Классный час формирование у учащихся эстетического вкуса. Классный час для начальной школы на тему "в наш мир народною тропой"

Анализ внеклассного мероприятия

Класс 10 Классный руководитель Романова Е.А.

Дата проведения: 23.03.2015

Тема мероприятия: « «Эстетическое воспитание и хорошие манеры»»

Форма проведения: классный час «Эстетическое воспитание и хорошие манеры» является частью системной работы, т.к. запланировано в воспитательном плане работы с учащимися 10 класса

ТСО: мультимедийный проектор

Оформление: карта-схема

Цель:

    ознакомление учащихся с понятиями «эстетическое воспитание», «хорошие манеры»; раскрыть взаимосвязь эстетического познания моды и манеры одеваться «к месту и во время»;

    рассказ о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия хороших манер на примере школьной жизни.

Количество участников : 19 (7 мальчиков, 12 девочек)

1.Оценка содержания воспитательного мероприятия

Данный классный час соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

2. Оценка способов деятельности учителя и учеников.

Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися класса. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу.

Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены: Online тестирование «Присущи ли тебе хорошие манеры», карта-схема .

Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия: все учащиеся класса были включены в проведение мероприятия.

3.Оценка основных характеристик и поведения учеников и учителя

этического общения и хороших манер

Анализ деятельности воспитателя

    Действия классного руководителя, которые способствовали удачному проведению мероприятия: хорошо подготовлено оборудование, сценарий соответствует возрастным особенностям шестиклассников

    Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом.

4.Оценка цели и результата воспитательного мероприятия

    Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

    В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания этического общения и хороших манер . Мероприятие было направлено на формирование чувства к прекрасному.

    Результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе проведения Online тестирования «Присущи ли тебе хорошие манеры», карты-схемы этического общения и хороших манер учились общаться друг с другом, красиво и эстетично одеваться.

    Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Проведенное мероприятие будет способствовать сплочению коллектива учащихся, развитию коллективизма.

    Классный руководитель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание учащихся на этические нормы поведения.

    Взаимоотношения между учащимися и классным руководителем добрые, соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

5. Выводы по проведению мероприятия

Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач.

6.Педагогические выводы и предложения в адрес классного руководителя и учащихся: учить детей делать выводы, обобщать, анализировать

Классный руководитель

Классный час «Эстетическое воспитание и хорошие манеры»

Дата: 23.03.2015

Класс: 10

Классный руководитель Романова Е.А.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «эстетическое воспитание», «хорошие манеры»; раскрыть взаимосвязь эстетического познания моды и манеры одеваться «к месту и во время»; рассказать о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия хороших манер на примере школьной жизни.

План

    Организационный момент

    Вступительное слово учителя

    Обсуждение презентации (мнения учащихся)

    Тестирование Online

    Карта-схема эстетического общения и хороших манер

    Составление модели выпускника 10 класса

    Подведение итогов

Ход классного часа

1. Формулировка темы и целей

2. Эстетика - от греческого - чувственное восприятие - наука о закономерностях и формах творчества по законам красоты (М.Ф. Овсянникова, 1983).

Термин "эстетика" впервые был введён в литературу немецким теоретиком искусства А. Г. Баумгартеном . Его труд «эстетика» был опубликован в 1750 г. С этого времени термином "эстетика" стали обозначать определённую отрасль научных знаний.

Возникновение эстетических идей относится ко времени развития рабовладельческой культуры Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая. Как система знаний об эстетических отношениях человека к действительности эстетика появилась в античной Греции» Материалистическая эстетика утверждает, что прекрасное - это жизнь, действительность.

"Под красотой" - писал М. Горький , - понимается такое сочетание различных материалов, а так же звуков, красок, слов, которое придаёт созданному. сработанному материалу человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум, как сила, возбуждающая в людях удивление и гордость

Давайте перейдем от громких фраз об эстетике к эстетике воспитания сегодняшнего выпускника

Воспитания повседневной жизни включает в себя такие понятия, как эстетика отношений, эстетика поведения, эстетика обстановки и одежды, общей культуры, вежливости, навыков личной гигиены, умения поддерживать убранство квартиры, красиво одеваться существенно влияет на их эстетическое развитие и воспитание. Эстетика умения одеваться в «ногу» с модой

Общей культуры и вежливости (хорошие манеры)

4. Помимо всего выше сказанного нужно еще упомянуть о профориентационной эстетике. При устройстве на работу многие уважающие себя фирмы запрашивают либо электронное резюме, либо портфолио, либо проводят тестирование onlin . Давайте пройдем с вами небольшой тест «Присущи ли тебе хорошие манеры»

5. Основой эстетики повседневной жизни является эстетика отношений между людьми а прежде всего между членами семьи, друзьями и одноклассниками.

(Мальчики составляют карту-схему эстетического общения и хороших манер)

6. В качестве подведения итога нашего разговора давайте попытаемся составить модель выпускника 10 класса, вспомните пожалуйста наши классные часы «нравственности и нравственного поведения»

    Подведение итогов

Торговый центр

общественный транспорт

больница

ресторан

дискотека

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»

Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а реальных, повседневных.

Важно не навязать ребенку то или иное убеждение, а помочь ему самому понять, что если ты по-доброму относишься к людям, то и мир поворачивается к тебе. Человек может быть счастлив только тогда, когда он умеет гармонично выстраивать отношения с самим собой и с другими людьми.

Зло не так примитивно, как его принято изображать. Под маской добра часто скрывается насилие и авторитаризм, недаром говорят «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Только путем тщательной и кропотливой работы можно научиться отличать доброе от злого, выбирать собственную нравственную позицию, и отстаивать ее. В результате многих размышлений ребенок приходит к выводу, что каждый добрый поступок делает мир радостнее, и шаг за шагом учится добру.
Мною был разработан конспект классного часа на тему «Доброта спасет мир», который я предлагаю вашему вниманию.

Тема занятия: «Доброта спасет мир».

Цели: Расширить знания учащихся о доброте, ее значении в жизни человека. Стимулировать детей к добрым поступкам. Учить делать выводы.

Развивать связную речь, умение выражать свои мысли, способствовать развитию творческой активности у учащихся

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим, дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья, активизировать их личную деятельность и развить способность помогать и сочувствовать людям.

Оборудование: карточки, альбомные листы, клубок ниток, звукозаписи детских песен, тематические плакаты, свеча. Клубок, листочки.

Ход занятия

Звучит песня из м/ф «По дороге с облаками»

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? Правильно, о доброте. Сегодня мы узнаем, какое значение имеет доброта в жизни каждого человека.

Мы очень часто слышим: добрый человек, добрый учитель. А что же значит быть добрым?

Игра «Микрофон».

Ребенок передает микрофон соседу и говорит: Добрый человек – это…заботливый человек» и т. п.

Но часто бывает так, что очень сложно распознать по-настоящему доброго человека. Вот послушайте притчу

2. Труба доброты А. Лопатина

Два друга много работали и много доброго сделали за свою жизнь. Когда они попали на Небеса, к ним подлетел ангел и сказал:

Ваше добро отворило перед вами двери в чертоги рая. Господь поручил мне одному из вас вручить трубу доброты. Музыка этой трубы будет попадать в сердца людей, живущих на Земле, и рассказывать им о доброте.

Обрадовались друзья и переглянулись.

Кому же из них достанется труба.

Я всегда по-доброму относился к своим родителям, детям и жене. Я часто помогал соседям без всякой платы и давал деньги беднякам, - сказал один.

Мой друг не раз выручал меня, - подтвердил его товарищ. - Слава Богу, мне повезло встретить в жизни множество добрых людей. Моя мать была ангелом доброты, я просто обязан был хотя бы частицу этого добра вернуть людям. Ангел жестом остановил его и вручил ему огромную сияющую трубу.

Почему вы решили вручить трубу моему товарищу? - обиженно спросил первый друг. - Я был богаче и больше помогал людям.

Уподобляйся трубе, когда говоришь о добре, полученном от другого. Будь подобен могиле, когда говоришь о добре, оказанном тобою, - ответил ангел.

Разве первый товарищ не был добр?

А чем отличался ответ второго товарища?

Почему же тогда трубу получил второй?

Как вы понимаете мораль притчи?

С каким качеством характера связано понятие доброты в этой притче?

Существует множество поговорок о доброте у разных народностей, и сейчас мы поиграем с вами в игру «Собери пословицу»

3. Игра «Собери пословицу»

Игра в паре. Пословицы разрезаны на слова, надо собрать их и пояснить значение.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Красота до вечера, а доброта на век.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

За добрым делом находишься, худое само навяжется.

Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.

Добра соль, а переложить – рот воротит

От доброго кореня добрая и отрасль.

Доброму человеку, что день, то и праздник.

4. Физкультминутка-тренинг «Паутинка доброты»

Дети становятся в круг.

А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты .

Каждый из вас в свой день рождения принимал поздравления с пожеланиями. И желали все вам, конечно, самого- самого. Может быть того, чего вам не хватает в характере, может, того, чего вам от родителей не досталось. Сейчас внимательно посмотрите на своих соседей по ряду и подумайте, чего такого самого-самого вы хотели бы им пожелать?

6. Тренинг «Ладошка»

Дети обводят свою ладошку и в центре пишут имя. Затем передают ладошку соседу, и тот пишет пожелание. Например, «Будь здоровым». Если не уместится, можно писать в центре ладошки. Каждый получает лист с пожеланиями.

Так как вы думаете, зачем надо творить добро?

Послушайте притчу.

7. Притча «Зачем надо делать добро» А. Лопатина

Однажды учитель сказал ученикам:

Мы с вами говорили о том, почему нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро.

Ученики разошлись в разные стороны, а через неделю вернулись.

Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать, - сказал один.

Я ухаживал за больным, потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.

Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.

Я защитил ребёнка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвёртый.

Я старался делать добро всем. Наверное, я был не прав, - признался последний ученик.

Как вы думаете, прав был последний ученик?

Почему?

А первые три?

Какой можно сделать вывод?

В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:

Если бы я стал волшебником, я бы сделал..

8. Тренинг «Магическая свеча»

9. Рефлексия

Я вижу, как вы сегодня старательно занимались, знакомились с понятиями доброта, забота, скромность и т.п. узнали много новых пословиц о доброте, познакомились с притчами. Теперь подумайте и на этих листьях напишите самое важное, что вы вынесли с нашего занятия. А завтра мы в классе из ваших листочков сделаем дерево добра.

Звучит музыка из м/ф «Маленький Мук»

Список использованных источников информации:

  1. http://pritchi.ru/id_5518 - сайт «Притчи.ру» Притчи от А.Лопатиной
  2. А.Лопатина, М.Скребецкая «Притчи», книга 3, Издательский дом «Амрита-Русь», М.,2009
  3. О.П.Варенька «Пособие для учителей. Классный час» «Вако», М.,2008

Тема: Музыкальное путешествие в деревню «гармошка»

Цели : сформировать представления детей о музыке русского народа; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; обогащать духовный мир детей.

Оборудование : магнитофон, музыкальные инструменты, самовар, карта путешествия.

Ход занятия

I. Вступление.

Учитель . Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено русской народной песне. Но оно будет не совсем обычным: утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.

Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки!

Я - самовар Тимошка

Из деревни «Гармошка»,

В гости вас к себе зову,

Сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке,

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились,

Посылаю карту вам -

Я ее составил сам.

На доску вывешивается карта.

Учитель. Поскольку наше занятие музыкальное, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным.

II. Основная часть занятия.

Учитель . Отправимся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди.

Ученик.

Впереди вас ждет река.

Широка и глубока.

Вы по ней плывите,

Да не утоните.

Учитель. Ребята, а в какой знакомой вам песне упоминается река? (В песне «Вниз по матушке по Волге») Давайте споем эту песню; вспомните о правильном дыхании. (Исполнение песни)

Скажите, эта песня композиторская или народная? (Русская народная)

А как вы определили? (У русской песни есть отличительная черта - ее распевность)

Перечислите, пожалуйста, жанры русской песни. (Народные песни бывают протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки)

Молодцы! А к какому жанру относится песня «Вниз по матушке по Волге»? (Эта песня относится к протяжным русским песням)

Как вы думаете, зачем мы учим народные песни? (Русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем они мечтали. Русская песня может быть поучительной)

Учитель . Наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши, куда идти дальше?

Ученик.

Речку одолели -

И вперед смелее.

На пригорке деревушка

Под названьем «Веселушка».

Развеселый в ней народ

Песни русские поет.

И вы запевайте,

В деревню ту шагайте.

Чтобы легче вам шагалось

В эту деревушку,

Запевайте, дети, дружно

Песню «Солдатушки...».

Дети исполняют русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

Учитель. Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на вопрос: народная эта песня или композиторская? (Песня русская народная, солдатская)

Какие старые слова встречаются в этой песне? (Востры, держава)

Что же ждет нас впереди, и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошкином письме.

Слева видите - гора?

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живет волк злой.

Тише идите,

Волка не будите.

Учитель. Ребята, споем волку нашу колыбельную.

(Дети исполняют русскую народную колыбельную)

Скажите, почему эта песня называется «Колыбельная»? (Она называется «колыбельной» от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша)

Кто пел колыбельные песни и как? (Колыбельную песню пела мама своему малышу, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко)

Колыбельная — песня особенная. У каждой мамы есть своя такая песня.

И еще об одной особенности колыбельных песен мне хочется сказать: в любую из них можно вставить имя того младенца, которому она поется. Итак, волк остался спать под горой благодаря нашей колыбельной.

Ученик.

Полдороги, полпути

Быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнем

И опять вперед пойдем.

Проводится с детьми музыкальная игра «Делай, как я».

Путешествие к Самовару продолжается, а вот в какую сторону пойдем - в письме Тимошкином прочитаем.

Справа - медведь,

Он любит петь,

Громко поет,

Пройти не дает.

По секрету вам скажу:

С этим мишкой я дружу.

Вы ему - частушек много,

Он уступит вам дорогу.

Очень любит мишка частушки, и мы их любим петь и слушать.

А что такое частушка? (Частушка - короткая русская народная песня с юмором. Частушка бойкая и веселая, поется в быстром темпе. А еще есть медленные частушки, их называют «страдания»)

А с каким инструментом исполняют частушки? (С гармошкой и с баяном, а еще с балалайкой и без сопровождения, а капелла)

Ребята, есть еще один способ исполнения частушек, который называется «под язык», он широко применялся в России XIX века. Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом какому-либо музыкальному инструменту.

О частушках мы знаем много интересного, а спеть мы частушки можем? (Да)

Учитель.

Вижу - все вы музыканты,

Уникальные таланты.

Вот для вас, детвора,

Музыкальная игра.

С детьми проводится музыкальная викторина «Узнай музыкальный инструмент» с использованием аудиозаписи «Русские народные инструменты».

Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошкино письмо.

Ученик.

А теперь - наискосок,

Через тропочку в лесок.

Вот, ребята, здесь мой дом.

Хорошо, уютно в нем.

Хочешь - прыгай,

Хочешь - стой,

Хочешь - песню даже спой.

Учитель. Ребята, как тепло у Тимошки и красиво. Давайте поблагодарим Тимошку за увлекательное путешествие и подарим ему песню «Самовар».

Дети исполняют песню Д. Лъвова-Компанеща «Самовар».

III. Итоги.

Наше музыкальное путешествие подошло к концу, но прежде чем расстаться, ответьте мне на последний вопрос:

О чем русская народная песня? (О народной жизни)

Совершенно верно, народная песня - зеркало жизни народа, с ее горестями и радостями. Надо помнить о том, что у каждого народа существует своя народная музыка. До свидания! До новых встреч!

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ:

ВЕЖЛИВОСТЬ И НЕВЕЖЕСТВО

Цели :-

Материал к занятию

Ход занятия

1. Введение в тему.

Беседа «Вежливость».

2. Основная часть.

1)

Доброе утро!- сказало.

Доброе утро!-

Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

2-й чтец. Но если проснёшься,

И дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

3-й чтец. Доброе утро,

Друзья, всё равно…

Придумано мудро:

Доброе утро!

Смотрит - небо кислое,

В кислом небе

Кислое облако повисло.

5-й чтец. И спешат несчастные

Кислые прохожие.

И едят ужасное

Кислое мороженое.

6-й чтец. Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

О. Дриз «Добрые слова»

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

« С добрым утром!» - я кричу.

Всем идущим на обед.

Всех, домой спешащих к чаю.

9- чтец. Дядя Саша огорчён,

Рассказал он вот о чём: 2

«Видел Настю-дошколёнка

Я на улице сейчас.

Настя ходит в первый класс.

Но…давно уже от Настеньки

Я не слышу слова…Здравствуйте!»

-

2)

Сказали Волу:

Уважаемый Вол!

Отвезите, пожалуйста,

В школу стол.

Найдите какого-нибудь Осла.

Мне отдавили копыта,

Фирма сейчас закрыта.

Извините, я занят сейчас,

Сделаю в следующий раз.

3)

Хочет видеть поросят!

Мы их не обидим:

Поглядим и выйдем.

12- чтец. Уходите со двора,

1) Лучше не просите!

Поросят купать пора, 3

После приходите.

Хочет видеть поросят!

И потрогать спинки-

Много ли щетинки?

12- чтец. Уходите со двора,

2) Лучше не просите!

Поросят кормить пора,

После приходите.

Хочет видеть поросят!

Рыльца - пятачками?

Хвостики - крючками?

12-й чтец. Уходите со двора,

Лучше не просите!

3) Поросятам спать пора,

После приходите.

Хочет видеть поросят!

12-й чтец. Уходите со двора,

4) Лучше не просите!

Мы уже фонарь зажгли -

Поросята спать легли.

4) Игра в рифмы.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

Мальчик вежливый и развитый,

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

Когда нас бранят за шалости,

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

Встретил Витю я - соседа…

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Ждал я слова…(извините).

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

И во Франции, и в Дании

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

Игру заканчивать пора.

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал добрее и умней!

3. Итог.

Что вы для себя уяснили?

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ:

«НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

ВЕЖЛИВОСТЬ И НЕВЕЖЕСТВО

Цели :- познакомить с общепринятыми нормами нравственности,

Воспитывать культуру общения, взаимоуважение.

Материал к занятию : таблички со словами «Вежливость», «Невежа», «Доброе утро!», «Добрый день», «Добрый вечер», «Здравствуйте», «Извините», «Пожалуйста», «До свидания», толковый словарь, листки с записями ответов к игре «Просьба и отказ» (каждому ученику), записи на доске (классный час, название темы), игрушечные поросята для инсценировки стихотворения или рисунки поросят.

Ход занятия

1. Введение в тему.

Беседа «Вежливость».

Ребята, вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив». А что такое вежливость? (на доске табличка со словом «Вежливость»). Это умение вести себя так, чтобы другим вокруг было приятно с тобой общаться (можно прочитать из словаря толкование слова «Вежливость»).

Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно вести себя, чтобы избежать упрёка в свой адрес: «Какой он невежа!»

Кого называют невежей? (на доске табличка со словом «Невежа», можно прочитать значение слова из толкового словаря).

А в конце классного часа мы снимем ненужную табличку.

2. Основная часть.

1) Знакомство со словами вежливости.

Какие «вежливые» слова вы знаете?

Назовите первые слова, которыми мы начинаем день? (доброе утро)

Произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким знакомым, друзьям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы день у них был радостным, светлым, добрым. Вот как об этом сказано в стихотворении В. Коркина «Я и солнышко» (ученики читают).

1-й чтец. Солнышко ясное встало.

Доброе утро!- сказало.

Доброе утро!-

Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

2-й чтец. Но если проснёшься,

И дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

3-й чтец. Доброе утро,

Друзья, всё равно…

Придумано мудро:

Доброе утро!

А вот стихи Э. Мошковской «Кислые стихи»

4-й чтец. Встало солнце кислое.

Смотрит - небо кислое,

В кислом небе

Кислое облако повисло.

5-й чтец. И спешат несчастные

Кислые прохожие.

И едят ужасное

Кислое мороженое.

6-й чтец. Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

Почему у всех было кислое настроение? (им никто не сказал «доброе утро»).

Так делают только невежи. А как надо произносить эти слова? (весело, радостно, от души).

А какие слова мы говорим днём, вечером? (добрый день, добрый вечер).

О. Дриз «Добрые слова»

7-й чтец. Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

« С добрым утром!» - я кричу.

8-й чтец. «Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

9- чтец. Дядя Саша огорчён,

Рассказал он вот о чём: 2

«Видел Настю-дошколёнка

Я на улице сейчас.

10-й чтец. Настя - славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но…давно уже от Настеньки

Я не слышу слова…Здравствуйте!»

- Когда мы говорим это слово? (при встрече).

Это слово очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все эти слова хороши тогда, когда человеку действительно желают добра, здоровья (на доске таблички со словами - доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте).

2) Игра «Просьба и отказ» (у каждого ученика листки с ответами на просьбу, дети находят нужный ответ и зачитывают его).

Как скажет вежливый человек, а как невежа?

Сказали Волу:

Уважаемый Вол!

Отвезите, пожалуйста,

В школу стол.

Ответы: 1) Ну вот ещё, охота была!

Найдите какого-нибудь Осла.

2) Рад бы помочь, но ехать невмочь.

Мне отдавили копыта,

Фирма сейчас закрыта.

Извините, я занят сейчас,

Сделаю в следующий раз.

Найдите в ответе вежливое слово (извините - табличку на доску).

3) Инсценирование стихотворения Л. Квитко «Анна-Ванна-бригадир»

11-й чтец. Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

Мы их не обидим:

Поглядим и выйдем.

12- чтец. Уходите со двора,

1) Лучше не просите!

Поросят купать пора, 3

После приходите.

13-й чтец. Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

И потрогать спинки-

Много ли щетинки?

12- чтец. Уходите со двора,

2) Лучше не просите!

Поросят кормить пора,

После приходите.

14-й чтец. Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

Рыльца - пятачками?

Хвостики - крючками?

12-й чтец. Уходите со двора,

Лучше не просите!

3) Поросятам спать пора,

После приходите.

15-й чтец. Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

12-й чтец. Уходите со двора,

4) Лучше не просите!

Мы уже фонарь зажгли -

Поросята спать легли.

Сколько раз отказывала ребятам Анна-Ванна-бригадир?

Как можно было упросить строгую Анну-Ванну? Может быть, надо было поговорить более вежливо, пообещать помочь? (дети отвечают). На доске - табличка со словом «пожалуйста».

4) Игра в рифмы.

А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили вежливые слова, поиграем в рифмы.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого…(спасибо)

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(Простите, пожалуйста).

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

Встретил Витю я - соседа…

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но - представьте! - зря от Вити

Ждал я слова…(извините).

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания) (слово - на доску)

Ученики (хором): А слово - то какое! Очень дорогое!

Игру заканчивать пора.

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал добрее и умней!

3. Итог. - Какое слово мы уберём с доски? (невежа). Почему?

Что же такое вежливость? Чем запомнится вам этот классный час?

Что вы для себя уяснили?

Подготовила учитель начальных классов Литус Н.Е