В.Библейское учение о происхождении человека. Библейское учение о первобытной религии

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Какая религия является наиболее древней?

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие - при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах - все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего - добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий - земледелия, пророк Илья - дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги - все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

Франк С. Л. Душа человека. М., 1917; 2-е изд. Париж: YMCA, 1964.

Его же. О природе душевной жизни. - В кн.: С. Л. Франк. По ту сторону правого и левого. Париж: YMCA, 1972.

Шилтов А. О бессмертии души. М., 1898 (авт. - русск. медик и религ. писатель) .

Эрдминн Б. Научные гипотезы о душе и теле/Пер. с нем. М., 1911.

Ямпольский С. (Б. С. Бакулин). Эсхатология. 1972 (машинопись).

6. ПРОБЛЕМЫ ЗЛА, СВОБОДЫ И ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА

Аверинцев С. С. Теодицея. - В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.

А. И. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. - "Вера и Разум". 1905. Ном. 2.

Бугров А. Православное учение о первородном грехе. Киев, 1904 (авт. правосл. писатель).

Буткевич Т., прот. Зло, его сущность и происхождение. Харьков, 1897.

Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. Серг. Пос., 1901 (авт. правосл. библеист и богослов).

Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. М., 1885

(авт. - правосл. богослов).

Волжский А. С. (Глинка). Проблема зла у Вл. Соловьева - "Вопросы религии", В. 1. 1906 (авт. - религ. публицист).

Вышеславцев В. Миф о грехопадении. - "Путь". Париж, 1932. Ном. 36.

Гутверлет К. Свобода воли и ее противники/Пер. с нем. М., 1906.

Кремлевский А. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонийского. СПб., 1902.

Левицкий С. А. Трагедия свободы. Франкфурт-на-Майне, 1958.

Лейбниц Г. В. Теодицея/Пер. с нем. - В кн.: Вера и Разум. 1887-1888.

Лосский Н. О. Свобода воли. Париж: YMCA, 1928.

Навиль Э. Проблема зла/Пер. с фр. СПб., 1868.

Покровский А. Библейское учение о первобытной религии. Серг. Пос., 1901 (авт. - правосл. богослов, библеист и историк Церкви).

Соловьев И., прот. Учение православной Церкви о грехе, его сущности и происхождении. М., 1910.

7. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

Полный православный богословский энциклопедический словарь Т. 1- 2, СПб., 1912.

Православная богословская энциклопедия. Т. 1 - 12 (издание вышло до слова "Константинополь"). СПб., 1904-1912.

Радлов Э. Философский словарь. М., 1913.

Философская энциклопедия. Т. 1-5, М., 1960-1970.

ПРИМЕЧАНИЕ: Библиография по первобытной религии дана в Томе 2 - "Магизм и Единобожие".

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Антиномия - парадоксальное утверждение, выходящее за пределы формальной логики.

Антропогенез - происхождение человека. В узком смысле слова возникновение Homo Sapiens (человека разумного).

Антропоиды - человекообразные обезьяны.

Апофатическое богословие - учение о Боге, определяющее, что Он не есть.

Биосфера - мир живых существ, населяющих Землю.

Генофонд - набор генов - материальных носителей наследственности.

Гносеология - наука о познании, его путях, возможностях и границах.

Демиург - буквально: мастер, создатель; в греч. философии - обозначение Божества, которое созидает мир из предвечной Материи.

Детерминизм - причинная обусловленность явлений.

Дискурсивное познание - рассудочный путь познания.

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота, главный компонент генов.

Информация - мера организованности.

Конвергенция - схождение, объединение, сближение.

Креационизм - учение о творении каждого вида Богом.

Логос - греческий термин, означающий слово, мысль, космический Разум и Закон. В христианском богословии - Лик Триединого Бога, обращенный к миру, к творению.

Монизм - учение о единстве всего сущего.

Ноосфера - синоним человечества, введенный В. И. Вернадским.

Онтогенез - индивидуальное биологическое развитие индивида.

Реликт - остаток, пережиток.

Сингулярное состояние материи - состояние материи, сконцентрированной некогда в единой точке, по теории "расширяющейся Вселенной".

Телеология - учение о предустановленной целесообразности.

Трансформизм - учение об изменениях организмов.

Трансцендентное - запредельное бытию. Божественное.

Филогенез - происхождение видов.

Харизма - вдохновение свыше.

Хилиазм - учение о Тысячелетнем Царстве Божием на Земле в конце истории.

Язычество - (от слав. "языки", "народы", эквивалента евр. "гоим") религии внебиблейского мира. Одной, из главных форм язычества (но не единственной) был политеизм, или многобожие. Ислам, как выросший на почве "веры Авраама", к язычеству не относится.

Покровский А. Библейское учение о первобытной религии: Опыт библейско-апологетическаго изследования. [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собственная типография, 1901. , VIII, LX, 457, II с. 21,2 х 15,1 см. Магистерская диссертация, экземпляр с автографом автора. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. На титульном листе автограф автора: «Глубокоуважаемому Петру Ивановичу Казанскому от автора 19 17/XII 00»; владельческие штампы библиотеки П.И.Казанскаго.

Александр Иванович Покровский (1873-1940) – ученый-религиовед, профессор библейской истории Московской духовной академии, приват-доцент кафедры церковной истории Московского университета. Редактировал «Богословский Вестник»; был автором статей в «Православной богословской энциклопедии», написал комментарии к 1-25 главам книги Бытия и ко 2-й части книги Исход. Вскоре после защиты магистерской диссертации был вынужден покинуть академию. В 1920-х годах примкнул к церковному движению «обновленцев». А.И.Покровский отстаивал значение востоковедения в библеистике, его метод заключался в текстологическом и языковом сопоставлении священных текстов и их переводов, критиковал исторический эволюционизм.

Магистерская диссертация А.И.Покровского «Библейское учение о первобытной религии. Опыт библейско-апологетического исследования» была защищена в 1900 г. и опубликована отдельным изданием в 1901 г. В ней А.И.Покровский спорит с современными ему позитивистскими концепциями эволюционного развития религий от первобытных политеистических верований к монотеистическим религиям и замене религии научным знанием. Богослов доказывает существование прамонотеизма, то есть того, что первые люди до язычества верили в единого бога, стремились к духовному общению с ним, и лишь впоследствии уклонились в язычество. Таким образом, по мнению исследователя, первоначальный библейский иудаизм с его набором моральных норм и культом, был религиозной основой для всех первобытных культур.

Автор стремится опровергнуть ключевые идем позитивизма и, прежде всего, теорию прогресса, как не достаточно подтвержденную фактами. Он приводит убедительные исторические примеры вырождения некоторых восточных и американских культур. В своем исследовании А.И.Покровский использует в качестве источника тексты Библии, предлагая собственную интерпретацию первых глав книги Бытия. Для подкрепления выдвинутой теории, богослов пользуется и данными современных гуманитарных и естественных наук. Основной пафос работы в утверждении тесных связей и гармоничного взаимодействия между знанием и верой, а также происхождения Библии в результате божественного откровения.

По мнению автора, Библия является единственным вполне достоверным источником о древнейших верованиях, поскольку данные «точных» наук, как то, археологии, палеонтологии, антропологии и др., не надежны и могут быть интерпретированы по-разному. Исследователь внес положительный вклад в библеистику, поскольку всесторонне изучил проблему отражения сведений о первобытных религиях в библейских источниках и предложил интересную культурологическую теорию развития религий. В своем исследовании автор использует различные переводы Библии, в том числе, древний еврейский подлинник, греческие и славянские переводы, устанавливая сравнительным методом более точные смысловые значения текста. Эта филологическая работа с переводами заслуживает наибольшего внимания.

Петр Иванович Казанский (1838 - 1913) преподаватель Московской духовной академии, магистр библейской истории, писатель. Преподавал в академии нравственное богословие совместно с педагогикой, а затем историю философии. Старший коллега А.И.Покровского.

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Библейское учение о первобытном райском состоянии и затем падении человека является связующим между ветхозаветным и новозаветным учениями. На нем основано и учение об искуплении.

О первоначальной жизни человека наука не имеет никаких данных. По замечательному выражению знаменитого французского антрополога Катрфажа: «Ни опыт, ни наблюдение не дают нам ни малейших фактов относительно первого начала человеческого рода. Строгая наука должна поэтому оставить неприкосновенной эту проблему. Меньше удаляется от истины тот, кто признает в данном случае свое невежество, чем тот, кто не сознает его и старается навязать его другим».

Единственными косвенными доказательствами правильности библейского учения по этому вопросу являются древнейшие предания разных народов о первобытных временах человеческого рода. Сравнительное изучение этих преданий заставляет нас предполагать один общий источник их – действительность в прошлом «золотого века» или рая.

Смутные предания о рае и потере его через грехопадение встречаются у народов ассиро-вавилонских, у персов, у китайцев, у индусов, у египтян, у древних греков, у римлян и т. п. Одним словом, библейское учение о первобытном состоянии человека не одиноко. Разные варианты этого учения встречаются в преданиях народов Азии, Европы, Африки, Австралии и Америки (в Мексике, Парагвае и других). Чем можно объяснить это замечательное взаимное согласие преданий разных народов о первоначальном состоянии и падении человека? Единственным объяснением может быть только историческая действительность рая и потеря его через грехопадение.

Библейское учение о первобытном состоянии человека обнимает: а) состояние человека до грехопадения; б) первые времена после грехопадения. По изображению Книги Бытия, первые люди до грехопадения находились в исключительно благоприятных условиях для физического, умственного и особенно религиозно-нравственного совершенствования.

В физическом отношении они были свободны от скорбей, болезней и смерти. В умственном отношении они обладали огромными творческими способностями, так как были сотворены по образу и подобию Божиему и должны были развивать свои способности, чтобы владычествовать над всей землей. Что касается религиозно-нравственного состояния первых людей, то это было высокоблагодатное блаженное состояние. Главное блаженство их состояло в непосредственном личном общении с Богом. Их богопочтение имело характер детской преданности Богу; их добродетель состояла в верном хранении заповедей Божиих.

Обильная благодать, изливавшаяся на них, не уничтожала их личной свободы, этого величайшего из всех благ, им данных, делающих их воистину богоподобными. Личная полная свобода, не ограниченная, а лишь огражденная запретом не вкушать плодов древа познания добра и зла, создавала для них две возможности: 1) духовно расти и укрепляться через личное самодеятельное нравственное совершенствование; 2) нравственно упасть, нарушив благую и совершенную волю Божию.

Первые люди (Ева, послушавшись лести змея больше, чем праведного закона Божиего, и Адам, послушавшийся слов жены более, чем слов Божиих) преступили волю Божию, нравственно пали, согрешили. Грех уничтожил блаженную и благодатную гармонию всей жизни не только согрешивших людей, но и всей вселенной.

Изгнанные из рая, первые люди познали тяжелый труд в борьбе с природой, болезни, страдания и смерть. Духовные силы стали не развиваться, а падать. Появились и стали умножаться пороки и преступления. Уже первые шаги человека, вне райского состояния, забрызганы братоубийственной кровью. Затем появилось многоженство, войны, разврат и новые преступления. Вместе с этим начала развиваться внешняя культура, стали строиться города, появились ремесла, стала развиваться техника, наука, искусства. Однако все это было лишь грубым суррогатом того свободного творчества блаженных и бессмертных людей, какими были первые люди в раю. Таково библейское изображение первобытного состояния человеческого рода.

Очень важным вопросом при исследовании первобытной эпохи является вопрос об уровне культуры и цивилизации в эту эпоху. Находились ли люди в то время в диком состоянии или у них были культура и цивилизация? Этот вопрос, конечно, должен быть решен не с материалистической точки зрения, признающей лишь материальные ценности и игнорирующей ценности духовные (религиозно-нравственные). С христианской точки зрения, признающей в человеке бессмертие души, высшими ценностями являются религиозно-нравственные запросы человеческого духа, т. е. духовные стороны культуры. Материальная культура, или так называемая цивилизация народа, заключается в обладании средствами, удовлетворяющими потребностям и нуждам земной жизни, а также делающими ее с внешней стороны приятной, легкой и удобной. Для этих целей, конечно, необходим известный круг теоретических научных и практических, технических и промышленных знаний.

Но кроме материалистической цивилизации, прогресс, который зависит от развития техники эксплуатации сил природы на пользу человека, есть еще духовная культура человечества, проявляющаяся в религиозной и нравственной жизни народа и приводящая к духовно-нравственному облагорожению человеческой личности.

Как материальная, так и духовная культуры имеют свои особые задачи и неразрывно связаны друг с другом. Так, где наблюдается в той или иной степени гармония их, идет нормальное развитие народа. Однако, как об этом свидетельствует история культуры, такая гармония наблюдается довольно редко; большей же частью в жизни народов преобладает то одно, то другое направление, т. е. то более материальное, то более духовное. Поэтому рядом с высоко развитой материальной культурой могут проявляться дикость и варварство в нравственном отношении.

После высказанного обратимся к рассмотрению жизни людей первобытной эпохи. Первые люди после падения должны были достигать удовлетворения своих житейских нужд путем сурового труда и борьбы со стихийными силами природы. Борьба за существование способствовала развитию материальной цивилизации. На основании Библии можно предположить, что у потомков Каина (каинитов), уже в седьмом поколении после Адама, материальная цивилизация достигла значительной высоты (употребление металлов); наоборот, у некаинитских племен (происшедших от Сифа) сначала более развивалась духовная культура. Чем более различные племена размножались и расселялись в разных концах земли, отделялись друг от друга, тем более они начинали отличаться в степени и характере своих культур.

Так называемая доисторическая эпоха человечества чрезвычайно мало поддается научному историческому исследованию. Интересно отметить, что как наука, так и Библия одинаково признают колыбелью человеческого рода Азию.

Далее наука считает, что первоначальным периодом в постепенном развитии человеческой цивилизации был так называемый «каменный век», когда орудия делались из камня. Это не противоречит Библии, которая, как было указано выше, упоминает об употреблении металлических орудий лишь в более позднем (приблизительно седьмом) поколении человеческого рода.

Некоторые ученые делают предположение, что библейский Тубалкаин (кузнец из Тубала) был родоначальником туранского племени, очень рано достигшего успеха в металлической технике.

На основании древних восточных, особенно египетских и ассиро-вавилонских культурных памятников, сохранившихся до настоящего времени, следует вообще заключить, что восточные народы, ближе стоявшие к колыбели человеческого рода, достигли успехов цивилизации гораздо раньше, чем переселившиеся на Запад западные народы, и что вообще на Востоке цивилизация началась гораздо раньше, чем на Западе.

Говоря о «долголетии » патриархов , обыкновенно имеют в виду тех, указанных в Библии, представителей первобытного (допотопного) человечества, возраст жизни которых, независимо от некоторых разногласий еврейского, греческого и самаританского текстов, положительно поражает нас своим многовековым объемом (от 365 до 969 лет), не имеющим для себя никакой аналогии не только в современной действительности, но и во всей последующей истории самой же Библии. Неудивительно, что такая исключительность этого факта обратила на него особенное внимание отрицательной критики и дала повод к нареканиям на Библию или, по меньшей мере, к перетолкованиям её подлинного смысла. В общем вопросе о «патриаршем долголетии» следует различать два, более частных: один состоит в установке самого факта долголетия, другой - исследует его причины.

Центр тяжести падает на первый из указанных вопросов. Здесь, одни стараются возможно больше сократить внушительные цифры библейского долголетия, предполагая, что в допотопный период существовала иная, несравненно более краткая единица времени, чем наш современный год; другие подозревают личную индивидуальность самих патриархов, усматривая в них не отдельных представителей того или другого рода, а весь этот род, в его целом составе, или превращая их из живых; конкретных личностей в отвлеченные этнографическо-социальные и культурно-бытовые типы, или же, наконец, подставляя на место их личного значения то или иное туманно-мифологическое толкование. Все это не имеет достаточных оснований. Прежде всего, еще раз отметим, что Библия не только не дает права искусственно сокращать продолжительность допотопного года, как то делали многие древние (см. у блж. Августина «О граде Божьем» ХIII, 20), средневековые (визант. уч. монах Аниан и Пандур), современные экзегеты (Hensler, Rask и др.), но совершенно наоборот - она с начала до конца (Быт. 8, 5 - 13; 3 Цар. 4, 7; 1 Пар. 27, 1 - 15; Иер. 52, 31; Ез. 19, 11, 32; Дан. 4, 26 и пр.) всюду ясно свидетельствует, что библейский год никогда не был меньше полного круга луны (354), т. е. всегда почти равнялся нашему (см. Год библейский). Во-вторых, нельзя упускать из виду, что такой метод произвольных сокращений ведет к полному абсурду: пользуясь его услугами, можно получить, что некоторые из патриархов, (Каинан, Малелеил, Иаред - по евр. Библии) рождали детей в столь раннем возрасте, когда они и сами были еще детьми, всего каких-либо пяти, семи, много двенадцати наших лети, нелепость чего очевидна. Бунзен, аббат Шевалье и некоторые другие ученые, высокие цифры патриархального долголетия понимают не буквально, а циклически, т. е., говоря проще, относят их не к отдельным личностям, а ко всему тому роду, представителями которого они являются. Но, не говоря уже о том, что для такого взгляда нет никакой почвы в Библии, он ни выдерживает критики и с точки зрения простого здравого смысла: период времени в 300, 600, 700, даже 900 лет слишком мал для исторического существования такого рода, отдельные представители которого, по общепризнанному мнению, разделяемому и самими отрицателями, жили не менее 150 - 200 лет.

В близком родстве с данной гипотезой стоят и две других, из которых одна трактует патриархальные генеалогии в историко-этнографическом, а другая в культурно-социальном смысле, т. е. или как историю происхождения племен из одного общего корня и их последующего разделения, или как социальные типы, носители культурно-религиозного прогресса первобытного человечества. Но здесь противоречие Библии выступает еще резче, весь смысл библейского повествования о таких выдающихся патриархах, как Адам, Енос, Енох и Ной, заключается именно в их конкретном и индивидуально-личном значении, а не в каком-либо отвлеченно-типическом понимании; это последнее равносильно их полному уничтожению. Про каждого из благочестивых допотопных патриархов определенно говорится, от кого и когда он родился, каких лет имел первого сына, сколько прожил после этого, чем главным образом прославился и когда, наконец, умер. Это и все такие указания, которые могут быть отнесены только к живой действительной личности, а не к отвлеченному типу.

Все только что сказанное с еще большим правом должно быть приложено и к последней из рационалистических гипотез долголетия, так называемой «мифической» или «мифико-натуралистической» (Эвальд и др.), не имеющей для себя положительно никакого оправдания с библейско-исторической точки зрения. В доказательство этого сошлемся на следующий отзыв одного из свободомыслящих протестантских богословов: «все попытки придать именам библейских генеалогий какое-либо астрономическое или мифологическое значение, по подобию других, древневосточных генеалогий, не выдерживают критики» (Tuch-Genesis, 125 S.).

Утвердив факт патриархального долголетия с отрицательной стороны, попытаемся осветить его с положительной, т. е. исследовать его причины. Одним из лучших средств к выяснению факта долголетия служит идея первобытного бессмертия. По учению Откровения, не только духовная, но и физическая природа первозданного человека была устроена так гармонично и целесообразно, что она, при благодатной поддержке от плодов древа жизни, обещала ему вечное бессмертие (Быт. 2, 9). Тление же и смерть вошли в мир лишь впоследствии, в качестве «оброка греха» (Рим. 5, 12, 6, 23). Однако зараза смертности, проникшая в организм падшего человека, в силу естественных законов ее развития, могла оказать свое влияние не вдруг, а постепенно, лишь медленно подтачивая удивительную силу и мощь прежде потенциально-бессмертного организма. С этой точки зрения вся история патриархального долголетия, есть не что иное, как постепенно понижающаяся шкала переходов от райского бессмертия к последующей смерти (Сифиты - от 1000 до 700, Ноахиды - от 600 до 180 и Авраамиды - от 180 до 120).

Далее, к уяснению истины патриархального долголетия может служить и его аналогия с периодом младенчества в жизни каждого человека. Общеизвестен тот факт, что духовная и физическая продуктивность человеческой природы всего интенсивнее бывает в первый, младенческий период, когда она по богатству и силе своих жизненных процессов положительно несравнима ни с одним из последующих ее периодов. То, что несомненно в каждом в отдельности человеке, вполне справедливо и относительно всего человечества - этой отвлеченной суммы живых индивидуальностей. Патриархально-допотопный период был своего рода эпохой детства в жизни человечества, т. е. периодом исключительного богатства и роста всех его сил, которых, естественно, и хватало на целые века.

Предполагают, что необычайному долголетию патриархов в значительной мере содействовали и сами условия жизни первобытных людей, как-то: особо благоприятные климатическо-атмосферическия веяния, диэтико-этические черты жизни патриархов и знание ими целебных сил природы. Если и теперь, при наличности благоприятных условий, человеческая жизнь иногда превосходить вдвое и даже втрое ее среднюю продолжительность, то позволительно допустить, что прежде, при несравненно лучших условиях, она могла превосходить последнюю в десять и даже более того раз.

Но лучшим объяснением необычайного факта первобытного долголетия служит очевидное действие божественного Промысла, осуществлявшего путем его высокие религиозные цели. Этим, прежде всего, свидетельствовалась бесконечная благость Бога к падшим людям: щадя в течение целого ряда веков жизни первых людей. Бог тем самым как бы давал им время и средства, хотя отчасти искупить свою вину тяжким трудом и многими скорбями их продолжительной последующей жизни.

Затем, такое долголетие допотопных людей имело и важное религиозно-общественное значение, поскольку оно служило необходимым фактором распространения человеческого рода и утверждения в нем основных элементов религии и культуры. Особенно важно было патриархальное долголетие для религиозных интересов, - так, им всего лучше обеспечивалась как твердость сохранения религиозных традиций, так и правильность их передачи: за весь допотопный период (от Адама до Ноя) эта традиция прошла лишь через одно посредствующее звено (Малелеила) и, в силу того, разумеется, должна была сохранить все свойства своей изначальной свежести и чистоты.

Служа главнейшим средством сохранения религиозного предания, долголетие благочестивых патриархов являлось вместе с тем и поучительным примером истинно-религиозной жизни, и правильных моральных отношений. Умудренный опытом многовековой жизни, навыкший твердому хождению по путям заповедей Божиих, глубокий старец, каким был допотопный патриарх, являлся живой опорой своего многочисленного рода, его судьей, жрецом и законодателем, невольно подчинявшим себе всех своих родичей силой своего нравственного авторитета и связывавшим их в один тесно сплоченный семейно-патриархальный союз.

Литература. ZockIer. «Die Lehre vom Ursland des Menschen», VIII Langlebeykeit der Patriarchen.Guterloh 1879. Vigouroux, «Les livres saints ei la critique rationaliste» II. 2. Paris 1891. Покровский «Библейское учение о первобытной религии». Троице-Сергиева лавра 1901.

*Александр Иванович Покровский,
магистр богословия, преподаватель
Московской духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 1179. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.