Смета доходов и расходов бюджетного учреждения. Сметы образовательных учреждений

Основным документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность и, следовательно, организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Данный документ составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.

Напомним, что источниками финансирования деятельности некоммерческой организации могут быть:

Вступительные членские взносы;

Взносы учредителей;

Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц;

Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе от иностранных (включая гранты);

Ассигнования из бюджета;

Доходы от внереализационных операций;

Средства от собственной предпринимательской деятельности.

Какой-либо унифицированной формы сметы доходов и расходов, утвержденной на федеральном уровне и обязательной к применению всеми некоммерческими организациями, не существует. Это в значительной степени обусловлено тем, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения различных задач и выполнять весьма различные функции даже в рамках одной формы сметы доходов и расходов. Следовательно, форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных должны разрабатываться самой некоммерческой организацией (органами управления) исходя из поставленных задач.

Примерная форма сметы доходов и расходов может иметь следующий вид (приведены условные данные) (см. табл. 2).

Таблица 2

Смета доходов и расходов

общественного объединения "________"

на 200___ год

(в тыс. руб.)

Наименование показателей

На 200___ год -всего:

В том числе по кварталам:

I. ДОХОДЫ

Остаток средств на 01.01.200__

Взносы учредителей

Вступительные взносы

Членские взносы

Добровольные пожертвования юридических лиц

Добровольные пожертвования физических лиц

Целевое финансирование

Поступления от предпринимательской деятельности

Итого доходов:

II. РАСХОДЫ

Заработная плата работников

Начисления на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в ФСС РФ)

Коммунальные расходы

Административные расходы

Хозяйственные расходы и расходы наремонт основных средств

Целевые расходы

Прочие расходы

Резерв непредвиденных расходов

Итого расходов

Остаток на 31.12.200___

Разумеется, работа по планированию поступлений и использованию полученных сумм не заканчивается только составлением сметы доходов и расходов. Каждая строка сметы должна быть подтверждена соответствующим расчетом или оправдательным документом. Приведем краткие рекомендации в отношении каждого вида доходов и расходов.

Доходная часть сметы:

1) взносы учредителей. Доходы этого вида не могут быть постоянными - они возникают только при создании некоммерческой организации и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов. В общем случае предельный срок внесения взносов учредителями не может превышать двенадцати месяцев с момента государственной регистрации организации в качестве юридического лица. Следовательно, на очередной финансовый год поступления по данной строке можно планировать в размерах, равных задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года, а период, в котором они могут поступить, не должен выходить за пределы срока внесения взносов, ограниченного законодательством. Основанием для планирования являются данные, взятые из учредительных документов, и информация о задолженности учредителей (если таковая имеется) по состоянию на начало планируемого года;

2) вступительные взносы. В отличие от взносов учредителей данный вид доходов может поступать в некоммерческую организацию в течение всего срока ее функционирования. Точное планирование этого вида доходов довольно затруднительно. Однако при определенной постановке аналитической работы на основании данных о количестве новых членов в предыдущие годы можно сделать достаточно удовлетворительный прогноз. В приведенном примере учтена общая тенденция, в соответствии с которой количество новых членов некоммерческой организации несколько возрастает в конце календарного года и уменьшается в его начале. Основанием для планирования является расчет, проведенный аналитиками некоммерческой организации;

3) членские взносы. Для данных примера условно принято, что поступления членских взносов будут одинаковыми в течение всего года. На практике, с учетом вновь вступивших в некоммерческую организацию членов и выбывших из нее, суммы поступлений могут быть подвержены существенным колебаниям. Таким образом, основанием для планирования могут быть только дополнительные расчеты, проведенные на основании анализа;

4) добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Несмотря на кажущуюся неопределенность размеров таких поступлений, суммы доходов по данной строке можно определить с большой степенью точности. Это обусловлено тем, что добровольные пожертвования и целевые взносы являются основными источниками финансирования не столько текущих расходов некоммерческих организаций, сколько целевых программ и мероприятий. Общая сумма расходов на проведение тех или иных программ и мероприятий определяется на основании соответствующих расчетов. Следовательно, и суммы предполагаемых поступлений могут быть рассчитаны. Дальнейшее зависит от активности и профессионализма органов управления некоммерческой организации и отдельных специалистов. При хорошей работе необходимые суммы будут изысканы, и потребности в денежных средствах или иных активах будут удовлетворены полностью. Если же поиск добровольных жертвователей окажется неудачным, придется секвестировать расходную часть сметы, то есть выполнять только те мероприятия, которые обеспечены необходимыми средствами;

5) целевое финансирование. Планирование поступлений по данной строке доходов, как правило, трудностей не вызывает. Целевое финансирование чаще всего поступает от учредителей некоммерческих организаций под те задачи, для выполнения которых эти организации созданы. Процесс определения сумм целевого финансирования сложен и проходит несколько ступеней разработки, обоснования и утверждения. Как правило, доходы данного вида отражаются в смете доходов и расходов на основании информации пакета документов (смет, расчетов и т.п.), поступивших от организации или физического лица, являющихся отправителями средств;

6) поступления от предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности, как уже отмечалось, возникают далеко не во всех некоммерческих организациях. Такой способ пополнения доходной части организации используется в случае, если прочие источники недостаточны для обеспечения всех потребностей организации или если эти источники являются нерегулярными. Доходы от предпринимательской деятельности также планируются на основе данных нескольких рабочих документов: бизнес-плана или иного аналогичного документа, в котором учтены расходы, включаемые в себестоимость продукции, работ или услуг, связанные с ее реализацией, а также доходы от реализации результата предпринимательской деятельности (продукции, работ или услуг). Полученная прибыль также может направляться исключительно на уставные цели. При этом некоммерческая организация может использовать только суммы чистой прибыли, остающиеся в ее распоряжении после уплаты налогов. Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в большинстве случаев осуществляется на общих основаниях;

7) строка "Итого доходов". По этой строке отражаются не только суммы предполагаемых к получению поступлений, но и переходящий остаток на начало планируемого года.

Расходная часть сметы.

1) заработная плата работников. Расходы на оплату труда, рассчитанные по тарифным ставкам или по иным формам и системам заработной платы, а также суммы расходов на оплату различных надбавок, доплат и компенсационных выплат отражаются в смете на основании данных разработанного и утвержденного штатного расписания некоммерческой организации, а также необходимых расчетов, прилагаемых к штатному расписанию. При разработке штатного расписания и расчетов к нему учитываются как общие размеры выплат, причитающихся работникам в соответствии с формой и системой заработной платы, принятой в организации, так и персональные размеры выплат, учитывающие уровень квалификации и опыта конкретных работников (надбавка за выслугу лет, профессиональное мастерство и т.д.);

2) начисления на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в ФСС РФ). Расчеты заработной платы производятся при разработке штатного расписания. Необходимость разделения расходов на оплату труда и начислений на эти расходы на два отдельных вида расходов обусловлена принятыми принципами формирования бухгалтерской и статистической отчетности, а также тем, что получателями средств являются принципиально разные адресаты (работники некоммерческих организаций и бюджеты);

3) коммунальные расходы. К данной строке расходов также необходимо приложить соответствующие расчеты. Эти расчеты производятся на основании данных заключенных договоров на поставку различных видов коммунальных услуг, а также приложений к этим договорам, в которых указываются объемы потребляемых услуг (по месяцам календарного года) и расценки на эти услуги. Как правило, в течение календарного года эти расходы распределяются неравномерно. В приведенном примере учтено увеличение расходов в зимний период и сравнительное сокращение в летний;

4) административные расходы. В этот вид затрат включаются канцелярские расходы, расходы по оплате командировок, консультационных, информационных и иных аналогичных услуг. Планирование расходов может осуществляться либо по нормативам от какой-либо базы (общей суммы расходов, расходов на оплату труда и т.п.) или посредством проведения специальных расчетов по каждому виду затрат;

5) хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств. Хозяйственные расходы включают расходы на хозяйственное обслуживание (эксплуатацию зданий и сооружений, уборку территорий и помещений и т.п.). Этот вид затрат также может определяться по установленному нормативу. Что же касается ремонта, то он является планово-предупредительным, и, следовательно, на каждый год техническими службами организации разрабатывается пакет документов с указанием сроков проведения и вида ремонта, а также определяются потребности в денежных средствах и материально-производственных запасах, необходимых для проведения ремонта. Данные, необходимые для составления сметы, можно взять из этих документов. Кстати, новой редакцией гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ хозяйствующим субъектам рекомендуется устанавливать нормативы расходов на ремонт основных средств в зависимости от их первоначальной или восстановительной стоимости. Этот же подход целесообразно использовать при установлении норматива хозяйственных расходов. В приведенном примере учтено, что на практике ремонт основных средств производится неравномерно в течение года, а именно: наибольший объем работ приходится на третий квартал;

6) целевые расходы. Этот вид расходов планируется одновременно с целевыми доходами. Необходимые данные можно получить из тех же документов, что и данные, необходимые для планирования соответствующей строки доходов. В учебных целях в примере приведены цифры, из которых можно сделать вывод о том, что размер поступлений будет существенно колебаться по кварталам года, а расходы будут равномерными. Это обычная практика: инвестор планирует перечисления исходя из своих возможностей, а задача некоммерческих организаций - обеспечить равномерное использование полученных средств, что предполагает накопление средств в одни периоды и превышение расходов над доходами в другие периоды;

7) прочие расходы. В эту строку при необходимости включаются затраты, не отраженные в других строках;

8) резерв непредвиденных расходов. Наличие данной строки в смете доходов и расходов не является обязательным. Целесообразность включения таких расходов может быть обоснована наличием подобных затрат в предыдущие отчетные периоды. Наиболее рациональным представляется установление резерва исходя из общей суммы расходов (без учета резерва). В примере этот норматив принят равным 2%.

Аналогичным порядком разрабатываются вспомогательные формы отчетных документов.

Перед тем, как осуществить какие-либо затраты, практически всегда происходит их планирование. По сути, определение примерных сумм, направляемых на те или иные статьи затрат и является составлением сметы предстоящих расходов. Причем это может касаться как решения повседневных вопросов в жизни человека, так и, в еще большей степени, деятельности предприятий и организаций. Планированием затрат в той или иной форме занимаются практически все.

Определение сметы расходов

Под сметой расходов обычно понимается расчет всех затрат, необходимых для выполнения запланированных работ, выпуска изделия, реализации мероприятий, связанных с достижением намеченных целей организации и других подобных ситуациях. Иногда составление документа выполняется на добровольной основе. Однако, достаточно часто разработка сметы расходов, а также последующее ее утверждение и согласование являются требованием российского законодательства. Например, составление баланса расходов и доходов (являющегося разновидностью сметы расходов) - одно из обязательных условий работы любой некоммерческой организации. Учитывая, что их число достаточно велико, становится понятным, почему вопросу, как составить смету расходов грамотно и максимально точно, уделяется столько внимания.

К числу некоммерческих организаций (НКО) относятся:

  • образовательные (университет, детский сад или школа), культурные (музей, национальный парк или выставка) медицинские (поликлиника, стоматологический центр и т.д.) государственные и частные учреждения;
  • ТСЖ, жилищно-строительные и потребительские кооперативы;
  • организации по защите прав граждан;
  • органы местного и государственного управления;
  • благотворительные фонды и организации;
  • религиозные объединения;
  • подразделения министерства обороны, МЧС и МВД.

Для всех вышеперечисленных организаций необходимо ежегодное составление сметы расходов и доходов, а также итогового документа, содержащего информацию об ее исполнении. Особо строгие требования предъявляются к государственным казенным учреждениям, которые частично или в полной мере финансируются из бюджета. В этом случае четко прописывается вся процедура составления, начиная от сроков разработки рассматриваемого документа и заканчивая требованиями по его утверждению и согласованию.

Область применения сметы расходов

Учитывая большое количество некоммерческих организаций, примеры которых были приведены выше, становится понятным актуальность вопроса грамотного составления смет расходов и последующего их исполнения. Во многом качеством этих процессов определяется уровень и степень контроля над распределением значительной части государственного бюджета. Неудивительно, что наиболее подробно регламентируются и контролируются именно те некоммерческие организации, в финансировании которых присутствуют в той или иной степени бюджетные средства.

Вместе с тем, не следует забывать и о том, что сметы расходов составляются не только там, где присутствует государственное финансирование. В качестве примера можно привести ситуацию, сталкиваться с которой в реальной жизни приходилось практически каждому. Уровень затрат на коммунальные платежи в домах, которых находятся под управлением ТСЖ, определяется, в том числе, и путем составления сметы расходов на будущий год, а также анализа исполнения документа, разработанного в прошедшем календарном периоде.

В этом случае смета расходов должна быть не только максимально точной, что важно для жильцов дома, не желающих переплачивать, но и доступной и легкой для проверки. Не секрет, что некоторые представители коммунальных служб предпочитают умышленно усложнить выполняемые расчеты - так гораздо проще запутать плательщиков и предъявить им большие, чем необходимо, суммы к оплате.

Не менее важной областью применения сметы расходов является их составление в коммерческих организациях, в частности, на промышленных предприятиях любой формы собственности. В этом случае целью оформления документа обычно выступает расчет себестоимости выпускаемой продукции, необходимый для определения цены реализации. Очевидно, что в современных рыночных условиях важность грамотного выполнения этого процесса сложно переоценить.

Пример составления сметы расходов

Как уже отмечалось выше, наиболее высокие требования по составлению сметы расходов предъявляются к бюджетным учреждениям. Поэтому вполне логичным будет рассмотреть конкретный пример именного такого расчета, так как выполнение других вариантов в большинстве случаев значительно проще.

В качестве подобного простого примера можно привести вариант заполненной сметы расходов и доходов некоммерческой организации.

Документ состоит из двух основных частей. В первой из них указаны источники формирования доходов, а во второй - направления их расходования с четким указанием сумм по статьям затрат и реализуемым программ и распределения по кварталам. В результате после изучения сметы создается четкое представление как об основных параметрах деятельности организации на планируемый календарный период.


Как видно из приведенного примера, оформление, согласование и утверждение рассматриваемого документа выполняется в произвольной форме. Гораздо выше требования, предъявляемые при составлении сметы расходов и доходов бюджетным учреждением, бланк и пример заполнения которой приведены ниже.

Нормативными актами четко прописывается форма документа, его структура, а также то, как составить смету расходов таким образом, чтобы это соответствовало действующему российскому законодательству. При этом шапка документа выглядит следующим образом.


Расчетная часть документа состоит из четырех разделов: в первых трех содержатся данные об основных расходах организации, которые суммируются в итоговом четвертом.


В рассматриваемом примере нет затрат по второму и третьему разделу, поэтому итоговый практически повторяет данные первого разделв в несколько измененном формате. Смета расходов подписывается тем, кто ее составлял, проверял и руководителем бюджетного учреждения.


9 апреля 2013 -

Общие сведения о сметах доходов и расходов ТСЖ (ЖСК).

В соответствии с ч. 3 ст. 148 ЖК РФ правление ТСЖ (ЖСК) обязано составлять сметы доходов и расходов на каждый год.

Сметы утверждаются общим собранием ТСЖ (ЖСК) и служат основой для финансирования в течение календарного года.

Ясно, что основную роль в функционировании ТСЖ (ЖСК) играет смета расходов.

Именно смета расходов представляет собой документ, определяющий правомерность и необходимость осуществления конкретных расходов, связанных с уставной деятельностью.

Если ТСЖ (ЖСК) осуществляет только уставную деятельность, и источником финансирования служат только взносы собственников помещений, то формирование сметы доходов теряет смысл, так как при этом доходы полностью определяются сметой расходов. При наличии предпринимательской деятельности или иных поступлений помимо взносов собственников (например, бюджетных субсидий) утверждаются и смета расходов, и смета доходов. Необходимость сметы доходов вызвана тем, что доходы в этом случае в значительной степени не зависят от сметы расходов. Как правило, в таких случаях доходы превышают предусмотренные сметой расходы, и появляется возможность уменьшить взносы собственников.

При осуществлении расходов бухгалтер ТСЖ (ЖСК) строго руководствуется соответствующими статьями сметы расходов, которые фактически выступают в качестве аналитических счетов. После утверждения общим собранием смета расходов определяет нормативные расходы ТСЖ (ЖСК). Наряду с нормативными в бухгалтерском учете отражаются фактические расходы по смете и выявляются их отклонения от нормативных (экономия или перерасход средств, регламентированных сметой). Это – важная информация, характеризующая состояние хозяйственной деятельности некоммерческой организации.

Поэтому в условиях ТСЖ (ЖСК) смета расходов является элементом системного бухгалтерского учета.

Численно смета расходов должна соответствовать штатному расписанию, сложившемуся в регионе уровню заработной платы работников ТСЖ (ЖСК), и сложившимся в регионе договорным ценам на работы и услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества и на коммунальные услуги (в части коммунальных услуг, потребляемых на общем имуществе). Смета расходов не должна зависеть от уровня и источников доходов или изменяться в зависимости от величины доходов.

Структура сметы расходов.

Смета должна отражать все расходы ТСЖ (ЖСК) в течение года, связанные с содержанием, обслуживанием, сохранением, текущим и капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме.

В смете учитываются как расходы, осуществляемые силами самого ТСЖ (ЖСК), так и расходы по договорам технического обслуживания, заключенным со сторонними лицами.

Укрупнено структура сметы расходов должна состоять из следующих частей:

  • Управление (административное руководство).
  • Содержание и обслуживание общего имущества.
  • Ремонт общего имущества.
  • Формирование фондов (резервов).

К расходам на управление относятся:

  • заработная плата персонала управления, выплачиваемая по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • содержание конторы правления (отопление, водоснабжение, освещение, оплата телефона);
  • канцелярские и почтовые расходы;
  • обучение персонала (повышение квалификации, приобретение нормативно–правовых документов и специальной литературы);
  • оплата консультационных услуг;
  • служебные разъезды;
  • приобретение оргтехники, компьютеров, конторской мебели и т.п.;
  • членские взносы коллективного участника союза, ассоциации, клуба;
  • представительские расходы;
  • оплата услуг банка.

К расходам на содержание и обслуживание общего имущества относятся:

  • заработная плата персонала, осуществляющего техническое и хозяйственное обслуживание общего имущества, выплачиваемая по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • начисления на зарплату в фонды социального страхования;
  • расходы по техническому и хозяйственному обслуживанию, санитарному содержанию, сохранению общего имущества, осуществляемыми собственными силами и (или) сторонними лицами в соответствии с договорами;
  • расходы на инвентарь и хозяйственные принадлежности; расходы на материалы; расходы по общедомовым коммунальным услугам;
  • приобретение хозяйственного оборудования;
  • содержание и ремонт основных средств;
  • расходы по страхованию имущества;
  • земельный налог или арендная плата за землю.

К расходам на ремонт общего имущества относятся:

К расходам на формирование фондов (резервов) относятся:

  • отчисления в фонд восстановления и замены основных средств;
  • отчисления в фонд текущего ремонта;
  • отчисления в фонд капитального ремонта;
  • резерв непредвиденных расходов;
  • премиальный фонд;
  • фонд материальной помощи.

Пример сметы расходов.

Статья расходов Расходы в руб.
месяц год

1. Управление (административное руководство), всего:

112000 1397000

1.1. Заработная плата персонала управления

85000 1020000

1.2. Отчисления в страховые фонды

22100 265200
1500 18000

1. Расходы на телефон

1200 14400

1.5. Канцелярские и почтовые расходы

400 4800

1.6. Обучение персонала

500 6000

1.7. Оплата консультационных услуг

2000 24000

1.8. Служебные разъезды

800 9600
1000 12000

1.10. Членские взносы ассациации управляющих организаций

100 1200

1.11. Представительские расходы

1000 12000
258170 3158040

2.1. Заработная плата обслуживающего персонала

102000 1224000

2.2. Отчисления в страховые фонды

26520 318240

2.3. Материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности

500 6000

2.4. Коммунальные услуги по содержанию общего имущества

24000 288000

2.5. Приобретение основных средств

4200 50400
1500 18000

2.7. Оплата услуг банка

1000 12000

2.8. Страхование общего имущества

1000 12000

2.9. Договоры на техническую эксплуатацию общего имущества

700 8400

2.10. Договор на противопожарное обслуживание

1000 12000

2.11. Договор на аварийное обслуживание

15200 182400

2.12. Договор на вывоз ТБО

26750 321000

2.13. Договор на эксплуатацию домофона

6000 72000

2.14. Договор на санитарное содержание общего имущества

5000 60000

2.15. Договор на охрану территории

48000 576000

3. Ремонт общего имущества, всего:

12500 150000

3.1. Текущий ремонт здания

7500 90000

3.2. Текущий ремонт инженерного оборудования

5000 60000

3.3. Капитальный ремонт

10000 120000

4. Формирование фондов (резервов), всего:

54000 728000

4.1. Фонд восстановления и замены основных средств

2000 24000

4.2. Фонд текущего ремонта

10000 120000

4.3. Фонд капитального ремонта

40000 480000

4.4. Резерв непредвиденных расходов

2000 24000

4.5. Премиальный фонд

5000 60000

4.6. Фонд материальной помощи

2000 24000

И т о г о по с м е т е

436670 5433040

Итого сметные расходы на 1 кв.м площади помещений в месяц -

16,80

Ошибки при составлении сметы расходов.

Перечислим наиболее характерные ошибки, встречающиеся в сметах расходов ТСЖ (ЖСК).

1. Иногда в смету расходов включают всю сумму коммунальных платежей: не только связанных с общим имуществом, но и с услугами, оказываемыми непосредственно собственникам помещений.

2. Встречаются случаи, когда в смете не отражают затраты, обусловленные договорами с организациями и (или) физическими лицами на работы и услуги, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества.Смета должна содержать все расходы независимо от того, кем осуществляются функции по содержанию, обслуживанию, ткущему и капитальному ремонту, охране общего имущества и управлению.

3. Ошибкой является включение в смету договорных сумм без НДС. Это бывает следствием простого недоразумения, связанного с привычными операциями отнесения на себестоимость сумм за вычетом НДС. Понятно, что по заключенным договорам надо предусматривать в смете реальные величины будущих платежей, т.е. полные договорные суммы, содержащие НДС.

4. Смету расходов ТСЖ (ЖСК) нельзя «подгонять» под задаваемые показатели, кем бы и для каких бы целей это ни предписывалось. Так, например, в Москве нередки случаи, когда для формирования сметы используется ставка планово-нормативных расходов (в 2009 году она составляют 21,02 руб./кв.м в мес.). В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ планово-нормативные расходы, рассчитываемые исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используются для расчета субсидий, предоставляемых гражданам на содержание и ремонт общего имущества и управление домом. То есть по закону право на субсидию определяет не смета, а максимально допустимая доля планово-нормативных расходов в совокупном доходе конкретной семьи.

5. Составители сметы допускают ошибки, если не включают в число статей сметы средства на формирование резервов (фондов) на ремонт общего имущества (текущий и капитальный), на восстановление основных средств, на восстановление нематериальных активов, а также фонда непредвиденных расходов. Первые три фонда необходимы всегда, а наличие последнего фонда является необязательным, но полезным, т.к. избавляет ТСЖ (ЖСК) от пересмотра сметы в течение года при возникновении перерасхода.

6. Грубой ошибкой являются еще изредка встречающиеся случаи, когда, под воздействием неправомерных указаний налоговых органов, писем Минфина или статей аудиторов, составители сметы облагают общую сумму расходов налогом на добавленную стоимость. Недопустимость представления уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) как деятельности по реализации собственникам работ и услуг неоднократно обосновывалась в печати.