Порядок составления и утверждения бюджетных смет. Требования к оформлению и составлению сметной документации


Основные требования к проектированию, составлению смет и строительству изложены в строительных нормах и правилах (СНиП). Этот государственный нормативный документ состоит из четырех частей, каждая из которых делится на главы.

Часть 1 «Строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование» содержит главы относительно:

  • номенклатуры, основных размеров и требований к качеству строительных материалов и деталей;
  • указаний по выбору и применению строительных материалов, деталей и конструкций в зависимости от класса зданий и сооружений;
  • основных правил перевозки, хранения и приемки строительных материалов, деталей и конструкций.

Часть 2 «Нормы строительного проектирования» содержат главы, касающиеся:

  • ·основных положений по: классификации зданий и сооружений; единой модульной системе; противопожарным требованиям; строительной климатологии и геофизике; строительным конструкциям и основаниям; строительной теплотехнике; естественному и искусственному освещению; нагрузкам и воздействиям; строительству в сейсмических районах и др.;
  • норм проектирования конструкций: каменных и армокаменных; бетонных и железобетонных; стальных;деревянных; оснований зданий и сооружений и др.;
  • норм проектирования: планировки и застройки населенных мест; генеральных планов промышленных предприятий; жилых, общественных и промышленных зданий;
  • норм проектирования: наружного и внутреннего водопровода; канализации; отопления; вентиляции; газоснабжения; ·норм проектирования: морских и речных гидротехнических сооружений; железных и автомобильных дорог; мостов, труб и тоннелей.

Часть 3 «Правила производства и приемки строительных работ» содержит:

  • общие положения по организации и механизации строительства и организации строительных работ;
  • правила производства строительных работ;
  • требования к качеству строительных работ и основные допуски;
  • правила промежуточной и окончательной приемки строительных работ, а также указания по приемке в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений.

Часть 4 «Сметные нормы и правила» содержит:

  • правила определения сметной стоимости строительных материалов, деталей и конструкций;
  • правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин;
  • определение средств на оплату труда;
  • правила определения лимитированных и прочих затрат, включаемых в сметы на строительство;
  • правила разработки и применения сметных норм и др.;
  • сборники сметных норм и расценок (приложения к СНиП).

Относительно СНиП следует добавить, что в связи с планируемым принятием Закона о техническом регулировании, в соответствии с которым будут разработаны регламенты стандартов , в том числе по сметному нормированию, все части СНиП в настоящее время носят рекомендательный характер.

Согласно «Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95), сметная документация является составной частью проекта на возведение строительной продукции и входит в проект отдельным разделом.

Проект - это комплекс инженерных решений, оформленных в виде комплекта инженерно-экономических документов, расчетов, позволяющих судить о целесообразности и качестве будущего здания или сооружения. Он включает пояснительную записку, чертежи и сметы.

Работу по проектированию выполняют по договору с заказчиком проектные, проектно-строительные организации и другие юридические и физические лица, имеющие лицензионные права на проектирование.

Проектирование осуществляется в одну или две стадии. При одностадийном проектировании разрабатывается рабочий проект на технически несложные и типовые здания. Двухстадийное проектирование предусматривает разработку проекта и рабочей документации .

Рабочий проект разрабатывается на основании утвержденного задания на проектирование и представляет собой проект, совмещенный с рабочей документацией. При двухстадийном проектировании сначала согласовывается и утверждается проект, а затем разрабатывается рабочая документация.

По чертежам рабочей документации (рабочего проекта) составляются спецификации материалов, локальные и сводные ведомости потребности в материалах, конструкциях и изделиях (ВМ и СВМ), ведомости ресурсов и объемов работ, локальные и объектные сметы, выполняются все строительно-монтажные работы (СМР) по запроектированному объекту.

Проектирование осуществляется на основе исходно-разрешительной документации, архитектурно-планировочного задания (АПЗ) Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) региона, задания на проектирование и других исходных данных.

КГА выдает АПЗ на проектирование по заявке заказчика (инвестора) в месячный срок со дня регистрации заявки.

Основными документами, регулирующими отношения сторон при проектировании, являются договор , заключаемый заказчиком с проектировщиком, и задание на проектирование . Рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование приведены в приложении 20. Основные требования к заданию на разработку проекта застройки изложены в СНиП 11-04-2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации». Задание на проектирование подлежит согласованию с КГА.

Вместе с утвержденным заданием на проектирование заказчик передает проектировщику исходные данные, необходимые для проектирования в соответствии с договором.

Государственные службы, отраслевые ведомства и другие заинтересованные организации предоставляют технические условия и требования для проектирования объекта по заявке заказчика в срок не более 15 дней со дня регистрации заявки, часть которых используется при предпроектной подготовке строительства объекта - ТЭО или ТЭР стоимости проекта для обоснования экономической целесообразности проектирования и строительства.

Сметная документация в составе проекта разрабатывается в соответствии с требованиями СНиП 81-01-2004 («Инструкция о порядке определения стоимости строительной продукции на территории РФ»), МДС 81-35.2004 и начинается с краткой пояснительной записки и сводного сметного расчета стоимости строительства.

Правительство РФ Постановлением от 27.12.2000 г. № 1008 утвердило «Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации», в соответствии с которым проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности объектов.

До утверждения и экспертизы проектная документация подлежит обязательному представлению на рассмотрение:

  • главному архитектору Санкт-Петербурга;
  • в КГИОП;
  • в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Санкт-Петербурга (ЦГСЭН);
  • в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД);
  • в Управление садово-паркового хозяйства (УСПХ).
Государственную экспертизу проектов застройки и проектной документации на строительство объектов на территории Санкт-Петербурга проводят:
  • Северо-Западный филиал государственной экспертизы проектов МЧС РФ (по соответствующим объектам);
  • Служба Государственного строительного надзора и экспертизы в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.10. 2004 г. № 1747;
  • специализированные государственные экспертные организации.
Экспертиза объектов государственного значения проводится в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизе России).

В соответствующих министерствах и ведомствах действуют отраслевые экспертные подразделения.

Основная цель экспертизы - контроль соблюдения государственных норм и правил. Продолжительность проведения государственной и специализированных экспертиз устанавливается договором, но не должна превышать 30 дней. Для особо сложных объектов продолжительность экспертизы может быть увеличена, но не более чем на 10 дней.

По результатам экспертизы составляется заключение, которое является обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными, подрядными и другими заинтересованными организациями.

Работы по экспертизе предпроектной и проектной документации оплачиваются заказчиком с отнесением данных затрат на главу 12 сводного сметного расчета стоимости строительства по нормативам от стоимости проектных и изыскательских работ (графы 7 и 8).

Раздел «Сметная документация» содержит локальные и объектные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат, в том числе на изыскательские и проектные работы, сводный сметный расчет стоимости строительства и, при необходимости, сводку затрат. На основе сметной стоимости строительства заказчики и подрядчики по результатам подрядных торгов формируют договорную цену на строительную продукцию.

Договорная цена может быть окончательной или открытой, уточняемой по условиям договора в ходе строительства.

Определение стоимости строительной продукции, как правило, осуществляется в два этапа.

1. В составе ТЭО на предпроектной стадии разработки проекта.

2. В составе проектно-сметной документации определяется сметная стоимость строительства.

Основанием для определения стоимости строительства служат проект, рабочая документация и соответствующая сметно-нормативная база.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2004 г. № 1322 рекомендуется «Совмещенный график проектирования и строительства объекта».

Продолжительность проектирования по рекомендуемому графику с момента постановления Правительства и начала оформления АПЗ КГА до окончания разработки рабочей документации, включая смету, составляет почти 14 месяцев. Период строительства от отвода участка до окончания благоустройства и озеленения равен в среднем 22 месяцам.

В развитых странах вся подготовительная работа занимает 1 год (сначала приобретается земля, которая становится залогом).

Затраты на проектирование составляют в России в среднем около 6% стоимости строительства, за рубежом (в развитых странах) - 12%.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Приложение №

к Техническому заданию

Требования к оформлению и составлению сметной документации.

1. Локальные сметы должны быть составлены на основании утвержденной проектной документации , исходя из: объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ , определяемых по проектным материалам; номенклатуры и количества оборудования, принятых по спецификации, ведомости проектной документации.

2. При составлении смет руководствоваться МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».

3. Локальные сметные расчеты на строительно-монтажные работы составлять на основе действующих единичных расценок, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов , утвержденный Министерством регионального развития РФ (далее – Минрегион РФ), с применением ежеквартальных индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен, указанных в приложении к письмам Минрегиона РФ.

4. Использование нормативов базы ценообразования в строительстве 2001 года (база Госстроя), не зарегистрированных и не вошедших в Федеральный реестр сметных нормативов, не допускается.

5. Стоимость МТР определять по сборнику «Сметных цен на материалы» утвержденному в установленном порядке и внесенному в Федеральный реестр сметных нормативов. При отсутствии необходимой номенклатуры МТР в сборнике, допускается определять на основании прайс-листов , приложенных к смете (в сметах в графе «обоснование» указывать дату/период действия и изготовителя/поставщика), при этом цены не должны превышать средних цен по региону. При взаиморасчетах предоставлять подтверждающие документы (товарные накладные, счета-фактуры).

6. При исключении и добавлении ресурсов (материалов) в сметных расчетах необходимо учитывать их отдельной позицией. Не допускается изменение внутри расценки.

7. При использовании в сметах коэффициентов и лимитированных затрат, указывать обоснование из технической части, вводных указаний сборников или других нормативных документов и приложений к ним.

8. Поправочные коэффициенты из технической части к расценкам (например, на демонтаж или для учета особых условий выполнения работ) учитываются индивидуально для каждой позиции и в выходных формах при выгрузке в формат Excel указываются по позиционно.

9. Дополнительные затраты за выполнение работ в тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда согласно перечня работ МДС 81-35.2004 и приложения к письму от 01.01.2001 № АП-3230/06 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» должны подтверждаться обосновывающими документами. В случаи отсутствия подтверждающих документов доплата за выполнение работ в тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда в сметных расчетах не начисляется.

10. При строительстве затраты на возведение временных зданий и сооружений учитывать в том случае, если они указаны в проекте организации строительства, либо в Технических требованиях. Порядок расчета оговаривать в договоре подряда .

11. Дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время, начислять от сметной стоимости работ в случае, если сроки выполнения работ, Согласно «Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время» ГСН входят в расчетный зимний период, и выполняются на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях.

12. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты начислять в процентах в размере не превышающем указанных в МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» пункт 4.96 и в утвержденных Технических требованиях. Порядок расчета оговаривается в договоре подряда.

13. В локальных сметах указывать величину накладных расходов по видам строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ на основании нормативных документов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов.

14. В локальных сметах указывать величину сметной прибыли по видам строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ на основании нормативных документов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов.

15. Расчет стоимости пусконаладочных работ оформлять отдельной локальной сметой, составленной базисно-индексным методом по единичным расценкам на пусконаладочные работы, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов.

16. В локальных сметных расчетах построчные и итоговые цифры указывать в рублях. Величину НДС указывать с копейками, включая строки «Всего по смете, с НДС».

17. При наличии двух и более смет составлять Сводный сметный расчет в текущем уровне цен (с точностью до копеек). Обязательными приложениям к Сводному сметному расчету являются локальные сметы. Форма Сводного сметного расчета по приложению №2 МДС 81.35.2004. Образец №1.

(наименование организации)

«Утвержден» «__» _________________ 20__ г.

Сводный сметный расчет в сумме _____________________________________ тыс. руб.

В том числе возвратных сумм _________________________________________ тыс. руб.

«__» ______________ 20__ г.

СВОДНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

(КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА)

___________________________________________________________________________

(наименование стройки (ремонтируемого объекта))

Составлен в ценах по состоянию на _______________________________ 20__ г.

Номера сметных расчетов и смет

Наименование глав, объектов, работ и затрат

Сметная стоимость

Общая сметная стоимость

строительных (ремонтно-строительных) работ

монтажных работ

оборудования, мебели и инвентаря

прочих затрат

Руководитель

проектной организации ______________________________________________________

[подпись (инициалы, фамилия)]

Главный инженер

проекта ____________________________________________________________________

[подпись (инициалы, фамилия)]

Начальник _________________________ отдела _______________________________________

(наименование) [подпись (инициалы, фамилия)]

Заказчик ___________________________________________________________________

[должность, подпись (инициалы, фамилия)]

18. Сметная документация должна быть представлена в двух вариантах:

§ на бумажном носителе (количество указано в конкурсной документации);

§ на электронном носителе (в формате «АРПС» («xml», «Гранд-Смета») и Excel), полностью соответствующему, бумажному варианту.

Определение текущей цены по прайс-листам осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а так же поставщиков и организаций-производителей МТР. На основании МДС 81-35.2004 пункт 4.25 в целях выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости рекомендуется осуществлять подрядчиком мониторинг цен на МТР.

Приложение №

к Техническому заданию

Требования к оформлению и составлению сметной документации.

    Локальные сметы должны быть составлены на основании утвержденной проектной документации, исходя из: объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ, определяемых по проектным материалам; номенклатуры и количества оборудования, принятых по спецификации, ведомости проектной документации.

    При составлении смет руководствоваться МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».

    Локальные сметные расчеты на строительно-монтажные работы составлять на основе действующих единичных расценок, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов, утвержденный Министерством регионального развития РФ (далее – Минрегион РФ), с применением ежеквартальных индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен, указанных в приложении к письмам Минрегиона РФ.

    Использование нормативов базы ценообразования в строительстве 2001 года (база Госстроя), не зарегистрированных и не вошедших в Федеральный реестр сметных нормативов, не допускается.

    Стоимость МТР определять по сборнику «Сметных цен на материалы» утвержденному в установленном порядке и внесенному в Федеральный реестр сметных нормативов. При отсутствии необходимой номенклатуры МТР в сборнике, допускается определять на основании прайс-листов 1 , приложенных к смете (в сметах в графе «обоснование» указывать дату/период действия и изготовителя/поставщика), при этом цены не должны превышать средних цен по региону. При взаиморасчетах предоставлять подтверждающие документы (товарные накладные, счета-фактуры).

    При исключении и добавлении ресурсов (материалов) в сметных расчетах необходимо учитывать их отдельной позицией. Не допускается изменение внутри расценки.

    При использовании в сметах коэффициентов и лимитированных затрат, указывать обоснование из технической части, вводных указаний сборников или других нормативных документов и приложений к ним.

    Поправочные коэффициенты из технической части к расценкам (например, на демонтаж или для учета особых условий выполнения работ) учитываются индивидуально для каждой позиции и в выходных формах при выгрузке в формат Excel указываются по позиционно.

    Дополнительные затраты за выполнение работ в тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда согласно перечня работ МДС 81-35.2004 и приложения к письму от 23.06.2004 № АП-3230/06 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» должны подтверждаться обосновывающими документами. В случаи отсутствия подтверждающих документов доплата за выполнение работ в тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда в сметных расчетах не начисляется.

    При строительстве затраты на возведение временных зданий и сооружений учитывать в том случае, если они указаны в проекте организации строительства, либо в Технических требованиях. Порядок расчета оговаривать в договоре подряда.

    Дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время, начислять от сметной стоимости работ в случае, если сроки выполнения работ, Согласно «Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время» ГСН81-05-02 входят в расчетный зимний период, и выполняются на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях.

    Резерв средств на непредвиденные работы и затраты начислять в процентах в размере не превышающем указанных в МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» пункт 4.96 и в утвержденных Технических требованиях. Порядок расчета оговаривается в договоре подряда.

    В локальных сметах указывать величину накладных расходов по видам строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ на основании нормативных документов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов.

    В локальных сметах указывать величину сметной прибыли по видам строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ на основании нормативных документов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов.

    Расчет стоимости пусконаладочных работ оформлять отдельной локальной сметой, составленной базисно-индексным методом по единичным расценкам на пусконаладочные работы, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов.

    В локальных сметных расчетах построчные и итоговые цифры указывать в рублях. Величину НДС указывать с копейками, включая строки «Всего по смете, с НДС».

    При наличии двух и более смет составлять Сводный сметный расчет в текущем уровне цен (с точностью до копеек). Обязательными приложениям к Сводному сметному расчету являются локальные сметы. Форма Сводного сметного расчета по приложению №2 МДС 81.35.2004. Образец №1.

(наименование организации)

«Утвержден» «__» _________________ 20__ г.

Сводный сметный расчет в сумме _____________________________________ тыс. руб.

В том числе возвратных сумм _________________________________________ тыс. руб.

«__» ______________ 20__ г.

СВОДНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

(КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА)

___________________________________________________________________________

(наименование стройки (ремонтируемого объекта))

Составлен в ценах по состоянию на _______________________________ 20__ г.

тыс. руб.

Номера сметных расчетов и смет

Наименование глав, объектов, работ и затрат

Сметная стоимость

Общая сметная стоимость

строительных (ремонтно-строительных) работ

монтажных работ

оборудования, мебели и инвентаря

прочих затрат

Руководитель

проектной организации ______________________________________________________

Главный инженер

проекта ____________________________________________________________________

[подпись (инициалы, фамилия)]

Начальник _________________________ отдела _______________________________________

(наименование) [подпись (инициалы, фамилия)]

Заказчик ___________________________________________________________________

[должность, подпись (инициалы, фамилия)]

    Сметная документация должна быть представлена в двух вариантах:

    на бумажном носителе (количество указано в конкурсной документации);

    на электронном носителе (в формате «АРПС» («xml», «Гранд-Смета») и Excel), полностью соответствующему, бумажному варианту.

1 Определение текущей цены по прайс-листам осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а так же поставщиков и организаций-производителей МТР. На основании МДС 81-35.2004 пункт 4.25 в целях выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости рекомендуется осуществлять подрядчиком мониторинг цен на МТР.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минфина РФ от 20-11-2007 112н (ред от 30-07-2010) ОБ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ... Актуально в 2017 году

II. Общие требования к составлению смет

3. Составлением сметы в целях настоящих Общих требований является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года (далее - лимиты бюджетных обязательств).

4. Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе формировать свод смет учреждений, содержащий обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в его ведении.

5. Смета (свод смет учреждений) составляется учреждением по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящим Общим требованиям).

Главный распорядитель средств бюджета при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе дополнить форму сметы дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения.

В целях формирования сметы учреждения на очередной финансовый год на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет проект сметы на очередной финансовый год по рекомендуемому образцу (приложение N 2 к настоящим Общим требованиям).

Формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета.