Чем лучше красить вагонку снаружи дома. Покраска вагонки

Деревянная вагонка красивый, натуральный материал. Не удивительно, что так много пользователей во всем мире отдают ему предпочтение в качестве отделочного и облицовочного материала.

Экологичность и естественная красота древесины не только украшает помещение, но и создает в нем определенный микроклимат. А вагонка покрытая плотным покрытием (краской, лаком) позволяет создать любой декор.

Но, у дерева есть существенный минус, который влияет на эксплуатационные характеристики вагонки - она подвергается гниению, различным повреждениям, а также склонна темнеть.


Эта статья предназначена для тех, кто хочет защитить и одновременно сохранить вагонку в естественном виде. Рассмотрим пошагово, как и чем лучше покрыть (пропитать, обработать, покрасить) .

Надо сказать, что метод «взять кисть, краску и покрасить» хорош, именно в силу своей простоты. Но долго ли прослужит окрашенная таким образом древесина? Не лучше ли выбрать более основательный и правильный подход?

Правильная покраска деревянной вагонки состоит из 4 этапов:

1 этап - подготовка вагонки к покраске

Для евровагонки, такой этап будет лишним, поскольку производители руководствуются европейским стандартом, который предусматривает обязательную первичную обработку древесины защитными составами.

Те же, кто купил стандартную вагонку отечественного производства или имеет дело с уже окрашенной поверхностью, нужно в первую очередь произвести первичную обработку панелей.

Подготовка новой вагонки

Подготовка новых ламелей включает в себя:

  • сортировку . Известно, что допускается пересечение сортов до 10%. Т.е., в партии вагонки первого сорта может содержаться до 10% ламелей второго сорта. Чтобы не нарушить поверхность их нужно отсортировать;
  • сушку . Приобретенные ламели должны быть сухими до начала монтажа;
  • выдерживание в температурном режиме помещения , в котором планируется . Естественно топить сауну, чтобы доски «согрелись» смысла нет. Но вот пролежать в течении 2-3 дней в том помещении, где они будут устанавливаться доскам необходимо;
  • удаление дефектов . К дефектам поверхности вагонки можно отнести сколы, шероховатости, появление синевы, белых пятен, мертвые (выпадающие) сучки. На части панелей дефекты можно не трогать. Это связано с тем, что в процессе работы нужна будет короткая вагонка. Например, для отделки под окном или над дверью. Однако, чтобы приступить к монтажу на открытой поверхности дощечки нужно очистить от дефектов посредством отбеливания (для этих целей рекомендуется использовать СенежНео или Иней). Удалить пятна жира можно с помощью обессмоливания - протирания 25% раствором ацетона. Шероховатости удаляются при помощи шкурки (наждачной бумаги) или металлической щетки.

Подготовка эксплуатируемой (старой) вагонки

К сожалению, окрашивание деревянной вагонки это не то действие, которое можно выполнить один раз на весь срок ее эксплуатации. Покраска вагонки - процесс, который нужно периодически повторять.

В том случае, если нужно покрасить предварительно окрашенные, вскрытые лаком поверхности, нужно также провести предварительную обработку панелей.

Когда нужно красить вагонку:

  • отслоение нижнего слоя краски;
  • потеря цвета ламелей;
  • потеря блеска краски или лака;
  • появление существенного дефекта, например, попадание жира, масла, растворителя, другого красителя, проявление грибков на поверхности вагонки;
  • новый стиль, жажда перемен и мода. Например, существующий цвет вагонки не вписывается в обновленный интерьер дома и прочие факторы.

Как очистить вагонку от лака, краски и грязи

Снять старую краску или лак с вагонки можно двумя способами:

  • Механический . В данном случае, существующее покрытие удаляется с помощью скребка, металлической щетки или строительного фена и шпателя. Чтобы полностью удалить краску нужно обработать доски раствором соды (на 1 л. воды - 100 гр. соды). Существенным недостатком метода является вероятность повреждения ламелей скребком. Совет: такой метод пригоден для очистки вагонки от масляной краски.
  • Химический . Предполагает использование различных синтетических растворов и составов (смывок, размягчителей), которые способствуют отслаиванию краски от основания. Стоит отметить, что химический способ довольно агрессивный. Работать с растворами нужно в хорошо проветриваемом помещении с необходимыми средствами индивидуальной защиты. После снятия поверхностного слоя, ламели нужно промыть водой или потереть уайт-спиритом.

Покраска вагонки – задача несложная. Если иметь полную информацию обо всех деталях выбора и краски и ее нанесения, процесс будет максимально простым.

При покраске наружных деревянных стен нужно учитывать вид отделочного материала. Вагонка, имитация бруса, деревянный сайдинг – это один и тот же материал. Эти отделочные доски отличаются лишь толщиной и профилем. Для всех этих видов облицовки подойдут одни и те же краски, при нанесении которых может быть использована любая приемлемая техника.

Если стена возведена из бруса или оцилиндрованного бревна, требуется другой подход к выбору краски и способу ее нанесения. Об этом нужно знать прежде, чем решать, как и чем покрасить стены деревянного дома.

Не стоит опасаться того, что через 2-3 года понадобится подновить или перекрасить фасад. Если знать все правила и секреты процесса окрашивания, облицовочный слой не потеряет своих свойств и через 10 лет. Многие производители лакокрасочных материалов (ЛКМ) дают гарантию и на более долгий срок.

Важные моменты, о которых нужно знать

Большинство домовладельцев, не знакомых с нюансами выбора и нанесения краски, жалуются на то, что уже на следующий год после окрашивания, фасад теряет свою привлекательность. Отделочный слой начинает шелушиться и растрескиваться. Все эти неприятности можно предотвратить.

Но даже среди специалистов немногие знают о том, что для получения отличного результата нужно изменить сам подход к окрашиванию дерева. Эта работа требует столь же пристального внимания, как и покраска автомобиля. Для получения долговечного облицовочного покрытия нужно выполнить несколько действий:

  • тщательно подготовить дерево;
  • загрунтовать поверхность;
  • нанести столько слоев краски, сколько рекомендует ее производитель.

Рассмотрим каждый из этих процессов максимально подробно.

Как правильно подготовить древесину к окрашиванию

Просушка вагонки

Тщательная подготовка древесины включает несколько этапов. Первый из них – качественная сушка отделочного материала. Если вагонка будет сырой, краска не продержится на ней больше 1-2 лет. Уже на следующий сезон станут заметны ее шелушение и блеклость. Хозяин может решить, что в этом виноваты качество краски или неумелые руки рабочих, но на самом деле причина в неправильной подготовке древесины или игнорирование этого важного этапа.

Перед покраской доска должна быть сухой. Допустимая степень влажности 15-20%. Но не всегда можно добиться таких показателей, особенно для тех фасадов, которые уже облицованы. Мастера рекомендуют использовать такой способ: соорудить над стенами навес, защищающий их от дождя, и демонтировать его через 3-4 недели. За это время дерево потеряет достаточное количество влаги и можно будет приступать к отделочным работам.

Существует мнение, что процесс сушки древесины ускоряет нанесение на нее качественного антисептика глубокого проникновения. К таким относят Neomid 46 Bio.

Проникая в поры, состав замещает собой влагу и процесс ее испарения ускоряется. В этих целях можно использовать любой консервант, с помощью которого защищают дерево на период строительства дом. В среднем, эти составы действуют в течение 6-7 месяцев, после чего самопроизвольно разлагаются на биологически безопасные вещества.

Как проверить степень влажности вагонки

  1. Вырезают кусок полиэтиленовой пленки размером 40/40 см.
  2. С помощью скотча крепят его к вагонке так, чтобы не оставалось зазоров.
  3. Оставляют на 24 часа.
  4. Оценивают степень влажности внутренней стороны полиэтиленовой пленки.

Если поверхность полиэтилена влажная на ощупь, значит, вагонка не высохла. Такую древесину нельзя окрашивать.

Обработка вагонки

Важный момент подготовки к окрашиванию – шлифовка досок. В этой процедуре нуждаются все материалы среднего качества (сорт В и ниже). Зачастую на такой древесине можно заметить «ворсистые» участки, неровности профиля, перепады высот в области сучков. Все перечисленное является проблемными зонами, не устранив которые, невозможно получить качественно окрашенную поверхность.

Проще всего обработать облицовочный материал до того, как он будет уложен на стены. В этом случае можно использовать различные инструменты: фрезер с фрезой соответствующего профиля, УШМ с абразивным диском, рейсмус. Однако использование механического способа обработки не исключает необходимости в ручном труде. Все углубления и выступы профиля придется шлифовать с помощью наждачной бумаги.

Если вагонка уже закреплена на фасаде, для обработки древесины используют нейлоновую абразивную щетку и шлифмашинку. Процесс шлифования не быстрый, но он позволит не задумываться об отделке фасада в течение 8-10 лет.

Грунтование древесины

После того как вагонка обретет ровную и гладкую поверхность, древесину необходимо загрунтовать. Не стоит надолго откладывать этот процесс. Поэтому рекомендуется заранее определиться с видом грунтовки и приобрести ее требуемое количество. В этом деле есть важный момент: не рекомендуется выбирать самый недорогой состав. Он не сможет обеспечить качественной адгезии и в должной мере не защитит древесину от влаги.

Качественная грунтовка зачастую стоит дороже краски. Такая ситуация наблюдается в разных линиях продукции компании «Тикурилла». Грамотный производитель знает о том, что важнейшая часть работ по окрашиванию – грунтование. Именно его качество определяет долговечность лакокрасочного покрытия.

Для внешних работ подойдут следующие виды грунтовок:

  • акриловые;
  • на основе акрила и силикона;
  • на основе эпоксидных смол.

Независимо от химического состава грунтовки, нужно выбирать те продукты, на таре которых указано, что они предназначены для фасадных работ. Еще одно важное свойство, на которое нужно обращать внимание – степень проникновения раствора вглубь древесины. На грунтовке так и должно быть указано: «глубокого проникновения».

Валтти-Похъюсте — Valtti Pohjuste

Не рекомендуется использовать для фасадных работ алкидные составы. Они образуют на поверхности материалов тонкую пленку. Она одновременно и защищает вагонку от вредителей и образования плесени, и препятствует выходу влаги из глубоких слоев древесины. Поэтому лучший выбор – водорастворимые грунты, в состав которых входят акрил и (или) силикон.

При грунтовании и окрашивании фасада особое внимание уделяют южной стороне дома. Она в большей степени подвергается негативному воздействию ультрафиолета. Поэтому с северной стороны дома краска меньше выцветает и реже растрескивается.

Выбор краски для деревянного фасада

Многие домовладельцы совершают одну ошибку: невнимательно читают, или вообще не читают то, что написано на банке с краской. В этой информации содержатся инструкции и рекомендации производителя, соблюдая которые, можно достичь делаемого результата. Но прежде чем до них дойдет дело, нужно определиться с видом краски. После этого можно приступать к ознакомлению с нюансами ее нанесения.

Замечено, что быстрее всего теряют насыщенность цвета масляные краски. Они же быстрее других покрываются трещинами. Причина в составе этих ЛКМ и их вязкости. Последнее свойство обеспечивает высокую укрывную способность, но не гарантирует качество покрытия. Поэтому масляные составы нечасто используют для отделки фасадов.

Оптимальный выбор для наружных работ – быстросохнущие водорастворимые акрилатные краски. Можно обратить внимание на продукцию компании «Тикурилла». У этого производителя широкий ассортимент ЛКМ для фасадных работ. Отличные отзывы о красках «Ультра» и «Пика Техо».

«Пика-Техо» акрилатная краска

Для регионов с нестабильными климатическими условиями, отличающимися перепадами температур и холодными зимами, подойдут фасадные краски на основе силикона. Эти составы успешно выдерживают низкие и высокие температуры, обладают высокой степенью влагостойкости, и в то же время остаются паропроницаемыми. Силиконовая фасадная краска сочетает в себе лучшие свойства акрилатных и силикатных составов, образует прочное равномерное покрытие.

Характеристики фасадных ЛКМ

Вагонку можно окрашивать морилкой, тонирующими пропитками и маслами. В качестве финишного покрытия используют воск или лак.

Способы окрашивания вагонки

Прежде чем выбирать способ окрашивания, нужно узнать о тех правилах выполнения работ, без соблюдения которых не удастся достичь высокого качества отделки поверхностей. Основной момент заключается во времени проведения работ. Вагонку окрашивают не ранее, чем через 3 дня после последнего дождя. За это время древесина сможет полноценно высохнуть.

Температура воздуха должна быть положительной. Рекомендуемые производителями ЛКМ границы – +5°С – +20°С. Важно учесть и время суток. Лучше всего приступать к окрашиванию в 10-11 часов утра. К этому времени вагонка полностью высохнет от утренней росы.

Техники окрашивания вагонки

Проще всего покрасить вагонку до ее монтажа на фасад. В этом случае можно получить равномерный слой, без подтеков. Краску наносят кисточкой, валиком или краскопультом. Поскольку доски достаточно длинные, работу выполняют в просторном помещении или на улице. В любом случае потребуется выполнить небольшую подготовку.

Если решено работать в помещении, нужно предусмотреть возможность качественного проветривания. Пол, мебель и предметы обихода накрывают полиэтиленовой пленкой. Это особенно важно, если планируется использовать краскопульт. Не стоит забывать и о своей защите. В первую очередь понадобятся хлопчатобумажные перчатки. Если краску будут наносить методом напыления, надевают защитные очки.

Окрашивание вагонки малярной кистью

Процесс нанесения краски наиболее прост, если использовать качественную малярную кисть. Лучший выбор – полужесткая щетина, с достаточно мягким и ровным краем. Выбор инструмента зависит и от объема работ. Кисти из синтетической щетины более износостойкие.

Техника окрашивания состоит из нескольких простых действий.

Шаг 1. Открывают емкость с краской и тщательно перемешивают состав с помощью любого удобного приспособления. Можно использовать деревянную рейку достаточной длины.

Шаг 2. Погружают кисть в краску на 1/3 длины щетины.

Шаг 4. Слегка отжимают щетину о край банки.

Шаг 5. Легкими мазками наносят краску на дерево.

Шаг 6. Повторяют процесс до тех пор, пока не окрасят все доски.

Окрашивание вагонки валиком

Выбирают узкий валик, оснащенный шубкой с ворсом средней длины. Понадобится лоток для краски, который иначе называют «малярной ванночкой» или «строительной кюветой».

Шаг 1 . Открывают емкость и перемешивают краску.

Шаг 2. Наливают краску в специальный лоток.

Шаг 3. Погружают валик в краску на ½ высоты ролика.

Шаг 4. Прокатывают валик по рифленой скошенной части кюветы. Тем самым, равномерно распределяют краску по шубке и отжимают излишки. Одного набора краски должно быть достаточно для окрашивания 1-1,5 м 2 вагонки.

шаг 5. Наносят краску, прижимая валик к дереву с равномерным усилием.

Шаг 6. Распределяют краску так, чтобы поверхность была качественно прокрашена, и на ней отсутствовали подтеки.

Шаг 7. Повторяют процесс.

Вагонка обладает достаточно сложным профилем, поэтому ребра досок придется докрашивать кисточкой.

Окрашивание вагонки с помощью краскопульта

Для нанесения краски можно использовать аппарат безвоздушного распыления. Это наиболее удачный способ выполнения отделочных работ при уже смонтированном фасаде. Метод распыления позволяет окрасить все труднодоступные места. Но площади вблизи оконных и дверных проемов нужно дорабатывать с помощью малярной кисти.

Для нанесения краски можно использовать и такие аппараты, как краскораспылители низкого давления. При работе с этими инструментами нужно учесть, что часть капель будет оседать на предметы, расположенные вблизи от рабочего места. Это происходит потому, что выход краски из сопла аппарата веерообразный. Поэтому не все частицы попадают на поверхность фасада.

Работа с краскопультом более удобна, чем с кистью и валиком. Кроме того, процесс окрашивания будет намного более быстрым.

Видео – Как покрасить деревянную стену, чтоб на 10-15 лет хватило?

Деревянная вагонка - экологически чистый и безопасный материал, который подходит и для внутренней, и для внешней отделки. Узкие тонкие рейки гармонично впишутся в окружающий пейзаж, сделают строение привлекательным и оригинальным. Большое преимущество вагонки в легкой укладке. С монтажом справиться даже не профессионал!

Для наружной отделки лучше использовать вагонку из сосны. Сосна отличается прочностью и надежностью, красивым и фактурным рисунком. Она устойчива к сырости и влаге, хорошо переносит воздействие осадков и солнечных лучей.

Однако любая древесина со временем подвержена гниению и потемнению. Внешние факторы негативно влияют на состояние материала и сокращают срок службы. Чтобы избежать проблем, эксперты рекомендуют красить деревянную обшивку специальными защитными средствами. Давайте разберемся, чем обработать вагонку снаружи дома.

Какое средство выбрать

Средство

Достоинства

Недостатки

Покрывные (непрозрачные) антисептики

Защита от насекомых, высокой влажности и ультрафиолета

Непрозрачное средство закрывает текстуру и цвет натурального дерева

Лессирующие (прозрачные) антисептики

Прозрачный состав сохраняет цвет и подчеркивает текстуру дерева, защищает от осадков, гнили и плесени

Нельзя наносить на старое покрытие, поэтому требует обязательной шлифовки

Масляные краски

Глубоко проникают в дерево, сохраняют материал от влаги и грязи

Долго сохнут (около 2ух недель) и со временем теряют цвет

Акрилатные или акриловые краски и лаки

Самый безопасный и экологичный состав, обеспечивает плотное эластичное покрытие и дает дереву “дышать”, защищает от осадков и растрескивания, плесени и грибка

Высокая стоимость

Алкидные лаки

Прочный твердый состав дает ровную и аккуратную поверхность, защищает от влаги и долго сохраняет цвет

Слишком плотный состав не позволяет древесине “дышать”, что со временем вызывает рассыхание и гниение

Яхтный лак

Эффективно защищает древесину от влаги и осадков, не подвержен перепадам температуры и предотвращает пожелтение дерева, не выгорает

Выделяет неприятный запах

Доступное и легкое в использовании средство, защищает дерево от плесени, грибка и вредителей, не нарушает рисунок древесины и делает цвет более насыщенным

Требует шлифовки после покраски, нуждается в последующем покрытии лаком

Как обработать фасадную вагонку

Прежде чем красить вагонку, нужно выполнить подготовительные работы. Удалите с поверхности грязь и пыль, уберите наличники и другие декоративные элементы. Обработайте герметиком швы, трещины и стыки стройматериалов.

  • Если вы наносите новую краску или лак на старое покрытие, старое покрытие сначала удаляют при помощи наждачки или шлиф-машинки. Сначала покройте поверхность грунтовкой и олифой. А затем отшлифуйте вагонку так, чтобы не осталось старой краски;
  • Просушите вагонку. Помните, что красить можно только сухое дерево!;
  • Перед и во время покраски тщательно перемешайте состав, чтобы цвет и блеск был однородным;
  • Красить вагонку следует не реже, чем один раз в 4-5 лет. При этом температура воздуха должна быть не ниже 15 градусов;
  • Покрасить фасад можно при помощи валика, для труднодоступных мест используйте кисточку;
  • Наносите состав длинными равномерными масками в два-три слоя. Перед нанесением нового слоя давайте высохнуть предыдущему, чтобы поверхность была ровной и однородной;
  • Для покрытия фасада можно использовать и лак, и краску. Применение нескольких материалов усилят защиту и повысят эксплуатационный срок изделий.

Если вы не знаете, какие средства лучше подойдут для отделки фасада, эксперты “Древ-Маркет” помогут подобрать подходящие материалы и подскажут, как лучше покрасить вагонку снаружи. Получите консультацию онлайн или позвоните менеджеру. Контактные данные компании вы найдете по ссылке .

Кроме того, в компании “Древ-Маркет” вы можете купить вагонку и другие материалы для строительства или отделки от производителя!

Покраска вагонки снаружи дома является важным моментом отделки помещения. Ведь здесь наибольшее воздействие внешней среды. Цена материала довольно высокая и в результате не правильной покраски вагонка довольно быстро придет в негодность.

Чем покрасить вагонку снаружи дома мы сегодня разберем в деталях. Так же на видео в этой статье и фото вы сможете посмотреть отдельные этапы выбора и параметры материалов.

Вагонка является натуральным материалом. Лучшие показатели по долговечности снаружи здания показывает отделка из хвойной породы дерева, но и она не слишком долговечна, если сравнивать с металлом или сайдингом (см. ).

На вагонку из дерева оказывают влияние следующие негативные моменты:

  • Изменение влажности, которое происходит в течение дня, а также при изменении времени года;
  • Отрицательные температуры снаружи зимой и нагрев в летнее время;
  • Ультрафиолетовые лучи , которые постепенно приводят к разрушению волокон древесины;
  • Разные микроорганизмы , которых достаточно много в атмосфере;
  • Грибковая инфекция , которая поражает дерево;
  • Обычная плесень , образующаяся из-за нехватки вентиляции и неправильной установки;
  • Вредители разного рода – мелкие насекомые и грызуны.

Безусловно, с течением времени вагонка из дерева будет усыхать, что может привести к деформации. Поэтому идеально будет, если обработку и покраску отделки выполнить сразу же после ее монтажа.

Внимание: При покупке материала берите только после проверки его на влажность. Она не должна быть выше 12-ти процентов.

Покраска вагонки по пунктам

Чем красить вагонку снаружи дома мы разберемся ниже. Но любое покрытие должно наносится на правильно подготовленную поверхность, иначе оно долго не простоит. Система подготовки одинакова для всех красителей.

Давайте рассмотрим подготовку более детально:

  • Лучше всего, конечно же, вагонку, которая была установлена снаружи, красить сразу. Но на практике такое встретишь не часто. Обязательно стоит учитывать временные факторы, а в некоторых случаях и не качественно проведенную предыдущую покраску.
  • Краска, которая отслаивается лохмотьями, слишком высушенная поверхность, участки пораженные гнилью – это все достаточно часто можно встретить снаружи на стенах, где покраска была проведена некачественно или вовсе не проводилась.

Поэтому, прежде чем переходить к покраске, вагонку обрабатывают. Работа не доставит трудностей и делается своими руками, но займет много времени.

Необходимо провести следующие этапы:

  • Очищаем . Проходимся по поверхности щеткой, если присутствуют участки, разрушенные гниением – скребком. Удаляем всю грязь и пыль. Если присутствует старая краска, ее убираем особенно тщательно (см. ). После этого моем поверхность раствором соды с высокой концентрацией – на десять литров горячей воды около 0, 3 килограммов соды;
  • Разрушенные области стоит заменить на новые полосы вагонки ;
  • Отдельно стоит выделить момент борьбы с плесенью . Для этого есть огромный выбор специальных средств, которыми обрабатываются стены снаружи постройки;
  • Для качественной адгезии краски поверхность можно дополнительно обезжирить с помощью моющего средства, в чьем составе присутствует щелочь;
  • Выполняем шлифовку ;
  • Грунтуем специальными составами (см. ), которые не дают развиваться плесени, грибку и бактериями, этот этап можно пропустить. Но если вы хотите, чтобы покрытие было долговечным, то такую процедуру все-таки лучше сделать. Тогда и краска будет ложиться лучше, и покрытие получится стойким и достаточно качественным.

Только после того как все мероприятия были проведены, можно красить поверхность или покрывать ее разными составами. Какой конкретно вариант обработки стен выбрать – решит владелец, исходя из своих предпочтений. Краска для вагонки для наружных работ есть довольно разная м здесь выбор за вами.

Антисептические средства

Одним из наиболее функциональных и современных методов обработки деревянной вагонки снаружи считаются специальные пропитки. Они не дают размножаться бактериям, что предотвращает гниль и возникновение синего оттенка на дереве.

Пропитки также обладают следующими характеристиками:

Наносим антисептик

  • Воздействие на древесину оказывается не поверхностное, а объемное. Пропитки попадают внутрь вагонки на пару миллиметров;
  • Многие составы защищают поверхность от ультрафиолетовых лучей, что оказывает положительное влияние на внешний вид вагонки;
  • Достигается защита из избыточной потери или проникновения влаги, отделка снаружи не будет пересыхать и сыреть даже при значительном количестве осадков.

В зависимости от варианта пропитки, вы сможете решить сразу несколько задач.

Например:

  • Красить полупрозрачными или прозрачными составами стоит в том случае, когда в планах есть сохранение изначального рисунка и структуры дерева. Можно проявить искомый цвет или изменить его вовсе. Таким образом, можно сохранить естественную красоту материала и добиться художественного эффекта;
  • Непрозрачное покрытие помогает полностью скрывать имеющиеся недостатки, сохранив при этом рельеф. Это хороший способом красить так, чтобы скрыть разрушенные области, которые были заменены вагонкой с иной текстурой, замаскировать все недостатки, сучки и так далее;
  • Пропитки, имеющие тонировочные и антисептические свойства крайне эффективны, но и стоит они немало. Вдобавок ко всему покраска подобными составами потребует большего количества состава из-за впитывания.

Краски, имеющие масляную основу

Данный краситель наиболее часто применяется для покрытия древесины. Но это пожалуй не лучший вариант.

Давайте рассмотрим, чем он привлекателен:

Наносим масляную краску

  • Впитываются в основу, что гарантирует защиту от попадания влаги;
  • Стойкие в температурным воздействиям и перепадам влажности.

Но и в этом случае есть свои недостатки, которые часто не относятся к существенным, скорее, к категории естественных:

  • Состав сохнет достаточно долго – от восьми часов до нескольких дней. Поэтому возможны загрязнения и прилипшие мошки. Плюс ко всему, существует риск выпадения осадков и изменения поверхности вследствие воздействия влаги;
  • Поверхность краски со временем становится матовой, цвет начинает меняться. Это особенно заметно на крайних сегментах – светлых и темных цветовых оттенков.

Но если рассматривать масляные краски в целом, то они достаточно функциональны. Они дешевы, не требуют специального нанесения, достаточно долго хранит характеристики, а красить стандартными вариантами умеют практически все.

Краски, основанные на акрилате

Это более современный вариант, но стоит он немало. Несмотря на этого он обеспечивает полезные характеристики. Например, благодаря паропроницаемости, лаки и краски лучше всего использовать на свежей вагонке.

Акрилатные краски обладают следующими особенностями:

  • Длительное время сохраняют свой окрас;
  • Стойки к воздействии атмосферных явлений;
  • Паропроницаемы;
  • Покрытие эластично, поэтому есть вероятность растрескивания от мороза или жары.

Подобные составы соответствуют экологическим требованиям, поэтому их можно использовать для работы снаружи постройки, а также для того, чтобы окрасить помещение внутри.

Алкидные лаки

Хотя лаки на алкидной основе имеют хорошие пользовательские характеристики, их используют не слишком часто. Это связано с необходимостью иметь опыт проведения работ, чтобы поверхность в итоге получилась аккуратной и красивой.

Если вы обладаете знаниями, то такие составы обеспечивают:

  • Ровную поверхность;
  • Хороший уровень защиты от влаги;
  • Прочность;
  • Стабильность цвет в течение долгого времени.

Если покрытие было сделано качественно, то оно может прослужить около десяти лет. После этого лак будет разрушаться, а процесс его удаления для проведения еще одной покраски, отнимет много сил.

И еще о покраске

К наиболее распространенным и простым вариантам покраски относят обработку морилкой. С ее помощью удается достигать защиты от неблагоприятных факторов, а также создавать причудливые художественные эффекты.

  • Помимо всего прочего, сегодня продается широкий спектр цветов, поэтому этот вариант можно смело сравнивать с применение полупрозрачных цветных пропиток. Этот метод принято относить к самым дешевым и простым, но и здесь есть существенный недостаток – покрытие не прослужит слишком долго. Внешний вид стен снаружи придется обновлять один раз в несколько лет.
  • Как можно было понять, качественная покраска отделки доступна и без проблем осуществляется при должной внимательности и усердии. Современные составы помогают обеспечивать разные характеристики защиты, а на рынке есть огромный выбор цветовых оттенков.

В любом случае, для покраски вагонки основным фактором долговечности является подготовка плоскости. От нее зависит и внешний вид и долговечность. Поэтому не пренебрегайте этим вопросом и инструкция поможет вам ничего не упустить.

Деревянная вагонка красивый, натуральный материал. Не удивительно, что так много пользователей во всем мире отдают ему предпочтение в качестве отделочного и облицовочного материала.

Экологичность и естественная красота древесины не только украшает помещение, но и создает в нем определенный микроклимат. А вагонка покрытая плотным покрытием (краской, лаком) позволяет создать любой декор.

Но, у дерева есть существенный минус, который влияет на эксплуатационные характеристики вагонки – она подвергается гниению, различным повреждениям, а также склонна темнеть.

Эта статья предназначена для тех, кто хочет защитить и одновременно сохранить вагонку в естественном виде. Рассмотрим пошагово, как и чем лучше покрыть (пропитать, обработать, покрасить) деревянную вагонку (евровагонку) .

Надо сказать, что метод «взять кисть, краску и покрасить» хорош, именно в силу своей простоты. Но долго ли прослужит окрашенная таким образом древесина? Не лучше ли выбрать более основательный и правильный подход?

Правильная покраска деревянной вагонки состоит из 4 этапов:

1 этап – подготовка вагонки к покраске

Для евровагонки, такой этап будет лишним, поскольку европейские производители руководствуются другим стандартом, который предусматривает обязательную первичную обработку древесину защитными составами.

Те же, кто купил стандартную вагонку отечественного производства или имеет дело с уже окрашенной поверхностью, нужно в первую очередь произвести первичную обработку панелей.

Подготовка новой вагонки

Подготовка новых ламелей включает в себя:

  • сортировку . Известно, что допускается пересечение сортов до 10%. Т.е. в партии вагонки первого сорта может содержаться до 10% ламелей второго сорта. Чтобы не нарушить поверхность их нужно отсортировать;
  • сушку . Приобретенные ламели должны быть сухими до начала монтажа;
  • выдерживание в температурном режиме помещения . в котором планируется монтаж вагонки. Естественно топить сауну, чтобы доски «согрелись» смысла нет. Но вот пролежать в течении 2-3 дней в том помещении, где они будут устанавливаться доскам необходимо;
  • удаление дефектов . К дефектам поверхности вагонки можно отнести сколы, шероховатости, появление синевы, белых пятен, мертвые (выпадающие) сучки. На части панелей дефекты можно не трогать. Это связано с тем, что в процессе работы нужна будет короткая вагонка. Например, для отделки под окном или над дверью. Однако, чтобы приступить к монтажу на открытой поверхности дощечки нужно очистить от дефектов посредством отбеливания (для этих целей рекомендуется использовать СенежНео или Иней). Удалить пятна жира можно с помощью обессмоливания – протирания 25% раствором ацетона. Шероховатости удаляются при помощи шкурки (наждачной бумаги) или металлической щетки.

Подготовка эксплуатируемой (старой) вагонки

Окрашивание старой деревянной вагонки К сожалению, окрашивание деревянной вагонки это не то действие, которое можно выполнить один раз на весь срок ее эксплуатации. Покраска вагонки - процесс, который нужно периодически повторять.

В том случае, если нужно покрасить предварительно окрашенные, вскрытые лаком поверхности, нужно также провести предварительную обработку панелей.

Когда нужно красить вагонку:

  • отслоение нижнего слоя краски;
  • потеря цвета ламелей;
  • потеря блеска краски или лака;
  • появление существенного дефекта, например, попадание жира, масла, растворителя, другого красителя, проявление грибков на поверхности вагонки;
  • новый стиль, жажда перемен и мода. Например, существующий цвет вагонки не вписывается в обновленный интерьер дома и прочие факторы.

Как очистить вагонку от лака, краски и грязи

Снять старую краску или лак с вагонки можно двумя способами:

  • Механический . В данном случае, существующее покрытие удаляется с помощью скребка, металлической щетки или строительного фена и шпателя. Чтобы полностью удалить краску нужно обработать доски раствором соды (на 1 л. воды - 100 гр. соды). Существенным недостатком метода является вероятность повреждения ламелей скребком. Совет: такой метод пригоден для очистки вагонки от масляной краски.
  • Химический . Предполагает использование различных синтетических растворов и составов (смывок, размягчителей), которые способствуют отслаиванию краски от основания. Стоит отметить, что химический способ довольно агрессивный. Работать с растворами нужно в хорошо проветриваемом помещении с необходимыми средствами индивидуальной защиты. После снятия поверхностного слоя, ламели нужно промыть водой или потереть уайт-спиритом.

Совет: если планируется последующее покрытие древесины прозрачным лаком, то лучше отдать предпочтение механическому способу, поскольку смывки могут неравномерно выбелить вагонку.

Пользователи отмечают, что в том случае если старое покрытие крепко держится, достаточно только слегка ошкурить поверхность (придать ей матовость) и нанести новый слой. Если же, повреждения глубоки, но частичные (выпал сучек, след от удара, отслоение краски), место следует зашкурить более тщательно. При необходимости заделать глубокие дефекты шпатлевкой, нанести на это место слой краски, а затем уже окрашиваться всю поверхность, отделанную вагонкой, целиком.

2 этап – грунтовка вагонки

Наносят грунтовку кистью или распылителем.

Применение грунтовки перед покраской придает деревянной вагонке несколько неоспоримых преимуществ, а именно:

  • улучшает адгезию, т.е. «сцепление» будущего поверхностного слоя краски/лака с древесиной;
  • защищает дерево от разбухания;
  • заполнят поры. Это позволяет нанести финишное покрытие более равномерно;

Совет: некоторые породы древесины (например, ель или отдельные виды сосны) способны выделять смолу довольно долгое время (до 10 лет). Чтобы избежать этого эффекта вагонку можно обработать специальной грунтовкой, которая закрывает поры древесины.

  • позволяет снизить расход декоративного покрытия лака или краски.

Виды грунтовок для вагонки

Разновидности зависят от состава грунтовки:

  • Акриловые грунтовки . Обеспечивают надежную защиту от всего кроме гниения и защиты от ржавчины. Более подходят для внутреннего использования.
  • Алкидные грунтовки . Наиболее разнообразны и адаптированы для конкретной породы древесины. Подходят как для внутреннего, так и для внешнего применения.
  • Полистирольные грунтовки . Пригодны только для наружных работ ввиду большой токсичности.
  • Народные способы (грунтовки, сделанные своими руками):
  • Грунтовка клеем ПВА . Популярный среди пользователей водный раствор клея ПВА вместо грунтовки (развести в пропорции 10 капель на 100 мл. воды). Раствор нужно наносить дважды, чтобы избежать появления незагрунтованных участков, которые проявятся только после полного высыхания. Среди недостатков метода: появление белесого налета на деревянной вагонке (на необработанной древесине белесость не видна, а вот на тонированной очень даже), частичное скрывание структуры древесины.
  • Грунтовка желатином . Некоторые пользователи также рекомендуют использовать пищевой желатин в качестве грунтующего состава. Способ приготовления: желатин растворяют в холодной воде (1:2), потом нагревают на водяной бане пока гранулы полностью не растворятся. Охлаждают, чтобы смесь немного загустела и покрывают вагонку в 2-3 слоя.
  • Олифа . Давно известное средство, но придающее дереву липучесть и меняющее его цвет.

Совет: грунтовка не должна образовывать пленку на поверхности древесины.

Среди современных химических средств, согласно отзывам, лучшие грунтовки для вагонки: Белинка (Belinka), Тиккурила (Tikkurila), Пинотекс, Лакра.

3 этап – защита древесины

Защитные средства для деревянной вагонки

Назначение защитных составов в том, чтобы защищать древесину от повреждений. Гниль, грибки, жучки, влага, ультрафиолет – все эти факторы не добавляют жизни древесине. А, следовательно, средства защиты необходимо применять всегда, независимо от того, будет ли подвергаться деревянная вагонка дальнейшему покрытию лаком или краской (декорированию).

Способы и средства защиты древесины:

  • Антисептики . Химические составы, которые отличаются противогрибковым действием. Их назначение – защита вагонки от биологической активности различных жучков и грибков.

Совет. Обработка антисептиком должна выполняться перед сборкой (установкой, монтажом) вагонки. Это связано с тем, что пазы, гребни и обратная сторона деревянной вагонки также нуждается в обработке.

  • Антипирены . Составы на основе водных растворов солей, которые призваны защитить дерево от возгорания. Следует отметить, что декоративные средства также должны повышать огнестойкость древесины.

Специфика защитных средств заключается в том, что они глубоко проникают внутрь структуры древесины, и при высыхании становятся незаметными. Нанесение защитных средств настолько важный этап в защите вагонки, что производители евровагонки наносят их еще на стадии подготовки к продаже. Наряду с показателем влажности и сортом вагонки, защита – это то, что отличает обычную вагонку от евровагонки.

Совет. Вагонку лучше грунтовать с двух сторон. Особое внимание нужно уделить торцам ламелей. Это связано с тем, что торцовая часть после монтажа не будет прокрашена.

4 этап – покрытие для вагонки (краска, лак)

Покрытие для вагонки К выбору декоративного финишного покрытия (краски/лака) нужно подойти ответственно.

Что предпочтительнее лак или краска для деревянной вагонки? А если краска, то какая краска для вагонки лучше?

Для начала нужно определиться с тем, где будут проводиться работы (внутри/снаружи), какой эффект должен быть достигнут, какое качество окрашиваемой поверхности, какие требования по срокам, стоимости и т.п.

Выбираем, чем покрыть вагонку – виды краски и лака для окрашивания и пропитки древесины

1. Краска (непрозрачная эмаль) для вагонки

Масляная краска

Масляная краска для вагонки Практика показала, что краска на масляной основе служит долго и надежно защищает дерево от влаги. Она быстро сохнет, медленно меняет цвет. Краска имеет специфический запах, который быстро выветривается. Обновить такое декоративное покрытие на вагонке не составит труда.

Масляная краска обновляется каждые 5-6 лет. Это необходимо для придания краске блеска и устранения микротрещин, через которые влага может повредить вагонку.

Совет. После высыхания поверхность вагонки, окрашенная масляной краской, станет немного светлее. Поэтому изначально стоит выбрать более темный оттенок.

Акриловая или акрилатная краска

Акриловая краска для вагонки Отличается отсутствие запахов, высокой скоростью высыхания. Применение этой краски не ограничивает время работы. Краска допускает нанесение при низкой температуре.

Поверхность вагонки, окрашенная акрилатной краской, долго не будет нуждаться в обновлении. Единственный недостаток краски – высокая цена.

2. Морилка (пропитка или декоративная лазурь)

Морилка для вагонки По сути это та же грунтовка, но только придающая древесине вагонки другой цвет или оттенок. Использование морилки для вагонки - это недорогой, но эффективный способ подчеркнуть структуру дерева.

Примечание. Морилка подходит для древесных поверхностей без дефектов.

3. Лак для вагонки

Относится к прозрачным покрытиям, что делает его незаменимым финишным покрытием, когда нужно сохранить естественную структуру дерева.

Акриловый аквалак для вагонки

Акриловый аквалак для вагонки Экологически чистый, быстросохнущий лак. Аквалак можно разбавлять водой. Применяется для окраски деревянной вагонки с наружной и внутренней сторон.

Совет: Аквалак подходит даже в том случае, если в доме проживает аллергик.

Алкидный лак для вагонки

Алкидный аквалак для вагонки Создает пленку на поверхности окрашиваемых панелей. Лак долго сохнет.

Применение алкидного лака оправдано в помещениях с высокой влажностью (кухня) или там, где повышенный износ вагонки (коридор).

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

Совет: Абсолютной прочностью, устойчивостью к УФ-излучению является покрытие вагонки яхтным лаком (яхтенный).

4. Масло-воск (или восковые краски)

Масло-воск для вагонки Натуральное льняное масло-воск - это новинка на рынке покрытий для деревянной вагонки.

В процессе обработки вагонки воском, масло проникает глубоко в структуру дерева, а воск придает древесине красивый внешний вид.

5. Жидкая пластмасса

Жидкая пластмасса для вагонки Полностью лишает дерево его способности к микро-вентилированию, однако придает древесине футуристический вид. Чаще применяется для покрытия части поверхности вагонки, как декоративного элемента дизайна.

Советы по выбору финишного покрытия для деревянной вагонки

  • цвет . Поскольку морилка или краска меняют цвет или оттенок вагонки нужно использовать это свойство. Так, например, светлые оттенки визуально увеличивают пространство. Использование разных цветов/оттенков позволяет зонировать помещение;
  • состав . Приставка «био» после названия лака свидетельствует об отсутствии вредных веществ. Такой состав можно использовать для внутренних работ;
  • производитель . Немало отечественных аналогов лака для вагонки или краски могут создать достойную конкуренцию иностранным товарам. При этом цена продукта будет более гуманной.

Как и чем покрасить вагонку в бане и парилке

Восковый составов Evrotex-Сауна для вагонки в бане Ввиду значительной температуры вагонку в бане лучше не окрашивать, а обработать защитными составами.

Отличным решением будет использование восковых составов, например, Evrotex-Сауна. Это покрытие пригодно для использования в условиях высокой температуры и циклического интенсивного увлажнения.

Совет. Наносить лак в сауне нужно только один раз. В предбаннике – можно сделать несколько слоев.

Как и чем покрасить вагонку на веранде

Веранда или терраса испытывают на себе наибольшее влияние атмосферных факторов, поэтому материал должен быть стойким. Сначала покрыть слоем грунтовки, а потом 2-3 слоя лака или краски.

Как и чем покрасить вагонку внутри/снаружи дома

Особых отличий в покраске дома снаружи или изнутри нет. Разница только в применяемых покрытиях. Лак/краска для внутренних работ должна соответствовать требованиям экологичности. Для проведения наружных работ более важно, чтобы покрытие выдерживало влагу, перепады температуры, воздействие УФ-лучей. Один и тот же вид краски можно использовать внутри здания и снаружи. Отличие – в количестве наносимых слоев.

Чем покрасить вагонку правильно - инструмент

Для окрашивания вагонки можно использовать:

  • кисть. Удобны тем, что позволяют прокрасить дерево по углам и труднодоступных местах. Краска наносится кистью наиболее равномерно;

Совет. Чтобы нанести краску кистью равномерно и не допустить подтеков, нужно погружать кисть в краску наполовину.

  • валик. Позволяют окрашивать быстро. Однако, чтобы получить равномерный слой нужно окрашивать несколько раз;
  • пульверизатор. Дает возможность сделать работу максимально быстро. Но увеличивает расход краски;
  • рукавица (цегейковая). Перчаткой удобно прокрашивать (пропитывать) места где вагонка стыкуется (обрамляет) с трубами;
  • поролоновая губка.

Технология окрашивания деревянной вагонки

  • перед покраской или нанесением лака/краски их нужно хорошо перемешать. Так они будут ложиться более равномерно;
  • пробный выкрас позволит понять, как будет выглядеть окрашенная поверхность;
  • краску лучше наносить в несколько тонких слоев. Так каждый слой будет быстрее сохнуть, а покрытие будет нанесено более равномерно;
  • очередной слой краски/лака нужно наносить только после того как полностью высохнет первый;
  • окрашивая краской вагонку нужно оставить зазоры величиной в 2-3 см. сверху и снизу панелей. Это позволит дереву дышать. А сами зазоры можно закрыть декоративным плинтусом;
  • чтобы избежать получения различных оттенков древесины лучше производить окрашивание краской за один раз, материалом из одной партии;
  • если есть необходимость прервать работу старайтесь сделать так, чтобы «шов», граница покрашенного и непокрашенного участка находилась не на видном месте;

Советы по хранению открытой банки краски .

Если работа прерывается надолго, то чтобы не допустить появления пленки на поверхности краски можно положить на поверхность картон, пропитанный олифой.

В том случае, если пленка появилась, то ее частички могут попасть на окрашиваемую поверхность. Лучше в этом случае, закрыть поверхность поролоном и макать кисть через него.

  • более насыщенный цвет/оттенок можно получить, если нанести краску несколько раз (до 4-х). Дальнейшее увеличение числа слоев не будет иметь эффекта;
  • не допускайте чрезмерно быстрого высыхания краски/лака. Это может привести к растрескиванию окрашенного слоя. Профессионалы не рекомендуют наносить краску/лак под воздействие прямых солнечных лучей.

Разобравшись с нюансами обработки, пропитки и окрашивания деревянной вагонки можно создать красивую поверхность, а главное обеспечить ее долгую эксплуатацию.