Материал для уголка природы в средней группе. Уголок природы в детском саду

Значение уголка природы и его организация. Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Для постоянного общения детей с растениями и животными в детском саду создаются уголки природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить ин­тересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года.

Требования к подбору объектов:

    Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чер­тами, условиями или образом жизни, характерными для боль­шой группы растений и животных.

    Растения и животные должны быть внешне яркими, при­влекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

    Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

    Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

    Уголок природы – место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются не­прихотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

    Необходимо учитывать возможности нормальной жизне­деятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной темпе­ратурой, сухостью, наличием шума и т. д.

Размещение растений и животных в уголке природы. Раз­мещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус и т.д.) нуждаются в большом количе­стве солнечного света – их следует поставить на самое светлое место; другие (узамбарская фиалка, бегония) плохо переносят прямые солнечные лучи – их помещают в затененное место. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум с ящери­цей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой – в прохладное и затененное место.

При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Растения уголка природы младших групп. При подборе обитателей уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов (ма­лыш, прежде всего, обращает внимание на самые яркие и краси­вые из них). У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части.

Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть

2-3 растения, их части (стебель, лист, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приго­товленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп помещают растения, имею­щие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и кра­сиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан и т. д. Заинтересуют детей и растения с пестро-окрашенными листьями (аукуба, колеус). Они также имеют четко выраженные стебель и листья. Аукуба, камелия, китай­ский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым неслож­ным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же при­емам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.

Из названных видов растений воспитатель на год подбирает 3-4 экземпляра. При этом надо иметь в уголке два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одина­ковые растения.

Растения уголка природы средней группы. В средней группе необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей: разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д. Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная поливка их.

При расширении и усложнении программных задач в средней группе надо пополнить уголок природы новыми растениями. Следует, прежде всего подобрать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев (это наиболее варьирующаяся часть комнатных растений). Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелко­сетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

Кроме растений для уголка природы младших групп, в сред­ней группе помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листья­ми, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опушенными листьями) и т. д. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (например, зо­нальную и душистую герань, несколько видов бегоний и т. д.). Когда все это есть, то можно учить детей находить различия и сходства.

Растения уголка природы старшей группы. В старшей груп­пе продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.

Знания детей старшей группы о растениях получают суще­ственные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие – в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способ ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте). В содержание знаний о рас­тениях включаются представления о некоторых способах 114 енн­тативного размножения комнатных растений (размножение стеб­левыми черенками).

Все эти задачи требуют внесения в уголок дополнительно целого ряда растений (при этом часть растений убирается: пере­носится в общий уголок или передается в младшие или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1-2 вида кактусов, цикламен, примула, амарил­лис, кливия и т. д. Они имеют разнообразные по форме и ха­рактеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Растения уголка природы подготовительной к школе груп­пы. Основная задача знакомства детей с природой в подготови­тельной группе – формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. Например, зави­симость жизни растения от наличия комплекса условий: влаги, тепла, света и т.д.; зависимость его строения и внешнего вида от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно по­вторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

Продолжается знакомство с вегетативным размножением рас­тений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость.

Дети должны уметь видеть существенные признаки предме­тов, общие и индивидуальные, их вариативность.

В соответствии с этими задачами в организации уголка при­роды подготовительной к школе группы следует обратить вни­мание на разнообразие растений не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определенных условиях среды. Одна из конкретных связей, которые должны усвоить дети, - это зависимость полива (по количеству воды и частоте) от того, где растет растение в природе, и от времени года.

Для усвоения этой связи в уголок природы самых старших детей следует поместить растения, резко различающиеся по своим потребностям во влаге: папирус, который 10 месяцев в году растет в очень влажной почве, и кактус, требующий не­большого и редкого полива, примула и традесканция с боль­шой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно, и т.д. В умеренном поливе зимой нуждаются многие субтропические растения, находящие­ся на родине в это время года в относительном покое (герань, фуксия и т. д.).

О связи роста и развития растений, содержащихся в детском саду, с условиями их существования в природе свидетельствуют и другие растения, особенно из семейства лилейных и амарил­ 115 енная 115 (амариллис, кливия, кринум, гемантус и т. д.). Начало зимы для этих растений – период покоя, когда полив их почти прекращается.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма раз­нообразно: размножение черенками (детей старшей группы зна­комили со стеблевым черенкованием; в подготовительной к шко­ле группе хорошо познакомить их с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера), размножение луковицами (гемантус, кринум, амарил­лис), размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспа­рагус). Отдельных представителей этих групп растений следует иметь в уголке природы. Большой интерес представляют для детей так называемые живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм). Все они имеют отпрыски, появляющие­ся не из корневища, скрытого в земле, а на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особен­ностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, спосо­бов размножения может сделать наблюдения и труд детей в при­роде более интересными, содержательными и увлекательными.

Уход за комнатными растениями. Он заключается в их своевременном поливе, опрыскивании, мытье, а также рыхлении почвы, перевалке и пересадке, подкормке, обрезке, размножении и борьбе с вредителями.

Полив. Растения поливают водой комнатной температуры. Водопроводную воду держат в открытой посуде, чтобы избавить­ся от хлора. Во время усиленного роста и цветения растения поливают водой на 2 градуса теплее комнатной. При этом следят, чтобы весь земляной ком пропитался водой. Если при поливе вода появляется на поддоне и через 2 часа не впитывается обратно через донное отверстие, ее сливают.

Опрыскивание. Это важная часть ухода за многими растениями: поддерживает их водный режим. При системати­ческом опрыскивании тепловатой водой растения остаются све­жими и зелеными всю зиму, быстрее растут побеги, листья, распускаются почки.

Мытье. Растения необходимо систематически обмывать тепловатой водой для удаления пыли. Обмывают растения под душем или из лейки с ситечком, поставив горшок в таз, предварительно закрыв землю клеенкой, чтобы предохранить ее от размывания. Колючие кактусы перед мытьем следует очистить от пыли мягкой щеточкой. Растения с опушенными листьями мыть нельзя, их очищают от пыли мягкой кисточкой. Цветочные горшки 3-4 раза в год обмывают снаружи горячей водой с мылом при помощи жесткой щетки.

Рыхление. Рыхление – это сухой полив. Производят его на следующий день после полива. Рыхлить землю надо не глубже чем на 1-1,5 см около стенок горшка, чтобы не повредить корни.

Перевалка и пересадка . Перевалка производится тог­да, когда растению становится тесно в горшке. При этом зем­ляной ком не разрушается. Свежую землю небольшим слоем насыпают на дно нового горшка и добавляют между его стенкой и земляным комом, а также сверху. При пересадке земляной ком частично разрушается (удаляется большая часть старой земли). Новый горшок должен быть на 3-4 см больше старого. Пересаживать растения лучше всего весной, до начала интен­сивного роста.

Подкормка . Для нормального питания растений их нужно систематически подкармливать. В качестве подкормки в усло­виях детского сада лучше всего использовать минеральные удобрения (готовые смеси продаются в цветочных магазинах с ука­занием их применения). Подкармливать растения следует тогда, когда они начнут расти (после пересадки или укоренения). Подкормку применяют 2-3 раза в месяц. За несколько часов до подкормки растение должно быть хорошо полито.

Обрезка. Чтобы растение имело красивый, пышный вид, надо управлять его ростом. Для формирования куста прищи­пывают верхушку главного побега, чтобы вызвать развитие боковых. А боковые побеги по достижении высоты

10-15 см тоже прищипывают. Обрезка производится острым ножом. Сре­зы надо делать над почкой. Места срезов присыпают толченым углем.

Размножение . Размножать комнатные растения можно стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневища­ми, луковицами, делением куста, отводками и т. д.

Размножение черенками. Черенки бывают стеблевые и лис­товые. Стеблевыми черенками размножаются многие комнатные растения (традесканция, бегония, фикус, аукуба, бальзамин, пеларгония и т. д.). С растущего побега срезают веточку с 2-3 узлами. Нижний срез делают под самым узлом. Затем черенок погружают в воду или сажают в горшок, ящик так, чтобы нижний узел был в песке. Посаженные черенки закрывают стеклом. До укоренения их два раза в день опрыскивают из пульверизатора. Листовыми черенками размножают бегонию-рекс, сансевьеру, фиалку узамбарскую. На нижней стороне листа бегонии-реке надрезают бритвой разветвления жилок, лист кла­дут этой стороной на влажный песок. Места надрезов прижимают к песку. При размножении сансевьеры ее лист режут на части и каждую часть сажают в песок, как черенок, нижним концом вниз. Уход такой же, как за стеблевыми черенками.

Размножение луковицами. Луковицами размножаются все луковичные растения - амариллис, кринум, гемантус, зефирантес. На луковице образуются почки, из которых вырастают луковички-детки. При пересадке их осторожно отделяют от старой луковицы и высаживают в горшок. Ухаживают за ними так же, как и за старыми растениями.

Размножение отпрысками. Легко размножаются растения, об­разующие наземные отпрыски (камнеломка, хлорофитум и т. д.), которые представляют собой, в сущности, вполне сформировав­шиеся молодые растеньица. Эти отпрыски отрезают от материн­ского растения и сажают в маленький горшок.

Размножение корневищами. Так размножают некоторые рас­тения при пересадке. С корневища стряхивают землю и раз­резают его острым ножом, разделяя растение на несколько частей так, чтобы на каждой были хотя бы 1-2 почки или побег и корни. Корневищами размножают аспидистру, сансевьеру, циперус.

Борьба с вредителями комнатных растений. Чаще всего комнатные растения разрушают тля, щитовка, червец, паутин­ный клещ, трипе, ногохвостка

Тля - мелкое насекомое зеленого, черного или бурого цвета. Пораженное растение обливают мыльной водой с кероси­ном (в ½ литрах воды растворяют кусочек мыла и добавляют 50 капель керосина). Обработку повторяют несколько раз через каждые 7-10 дней. Через день после обработки растение обмы­вают чистой водой.

Щитовка - мелкое насекомое, тело которого со спины покрыто воскообразным щитком. Вредителей снимают щеткой и обмывают растение мыльной водой. Через день растение надо обмыть чистой водой. Обрабатывают растение мыльной водой несколько раз.

Червец - опасный вредитель. Тело самки покрыто воско­выми выделениями в виде нитей. Растение, пораженное червецом, кажется покрытым белым пухом. Удаляют вредителей кистью или кусочком ваты, затем обмывают пораженные места мыльной водой, которую на следующий день необходимо смыть чистой водой. Если у растения крепкие кожистые листья, можно уничтожать червецов, обтирая места их расселения ватой, смо­ченной в спирте, разбавленном водой.

Паутинный клещ настолько мал, что еле заметен глазу. Поселяется клещ на нижней стороне листа, которую закрывает тонкой белой паутинкой. Пораженные растения оп­рыскивают. У них обмывают нижнюю сторону каждого листа керосино-мыльной водой. При обмывании необходимо разру­шать паутинку.

Трипе - мелкое крылатое темно-бурое насекомое. Посе­ляется на нижней стороне листа. Пораженное растение обмыва­ют мыльной водой, а затем на следующий день смывают чистой. Это проделывается несколько раз.

Ногохвостка - очень мелкое белое насекомое. Появля­ется в земле при чрезмерно обильном поливе. Чтобы избавиться от ногохвосток, полив необходимо прекратить, пока земляной ком не просохнет. В ряде случаев растение пересаживают в свежую землю, загнившие корни обрезают.

Животные уголка природы младших групп. Животные очень оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узна­вать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д. Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подо­брать ярко окрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм и т. д. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, зо­лотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, весе­лый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабли­валась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно ичасто кормить, ежедневно убирать за ними клетки и т.д. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке млад­ших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизоди­ческого кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения ко­нечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медли­тельного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку, - или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуа­лехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при на­блюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует оста­новиться на той, которую рекомендовали для малышей, - ка­нарейке.

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овла­девают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесо­образно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду – у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост, они дружелюбны, у них легко вы­рабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, об­становку.

Животные уголка природы старшей группы. Подбор живот­ных в старшей группе должен обеспечить возможность форми­рования первоначальных знаний детей об особенностях приспо­собления животных к условиям среды обитания. Эти приспособ­ления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания и т.д.

В уголке природы старшей группы хорошо содержать тепло­любивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут пони­мать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта ма­ленькая рыбка местных водоемов – своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве – ценней­ший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птен­цах – источник добрых и гуманных чувств, бережного отноше­ния ко всему живому.

В утолок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. По­нять причину такого состояния и создать соответствующие ус­ловия для жизни животного могут только старшие дошкольни­ки. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе груп­пы. В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнооб­разных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семей­ство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за кроль­чатником на участке детского сада.

Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, ры­жая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних - четыре пальца, на задних - три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пач­калась в опилках, над металлическим дном кладется дере­вянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток долж­но быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка – травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочи­щенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обяза­тельно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

Свинка может размножаться 2-3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через

3-4 дня малыши самостоятельно пи­таются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать отсквозняков, давать ей больше света.

Хомячок. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке или де­ревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70x50x40 см. Дно ящика должно быть застелено опилками или сухим чистым песком слоем в 3-4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья - «спальня», «кладовая», другой – как «туалет». Для туалета можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охот­но едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, не­множко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко, зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в «кладовой» и удалять заплесневевший корм.

Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Ког­да появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие исовершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13-15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью, - кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.

Содержание птиц. В уголке природы дошкольных учрежде­ний можно содержать только «одомашненных» птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц не­обходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украше­ний. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Мак­симальный объем клетки для большинства наших птиц не дол­жен превышать в длину 50 см, в ширину - 30 см, а в высоту - 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее не­подвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок. В клетке должны быть кормушка, ча­шечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 метров от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты. В вольеры поме­щают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кор­мушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги традесканции, аспарагуса, минеральные корма - марганцовокис­лый калий (давать 2-3 раза в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов состав­ляет 20-40 г.

Чистота клетки - одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц надо делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также необходимо чаще очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска - кровеносный сосуд).

Болезни птиц.

Насморк. Возникает от сквозняков, холодной воды. У птицы течет слизь из носовых отверстий, она трясет головой, щурит глаза. Необходимо смазать носовые отверстия раститель­ным маслом и налить в поилку подсахаренную воду.

Расстройство пищеварения (понос или запор). Может быть от недоброкачественной пищи, грязной воды, избытка корма без зелени. При поносе дается рисовый отвар с добавле­нием 1-2 капель кагора (вместо воды). При запоре дают зеленый корм, ягоды, в воду добавляют 3-5 капель растительного масла.

Ожирение. Вызывается избытком корма, особенно кор­млением коноплей, малой подвижностью птицы. Необходимо включать в питание зелень, ягоды, тертую морковь, давать возможность птице летать по комнате.

Болезнь глаз. Промыть глаза теплой водой или раство­ром борной кислоты (чайная ложка на стакан воды).

Вошь, клещ. Птица сидит нахохлившись, чешется. Пти­цу необходимо отсадить в другое помещение, промыть клетку кипятком, жердочки и щели смазать керосином.

Болезнь ног (подкожный клещ). Ноги распухают, че­шуйки, покрывающие плюсну и пальцы, поднимаются. Необходимо смазать ноги 3-4 раза (с промежутком в 2-3 дня) мине­ральным маслом (машинное, веретенное). Птицу из клетки пере­селить. Клетку обработать.

В террариумах для сухопутной черепахи, ящерицы, жабы, травяной лягушки дно засыпается слоем земли и песка толщи­ной 5-6 см. Большая часть террариума засаживается дерновинками травы, небольшими кустиками подорожника. Хорошо по­ложить один-два плоских камня. Водоем в террариуме заменяет небольшая чашечка с водой. Для жабы, сухопутной черепахи нужно устроить домик-убежище из черепков цветочных горшоч­ков. Зимой траву заменяют комнатными растениями с узкими длинными листьями, всходами овса, салата.

В террариуме, где содержатся болотные черепахи, дно засы­пается преимущественно песком. Большое место отводится во­доему, который с краями вкапывают в песок. Хорошо водоем окружить мелкими камешками, плотными дерновинками мха, мостами посадить болотные растения. Зимой их заменяют ком­натные растения – циперус, папоротник, традесканция. В тер­рариуме нужно поддерживать влажность: ежедневно доливать воду в водоем, опрыскивать посаженные растения. Террариум не следует ставить на слишком яркое солнце.

Уход за террариумом не представляет сложности. Вода в водоеме время от времени сменяется, причем чашечка для воды обмывается. Необходимо по мере загрязнения чистить поверх­ность грунта, стенки террариума, раза 2-3 в год следует проводить тщательную уборку террариума. За высаженными в тер­рариуме растениями осуществляется такой же уход, как и за комнатными. Обитатели террариума при низких температурах воздуха теряют подвижность и не принимают пищу. В это время террариум необходимо ставить у батареи или обогревать элект­рическими лампочками. Животных полезно купать в слабом растворе марганцовокислого калия при температуре 25-30 °С в течение 20-30 секунд без погружения головы.

Если в уголке природы нельзя создать соответствующие условия для лягушек, жаб, то их следует осенью выпус­тить на волю, чтобы сохранить им жизнь.

Обитателей террариума кормят 2-3 раза в неделю летом и не чаще раза в неделю зимой. Лучше кормить реже, но нето­ропливо и основательно.

Кроме готовых аквариумов, можно использовать самую раз­нообразную стеклянную посуду с прозрачными стеклами. Для детского сада лучше приобрести аквариум четырехугольной формы. Очень важно правильно его зарядить. Прежде всего, его надо тщательно вымыть водой с раствором марганцовокислого калия и насухо вытереть. На дно насыпать слоем 4-5 см крупный речной песок, прокаленный и промытый до такого состояния, чтобы щепотка его, брошенная в стакан с водой, не давала мути. Насыпают песок в аквариум наклонно к переднему стеклу, что создает удобства для его очистки. Большое значение для созда­ния нормального микроклимата в аквариуме имеют водные растения. Следует подбирать растения неприхотливые, легко укореняющиеся, хорошо обогащающие воду кислородом. Боль­шинство растений из водоемов средней полосы малопригодны для аквариума, так как погибают зимой. Чаще всего с этой целью используют южные водные вечнозеленые растения. К ним относятся: из укореняющихся - элодея, валлиснерия, перистолистник, людвигия, кабомба, водный папоротник; из плаваю­щих - ряска, риччия.

Растения рассаживают вдоль боковых и задней стенок аква­риума. После этого заполняют аквариум водой. Лучшей водой является озерная или речная. Водопроводную воду следует в течение суток выдерживать в эмалированной посуде для испа­рения из нее хлора. Воду наливать в аквариум нужно осторожно, тонкой струйкой, чтобы не размыть песок. Если нет специальной воронки, то удобно наливать воду на лист бумаги, положенный на дно или на блюдце, которое следует все время придерживать на поверхности воды.

Наполненный водой аквариум покрывают стеклом для защи­ты от пыли. Между стеклом и аквариумом оставляют небольшой зазор (около 1 см) для обеспечения циркуляции воздуха. Когда растения укоренятся (примерно через неделю), приступают к населению аквариума рыбками; при этом надо помнить, что для каждой рыбки требуется не меньше 2 литров воды, для холодноводных рыбок длиной около 5 см – 5-6 литров. Только в этом случае рыбки не заболеют и не будут страдать от недостатка кислорода.

Аквариум требует постоянных забот о его сохранении. Рас­тения разрастаются, преобразуя углекислоту и выделяя кисло­род только на свету. Поэтому аквариум должен быть хорошо освещен. Если естественного света недостаточно, нужно использовать электрическую лампу. Лампу с рефлектором располага­ют сбоку от аквариума, ниже уровня воды, чтобы стекло не лопнуло. Аквариум с тепловодными рыбками необходимо обо­гревать. Пользуются для этого специальными электрическими грелками или лампой, которой аквариум освещается. Желатель­но поддерживать в аквариуме постоянную температуру.

Решающее значение в поддержании нормального режима имеет правильно и своевременно проводимая уборка аквариума. Ежедневно после кормления рыбок нужно удалять остатки скоропортящегося корма, стирать с аквариума оседающую сна­ружи пыль. Один-два раза в месяц аквариум следует чистить и частично менять воду. Во время такой уборки нужно осмот­реть растения, удалить поврежденные листья, стряхнуть осевшую на них грязь. Если растения сильно разрослись, их следует проредить. Затем можно приступить к чистке стекол специ­альным скребком, после чего с помощью резиновой или стек­лянной трубки удаляют грязь со дна. Вылитую воду заменяют свежей той же температуры, что и вода аквариума. По мере испарения воду также нужно подливать. Полную смену воды с промывкой песка, стекол, высадкой растений проводят в редких случаях.

Помимо рыбок, в аквариуме можно содержать и пресновод­ных моллюсков (катушка, лужанка, физа), которые очищают стенки аквариума от зеленого налета мелких водорослей. Осо­бенно полезна физа.

При нарушении условий содержания аквариума рыбки могут заболеть.

Болезни рыб.

Простуда. Возникает при пересадке рыбки в воду с боль­шой разницей температур. Рыбка валится набок и утрачивает способность плавать. Такую рыбку надо выдержать в тарелке с теплой водой, поднося ей корм к самому рту.

Плесневый грибок. На различных частях тела рыбки появляется белый пушистый налет, напоминающий плесень. Рыбка становится вялой, трется о дно. Больную рыбку надо отсадить в небольшой аквариум без песка, с веточкой элодеи, с температурой воды на 1-2 градуса выше той, в которой нахо­дилась рыбка. Ежедневно рыбку следует купать два раза в те­чение 20-30 мин в слабом растворе марганцовокислого калия или растворе поваренной соли (на 1 л чистой воды 1 столовую ложку поваренной соли) до выздоровления. В аквариуме нужно произвести полную дезинфекцию с промывкой песка и растений.

Кормление рыбок. Кормить рыбок следует в одно и то же время. Зимой - один раз в день, летом - два раза. Лучший живой корм - дафнии, циклопы, мотыль, черви. Сухой корм надо использовать в ограниченном количестве.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое воспитательно-образовательное значение имеет уголок природы в детском саду?

2. Какие требования предъявляются к подбору и размещению объек­тов уголка природы?

5. Каких млекопитающих содержат в уголке природы? В чем состоит уход за ними?

6. Каких птиц содержат в уголке природы? В чем состоит уход за ними?

7. Каких земноводных и пресмыкающихся содер­жат в уголке природы? В чем состоит уход за ними?

8. Каких рыбок содержат в уголке природы? В чем состоит уход за ними?

Наверняка каждый родитель обращал внимание на занимательные детские уголки, расположенные в группах детских садов. На первый взгляд, это обычная игровая зона для девочек или мальчиков. Но воспитатели знают, что к созданию развивающе-игровой зоны предъявляются определенные требования. Во всех дошкольных и образовательных учреждениях действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт или ФГОС. Именно данный документ и определяет требования к детским уголкам и развивающим конструкциям.


Родители, воспитатели и руководители дошкольных учреждений должны знать, что оформление уголков в детском саду по ФГОС, соответствуют таким требованиям:

  • Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
  • Возможность видоизменять игровую среду в зависимости от изменений в обучающей ситуации.
  • Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановке для всестороннего развития детской активности.
  • Возможность вариативности – создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
  • Безопасность, надежность и высокое качество используемых материалов.


Учитывая требования ФГОС, родители могут заняться оформлением уголков в детском саду своими руками. Конечно же, в процессе создания игрового пространства важно учесть возраст детей.


Известно, что в детском дошкольном заведении группы делятся на:

  • младшую,
  • среднюю,
  • подготовительную к школе.


Это значит, что для младших деток лучше организовать уголок для простых игр. К примеру, это может быть уголок для девочек, где можно поиграть в тематические игры дочки-матери, врача. И для мальчиков – для игр с конструктором, для изучения профессии строителя, водителя.

Подготовительная группа рассчитана на детей дошкольного периода. Значит игровой уголок может быть патриотическим, рассказывающим о стране, обычаях. Здесь могут располагаться тематические картинки, прославляющие нацию. Дополнительно должно быть организовано место для развивающих игр. Лото, мозаика, пазлы на патриотическую или природную тему – все это увлекает детей 5-6 летнего возраста.


Оформление уголка детского творчества

Львиную часть времени дети в дошкольном образовательном учреждении занимаются полезными, развивающими занятиями. Одним из любимых дел каждого малыша, является создание поделки своими руками.

Чтобы развиваться в детях стремление творить, в группах детского сада часто обустраивают зоны детского творчества. Недостаточно просто поставить стол или разместить пару полочек. Уголок детского творчества должен быть привлекательным и нравится детям.

Чтобы обустроить творческую зону, можно использовать одну из следующих идей:

  • Кот Леопольд, который держит в своих лапах полку с детскими работами.
  • Композиция из радуги и солнышка.
  • Лесная поляна со зверятами.
  • Раскидистое дерево, на ветках которого разместились детские работы.


Оформление уголка довольное простое, не требующее особенных навыков и знаний. К примеру, чтобы сделать украшение с Леопольдом, показанное на фото, необходимо нарисовать изображение героя на фанере, вырезать и раскрасить. В области ладошек монтируются полочки, на которых и будут размещаться детские поделки. Очень красиво смотрится творческая зона, оформленная радугой и солнышком. Яркая радуга, вырезанная из глянцевой бумаги в сочетании с желтым солнышком и наклеенная на стену, притягивает внимание обитателей и гостей группы. В данном случае поделки размещают на полках, которые закреплены под радугой.


Уголок ИЗО

Выполняя правила ФГОС по оформлению детских тематических зон в детском дошкольном образовательном учреждении, рекомендуется создать уголок ИЗО. Учитывая, что дети очень любят рисовать, такая зона будет просто необходимой для деток разного возраста. Здесь малышам должно быть не только удобно, но и интересно. Обязательно уголок нужно наполнить необходимыми для ИЗО материалами- бумагой для рисования, карандашами, красками, фломастерами. Все это размещаем на невысоких стеллажах, чтобы деткам разного роста, было удобно достать нужный предмет.

Гульназ Хамидуллова

Здравствуйте уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию оформление уголка природы в средней группе "Березка".

Мир природы никогда нельзя познать только по картинке.

Чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы и стал всесторонне развитой гармоничной личностью необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания уголков природы в групповых помещениях .

У нас в садике проходил конкурс смотров уголков природы . Этому смотру мы готовились 1.5 месяца. Я полностью переделала наш уголок . Старалась оформить в соответствии с возрастными особенностями детей,их интересов и возможностей реализации их познавательной деятельности. В уголке природы есть календарь природы ,где дети отмечают время года,какая сегодня погода. Так же дети наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. На современном этапе всё больше уделяется внимания практической поисково-исследовательской деятельности. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Поэтому в уголке природы имеются материалы для детских исследований.





Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Для оформления уголка природы,хочу представить вам "Чудо дерево", со сменным пособием по сезонам. "Чудо дерево" получилось.

«Скворечник» для оформления уголка природы в группе. Мастер – класс. Ждет гостей высокий клен - Дом на ветке укреплен. Краской выкрашена.

Какое значение имеет уголок природы? Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление.

Доброе время суток, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию оформление и атрибуты уголка "ПДД" в нашей группе. В уголке есть всё.

Весеннее оформление уголка природы"Скворцы прилетели!" "У природы нет плохой погоды, Каждая погода - благодать. Дождь ли, снег, любое время.

Хочется украсить группу, сделать её уютной, оригинальной, тёплой, непохожей на другие. Я решила начать с уголка природы, чтобы дети могли.

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того чтобы обучение было результативным, очень важна.

2. Уголок природы в средней группе.

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи – зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.

3. Уголок природы в старшей группе.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т.д. Это могут быть 2–3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу – обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.

4. Уголок природы в подготовительной к школе группе.

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1–2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, – герани, фуксии и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, – амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений – период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения – камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).


К окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. 2. Опытно-экспериментальная часть по изучению влияния музыки на формирование экологического сознания у дошкольников 2.1 Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме...

Значение имеет сюжетно-ролевая игра. РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность...

Оксана Васянина
Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах

«Уголки природы , в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах »

Воспитатель Васянина Оксана Петровна

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы , необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу .

В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях .

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать :

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях , здесь помещают только растения.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой , а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу , бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным , а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно- образовательной работы.

Требования при организации в ДОУ уголков природы

уголок природы должен быть ярким и красочным;

Стеллажи, полки обязательно закреплены;

Календарь природы в каждой возрастной группе ;

Недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

Цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

Оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Требования к отбору обитателей уголка природы :

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы . При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных .

2. Уход за обитателями уголка по качеству , характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя) . Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Значение уголков природы в ДОУ

-Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе , возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы , развивается творческое воображение.

Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе ).

Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств , как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, вторые вносятся на короткое время.

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения.

Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.) .

Слайд №10

Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы .

Слайд №11

В уголок природы младших групп помещают растения , имеющие : -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек» , азалия, китайский розан

Растения с пёстроокрашенными листьями –колеус

Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений

Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)

Слайд №12

В средней группе

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте : обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев : величины, количества, характера поверхности, их хрупкости

Слайд №13

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями : разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы.

2 вида традесканций,

Сеткреазия,

Витис (комнатный виноград)

Вьющийся плющ,

Зигокактус,

Папоротник,

Цикламен,

разные виды бегонии

Амариллис

В старшей группе в уголок природы размещают 8-10 видов растений

Слайд №14-15

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе - формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы : зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения.

Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге : циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду) ; сакулентовые (1-2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции - с большой потребностью во влаге ; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,

Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. побегами (герани, фуксия, розы, бегонии) ; листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера) ; размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус)

размножение клубнями (глоксиния)

живородящие растения - камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм

слайд №16

Временные обитатели уголка природы- это объекты , которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

Осенью :

Букеты осенних цветов в вазах;

Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)

Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа )

Зимой : -Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)

Ветки деревьев и кустов в вазах;

Экибаны, поделки детей

Весной : -Ветки деревьев и кустарников в вазах;

Ящики с рассадой;

Букеты разноцветущих растений (верба, цветы)

Летом : букеты цветов в вазах

Слайд №17-18

В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы , где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений.

Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы .

В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко) .

В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы , которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы .

В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами : малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета .

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть -цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Слайд №24Дневник наблюдений за ростом и развитием растений

Слайд №25 «огород на окне»

Слайд №26

В уголке природы в каждой группе необходимо иметь : натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года» ; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала . Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал . Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. Дидактические игры природного содержания .

Инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)

Слайд №27

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Слайд №28 макеты

Слайд №29-30

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы .

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

Слайд №32

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.