Сейчас вы находитесь именно там, где должны. Дверной проем – не самое безопасное место при землетрясении

Всего лишь десять лет назад, 28 сентября 2008 года, компания SpaceX впервые смогла отправить спутник на орбиту - с помощью ракеты легкого класса Falcon 1. С этого момента компания разработала тяжелые носители Falcon 9 и Falcon Heavy и захватила с их помощью половину мирового рынка коммерческих запусков, строит гигантскую ракету BFR, а еще через десять лет рассчитывает иметь собственную обитаемую базу на Марсе. Фантастические успехи компании вызывают массу вопросов: как случилось, что «частник» смог за ничтожный срок обойти даже некоторые заслуженные космические державы? И какова цена обещаниям Илона Маска добраться до Луны и Марса? Редакция N + 1 попросила экспертов - директора Института космической политики Ивана Моисеева и редактора журнала «Новости космонавтики» Игоря Афанасьева объяснить стремительное развитие SpaceX и оценить ее планы на будущее.

Грузовой космический корабль Dragon во время стыковки с МКС

«Маскофобы» объясняют успех SpaceX тем, что компания получила финансирование и технологии от NASA. В этом все дело?

Иван Моисеев : NASA заплатила за ракету Falcon 9, как говорят, «на корню». Это означает, что ракета еще не была построена, а американское космическое агентство уже начало выплачивать деньги компании SpaceX - в рамках контрактов на доставку грузов на борт Международной космической станции. SpaceX удалось эти деньги эффективно использовать и расширить свою деятельность - получить заказы на запуски спутников от других стран, от американских военных и от телекоммуникационных компаний.

Конечно, эти успехи не были бы возможны без того технологического капитала, который был собран в США на данный момент. И задача NASA и тогда, и сейчас как раз и состояла в том, чтобы внедрять ту интеллектуальную собственность, которая концентрируется у агентства. Это был очень большой вклад в успех SpaceX.

Игорь Афанасьев : Несомненно, внешнее финансирование от NASA и других госструктур (в частности, от DARPA) на ранних (но не на первых) этапах разработки ракет-носителей и космических кораблей в значительной мере повлияло на успех SpaceX.

Однако нельзя сбрасывать со счетов и то, что Маск начинал работу на деньги компании (можно сказать, на свои собственные) и/или на средства, которые ему удавалось привлечь путем из внешних источников и венчурных фондов. И эти суммы измерялись шести-семизначными цифрами и росли от этапа к этапу. В частности, при разработке легкой ракеты Falcon 1 Маск понимал, что его собственных сбережений едва хватит на создание небольшого, сравнительно простого носителя, и с самого момента образования SpaceX необходимо наладить хорошие отношения с государственными ведомствами - NASA и Пентагоном - в наибольшей степени заинтересованными в исследовании и освоении космоса.

Сделав первую ракету и продемонстрировав потенциальным заказчикам возможности своей компании, Маск заручился господдержкой и получил возможность построить на ее базе мощную Falcon 9. Вслед за этим SpaceX, вооруженная новым носителем, стала не только еще одним игроком на рынке пусковых услуг, но и мощным драйвером развития ракетно-космической техники в США и во всем мире.


Доли компаний и стран на рынке коммерческих запусков

Tim Hughes, SpaceX

То же можно сказать и об интеллектуальной собственности. Причем здесь речь идет, скорее, не о получении технологий, принадлежащих NASA, а в конкретных людях, имеющих большой опыт работы в ракетно-космической индустрии. Именно таких людей Маск стремился заполучить любыми способами, именно они составили интеллектуальный костяк SpaceX.

Впрочем, существуют и конспирологические точки зрения, например, что Маска «взрастило и вскормило» NASA (самостоятельно или при поддержке Пентагона) создавая конкурента крупнейшим аэрокосмическим гигантам сегодняшнего дня Boeing и Lockheed Martin, которые, с точки зрения ряда экспертов, «зажрались и откусывают от бюджетного пирога слишком жирные куски, неадекватные приносимой пользе».


Первый запуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy

Каково главное техническое достижение разработчиков ракет Falcon?

Иван Моисеев : Я бы обозначил два главных достижения, они немного разноплановые.

Первое - это то, что они еще на этапе разработки будущей ракеты Falcon 9 адаптировали ее под требования рынка. В частности, они применили простые двигатели с открытой схемой . В них генераторный газ, который вращает турбонасосы, просто сбрасывается, а не подается в камеру сгорания, где он мог бы создавать дополнительную тягу.

Такие двигатели считаются устаревшими, они менее эффективны, чем с закрытой схемой. Но, поскольку они оказались дешевле, проще, SpaceX на этом здорово выиграла.

Во-вторых, они разработали возвращаемую ступень. Это уже собственная инициатива SpaceX, это делалось не за счет средств от контрактов с NASA, но это позволяет компании достаточно здорово экономить на запусках - до 20-25 процентов.

Игорь Афанасьев : Реальных достижений несколько.

Первое: создание, серийное производство и эксплуатация двухступенчатой ракеты-носителя среднего/тяжелого класса с высочайшими на сегодня показателями эффективности конструкции без применения кислородно-водородного топлива. По числу ступеней и соотношению массы полезного груза к стартовой массе Falcon 9 эффективнее таких ракет-носителей аналогичного класса, как Ariane-5, «Чанчжэн-5», «Зенит», «Протон» и тому подобных.

Второе: отработка технологии посадки и первых этапов многократного использования самого дорогого и обычно утрачиваемого элемента ракетно-космической транспортной системы - многодвигательной первой ступени. В случае подтверждения заявленных характеристик это может стать трендом в современной ракетно-космической технике.

Третье: исключительно высокий темп пусков (не характерный для американских ракет-носителей 2010-х годов) и хорошие стоимостные показатели, позволившие завоевать значительную долю рынка запусков, выжав с него (или значительно умерив пыл) традиционных игроков с их средствами выведения, созданными по технологиям 1960–1980-х годов.


Посадка боковых ускорителей Falcon Heavy

Станет ли многократное использование первых ступеней ракет SpaceX действительно экономически выгодным?

Иван Моисеев : Мне кажутся весьма сомнительными обещания, что использованные первые ступени смогут после возвращения сразу, почти без подготовки, снова отправиться в космос. Серьезные проверки, тесты, подготовка к новому пуску все равно будут нужны. SpaceX может, конечно, сокращать затраты на это, но есть принципиальные вещи которые не сократишь.

Но дело в том, что сокращение стоимости пуска даже на 25 процентов для ракетной отрасли это очень много, это очень хороший показатель. Если удастся, скажем, снизить цену на один процент - это уже серьезные деньги, потому что запуски стоят миллионы долларов, а тут сразу 25. И Илон Маск совершил революцию в некотором смысле, потому что инерция мышления разработчиков заставляла делать максимально эффективные двигатели и не очень заботиться о судьбе ступени. А он сделал все наоборот и добился результата.

Игорь Афанасьев : Многократное использование первых ступеней наладить уже получилось. Правда, пока это процесс сводится к двукратному применению ракетных блоков (но уже скоро нам обещают нечто большее, с помощью самого свежего варианта носителя Falcon 9 Block 5). Привело ли это к реальному снижению затрат? Сказать трудно - компания (как и большинство пусковых провайдеров) не дает конкретных «ценников», приходится либо верить Маску на слово, либо «прикидывать на пальцах», оперируя пропорциями, указанными ранее официальными представителями SpaceX .

Если считать, что первая ступень стоит 60-80 процентов всей двухступенчатой ракеты Falcon 9, то при двукратном ее применении (без учета межполетного обслуживания) расходы на пуск составляют 60-70 процентов от стоимости аналогичной одноразовой ракеты, при трехкратном - 47-60 процентов. Цель инженеров Маска - снизить расходы на порядки. Сделать это будет крайне сложно с учетом неизбежного появления при многократных пусках упомянутых выше расходов на межпусковые операции, включающих ремонт изношенных механизмов, восстановление потерянных в процессе входа в атмосферу участков теплозащиты, очистку от копоти двигательных установок и т.п. К слову сказать, в процессе эксплуатации системы Space Shuttle эти расходы оказались значительно выше, чем предполагали разработчики...


Предполагаемый облик сверхтяжелой ракеты BFR

Насколько реалистично выглядит проект ракеты BFR грузоподъемностью 150 тонн?

Иван Моисеев : Это ракета останется на бумаге, как и предыдущий проект - марсианский транспортер. Дело в том, что на нее нет заказчика. Разработка ракеты такого класса, класса сверхтяжелой лунной ракеты Saturn V, стоит десятки миллиардов долларов даже если очень сильно экономить. На создание ее аналога, ракеты SLS, уже затрачено 30 миллиардов долларов.

У SpaceX таких денег нет, и другого заказчика на эту ракету нет, потому что NASA в своих межпланетных проектах ориентируется на использование своей собственной ракеты SLS. Нет заказчика - нет ракеты.

Игорь Афанасьев : Проект BFR по габаритам не больше летавшей полвека Saturn V, а по стартовой массе - легче оставшегося на бумаге советского носителя «Вулкан», который предполагалось создать на базе «Энергии». Кислородно-метановые двигатели Raptor для BFR по габаритам близки к стоявшим на советской лунной ракете Н-1 кузнецовским НК-33. Аналитики отмечают, что финансовая сторона проекта уже не так безнадежна, как раньше и не вызывает стойкого отторжения у потенциальных инвесторов. Не исключено, что при определённом раскладе проектом заинтересуется NASA, ведь одна из целей BFR - замена корабля Dragon, обслуживающего МКС.

Оставив в стороне экономику проекта, можно сказать, что в целом особых сомнений в реализуемости BFR нет (как показывает практика, решить можно едва ли не любую инженерно сформулированную задачу, не противоречащую законам механики). Но остается множество вопросов как ко всей концепции в общем, так и к деталям в частности. По-прежнему трудно достичь заложенных показателей совершенства ступеней. Неизвестно, как быть с акустическими нагрузками, которые для первой ступени BFR почти вдвое выше, чем было на «Сатурне». Повышенная акустика заставляет усиливать конструкцию, сильно утяжеляя ее. Скептики отмечают утопичность идеи «универсальной системы, способной совершать посадку на Землю, Луну и Марс, а также на все остальные небесные тела», как декларирует Маск. Очень большие сомнения в возможности проведения «конвейерных пусков» - а для будущей колонизации Марса необходимы тысячи стартов в год!

Много вопросов вызывает плановая эксплуатация системы, предусматривающая минимум ремонтно-восстановительных работ после полётов BFR, либо полный отказ от них и даже от технического обслуживания. Между тем, до сих пор необслуживаемую технику (кувалды, топоры и прочий инвентарь не рассматриваем) никому реализовать не удалось - даже автомашины (не говоря уже о самолетах) проходят регулярные техобслуживания. Абсолютно непонятно, как создать неремонтируемый ракетный летательный аппарат, подверженный куда более высоким нагрузкам?

Неясно, как решается вопрос аварийного спасения экипажа и пассажиров BFR при нештатном запуске. Маск сводит все к аналогии с пассажирской авиацией, где ни экипаж, ни пассажиры не имеют средств спасения в аварийных и катастрофических ситуациях. При желании в этих рассуждениях можно найти рациональное зерно, но надо учесть, что «история авиации написанная кровью», насчитывает более 100 лет, тогда как ни одного межпланетного пассажирского полета еще выполнено не было (на Луну летали профессионалы, и для них риск был повседневным явлением), посему распространение авиационного опыта и критериев на дальние космические полеты кажется малообоснованным.

Иван Моисеев : Это чистая фантастика. Во-первых, кто будет заказчиком этого проекта? У этого заказчика должны быть деньги не только на сверхтяжелую ракету, но и на корабль, и на всю инфраструктуру, на постоянное снабжение этой базы. Для того, чтобы высадить всего лишь двух астронавтов на Марс и вернуть их обратно (а Маск, напомню, планирует отправить сотни людей), нужно, по некоторым оценкам, 500 миллиардов долларов. Самый крупный заказчик в этой области - NASA, его бюджет составляет 20 миллиардов долларов в год. То есть если NASA будет заниматься только Марсом и ничем больше, то нужно 25 лет, чтобы этот проект осуществить.

Поэтому все эти разговоры про Марс разговорами и останутся. Как только начинают считать деньги и спрашивать «кто будет платить?», сразу выясняется, что платить некому. Кроме того, автоматы работают достаточно хорошо, передают очень много информации с Марса, поэтому и в научном плане пилотируемая экспедиция не оправдается. Какой смысл в обитаемой базе, если ровер может годами ездить и собирать информацию?

Игорь Афанасьев : Здесь слишком много «если»... Если проект BFR «завяжется», если Маск найдёт необходимые деньги, если летные испытания ракеты пойдут в намеченном темпе, и так далее. Но, судя по тому, насколько затягиваются сроки реализации обширной программы SpaceX по сравнению с ранее опубликованными планами, скорее всего - нет.

Но это закономерно: в космонавтике каждый последующий шаг дается гораздо тяжелее предыдущего, как будто карабкаешься по лестнице со все возрастающей крутизной. Создание гигантской ракеты размерами с BFR - большой шаг, отправка людей к Марсу - грандиозный шаг, а постройка базы, да еще к концу следующего десятилетия вообще кажется утопией. Кроме того, все основные успехи SpaceX последних десяти лет так или иначе связаны с решением задач в интересах государственных учреждений. Но высадить людей на Марс NASA планирует (во всяком случае, в настоящее время) самостоятельно, хотя нельзя полностью исключить возможность подключения «частников» (считай - SpaceX и, возможно, Blue Origin) на каком-то этапе реализации программы. Большинство технических аспектов проблемы представляется реализуемыми, хотя масштабы разработок поражают.

Беседовал Григорий Копиев

Находиться в дверном проеме во время землетрясения совсем небезопасно. Большинство внутренних проемов не могут выдержать толчки, и, кроме этого, оставят вас незащищенными с обеих сторон.

Самая распространенная причина травм и смертей во время землетрясения – падающие предметы, от которых дверной проем защитить не может. Если же там есть дверь, то и она может вас ударить.

Это распространенное заблуждение – один из множества мифов, которые не только ошибочны, но и опасны.

Согласно американскому Центру контроля и профилактики заболеваний (CDC), в дверном проеме во время землетрясения однозначно лучше не стоять. В большинстве современных домов проемы укреплены не более, чем другие части дома. Если же вы находитесь в общественном месте, вас вообще могут затоптать.

По той же причине очень нежелательно находиться во время землетрясения в подземном переходе. Это не защитит вас, скорее наоборот – вы рискуете быть заваленными обломками каменной кладки или стройматериалов.

Так какое же место в доме самое безопасное?

Как CDC, так и Калифорнийский департамент по охране окружающей среды утверждают, что самое безопасное место в любом здании находится под столом. Поскольку наибольшую опасность представляют падающие и летающие объекты, это будет лучшей формой защиты. Лучше лечь на пол – тогда вы точно не упадете. Это важная информация, особенно для тех, кто не очень устойчиво стоит на ногах.

Также они советуют держаться подальше от стекла и прочих хрупких вещей, таких как шкафы с фарфоровой посудой, домашние кинотеатры и зеркала. Ведь во время землетрясения стеклянные объекты падают и ломаются в первую очередь. Согласно CDC, если толчки происходят ночью, когда вы в постели, вам лучше оставаться там, чем пытаться добраться до якобы безопасного дверного проема. Кроме того, что он сам толком не сможет вас защитить, идти от кровати к двери тоже очень опасно. Поэтому все это не стоит риска.

Стоять у стены вдалеке от полок и других вещей, которые могут упасть, также безопаснее, чем в дверном проеме. Ведь стена обеспечит вам защиту по крайней мере с одной стороны. Кроме того, в большинстве случаев лучше будет встать на колени или лечь на пол. Безопаснее всего находиться в углу. К тому же всегда рекомендуется иметь при себе подушку или другой похожий предмет, чтобы накрыть голову и лицо.

Если же вы находитесь на открытом воздухе, самое безопасное место – вдали от любых зданий, которые могут упасть. Ведь вряд ли в земле разверзнется гигантская трещина и поглотит вас. Хотя кто знает…

Экология жизни. Психология: Прожить насыщенную и счастливую жизнь не так-то просто, и уж определенно никто не может вам ее гарантировать, но непросто – не значит невозможно, если у вас достаточно решимости и силы воли. Более того – оно того стоит. Помните об этом, когда будете читать составленный нами список суровых истин – и я надеюсь, что хотя бы часть из них поможет вам пробудиться от дремы и мотивирует вас на перемены.

Прожить насыщенную и счастливую жизнь не так-то просто, и уж определенно никто не может вам ее гарантировать, но непросто – не значит невозможно, если у вас достаточно решимости и силы воли. Более того – оно того стоит.

Помните об этом, когда будете читать составленный нами список суровых истин – и я надеюсь, что хотя бы часть из них поможет вам пробудиться от дремы и мотивирует вас на перемены. На то, чтобы сделать вашу жизнь великой – великой настолько, насколько может быть лишь ваша жизнь:

1. Никто не может дать вам точный ответ на вопрос, как стать счастливым и успешным.

На многие важные вопросы ответы можете дать лишь вы сами, с помощью полученного личного опыта и его переосмысления. Так что хватить прислушиваться к словам общества о том, чего вы якобы должны хотеть, и начните прислушиваться к себе. И после того, как вы это сделаете, рано или поздно вы услышите ответы на эти вопросы. Однажды, посреди этого полного хаоса мира, вы просто остановитесь на месте и скажете самому себе «ДОВОЛЬНО!». Этот момент как раз и станет поворотной точкой на пути к счастью и успеху.

2. То, что мы что-то делаем правильно, еще не значит, что это вообще стоит делать.

Всегда лучше медленно двигаться в правильном направлении, чем быстро – в неверном. Спросите себя, приближает ли вас то, что вы сейчас делаете, к избранной цели. Знайте, что куда важнее делать правильные вещи, чем делать вещи правильно. И нет ничего хуже, чем мастерски делать что-то, за что и браться-то не стоило.

3. Самые несчастные люди – те, которые больше всего беспокоятся о чужом мнении.

Вы не обязаны никому ничего доказывать. Черпайте из чужих мнений информацию, но не позволяйте им ограничивать вас.

4. Люди, которыми вы себя окружили, могут и помочь вам, и навредить.

Окружайте себя позитивными людьми, людьми, оказывающими позитивное влияние на вашу жизнь. Пусть они служат для вас незаметными, но постоянными напоминаниями о том, что всегда стоит стремиться к лучшему.

5. Честность и прямота не добавят вам популярности.

Зато это поможет вам завести правильных друзей и знакомых.

6. Совершенство недостижимо.

7. Чувство комфорта – величайший убийца мечты.

Вы можете быть или сибаритом, или храбрецом, но не тем и другим одновременно.

8. Вы не сможете изменить то, с чем отказываетесь иметь дело.

Если вы хотите добиться чего-то нового, вам сперва нужно перестать делать что-то старое. Если вы хотите заполучить что-то такое, чего у вас никогда не было, вам придется заняться чем-то таким, чего вы никогда не делали. И вы никогда не отправитесь в путешествие, пока не определите для себя, куда вы стремитесь. Не бойтесь начать все сначала – если лишь это может привести вас к мечте.

9. Мы все принимаем решения, от которых в итоге зависит ваша жизнь.

Между тем, что случилось, и тем, что еще случится, заключен ваш выбор. Вы – не продукт ваших обстоятельств, а результат ваших решений. И не позволяйте вашему страху определять ваше будущее.

10. Единственный путь между «хотеть» и «иметь» называется «делать».

Альтернативы намеренным, настойчивым действиям пока что просто нет.

11. Единственный человек, который может воплотить ваши мечты в реальность – вы сами.

Именно поэтому они стоят того, чтобы к ним стремиться.

12 .Победители становятся победителями не потому, что им кто-то разрешает, а потому, что они так решают.

Пообещайте себе что-то замечательное, а затем сделайте все, что от вас зависит, чтобы этого добиться. Вы были рождены быть успешным человеком. Однако чтобы обрести успех, вы должны его планировать, ожидать, и работать над ним каждый день. Успех – это не что-то тайное и доступное лишь немногим. Успех – это направление, процесс и способ жизни.

13. Если достижение ничего вам не стоило, у него нет никакой ценности.

Так уплатите же эту цену. Хорошо поработайте, и наслаждайтесь результатом. Куда лучше устать от осмысленной работы, чем утомиться от ничегонеделания. Вложите в жизнь немного усилий, и она станет такой, какой вы хотите ее видеть.

14. Проблемы – часть любого пути к успеху.

Чем труднее путь, тем лучше награда в его конце. Если у вас есть проблемы, это даже хорошо. Это значит, что в вашей жизни есть прогресс. Что вы чему-то учитесь и узнаете что-то новое. Единственные люди, у которых нет проблем – те, которые ничего не делают.

15. Зачастую мы занимаем все свободное время мелочными проблемами.

Прекращайте. Нет, серьезно. Мелкий негатив в вашей жизни не требует вашего круглосуточного внимания. Лучше вспомните о том, что доставляет вам радость, о любви, и о вашей цели. Направьте вашу энергию на позитивную сторону вашей жизни, на ее возможности. Сделайте шаг в нужном направлении. Зачастую своевременная реализация хорошей возможности – единственный способ добиться серьезных результатов в жизни или работе. И уж точно этот способ заключается не в постоянном решении мелких проблем.

16. Ошибки неизбежны, и даже необходимы.

Ошибка должна быть вашим учителем, а не врагом. Ошибка – это урок, а не потеря. Это временное, необходимое отклонение от пути, а не тупик.

17. То, чего мы хотим в жизни и что получаем, редко бывает одним и тем же.

В итоге, после того, как все будет сказано и сделано, вы получите именно то, что должно было появиться в вашей жизни, а то, чего там быть не должно, исчезнет. И помните, зачастую величайшие дары жизни оказываются вовсе не такими, какие они нам представлялись.

18. Сейчас вы находитесь именно там, где должны.

Даже если ваше положение не совсем такое, как вам хочется. Даже если у вас есть проблемы, требующие решения. Даже если вам хочется начать все сначала. Ни одна крупинка опыта, ни один шаг не бывают лишними.

19. Вы не можете изменить прошлое, но можете отравить себе настоящее, слишком беспокоясь о будущем.

Живите в настоящем. Сосредоточьтесь на нем. Ну а завтрашний день наступит в свой черед.

20. Когда вы тратите свое время на беспокойство и раздувание из мухи слона, вы просто тратите силу своего воображения, создавая в своем разуме то, что вам совсем не надо.

Что тут еще скажешь?

21. Нельзя прожить счастливую жизнь с негативным отношением к ней.

Пожалуй, самая недооцененная черта всех успешных людей, которых я когда-либо встречал. Позитивность. Именно ваше отношение к жизни определяет, как вы ее проживете.

22. Жизнь постоянно, и часто непредсказуемо, меняется.

Да, жизнь меняется, но и вы – тоже. И если вас тянут во все стороны силы, которые вы не контролируете, найдите для себя пару минуток, чтобы передохнуть и понять, в каком направлении лежит ваша жизненная цель. Найдите в себе смелость измениться, когда жизнь этого требует, решимость довести изменения до конца и веру в то, что рано или поздно все будет именно так, как должно быть.

Это Вам будет интересно:

Послесловие

Порою жизнь бывает очень нелегкой. Многие вещи вы просто не можете контролировать – ну так отпустите их. Не позволяйте им вмешиваться в то, что вы можете и должны контролировать. Будьте позитивны. Сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать сегодня для приближения вашей мечты, и сделайте это! Не раскаивайтесь. Не оглядывайтесь назад. Просто живите и идите вперед.

Да, мы не знаем, что лежит за горизонтом, но это лишь делает странствие более захватывающим – именно это делает сегодняшний день самым важным днем в вашей жизни. Не тратьте его зря!

А теперь – ваш черед… опубликовано

MARC CHERNOFF

© CC0

Вот когда полетит их Falcon 1, тогда поговорим.

Вот когда будет контракт с NASA, тогда поговорим.

Вот когда построят свой корабль, тогда поговорим.

Вот когда придумают, как сажать ракеты, тогда поговорим.

Вот когда посадят на баржу, тогда поговорим.

Вы находитесь здесь.

Но «здесь», конечно, ни о чем не говорит. Давайте кратко опишем это место.

Вы находитесь на улице Тридцатой Иркутской дивизии, дом 8, квартира 219.

В вашем доме расположен магазин «Магнолия», в него позавчера завезли якобы марокканские мандарины, но по вкусу они даже не абхазские. Вы на минуту даже задумались, где можно было вырастить такую кислятину, но версий у вас нет.

Сосед сверху постоянно что-то сверлит, соседка снизу стучит по батарее. Сначала вы думали, что у вас слишком громко работает телевизор, когда вы смотрите сериалы, но потом соседка разбудила вас, постучав по батарее в три часа утра, и как-то отлегло.

По телевизору всерьез обсуждается, должен ли священник отвечать за неудачный запуск ракеты. До этого так же всерьез обсуждали, какие фильмы можно снимать про царя, но вы не помните, к какому выводу они пришли. Судя по тому, что мавзолей и станция «Войковская» все еще с нами, наверное, любые.

Вы находитесь здесь, где деньги на лечение тяжелобольных нужно собирать всем миром, а потом лечить этих больных в другой стране, потому что здесь, на улице Тридцатой Иркутской дивизии, деньги ничего не гарантируют.

Где выборы президента настолько бессмысленны, что кандидаты говорят об этом открыто.

Где ваши пенсионные накопления за несколько лет заморожены (и вы не понимаете, что это такое, но чувствуете, что хорошую вещь заморозкой не назовут), а у полковника в квартире нашли 8,5 млрд рублей.

Вы тоже вчера нашли деньги, двести рублей в кармане зимней куртки. Сначала очень радовались, а потом прочитали про полковника.

Вы находитесь здесь, где город, чтобы поехать, должен пойти. И удивительное дело — после того, как в центре сузили проезжую часть, пробок стало больше, кто бы мог подумать.

Где пельмени стоят шестьсот рублей, в конце концов. Да, собственно, эта цена тоже ничего не гарантирует, кроме, конечно, того, что после покупки пельменей у вас будет на шестьсот рублей меньше.

Ну, то есть, с учетом того, что вы нашли двести, то у вас после покупки пельменей будет минус четыреста рублей. Здесь эта арифметика не кажется странной, здесь законы истории, математики и физики ведут себя иначе.

У здесь, которое досталось вам, кажется, немножко истек срок годности, и в нем возможно все, особенно если это все как-то вам гадит.

Утром вы смотрите на себя в зеркало и видите над собой огненные буквы «гарантийному ремонту не подлежит».

Наверняка, конечно, здесь и есть что-то хорошее. Но вы, в любом случае, находитесь здесь. Не в этом списке выше, а здесь. В список вы так зашли, в гости, помечтать.

Что касается хорошего, вы должны добавить его сами. Поэтому вечером вы завариваете крепкий кофе, долго смотрите сериалы в наушниках, заедая их варениками в соусе барбекю — даже так они не очень похожи на пельмени.

В 2.45 вы встаете с кресла. В голове от недосыпа и сериалов все смешалось, Флэш опять спас планету и поужинал псевдо-пельменями.

Вы берете в руки молоток и подходите к батарее. Сначала вы стучите редко, дожидаясь, пока эхо затихнет, потом все чаще и чаще. Соседка снизу откликается первой, но постепенно к ней подключаются остальные. К трем утра поет весь дом.

Вы откладываете молоток в сторону и подходите к розетке.

— Вы находитесь здесь, — кричите вы в розетку.

— Мы находимся здесь, — кричите вы в вентиляцию.

— Я здесь! — кричите вы в открытую форточку, чтобы в соседнем доме тоже зажглись окна.

Вот когда запустят аппарат к Луне, тогда поговорим.

Вот когда он сядет на Марс, тогда поговорим.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Очень важно не дать сбить себя с ног, поэтому нужно найти место, которое станет спасительным островком: барная стойка, высокая мебель. Если вы находитесь на улице, вашим убежищем может стать дерево.

3. Согните руки

В паникующей толпе может начаться такая давка, что будет буквально нечем дышать. И среди людей, которые яростно пытаются покинуть помещение, можно получить множество увечий. Нужно «создать» немного пространства, чтобы обезопасить себя по периметру. Согните руки в локтях, образуя зону безопасности, в которую не смогут проникнуть люди из толпы.

Скорее всего, вам придется пихаться и отталкивать людей, но важно понимать: это необходимые действия.

4. Старайтесь не попасть в узкие проемы и коридоры

Дверные проемы, углы, расщелины, узкие коридоры - самые опасные места во время паники. В неконтролируемом потоке толпы эти места смертельно опасны. Старайтесь избегать попадания в такие ловушки, ведь вероятность быть задавленным очень велика. Если вас зажмут в углу или в дверном проеме, вряд ли в паникующей толпе найдется человек, который попытается вам помочь.

5. Попробуйте найти неочевидный выход

, а вы должны твердо стоять на ногах. Выберите направление прямо или по диагонали и следуйте по нему, не оглядываясь. Ищите любые способы, которые помогут вам выбраться из толпы и остаться на ногах.

Важно помнить, что даже в экстремальной ситуации нельзя терять человечность. Старайтесь никого не сбивать, пропускайте женщин и детей и помогайте окружающим по мере возможности.