Термин что такое урок орксэ. Учебный курс орксэ

Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

О введении учебного курса ОРКСЭ


Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе инструктивно-нормативные материалы и методические рекомендации "Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" для учителей и организаторов введения курса, подготовленные по итогам семинара - совещания представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

Директор Департамента
Е.Л.Низиенко

Приложение. Инструктивно-нормативное письмо "Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" для учителей и организаторов введения курса

Приложение


Настоящие материалы подготовлены с целью оказания методической помощи по подготовке и практической организации образовательного процесса в рамках комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее - ОРКСЭ).

Нормативно-правовая основа преподавания

Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации , Законами Российской Федерации "Об образовании" , "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ; "О свободе совести и религиозных объединениях" .

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п.4 ст.14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (статьи 13 , 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с традиционными религиозными организациями по вопросам изучения ОРКСЭ, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне основной образовательной программы общего образования ( , далее - Закон). Такое обучение может проводить только религиозная организация, условия организации обучения религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях установлены приказом Минобразования России от 1 июля 2003 года N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ" .

В проект Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - проект ФЗ "Об образовании в РФ) включена статья 90 "Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования".

Указанная статья направлена, в частности, на правовое регулирование образовательной деятельности по преподаванию религиозных культур и светской этики.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" зафиксирована позиция о реализации в общеобразовательных учреждениях указанного комплексного учебного курса.

Требования к условиям и результатам преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в рамках новой предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" с учетом возможных изменений, связанных с принятыми решениями о преподавании ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году в 4 классах общеобразовательных учреждений.

С целью совершенствования нормативной базы в условиях реализации введенных норм приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089" внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов: утвержден стандарт начального общего образования по комплексному курсу "Основы религиозных культур и светской этики".

Приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312" внесены изменения в федеральный базисный учебный план (вступают в силу с 1 сентября 2012 года) в части введения курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года - 34 учебных часа в год в 4 классах.

Цель и задачи, учебно-методическое обеспечение курса

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

В образовательном процессе с целью преподавания указанного комплексного учебного курса используются учебники и учебные пособия, включенные в Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.

Для дальнейшего совершенствования методики преподавания ОРКСЭ создано Методическое объединение по ОРКСЭ при МКС. Его основными задачами являются: проведение экспертизы учебно-методических материалов ОРКСЭ, разрабатываемых в регионах; научно-методическое обеспечение ОРКСЭ.

Апробация ОРКСЭ в 2009-2011 годах

Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 и в соответствии с планом мероприятий по апробации ОРКСЭ в 2009-2011 годах , утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 1578-р . Координацию работы по подготовке к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ в 9980 общеобразовательных школах в 21 субъекте Российской Федерации осуществлял Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - МКС).

Результаты двухлетней апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о его педагогической эффективности, значительном влиянии на нравственное состояние обучающихся, их отношения с родителями (законными представителями). Введение ОРКСЭ было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их родителями, общественностью. 88% родителей, 94% учителей, 93% руководителей школ, 91% представителей органов исполнительной власти положительно отнеслись к введению ОРКСЭ. ОРКСЭ формирует у обучающихся культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России, развивает интерес к морально-нравственным аспектам социальной жизни человека.

Информационное обеспечение преподавания ОРКСЭ

С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания подготовлены: книга для учителя; справочные материалы для общеобразовательных учреждений; книга для родителей.

Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) при участии Минобрнауки России создан специализированный портал: www.orkce.org, который предназначен для оказания консультационной и информационной поддержки введения курса ОРКСЭ, для обмена методическими, технологическими и содержательными ресурсами, которые создаются в ходе введения курса, или были созданы ранее всеми его участниками (школьными, учителями, преподавателями-тренерами, тьюторами, консультантами и экспертами).

Информация на портале размещена в следующих разделах:

- "Нормативные материалы",

- "Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора",

- "Новости и СМИ об ОРКСЭ",

- "Региональный опыт",

- "Обратная связь".

Раздел сайта "Нормативные материалы"

Предназначен для ознакомления с информацией по нормативно-правовым материалам, содержащим постановления Правительства, определяющие ход апробации и внедрения ОРКСЭ в образовательный процесс школы; протоколы заседания межведомственных и межрегиональных комиссий, определяющих стратегические задачи разработки курса ОРКСЭ и его апробацию, введение, приказы и другие нормативные акты, издаваемые Минобрнауки России, АПК и ППРО в целях регламентирования процессов разработки и проведения мероприятий, связанных с ОРКСЭ.

Встроенная лента аннотированного меню содержит список документов типа "блог" (первые сверху).

На странице документа имеется ссылка на прикрепленный файл документа для скачивания.

Раздел сайта "Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора"

Предназначен для ознакомления с информацией по методическим материалам, включающим методические разработки отдельных тем для преподавателей-тренеров и тьюторов; комплексные и тематические методические разработки, которые адресованы, как преподавателям-тренерам, так и учителям, которые преподают, или будут преподавать ОРКСЭ; модельные презентации проектов, которые могут быть использованы в качестве образцов в ходе организации проектной работы с учителями; дидактические раздаточные и другие материалы, используя которые преподаватель-тренер или учитель уточняет методику проведения учебных занятий в рамках подготовки к введению курса ОРКСЭ и школьных уроков.

Любой файл можно скачать с сайта, а также имеется возможность добавлять комментарии зарегистрированным пользователям сайта ОРКСЭ.

Раздел сайта "Новости и СМИ об ОРКСЭ"

Раздел сайта "Региональный опыт"

Предназначен для ознакомления с информацией: новости, оперативная информация о работе в регионах - участниках апробации 2009-2011 годов, опыт стажировочных площадок, материалы для экспертов, презентации проектов, положительный опыт апробации и успешного введения курса в штатном режиме и прочее.

Для обмена мнениями на портале располагается форум. Форумы позволяют пользователям портала обсуждать друг с другом темы, обеспечивая архивирование сеансов для получения последующих справок. Пункт меню "Создать содержимое" в меню модераторов и администраторов создает исходное сообщение для новой тематической дискуссии.

Тематическая дискуссия происходит в том случае, если люди оставляют комментарии по заявленной теме форума (или комментарии на другие комментарии в пределах этой темы). Тема форума содержится в форуме, который может хранить много подобных или связанных тем.

Раздел сайта "Обратная связь"

Раздел "Обратная связь" предназначен для обратной экстренной связи с разработчиками портала и содержит форму для отправки сообщений администратору сайта.

Возможность комментирования предоставляется только зарегистрированным пользователям. На сайте, в правом верхнем углу, есть кнопка "Регистрация" с пошаговой инструкцией для регистрации.

Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.

Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru:

Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

Информация о религиозных организациях, по участию религиозных организаций в реализации ОРКСЭ размещена на следующих интернет-ресурсах:

http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;

http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;

http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;

сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).

Методические рекомендации по организации изучения в 4-х классах комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Вопросы организации обучения по курсу ОРКСЭ в 2009-2011 годах, в том числе по теме организации взаимодействия с религиозными организациями, представлены в подготовленных в этот период информационно-методических материалах - письмо Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования "Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в субъектах Российской Федерации" от 8 июля 2011 года N МД-883/03 .

С 2012-2013 учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ вводится во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ - культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации. В контексте учебно-методического обеспечения преподавания ОРКСЭ культура понимается как духовное и материальное богатство, воплощённое в образе жизни народов России, российских религий, российского общества.

Важно, чтобы учитель по любому из модулей ОРКСЭ понимал цели изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе, содержание курса, подходы к преподаванию религиозных культур, не нарушая при этом принципов научности, мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов каждой религии и этики базируются на принципе общеобразовательного, светского характера курса. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должно обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей данного курса с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Несмотря на различное содержание учебного материала каждого модуля, сохранено их методологическое, структурное, методическое и дидактическое единство. Оно обеспечивается "Требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу" (приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69):

В результате изучения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" ученик должен:

знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Программы модулей учебного курса ОРКСЭ дополнены сведениями по ознакомлению с другими религиозными культурами. В ситуации, когда класс делится на группы, изучающие разные модули курса, следует организовать учебное взаимодействие между ними. На первом, общем для всех модулей уроке, определяются общие цели и задачи изучения курса, стратегии межмодульного взаимодействия. На уроках 31-34 происходит знакомство с содержанием других модулей, а также презентация учебных проектов на тему "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.), подготовка которых предполагает взаимодействие учащихся из разных групп (модулей курса). Кроме того, часть времени повторительно-обобщающих уроков можно посвятить обзорно-ознакомительному изучению отдельных ключевых тем, включенных во все модули. Например, "Культура и религия", "Священные тексты", "Золотое правило нравственности", "Милосердие", "Семья", "Добро и зло", "Календарь и праздники", "Священные сооружения", "Долг и добродетель, свобода и ответственность", "Искусство", "Отношение к природе" и т.д.

Личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании, она должна строиться как позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция "недавления", "ненавязывания" своего мировоззрения, уважения и обеспечения мировоззренческого и культурного выбора, образовательного заказа семьи в преподавании ОРКСЭ.

Важным условием функционирования образовательной среды является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Под ними подразумевают такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, различные игровые типологии. Не менее важную учебную роль может выполнить использование на уроках выдержек из биографий религиозных деятелей, литературных произведений на религиозные сюжеты, трудов учёных по изучаемым вопросам, статьи и книги глав и авторитетных деятелей соответствующих конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкетирование.

Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:

- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;

- понимание учащимися, что их поведенческие модели - одни из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе "золотого правила нравственности": не делай другому того, чего не желаешь себе;

- потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих социально значимых задач;

- мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;

- стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения, выходы из конфликтов, обусловленных мировоззренческими, религиозными, культурными различиями, толерантное отношение к другим людям, одноклассникам.

Преподавание ОРКСЭ предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и культурологических задач:

- точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразия религий, существующих в мире;

- рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;

- освещение особенностей учений различных религий, в первую очередь нравственной составляющей этих учений;

- описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует).

На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала. Манера объяснения, школьной лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным, поскольку музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, может быть непривычен и малопонятен для большинства школьников.

Полезно эффективно использовать окружающую социокультурную и историческую среду в учебных целях. Например, изучение основ традиционных религиозных культур будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храмов. В ходе такой мини-экскурсии следует заострить внимание учащихся на архитектуре и устройстве храма. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, следовательно, любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной. Некоторые уроки могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников при соблюдении необходимых норм внешкольной учебной работы. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи - воспитания уважительного и бережного отношения к отечественному религиозному и культурному наследию своей "малой родины".

Преподаватель должен позаботиться о комфортабельной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, возможно их свободного перемещения в аудитории.

При работе с младшими школьниками учёт психологического фактора является для данной возрастной группы во многом определяющим. Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.

В процессе духовно-нравственного развития во внеучебное время применяются различные методы. Выбор методов зависит от программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования как составной части образовательной программы школы, содержания воспитательной деятельности, её направленности. В духовно-нравственном образования учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми необходимо проводить различные мероприятия: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, что будет поддерживать образовательную деятельность по ОРКСЭ.

Большую работу члены педагогического коллектива должны проводить с родителями, которые могут непосредственно участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Так в начальной школе изучение ОРКСЭ требует обязательного привлечения родителей. Возможный вариант привлечения родителей это разработка плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по ОРКСЭ. Он может быть подготовлен общими усилиями педагогов, родительского актива, детей. Данная работа позволит определить общественный заказ школе по духовно-нравственному воспитанию. Широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширении знаний о культурных корнях мировых религий в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе - это естественная закономерность. Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается не только обществом, но и государственными институтами.

В рамках плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по ОРКСЭ изучается культура поведения, как вид нравственных норм и форма проявления нравственных качеств личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности и др.; изучается культура личного самообслуживания, общения, труда. Младшие школьники изучат правила хорошего тона как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе и т.д. Формы и методы работы многообразны. Важно, чтобы была создана система работы по формированию духовно-нравственных ценностей, этим самым мы подтвердим постулат В.А.Сухомлинского: "Если человека учат добру - ... в результате - будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Система оценивания планируемых результатов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе школы. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи:

- подведение итогов работы;

- сравнение (с самим собой и другим).

Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом: оценивание по системе "зачет-незачет"; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности. Рекомендуется использование технологии портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом. Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем их учебных результатов может являться систематическое обращение к материалам рубрик учебника: учащиеся под руководством учителя формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Педагог, в конечном счете, работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
управление Образования администрации
ЗАТО г.Североморск
www.edu-severomorsk.ru
по состоянию на 07.12.2012

Азнабаева Р.З. , заместитель директора по УВР в начальных классах МОАУ «Подольская СОШ»

«Содержание модулей курса ОРКСЭ»

Уважаемые участники муниципального родительского собрания! Хочу начать свое выступление с приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. №69, где сказано, что Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этик и», т. е., с 2012- 13 уч. года предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (сокращенно ОРКСЭ) является обязательным для изучения предметом.

«В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики»

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений»

Задачи учебного курса ОРКСЭ :

    Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

    Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начали систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально говорят с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывают перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя 6 модулей:

    Основы православной культуры;

    Основы исламской культуры;

    Основы буддийской культуры;

    Основы иудейской культуры;

    Основы мировых религиозных культур;

    Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений .

Обязательный минимум содержания основных
образовательных программ

Россия - наша Родина. Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы мировых религиозных культур
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Каждый из модулей разделяется на 4 блока.

1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час);

2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).

3. Традиционные религии и этика в России (13 часов);

4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).

Такая конструкция дает возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими блоками, обеспечивая педагогическое единство предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.

Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.

В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.

В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей

И по месту в учебном плане, и по содержанию курс служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет предмет «История», который школьники будут изучать в 5 классе.

Структура курса предполагает максимально тесное взаимодействие детей и родителей.

Для курса «Основы религиозной культуры и светской этики» издательством «Просвещение» выпущены учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. В рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения).

Все представленные материалы учебных пособий курса ОРКСЭ адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам».

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

С февраля по апрель в Красноярском крае проходят родительские собрания по выбору модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). А еще до их начала в ряде СМИ прозвучала избитая фраза, что «детей будут учить религии». Причина этому - низкая информированность и необъективная подача не только со стороны журналистов, но и учителей, и представителей конфессий. Чтобы выяснить, как на самом деле ведут себя три стороны - учителя, родители и священники, мы отправились на родительское собрание.

Школу мы выбирали не наобум. Были изучены списки, отзывы о собраниях прошлых лет, опрошены знакомые родители, дети которых уже изучили курс. Так выявились откровенно «проблемные» школы, в которых собрания вовсе не проводятся, и успешные, где все до малейших деталей ювелирно выверено.

Одна из знакомых мам (она пожелала остаться анонимной) рассказала: когда ее ребенку выбирали модуль, представителей религиозных конфессий на собрания не приглашали. Предварительно рассылали ознакомительную информацию, затем на собрании рассказывали о курсе и предлагали сделать выбор. А занятия по курсу проводил… учитель труда! Мы решили проверить эту информацию и выбрали среднюю общеобразовательную школу № 4 в Центральном районе.

Чтобы максимально объективно оценить ситуацию, не дать возможности подготовиться и пусть даже не нарочно приукрасить действительность, о своем участии в собрании мы не предупредили его участников. По этой же причине мы отказались от фотосъемки. Кстати, у моего коллеги по «ПСС» визит на собрание в одну из школ вообще сорвался - виной тому были административные «проволочки». Мне повезло больше.

Разговор на перемене

В школьной администрации узнали о нашем приходе за несколько минут до собрания. Роль проводить собрание доверили заместителю директора по учебно-воспитательной работе Оксане Грачевой, преподавателю с большим опытом работы, обладателю наград за профессиональные успехи, в том числе, и от первых лиц города и края.

Наш визит ее нисколько не смутил (либо она старалась этого не показывать). С ней нам удалось пообщаться на перемене. Любезно предложив присесть, зам. директора рассказала о выборе модулей курса ОРКСЭ, сообщила, что регулярные родительские собрания проводятся в школе с 2012 года. Раньше родители всегда выбирали «Основы мировых религиозных культур». Ситуация начала меняться в последние два года, когда родители стали делать выбор в пользу православной, исламской, буддийской и иудейской культур.

Иногда это приводило к неоднозначным ситуациям. Так, преподаватель рассказала, что был случай, когда буддийскую культуру выбрали только для одного ребенка. Через некоторое время было решено модуль сменить: всех устраивали и знания, и качество преподавания, но ребенок просто не хотел оставаться учиться один, когда все расходились по домам.

Когда речь зашла о сегодняшнем собрании, учитель показала письмо, которое накануне получили родители третьеклассников. Помимо информации о модулях, оно включило сообщение, касающееся непосредственно выбора. Так, родителей предупредили о том, что они вправе учитывать мнение ребенка, но окончательное решение остается за ними, и что заявление о выборе они должны заполнить лично после собрания и они не имеют права отказаться от курса.

Слово учителю

В этом учебном году здесь всего один 3-й класс, 19 учеников. На собрание пришли родители семерых из них, по одному представителю от 6-ти семей и от одной - в полном составе. Все они оставались в неведении о присутствии журналиста (для них это был просто человек, который сидел в классе рядом со священником).

Оксана Грачева представила родителям учебный план, чтобы они убедились в том, что курс обязателен для всех, и перешла к рассказу о назначении предмета.

- Освоение учебного содержания каждого из модулей должно обеспечить понимание значения духовности, нравственности, знание основных норм светской и религиозной морали, понимание их значения в жизни человека, семьи, общества, - отметила педагог.

Затем учитель объяснила, почему курс изучается именно в четвертом классе:

- В этом возрасте дети уже достаточно взрослые, имеют некоторый личный опыт и знания, осведомлены о событиях, происходящих в стране и мире. В то же время, они еще дети. Они открыты для всего нового. Они готовы учиться.

Приступив к освещению модулей, преподаватель подчеркнула, что в каждом из них есть понятия, единые для всех - «любовь», «сострадание», «милосердие». «Таким образом, неважно, какую культуру будет изучать ребенок. Все будут говорить об одном и том же», - добавила Оксана Александровна, подчеркнув: «Выбирая модуль, вы должны подумать о традициях, предпочтениях, которых придерживается семья, принципах воспитания» .

Рассказ сопровождался компьютерной презентацией, где были четко расписаны названия уроков для каждого из модулей. Родители внимательно прочитали все, некоторые даже сфотографировали на телефон.

Дальше Оксана Грачева рассказала о ведущем курс педагоге. Им оказалась учитель технологии (возникает уже другое впечатление, чем при фразе «учитель труда», не правда ли?) и изобразительного искусства высшей категории. Она ведет курс с самого его появления в школе (5 лет), много раз проходила переподготовку и курсы повышения квалификации. Ежегодно участвует в семинарах по ОРКСЭ и межрегиональной конференции - Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях.

Слово священнику

Традиционно на собраниях в школах присутствует представитель от Красноярской епархии. Правда, сама школа никого конкретно не приглашает, инициативу проявляют священники, чему зачастую рады как учителя, так и родители. Стоит заметить, что представителей других конфессий, кроме Русской Православной Церкви, на собраниях в этой школе не бывало.

В этот раз на беседу с родителями пришел председатель Епархиального отдела православных психологов, психолог-консультант Епархиального отдела по профилактике и реабилитации зависимостей, штатный священник Покровского кафедрального собора Красноярска иерей Родион Петриков.

- В современном мире, полном тревог, у человека должна быть точка опоры, ясность, понимание того, что такое «хорошо» и «плохо» , - начал отец Родион. - Если у человека пусто в душе, то рано или поздно это место кто-то займет. И этот кто-то может быть совсем не дружелюбным.

Священник отметил, что некоторые люди думают, что религия - это информация, которая не имеет отношения к жизни, хотя вера дает ответы на самые важные вопросы.

- Христианству более 2000 лет, и за это время еще никто не был обманут. Каждый человек, который стал христианином, так или иначе, соприкоснулся с Богом , - добавил отец Родион.

Председатель Епархиального отдела православных психологов выделил три главных тезиса касательно модуля «Основы православной культуры»:

  • ОПК - это тот предмет, который может рассказать человеку о религии, и она может стать для него духовной защитой. Ребенок, который знает православную культуру, будет защищен от сект. Это не сказки, а реальный факт.
  • ОПК - это возможность познакомиться с религией, которая может защитить вашего ребенка со всех сторон и познакомить с той страной, в которой мы живем. Мы - христианская страна. Нашу страну создала православная вера.
  • ОПК - это не Закон Божий. Никто ваших детей не будет втягивать в Церковь, учить молиться и т.д. Это лишь один из вариантов знакомства с духовно-нравственной культурой.

Вопросы с места

Первая реакция родителей на слова священника оказалась положительной (по крайней мере, открыто никто не возмущался). Одна из родительниц сказала: «Мы только рады». Но после первых эмоций пошли вопросы. Публикуется в сокращении.

Родитель № 1: А если заинтересовали два модуля, как быть?

Учитель: Если говорить о выборе между ОПК и светской этикой, то об этике вы можете почитать сами в Интернете. А за самостоятельное изучение ОПК я бы не взялась, например. Этим должны заниматься специалисты, которые могут все подробно объяснить.

Родитель № 1: Православие православием. Ребенок должен знать его, но он должен знать и обо всех мировых религиях тоже.

Родитель № 2: В четвертом классе это будет каша в голове.

Учитель: Самое главное - какая бы ни была культура, ценности там все равно одинаковые: мама, семья, Отечество, Родина, добро и зло, справедливость.

Родитель № 1: В этом отношении «Основы мировых религиозных культур» выигрывают. У нас многонациональные классы. Есть и православные, и мусульмане, и те, кто вообще ни во что не верит.

Учитель: Поэтому мы и ставим задачу выбрать модуль для себя, для своей семьи, для своего ребенка.

В рассуждениях даже возник небольшой спор о духовно безопасном выборе. Столкнулись разные точки зрения родителей, один из которых считал, что, выбирая конкретный модуль, он лишает ребенка возможности выбора и навязывает свою позицию. Другой же настаивал: «Чтобы личность могла сделать правильный выбор, она должна быть духовно зрелой».

Здесь же родители поинтересовались о возможности приглашать на занятия священника и посещать храмы с экскурсиями. Оксана Грачева объяснила, что здесь все зависит от самих родителей, от их инициативы, а храмы всех конфессий всегда рады принять гостей. Отец Родион в свою очередь добавил о том, что такие экскурсии и встречи играют положительную роль и, «по опыту, дети лучше откликаются на священника» .

Возник вопрос и об отметках, на что родители получили однозначный ответ: «Курс отметок не подразумевает».

Волновала родителей и возможность смены модуля. Педагог заверила, что если возникнут проблемы, то в сентябре родители смогут изменить решение . И тут диалог приобрел интересный поворот.

Родитель № 3: А я могу выбрать на полгода мусульманскую культуру, и на полгода - православную, чтобы он понимал и то, и другое? Я мусульманин, соответственно, и сын тоже, но я хочу, чтобы и другие культуры он знал.

Учитель: Тогда можете выбрать «Основы мировых религиозных культур». Там все культуры сразу - и православная, и мусульманская, и буддийская, и иудейская.

Родитель № 3: Буддийская, иудейская…хм… Мне надо, чтобы у него было понимание православной культуры.

Учитель: Наверняка вы поддерживаете ислам в семье, у вас особые традиции. Вы этому научите сами. Поэтому выберите ОПК. Чему вы сами не сможете научить, научат другие.

Кто победил?

Результаты собрания стали известны после выходных. При этом на момент написания статьи из 19 человек заявления принесли родители 17 детей. В итоге, родители сделали выбор в пользу трех модулей: «Основы православной культуры» - 7 человек, «Основы светской этики» - 6 человек, «Основы мировых религиозных культур» - 4 человека.

Если говорить только о тех, кто был на собрании, то из них ОПК выбрали 4 человека, ОСЭ - 2 человека и ОМРК - 1 человек. Интересно, что мужчина-мусульманин, который хотел, чтобы его ребенок знал еще и православную культуру, выбрал «Основы светской этики». О причинах перемены его выбора мы можем только догадываться.

На примере школы № 4 мы увидели несколько не то чтобы нарушений, а причин, искоренив которые можно достигнуть иных результатов при выборе модуля.

Первая - школа не проявляет достаточной инициативы в представлении модулей. Да, священники приходят, но без приглашения со стороны администрации. Представителям других конфессий тоже подобные предложения не поступают.

Положительный момент здесь идет от учителя. Проводившая собрание Оксана Грачева со своей стороны постаралась максимально полно осветить все предлагаемые для изучения модули.

Священник так же смог объяснить преимущества модуля ОПК, озвучив его прямое назначение, не навязывая собственную точку зрения.

Вторая - поведение родителей. Пришедшие на собрание оказались действительно заинтересованы нравственным образованием ребенка. Что думают о модулях остальные родители, как и причины их отсутствия на собрании (от значимых обстоятельств до обыкновенной лени), остались загадкой.

Несомненно, собрания в положительном ключе проходят не в каждой школе. Но в каждой важна объективная и заинтересованная роль трех сторон - учителей, родителей, священников. Только тогда возможно сформировать единую позицию по нравственному воспитанию, не вызывающую вопросов и домыслов ни у родителей, ни у детей.

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

- Надо уяснить для самих себя, что ОПК - это не закон Божий. Это даже не размышление и не рассуждения о личности Творца, Бога. Для этого есть Церковь, мечеть, синагога, буддистский дацан, молитвенные дома и просветительные здания других конфессий.

На мой взгляд, Церковь обладает тысячелетним опытом воспитания человека, внесения в жизнь людей непреходящих ценностей, которые обязаны помогать человеку стать свободным от всего насильственного, и особенно, идеологического.

ОПК - культурологический предмет, который поставлен с целью возродить драгоценнейшее отношение к родной земле, научить разбираться в религиозном многообразии, которое окружает и учителей, и детей, и остаться педагогом.

ЦИФРЫ

Сайт Главного управления образования Администрации города Красноярска регулярно публикует статистику выбора модуля ОПК. По сравнению с 2015/2016 учебным годом, в 2016/2017-м на 2% выросла доля родителей, выбравших ОПК для своих детей (19% против 17,7%). Наибольшее число детей изучают его в школах Октябрьского района (32,8%).

На втором месте по популярности модуль по мировым религиозным культурам (24% - в текущем, 22,4% - в прошлом). Ему отдают предпочтение жители Центрального и Железнодорожного районов (32%).

Самым популярным остается модуль «Основы светской этики», хотя количество родителей, выбравших его снизилось на 2,6% от общего числа (57% в текущем учебном году, 59,6% - в прошлом). Чаще всего за изучение этого курса выступают родители учеников Ленинского (72,5%) и Свердловского (68,3%) районов.

Цель собрания: формирование у родителей представления о курсе ОРКСЭ, его целях и задачах.

Задачи: 1.Познакомить родителей с целями и задачами курса ОРКСЭ.

2.Сформировать представление о содержании данного курса.

3.Сориентировать родителей в выборе модуля курса ОРКСЭ.

4.Познакомить с некоторыми практическими советами, которые могут пригодиться родителям в ходе реализации курса.

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о новом для ваших детей курсе «Основы религиозной культуры и светской этики».

Если вспомнить нормативную базу, то Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р был введен данный курс. Нормативный документ назывался "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики".

Поначалу было очень много споров и со стороны родителей, и со стороны общественности, ученых, духовных лиц о необходимости введения данного курса. Но все и родители, и учителя, и общественность осознаёт необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Именно поэтому данный курс и был введен. То есть, главной целью данного курса являются личностные результаты учащегося, то есть воспитание личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Конечно, семья играет главную роль в нравственном воспитании ребенка, но согласно Закону об образовании в РФ воспитание со школы никто не снимал, а, значит, данный предмет будет только способствовать духовному воспитанию.

Очень долго шли споры, с какого возраста вводить данный предмет, и наконец, пришли к выводу, что самое удобное время - это 4 класс. Почему в 4 классе? Это объясняется очень просто. Именно в возрасте 10-11 лет школьник может критически отнестись к излагаемому учителем материалу, и содержание курса будет ему доступно, в отличие, например, от первоклассника или второклассника.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция.

Вам предстоит сделать серьезный выбор за своих детей. Учебный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культур

Основы иудейской культуры

Основы светской этики

Основы мировых религиозных культур.

Родитель вправе выбрать один любой модуль, который, как ему кажется, будет ближе ребенку.

Давайте немного остановимся на некоторых, самых популярных модулях. Естественно, что модули Основы буддийской культуры и Основы иудейской культуры в нашем городе не используются. Поэтому о них мы говорить не будем. Очень редко выбирается модуль Основы исламской культуры. Вернее сказать не редко, а мало, в единичных количествах. Данный модуль также базируется на вечных ценностях: дом, семья, родина, традиция. Люди этой религии редко выбирают другой модуль.Естественно, что вести отдельный урок для одного-двух детей, никто не будет. Это отдельное расписание, отдельная оплата учителя, что возлагает на школу дополнительные неудобства.

Но из этой ситуации есть выход. Это курс Основы мировых религиозных культур и светской этики. Это очень общий курс. Большей частью, направлен не на воспитание духовности, а на познавательную деятельность ребенка. В каждом уроке рассматриваются 4 мировых религии с разных позиций. Например, урок «Священные сооружения». И храмы, соборы, мечете, пагоды рассматриваются на данном уроке, сравниваются, дети ищут сходства, различия, знакомятся с правилами поведения в храме. Аналогично проходят все остальные уроки. Дети приходят к выводу, что несмотря на различия в религиях мира, цель у них одна - воспитание и регулирования поведения человека в обществе.

В отличие от выше названного модуля, модуль Основы православной культуры направлен на воспитание корректного поведения, терпимости, христианского вероисповедания. И если ваш ребенок крещен, то конечно, он должен изучать именно этот курс.

Это совсем не значит, что модуль носит миссионерский характер. Содержание предмета не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах христианской религии. В данном модуле мы конечно знакомимся с жизнью Христа, его подвиге, читаем очень много библейский историй, притч. Детям это очень нравится. Особенно они любят читать или смотреть притчи. Иногда даже плачем на уроке. Если вы посмотрите учебник, то обратите внимание, что есть темы чисто религиозные, например, православная молитва или Библия и Евангелие. Но никого не заставляют учить молитву наизусть. Наоборот, дети сами спрашивают: А можно выучить? А есть очень общие темы. Такие, как Защиты Отечества, Совесть и раскаяние, Милосердие и сострадание и др. Весной мы обязательно идем на экскурсию в храм. Знакомимся с правилами поведения в храме, с его устройством. Батюшка разрешает нам залезть на колокольню и позвонить в колокола. У детей это вызывает восторг. Я очень рекомендую именно этот курс.

Модуль «Основы светской этики» - очень спорный модуль. Хотя первый учебник вызвал очень много споров. Там были очень сложные формулировки понятий или толкование поступков вызывало неоднозначное мнение. Например, вводилось понятие разумный эгоизм.

Что есть в новом учебнике, не знаю. Но главное, чего нет в этом модуле - нравственного образца. В православии - это Христос, в исламе - Аллах, Мухаммад, в буддизме - Будда. В светской этике нет такого идеала. А для ребенка всегда нужен образец, пример, на которого нужно равняться. И если такого образца нет, то образцом может стать, кто угодно: поп-звезда, старший подросток во дворе. При этом очень редко таким идеалом становятся родители. Поэтому я не стала бы советовать вам данный модуль.

Данный предмет безотметочный, вводится качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов.

В целом по учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным.

Ну и напоследок, хочу дать вам несколько советов.

Совет первый . Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

Совет второй. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Совет третий. Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Совет 4. Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Совет 5 . Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

Совет 6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Итак, сейчас вы будете выбирать модуль. Какой выбрать? Это только ваше решение. Я могу лишь только пожелать вам сделать правильный выбор. Спасибо за внимание.

Для чего вводится предмет ОРКСЭ? Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.


НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА КУРСА «О СНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » * Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Пр-2009 * Распоряжение Правительства РФ от р * Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об обеспечении апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ» (текст отсутствует) * Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в учебном году. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Москва, 2011 * Письмо Министерства образования и науки РФ от МД 883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ" * Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. N МД- 942/03 "О выполнении поручения Президента Российской Федерации" * Письмо Правительства РФ от МОН-П-1973 "О проекте доклада Президенту РФ" * Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»


* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год» * Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от » * Приказ Министерства образования и науки от "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 " * Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от «О введении учебного курса ОРКСЭ».


Цели предмета ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС). Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Задачи предмета ОРКСЭ Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Структура предмета: Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей: 1)основы православной культуры, 2)основы исламской культуры, 3)основы буддийской культуры, 4)основы иудейской культуры, 5)основы мировых религиозных культур, 6)основы светской этики. Все модули нового предмета соединяются 4 общими тематическими блоками: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4.Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).


Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется - «Наш дом – Россия». На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.


Блок 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.


Блок 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.). Продолжается раздельное обучение Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах.


Блок 4. Духовные традиции много- национального народа России (4 ч.). Учащиеся одного класса работают вместе Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. Блок завершается школьно-семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», посвященном Дню народного единства (4 ноября)


В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ученик должен знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь, уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;


Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.












3) Игра «Поле - чудес» 4) Конкурс рассказчиков 5) Нарисуйте свой символ России 6) Перепутанные куплеты Гимна России собрать в нужном порядке и получить слово «Союз». 7) Викторина для любознательных. 8)Интервью. 9) Туристический проект 10) Рекламный буклет


Информационное обеспечение преподавания ОРКСЭ. - специализированный портал: Информация на портале размещена в следующих разделах: - «Нормативные материалы», - «Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора», - «Новости и СМИ об ОРКСЭ», - «Региональный опыт», - «Обратная связь».


Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - collection.edu.ru.