Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательные учреждение

«Детский сад №117 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района города Казань

Перспективный план работы по самообразованию

Выполнила: воспитатель Саетова М.В.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Тема самообразования:

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры

Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Этапы реализации программы:

I этап - аналитический 01.02.2019 г.-01.05.2019 г.

II этап - диагностический 2019-2021г.

III этап - организационный 2019 г.

IV этап - коррекционно-развивающий 2019-2021г.

V этап - итоговый, диагностический 2021г.

Цель самообразования по теме:

Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.

Задачи самообразования по теме:

1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.

2. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

3. Формировать базисные математические представления, речевые умения.

Этапы разработки:

I этап – аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики. » Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

II этап - диагностический

Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.

III этап - организационный

Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.

IV этап - коррекционный

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

V этап- итоговый, диагностический

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.

Литература по теме самообразования:

2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009

5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66

8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997

10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 5

12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984

14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

Интернет-ресурсы:

Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education

Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm

Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/

Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com

Практический выход:

Подготовка и проведение игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике»

Открытое занятие для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2019 год

Подготовка и проведение мастер-класса по теме: «Первые шаги в математике»

Мастер-класс для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2019 год

Доклад по теме: «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»

2020 год

Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка»

2019 год

Пополнение картотеки по ФЭМП:

Презентаций

Картотеки игр

Картотека презентаций по ФЭМП и картотека игр по ФЭМП

2018, 2021

Оформление папок-передвижек:

-«Математика вокруг нас»;

-«По дороге к математике»

-«Математика в жизни ребенка»

-«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет)

-«Математические игры» (фотообзор)

Папки-передвижки

2018- 2021

Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

Математика дома;

Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.

Развитие математических способностей у дошкольников.

Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра в жизни ребенка.

Яркие и интересные игры.

Сборник консультаций для родителей

2018- 2021

Подготовка и проведение занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа

2019 год

Подготовка и проведение занятия по теме: «Математический КВН»

Открытое занятие для родителей

2020 год

Обобщение опыта работы по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики».

Выступление на педагогическом совете МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2020 год

Подготовка доклада по теме: «Математическое образование в семье»

Выступление на родительском собрании группы

2019 год

Подготовка доклада по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Выступление на родительском собрании группы

2020 год

Подготовка доклада по теме «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».

Выступление на родительском собрании группы

2021 год

Изучение передового опыта:

Изучение практического опыта работы воспитателей МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

1. Посещение занятий по формированию элементарных математических представлений

2018-2021, ежегодно по 4 занятия

2. Посещение внеклассных мероприятий по ФЭМП

2018-2021, ежегодно по 1 занятию

Изучение опыта работы воспитателей ДОО по теме самообразования

2018-2021

Ожидаемые результаты:

Развитие у детей:

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.;

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Направления работы

Год

2019-2020

1. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

3. Б.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

4. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

5. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984

6. А Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –СПб.: ТОО "Акцент", 1997

7. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988

8. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

9. Интернет ресурсы

Формирование Портфолио педагога.

2019-2021

Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Разработать комплекс занятий и игр по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики»

2019 год

2018-2021

2019 год

2020 год

Проведение открытого игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике»

(для педагогов);

Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

Математика – это интересно;

Математика дома;

Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.

Развитие математических способностей у дошкольников.

Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра в жизни ребенка.

Яркие и интересные игры.

Проведение открытого занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа (для родителей).

«Путешествие на паровозике» (для педагогов)

Проведение открытого занятия по теме: «Математический КВН» (для родителей).

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

2019-2021

Работа над созданием методических папок.

2018-2021

Подбор материала по темам.

Подбор комплекса диагностических методик

2018-2021

по темам:

ориентировка в пространстве

логическое мышление

цифры и числа

геометрические фигуры

Изучение, анализ литера- туры по теме самообразования.

2020-2021

Изучить литературу по данной теме:

1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996

2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009

3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987

4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987

5 . С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66.

6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.

7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Интернет ресурсы

Подготовка и проведение мастер-класса

2019 год

Проведение мастер-класса

Людмила Бабкина
Самообразование воспитателя «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию тему своего самообразования :

СЛАЙД 1 «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

СЛАЙД 2 ЦЕЛЬ МОЕГО САМООБРАЗОВАНИЯ :

Определить роль и значение дидактических игр в развитии и образовании детей дошкольного возраста по всем направлениям, определенным ФГОС ДО, т. е :

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

СЛАЙД 3 АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы в том, что :

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра .

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания , и труда, и общения, и искусства, и спорта.

СЛАЙД 4 Еще Сухомлинский говорил : «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Ребенок живет в игре, учится играя и развивается по средствам игры . Задача педагога – стать тактичным руководителем этой игры, обогатить игровой опыт детей .

СЛАЙД 5 Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры , т. е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей . Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность . Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

СЛАЙД 6 В структуру дидактической игры входит :

Игровой замысел,

Игровое задание,

Игровые действия,

Правила.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей . Однако, созданные в дидактических целях , они остаются играми . Ребенка в этих играх привлекает , прежде всего, игровая ситуация, а играя , он незаметно для себя решает дидактическую задачу .

Дидактические задачи разнообразны и направлены на решение задач всех направлений развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи , (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления, могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений и т. д.

Чтобы дидактическая игра оставалась игрой , а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т. е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою . Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей , а также особенности их опыта.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте ) . Они воспитывают у детей умение сдерживаться , управлять своим поведением.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях : катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование , выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты : прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку» ; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами : катать, собирать, складывать.

Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

СЛАЙД 7 Дидактические игры разделяются на виды :

Игры с игрушками и предметами,

Настольно-печатные игры,

Словесные игры

СЛАЙД 8 ИГРЫ С ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой , качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя , дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм .

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр , как «Чьи это детки?» , «От какого дерева лист?» , «Собери букет из осенних листьев» , и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе , бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин» , пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок» , о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?» .

СЛАЙД 9 НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей . Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи , которые решаются при их использовании :

Подбор картинок по парам

Подбор картинок по общему признаку

Запоминание состава, количества и расположения картинок

Составление разрезных картинок и кубиков

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений

В более старших группах решаются задачи посложнее : одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

СЛАЙД 10 СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Словесные игры построены на словах и действиях играющих . В таких играх дети учатся , опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах , но особенно они важны в воспитании и обучении , так как способствуют подготовке детей к школе : развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли , применять знания в соответствии с поставленной задачей.

СЛАЙД 11 Условно можно выделить несколько типов дидактических игр , сгруппированных по виду деятельности воспитанников .

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы (игры-диалоги) .

СЛАЙД 12 Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием , чудесами. Игра -путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то , что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры , обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат : решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей , играя с ними , вести процесс обучения незаметно.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать : «Помоги Буратино расставить знаки препинания» , «Проверь домашнее задание у Незнайки» .

СЛАЙД 13 Игры-предположения «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.» , «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.» . Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент : «Кто быстрее сообразит?» .

СЛАЙД 14 Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения . В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать , делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги) . В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом . Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов : единства слова, действия, мысли и воображения детей . Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей , умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

СЛАЙД 15 Рассмотрим ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА .

СЛАЙД 16 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ .

В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Ребенок в игре может быть машинистом, врачом, учителем – кем захочет, и это доставляет ему огромную радость. Ведь в игре он живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, мультфильмов. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности , важным механизмом социализации.

В игре дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости.

Дети часто испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры , упражнения на развитие эмоциональной сферы , пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки. Таким образом, при активном использовании коммуникативных игр, дети учатся правилам поведения в обществе, у них развивается речь и накапливается социальный опыт.

СЛАЙД 17 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Познавательные (дидактические ) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности :

Активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста ;

- развивает способности ; вводит детей в жизненные ситуации;

Учит их действовать по правилам, развивает любознательность ;

Закрепляет знания, умения.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации , а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста . Другой положительной стороной дидактической игры является то , что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию , укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям , решениям проблем.

СЛАЙД 18 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) .

Задача воспитателя заключается в том , чтобы вызвать у детей интерес к игре , подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста .

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей , игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит , используя ту или иную игру.

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь , умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому , что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. В игре можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.

СЛАЙД 19 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников . Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют , закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том , что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия , художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

Дидактические игры содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия , формированию представлений , усвоение знаний.

СЛАЙД 20 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

В существующей практике обучения основным движениям детей в дошкольных учреждениях преобладают методы прямого обучения, которые не всегда эффективны. Внесение игрового компонента в обучение дает возможность ребенку посмотреть на движение с практической, т. е. игровой, позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность.

Основное назначение предлагаемых игр - усиление образовательной направленности в обучении детей движениям . Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками - двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие , различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет .

СЛАЙД 21 Можно сделать ВЫВОД :

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка .

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) . Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет , а дети, играя , учатся.

Дидактические игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста .

Я хочу продолжить самообразование по выбранной теме , в связи с этим мной определен

СЛАЙД 22 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Продолжить изучение психолого-педагогической литературы и педагогического опыта других педагогов;

Планомерно и систематически совершенствовать методы учебно-воспитательного процесса .

Провести анализ и оценку результатов своей деятельности и деятельности детей ;

На этом мой доклад окончен. СЛАЙД 22-1 Всем спасибо за внимание!

МДОУ ХОРОШЕВСКИЙ Д/С 2016 – 2017 год.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей».
Воспитатель: Ступакова Н.Б.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка, выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
активизация познавательного интереса дошкольников;
развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
формирование элементарных математических представлений.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс,
2003 г. - 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия
для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников.
Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.
СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,
«Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Работа с детьми.
Сроки Содержание работы Использование д/игр
сентябрь Мониторинг начальных знаний об
элементарных математических
представлениях. Дидактические игры на усвоение
понятия «цвета»: «Сделаем кукле
бусы», «Цветная вода», «Цветные
палочки».
октябрь Формирование представлений о свойствах
предметов ближайшего окружения: цвет, форма,
размер. Выделение признаков различия и
сходства. Дидактические игры по развитию
представлений о величинах:
«Украсим коврик», «Домики для
медвежат», «Угостим мышек чаем»,
«Цветные кубики».
ноябрь Объединение предметов в группу по цвету,
форме, размеру. «Найди пару», «Разложи по
коробочкам».
декабрь Выделение части группы. Нахождение
«лишних» предметов. д/игра «Что лишнее?», «Что
изменилось?»
январь Знакомство с понятиями «один», «много». Дидактические игры по развитию
количественных представлений: «В
лес за грибами», «Малина для
медвежат», «Угости зайчат».
февраль Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). Дидактические игры по развитию
равенства на основе сопоставления
двух групп предметов: «Угостим
белочек грибочками», «Жучки на
листиках», «Бабочки и цветы».
март Знакомство с наглядным изображением чисел 1-
3, формирование умения соотносить цифру с
количеством.
Формирование представлений о
непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). Дидактические игры: «Подбери
дорожки к домикам», «Почини
коврик», «Мостики для зайчат»,
«Подбери дорожки к домикам».
апрель Знакомство с геометрическими фигурами: круг
и шар, квадрат и куб, треугольник,
прямоугольник, овал.
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-
5, формирование умения соотносить цифру с
количеством. Дидактические игры:
«Геометрическое лото», «Разложи
фигурки по домикам», «Катится – не
катится», «Найди пару по форме».
май Формирование пространственных
представлений: на-над-под, слева-справа,
вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5.
Сравнение предыдущего и последующего чисел. Дидактические игры на расположение
в пространстве: «Возьми игрушку»,
«Магазин игрушек».
Дидактические игры на умение
соотносить цифры с количеством:
«Следопыты», «Строители»,
«Магазин игрушек».

5. Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении
дидактических игр и демонстрационного
материала. В течение года
2. Проведение индивидуальных консультаций и
бесед. В течение года
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании
детей дошкольного возраста».
В течение года
4. Рекомендации: «Формируем пространственные
представления», «Как научить детей определять
свойства предметов». В течение года
6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2017 г.)

Татьяна Сойко

Цель : Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры . Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи :

Повысить собственный уровень знаний по выбранной теме путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет ;

Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т . д.

Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

Оформить в группе уголок дидактических игр .

Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему : «Дидактическая игра , как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста »: выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов

Актуальность проблемы :

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку , выдержку, самообладание , чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры . Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей . С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей .

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств : любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту ; способный управлять своим поведением и планировать свои действия .

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях . Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность , умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников .

Ожидаемые результаты :

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса. Разработка и внедрение системы работы с детьми по теме . создание педагогических разработок и публикаций на своей странице на сайте МААМ. РУ Обогащение предметно-пространственной среды

Перспективный план работы

по самообразованию на 2016-2017 учебный год

Этапы работы Формы работы Сроки Практический выход

1. Изучение методической литературы по данной теме Методические пособия, интернет – ресурсы, СМИ В течение года Оформление пространственной развивающей среды

2. Работа с детьми. Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность . Прогулки НОД

В течение года Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике. Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми дошкольного возраста »

3. Работа с педагогами Доклад Ноябрь Выступление на педсовете тема выступления «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

4 Работа с родителями Консультация для родителей

Папка-передвижка

Статья в уголке для родителей Декабрь

1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста » 2.«Использование дидактических игр в жизни детей »

3.«Дидактическая игра в жизни ребенка » . Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Публикации по теме:

Дидактическая игра - как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Дидактическая игра – как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного.

Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста В ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года сформулированы цели дошкольного образования:.

«Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Составители: Арзамасцева М. Н., Прокопьева.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, через которые в памяти детей закрепляется знание.

Консультация: «Предметная игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (далее – ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от.

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

Индивидуальный план работы по самообразованию

воспитателя группы «Гномики»

Нонка Екатерины Александровны

Абакан 2015г.

Аналитический раздел

Тема: « Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста »

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи :

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Методологический раздел

Дидакти́ческие и́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из (В. Н. Кругликов, ). Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда ка ждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Самонадеянно? Но ведь это только попытка...

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно не только шум безразличие и постоянные “одергивания” учителя.

Народная мудрость создала дидактическую игр, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз.

Признаки дидактической игры

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо/игровые технологии обучения .

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

    игры по сенсорному воспитанию,

    словесные игры,

    игры по ознакомлению с природой,

    по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

    игры с дидактическими игрушками,

    настольно-печатные игры,

    словесные игры,

    псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

    Игры-путешествия.

    Игры-поручения.

    Игры-предположения.

    Игры-загадки.

    Игры-беседы (игры-диалоги).

Практический раздел

План работы на 2015-2016гг.

Дата/месяц

Форма работы

Выход/результат

В течение года

Изучение литературы по данной теме

Список литературы

В течение года

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

Сентябрь

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

Картотека

В течение

Года

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета.

Картотека

В течение

Года

Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми дошкольного возраста»

Конспекты занятий

В течение года

Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация»)

2.«Использование дидактических игр в жизни детей»
3. «Роль игры в жизни ребенка».

Памятки

Буклеты

Папки-передвижки

Декабрь

Выступление на педсовете тема выступления «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

Памятка

В течение года

Подбор аудио и видиозаписей песен и мультфильмов

Картотека песен

Январь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Фотогазета для родителей

Февраль

Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком».

Отчет

Март

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Папка-передвижка

Апрель

ООД дидактическая игра - имитации «Постираем кукле платья»

план-конспект

Май

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности).

Пространственная развивающая среда в группе, на участке

Май

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Отчёт

Список литературы

    1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

      Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

      Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

      Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

      Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

      «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.

      Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

      Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

      Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

      Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

      Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

      Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

      Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

      Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

      Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010

      Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

      Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».

      Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ http://coolreferat.com/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5