В чем разница между магистратурой и аспирантурой. Бакалавриат и магистратура - плюсы и минусы

Когда выпускник высшего учебного заведения получает диплом, перед ним открыты все двери, и ждет перспективное будущее. Главное – правильно расставить жизненные приоритеты, чтобы потом не сожалеть о бесцельно проведенном времени и утраченных возможностях.

Одни выпускники тут же трудоустраиваются по специальности, другие собираются на срочную службу в армию, а третьи поступают в магистратуру и аспирантуру для дальнейшего обучения и совершенствования собственных знаний.

Ежегодно Северо-Восточный федеральный университет оканчивают более трех тысяч студентов очной формы обучения. 75-80% выпускников трудоустраиваются, из них 98-100% по специальности, 25-30% поступают в магистратуру и 5-10% призываются на военную службу в российскую армию.

Нужна ли магистратура после бакалавриата?


Высшее образование – обязательное условие для трудоустройства на престижное место. К сожалению, в России устоялось мнение, что бакалавр относится к неоконченному высшему образованию. Если здраво оценить ситуацию, это достаточно спорный стереотип. Диплом бакалавра, согласно нормам российской образовательной системы, подтверждает оконченное полное высшее образование.

Поэтому бакалавриата обычно достаточно, чтобы трудоустроиться

После того как правительство России одобрило законопроект о введении в стране двухуровневой системы высшего образования, многие выпускники задаются вопросом «А что с магистратурой – необходима ли эта ступень активному молодому человеку?».

Основная масса бакалавров считает, что степень магистра даст некие преимущества. Вполне возможно. Только это касается тех людей, которые приходят за реальными знаниями и научными исследованиями. Или же это шанс освоить второй профиль – поступление на смежную, другую специальность. Что касается остальных, то это трата драгоценного времени на протяжении двух лет.

Магистратура в СВФУ


В СВФУ на данный момент всего реализуются 135 магистерских программ в восьми областях науки. В этом учебном году началась реализация 24 новых образовательных программ магистратуры.

Прием на новый учебный год в магистратуру проводится по результатам вступительных испытаний, которые университет осуществляет самостоятельно с 21 июля по 29 июля 2018 года. До 1 июня на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте СВФУ будет размещено расписание вступительных испытаний.

Одна из новых магистерских программ, открытых в рамках программы развития стратегических академических единиц (САЕ) – это междисциплинарная программа «Клеточные биотехнологии». Ее уникальность заключается в том, что студент самостоятельно выбирает объект профессиональной деятельности. Во время обучения магистрант выполняет индивидуальную научную работу, которая при завершении обучения будет защищена в виде практического инновационного проекта.

Студенты разрабатывают планы и алгоритмы практических проектов на уникальных северных растениях, включая исчезающие и редкие виды, на животных и клеточных культурах тканей человека с акцентом на фибробласты и раковые клеточные линии человека.

Владимир Чемпосов решил поступить в магистратуру с целью повысить квалификацию. «Во время обучения на бакалавриате в институте естественных наук было особенно интересно работать в лабораториях университета, проводить исследования. От преподавателей узнал, что открывается новая магистерская программа «Клеточные биотехнологии», которая сразу приглянулась, так как я думал о продолжении обучения именно в этой сфере. На данный момент процесс обучения нравится, думаю, в будущем связать жизнь с наукой», – прокомментировал свой выбор магистрант Института естественных наук СВФУ.

По информации центра карьеры университета, в 2017 году магистратуру успешно окончили 520 человек, 360 из них уже трудоустроены

По словам выпускницы магистратуры филологического факультета СВФУ Аниты Тарабукиной, главный плюс магистратуры – возможность продолжить образование в любом возрасте и то, что в короткие сроки и без отрыва от работы можно переквалифицироваться. «После того, как я трудоустроилась научным сотрудником в литературном музее, ощутила нехватку теоретических знаний, так как первое образование было совершенно по другой специальности. Конечно, совмещать очную форму обучения и работу трудно, но вполне осуществимо. Преподаватели всегда с пониманием относились к нашей занятости и шли навстречу», – поделилась Анита Тарабукина.

В 2018-2019 учебном году для приема на обучение в магистратуру заявлено 126 образовательных программ, в том числе 17 новых.

Аспирантура для целеустремленных


Если выпускник твердо решил связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет необходимым шагом. Ведь аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Продолжить обучение и подать документы в аспирантуру может любой человек, получивший диплом специалиста или магистра, имеющий тягу к научным исследованиям. Для поступления необходимо сдать 3 экзамена: иностранный язык, специальную дисциплину и философию при его наличии в перечне. Если абитуриент претендует на бюджетное место, то желательно ответить на оценки «5» и «4», так как конкурс на бюджет обычно большой.

Одна из существенных льгот для аспирантов-бюджетников – это получение ежемесячной стипендии. Кроме того, аспиранты мужского пола очной формы обучения освобождаются от службы в армии во время обучения.

Как отмечают в Центральной приемной комиссии СВФУ, в аспирантуру могут поступить люди любого возраста. «В 2017-2018 учебном году возраст самого старшего абитуриента по очной форме обучения 56 лет, младшего – 24 года. В СВФУ предоставлены все условия для личностного роста и развития, главное – иметь желание и быть целеустремленным», – комментируют сотрудники ЦПК.

В 2017-2018 учебном году по итогам приемной кампании 2017 года на первый курс аспирантуры были зачислены 100 человек.

«Наукой интересовался еще со школы и в студенческие годы уверенность в выборе жизненного пути закрепилась. После завершения магистратуры сразу поступил в аспирантуру родного исторического факультета. Занимаюсь одним из самых интересных направлений исторической науки – этнографией и археологией», – рассказал аспирант исторического факультета СВФУ Михаил Пономарев.

В рамках приемной компании 2018 года для приема на обучение в аспирантуру заявлены 64 образовательные программы, также по 25 направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в том числе по 4 новым программам.

Образование в тандеме с армией


Служба в рядах военнослужащих Российской Федерации – обязанность каждого юноши, достигшего совершеннолетнего возраста, один из важнейших основополагающих пунктов в жизни каждого представителя мужского пола. Призыв – серьезное мероприятие, с которым столкнется молодой человек после получения диплома об образовании.

Армия стимулирует большинство студентов к продолжению обучения в магистратуре

Согласно закону, магистратура дает отсрочку от армии на пару лет. Но если призывник успешно окончил бакалавриат и не успел оформить отсрочку, он может быть призван на службу. Учебный или последипломный отпуск, оформленный учебным заведением, законной силы не имеет. Отсрочки от призыва может оформлять только военный комиссариат.

Сколько бы ни было разговоров на тему того, что целый год службы в армии – бесполезное времяпровождение – это неправда. Считается, что во многих промышленных, инженерных, внутриведомственных сферах мужчины, получившие военный билет после службы, преимущественно избираются на более высокие и ответственные должности, поскольку при работе там нужны профессиональные навыки, физическая и моральная выдержка.

Каждый выпускник вправе избрать свой собственный путь. Но если молодой человек достиг призывного возраста и здоров, то получение такого опыта, как прохождение военной службы, ни в коем случае ему не навредит.

Выпускник магистратуры Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ Василий Борисов планирует пройти службу, обосновывая свой выбор тем, что сегодня служба в армии играет важную роль и влияет на статус человека в обществе. «Все мои родные – дед, отец, дяди, братья отдали долг перед Родиной, отслужили в армии. Считаю, если молодой человек годен по психическому, физическому состоянию, он обязан пройти этот промежуток жизни. Кроме того, наличие военного билета влияет на поиски работы. Многие мои знакомые до сих пор не могут трудоустроиться на желаемые должности из-за отсутствия военного билета», – уверен молодой человек. После службы в рядах Российской армии Василий Борисов планирует трудоустроиться по линии Министерства образовании РС (Я).

По данным Центра карьеры СВФУ, 354 выпускников, что составляет 11,03% из общего процента окончивших вуз, прошлого года выбрали службу в рядах Российской армии.

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В последнее время внедрение различных реформ, систем менеджмента качества и всяких еще красивых словосочетаний не обошли стороной и систему высшего образования в нашей стране.

Давайте разберемся что интересного и полезного произошло в последнее время в системе высшего образования. Одна из значимых новостей – это вступление Беларуси в Болонский процесс.

Но что такое Болонский процесс, давайте пройдемся по основным терминам. Мы не будем давать официальные определения из официальных документов, а расскажем Вам простым языком, что это такое.

Болонский процесс – это как процесс сближения образовательных программ высших учебных заведений для более простого и удобного обмена опытом работы, преподавателями и студентами.

Те страны и те ВУЗы, которые участвуют в этом процессе, смогут более эффективно работать сообща и иметь меньше преград по обмену студентами и специалистами.

Эффективность этого сближения обеспечивается внедрением такого понятия как зачетная единица, не надо путать с сессией и зачетами.

Зачетная единица – это выражение трудозатрат студентов, для получения ими конкретных результатов в обучении.

Простыми словами, это какая-то абстрактная величина, показывающая, сколько придется “попыхтеть” над тем или иным предметом, чтобы им более-менее овладеть.

Все вузовские программы теперь составляются с указанием этих зачетных единиц и при возможности и желании, студенты, освоившие в одном месте определенное количество этих самых зачетных единиц, могут считаться освоившими их и в другом месте. На словах и на бумаге это звучит хорошо, а как это будет в жизни – время покажет.

Еще несколько актуальных понятий, определения к которым мы вам поясним: бакалавриат , магистратура , аспирантур а. Все это три цикла высшего образования в Болонской системе.

Бакалавриат – первый цикл в системе образовани я, после его освоения вы получаете степень «бакалавр», предполагается, что, окончив этот цикл, вы будете что-то знать и уметь в пределах выбранной специальности. Кроме того, предполагается, что вы еще будете иметь возможность ознакомиться и с программами второго цикла высшего образования.

Второй цикл – магистратура . По окончании магистратуры вы получаете степень «магистр» и уже обладаете не только знаниями, а сможете применять их в различных ситуациях, анализировать, прогнозировать, четко формулировать и так далее. И всему этому вас научат за четыре семестра, плюс у вас будет возможность получить докторскую степень, если решитесь на третий цикл – аспирантуру.

Аспирантура – третий цикл высшего образования , со средней продолжительностью 3-4 года. Это для тех, кто всецело решил отдать себя науке и стремится получить докторскую степень.

Еще один интересный момент Болонской системы – различают два типа образования: высшее профессиональное образование и высшее академической образование . Отмечают, что профессиональное предназначено для тех, кто в более короткие сроки хочет овладеть необходимыми знаниями по той или иной специальности. В отличие от академического, где придется освоить два цикла образования: бакалавриат и магистратуру. Также отмечается, что в последнее время наблюдается возможность перехода потом и к программам высшего академического образования.
Простыми словами, это как у нас вы заканчиваете колледж, а потом решаете пойти еще в ВУЗ по такой же или схожей специальности. Да, тут мы с европейской системой образования очень схожи.

Мы рассказали о самых распространенных терминах, которые сейчас на слуху у широкой общественности. Как и в любом другом деле есть здесь свои нюансы и «подводные камни», поэтому с нетерпением ждем первых обменов студентами со странами участницами Болонской системы.

А нашим абитуриентам и студентам хотим пожелать удачи и напомнить, что многое в нашей жизни зависит от нас самих.

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная. Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная.
  2. Академическая. Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. В ходе обучения студент получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. Чем отличается бакалавриат от магистратуры? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учиться лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Видео

Современная система высшего образования в России предусматривает возможность получить одну и ту же специальность, получив дипломы разной квалификации. Всего несколько лет назад университеты и институты выпускали исключительно специалистов. Сейчас же можно пойти учиться на бакалавра или выбрать специалитет. Важно разобраться, в чем принципиальные отличия между различными системами: это поможет не ошибиться при поступлении в ВУЗ.

Стоит помнить, что бакалавриат - это первая ступень двухуровневой системы обучения. Вторым и не обязательным уровнем при этом является магистратура. От магистратуры можно отказаться, устроившись на работу после получения степени бакалавра, либо же поступить для продолжения образования в любой ВУЗ через некоторое время после окончания первой ступени.

Чем отличается бакалавриат от специалитета? Высшее образование

Чем отличается бакалавриат от специалитета? Основным отличием данных форм является длительность обучения. Также довольно важным аспектом является аспирантура. Бакалавриат не подразумевает возможностей поступления туда, в отличие от специалитета. Немаловажным фактором для тех, кто смотрит на более широкие перспективы, является распространение за рубежом.

Средний срок обучения — 4 года. Однако в некоторых вузах (а иногда в конкретных случаях – например, после получения младшего специалиста) длительность может быть изменена в меньшую или большую сторону. После окончания имеется возможность поступления в магистратуру. Однако можно и сразу устраиваться на работу в заведения, требующие высшего образования. Бакалавр при желании способен защитить кандидатскую. Но это довольно трудно сделать без прохождения аспирантуры. В нее берут по окончании магистратуры.

Отличия аспирантуры от магистратуры

Магистратура – система подготовки в вузах специалистов наивысшего уровня. Во время подготовки, такие специалисты работают по обязательным программам обучения, имея право выбора общего образовательного направления и углубленного изучения отдельных дисциплин из сферы специализации.

Человек, получивший диплом магистра (срок обучения – 2 года) имеет право заняться практической работой, если та соответствует полученной им специальности. Кроме того, магистр может осуществлять преподавательскую работу в средних учебных заведениях. Кроме того, магистры имеют право претендовать на обучение в аспирантуре.

Отличия между магистратурой и аспирантурой: куда идти

Магистратура – это система по выпуску профессионалов высокого уровня в ВУЗах. При прохождении подготовки студенты должны проработать по методикам и программам обучения, также имеют возможность выбрать дисциплины из области специализации для более углубленного изучения их.

Студенту, получающему после двух лет обучения диплом магистра, разрешено практиковаться в работе, но она должна соответствовать той специализации, которую он получил в высшем учебном заведении. Также магистр может читать лекции в средних общеобразовательных школах и продолжить свой путь в аспирантуре.

Разница между магистратурой и аспирантурой

Система высшего образования в большинстве европейских стран в соответствии с Болонским процессом имеет два уровня подготовки специалистов, осваивающих обязательные образовательные программы. Первый уровень подготовки – бакалаврат. Диплом бакалавра дает право продолжить образование по общим программам второго уровня и получить квалификацию специалиста. По специальным программам вузы готовят магистров. Аспирантура является следующей образовательной ступенью.

Магистратура – система подготовки профессионалов высокого уровня в высших учебных заведениях, работающих по обязательным программам обучения студентов с правом выбора общего направления образования и углубленного изучения отдельных дисциплин по специальности.

Чем отличается бакалавриат от магистратуры

Магистратура является второй ступенью высшего образования, куда реально поступить только после окончания базовой ступени. Таким образом, вопрос о том, что сначала бакалавриат или магистратура, отпадает сам собой. Учеба в магистратуре длится два года, в течение которых студенты получают более углубленные и профилирующие теоретически знания по выбранной специализации, которые позволят заняться в дальнейшем преподавательской или научной деятельностью, решением сложных задач. Таким образом, в магистратуре готовят профессионалов для работы в аналитических и исследовательских центрах, крупных компаниях.

Бакалавриатом называют базовую ступень высшего образования, ориентированную на получение практических знаний по выбранной специальности. Обычно учеба в этой академической ступени длится 4 года. Среди обывателей распространилось мнение, что бакалавриат – это «неполное» высшее образование. На самом деле это не так, ведь по окончанию вуза студент получает диплом о высшем образовании, что позволяет ему работать в тех областях, на которые ориентирована его профессия. Это могут быть социальные и экономические сферы: инженеры, журналисты, менеджеры, администраторы, экономисты. Кстати, возможно трудоустройство в заграничных компаниях, поскольку квалификация бакалавра считается международной и принимается иностранными работодателями.

Чем отличаются бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура

Специалитет. Это единственная форма за рамками Болонской системы, существующая уже давно, но с 2011 года число пророгамм специалитета существенно ограничилась в связи с переходом на болонскую систему. Является первой ступенью высшего образования, можно поступать имея среднее общее образование и средне специальное. Срок обучения 5 лет, по итогам защищается дипломная работа.

Бакалавриат. Первая ступень высшего образования в рамках Болонского процесса. Условия поступления как и у специалитета. Срок обучения 4-5 лет. По итогам защищается выпуская квалификационная работа(бакалаврская работа). Отличается от специалитета возможно меньшим сроком обучения, парадигмой обучения: компетентностный подход(много часов на самостоятельное обучение и тд.). Не дает возможности поступить сразу в аспирантуру. Многие почему-то считают его неполным высшим, но это не так.

Еще, казалось бы, не так давно высшее образование в России было выстроено по определенной, «советской», схеме: все существующие вузы готовили студентов в течение 5-6 лет по программам так называемого специалитета, после чего учащимся была открыта дорога в аспирантуру. С 2009 года в нашей стране официально начала действовать двухуровневая система образования, основанная на принципах Болонской декларации 1999 года, принятой в Европе и Северной Америке. Эта система состоит из двух ступеней – бакалавриата и магистратуры.

В чем же разница между бакалавриатом и магистратурой?
Бакалавриат относится к первой, начальной ступени высшего образования. Сюда может поступить любой выпускник общеобразовательной школы. За четыре года бакалавриата студент достаточно полно изучает общеобразовательные дисциплины и основы избранной специализации. Диплом бакалавра свидетельствует о полученном полноценном высшем образовании. С ним можно устраиваться на работу или же продолжить обучение, но уже на другом уровне – в магистратуре.
Магистратура – это следующая, вторая ступень высшего образования. Здесь готовят специалистов, которые ориентированы в первую очередь на научно-исследовательскую деятельность: у учащихся стремятся развить проектные и аналитические навыки. Поступить в магистратуру возможно на конкурсной основе. Обучение длится два года, после этого можно подавать документы в аспирантуру или же выходить на работу. Считается, что с дипломом магистра легче сделать карьеру в престижной зарубежной компании.
Интересно, что в магистратуру не обязательно подавать документы сразу же после окончания бакалавриата. Это можно будет сделать и через некоторое время, если возникнет желание получить более узкую специализацию или даже сменить род деятельности. Бакалавром можно стать по одному выбранному направлению, а магистром – уже по другому. Возможен вариант обучения в магистратуре в зарубежном вузе, весь срок или его часть.
По существующему закону и бакалавр, и магистр должны иметь равные шансы при приеме на работу.

05 Авг 2018 247

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается журнал «Молодой ученый».

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

Ступень Квалификация/
Степень
Срок обучения Требования для присвоения квалификации Где можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура
Подготовка научных кадров
Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что - первым?

Бакалавр - это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше - бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр - это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре - на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе - это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет - для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе - бакалавру такие права не даны.

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов - к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза - здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра - более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр - «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика». Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Аспирантура - третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования. Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров. Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 - в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук. Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией. В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл. Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах. Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.