Московский государственный университет печати. Определенно-личные предложения

Под обобщенно-личными понимаются односоставные предложения без подлежащего, в которых показанное состояние или действие может быть соотнесено к любому лицу. Такое соотношение в глагольном действии обобщает его характер и формирует грамматическое значение предложения этого типа.

Яркими примерами в данном случае являются поговорки и пословицы:

  1. На ошибках учатся.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Не купи двора, купи соседа.
  4. Из песни слова не выкинешь.

Такой семантический компонент как обобщенность сформировался в результате полученного опыта мыслящих и анализирующих сообществ людей. В них представлялись классифицированные наблюдения, которые были связаны с обобщающей характеристикой различных предметов, явлений и жизненных ситуаций.

По мнению ученых одной из важнейших особенностей обобщенных фраз или высказываний является то, что они употребляются при выражении только тех наблюдений, которые говорящему представляются обязательными и бесспорными , поскольку вытекают из объективных особенностей рассматриваемых ситуаций или явлений естественным образом. Поэтому в выражении наблюдений возникает модальное значение неизбежности, необходимости и объективной обусловленности.

В википедии обобщенно-личные предложения имеют следующее значение: они представляют собой односоставные предложения, в которых сказуемое-глагол обозначает действие, выполняемое обобщённым кругом лиц. Сказуемое-глагол стоит в такой же форме, что и неопределённо-личные и определённо-личные предложения.

  1. Не родись красивым, а родись счастливым.
  2. Сделал дело - гуляй смело.
  3. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Такой тип предложений применяется в случае, когда необходимо назвать важность самого действия, а не лица, влияющего на его воспроизведение, при этом действие происходит вне времени и относится к любому лицу. Данные предложения широко распространяются в русской художественной литературе, поговорках, пословицах и афоризмах. Неопределённо- и определённо-личные предложения также могут выражать обобщенность.

По правилам русского языка такие предложения относятся к виду односоставных .

Односоставный вид представляет собой предложения с одним главным членом, в которых смысл передается без потерь. Отличительной особенностью является полное заключение смысла вне текста. Такое предложение может содержать в основе сказуемое или подлежащее.

Выделяют один вид односоставного предложения, когда главным членом является подлежащее - это назывное предложение и четыре вида, если главный член - сказуемое:

  1. Определённо-обобщенное,
  2. Неопределённо-обобщенное;
  3. Безличное;
  4. Обобщённо-личное.

Главный член предложения, к примеру, сказуемое, может означать признак или действие подлежащего. В таком случае оно представляется глаголом в каком-либо наклонении простой и составной формы.

Конструкции

Чаще всего такие конструкции имеют глагол-сказуемое в будущем или настоящем времени третьего лица множественного числа изъявительного наклонения и второго лица множественного или единственного числа повелительного или изъявительного наклонения.

Примеры:

  1. Потеряв голову, по своим волосам не плачут ;
  2. Играй и получи свой приз ;
  3. Разведу руками чужую беду, а к своей не приложу ума ;
  4. Век живи - век учись.

Кроме этого, такие предложения иногда выступают в роли придаточных в составе сложноподчиненных. Например: хоть убей - следов не видно. По своей сути здесь потеряно значение, а конструкция превратилась в устойчивые сочетания, которые при письме всегда выделяются тире или запятыми. Такие устройства характерны стилю разговорной речи.

Повелительное наклонение подразумевает призыв, который ни на кого не указывает, при этом семантика выражения может носить разные смысловые оттенки. Это могут быть:

  1. Пожелания, просьбы или советы, обращенные к людям (к примеру, береги честь смолоду, а платье снову. В этом случае повеление относится к первому лицу и при этом касается каждого);
  2. Указания на возможность или невозможность происходящего действия (данный тип призывов чаще применяют в рекламе - приди и возьми на товар скидку).

Фразы с использованием повелительных глаголов употребляются и в целях усиления сказанного, к примеру: не судите и не судимы будете. Данный пример ясно показывает конкретное сравнение , объяснение и оценку в действиях - чтобы избежать суждения другими, не стоит заниматься суждениями самому.

Смысловые оттенки многообразны и могут применяться в совершенно разных обстоятельствах.

Контексты

Например:

В литературе

Главное назначение данных предложений - это образное выражение суждений общего характера. Это ярко показывается не только в народных пословицах и поговорках, но и в описаниях картин типичных ситуаций, представленных авторами своих сочинений. К примеру: а то велишь запрячь дрожки и соберешься в лес на рябчиков.

В публицистике и критических статьях обобщенность помогает придать суждениям более высокую объективность:

Читая черновики литератора, мы особенно и явственно осознаем значение произведений «Кружалиха» и «Спутники» для русской послевоенной прозы.

Кроме того, что такой способ построения предложений больше распространен в художественном и разговорном стиле, все же встречаются отдельные его разновидности и в научном стиле . Например, в целях указания обычности какого-либо действия: Тензодатчики делают из проволоки, складываемой змейкой.

Также в художественных произведениях подобное обобщение может являться приемом, благодаря которому автор передает свои мысли и чувства, чтобы вызвать у читателя эмоции. Рассмотрим данный прием на примере нескольких строк из стихотворения С. А. Есенина, в котором поэт пытается вызвать сожаление: Ляжешь… горькая дума… не сходит с ума… Голову кружит от шума…

Также в литературе обобщения могут быть в форме двусоставных предложений , в которых подлежащее выражается личным местоимением:

Вы приходите в рощу, и вас охватывает прохлада, вы останавливаетесь и идете медленно.

В данном случае подлежащее - это «вы» и оно к конкретному лицу не относится, а носит обобщающий характер.

С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.

Понятие односоставных предложений

Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.

Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).

Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: Куда пойдем? - В кино.

Односоставные предложения подразделяются на типы:

1. Назывные (с основой из подлежащего).

2. Со сказуемым в основе:

  • личные;
  • безличные.
  • Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
  • И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
  • Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).

Особенности обобщенно-личных предложений

Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.

При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.

Безличные предложение

Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое может выражаться разными способами:

  • Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
  • Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
  • Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
  • Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
  • Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!

Виды сказуемого

В односоставных предложениях

В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:

  1. Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
  2. Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
  3. Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.

В односоставных предложениях встречаются все указанные

Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена

В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.

В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.

Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.

Односоставные и неполные предложения

Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.

В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.

Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".

При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.

Роль односоставных предложений в языке

В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией: Сердцу не прикажешь; Голой овцы не стригут; Что имеем, не храним, потерявши - плачем . Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений - форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, - является и самой экспрессивной: За чем пойдешь, то и найдешь; Поспешишь - людей насмешишь ; Перед смертью не надышишься . Афористичность и яркость таких высказываний ставит их в ряд высокохудожественных произведений-миниатюр русского фольклора.

Глагол-сказуемое 1-го и 3-го лица в обобщенно-личных предложениях указывает на действие, которое может относиться к любому лицу: В чужом глазу - сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; За одного битого двух небитых дают .

Народно-поэтический оттенок обретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям: Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина (Г.); В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа ... (Л.) Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-лицо глагола указывает на самого говорящего. В иных случаях действенность речи усиливается использованием формы давнопрошедшего времени: Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня ... (Ес.)

Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивает их функционирование. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. В критических статьях, публицистике обобщенно-личные предложения придают суждениями большую объективность: На каких весах взвесишь, измеришь, например, это маленькое стихотворение...; Писать, о чем думаешь (из газ.).

Наименее экспрессивны среди обобщенно-личных предложений конструкции со сказуемым в форме 3-го лица множественного числа: Льет дождь. На даче спят два сына, как только в раннем детстве спят (Паст.). По структуре и семантике такие предложения близки к неопределенно-личным, но, в отличие от них указывают на действие, которое может принадлежать всякому (все спят, каждый в детстве так спит ). Эта структурная схема односоставных предложений находит применение и в научном стиле.

Безличные предложения

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи: Хочется есть; Больно!; Не спится; Морозит; Ни души; Нет денег; Пора домой; Стыдно сказать , и такие, которые выделяются канцелярской окраской: Воспрещается без согласия усыновителей... выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния; О сохранении правоотношений с одним из родителей... должно быть указано в решении об усыновлении . Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: И скучно и грустно, и некому руку подать (Л.); Все помнится, и кажется, и мнится, что осень прошлых лет была не так грустна (Бл.); Легко проснуться и прозреть, словесный сор из сердца вытрясть и жить, не засоряясь впредь (Паст.); Быть твоею сестрою отрадной мне завещано давней судьбой (Ахм.), и есть предложения, используемые в публицистической речи, предназначенные для обычной информации: Строителям предстоит возвести санно-бобслейный комплекс; Ответ надо искать всем заинтересованным организациям . Правда, журналисты черпают из состава безличных конструкций и эмоциональные, которые необходимы для усиления действенности речи: Стоя приветствовали болельщики чемпиона, и не было конца восторгам; Нужно было бы искать ему [спортсмену] замену, а достойных кандидатов в сборной нет; На равных бороться ему не по силам; Побеждать всегда приятно, но не разумнее ли отвлечься на время от дня сегодняшнего и заглянуть чуть дальше ?

Отдельные группы безличных предложений постоянно используются в научном стиле: Известно, что...; Приходится признать, что...; Начинать опыт следует с вливания наименее концентрированного раствора и переходить к более концентрированным; За один опыт рекомендуется применять не более 7-10 раздражений кислотой . Отличающий этот функциональный стиль безличный принцип изложения обусловливает сравнительно частое использование безличных предложений со сказуемыми, выражающими различные оттенки долженствования, необходимости: При установлении исходного функционального состояния организма следует обратить внимание на объективные физиологические данные; С подобной неоднозначностью приходится сталкиваться при всех прямых методах решения структур . Возможно использование здесь и безлично-предикативных слов в роли сказуемых: Можно заметить следующую закономерность...; Для характеристики пегмалитового поля одного образца недостаточно .

При стилистической оценке безличных предложений важно учитывать, с одной стороны, возможность замены их другими конструкциями, что создает конкуренцию этих синонимов, и, с другой стороны, полное отсутствие такой возможности, что снимает проблему стилистического выбора.

Поясним эту мысль. Нельзя предложить какие-либо замены для безличных предложений такого типа: И стало страшно вдруг Татьяне (П.); Ах, в самом деле рассвело (Гр.); Ему стало приятно от этой мысли (М. Г.); На небе ни облака (Ч.); Ногу ломит; Везет же людям !; Писем нет . Иные же безличные предложения легко трансформировать в двусоставные или односоставные неопределенно- или определенно-личные; ср.: Сегодня тает. - Снег тает; Следы засыпало снегом. - Следы засыпал снег; Метет. - Метет пурга; Хочется есть. - Я хочу есть; Где тебя носило? - Где ты был?; Следует уступать места старшим. - Уступайте места старшим; Полагается принимать лекарство. - Принимайте лекарство; Про батарею Тушина было забыто. - Про батарею Тушина забыли; Решено начать атаку на рассвете. - Атаку решили начать на рассвете; Меня там не было. - Я там не был.

При возможности двоякого выражения мысли следует учитывать, что «личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности». Кроме того, в отдельных типах безличных предложений заметна функционально-стилевая окраска, хотя порой и слабая. Так, подчеркнуто разговорные предложения: Где тебя носило?; Везет же людям!; В доме ни души . Книжную окраску имеют такие: Следует уступать...; Полагается принимать...; Решено начать ...

Инфинитивные предложения

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: Чему быть, того не миновать (посл.); Кого любить, кому же верить ? (Л.);Так держать !; От судьбы не уйти ; Быть бычку на веревочке ! Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи, эта конструкция приемлема даже для лозунгов: Работать без брака ! Однако основная сфера их функционирования - разговорный стиль: Сказать бы об этом сразу!; А не вернуться ли нам?; Берега не видать . Последняя конструкция (распространенная дополнением со значением объекта) имеет просторечную окраску.

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи: Ну, куда тебе возиться с женой да нянчиться с ребятишками ? (П.)

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях. В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями: Подать свежих шпицрутенов ! (Л. Т.); Унять старую ведьму ! - сказал Пугачев (П.). Эти конструкции ценят поэты: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд ... (Паст.); Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей ! (Маяк.) При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Номинативные предложения

Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные способности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: Смятенье, обморок, поспешность, гнев, испуга ! (Гр.); Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя ... (Ес.); Черный ветер, белый снег (Бл.); Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад (Ес.). Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета, даже если номинативы - отглагольные существительные и помощью них рисуется живая картина: Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон ... (П.) Здесь, как на фотографии, запечатлено одно мгновение, один кадр, так как линейное описание событий номинативными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время. В контексте оно может получать значение настоящего исторического, но грамматическое выражение форм прошедшего или будущего времени переводит предложение в двусоставное, ср.: Бой. - Был бой. - Будет бой .

Использование в речи номинативных предложений разнообразно. Они выполняют и чисто «техническую» функцию, обозначая место и время действия в пьесах, называя декорацию постановки: Декорация первого акта. Восемь часов вечера. Звонок (Ч.). Но и в драматургии художественное значение номинативных предложений может увеличиваться, если ремарки указывают на поведение героев, их душевное состояние: Пауза. Смех. Ропот и шиканье (Ч.). В новом жанре драматургии - киносценариях - номинативные предложения стали сильным средством художественных описаний: Открытое пространство большого аэропорта, залитого солнцем. Грандиозная перспектива самолетов, выстроенных к параду. Оживленные группы военных летчиков. Чкалов неторопливым шагом идет вдоль линии самолетов .

Номинативные предложения могут звучать и с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении. Это относится прежде всего к оценочно-бытийным и желательно-бытийным предложениям, которые выделяются в составе номинативных: Какая ночь! Я не могу ... (Ес.); Только бы силы!; Если бы не уверенность !

Наглядно изобразительная функция номинативных предложений была продемонстрирована писателями еще в прошлом веке. Вспомним знаменитые строки А. Фета, поразившие современников: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья ... - все стихотворение состоит из одних номинативов, что возводит в принцип их стилистическое применение. Можно назвать поэтов и нового времени, которые питали особую склонность к номинативным предложениям. Так, многие стихи А. Ахматовой открывают номинативы: Пустых небес прозрачное стекло; Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле; Чугунная ограда, сосновая кровать. Как сладко, что не надо мне больше ревновать; Вот и берег северного моря, вот граница наших бед и слав ... У Б. Пастернака целые строфы состоят из подобных конструкций:

Осень, сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой,

Как венец на новобрачной.

Лик березы под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Для многих поэтов стилистическое использование номинативных предложений стало важным художественным приемом. Например, у Твардовского:

Переправа, переправа...

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темна вода, -

Ни приметы, ни следа...

В наши дни номинативные предложения привлекают внимание и журналистов, которые видят них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера:

Тайга, рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник, содранные гусеницами. Гнилые черные лужи с пленкой нежнейшего спектра. Сырые цветы кипрея на гарях. Легчайшие, как аэростаты, серебряные цистерны. Раскрытый дерн под ногой и короткий изгиб трубы с дрожащим манометром, будто глянуло око земли.

Такие протяженные описания, насыщенные номинативами, характерны в первую очередь для очерков, но этим не ограничиваются стилистические рамки использования этой конструкции. К ней обращаются авторы и научно-популярных книг.

[ Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997. 448 с. ]


Похожая информация.


В русском языке отдельное место занимают односоставные предложения. Обобщенно-личные также относятся к этой категории. В своей основе они имеют глагол, с помощью которого совершается действие, касаемые каждого, а не только лишь отдельного лица.

Односоставные предложения

В русском языке односоставными называются предложения, в которых присутствует лишь 1 главный член, при этом весь смысл сохраняется и передается без потерь. В отличие от неполных, эти предложения могут быть понятны и вне текста.

Односоставные предложения могут содержать в своей основе подлежащее или сказуемое. При этом выделяют:

  • определённо-, неопределённо-, обобщённо-личные и безличные предложения, если главный член предложения - сказуемое;
  • назывные, имеющие в своей основе главным подлежащее.

Сказуемое

К главным членам предложения относится сказуемое, которое обозначает действие или признак подлежащего. Чаще всего оно представлено глаголом в каком-то наклонении и может иметь форму простую и составную.

В обобщенно-личных конструкциях чаще всего применяется глагол-сказуемое второго лица единственного или множественного числа в настоящем или будущем времени, а также в третьем лице множественного числа. К примеру, «снявши голову, по волосам не плачут».

Также это могут быть глаголы в повелительном наклонении второго лица множественного («не ищите счастья») и единственного числа («позвони и получи приз»).

Обобщенно-личные предложения

Совершенно обособленное место в русской грамматике занимает обобщенно-личное предложение. Его главная функция - передача смысла без привязки к определенному лицу. Чаще всего такой тип предложений используется в пословицах и поговорках, например, «любишь кататься, люби и саночки возить». В данном предложении не имеется в виду кто-то конкретный, но так говорят какому-либо человеку, который любит удовольствия, но не хочет за них платить.

При этом встречаются варианты, в которых обобщенно-личное предложение принимает форму определенно-личного, например, «сердцу не прикажешь». В данном примере глагол второго лица относится к определенному существительному, но при этом не указывает на конкретное лицо, которому принадлежит сердце.

Характеристика обобщенно-личных предложений

Обобщенно-личным является предложение, которое может быть при этом также определенно- или неопределенно-личным, то есть обозначать действие или состояние некоторого лица. К этой категории относятся следующие.

В литературе применим прием, когда конкретное лицо говорит, обобщая смысл. Образуется так называемое обобщенно-личное предложение с действием от лица говорящего. Например, герой утверждает что-то не от первого лица, а применяет глагол во втором лице - «выходишь на улицу ночью, повсюду горят фонари».

Повелительные глаголы

Учитывая, что обобщенно-личное предложение в русской грамматике стоит обособленно, в правиле есть своя категория примеров, которые выделяются среди себе подобных. Это фразы, в которых используют глаголы в повелительном наклонении.

Повелительное наклонение - это призыв, который имеет свою направленность, но при этом не указывает на кого-то конкретного. При этом семантика предложения (примеры это подтверждают) может нести различные смысловые оттенки.


Смысловые оттенки обезличенных предложений многообразны и применимы в разных сферах жизни.

В теории русского языка обобщенно-личными называют предложения, относящиеся к категории односоставных предложений. Их отличие от других типов состоит в том, что главный член в данном случае обозначается в виде глагола во втором лице в единственном числе. Иногда - в первой или второй форме лица и во множественном числе. Действие может касаться не кого-то конкретно, а кого угодно, поэтому субъект, по отношению к которому оно происходит, в таком случае называется обобщенным.

Как определить, что предложение относится к данному типу

Выше мы рассказали, что такое односоставные обобщенно-личные предложения, примеры их присутствуют практически во всех литературных произведениях. Также они встречаются в народном творчестве, в частности, пословицах и поговорках. Поскольку предложения данного типа не имеют собственной формы, ключевым критерием их выделения является смысловая нагрузка. Так, обобщенно-личные конструкции представляют собой образную картину абстрактных суждений и обобщений, они обращены ко всем сразу одновременно и имеют характер некоего поучения или наставления. Именно поэтому подобная форма так часто встречается в поговорках, в частности:

Что имеем - не храним.

Наблюдения, которые выражены в таких типах предложений, имеют обобщенное значение, отражающее определенные явления, ситуации или предметы.

Нередко подобные речевые конструкции применяются и в разговорной речи, когда человек в момент экспрессии хочет выразить свое отношение к происходящему, но при этом не обращается к кому-то конкретно. Например:

Чего не сделаешь для удачной сдачи экзамена.

Расскажешь кому про это красоту, то не поверят.

Обобщенно-личные предложения: примеры

Пословицы - наиболее распространенная форма для употребления обобщенно-личных конструкций, и это вполне объяснимо. Дело в том, что устойчивые речевые словосочетания несут в себе народную мудрость, которая передавалась из одного поколения в следующее, и ключевая их особенность заключается в том, что жизненные принципы и модели поведения описываются в виде бытовых особенностей. Например, в такой пословице, как «Что посеешь, то и пожнешь» говорится не только о том, что если посадить плохие зерна, то, соответственно, вырастет плохой урожай, но и о том, что одна вредная привычка может испортить в будущем всю жизнь человека. Все это говорили родители детям в виде личных напутствий. В языковом виде они облачены в обобщенно-личные предложения, примеры которых также встречаются в:

  • художественных прозаических произведениях;
  • поэзии;
  • фольклоре;
  • народных песнях.

Нередко известные авторы стилизовали некоторые свои суждения в художественных произведениях под народное творчество, в частности, под те же поговорки. Это любили и Пушкин, и Толстой, и Есенин, и другие известные писатели и поэты.

Классическая литература и обобщенно-личные предложения

Примеры из художественной литературы по употреблению конструкций данного типа имеют в основном стилистическое значение. То есть автор желает, чтобы читатель был максимально сопричастным к переживаниям главного героя или был эмоционально ближе к происходящему действию. Лучший способ приблизить читателя к действию - это обобщенно-личные предложения. Примеры вы можете увидеть ниже:

Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пеструю, растянувшуюся по земле стаю собак...

Это часть отрывка из одного рассказа Ивана Бунина. В процессе его прочтения создается иллюзия присутствия в лесу и созерцания происходящего. Все это создается за счет применения обобщенно-личной конструкции и слов «выскочишь» и «увидишь», которые обращены непосредственно к читателю.

Особенности использования обобщенно-личных конструкций в литературе: смешивание стилей

Нередко для стилизации своих произведений под народное творчество и придания им авторской «простоты» писатели и драматурги применяют обобщенно-личные предложения. Примеры из художественной литературы тут существуют разные, начиная от применения таких конструкций в названиях произведений и заканчивая использованием выражений из народной мудрости в контексте произведения.

Например, известный русский драматург А. Островский применял распространенные пословицы с целью названий своих легендарных произведений, например:

  • Свои люди - сочтемся.
  • За чем пойдешь - то и найдешь.
  • Не в свои сани не садись.

При этом он использовал для оглавления не только поговорки в виде обобщенно-личных конструкций, но и другие, например «Не все коту масленица».

Устойчивые словосочетания успешно вплетены в канву романа «Война и мир» Толстого, ими пестрят произведения Пушкина, Гоголя и других авторов.

Обобщенно-личные предложения, причем не только в виде устойчивых словосочетаний, также часто встречаются и у известных авторов ХХ века, например, в известных работах Булгакова, Ильфа и Петрова, Есенина и других писателей и поэтов.

Использование односоставных конструкций в поэзии - примеры

Односоставные речевые конструкции достаточно распространены в стихотворной лирике - в частности, обобщенно-личные предложения. Примеры из поэзии можно найти в творчестве Сергея Есенина, например:

Проклинают свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь.

В данном отрывке не указанно, кто именно проклинает и вспоминает, поэтому данное утверждение можно с уверенностью отнести ко всем современникам великого поэта.

Также такая форма в стихотворных типах произведений может встречаться в баснях, приведем пример из басни Крылова :

А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.

Особенности конструкции обобщенно-личного предложения

Как уже упоминалось ранее, обобщенно-личное предложение имеет преимущественно односоставную конструкцию, но иногда оно бывает и двусоставным. В таких случаях подлежащее выражается в виде личного местоимение и имеет значение обобщенного лица. В таких случаях для этой цели используется чаще всего слово «мы» или «я».

Двусоставные обобщенно-личные предложения, примеры использования:

К примеру, вы пришли домой, вы хотите отдохнуть.

Что прикажете делать?

Однако, если речь идет о стандартной односоставной конструкции, то подлежащее в ней отсутствует, а сказуемое выражается второй или третьей формой глагола в единственном или множественном числе. Например:

Там никто не ждет.

Не уйдешь от наказания.

Обобщенно-личные предложения как подвид односоставных

В некоторых учебниках по русскому языку обобщенно-личные предложения не рассматриваются как отдельный подвид и их относят к одной из форм неопределенно-личных. Однако в последнее время практически везде они рассматриваются как самостоятельный подвид односоставных предложений.