Академическое звание. Что такое ученая степень? Виды ученых степеней

В определенной степени такой стереотипный образ соответствует действительности. И профессор, и академик – это научные звания, путь к которым труден и долог, потому и достигают такого положения, как правило, в почтенном возрасте. Но профессором можно быть в любом вузе или научно-исследовательском институте, а академиком – только в академии наук.

Профессор

Профессор – это и научное звание, и должность, путь к которым лежит по определенной «карьерной лестнице». Звание неотделимо от человека, на должность назначают. Кандидата наук может занять должность доцента кафедры, но может оставаться ассистентом – или стать таковым, если перейдет на работу в другой вуз. Через несколько лет он получит звание доцента, и тогда он сможет претендовать на доцентскую должность в любом вузе.

Следующая ступень карьеры – должность профессора кафедры. Нет прямого запрета на назначение кандидатов наук на эту должность, но обычно ее занимают доктора наук. Так же, как и в случае с доцентом, через несколько лет работы на этой должности ученый может получить звание профессора, и для этого уже обязательна докторская степень. Профессорское звание дает право заведовать кафедрой.

Академик

До Октябрьской революции 1917 г. академиком в России назывался любой студент академического учебного заведения – например, университета. В советскую эпоху это звание было введено официально в другом значении, в котором оно и сейчас используется в Российской Федерации.

Академиком называется действительный член академии наук – организации, объединяющей ученых и организующей деятельность научного сообщества. Не следует путать такую академию с высшим учебным заведением, носящим подобное название – например, Российская академия музыки имен Гнесиных.

Теоретически, для того, чтобы стать академиком, профессором быть не обязательно, но в действительности такой чести чаще всего удостаиваются ученые, уже имеющие профессорское звание.

Первый шаг к званию академика – избрание членом-корреспондентом. За выдающиеся научные успехи ученого избирают членом-корреспондентом путем тайного голосования, которое проходит в соответствующем отделении академии, а затем общее собрание академии наук утверждает его избрание. Из числа членов-корреспондентов избирают академиков на общем собрании академии наук, и звание это присваивается пожизненно.

В настоящее время существует немало организаций, именующих себя академиями. Некоторые из них – например, Международная академия энергоинформационных наук – не имеют никакого отношения к настоящей науке. Их члены тоже именуют себя «академиками», но они не имеют на это никаких прав.

Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).

Источники:

  • Ученые степени и звания: кто есть кто

При академии художеств функционирует 4 учебных заведения: институт имени Сурикова, институт имени Репина и Московский и Санкт-Петербургский лицеи. Лицеи дают среднее образование и принимают в свои стены только школьников. А вот институты нацелены на более взрослую категорию и дают высшее образование.

Вам понадобится

  • Собственные работы, справка от окулиста.

Инструкция

В Московский академический художеств енный Российской художеств принимаются школьники в . Лицей отбирает детей, проявивших особые способности в изобразительном искусстве. Чтобы попасть , принесите домашние работы: рисунок с натуры, живопись с натуры или скульптура, . Если работы понравились – дело за последним: приносите заявление и ряд документов.

А вот примерный список требований, который предъявляет к своим абитуриентам Московский государственный академический имени Сурикова. Чтобы поступить в академию художеств , сдайте ЕГЭ. Какие предметы сдавать, зависит от факультета. Если поступаете на архитектуру – и русский, на графику, живопись и скульптуру – русский и литературу, а на искусствоведа – литературу, русский и историю.

Творческие (профильные) испытания. Самый многочисленный факультет института – живопись. К своим абитуриентам предъявляет требование предоставить работы по рисунку, живописи и композиции. Рисунок – это голова, обнаженная модель, наброски с натуры; живопись - натюрморт с натуры, пейзаж, портрет с ; композиция – работа тему.

Если вы видите себя , то от вас требуются работы по тем же категориям. Только в рисунке – голова должна быть гипсовая, в живописи – работы акварелью, а в композиции – рисунки с натуры архитектурных объектов.

После сдачи всех испытаний абитуриенты оцениваются по 100-балльной шкале. Набравшие больше всех баллов успешно поступают в институт. Чтобы быть зачисленным, напишите заявление на имя ректора и сдайте документ о среднем образовании, результаты ЕГЭ. В заявлении укажите ФИО, дату и место рождения, место жительства, паспортные данные, специальности, на которые претендуете, указав форму и условия обучения. Напишите и о наличии дипломов призера олимпиад (если есть) и о необходимости размещения в общежитии.

Полезный совет

Вам понадобится справка от окулиста с заключением "Цветоощущение - норма".

Источники:

  • Российская Академия Художеств

Становление новой системы образования сбило с толку многих. Непросто разобраться в ступенях высшего образования (бакалавриат, магистрат, специалитет), еще сложнее понять особенность ВУЗа по его наименованию и статусу. К примеру, вряд ли кто-то уверенно скажет, чем отличается университет от академии и почему исчезают институты.

Академия

Понятие «академия» возникло еще в бытность философа Платона. Как передает легенда, древний мыслитель любил прогуливаться по саду, называемому Академ. Позднее, учредив школу, Платон дал ей название «Академия». Она была чем-то вроде кружка по интересам. Ее предназначение - учить наукам, находящимся в одной узкой специализации - сохранилось и по сей день. Направление области, в которой преподаются знания, отражается в названии учреждения, например: «Уральская художественная академия».

Университет

Чуть выше по рангу занимает место университет. Главное его отличие от академии в том, что данный ВУЗ готовит специалистов широкого профиля, объединяя несколько факультетов по разным специальностям. В стенах одного учебного заведения можно встретить как будущих физиков или летчиков-испытателей, так и преподавателей пения или математики. Это не значит, что уровень знаний, которые преподносит университет, на порядок выше, чем программа академий.

Академии, как и университеты, имеют право на научно-исследовательскую деятельность, а также на методические разработки и их внедрение по своему профилю.

Перемены

Жизнь течет и меняется, вместе с тем вносит свои коррективы. Бывают случаи, когда человек поступает учиться в академию, а заканчивает университет. Переименование и смена статусов - явление не такое редкое, связанное с введенной обязанностью ВУЗов проходить периодическую переаттестацию и подтверждать количество специальностей (кафедр), по которым идет набор и обучение, а также статус преподавательского состава, который претендует на право готовить специалистов с высшим образованием.

Ежегодно пара-тройка ВУЗов из университета переходит в разряд академий, не сумев набрать нужное количество студентов или подтвердить выполнение образовательного стандарта по заявленным специальностям.

Влияет ли ранг ВУЗа, выпустившего специалиста в свет, на предпочтения работодателей? В подавляющем большинстве ответ однозначен - никак не влияет. Поэтому, выбирая свой путь после школьной скамьи, не стоит зацикливаться на статусе заведения, по сути, программа академии ни чем не будет отличаться от программы университета. Куда как важнее правильно определиться с направлением специализации.

Университетом имеет право называться любое высшее учебное учреждение, в котором ведется обучение специалистов в разных областях, не менее чем в семи отраслях научного знания. Этим он отличается от института, где обучение идет в одной профессиональной области.

Что такое институт?

Институтом (institutio в переводе с – «учреждение») называют высшее учебное и научное учреждение, в котором ведется обучение и научная работа в одной профессиональной области.
Примером может служить МАИ (Московский авиационный институт), где готовят специалистов широкого профиля, но только в одной профессиональной области авиастроения.

Свыше 55% преподавателей института должны отличаться учеными степенями. Также регламентирован объем научных исследований и выделенный под них . Институт - базовая единица в системе высшего образования, является наиболее распространенным типом высшего учебного заведения (вуза). Часто институтами называют военные и силовые образовательные учреждения. Руководит институтом директор или начальник института. Его выпускниками становятся и за исключением некоторых художественных или военных вузов.

Что такое университет?

Университетом (лат. universitas - «совокупность», «общность») называли в Средние века корпорацию преподавателей и учеников, которые жили в одном месте, осваивая науки в непосредственном общении друг с другом. В современном мире университетом называют вуз, в котором ведется научная и образовательная работа не менее чем в семи направлениях знания. В этом его основное отличие от института. Современные требования к университетам достаточно высоки: преподавательский состав должен применять инновационные методы обучения и проводить широкие научные исследования в обязательном порядке.
Научные исследования в университете должны проводиться по пяти научным отраслям. Объем финансирования исследований регламентирован на сумму в десять миллионов рублей за пять исследовательских лет.

Университет обычно делится на факультеты, а факультеты на кафедры. Соответственно административная структура университета состоит из ректора, проректоров и деканов, которые возглавляют факультеты. Дальше идут заведующие кафедр. Требования к научному университета выше, чем институтские: не менее 60% преподавательского состава должны иметь научную степень. Также на сто студентов должно приходиться как минимум четыре аспиранта.

Многие университеты действуют как огромные учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят целые институты и лаборатории. В России существует несколько типов государственных университетов: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и два университета с особым статусом - МГУ и СПбГУ.

Термины «ученая степень» и «ученое звание» связанные с людьми, которые занимаются научной профессиональной деятельностью. Чаще всего это преподаватели в университетах, институтах, техникумах.

Виды ученых степеней

Ученая степень отображает квалификацию ученого в научной сфере. Есть два вида ученой степени:

  1. Кандидат наук.
  2. Доктор наук.

Присвоить ученую степень могут только при наличии диссертационной работы (кандидатской и докторской соответственно), которая должна быть написана во время учебы в аспирантуре или докторантуре. При этом должны быть соблюдены условия, которые подтверждают активную научную деятельность диссертанта и апробацию его работы. К ним относятся публикация научных статей у специальных журналах и принятие участия в научных конференциях, в том числе и зарубежных.

Кроме того присваиванию ученой степени предшествует процесс публичной защиты написанной научной работы на заседании специализированного ученого совета, который создают при высшем учебном заведении. В процессе перехода образования на европейский уровень вводится степень «доктор философии» (Ph.D), которая приравнивается к традиционному «кандидату наук».

Поступить в аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию может любой человек с высшим образованием. Но поступить в докторантуру может только уже состоявшийся кандидат наук. При этом совсем не обязательно чтобы специализация кандидатской и докторской диссертации совпадала. Так, первая может быть написана по техническим наукам, а вторая по философским или наоборот. Подтверждением выполнения огромной и кропотливой работы, ее признание осуществляется получением соответствующего диплома.

Наивысшей степенью профессионализма и компетентности принято считать степень доктора наук, но она менее распространена, нежели кандидата наук. Это объясняется повышенными требованиями к подготовке и защиты докторской диссертационной работы. Другими словами написать и защитить кандидатскую работу намного проще, нежели докторскую. Поэтому не все ученые, получив возможность работать в вузе, решаются на написание докторской. Но те, кто решился и удачно справился с этим заданием получают много привилегий. К ним относятся получение высшей должности в учебном заведении, обеспечение местом работы, получение надбавки к заработной плате, возможность возглавлять руководящие должности и участвовать в заседании специализированных кандидатских или докторских диссертационных советах, не говоря уже про статус и уважение, которым окружены доктора наук.

Виды ученых званий

После выполнения некоторых условий, связанных с научной деятельностью, при наличии определенного стажа педагогу присваивается одно из званий:

  1. Доцент.
  2. Профессор.

Звание доцента может получить состоявшийся кандидат наук, который активно занимается научной деятельностью после защиты диссертации, печатает свои научные статьи в специализированных журналах, методичную литературу, берет участие в научных конференциях, а также имеет определенный стаж преподавателя, из которого один на должности доцента. Отсюда видно, что есть некая путаница, так как ученые звания созвучны с некоторыми должностями научных сотрудников, поэтому они будут рассмотрены ниже.

Звание профессора может получить доктор наук, который также как и кандидат занимается повышением своей квалификации, научными трудами, их апробацией, печатанием своих учебных пособий и имеет глубокие познания в определенной области науки. Желательно, чтобы научная работа доктора наук проявлялась и в руководстве аспирантами. Обязательным условием также есть наличие стажа, в том числе и на должности профессора. Подтверждающим документом является аттестат о присвоении соответствующих ученых званий.

Преимущества звания профессора узко перекликаются с преимуществами получения степени доктора.

Виды должностей

Работать преподаватели в высших учебных заведениях могут на таких должностях:

  • Ассистент.
  • Старший преподаватель.
  • Доцент.
  • Профессор.

Ассистентом работают юные ученые, которые не имеют ученой степени, аспиранты, которые занимаются написанием кандидатской диссертации, или соискатели после ее защиты.

Должность старшого преподавателя может занимать кандидат наук без стажа работы и научных достижений. После выполнения этих условий кандидат наук имеет право занимать должность доцента, не имея еще этого звания! И только проработав на должности доцента определенный срок, написав необходимое количество научных трудов в это время, кандидат наук получает звание доцента.

В таком случае доцент работает на такой же должности. В это же время он имеет право занимать и должность профессора, владеет определенным научным стажем и заслугами в научных разработках. Доктор наук всегда занимает должность профессора, даже если еще не получил такое звание.

Из приведенной информации следует, что рассматриваемые понятия плотно связаны друг с другом и получение последнего напрямую зависит от диплома , подтверждающего ученую степень. Но отличия между ними все-таки есть: необходимым обстоятельством присваивания ученой степени является диссертационная работа, а звания – присваивание ученой степени. То есть чтобы получить ученое звание тоже необходимо написать и защитить диссертацию.

В вузах создана квалификационная система, согласно которой ученые степени расположены в порядке возрастания. А вот какие бывают ученые степени ответить несложно - это кандидаты и доктора наук. Для того, чтобы получить ученую степень, соискателям нужно публично защитить диссертацию. На подготовку такого объемного научного материала уходит довольно много времени и сил. Можно, конечно, обойтись научным докладом, содержащим конечные результаты разработок и исследований. Но этот путь доступен только уже достаточно известным людям, имеющим множество публикаций научных работ.

В связи с переходом на болонскую систему образования появились еще несколько степеней:

  • Бакалавр - самая низшая степень, из всех возможных. Ее получает выпускник вуза проучившись 4 года и защитивший диплом. Раньше это называлось «незаконченное высшее образование»;
  • Специалист - присваивается после пяти лет обучения в вузе;
  • Магистр - срок обучения 6 лет. Эту степень выпускник получает после дополнительных двух лет обучения и защитив вторую дипломную работу.

Часто на вопрос какие бывают ученые степени, отвечают - доцент или профессор. В этом случае подменяются понятия - это не ученые степени, а ученые звания. Причем ученое звание, подкрепленное документально официальным аттестатом. Занимать должность доцента или профессора могут и не аттестованные работники. Звание дается пожизненно, а должность может быть временной.

Ученые звания различаются по кафедре и по специальности, бывают научными и педагогическими, поэтому немудрено запутаться во всех этих перипетиях. Некоторые люди, занимающие должность профессора гордо именуют себя «профессорами», хотя не имеют никакого отношения к ученому званию. В этом вопросе военные более скромны - имея полковничьи погоны никто и никогда не назовет себя генералом на генеральской должности. Некоторые негосударственные учебные заведения самостоятельно, не привлекая Высшую аттестационную комиссию, присуждают ученые степени кандидата или доктора наук и выдают так называемые корочки. Как правило юридическую сторону таких документов еще стоит доказать.

Разобраться какие бывают ученые степени и чем они отличаются от ученых званий не так просто, как кажется, но основные моменты заключаются в следующем:

  1. После защиты диссертации, соискателю присуждается ученая степень, а по результатам научно-педагогической деятельности присваивается ученое звание.
  2. Диплом кандидат или доктора наук подтверждает ученую степень, а аттестат доцента или профессора - ученое звание.
  3. Получить ученую степень сложнее, чем звание, поэтому все силы следует направлять именно на защиту диссертации.

К людям, которые имеют высокие звания или ученые степени, относятся более уважительно, поэтому стремление к высшей форме самореализации и самовыражения крепко до сих пор. Но добиться высокого положения в обществе нелегко, но возможно.

В Российской Федерации установлены ученые степени - доктора и кандидата наук и ученые звания - профессора и доцента по специальности, профессора и доцента по кафедре (см. Единый реестр ученых степеней и ученых званий). Положение определяет порядок присуждения ученых степеней, в том числе определяет критерии, которым должны отвечать диссертации, порядок работы диссертационного совета и рассмотрение диссертаций в Высшей аттестационной комиссии, принятие решения о нострификации ученых степеней, порядок лишения (восстановления) ученых степеней и др. вопросы - см.:

Перечень программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам . Приложение к Приказу Минобрнауки России от 8 октября 2007 г. №274

О кандидатских экзаменах . Письмо Минобрнауки России от 12 июля 2011 г. №СИ-754/04

О размещении объявлений о защите и файлов авторефератов диссертаций в сети Интернет . Письмо Минобрнауки России от 8 сентября 2011 года

О размещении объявлений о защитах и авторефератов докторских и кандидатских диссертаций . Информационное сообщение Минобрнауки России РФ от 24 ноября 2011 г.

Приказом Министра обороны РФ утверждены две инструкции - Инструкция о порядке представления материалов по созданию новых, изменению действующих диссертационных советов в Вооруженных Силах Российской Федерации и Инструкция о порядке представления к присвоению ученых званий военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - см.:

О присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации . Приказ Министра обороны РФ от 12 февраля 2004 г. №44

Отсрочка для аспирантов от призыва на военную службу

Письмо Минобрнауки России от 18 апреля 2011 г. №04-258 <По вопросу предоставления отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре>

Номенклатура специальностей научных работников

До 31 декабря 2009 г советы по защите докторских и кандидатских диссертаций должны быть приведены в соответствие с Номенклатурой специальностей научных работников:

Номенклатура специальностей научных работников . Утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. №59

Оклады и доплаты (надбавки) за звания и степени

В бюджетной сфере и в государственных учреждениях, а также военнослужащим, установлены оклады и доплаты (надбавки) за ученые степени и звания:

Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук . Постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. №386

О размерах ежемесячных доплат за ученые степени гражданскому персоналу бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков научных работников бюджетных учреждений (организаций) науки министерства обороны Российской Федерации, имеющих ученую степень . Приказ Министра обороны РФ от 16 апреля 2003 г. №120

Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту . Постановление Правительства РФ от 2 июня 2006 г. №343

Утратили силу:
Об установлении надбавки (дополнительной выплаты) за ученую степень отдельным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 1 апреля 2004 г. №211. - Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 №60
Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук. Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. №807. - Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.03.2014 №245

Означает получение одноимённого с этой позицией звания на период трудовых отношений. Однако в современной Российской Федерации (России) учёное звание является пожизненным, но присваивается лишь после отработки необходимого стажа в одноимённой (или эквивалентной) должности и выполнения ряда других формальных условий .

Учёные звания в России

Современное состояние

В настоящее время (2019 год) в России присваиваются два учёных звания: «доцент » и «профессор ». Эти термины суть общепринятые укорочения полного наименования званий, указывающего на сферу деятельности: «доцент по такой-то специальности», или «профессор по такой-то специальности», или «профессор РАН / РАО по такому-то отделению». Прочие титулы и понятия, относящиеся к занятым в научно-образовательной сфере лицам (доктор наук , членкор , научный сотрудник , ассистент и другие) учёными званиями не являются.

Изменения последних лет

До конца 2013 года присваивались учёные звания доцента по кафедре и профессора по кафедре (в основном, работникам высших учебных заведений, в том числе совместителям), доцента по специальности и профессора по специальности (в основном, сотрудникам НИИ, задействованным в подготовке кадров). До 2002 года работники НИИ могли также получить учёное звание старшего научного сотрудника (снс), требования к соискателям которого не включали наличие педагогического опыта; оно теперь соответствует доценту по специальности.

С декабря 2013 года звания профессора и доцента присваиваются только «по специальности», существовавшие звания к ним приравниваются. Одновременно усложнилась процедура. Так, одним из обязательных условий присвоения звания профессора теперь является наличие на протяжении не менее трёх лет звания доцента (ранее учёное звание профессора могло присваиваться лицам, не имевшим до этого звания вообще).

До конца 2013 года рассмотрением аттестационных дел соискателей званий занималась Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при министерстве, именуемом «Минобрнауки » , затем - само министерство. При этом термин «Минобрнауки» изменил смысл в мае-июне 2018 года: если до указанного времени так обозначалось , то 15 мая данное министерство было реорганизовано , а с 18 июня сокращение «Минобрнауки » официально стало относиться к новосозданному Министерству науки и высшего образования РФ .

В 2015 году введено почётное учёное звание «Профессор Российской академии наук (РАН)», присуждаемое - с ограничением по возрасту - за заслуги в научной деятельности . Оно присваивается не контрольно-надзорными органами высшей школы, а Президиумом академии . Достижения носителей этого звания как исследователей обычно выше, чем у среднего университетского профессора, однако опыт преподавания может быть небольшим. В 2016 году аналогичное звание появилось в РАО .

История учёных званий в России

Учёные звания в Российской империи

Единственным учёным званием в Российской империи являлось, введённое Уставом 1804 , звание заслуженного профессора , даваемое после 25 лет службы в университете, обычно перед выходом на пенсию. Звание заслуженного профессора обеспечивало пожизненную пенсию.

В научно-образовательной системе Российской империи , устроенной по германскому образцу и оформившейся на рубеже XVIII-XIX вв., существовали преподавательские должности адъюнкта , экстраординарного профессора и ординарного профессора . Позднее, с 1863 года, вместо адъюнктов были введены штатные доценты , в 1884 году переименованные в приват-доцентов . Должность ординарного профессора соответствовала заведующему кафедрой , а экстраординарного - профессору; для занятия этих должностей была необходима докторская степень. Адъюнкты, или доценты, являлись помощниками и заместителями профессоров; изначально адъюнктами становились лица из числа студентов , но с 1835 г. требования к ним были повышены до наличия степени магистра , аналогичной нынешнему кандидату наук .

Как «учёные звания» наименования вышеупомянутых должностей в те годы в России не использовались, кроме разговорного употребления. Вместо этого, роль «званий» университетских преподавателей и исследователей играли определённые чины в рамках единой системы - Табели о рангах . При занятии преподавательской должности и при получении степени доктора присваивался соответствующий чин:

Учёные звания в Союзе ССР

Учёные звания и степени в СССР были вновь введены постановлением Совнаркома в 1934 году . Гратификационная система в части учёных званий была более обширна, чем сегодня , и включала 6 званий, по три для вузов и для НИИ: вузовскому званию профессора в НИИ соответствовало звание действительного члена научно-исследовательского учреждения , званию доцента - старший научный сотрудник, а званию ассистента - младший научный сотрудник. Таким образом, в это время в научных и образовательных учреждениях страны действовала полностью параллельная система из трёх градаций учёных званий: в НИИ - младший, старший научный сотрудник, действительный член учреждения; в вузах - ассистент, доцент, профессор.

Впоследствии перестали присваиваться звания действительного члена учреждения (не упоминается в «Положении о порядке… присвоения учёных званий», утверждённом в 1975 году ), затем младшего научного сотрудника и ассистента (нет в «Положении» 1989 года , введённом в действие с 1 июля 1990 г.) и - уже в постсоветский период - старшего научного сотрудника (отсутствует в «Положении» 2002 года ).

Звания младшего научного сотрудника и ассистента были близки по квалификационным требованиям и не предполагали обязательного наличия у претендента учёной степени. В 30-х годах эти звания присваивались лицам, успешно окончившим аспирантуру и ведущим научную или образовательную работу , но позже требование об окончании аспирантуры было отменено. В отличие от званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника, утверждение в учёном звании ассистента или младшего научного сотрудника оформлялось приказом руководителя вуза/НИИ без участия ВАК СССР , а аттестаты, удостоверяющие присвоение этих учёных званий, не выдавались.

Учёные звания в религиозных учебных заведениях

Иностранные учёные звания

Общая характеристика ситуации

Правила присвоения учёных званий в разных странах различны и часто основаны на национальных традициях, хотя предпринимаются шаги к унификации . В отличие от России и стран бывшего СССР, в большинстве государств отсутствует выраженное разграничение одноименных должностей и званий: например, прием сотрудника на должность профессора в учебном заведении одновременно означает получение титула профессора. Общим является строгое дифференцирование степеней от званий - учёная степень документирует квалификацию сотрудника, а звание отражает его соответствие конкретной научно-педагогической должности.

Наименования званий во многих странах повторяют принятые в России термины доцент и профессор - с различными определениями: «заслуженный», «полный», «ординарный», «ассоциированный» и т. п.. В ряде стран учёными званиями также считаются ассистент, лектор, постдок. При этом «ассоциированный профессор» (associate professor) примерно соответствует российскому доценту, а «ассистент-профессор» (assistant professor) - просто научному сотруднику без звания. Достаточно подробные перечни ученых званий имеются в английском и итальянском разделах Википедии.

Признание иностранных званий в РФ

Неформальное установление соответствия профессионального уровня обладателей званий из разных стран затруднительно, так как в каждой стране есть свои «сильные» и «слабые» институты, а квалификация тоже индивидуальна. Гораздо информативнее в этом смысле Curriculum vitae конкретного ученого.

В юридической плоскости, признание в РФ званий, полученных за рубежом, осуществляется либо в соответствии с международными договорами о взаимном признании документов об ученых степенях и ученых званиях, либо в соответствии с распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций и научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые на территории Российской Федерации». В случае, если иностранные учёные звания не подпадают под условия вышеупомянутых договоров и распоряжения, вопрос о признании иностранных учёных званий решается в индивидуальном порядке (до своей реорганизации в 2018 году этим занималось Министерство образования и науки РФ ).

См. также

Примечания

  1. О порядке присвоения учёных званий (неопр.) . Сайт «Документы Правительства России» (10 декабря 2013). Проверено 1 октября 2017.
  2. Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.), п. 11 ст. 108 (неопр.) (2012).
  3. Приказ МВД РФ N 1258 "Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат…" (неопр.) . Российская газета – Фед. вып. № 5687 (14) (2012).
  4. (неопр.) (1992).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (неопр.) . Российская газета (15 мая 2018). Проверено 16 мая 2018.
  6. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
  7. Нормативные документы о звании «Профессор РАН» и о Координационном совете профессоров РАН (рус.) .
  8. Приказ об учреждении почетного звания «Профессор РАО» (неопр.) . Сайт РАО . Проверено 20 февраля 2018.