слева. Для всех « троек» задается один вопрос. После короткого обсуждения участники рассчитываются от 0 до 2.Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а учащиеся с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на местах и являются постоянными членами тройки. Результат – новая «тройка». Двигать «тройками» можно столько, сколько у вас вопросов.

«Два-четыре-все вместе». Обсуждение вначале происходит в « двойках», приходят к общему мнению, а потом обсуждение происходит в группе.

« Учебный мозговой штурм».

Для проведения мозгового штурма необходим инструктаж. В группе выбирается ведущий, секретарь, спикер.Четко регламентируется время.

1 этап-создание банка идей,2 этап-анализ идей в группе, 3 –обработка результатов, озвучивание.

«Уча - учусь».

Раздать карточки каждому ученику с фактами, касающимися темы урока. В течение нескольких минут ученики знакомятся с информацией. Затем передвигаясь по классу, учащиеся знакомят со своей информацией других учащихся и в то же время получают от них информацию. В течении определенного времени необходимо обеспечить максимальное общение учеников друг с другом. Затем предлагается рассказать и воспроизвести полученную информацию.

«Метод Пресс» .

Алгоритм действия. Раздать материал в котором указано 4 метода пресс.

Начиная со слов,…Я считаю, что…

Начиная со слов,… Потому что…

Например…

Следовательно,…таким образом…

Метод « Мозаика».

Участники объединяются в небольшие группы. (не больше 6 человек) для работы над материалом статьи, которая предварительно разбивается на части. Каждый член группы читает свою (6 часть) материала, становясь экспертом в ее содержании и готовясь преподать это содержание другим.

Затем члены разных групп, которые изучали одну и ту же информацию, встречаются в группе «экспертов» для обсуждения своей части. Информация рецензируется и они возвращаются в свои группы и по –очереди учат коллег по группе своему предмету.

«Социальные проекты» и другие внеаудиторные методы обучения.Это посещение спектаклей, выставок, просмотр фильмов.

«Использование общественных ресурсов» .

Приглашение специалистов на урок, проведение экскурсий.

Прием «Верно. Неверно»

При выполнении этого приема учащиеся внимательно рассматривают утверждение и решают, верны они или нет. В результате возникает много дискуссий. Например.Звуки в казахском языке делятся на 3 группы. Чтобы определить вид бессоюзного сложносочиненного предложения надо подставить союз.

«Снежный ком».

Этот прием позволяет усвоить большое количество новых слов, развивает память, умение слушать друг друга, правильно произносить слова. Учащемуся предлагается по определенной лексической теме сказать одно слово затем следующий ученик, повторяя предидущее слово, называет свое. И так до последнего ученика. Последний в свою очередь должен повторить все слова.

Таким образом, интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

Решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможна реальная совместная деятельность.

Развивает общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение образовательных задач

Обеспечивает воспитательную задачу,

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, смене форм деятельности. Для создания ситуации успеха на учебных занятиях необходимо придерживаться следующих правил:

Все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками,

ученики должны знать, что учитель верит в них,

Учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении. То есть создать для ребят ситуацию успеха.

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2002. – 152с.

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176с.

  1. 3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с.
    4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167с.

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

  • слабая обратная связь от учеников;
  • низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
  • отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

  • планшеты;
  • компьютерные тренажеры;
  • виртуальные модели;
  • плазменные панели;
  • ноутбуки и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения


Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

  • готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
  • благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
  • поощрение инициативы;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • наличие всех необходимых средств обучения.

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

С увеличением объема получаемых знаний и ростом требований к качеству образования классическая классно-урочная система постепенно вытесняется интерактивными методами обучения. Как следует из самого термина, такой способ ведения урока предусматривает интенсивное внутригрупповое взаимодействие. Новые знания приобретаются и проверяются в непрерывном контакте одного ученика с другими и учителем.

Требования к проведению интерактивных занятий

Использование интерактивных методов обучения предполагает, что учитель или преподаватель обладают достаточной квалификацией. Именно от руководителя зависит, насколько хорошо члены коллектива будут взаимодействовать друг с другом.

Между групповыми формами активности и индивидуальным подходом должен существовать баланс. Коллектив имеет свойство "растворять" в себе отдельного человека, в то время как основа интерактивных методов обучения - формирование личности.

Занятие должно быть выстроено таким образом, чтобы учащиеся проявляли активность и заинтересованность на всех его этапах. Для этого необходимо иметь дидактическую базу и достаточное количество наглядного материала, а также учитывать накопленный ранее опыт.

И, наконец, урок должен соответствовать возрасту и принимать во внимание психологические особенности учащихся. Интерактивные в начальной школе значительно отличаются по своим целям и содержанию от аналогичных занятий в дошкольной или студенческой группе.

Принципы и правила

Интерактивные формы и методы обучения предполагают свободу выбора, то есть учащийся должен иметь возможность изложить свою точку зрения на предлагаемую проблему в наиболее оптимальной для него форме выражения. При этом преподаватель не должен ограничивать свою аудиторию только рамками изучаемого вопроса.

Другой принцип интерактивных методов обучения состоит в обязательном обмене опытом как учителя c учениками, так и между учащимися внутри группы. Полученное в ходе занятия знание должно проверяться на практике, для чего необходимо создавать надлежащие условия.

Третье правило состоит в постоянной наличии обратной связи, которая может выражаться в закреплении пройденного материала, его обобщении и оценке. Действенным методом является обсуждение самого образовательного процесса.

Активный групповой метод

Хотя в центре методики интерактивного обучения стоит отдельный учащийся, его способности и личностные качества, сам процесс является коллективным, поэтому первостепенное значение имеют групповые методы. Роль учителя сводится к тому, чтобы направить деятельность класса на коммуникацию в рамках какой-либо цели: учебно-познавательной, творческой, коррекционной. Такой подход к обучению называется активным групповым методом. В нем выделяется три основных блока:

  1. Дискуссия (обсуждение какой-либо темы, разбор полученного на практике знания).
  2. Игра (деловая, ролевая, творческая).
  3. Сенситивный тренинг, то есть тренировка межличностной чувствительности.

Наиболее важную роль в организации учебного процесса с применением технологии интерактивных методов обучения играет активность обучаемых. При этом необходимо понимать, что цель коммуникации состоит не только в накоплении и сравнении опыта, но и в достижении рефлексии, учащийся должен выяснить, как он воспринимается другими людьми.

Интерактивные занятия с детьми дошкольного возраста

Личность человека начинает формироваться в раннем детстве. Интерактивные методы обучения позволяют ребенку с помощью контакта со сверстниками и воспитателем научиться не только высказывать собственное мнение, но и научиться принимать во внимание чужое.

Активность дошкольника может проявляться в различных формах. Во-первых, получение новых знаний можно облечь в игровую форму. Это позволяет ребенку реализовать его творческие способности, а также способствует развитию воображения. реализуется как в виде выполнения логических упражнений, так и в имитации реальных ситуаций.

Во-вторых, важную роль играет проведение экспериментов. Они могут быть как умственными (например, определение количества возможных способов решения одной и той же задачи), так и предметными: изучение свойств какого-либо предмета, наблюдение за животными и растениями.

При проведении интерактивного занятия в младшей возрастной группе следует понимать, что для поддержания интереса к обучению, нужно поощрять попытки ребенка разобраться в проблеме самостоятельно, пусть даже его решение оказалось неправильным. Главное - дать дошкольнику наработать свой собственный опыт, в число которого входят в том числе и ошибки.

в начальной школе

Поступление в школу - всегда тяжелый период для ребенка, поскольку с этого момента ему нужно привыкнуть к новому режиму, осознать, что время расписано по часам, а вместо привычных игр придется слушать не всегда понятные объяснения учителя и выполнять на первый взгляд бесполезные задания. В силу этого применение на уроках интерактивных методов обучения становится настоятельной необходимостью: именно они наиболее эффективно позволяют ребенку включиться в учебный процесс.

На первом плане состоит создание такой обстановки, где познавательная активность ребенка постоянно бы мотивировалась. Это способствует и глубокому усвоению материала, и внутреннему стремлению к получению новых знаний. Для этого применяется ряд методов: поощрение стараний ребенка, создание ситуаций, в которых он чувствует себя успешным, стимулирование поиска нестандартных и альтернативных решений.

Ситуация в классе должна ориентировать ребенка на сопереживание, оказание взаимопомощи. Благодаря этому школьник начинает ощущать себя полезным, стремится вносить вклад в общее дело и быть заинтересованным в результатах коллективной работы.

Препятствуют восприятию занятий в школе как скучной необходимости. Благодаря им подача материала осуществляется в яркой и образной форме, благодаря чему познавательная активность ребенка всегда находится на высоком уровне, и параллельно формируются навыки межличностного общения и совместной работы.

Стратегия "Зигзаг"

Одна из важнейших задач обучения состоит в формировании у детей навыков критического мышления. Этот процесс тоже может быть осуществлен в игровой форме, например, с применением стратегии "Зигзаг".

Этот прием предполагает разделение класса на небольшие группы (4-6 человек в каждой), перед которой ставится определенный вопрос. Цель рабочей группы состоит в разборе задачи, определении возможных методов ее решения и наметить план достижения цели. После этого учителем формируются экспертные группы, в которые должен войти как минимум один человек из рабочей группы. Им предлагается изучить определенный элемент из поставленной задачи. Когда это осуществлено, воссоздаются изначальные группы, в которых теперь есть эксперт в своей сфере. Взаимодействуя, дети передают друг другу полученные знания, делятся опытом и на основании этого решают поставленную перед ними задачу.

Применение интерактивной доски

Использование современного оборудования позволяет повысить наглядность изучаемого вопроса, а также способствовать увеличению заинтересованности класса в теме. Интерактивная доска синхронизируется с компьютером, но не привязывается жестко к нему: основные действия выполняются непосредственно с доски при помощи электронного маркера.

Формы применения такого оборудования могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, наличие интерактивной доски избавляет учителя от необходимости контролировать наличие наглядного материала и следить за его сохранностью. Например, на уроках математики интерактивное обучение с применением доски позволяет делать чертежи к задачам, соотносить задания с их ответами, измерять площади, периметры и углы фигур.

Расширение области применения интерактивной доски зависит только от фантазии и заинтересованности учителя в работе класса.

Особенности применения интерактивных методов в средней и старшей школе

На поздних этапах обучения формы проведения интерактивного занятия усложняются. Ролевые игры имеют целью не столько имитировать какую-либо ситуацию, а создавать ее. Так, в старших классах можно провести игру "Аквариум", несколько напоминающую реалити-шоу. Ее суть состоит в том, что несколько учеников разыгрывают какую-либо сцену по заданной проблеме, в то время как остальные члены класса наблюдают и комментируют развитие действия. В конечном итоге необходимо добиться всестороннего рассмотрения проблемы и найти оптимальный алгоритм ее решения.

Кроме того, учащиеся могут выполнять проектные задания. Одному человеку или нескольким учителем дается задание, которое выполняется самостоятельно. Результаты своей работы такая группа представляет на занятии, что позволяет классу сформулировать свое мнение по проекту и оценить качество его выполнения. Форма реализации проектов может быть разной: от коротких выступлений на уроке до проектной недели, причем в последнем случае к обсуждению результатов могут быть привлечены и другие классы.

Цель этой методики состоит в быстром разрешении поставленной задачи в результате индивидуального или коллективного поиска. В первом случае один учащийся записывает возникающие у него в ходе размышлений идеи, которые затем обсуждаются всем классом.

Однако большее предпочтение отдается коллективному мозговому штурму. После объявления проблемы члены коллектива начинают высказывать все приходящие в голову идеи, которые затем анализируются. На первом этапе важно набрать как можно большее количество вариантов. В ходе обсуждения постепенно устраняются наименее эффективные или неправильные. Позитивный эффект от метода проявляется в том, что невозможность обсуждения идей на первом этапе устраняет страх ученика, что его мысль будет осмеяна, что позволяет свободно высказывать свои мысли.

Интерактивные методы в высшей школе

В вузе позволяют студентам контактировать друг с другом и с преподавателем при обсуждении заданной проблемы. Однако, применение интерактивных методов обучения позволят значительно увеличить варианты чтения лекций. В этом случае уравниваются все, а студенты получают возможность открыто высказывать свое мнение по изучаемой дисциплине. Сама лекция из материала для зубрежки превращается в информацию для размышления.

Применение методов интерактивного обучения в вузе позволяет по-разному представлять лекционный материал. Он может быть роздан студентам в электронном виде, его можно вывести на экран и усовершенствовать в процессе коллективного обсуждения, или он может стать основой презентации, где на слайдах будут выделены ключевые положения темы.

Использование видеоконференций

Развитие информационных технологий позволяет использовать опыт других вузов при проведении занятия. В последнее время становятся популярными вебинары: специалист в своей области в режиме реального времени объясняет проблему, делится опытом и отвечает на возникающие у аудитории вопросы, находясь в другом городе. Кроме того, видеоконференции делают возможным прослушивание лекций известных преподавателей и взаимодействие с ними. Современное оборудование позволяет не только студентам видеть лектора, но и осуществлять обратную связь.

Электронные образовательные ресурсы

Современный студент сталкивается с обилием информации по практически любой теме, и в этом потоке порой бывает сложно подобрать необходимый материал. Во избежание этого ведущие вузы создают электронные порталы, где необходимая информация структурирована по проблематике, а доступ к ней свободен благодаря наличию электронных каталогов.

Помимо этого, на порталах размещается организационная информация: расписание занятий, образцы курсовых и дипломных работ и требования к ним, "электронный деканат".

Значение интерактивных методов

Опыт интерактивных методов обучения показывает, что только прямое и открытие взаимодействие учащихся и преподавателя позволят сформировать заинтересованность в получении новых знаний, мотивировать на расширение уже имеющихся, а также заложить основы межличностной коммуникации. Новая информация постоянно проверяется и подтверждается опытом, что облегчает ее запоминание и последующее использование на практике.

Куршева Елена Анатольевна, заместитель директора по УР

В Концепции модернизации российского образования сформулированы социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий.

Сегодня многие методические новации и инновации связаны с реализацией интерактивного обучения, поскольку именно такое обучение обладает большими потенциальными возможностями для выполнения социального заказа современного общества.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) – Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. В последние десятилетия ХХ в. американские коллеги проводили многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработали детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе.

Вместе с тем следует отметить, что часто преподаватели считают, что для внедрения интерактивного обучения в образовательный процесс просто необходимо наличие компьютера, проектора в учебном кабинете, а лучше всего Smart – доски. Более того, среди учителей математики нередко бытует мнение о том, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

1) Пассивный метод

2) Активный метод

3) Интерактивный.

Более подробно остановимся на последних двух.

Активные методы обучения - методы , позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

§ вынужденная активность обучения;

§ самостоятельной выработкой решений обучаемым;

§ высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

§ преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

§ постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Ввиду этого в своей работе мы применяем всевозможные командные соревнования такие как: урок – взаимообучения учащихся, урок – КВН и другие.

Приведу пример урока – взаимообучения учащихся в форме игры «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т. д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

В качестве еще одного примера – игра Математический брейн-ринг (ее можно использовать и на уроке и на занятиях математического кружка) . Основная ее цель – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Такая игра заставляет школьников работать в очень высоком темпе. Так, с шестиклассниками за 2 часа можно разобрать около 15–20 задач.

Брейн-ринг можно проводить по определенной теме. При этом самые первые задачи темы ученики решают сами, своими методами. Ведущий может показать другое решение, более удобное. Затем такая же ситуация повторяется на второй, третьей задаче. При повышении сложности заданий участникам ничего не остается, как воспользоваться новым методом.

Это очень мобильная игра. Так, в старших классах, где задачи требуют не только идеи, но и работы руками, можно давать сразу несколько задач. При этом ответы сдаются отдельно по каждой задаче. Как только все команды дали ответы, эта задача разбирается. Задачи можно добавлять в процессе игры.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Одной из эффективных форм как урочной, так и внеурочной деятельности, для активизации математических знаний учащихся и повышения интереса к предмету является математическая регата. (или фильм)

Описание различных способов решения задач – важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся. Есть замечательные задачи, с помощью которых можно прекрасно продемонстрировать различные математические методы и приёмы.

Урок – бенефис одной задачи служит формированию у ребят интереса к процессу решения, а не только к отысканию правильного ответа, развитию математического мышления. Такие упражнения развивают математическую речь учащихся.

В последнее время забыта такая форма групповой познавательной деятельности как общественный смотр знаний. Хотя эта форма занимает основное место.

Так в рамках подготовки к устному экзамену по геометрии в 7 классе, проводим смотр знаний по одной из тем таких, как «Параллельность прямых».

Каждая группа была разбита на три команды по 5 человек. Заранее был составлен перечень вопросов (определений и теорем), которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. На последнем уроке перед смотром был проведен диктант по основным понятиям и решение простых задач, требующие для выполнения немного времени, итоги которого учитываются при подведении итогов.

При этом каждый ученик:

§ Увидел образец ответа у доски (План ответа, его полноту, логичность, обоснованность);

§ Оценил свои знания и умения со знаниями и умениями своих одноклассников и учащихся параллельного класса;

§ Был активным участником (так как план смотра предусматривает участие каждого игрока команды).

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников используются такие эффективные педагогические средства, как внеклассные мероприятия по предмету.

В своей работе мы стараемся использовать наиболее распространенные формы внеклассной работы: факультативы, кружки, недели математики, научно-исследовательская работу, олимпиады, турниры.

Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

В этом году мы проводили городской конкурс по решению головоломок среди учащихся 5 – 8 классов.

1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок – повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2. Участники Конкурса – команды численностью 4 человека.

3. Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин.

4. За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Приведу примеры игр, которые можно использовать на любом предмете изменив его содержание.

«Морской бой» излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса.

Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.

Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков, остальным присуждается звание «участника».

Другой пример – это всем известная Своя игра. В игре участвуют пять команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость.

В игре встречаются подраунды:

- «Кот в мешке» .

- «Своя игра

- «Суперигра».

Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество.

Традиционно в нашей школе проходит праздник посвящения в юные математики в 5 классе. Основной целью которого является повышение интереса к математике, поэтому в его проведении активное участие принимают сами учащиеся.

Учитывая тягу детей к яркому, таинственному и загадочному каждый математический праздник сопровождается презентацией.

Математический КВН имеет традиционные туры:

I тур – Исторический

II тур – Конкурс капитанов

III тур – Логические цепочки

IV тур – Текстовые задачи.

Но особенно наши дети любят математические вечера в виде

Открытого занятия математического кружка:

§ Например, для учащихся 6 классов по теме «Число. Системы счисления»

§ Для учащихся 7 классов, «Математическая гостиная», героями которого являются юные гимназисты Исаак Ньютон, Николай Лобачевский, Софья Ковалевская, Рэне Декарт, Михаил Ломоносов. Все они успели открыть для себя красоту математики, начали пробовать свои силы в самостоятельных работах и докладах.

Самым масштабным ежегодным мероприятием по математике в нашей школе является предметная неделя. При проведении «Недели математики» идет слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной деятельности, что является своеобразным смотром результатов работы за год.

«Недели математики» проводится в начале IV четверти. Мероприятия стараемся менять, но по традиции – это занимательные уроки и внеклассные мероприятия и игры по параллелям. Заканчивается неделя турниром математических боев среди учащихся 5 – 10 классов с учащимися физико-математического лицея № 39. (В этом учебном году планируется XIV турнир в городе Озерске.)

Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

· обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение учебного материала;

· исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

§ способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

§ «Мозговой штурм»;

§ Мини-лекция;

§ Работа в группах;

§ Ролевая игра;

§ Разработка проекта;

§ Решение ситуационных задач;

§ Инсценировка;

§ Проигрывание ситуаций;

§ Выступление в роли обучающего;

§ Обсуждение сюжетных рисунков и др.

Основой реализации интерактивных подходов к содержанию обучения является разработка и использование интерактивных заданий и упражнений, которые будут выполняться учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Именно поэтому каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит бо/ льший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.

Приведу пример заданий по теме «Тригонометрические уравнения». На первых уроках по решению тригонометрических уравнений в учебниках даются задания на отработку формул корней уравнения. Мы добавляем вопросы к этим уравнениям:

§ Выбрать корни, принадлежащие промежутку;

§ Выбрать корни, удовлетворяющие условию.

И учащиеся должны использовать ранее изученный материал по свойствам тригонометрических функций.

Творческие задания активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.

1. Составление математических задач.

2. Составление математических кроссвордов.

3. Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры.

4. Математические сочинения.

5. Доклады и рефераты.

6. Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики.

Особенно ребятам нравится выполнять творческие задания, которые помогают им активно участвовать в разработке элементов урока:

ü оформляя и защищая решения нестандартных задач, представляют исторический материал;

ü приводят различные приемы доказательства теорем, разнообразные способы решения заданий;

ü создают проекты по материалам повторения: «Уравнения и неравенства с модулем», «Графический способ решения текстовых задач», «Применение производной при решении задач».

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также делать её вместо опроса или обобщения.

Групповая работа – как форма интерактивного обучения представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе.

Отдельного внимания требует организация работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы, одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Каждая группа получает задания и чёткие инструкции по его выполнению. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы.

Один из видов групповой работы – игра математический бой – это соревнование двух команд в решении математических задач. Он состоит из двух частей. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, т. е. ищет в нем недостатки. После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать свою оценку докладу.

Учащиеся с удовольствием работают в группах любят советоваться, обмениваться мнениями. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять решение докладчика, задавать чёткие вопросы по существу, работать командой, выбирать определенную тактику игры. У детей просыпается вкус к хорошей работе.

Хочу предложить вашему вниманию фрагмент математического боя, учащимися 6 класса.

Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные формы проведения занятий, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент математического вечера Криминальная геометрия или дело принципа. Вы станете активными слушателями математического кружка. По окончании работы которого Вам необходимо назвать принципы решения многих задач и не только геометрических. Итак, заседание математического клуба «Криминальная геометрия или Дело принципа» происходит на Свердлова, 8 МОУ СОШ № 125.

Я надеюсь вы были внимательными и без труда сможете назвать эти принципы:

Принцип обратного хода – решение с конца
Принцип упрощения – сначала нужно перебрать са-мые простые и естественные пути
решения задачи.

Принцип аналогии – аналогичные рассуждения.

Принцип динамики – изменение по ходу решения задачи ее данных.

Принцип полноты решения – надо использовать все данные задачи и все время помнить о том, что они должны быть как-то использова-ны.

В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.