Как вести в православной церкви. Как подготовиться к посещению храма

Анонсы статей

Освящение квартиры

При въезде в новую квартиру или дом после ремонта мы замечаем, что там как-то не уютно, не обжито. Внешне все хорошо: есть электрика, газ, вода, ремонт вроде не плохой, а все равно, что-то не то.

Помочь Храму

Как вести себя на литургии

Литургия есть не обычное богослужение, а таинство, то есть такое священнодействие, в котором верующим подается освящающая их благодать Святого Духа.

На этом особом богослужении возносятся молитвы и песнопения Богу, а также приносится таинственная Бескровная Жертва за спасение людей. Под видом хлеба и вина, преподается православным истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему литургия имеет преимущество перед другими службами.

На Божественной литургии, или Евхаристии, вспоминается вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа.

Условно, литургия разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных.

Проскомидия

Проскомидия совершается обычно во время чтения 3-го и 6-го часов или перед ними.

На проскомидии поминаются живые и почившие члены Церкви. Люди, которые заказывают проскомидию, передают в алтарь записки с именами и просфоры, приобретенные в церковной лавке. Священник вытягивает частички из просфор и поминает о здравии или за упокой подаваемых. На проскомидию можно подавать только имена крещенных причащающихся людей.

Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на проскомидии.

По окончании проскомидии священник кадит весь храм. В это время чтец заканчивает читать часы. Начинается литургия оглашенных.

Литургия оглашенных

Оглашенными называются люди, которые не приняли таинство крещения, то есть не крещенные или находятся под священническим запретом, епитимией.

1. Литургия оглашенных начинается словами: «Благословенно Царство, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь». Осеняем себя крестным знамением.

2. Начинается великая ектения. Ектения – это особые прошения, произносимые священнослужителем, на которые хор отвечает пением: «Господи, помилуй» . На каждом произносимом прошении ектении необходимо креститься.

3. По окончании ектении, хор начинает петь так называемые изобразительные антифоны. Их всего три, в честь Святой Троицы. Они поются подряд и разделяются между собой малыми ектениями.

4. После второго изобразительно антифона хор поет песнь Господу Иисусу Христу: «Единородный Сыне…» , в которой мы слышим о воплощении Бога в человека для того, чтобы избавить людей от греха.

5. Малая ектения – крестимся на каждом прошении.

6. И поется третий антифон, который начинается словами распятого с Господом на кресте разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» . Нужно внимательно слушать это песнопение. В нем заложен глубокий смысл. Ведь мы помним, что Иисус Христос сказал этому разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» . Третий антифон – это некие заповеди, повинуясь которым человек придет к Царствию Небесному.

7. Во время пения третьего антифона совершается малый вход. Священнослужители выходят из алтаря неся свечу, кадило и Евангелие. Это действие символизирует шествие Господа с сонмом ангелов.

8. После входа поются тропари и кондаки, которые отражают священные события праздника. На каждой песни крестимся.

В это время, священник в тайной молитве просит Отца Небесного, чтобы Он принял Трисвятую песнь и простил наши грехи вольные и невольные.

10. Далее следует чтение Апостола. Это книга, в которой собраны деяния и послания святых апостолов к тем или иным народам. Во время чтения Апостола, диакон кадит, на его каждение надлежит отвечать наклонением головы.

11. После чтения Апостола хор поет «Аллилуиа» трижды. Три раза крестимся с поклонами.

12. Священник возглашает: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия. Мир всем» - нужно наклонить голову принимая благословение.

13. Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной головой.

14. По прочтении Евангелия следует ектения: «Помолитеся, оглашении Господеви… Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их… Огласит их словом истины… Открыет им Евангелие правды…» - как видим, прошения связаны с оглашенными, людьми не находящимися еще в лоне церкви, то есть не крещенными, или находящимися под запретом, епитимией.

15. На второй ектении священник возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите, оглашении изыдите, да никто от оглашенных елицы вернии, паки и паки, миром Господу помолимся» . Из этих слов понятно, что оглашенным нужно выйти из храма до конца литургии. Объясняется это тем, что нераскаянный в грехах человек или не принадлежащий к верным церкви (крещенным), не может присутствовать на Евхаристии. Евхаристия – самое величайшее таинство церкви, когда вино и хлеб претворяются в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. В Таинстве Причастия все верные чада соединяются со Христом.

Литургия верных

Разберем, как вести себя на литургии верных.

Верные христиане составляют Церковь Христову и только они могут сослужить священнику в таинстве Евхаристии.

1. По окончании ектений поется Херувимская песнь.

Если перевести ее с церковнославянского языка на русский, означает следующее: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы» .

Эта молитва напоминает нам, как ангельские силы на небе служат у престола Божия и основана на видениях пророков Исаии, Иезекииля.

Делая вывод над вышесказанным, как же себя вести на Херувимской песни? Ответ прост! Так, как вели бы себя, если бы находились перед Престолом Бога.

2. Великий вход – это когда священнослужители выходят из алтаря неся Чашу с вином и дискос (специальная богослужебная посуда) с Агнцем. Они становятся на амвоне и поминают Патриарха, епархиального епископа, всех благодетелей, предстоящих в храме и молящихся, всех православных христиан. Это делается для того, чтобы показать, что Святые дары будут принесены в Жертву Богу о спасении всех поминаемых.

Великий вход символизирует шествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

4. Диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем» . Слова «Двери, двери» в древности относились к привратникам, чобы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры.

5. Хор поет Символ веры. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

Символ веры был составлен по изволению Святого Духа святыми отцами 1 и 2 Вселенских Соборов. Он является неизменным руководством для всех православных христиан в их духовной жизни.

Символ веры – это краткое изложение нашей веры.

«Верую» разрешается петь вместе с хором.

6. Диакон или священник возглашают: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» . Этими словами призываются верующие к собранности духа и ума перед предстоящим священнодействием.

Начинается Евхаристический канон. Хор поет песнь «Милость мира…» .

3. Почему нужно собрано вести себя при данном песнопении? Потому что, при пении слов «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…» совершается самая великая тайна – священник просит Бога ниспослать Святого Духа на молящихся и Дары. Сошествие Святого Духа на Дары претворяет Их в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Во время Святой Евхаристии молиться надлежит с особым вниманием. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

4. Во время пения Достойно есть (или другой священной песни в честь Богородицы - задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за которых совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

5. После Достойно есть или заменяющего его задостойника - земной поклон. При словах: И всех, и вся - совершается поясной поклон.

6. В начале общенародного пения Молитвы Господней - Отче наш - следует изобразить на себе крестное знамение и положить земной поклон.

7. При возгласе священника: "Святая - святым" земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца перед Его раздроблением. В это время надлежит вспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

8. По открытии царских врат и вынесении Святых Даров, означающем явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: "Со страхом Божиим и верою приступите!" - полагается земной поклон.

9. Приступая к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, - крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн поцеловать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.

10.При словах священника: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» , при последнем явлении Святых Даров, изображающем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Тайн, а для причастников - поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше, выражая этим благоговение к великой Святыне.

11.Святой антидор (с греч. - вместо дара) раздается присутствующим после Божественной литургии для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщались Святых Таин, вкусили освященного хлеба. Церковный Устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак - ничего не евшим и не пившим.

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника.

12.В конце литургии священник поминает имена святых, память которых празднуется в этот день и творца литургии (например, Иоанна Златоуста, написавшего литургию названною литургией Иоанна Златоуста).

Хор поет многолетие, где поминаются патриарх, епархиальный архиерей, прихожане храма и все православные христиане.

13.Все молившиеся подходят ко Кресту, который дает целовать священник.

Нередко в жизни человека появляется необходимость посетить церковь. Причины на это могут быть совершенно разные: к примеру, вы можете посетить известный храм, являющийся достопримечательностью, посещать церковь в праздники, такие как Рождество или Пасха, а может быть, у вас появилось желание стать воцерковленным - полноправным членом православной церкви. В любом из перечисленных случаев вам придется соблюдать ряд определенных правил, чтобы не оскорбить поведением других прихожан. Сегодня предлагаем поговорить о том, как вести себя в церкви, чтобы потребность в общении с высшими силами и искренний порыв души не были жестко прерваны из-за отсутствия платка на голове или несоблюдения церковного этикета.

Устройство православного храма

Прежде чем мы перейдем к правилам поведения, предлагаем поговорить о том, как устроена православная церковь. Стоит отметить, что любой храм, расположенный даже в маленькой деревеньке, поражает своим величием и красотой. Золотые купола, сияющие на солнце, колокольный звон, и, конечно, церковный хор - все это внушает благоговение перед этим местом.

Храм можно разделить на три основные части - это алтарь, притвор и храм. В притворе обычно расположены стеллажи с религиозной литературой, различная иконы и свечи, которые выставлены на продажу. Здесь же находятся вешалки для одежды прихожан. Миновав притвор, человек попадает в храм, где молящиеся стоят во время богослужений. Однако самое сакральное место в церкви - это алтарь. Обычно он огорожен иконостасом, доходящим до самого потолка. Следует сказать, что женщинам туда вход воспрещен, а прихожане мужского пола могут заходить в алтарь только в особых случаях и, разумеется, с согласия священника. К церковному иконостасу примыкает небольшая возвышенная площадка, ступать на нее так же нельзя. Собственно, вот и первое правило, говорящее о том, как правильно вести себя в церкви: прихожане могут находиться лишь в притворе и в храме.

Внешний вид

Верующие говорят о том, что православный храм является местом особого присутствия Божией благодати, а значит, пребывать в этом месте следует с особым благоговением и любовью. Когда человек собирается в гости, он старается выглядеть достойно, точно так же следует приходить и в церковь. Люди, следящие за состоянием своей души, отмечают, что поведение, мысли и желания нередко зависит от одежды. К примеру, строгая одежда обязывает ко многому. Так какую же одежду выбрать для посещения храма?

Женщинам следует находиться в церкви с покрытой головой - подойдут платочек, шарф или любой головной убор. Юбка не должна быть выше колена, прикрытыми должны быть и руки. Косметика в храме неуместна, особенно это касается помады или блесков для губ. Мужчинам нельзя входить в храм в футболках и шортах, спортивной или рабочей одежде. Не следует отправляться на службу и в неопрятном виде. Головной убор следует снять.

Однако священнослужители говорят: если мужчина или женщина пришли в храм в вызывающей одежде, голова женщины не покрыта, не следует по этой причине покидать храм. Дело в том, что православная церковь - это уникальное место, где Бог и человек могут встретиться, а потому одежда не может этому препятствовать. Но на будущее следует учесть, что в обществе людей верующих принято появляться на службах в строгой закрытой одежде. Ну и, конечно, христианин всегда должен носить на себе нательный крест.

Как подготовиться к посещению храма

Говоря о том, как правильно вести себя в православной церкви, следует особое внимание уделить подготовке к посещению этого места. По пути в храм необходимо подготовить себя к молитве. Важно отложить на время все свои заботы, внутренне примириться с близкими людьми. Рекомендуется прочитать и следующую молитву:

Вниду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему в страхе Твоем.

Или Иисусову молитву:

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую).

Прежде чем войти в храм, необходимо сделать три поясных поклона, непременно с крестным знамением. Обратите внимание - крестное знамение и поклон в сторону алтаря являются обязательными как при входе в церковь, так и при выходе из нее.

Лучше всего приходить в храм за двадцать минут до начала богослужения. За это время вы успеете подать поминальные записки, приобрести свечи, оставить пожертвование, вести себя в православной церкви в том случае, если вы встретили своих знакомых? Поприветствуйте их молчаливым поклоном, не начинайте обсуждать какие-либо вопросы, и уж тем более не переходите с места на место во время богослужения.

Не следует забывать о том, что в храм нередко приходят люди, которые были ранены грубостью или цинизмом, опечалены или обрадованы, находящиеся в ликовании или в горе. Постарайтесь воздерживаться от замечаний, это уместно лишь в том случае, если есть признаки явного хулиганства или кощунственного поведения. Человеку, нарушившему нормы, можно сделать замечание. Однако он должно быть максимально деликатным без высокомерия и раздражительности.

Перед началом богослужения

Как правильно вести себя в церкви прежде, чем начнется богослужение? Разумеется, необходимо отключить мобильный телефон. Не следует переводить его в режим вибровызова - так он будет только отвлекать вас. Абсолютно недопустимы громкие разговоры, суета и ссоры. Верующие ходят в храм и пребывают в нем в тишине, с благоговением, вниманием и готовностью к молитве. На что еще обратить внимание, говоря о том, как ведут себя в церкви люди? Не следует проявлять любопытство, расспрашивать о чем-то прихожан, разглядывать их. Куда полезнее сосредоточиться на богослужении, участвовать в общей молитве.

Во время богослужения

Существует древняя традиция, согласно которой мужчины в храме становятся с правой стороны, а женщины, соответственно, с левой. Разумеется, во время богослужения следует стоять лицом к алтарю. Нередко в размышлениях о том, как нужно вести себя в церкви, люди задаются вопросом - можно ли сидеть во время богослужения? Священнослужители говорят: сидеть можно лишь во время чтения кафизм и паремий. Однако исключение делается для людей, у которых есть проблемы со здоровьем, и особо утомленных.

Говоря о том, как правильно вести себя в церкви, порядке и традициях, стоит отметить и то, что во время каждения не нужно разворачиваться вслед за священником, поворачиваться к алтарю спиной. Рекомендуется просто отойти в сторону, чтобы пропустить служителя церкви, который совершает каждение. Если кто-то из прихожан не отошел, не следует отталкивать его или тянуть в сторону, достаточно просто подсказать. Как вести себя в церкви на службе? Ни в коем случае не ходить и не вести разговоров! К Литургии нужно приходить натощак, причем даже в том случае, если в этот день не причащаются.

Опоздание к началу богослужения - это неуважение к Таинству. Как, впрочем, и уход из храма до его окончания. В крайнем случае можно уйти, но не во время совершения причащения или во время чтения Евангелия.

Посещение церкви с детьми

Как вести себя в церкви, приняв решение отправиться туда с детьми? Во-первых, важно подавать личный пример молитвы и поведения. Необходимо следить за детьми, не допуская того, чтобы они отвлекали других прихожан, громко смеялись или шалили. Если ребенок расплакался, нужно постараться успокоить его или выйти с ним из церкви.

Свечи

Что обычно делает человек, только переступив порог церкви? Можно с уверенностью сказать, что в девяти случаях из десяти, он подходит к свечному ящику. Именно с маленькой восковой свечки и начинается практическое христианство. Согласно толкователю Литургии блаженному Симеону Солунскому, воск - это символ раскаяния, веры. Священнослужители говорят: ставить свечку формально нельзя, сердце человека, совершающего это действие, не должно быть холодным. Очень важно ставить свечку с молитвой, даже самый простой.

Вообще, нет каких-то строгих правил, говорящих о том, как вести себя в православной церкви со свечами, сколько их ставить и куда. Люди, посещающие храм постоянно, обычно ставят несколько свечей - к праздничной иконе, которая лежит на аналое, к образам Богородицы или Спасителя - о здравии близких людей, к Распятию, находящемуся на прямоугольном столике, так же именуемом кануном - об упокоении усопших.

Церковные записки

Как вести себя в церкви, если вы хотите подать в алтарь поминальную записку? Существует ряд определенных правил:

  1. Писать такую записку лучше всего печатными буквами, упоминая в одной не более 10 имен.
  2. Записку нужно озаглавить - «О здравии» или же «О упокоении».
  3. Все имена необходимо писать в родительном падеже, употребляя полную форму имени (рекомендуем узнать церковное написание светских имен).
  4. В записках детей до 7 лет принято называть младенцем, а от 7 до 15 - отроком или же отроковицей.

Поклонение Святыням в храме

Отдельного внимания заслуживает поклонение Святыням. Как ведут себя в церкви, когда прикладываются к Святому Евангелию, иконам и мощам? Не следует спешить и тесниться, перед целованием нужно совершать два поклона, после - еще один. Целовать лики святых (то есть, их лица) не принято. Прикладываясь к иконам святых и Божией Матери, следует целовать ручку, к иконам Спасителя - ножку (или ручку при поясном изображении).

Приметы: верить или нет?

Говоря о том, как вести себя в церкви, нельзя не уделить внимание и приметам, о которых нередко можно услышать. К примеру, бытует мнение, что свечу можно ставить исключительно правой рукой, если она потухла, вас ждут несчастья. Кто-то даже считает, что спросив у кого-то в храме, который час, человек укорачивает себе жизнь! Служители церкви говорят: все околоцерковные приметы и суеверия бессмысленны, верить в них не следует.

Даже неверующие люди знают: церковь - место, где соблюдаются определенные нормы поведения. Как себя вести в церкви? Правил много, но есть и общие принципы, которые вам помогут разобраться в незнакомой ситуации: не мешать другим прихожанам, не привлекать внимание, внимательно слушать чтеца и хор во время песнопений. Каковы же правила поведения в

Цвет праздника

Одеваться верующей женщине нужно максимально закрыто, то есть юбка (а не брюки) должна быть длинной, рукава тоже желательны до запястий. Само собой, необходим платок. Постоянные прихожанки носят платки определенного цвета: зеленые на Троицу, голубые - на богородичные праздники, черные - в великий пост. Эти же черные сменяются красными ночью на Пасху. В церковь следует приходить в красивой одежде, это праздник, а не «ярмарка смирения», преимущественно показного. Как себя вести в церкви сильному полу? Мужчинам тоже нужно одеваться скромно, головные уборы перед входом надо снять. Крест обязателен, без него нельзя участвовать в обрядах.

На пути

По дороге в храм хорошо прочитывать про себя покаянный псалом Давида (50-й) и Иисусову молитву. Есть и специальная молитва человека, который направляется в церковь. Но это не для начинающих прихожан, поэтому ограничьтесь псалмом и Оба эти текста можно найти в любом молитвослове, в частности, среди При входе в церковь принято три раза перекреститься с поясным поклоном.

Успеть все

В храм нужно прийти минут за 15 до начала богослужения. Вы спокойно подадите записки на проскомидию или закажете обедню, помолитесь перед ликами святых. К какой иконе подходить в церкви? Здесь нет особых правил. Желательно обойти все, висящие доступно. Сначала вы креститесь два раза с поясным поклоном, затем третий раз делаете знамение, целуете икону и кланяетесь в третий раз. Как себя вести в церкви, если вы уже приняли Тело и Кровь? Причастившимся нельзя совершать поясные поклоны, а до литургии - можно.

Особое время

Есть моменты, когда от прихожан требуется особенно внимательная молитва (в церкви говорят - «сугубая»). Это касается времени чтения Евангелия, Шестопсалмия, так называемой Херувимской песни и Евхаристического канона. Как себя вести в церкви правильно? В эти моменты нельзя двигаться, нужно молчать и слушать. Если вы опоздали, не входите в храм из притвора в момент чтения таких молитв. Дождитесь, пока они закончатся. Некрещеные люди традционо не могут находиться на «литургии верных», поэтому после фразы священника «Оглашенные, изыдите!» они должны выйти из храма, служба для них закончена.

Трудности обрядов

И поклоны во время литургии - вопрос сложный. Относительно каждой читаемой молитвы есть правила. Если вы неопытны, просто делайте все, как делают окружающие. В церкви не принято становиться на колени, когда этого хочется вам. Но если все преклонили колени, то и вы можете присоединиться. В этот момент православные склоняют голову.

Когда служба закончилась, священник дает для целования крест, подойдите, осените себя знамением и прикоснитесь к святыне губами. Обычно после этого целуют руку священника. На выходе из храма следует три раза перекреститься, каждый раз с поясным поклоном.

Храм, другими словами дом Божий, представляет собой специальное помещение, в котором совершаются богослужения. Считается, что там пребывает особая благодать, посылаемая людям от Всевышнего через священнослужителей. рассказывает о том, что сам Господь невидимо присутствует в святых местах, поэтому и вести себя там следует соответственно. Каждый прихожанин должен знать, как правильно заходить в церковь и как вести себя на богослужении.

Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению

Ко входу в храм христиане готовятся заранее. Не рекомендуется принимать пищу перед службой, все священные таинства обретаются натощак. Большое значение имеет внешний вид. Одежда должна быть чистой, аккуратной, скромной, не яркой и не броской (для пасхальных и праздничных дней подойдут светлые тона одеяний, в скорбные даты лучше подбирать тёмные цвета). Женщины покрывают волосы платком и обязательно надевают юбку с подолом длиной ниже колена. Верх платья или кофточки обязательно с длинным рукавом, прикрывающий плечи и без глубоких декольте. Наносить макияж также не рекомендуется. Мужчинам разрешается оставаться с непокрытой головой. Одежда также подразумевается скромная и опрятная. Никаких шорт и открытых ног, только классические брюки. Остальные детали одеяния, аксессуары и дополнительные элементы гардероба не должны притягивать внимание окружающих и отвлекать от богослужения.

Восстав ото сна в день посещения храма нужно поблагодарить Создателя за мирную ночь и новый день, умыться, зажечь лампадку и прочитать утренние молитвы. Помните, лучше искренне и от всего сердца произнести одно обращение к Богу, чем долго и упорно читать молитвослов с мыслями о скорейшем завершении. По дороге в церковь следует произносить молитву Иисусу Христу. А уже на пороге храма совершаются три крестных знамения перед образом Спасителя и три поясных поклона. К каждому из поклонов выговариваются следующие молитвы:

  • «Боже, милостив буди мне грешному» – к первому;
  • «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» – ко второму;
  • «Без числа согреших, Господи, прости мя» – к третьему.

Креститься следует и во время церковных песнопений: при словах обращения к Вседержителю, Божьей матери и других святых; при начинании и окончании молитв; при посулах «Аминь» и провозглашениях «Аллилуйя»; при взываниях «Поклонимся» и «Припадём». При выносе даров полагаются земные поклоны.

Основные нормы поведения во время службы для взрослых и детей

Как уже было сказано выше, в намоленном и святом месте имеются свои правила поведения. Недостаточно уметь грамотно войти в храм, нужно знать как правильно держать себя на богослужении.

  1. Прийти в церковь нужно заблаговременно, чтобы успеть поставить свечи, подать записки и приложиться к иконам до начала песнопений (в первую очередь целуют главную икону, которая находится напротив Царских врат).
  2. Прихожане должны держать себя тихо, скромно и благоговейно.
  3. Мысли должны быть направлены к Богу, следует отпустить всё земное и простить всё плохое.
  4. Строго запрещается разговаривать, а тем более смеяться и вести себя вызывающим образом. Грех стараться привлечь к себе внимание и нарушить строй песнопений.
  5. Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
  6. Переходить с места на место, суетиться и создавать панику также запрещается.
  7. Присесть можно в случае недомогания. Если позволяют силы, лучше провести время на служении стоя. В то время как открыты Царские врата, стоять должны и больные, и немощные.
  8. Обязательно выключить сотовый телефон! А разрешение на видеосъёмку заранее испрашивается у настоятеля.

Правила действуют и для взрослых, и для маленьких детей. Если маме не удаётся внушить разбаловавшемуся ребёнку правила покорности и смирения, то следует вывести шалуна из храма, дабы не создавать неудобств для присутствия других прихожан. А лучше накануне провести беседу с малышом и объяснить всю важность достойного поведения в священных местах.

Нельзя забывать о том, что не стоит покидать храм до окончания службы. Это не просто дурной тон, это – пренебрежительное . Возможно, пришедшие на богослужение в первый раз или только начинающие посещать святые места не знают, как правильно заходить в церковь и остальных тонкостей и нюансов, но всегда можно обратиться за помощью к священнослужителям. При каждом храме организуют воскресные школы для детей и взрослых, где легко познаются азы православия. Также печатная литература всегда придёт на помощь в трудноразрешимой ситуации. В конце концов, не страшно обратиться за советом к старшему поколению. Главное, совершать всё с чистым открытым сердцем и искренней любовью к Господу нашему.

Человек приходит в храм, чтобы поблагодарить высшие силы, покаяться в своих грехах, нравственно возродиться, и искренние молитвы обязательно будут услышаны Господом. Однако сегодня частым препятствием для посещения церкви становится обыкновенное незнание правил поведения в храме Божьем.

Как говорят сами священнослужители, ничего страшного в этом нет, нельзя осуждать человека не совсем знающего порядок действий в храме, ведь идеальных людей нет. Просто можно расспросить об этом священнослужителя или почитать специальную литературу.

Православный храм

Церковь - место особое. Нормы поведения в храме проходили очень длительный путь становления. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога. Все остальные правила очень различны.

Верующие точно знают, как вести себя в храме, но многие церкви открыты для посещения огромного количества туристов, да и просто людей, которые по потребности души или из любопытства решили зайти в храм. Чтобы не совершить оплошность, не задеть чувства верующих и не нарушить покой храма, перед посещением церкви следует ознакомиться с правилами поведения в ней.

Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные врата.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные врата. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря.

Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем — литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением и поклонитесь. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и положить три поклона с молитвами:- «Боже, милостив буди мне, грешному». - Поклон. «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй мя». - Поклон. «Создавый мя, Господи, прости мя». - Поклон.

Креститься полагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два - сложив и пригнув к ладони. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба, живота, правого и левого плеч.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

Во время богослужения не следует смотреть по сторонам, неприлично проявлять любопытство и рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жевательную резинку, держать руки в карманах, здороваться за руку со знакомыми, разговаривать по телефону.

Телефон лучше вообще отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим. Оставлять мобильные телефоны включенными в храме — это становится препятствием для внимательной молитвы, тогда как богослужение, наоборот, обогащает и радует человеческую душу.

Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

В храмах запрещено проведение фото- и видеосъемок. Разрешаются они только после благословления священнослужителей в особенных случаях, связанных с церковными таинствами.

При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами. Голова женщины должна быть покрыта.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Как правильно креститься?

На правой руке складываем большой, средний и указательный пальцы, чтоб они соприкасались подушечками (символ Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух), два оставшихся прижимаем к ладони (символ двойного естества Иисуса Христа – Бог и Человек). Далее руку подносим ко лбу (во Имя Отца), на живот (и Сына), к правому плечу (и Святаго Духа), к левому плечу (Аминь) и кланяемся.

Куда ставить свечи за здравие?

Свечи за здравие ставятся на любой подсвечник, кроме кануна (стола у Распятия) – там ставятся свечи с молитвой об умерших. Кому из святых? Как Вашей душе угодно, кому сердце укажет. Ваша молитва – ко Господу. А святые – наши заступники пред Ним и ходатаи. Можно также поставить свечи, например, к особо чтимым Вами и Вашей семьей иконам Божией Матери или Празднику.

Виды записок:

— о здравии: проскомидия, ектения, молебен.
— о упокоении: проскомидия, ектения, панихида.

И о живых, и об умерших можно также заказывать сорокоуст, годовое поминовение

Проскомидия : совершается перед Литургией: из просфор вынимаются частицы и кладутся в Чашу, готовится богослужебная просфора — Агнец. С записок, поданных на проскомидию, прочитываются имена. И частицы вынимаются за этих людей. Уже во время Литургии, после пресуществления Даров, вынутые частицы погружаются в Святую Чашу с молитвой ко Христу омыть грехи поминаемых

Ектения : имена читаются во время Сугубой ектении после чтения Евангелия на Литургии

Молебен : заказывается отдельная служба (точнее, это называется требой). В записке на молебен можно указать кому: например – молебен к какой-либо иконе Богородицы, святому..

Панихида : отдельная служба об умерших. Совершается часто. Есть еще Родительские субботы, перед которыми служится Парастас – специальная заупокойная служба. Записки, поданные на Родительскую субботу, читаются и накануне, в пятницу, на Парастасе, и в субботу на Литургии на ектении, и после Литургии на панихиде

Сорокоуст : молитва во время чтения псалтири в монастыре в течение 40 дней;
годовое поминовение – соответственно, по тому же принципу.
Подавать записки следует в свечную храма. Образцы есть везде. Если образец не вывешен – можно спросить в свечной храма об оформлении – вам все объяснят.

В записки пишут только имена крещеных людей. Если человек болен – болящей(го) «имя». Если записка об умерших – то нельзя писать самоубийц, некрещеных младенцев (о них молятся дома).

Что такое исповедь?

Исповедь подразумевает открытое к Богу сердце, искреннее желание стать лучше и расстаться с плохими мыслями и действиями, избавиться от желания совершать плохие поступки (по отношение как к окружающим, так и к себе). И раскаяние в том плохом, что уже совершено. Что является греховным? На эту тему достаточно толковой литературы, которую Вы можете купить в церковной лавке, например, «В помощь кающимся» Игнатия Брянчанинова.

Как готовиться к исповеди?

Здесь универсального рецепта нет. Да и не спросишь особо никого: а как ты готовишься к исповеди? Потому что это очень личный вопрос. Некоторые вообще на бумажке все пишут накануне. Главное, что нужно сделать – это настроиться на размышление о своих поступках и мыслях.

Как проходит исповедь?

Узнайте в храме о часах исповеди. Это может быть вечер (после или даже во время службы) и утро (перед Литургией). Если Вы знаете какого-либо священника (видели на службе, разговаривали и прониклись доверием) – узнавайте в свечной, когда он будет исповедовать. Лучше (особенно в первый раз) идти на исповедь к тому, кто Вас к себе располагает. Несмотря на то, что исповедуетесь Вы Богу, а не батюшке, личный фактор здесь влияет, и ничего мы с этим поначалу поделать не можем. Хотя, возможно, кому-то это и неважно.

Подходить на исповедь нужно в порядке живой очереди. Подойдя, преклоняйте голову. Начинайте «согрешил(а)» и перечисляйте грехи. После того, когда Вы сказали все, закончите исповедь «Прости меня, Милосердный Господи». После того, как Вы закончили исповедь, батюшка накрывает вашу голову епитрахилью (принадлежность богослужебного облачения – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь) и читает молитву. Предварительно спросит ваше имя (не забудьте, что если Вас зовут Розой, а крещены Вы Надеждой, надо сказать «Надежда»). После молитвы Вы креститесь, целуете Евангелие, лежащее перед вами, и Крест (там же) и отходите от аналоя.

Главное: причащаться без исповеди нельзя, но исповедоваться без последующего причастия можно. Подготовка к причастию гораздо сложнее и больше, чем к исповеди.

Как готовиться к Причастию?

Три дня до Причастия положено поститься (не есть мяса, молочных продуктов, яиц, а постом – и рыбы). В пост входит также отказ от курения, выпивки и воздержание. Необходимо за время подготовки прочитать правило ко Причащению (оно есть в любом православном молитвослове). В сам день Причастия после 12 часов ночи (то есть с начала нового дня) не положено кушать и пить до конца Литургии. Раньше люди к причастию одевались в светлые одежды – была такая православная традиция. До службы или накануне положена исповедь.

Во время Литургии, ближе к концу службы, услышав пение: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.», начинайте потихоньку перемещаться в правую часть храма. К Чаше подходят именно оттуда. После слов священника «Со страхом Божиим и верою приступите» (он выносит Чашу) и пения «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» – читается молитва «Верую, Господи, и исповедую…» (вы ее уже узнаете после домашней подготовки к Причастию). Ее батюшка читает сам, но весь храм про себя (иногда, и вслух) повторяет. После молитвы под пение «Тело Христово приимите…» причащающиеся подходят к Чаше. Руки складываются крестообразно на груди – правая на левую.

Подходя к Чаше, называйте свое имя в крещении, открывайте рот и принимайте Тело и Кровь Господа. После этого целуйте край Чаши и отходите дальше в левую часть храма. Там берите кусочек просфоры и запивайте. Креститься и кланяться у самой Чаши не надо, чтобы не задеть ее. Также до того, как Вы запьете, не следует ничего говорить. После причастия сразу из храма выходить не следует. Дождитесь конца службы, поцелуйте Крест, который будет давать священник после проповеди, и только после этого обновленные выходите из храма. Не забудьте дома прочитать молитвы после Причастия. Или послушайте их в храме по окончании службы.

По выходе из храма

Благословение
Должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

Общее
Выходя их храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.
Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Правила поведения в православной церкви

1. Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, 11 глава, 28 стих).

2. Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

3. Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

4. Войдя в св. храм, сотвори - в будничные дни три земных, а в праздники три поясных поклона, молясь: — «Боже, милостив буди мне, грешному». - Поклон. «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй мя». - Поклон. «Создавый мя, Господи, прости мя». - Поклон.

5. Православные христиане подают во время Божественной Литургии - главного христианского богослужения - записки о здравии живых своих родственников (крещеных, православных) и, отдельно, о упокоении умерших. Оформляются они следующим образом:

Имена пишутся аккуратно, разборчиво - полные, в родительном падеже: о здравии (или упокоении) кого? - Тамары, Иоанна, Никифора и т. п. Количество имен не имеет значения, однако не очень длинную записку священник обычно читает внимательнее и - молитвеннее. А ведь именно такие записки и подаются, когда человек часто приходит в храм! Записки подаются перед началом службы, обычно там же, где покупают и свечи. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различие цены записок отражает лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же можно сказать и о цене свеч.

6. Благоговейно относись к церковной свече: это - символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

7. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо Царских Врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, постарайся встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это невозможно, встань на свободное место и внимательно совершай внутреннюю молитву.

8. В св. храм всегда приходи к началу Богослужения. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей Службы.

9. Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом Богослужения и после него или в установленное время - например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия; Песнь Богородицы и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне…» и вся Литургия, начиная от «Иже херувимы…».

10. В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай - будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

11. В храме должно стоять и только в случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах». Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии нужно стоять.

12. Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься в это время не следует. Склонять голову принято и когда открывают или закрывают Царские Врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием. Во время освящения Святых Даров (молитва «Тебе поем») нужно, если в храме не очень людно, совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совершают их и после причастия. В эти дни твори поясные поклоны, касаясь рукой пола.

13. В храме молись как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу Христу, во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.

14. Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

15. Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб.

16. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

17. Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме - полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, во время Богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай. Постарайся не обращать внимания, а если, по немощи, не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

18. Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как Богослужению так и молящимся.

19. До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это - грех перед Богом. Если же это случится, скажи на исповеди священнику.

20. По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины - в левой. Прохода от главных дверей к Царским Вратам никто не должен занимать.

21. Женщины должны входить в храм скромно одетыми и с покрытой головой. Недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

22. Главное - это взаимная любовь прихожан и понимание содержания Службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

23. После окончания богослужения, при выходе из храма, следует трижды перекреститься и поклониться и затем, направляться домой, пытаясь сберечь в себе приобретенную храмовой молитвой благодать

Теперь отвечаем на часто задаваемые вопросы:

— ящик с деньгами (около аналоя или еще где в храме) – это добровольная жертва, а не плата за таинства. Решайте по возможностям и по совести.

— то, что Причастие дается одной ложкой, Вас тоже пусть не смущает. Никто еще от Чаши не заразился.

— после первой исповеди (особенно, если вы каялись в тяжких грехах) Вас могут не допустить к Причастию. Редко, но такие случаи бывают. Идите спокойно домой, делайте то, что сказал священник, и готовьтесь к следующей исповеди. Подходить к Чаше без благословения нельзя.

— если у Вас есть потребность рассказать о чем-то священнику – договаривайтесь с ним об индивидуальном приеме. Во время исповеди долгие беседы неуместны – за вами, скорее всего, стоит еще много человек.

Правила поведения в церкви

Как вести себя в храме детям

Детская передача из цикла «Доброе слово», телеканал «Радость моя»