Я считаю что смысл жизни заключается в. А есть ли на самом деле смысл в человеческой жизни? О смысле и предназначении

Экология жизни. Психология: Смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. Можно выделить 16 основных смыслов жизни. Смыслы жизни обеспечивают человека энергией жить дальше и оправдывают уже прожитые годы.

Смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. М ожно выделить 16 основных смыслов жизни. Смыслы жизни обеспечивают человека энергией жить дальше и оправдывают уже прожитые годы. Далеко не все смыслы – высшие, в смысле ориентации на возвышенную цель, но все они идеальны в том смысле, что позволяют человеку жить ради них.

Витальные.

1. Жизнь ради жизни (выживания) . Базируется на инстинкте самосохранения. Один из самых естественных смыслов. Смыслообразующее качество здесь - выживание. Смыслом наполняет нашу жизнь каждый прожитый день, просто тем, что его удалось прожить. Данный смысл особенно актуален в условиях постоянной угрозы жизни. В.Франкл отмечал наличие подобного смысла у обитателей концентрационных лагерей, хотя и не считал его удачным.

2. Жизнь ради удовольствия. Имеются в виду удовольствия: пищевые и питьевые. В основе пищевой и питьевой инстинкт соответственно. Смыслообразующее качество здесь - удовольствие, получаемое от еды и питья.

В быту существуют две разновидности этого смысла: а) обжорство, б) пьянство. Не смотря на то, что с точки зрения психологии подобные идеалы обычно не являются достойными и чаще вообще не считаются смыслами, однако в реальности многие люди живут именно ради этого. Наслаждение, как смыслообразующая позиция рассматривалась еще З.Фрейдом, правда он ее относил преимущественно к сексуальному инстинкту.

3. Жизнь ради богатства (денег) . Формируется на базе инстинкта запасания (сбор меда пчелами, собирание орехов белками и др.). Смыслобразующая позиция здесь богатство, современным символом которого выступают деньги.

анный смысл подходит многим людям (а не только очень богатым), потому что осмысленность существования придает здесь не величина счета, а его постоянное пополнение. Многие пенсионеры в наши дни находят удовольствие в том, что откладывают копейки на сберкнижку, и ее пополнение вызывает приятное чувство не зря проходящего времени.

4. Жизнь ради приятного времяпрепровождения, развлечений (ничегонеделанья): праздники, вечеринки, выходы в театры и кино, легкий флирт, светская жизнь, всевозможные хобби и т.д. Формируется на базе инстинкта экономии сил, который требует от живого существа ничего не делать, как только представляется такая возможность. Смыслообразующая позиция – здесь возможность «хорошо провести время».

Социальные смыслы.

5. Жизнь ради любви (на базе полового инстинкта). Классический смысл жизни по З.Фрейду. Смыслообразующая позиция здесь - количество и качество сексуальной любви (в т.ч. в ее вытесненных вариантах).

Может быть две разновидности этого смысла. В первом случае смыслообразующей позицией выступает количество любви, т.е. для человека будет важным количественное умножение любящих его и любимых им людей. Это смысл жизни для многочисленных дон Жуанов и Клеопатр. Встречается чаще у мужчин, чем у женщин.

Во втором случае смыслоориентирующей позицией выступает качество любви, этот смысл часто оказывается соединенным с идеями семьи, супружеской верности, и развитии отношения в паре. Чаще всего эти разновидности сменяют друг друга на протяжении жизни: в молодости человек больше ориентирован на увеличения количества любви, с возрастом начинает ценить качество.

Характерной особенностью этого смысла является некоторая обезличенность партнера. Важен сам акт любви, а не личность партнера. Если не удается добиться любви с одним потенциальным партнером, человек, ведомый этим смыслом, постарается найти другого (он никогда не хранит верность ушедшему партнеру, какими бы сильными не были между ними чувства).

6. Жизнь ради детей (на базе родительского инстинкта). Смыслообразующая позиция – здесь продление рода (дети, внуки, правнуки). Это один из самых удачных смыслов. Более свойственен женщинам, чем мужчинам. Хотя Д.А.Леонтьев считал его наиболее часто встречающимся как у мужчин, так и у женщин.

7. Жизнь ради гнездышка (дома), формируется на базе территориального инстинкта, частный вариант его – инстинкт гнездования. Построение уютного гнездышка может заполнить смыслом жизнь, как мужчины, так и женщины. Различие выступает в отношении к дому.

Для женщины гнездышко – это ее дом и его внутреннее убранство (ремонт, обои, пололок, купить стенку в кухню). Для мужчины гнездышко – это дом и его окрестности (строительство новых пристроек и построек, гараж, машина в гараже). Многие люди, живущие этим смыслом жизни, считают, что живут ради семьи; хотя семья в этом случае – вторична, первичен дом, члены семьи рассматриваются как добытчики, «несущие в дом», строители его и укрепители.

8. Жизнь ради большой социальной группы (Родины, партии, церкви, нации и т.п.), формируется на базе стадного инстинкта, того, что сбивает животных в стада и стаи, и может заставить их ради этой стаи пожертвовать жизнью. Этот смысл жизни актуализируется в моменты опасности, угрожающей большой группе; при отсутствии такой опасности, обычно не декларируется.

9. Жизнь ради дружбы (малой группы лично знакомых тебе людей, не связанных биологическими узами) . В основе все тот же стадный инстинкт, просто стада по численности бывают разные. Смыслоорганизующая позиция – здесь дружба, количество и качество дружелюбных актов выраженных по отношению к членам твоей малой группы. Этот смысл характерен для юношеского возраста.

10. Жизнь ради карьеры (власти) , формируется на базе иерархического инстинкта, кого который определяет порядок клевания в стае уток и заставляет животных драться, чтобы стать вожаком. Смыслоорганизующая позиция здесь – движение по карьерным (или властным) ступенькам. Пока движешься вверх, твоя жизнь осмысленна.

Данный смысл можно соотнести с предлагаемым В.Н.Дружининым сценарием «жизнь ради достижения». «Выдающиеся изобретатели, талантливые рок-музыканты, режиссеры и кинозвезды… Главное – достичь поставленной цели, стать победителем. Возникает термин «психология победителя». Культ человека, выбравшего дорогу успеха, достижения цели, является итогом развития индустриального и постиндустриального общества».

11. Разновидностью предыдущего смысла может быть «жизнь ради профессионального мастерства». Этот смысл предполагает профессиональное совершенствование человека, без движения по социальной лестнице, это особенно важно в тех профессиях, где карьерный рост ограничен (рабочие специальности, многие профессии служащих и т.п.). Человек находит удовлетворение в том, что он делает свое дело лучше всех его коллег (автомеханик лучше других чинит карбюраторы, учительница русского языка добивается поголовной грамотности своих учеников и т.п.). Но «профессионализм», для того, что бы осуществлять функцию смысла жизни нуждается в признании его со стороны других людей: работников, начальства, клиентов.

12. Жизнь ради конкретного человека – на базе инстинкта следования , который заставляет антилоп бежать за вожаком, а гусят – за объектом, который они запечатлели как мать. Этот смысл нужно отличать от «жизни ради любви», поскольку в его основе не половой инстинкт, а именно инстинкт следования.

Поэтому, человек, которому посвящается жизнь – это редко половой партнер, им может быть выдающийся родственник (в т.ч. супруг или ребенок), но может быть и совершенно чужой человек, иногда идеальный герой прошлого. Очень часто это уже умерший человек, во имя памяти которого осуществляется жизнь последователя.

Это очень личностный смысл, ибо следовать можно только за этим конкретным человеком (этой личностью), а не любым другим, даже удовлетворяющим всем условиям. Одним из вариантов религиозных смыслов жизни – может выступать именно этот: жизнь во имя основателя данного религиозного учения.

Идеальные смыслы.

13. Жизнь ради познания (учебы, науки). Формируется на базе ориентировочно-исследовательского инстинкта. Разновидностью этого смысла может выступать вариант сценария «жизнь как предисловие» (В.Н.Дружинин), когда смысложизненной позицией в нем выступит – учеба: приобретение знаний. «И все же «жизнь как подготовка к жизни» придает смысл затратам времени, человек знает для чего он живет, он прикреплен к действительности, и каждую новую ситуацию рассматривает как возможность чему-нибудь научиться. Отсюда проистекает жажда новизны, но не просто частоты событий, а новизны личного опыта».

14. Жизнь ради творчества (искусства). Формируется на базе подражательного инстинкта. Творчество – во многом является подражанием внешнему миру, т.е., воплощением каких-то ситуаций, картин в объективированных автором субъективных образах. Творческие люди живут во имя создания этих образов (картин, книг, фильмов). Данный смысл может быть свойственен жизненного сценария «Жизнь ради творчества» (по В.Н.Дружинину).

15. Жизнь ради самосовершенствования (совершенствование способностей в любой области, спорт). Формируется на базе игрового инстинкта, который дает возможность детенышам в игре развивать силу, навыки, умения; они могут понадобиться ему в будущем, но пока еще совсем не нужны.

Людям исповедующим этот смысл жизни тоже может быть свойственен сценарий «Жизнь как предисловие»; только смысложизненной позицией здесь будет умножение возможностей и способностей самого человека, его организма, его душевных и духовных качеств, а не знаний, как в случае смысла, формирующегося на основе ориентировочно-исследовательского инстинкта.

Друзья, предлагаю вашему вниманию размышления специалиста о смысле жизни. Буду благодарен за продолжение дискуссии.
Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук

Б. С. БРАТУСЬ | 5 ОКТЯБРЯ 2009 Г.

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека - это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: “Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни”. Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место - проблема смысла жизни .

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл - это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой - чтобы написать диссертацию, третий - себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни , исходя из жизни, из ее контекста и ситуации - нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл - это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни - это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение “Четыре года без смерти”. Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте - примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст - это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Помню запись 51-летнего Толстого в “Исповеди”. Он пишет: “две мыши - белая и черная - то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти”.

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают - они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень - это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: “забота у нас такая, работа у нас большая - жила бы страна родная, и нету других забот!” “Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!” И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный “кусок” общности. Он может быть разным - от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически - это одно и то же: жили бы “мои”, жили бы “мы”, “наши”, а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: “Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь” отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот, который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело - в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, - это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная “формула”, связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы. Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни. На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала. Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач - это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер. Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, - сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились. Сейчас лечение - центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре - жизнь ребенка, ее смысл. Лечение - это средство, “которое должно пристраиваться ” и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни , возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: “Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого”.

http://www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/

Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.

Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.

Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.

Смысл жизни человека философия

Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.

Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.

Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.

Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.

Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.

Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.

В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.

Смысл и ценность жизни человека , соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.

Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.

Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.

Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, и . Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.

Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, и стремление освободиться.

Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.

Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.

Цель и смысл жизни человека

Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.

По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.

Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.

Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.

Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее . Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.

Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включенность в общественную жизнь.

Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.

Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.

Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.

Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.

Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.

Смысл жизни и предназначение человека

Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определенными мыслями.

Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.

Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.

Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.

Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.

Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.

Главным вопросом, которым люди задавались во все времена, звучал так: «Какой смысл жизни человека?». Он возникает потому, что хочется знать, откуда пришел человек, кем он был создан, ради чего он существует и к чему должен прийти в итоге. Смысл жизни всегда интересовал умы светил философии. Однако и психологи теперь отмечают важность данного вопроса, на который обязательно должен быть найден ответ.

Смысл жизни позволяет человеку понять свое место. Понимая, откуда индивид пришел, ради чего должен жить и к чему в итоге обязан прийти, человек знает свое место, что помогает определиться, успокоиться и даже начать жить в соответствии со своим предназначением.

Можно сказать, что позволяет человеку становиться счастливым. Ведь пока не знаешь, ради чего жить, не знаешь, что делать и чем себя радовать, чтобы испытывать чувство удовлетворения.

Вопрос о смысле жизни возникает у человека в голове лишь тогда, когда он немного теряется, сталкивается со стрессом или пугающими ситуациями. Когда человек потерян, он начинает думать о смысле своего существования. И когда он его не находит, тогда возникают различные негативные мысли (например, суицидальные) и меняется личность (меняются качества характера).

Что такое смысл жизни человека?

Интернет-журнал сайт определяет смысл жизни человека в том, ради чего он живет. Это то, ради чего он каждое утро просыпается, встает с кровати, начинает действовать, преодолевает трудности, устраняет ошибки, учится и пр. Во все века пытались найти ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни. Однако на сегодняшний день ответ не найден.

Можно сказать, что у каждого человека смысл жизни свой, что зависит от его психологии, качеств характера и образа жизни. Самое главное – чтобы социальные условия и мир в целом не мешал человеку реализовывать свои ценности. Очень трудно жить счастливо и в соответствии со своим предназначением, когда обстоятельства и окружающие условия различными способами мешают в реализации себя. Вот почему смысл жизни должен в некоторой степени соответствовать тому времени, в котором человек живет.

Определите для себя, как вы хотите жить, и идите по этому пути, которое будет делать вас счастливым. В этом и есть смысл жизни – дать человеку возможность самим выбирать свой путь и быть хозяином своей судьбы.

Философы отмечают, что смыслом жизни для человека становится то, чему он придает важное и значимое значение. Это может быть какая-то вещь, подарок близкого человека, деньги, дети и пр. Вот почему смысл жизни у всех разный – каждому человеку важны различные вещи, люди и явления, на которые он готов тратить свои силы и время.

Цель и смысл жизни

На каждом жизненном этапе у человека меняются смыслы жизни, соответственно, и цели, на которые он тратит свои силы. К примеру, в детстве ребенок считал своим смыслом жизни иметь как можно больше игрушек, однако во взрослом возрасте цели могут измениться, например, на создание семьи.

Следует отметить, что каждое направление имеет свое понимание того, какой у человека смысл жизни. К примеру, религия считает, что смыслом жизни должно быть созерцание, познание самого себя и Бога. Институт брака пропагандирует создание семьи и рождение детей, на которых следует посвятить все свое время. Тенденции моды диктуют мысль о том, что человек должен всегда и везде выглядеть стильно и красиво, что и определяет его смысл жизни.

В каждой сфере, на каждом жизненном этапе смысл жизни человека меняется. Отсюда делаем выводы:

  1. Не следует огорчаться из-за того, что раньше вы стремились к одним целям, а теперь они стали вам неинтересны. Время прошло, и вы видите значимое значение в чем-то другом.
  2. Не паникуйте, что потеряли смысл жизни. Возможно, вы находитесь на этапе переосмысления, когда один смысл сменяется другим.

Одни люди создают семьи, другие – , третьи – занимаются спортом, четвертые – работают и зарабатывают деньги. Каждый живет в соответствии с тем, что он сделал для себя смыслом жизни. И если его это не радует, тогда он ошибся. Следует пересмотреть свои взгляды, чтобы встать на тропу истинного смысла жизни.

Смысл жизни и предназначение человека

Почему еще очень важно понять, какой смысл жизни человека? Когда отвечает себе на данный вопрос, все для него становится ясным. Что именно? То, как жить дальше. Смысл жизни – это цель, конечный пункт, значимость чего-либо. А предназначение – это способ бытия, жизни, которого будет придерживаться человек, чтобы идти к своему смыслу жизни.

Можно сказать, что наличие смысла жизни определяет путь, по которому человек будет идти. Что он будет делать? Какими взглядами руководствоваться? К чему стремиться? Все это определяется тем смыслом жизни, который назначает для себя человек.

Итог

В чем заключается смысл жизни? Этот вопрос становится актуальным, когда человек теряется по жизни. Он находится в депрессии, потерял нечто ценное для себя, скучает и не знает, куда идти дальше. Именно ответ на вопрос о смысле жизни позволяет человеку определиться, что ему делать дальше, к чему стремиться, какие цели достигать. А без этого всего он становится «червяком», который просто не знает, куда ему ползти.

На самом деле нет никакого смысла жизни. Человек является объектом, который составляет часть одного целого под названием «Вселенная». Сам по себе человек – лишь часть целой цепочки, которая поддерживает свое равновесие. Для Вселенной человечество – необходимый элемент своего существования. Это говорит лишь о том, что люди необходимы Вселенной, иначе бы их просто не существовало. Поэтому на уровне инстинктов человеку заложены механизмы, которые будут побуждать его сохранять свое существование: страх смерти, голод, стремление к размножению и т. д.

Смысла жизни не существует. Человеку просто отведен определенный отрезок времени, который он должен прожить. И что он будет делать в этот период, уже не имеет никакого значения. Он может лежать и ничего не делать, а может целыми днями работать – все это не имеет никакого значения, поскольку Вселенной важно лишь то, чтобы человек был жив какое-то время.

Люди сами придумывают смыслы жизни. Точнее сказать, каждому человеку отведен конкретный отрезок времени и дано право решать, как именно он его проживет. Смысл жизни каждого человека заключается в том, что он решит сам для себя: как будет жить, что будет ценить и чем себя увлекать. Люди сами себя развлекают, пока живут. А как именно они это будут делать, уже их право решать, поскольку это не имеет никакого значения для всей Вселенной.

Смыслы жизни люди сами придумывают, чтобы как-то заполнить тот отрезок времени, который они должны прожить. Поэтому смысл жизни – найти такое развлечение для себя, на которое вы будете тратить свое время и силы. Что именно вы выберите, решать вам. Но в любом случае это будет ваш выбор, за который вы и будете отвечать сами перед собой.

Человеку свойственно искать ответы на вечные вопросы: зачем он появился на Земле, в чем смысл жизни. Труды философов и ученых, живших за несколько тысячелетий до нашей эры, освещают тот же поиск, но не дают однозначного ответа. Пифагор считал, что нужно научиться всему, что следует знать. Аристотель призывал достигать совершенства в начатом деле.

Для кого-то смысл жизни – это семья, дети или построение карьеры. В сегодняшнем мире акцент смещен на достижение материальных благ. Люди ставят себе цель купить дорогую машину, построить большой дом, забывая, что настоящее счастье заключается в человеческом общении и в какой-то степени познании тайн бытия.

Важно найти достойную задачу, ради которой хватит сил преодолевать препятствия и сложности. Заинтересованность в результате окрыляет человека. Он берет жизнь в свои руки и наслаждается ею.

Мудрецы всех времен предлагали меньше размышлять о насущном, чтобы не завидовать окружающим и жить в гармонии с собой. Древнегреческие философы говорили: «Думайте о хорошем». Позитивный настрой, занятие любимым делом и встречи с друзьями способны сделать людей счастливыми.

Свободолюбивые греки искренне полагали, что смысл жизни человека – поиск занятия, приносящего удовольствие и раскрывающего устремления человека.

В Средневековье умами людей завладела религия. Прихожан храмов и церквей убеждали в неизбежности расплаты за грехи земной жизни и предлагали смиренно служить Богу, каясь в недобрых поступках. Важное место в проповедях отводилось значению семьи и воспитанию наследников, с детства принявших основные постулаты веры.

Только в XV веке ситуация в Европе несколько изменилась: стремительно развивалось искусство и ремесла, мореплаватели открывали новые земли. Люди вновь, как и в античные времена, стремились к познанию мира вокруг себя и поиску в нем своего места.

Философы ХХ века также продолжали искать выход из тупика, в который их заводило то или иное учение, и пытались разобраться, что происходит в мире. Николай Бердяев писал, что стремиться нужно к тому, что выше человека, и что душа должна постоянно быть активной.

Прошлый век принес много потрясений: масштабные войны, крушение идеологий, отказ от религии и возвращение к ней. Цели людей постоянно менялись, и смысл жизни человека в философии 20-го столетия так и не был найден.

Религиозные взгляды

Три основные мировые религии – христианство, ислам и буддизм – практически одинаково смотрят на смысл жизни людей.

Христиане предлагают найти Бога и идти к нему, творя добро и помогая окружающим. Святые отказывались от всех радостей, отдавая силы служению Богу и принимая страдания за свои убеждения.

Мусульмане вверяют себя Аллаху и точно следуют заповедям Корана, единственно верным в их понимании. Однако некоторые радикальные последователи ислама активно проповедуют нетерпимость к остальным религиям.

Буддисты стремятся жить достойно, чтобы выпасть из колеса Сансары, т. е., не перерождаться вновь, а попасть в высшие миры. Религии проповедуют определенный образ жизни, чтобы в дальнейшем люди могли избавиться от страданий, ведь именно в этом, по их мнению, заключается счастье.

В свою очередь, атеисты предприняли попытку отказаться от Бога, во всех вопросах полагаться только на себя и обрести как можно больше единомышленников, объединенных общей целью. Ей может стать глобальное строительство, освоение новых земель или внедрение новаторских технологий.

Атеисты презирали равнодушие и пассивность по отношению к жизни. Каждый должен был иметь цель, разделять общие идеалы и стремиться воплотить их в реальность.

Описание смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе

В начале XIX века в произведениях Джорджа Байрона (на фото справа ), Александра Пушкина и Михаила Лермонтова поднимался вопрос о преждевременной «старости души», которой были подвержены главные герои их известнейших романов.

Чуть позже появились нигилисты, отрицавшие наследие предков и их достижения. Иван Тургенев прекрасно описал юношу-нигилиста в книге «Отцы и дети», показав, насколько наносной является скука и отсутствие интереса к жизни.

Человек счастлив, развиваясь на протяжении всего жизненного пути. Ребенок познает мир, молодой человек жаждет немедленных действий, и только в зрелости приходит осмысление совершенных поступков и шансов, которые были использованы или упущены.

Лев Толстой считал, что «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Именно такой образ жизни вел французский писатель Оноре де Бальзак. По словам современников, он был неистов в проявлении любви и ненависти и отличался огромной работоспособностью. Его целью было стать знаменитым, и он с блеском достиг ее, вкладывая в уста героев романов собственные размышления о смысле бытия.

Смысл жизни в психологии

Психология – наука, изучающая психологические параметры человека и их изменения под влиянием извне. Ее основная цель – добиться осмысления внутреннего мира личности, чтобы подсказать человеку правильную мотивацию. Психология поднимает основные вопросы бытия, позволяя разобраться, что наиболее привлекательно.

  • Совершенствование и самореализация.

Найдя дело по душе, нужно развивать навыки и при необходимости менять области их применения, чтобы самореализоваться в профессии. В наш век это основная цель большинства людей. Без продвижения по карьерной лестнице они не видят в жизни смысла. Именно поэтому во всем мире возникло огромное число курсов повышения квалификации и различных тренингов. Посещение клубов для избранных, перелеты первым классом и обеды в шикарных ресторанах – бонусы, которые ценят карьеристы.

  • Продолжение жизни.

В отличие от трудоголиков, люди, ориентированные на создание большой и крепкой семьи, работают лишь для того, чтобы ее содержать. Рождение детей и забота о них занимают почти все их время. Радость и смысл их существования заключается в общении с родными, праздновании памятных дат и успехов членов семьи.

Некоторые обожают путешествовать и становятся настолько изобретательны в поиске средств для поездок, что умудряются не возвращаться домой годами.

Они ведут странички в интернете, подрабатывают на сезонных сборах урожая и находят самые дешевые авиабилеты для перемещения в новую страну.

Кто-то предпочитает рискованные виды спорта и тратит месяцы, доводя до совершенства мотор катера или мотоцикла.

Каждый реализовывается по-своему. Цель психологов – помочь найти истинное стремление человека и таким образом дать толчок развитию его личности.

Прочие точки зрения и мнения

Тибетская философия, как и буддизм, поддерживает точку зрения о необходимости освобождения человека от земных страданий. По их мнению, этого удастся достичь, познав мир и себя.

Эпикурейцы, напротив, превозносят радости жизни и предлагают получать их в неограниченном объеме. Их учение отрицает существование души после смерти тела, поэтому наслаждаться следует каждым днем. Вкусная еда, развлечения, дружба высоко ценятся эпикурейцами. А вот отрицательных эмоций, вроде чувства вины или грусти, они не признают.

Древние индейские цивилизации призывали человека оставаться частью природы и подчиняться естественному ходу жизни: растить новые поколения, обрабатывать поля и заниматься ремеслами. При этом не приветствовалось стремление ни к богатству, ни к бедности. Дети должны были унаследовать мир таким, каким его в свое время получили отцы.

Каждый время от времени ощущает потребность удостовериться, что не зря растрачивает свою жизнь. Как понять, что человек находится на верном пути и не реализует чужие мечтания?

Для начала нужно отвлечься от суеты и составить собственный список желаний. Если это удается с трудом, значит, человек погряз в рутине, не имея определенной цели. Такое положение дел недопустимо, оно ведет к слабости и равнодушию. Великие начинания в этом состоянии вряд ли реализуются. Человек не чувствует ни счастья, ни гармонии, потому что занимается ни тем, к чему стремится его душа.

Не стоит сразу идти к психологу, чтобы определиться с выбором своего предназначения. Иногда достаточно разговора с друзьями или воспоминаний о прежних успехах и увлечениях.

Полезно подумать о том, что раньше доставляло радость. Возможно, пришло время вернуться к забытому хобби или работе, которую пришлось сменить из-за невысокой заработной платы? Ведь именно она заставляла задерживаться в офисе допоздна и с гордостью рассказывать знакомым о текущих проектах.

Материальные блага меркнут перед шансом получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Заключение

Философы, писатели и психологи сходятся в одном: смысл жизни человека – в обретении счастья, однако единой формулы для этого не существует. Сложно быть счастливым в одиночку, поэтому один из способов обретения хорошего расположения духа – помощь родным и близким. Внимание к их нуждам и забота позволят избавиться от эгоизма и стать доброжелательнее и сердечнее.

Можно обрести гармонию, прощая чужие и свои ошибки, отказавшись от максимализма. Это принесет спокойствие и уравновешенность, а также позволит наладить прекрасные отношения с окружающими. Множество знакомых, имеющих разные интересы, поделятся своими знаниями и подскажут нестандартное решение надоевшей проблемы.

Главное – не поддаваться унынию, верить в свои силы и не допускать влияния на жизнь деструктивных мыслей.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!