Николай порой стал советоваться с Распуниным о назначении тех или иных важных сановников.Многие видные чинновники, искавшие продвижения по службе, стремились теперь понравиться Распутину, заискивали перед ним. В квартиру сибирского мужика наряду с нищими

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в посёлке Усть-Уда, что на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. Его детство прошло в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Аталанка.

«Самое важное, - вспоминал писатель, - что я имел всё-таки смелость и ум родиться в глухой Сибири… В деревне, где всё ещё присутствовало - язык, и старые обычаи, и традиции, и люди, как говорится, прежней ещё формации. То есть они были совершенно не испорченные… Отец работал начальником почты и случилась у него недостача… Ехал на пароходе, выпил, и у него срезали сумку с деньгами. Деньги небольшие, но за эти небольшие деньги давали большие сроки. Пришли описывать имущество… Но какое у нас было имущество? У матери - только зингеровская машинка швейная. Но деревня помогла: разнесла наше нехитрое имущество по своим избам. Описывать уже было нечего… Бедность. А потом деревня принесла больше, чем у нас было. Вот какие были отношения. Выживали вместе. Иначе было нельзя. После смерти Сталина отец вернулся, работал в леспромхозе. Но здоровье было уже не то. На Колыме он работал в шахтах, это не так-то просто… Мы жили вместе с бабушкой. Бедно жили… Вся деревня жила бедно. Но выручали тайга и река… Я пропадал целыми днями на реке…».



Писатель считал, что именно Ангара, на берегах которой прошло его детство, воспитала его, научила профессии. И от этой великой сибирской реки он узнал сказки, которые до сих пор звучат в нём. В прозе Распутина - и в «Прощании с Матёрой», и в «Последнем сроке», и в повести «Живи и помни», где отдалённо, но явно угадывается созвучие Атамановка, впоследствии явится нам село Аталанка. Оно попало в зону затопления, когда после строительства Братской ГЭС возникло огромное искусственное водохранилище. Люди из детства Валентина Распутина станут его литературными героями. По слову Виктора Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его». Об этом же писал в 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» и Валентин Распутин:

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».

Сразу после Великой Отечественной Распутин уехал учиться в районный центр. Позже он напишет об этом рассказ «Уроки французского», по которому в 1978 году снимут фильм.



«…За прототипом, - вспоминал Валентин Григорьевич, - далеко не надо было ходить. Этим мальчишкой был я. Там вымысел большой, конечно, был. Учительница не играла со мной на деньги. Но помогала. Посылку с макаронами отправляла… Она этого не помнит, но я-то помню… Для деревенского парня французский язык, все эти прононсы, произношение… не всегда у меня это получалось… Но постепенно я набирал и говорил неплохо. Позже, когда был во Франции, моего языка было достаточно, чтобы объясняться… Но я очень любил… Какие-то стихи заучивал… Я, деревенский парень, изучаю французский язык… Это поднимало меня на неимоверную высоту. В XIX веке только дворяне могли говорить по-французски, а тут я изучаю… Особенность какая-то… Может, это и подвигло меня к тому, что я стал писать понемногу» .

Иркутск - первый город, в который приехал молодой Распутин. Поступил в университет на историко-филологический факультет. Вспоминая те годы, писатель улыбался: мол, это было несложно, главное было отличить Пушкина от Маяковского… Он готовил себя к педагогическому поприщу, хотел стать хорошим учителем и поэтому учился столь же примерно, как и раньше, много читал. После окончания университета Распутин работал на телевидении, затем в газете. Вскоре в альманахе «Ангара» стали печататься его очерки, там же в 1961 году появился его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки…».

На излёте хрущевской «оттепели» вместо рутинной журналистики он решил активнее работать на литературном поприще. В 1966 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве вышла первая книга Распутина «Край возле самого неба». А через год его повесть «Деньги для Марии» сделала имя молодого сибиряка известным всей читающей России. Распутина приняли в Союз писателей СССР.

Сегодня, вспоминая первые шаги Распутина в отечественной литературе, отмечают тот слог, говор, сохранение живого русского языка регионов Сибири, где обитали герои его произведений. Тогда, в далёкие 60-е, читатели с благодарностью ощутили духовную правду и исконность живого языка в произведениях Валентина Распутина. Писатель создал в своих рассказах и повестях - таких как «Василий и Василиса», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар» - картину эпохи, дав второе дыхание русской реалистической прозе. С годами в его прозе всё отчётливее становился заметен отблеск христианского взгляда на людей и на мир.



В 1977-м за повесть «Живи и помни» Распутин получил Государственную премию СССР. Валентину Григорьевичу было только 40. И по тем временам он был едва ли не самый молодой писатель-лауреат.

Жизнь в больших городах - сначала в Иркутске, а потом и в Москве - не изменила Распутина. Многие его произведения постепенно составили «настоящую эпопею умирающего сельского быта, умирающего, но населенного удивительными людьми, несущими в себе генетическую память о мощных корнях русского крестьянства».

Так считал один из его друзей - известный реставратор Савелий Ямщиков, которого удивило в самом начале их знакомства, «как Распутин, молодой тогда ещё совсем человек, так глубоко знает жизнь деревни и рассказывает о ней, словно не одно столетие провёл среди её жителей». Повесть «Прощание с Матёрой» - пронзительный рассказ о судьбе островной сибирской деревни, во имя технологического прогресса после разлива Братского моря ушедший под воду вместе с вековыми домами, местным кладбищем.



И вновь обратимся к воспоминаниям Валентина Григорьевича:

«Среди русских названий, самых распространённых, коренных, название «Матёра» существует везде, по всем просторам России. Есть оно и у нас, в Сибири. Я его со смыслом взял. Должно же название что-то обозначать. Фамилия должна что-то обозначать, не просто случайная фамилия. А тем более название старой деревни, старой земли. Родина уезжала уже, родина затоплялась, - это «Прощание с Матёрой». Вот эта работа была для меня главной. Ни рассказы, никакие другие повести. Вот для этого, может быть, я и нужен был. Для этого я как-то и сберёг себя».

Писатель, литературный критик Алексей Варламов считает, что Валентин Григорьевич, написавший «Прощание с Матёрой» - «эсхатологическую повесть о времени, которое надорвалось, кончилось и исчерпало себя», «…конечно, никакой не деревенщик, как с лёгкой руки неизвестного критика назвали плеяду самых талантливых и совестливых писателей позднего советского времени - Астафьева, Белова, Шукшина, Можаева, Абрамова…». «Валентин Распутин, - подчёркивает А. Варламов, - единственный современный писатель апокалиптического, а вовсе не публицистического склада, он из тех, кто находится на границе, на незримой меже, разделяющей жизнь и смерть, временное и вечное, отсюда проистекает такой острый его интерес к теме смерти. Это писатель, наделённый глубоким даром предчувствия и прозорливости. Но здесь не толь ко талант его, но и крест».



Если прежде Распутин стремился представить читателям благостный образ народа-богоносца, то в 1985-м, после десятилетнего «молчания», пророчески заглядывая уже в постсоветскую эпоху 1990-х, он публикует «Пожар» - страшную повесть с апокалиптической сценой массового мародерства, озлобления, взаимной ненависти, драки из-за поживы: в сибирском селе горит сельский склад, а местные жители вместо того, чтобы тушить пламя, растаскивают всё, что ещё не погибло в пламени, по домам…

В последние годы жизни писатель жил в Москве и в Иркутске.

По мнению Валентина Распутина, язык русский и национальная культура не могут существовать раздельно от русской земли. Нужно обязательно находиться на своей Родине, разделяя её тяготы, жить её чаяниями, прорастать вместе с памятью пращуров на Отчизне… Заботиться о земле, возделывать её, разговаривать с ней, касаться её руками. Тогда, как он выразился, земля «начинает работать», передавать свою энергию народу, который населяет её, помогает своему народу, делает его добрее и целостнее!



В ночь с 14 на 15 марта 2015 года за несколько часов до своего 78-летия скончался Валентин Григорьевич Распутин. Уже год его нет с нами…

Владимир Николаевич Крупин, друживший с Распутиным 43 года и провожавший его в последний путь в Иркутск, так отозвался тогда на кончину друга и соратника:

«Как бы ни была печальна и трагична эта утрата, это прощание с человеком, писателем, есть ощущение радости в том, что он так много сделал для русской литературы и России. И то ощущение радости перекрывает горечь прощания. Какое огромное количество книг, прозы, статей им написано! Он был не только писателем, но и общественным деятелем. Я уверен, что Валентин Распутин - ведущий русский писатель конца XX - начала XXI века. Он сохранял наследие русской классической литературы, реализма. Распутин был человеком трагических предчувствий, человеком большого предупреждающего накала - он говорил о том, как погибает Россия, что с ней творится, как она горит, как её затапливает. Но вместе с тем в его работах всегда сквозила уверенность в том, что такая страна и такой народ всегда будут бессмертны. Его главный завет - любовь к России, забота о ней и работа во имя России…».

http://webkamerton.ru/…/pozhar-%E2%80%93-predvidenie-valen…/

«Затих великий колокол русской литературы» - сказал об уходе из жизни писателя Валентина Распутина кинорежиссер Сергей Мирошниченко. Именно вокруг этого образа выстроено пространство выставки «Ближний свет издалека», посвященной памяти писателя. Она открылась 11 марта в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

Фильм посвящен судьбе и творчеству выдающегося писателя нашего времени Валентина Распутина. Его повести и рассказы "Последний срок", "Уроки французского", "Живи и помни", "Прощание с Матерой" с полным правом можно назвать классикой.
Основой фильма служат беседы с писателем, его размышления о судьбах литературы и культуры, о проблемах современного общества. Писатель рассказывает о повести "Дочь Ивана, мать Ивана".




Государственный Комитет РФ по физической культуре и спорту

Камский государственный институт физической культуры

Реферат

Судьба Григория Распутина -

портрет на фоне заката империи.

Набережные Челны

План

1. Введение................................................................................................... 3

2. Биография................................................................................................ 4

3. Приезд в Петербург............................................................................... 8

5. ГОДЫ СТРАНСТВИЙ............................................................................... 12

6. Судьба...................................................................................................... 16

7. Заключение........................................................................................... 2

8. Список литературы.......................................................................... 2

1. Введение

Имя Григория Распутина часто можно услышать в наше время. Для одних это надпись на водочной этикетке, для других - воспоминание о трагической судьбе Царской семьи, завершившейся 17 июля 1998 года. До сих пор это личность неоднозначная, таинственная, до конца неисследованная историками, вокруг которой не умолкают споры. Появляется все больше версий относительно его влияния на императорскую семью, политику и судьбу России. Кто же был этот пресловутый Гришка-распутник или святой, простой проходимец или действительно личность, от которой зависела судьба России?

Возможно, история в скором времени ответит на эти вопросы, но иногда хочется самому попытаться во всем разобраться, ведь это - наша история, а значит она не должна быть нам безразлична.

2. Биография

Долгое время исторические сведения о Распутине были не доступны широкой публике. О нем можно было узнать только из Энциклопедического словаря:² Распутин (Новых) Григорий Ефимович(1872-1916), фаворит Николая2 и его жены Александры Федоровны. Выходец из крестьян Тобольской губернии, в молодости конокрад. Выдавая себя за ²провидца² и ²исцелителя², проник в придворную среду и приобрел большое влияние на государственные дела. Убит в декабре 1916г. монархистами.²Любопытствующие довольствовались лишь этой лаконичной характеристикой. Сейчас нам известно гораздо больше.

Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после. О первом этапе-жизни в Сибири- известно немного. Он родился в селе Покровском Тобольской губернии, младший сын в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье- большой дом много земли, скотина, лошади. Распутины- деревенское прозвище, закрепившееся за ними почти официально. Точное происхождение его неизвестно. Может быть, от слов «распутство», «распутье», а может, «распутывать».Характер отца это подтверждает- он и выпить не прочь, и живет с размахом, и по-деревенски смекалистый. Детьми особо не занимался, не заставлял постигать науки, так как больший толк видел в жизненной школе. Братья Михаил и Григорий живут привольно, их университеты- деревня, безграничные просторы полей и лесов. В них есть что-то животное, дикое, тесно переплетенное с почти фанатической православной верой. Но недолго они были вместе. Однажды играли они на берегу реки Туры, да доигрались- оба в воду полетели. Река бурная, течение сильное, вода холодная- болезни не миновать. Михаила не спасли, а Григория «отмолили».. Поправившись, он рассказывает, что сама Богородица явилась ему и приказала выздоравливать. Это потрясло всю деревню. Там, вдали от цивилизации, процветает истинная, непоколебимая вера. Простота нравов не мешает истово молиться, соблюдать все обряды, трепетно взывать к целительной силе природы- Богу. Грубая плотская реальность соседствует с самыми возвышенными духовными чувствами. После выздоровления Григорий часто размышляет над своим исцелением. Он уверен, что его благословили силы небесные. Так начинается его духовное становление.

Повзрослев, он все больше тянется к странствиям, к тем,. кого называют «старцами», божьими людьми. Возможно, это результат захватывающих рассказов странников, находивших приют в доме Распутиных, а может быть- истинное призвание. Григорий внимает посланцам не от мира сего, широко открыв глаза. Его мечта стать таким же, как они. Он надоедает родителям разговорами о том, что Бог зовет его странствовать по белу свету и отец, согласившись, наконец благословляет его. Григорий начинает с окрестных деревень, дивится всем тяготам и унижениям, которые выпадают на долю божьих людей.

В девятнадцать лет он женится на красавице Прасковье Дубровиной, которую встречает на празднике в храме. Первое время их семейная жизнь протекает мирно, но репутация Григория не так уж чиста, к тому же он глубоко переживает смерть первого ребенка. В 1892г. его обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он проводит в странствиях, совершает паломничество по святым местам, где обучается Священному Писанию и грамоте у старцев. Идет без определенной цели,от монастыря к монастырю, спит у монахов и крестьян, кормится по случаю с чужих столов, благодарит хозяев молитвами и предсказаниями. В 1893г. отправляется в Грецию, а по возвращении в Россию- на Валаам, Соловки, в Оптину пустынь и другие святыни православной церкви. Во время кратких посещений родного дома он усердно занимается хозяйством и одновременно восстанавливает силы для отправления в новые скитания. Его посещения ознаменовались рождением троих детей: Дмитрия- в1895г., Матрены(Марии)- в1898 и Варвары- в1900г.

Жизнь Распутина полна черных и белых полос. То он чист, как ангел, то бросается в крайности, дает волю своей широкой натуре. Для одних он ясновидец и целитель, для других- кающийся грешник, для третьих, таких же как он, - духовный учитель. Дурная слава, переплетенная со славой подвижника и старца, доходит до столицы. Его обвиняют в принадлежности к секте хлыстунов, но не найдя достаточных доказательств, дело закрывают.

Что привело «старца Григория» в Петербург? Возможно, более широкое поле деятельности. Не блеск столицы его влечет, а присутствие высших духовных лиц. Рядом с ними он мог бы совершенствовать талант целителя, истинно верующего. Он уверен, что действует по воле Господа.

Начинается второй этап. Весной 1903г. 34-летний Распутин пребывает в Санкт-Петербург. Вот некоторые основные даты этого периода.

1 ноября 1905г.-Великие княгини Милица и Анастасия, дочери князя Николая Черногорского, устраивают неофициальную встречу Распутина с императором и императрицей в своем имении Знаменском.

15 ноября 1906г. Первая официальная встреча Распутина с Государем. Царь отмечает, что он «производит впечатление».

Ú Октябрь 1907г.- Первое исцеление царевича.

Ú Начало 1911г.-Поездка на Святую землю. Впечатления от нее Распутин описал в своих записках под названием «Мои мысли и размышления».

Ú Лето 1911г.- возвращение в С.-Пб.

Ú 12 октября, полдень- Императрица телеграфирует об этом Распутину, который молитвенно помогает. Ответ: «Болезнь не такая уж страшная. Не давай врачам изгаляться!».

Ú 1914г.- Распутин поселяется в собственной квартире на ул. Гороховой, 64.

Прошло 99 лет с тех пор как «безумного монаха» убили, при этом его сначала отравили, затем застрелили, избили и бросили в реку. За преступлением стояли русские дворяне, опасавшиеся его растущего влияния на царя.

В этих колоризированных фотографиях выделяется леденящий гипнотический взгляд Распутина, имевшего большую власть над впечатлительной царицей.

В рамках возобновленного уголовного дела по факту гибели семьи Романовых в сентябре этого года провели эксгумацию останков, захороненных в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. В ноябре стало известно, что анализ ДНК подтвердил идентичность останков царя Николая II и царицы Александры Федоровны. А буквально через неделю выпустили цветные фотографии человека, чье зловещее влияние привело к их гибели.

Николай II стал последним российским царем. Он отрекся от престола, но 17 июля 1918 года монарха и его семью убили большевики, положив конец более трехвековому правлению династии Романовых.

Григорий Распутин с двумя русскими дворянами / Царь Николай II и его сын, цесаревич Алексей Николаевич.

Эти старинные портреты колоризировал 21-летний датский художник Мадс Даль Мэдсен. Над каждым снимком он трудился до шести часов.

«Красивые снимки помогают показать личность Распутина и некоторые черты этого овеянного мифами исторического персонажа. Для меня это окно в прошлое, которое кажется таким чуждым и иностранным, но внезапно оживает».

Эксперты полагают, что именно Распутин убедил царя лично возглавить Русскую армию в ходе Первой мировой войны, что сделало его уязвимым перед восстанием, которое привело к свержению монарха.

«Я по-настоящему заинтригован историей Романовых. Она стала искрой, от которой вспыхнула Первая мировая война», – говорит колорист.

Когда люди видят эти старые, возвращенные к жизни изображения, обычная их реакция – изумление и недоверие.

«Это небольшой шок – увидеть в ярких и реалистичных цветах изображения, которые раньше были доступны лишь в унылых черно-белых красках. Вы сможете почувствовать связь с персонажами на фото. Все мы просто люди, которых разделяет лишь фотокамера и время», – говорит Мадс Даль Мэдсен.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после.

О первом этапе жизни в Сибири известно немного. Григорий Ефимович Распутин (настоящая фамилия - Новых) родился 29 июля 1871 года в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии.

Младший сын в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье. Как единственный помощник отца, он рано стал трудиться: пас скот, работал извозчиком, ловил рыбу, помогал убирать урожай. В Покровском школы не было, и Григорий вплоть до начала своего странничества был неграмотен. В общем, он ничем не выделялся среди других крестьян. В 19 лет он женился на крестьянке Прасковье Федоровне Дубровиной. У них родилось трое детей: Дмитрий - 1895 г., Матрена - 1898 г., и Варвара - в 1900г. (Материалы ТФГА)

В 1892 году Григория обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он провел в странствиях, совершал паломничество по святым местам, где обучался Священному Писанию и грамоте у старцев. Странствовал без определенной цели, от монастыря к монастырю, спал у монахов и крестьян, кормился по случаю с чужих столов, благодарив хозяев молитвами и предсказаниями.

В 1893 году Григорий Распутин отправился в Грецию, где посетил православную обитель на священной греческой горе Афон, а по возвращении в Россию - на Валаам, Соловки, в Оптину пустынь и другие святыни православной церкви. Во время кратких посещений родного дома он усердно занимался хозяйством и одновременно восстанавливал силы для отправления в новые скитания.

В начале XX столетия начинается второй этап жизни Распутина. Весной 1903г. 34-летний Григорий Распутин впервые посетил Петербург и прожил там 5 месяцев. В столице говорили о нем как о странном сибирском мужике, который грешил и раскаялся и наделен необыкновенной силой. Он был принят самым знаменитым духовным лицом того времени, Иоанном Кронштадтским (Сборник исторических материалов, т.1, с.79).

В 1905 году Распутин вернулся в Санкт-Петербург, где встретился с престарелым архимандритом Феофаном, инспектором Петербургской духовной академии и бывшим духовником императрицы Александры. В это время его уже почтительно именовали «старцем». Так называли его не за возраст, а за опыт и веру. Его необычайная яркая личность и феноменальные способности очень скоро обратили на себя всеобщее внимание. Слух о «святом старце», который пророчествует и излечивает болящих, быстро достиг самого высшего общества. К сибирскому «старцу» потянулись люди, не находившие полного утешения в государственной церкви. Они посещали Григория Ефимовича, слушали его рассказы, наставления. На посетителей особое впечатление производили глаза странника, как будто заглядывающие в самую душу собеседника.

В короткое время Распутин стал модным и известным человеком в столице, вхожим в самые великосветские гостиные. В 1904-1906 годах Григорий знакомится с десятками представителей российской знати. Великие княгини Анастасия и Мелица Николаевны вместе с любимой фрейлиной императрицы Анной Вырубовой познакомили его с царской семьей. Первая встреча с Распутиным произошла в начале ноября 1905 г. И оставила у императорской четы очень приятное впечатление.

Граф Владимир Коковцов так передал содержание этой беседы: «Распутин стал говорить, что государыне и государю особенно трудно жить, потому что им нельзя никогда узнать правду, так как кругом них все больше льстецы да себялюбцы, которые не могут сказать, что нужно для того, чтобы народу было легче. Царю нужно быть ближе к народу, чаще видеть его и больше верить ему, потому что он не обманет того, кого почитает почти равным самому Богу, и всегда скажет свою настоящую правду, не то что министры, которым нет никакого дела до народных слез и до его нужды. Эти мысли глубоко запали в душу императрицы» (Бээтс Р., 1996, с. 163).

О. Платонов писал: «Чем ближе я знакомился с документами, дневниками, перепиской этой семьи, - тем большее недоумение у меня вызывало внушаемое нам стандартное представление о Распутине как исчадии ада, человеке абсолютно аморальном и корыстном. Этот страшный образ не вписывался в обстановку высшей духовности, нравственности, семейного лада и согласия, в которых жила семья последнего русского царя. С октября 1905 г., когда царская семья познакомилась с Распутиным, вплоть до своей трагичной кончины, Царь, царица и их дети по-настоящему любили Григория и верили в него, как в Божьего человека…» (Платонов, 1996, с.174).

Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, ему присылали телеграммы и письма. Но больше всего, конечно, ценился прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что при личной встрече он очаровывал людей какой-то особой уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и просто добротой.

Кроме молитвенной помощи и исцеления, люди шли к Распутину и с чисто материальными просьбами, ходатайствами, жалобами на обиды и притеснения. Комиссия Временного правительства, допросившая сотни лиц, посещавших Распутина, установила, что он нередко получал деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств. Как правило, это были лица состоятельные, просившие Григория передать на Высочайшее имя их просьбу или ходатайствовать в том или ином министерстве. Деньги давали добровольно, но он их на себя не тратил, а раздавал тем же просителям, только победнее. Квартира Распутина в Петрограде, где он проводил больше всего времени, по рассказам очевидцев, была переполнена всевозможной беднотой и разными просителями, которые, веря слухам, что он имеет громадное влияние на царя, приходили к нему со своими нуждами. Действительно, двери его квартиры были открыты для любой публики. Распутин редко кому отказывал в просьбе помочь, если видел, что человек действительно в нужде.

Но наряду с такого рода характеристикой деятельности 2божьего человека» Григория Распутина, существовала и другая, совершенно противоположная. Через некоторое время после его приезда в Петербург в светском обществе стали распространятся слухи о разгульном поведении «старца» и «пророка», его общении с разным сбродом, безобразных кутежах (за что и прозвали Григория Распутиным).

В 1911 году возмущение старцем было пока предметом частных разговоров. Но через год, когда Коковцов унаследовал пост Столыпина, скандал уже стал достоянием гласности. В Думе явные намеки на «темные силы» у трона стали появляться в речах левых депутатов. Вскоре «вопрос Распутина» стал преобладать на политической сцене (Касвинов, 1997, с. 125).

Нападки на Распутина усиливались. Газета «Голос Москвы» сообщала о том, что «Григорий Распутин является коварным заговорщиком против нашей святой церкви, растлителем человеческих душ и тел», а также «о неслыханной терпимости, проявляемой к вышеупомянутому Григорию Распутину высшими сановниками церкви» (Сборник исторических материалов, т.1, с. 147).

Но более всего общество возмущало влияние, которое этот сибирский мужик оказывал на Николая II при решении государственных вопросов. Николай II обсуждал с Распутиным планы военных операций, пути налаживания продовольственного дела, назначение новых министров. Каждое назначение в самом верхнем эшелоне правительственных служб, как и в верхушке Церкви, проходило через его руки. Распутин был не просто советником, но и эталоном для оценки других людей.

За 16 месяцев с июля 1915 г. Россия пережила неслыханную министерскую чехарду: кроме многих других за это время сменилось 4 премьер-министра, 5 министров внутренних дел, 4 министра сельского хозяйства и 3 военных министра. В конце концов, достаточно уважаемая и влиятельная группа, составлявшая до этого вершину административного аппарата, уступила место ставленникам Распутина.

Враждебность к Григорию Распутину испытывали все образованные слои населения. Монархисты-дворяне и интелегенция, как революционная, так и либеральная, сходились во мнении о его негативной роли при царском дворе, называя его злым гением Романовых. 19 сентября 1916 года депутат-черносотенец Владимир Пуришкевич произнес в государственной думе страстную речь против Распутина. Он горячо воскликнул «Не должен темный мужик дольше править Россией!».

В тот же день и родился замысел убить Распутина. Выслушав обличительную речь Пуришкевича, с этим предложением к нему подошел князь Феликс Юсупов. Потом к заговору присоединились еще несколько человек, в том числе великий князь Дмитрий Павлович. Исполнение задуманного назначили на 16 декабря 1916 года. Среди заговорщиков, которые в декабре 1916 г. Замыслили и осуществили убийство Распутина, оказался великий князь Дмитрий Павлович Романов - двоюродный брат царя. Его сообщниками были князь Феликс Юсупов (женатый на племяннице императора княжне Ирине), капитан Сухотин, депутат государственной думы Пуришкевич и доктор Лазовер (Юсупов, 1991, с. 162).

Распутин очень хорошо чувствовал нависшую над ним угрозу. В декабре 1916 г., незадолго до своей трагической кончины, он написал пророческое письмо, которое было оформлено адвокатом и передано императрице «Я пишу и оставляю это письмо после себя в Петербурге, - писал Распутин. - Я чувствую, что расстанусь с жизнью до 1 января». Далее, обращаясь к царю и царице, он делал предсказания о дальнейшей судьбе России, которая должна была сложиться так или иначе, в зависимости от того, кем будут его убийцы.

Григория Распутина скромно похоронили в Царском селе. Однако покоился он там не долго. После Февральской революции его тело выкопали и сожгли на костре.

Григорий Распутин

30 декабря 1916 года в Петербурге был зверски убит выходец из крестьян, друг семьи последнего российского императора Николая II Григорий Распутин.

Среди многочисленных имен русских пророков и ясновидцев вряд ли найдется такое, которое было бы столь широко известно в нашей стране и за ее пределами, как имя Григория Распутина . И вряд ли отыщется другое имя из этого ряда, вокруг которого была бы сплетена столь же густая сеть загадок и легенд.

Григорий Ефимович Распутин

На исходе XX века нам открылось немало тайн русской истории, правда, большинство из них относятся к так называемому советскому периоду. Но и преддверие этого периода, а жизнь Распутина, как известно, оборвалась в самом конце 1916 года, сегодня предстает перед нами все отчетливее. И, конечно же, без личности Григория Распутина, без раскрытия истинной сути его пророчеств и провидческого дара картина той относительно недавней эпохи будет неполной. Документы, их тщательный анализ, сопоставление самых разных свидетельств и прочих источников дают возможность развеять туман, скрывающий от нас образ Распутина.
В середине 19 века крестьянин из села Покровского Тобольской губернии Ефим Яковлевич Распутин возрастом в двадцать лет женился на двадцатидвухлетней девице Анне Васильевне Паршиковой. Жена неоднократно рожала дочерей, но они умирали. Умер и первый мальчик Андрей. Из переписи населения села за 1897 год известно, что десятого января 1869 года (день Григория Нисского по юлианскому календарю) у нее родился второй сын, названный в честь календарного святого.

В метрической книге Покровской слободы в части первой «О родившихся» записано: «Ефима Яковлевича Распутина и его жены Анны Васильевны вероисповедания православного родился сын Григорий». Крещен он был 10 января. Восприемниками (крестными) были дядя Матфей Яковлевич Распутин и девица Агафья Ивановна Алемасова. Имя младенец получил по существовавшей традиции нарекать ребёнка именем того святого, в день которого был рожден или крещен. День крещения Григория Распутина — 10 января, день празднования памяти святителя Григория Нисского.

Однако метрических книг сельской церкви не сохранилось, а в дальнейшем Распутин всегда называл разные даты своего рождения, скрывая реальный возраст, поэтому точный день и год появления на свет Распутина до сих пор неизвестны.

Отец Распутина поначалу много пил, но затем взялся за ум и обзавелся хозяйством.

По рассказам односельчан, он был мужиком умным и справным: имел восьмикомнатную избу, двенадцать коров, восемь лошадей и занимался частным извозом. В общем, не бедствовал. Да и само село Покровское считалось в уезде и по губернии - относительно соседских деревень - богатым селом, так как сибиряки не знали бедности Европейской России, не знали крепостного права и отличались чувством собственного достоинства и независимостью.

Зимой он подрабатывал ямщиком, летом же пахал землю, рыбачил и разгружал баржи.

О матери Распутина сведений сохранилось до скудости мало. Она умерла, когда Григорию не исполнилось и восемнадцати лет. После ее смерти Распутин рассказывал, что она часто является ему во сне и зовет к себе, предвещая, что умрет он, не дожив до ее возраста. Она умерла, едва перевалив пятидесятилетний рубеж, Распутин же погиб в возрасте сорока семи лет.

Юный Григорий был тщедушным и мечтательным, однако продлилось это недолго - едва возмужав, он начал драться со сверстниками и родителями, гулять (однажды умудрился пропить на ярмарке телегу с сеном и лошадьми, после чего шел домой восемьдесят верст пешком). Односельчане вспоминали, что уже в юности он обладал мощным сексуальным магнетизмом. Гришку не раз заставали с девками и били.

Вскоре Распутин начал воровать, за что едва не был выслан в Восточную Сибирь. Однажды его избили за очередную кражу - да так сильно, что Гришка, по словам сельчан, сделался «странным и тупым». Сам же Распутин утверждал, что после удара колом в грудь он находился на пороге смерти и испытал «радость страдания». Травма не прошла бесследно - Распутин бросил пить, курить.

Девятнадцати лет от роду Григорий Распутин женился на Прасковье Дубровиной, светловолосой и черноглазой девушке из соседнего села. Она была старше мужа на четыре года, но брак их, несмотря на полную приключений жизнь Григория, оказался счастливым. Распутин постоянно заботился о жене и о детях - двух дочерях и сыне.


Однако мирские страсти и пороки не были чужды и Григорию. По словам односельчан (к которым, правда, надо относиться очень осторожно), натура у Григория была буйно-разгульная: наряду с богоугодными делами он угонял лошадей в пьяном виде, любил подраться, сквернословил, словом, женитьба его не остепенила. "Гришка-вор” звали его за глаза. "Сено украсть, чужие дрова увезти - было его дело. Шибко дебоширил и кутил... Сколько раз бивали его: выталкивали в шею, как надоедливого пьянчугу, ругавшегося отборными словами”.

Переходя от крестьянского труда к крестьянскому разгулу, прожил Григорий в родном Покровском до двадцати восьми лет, пока внутренний голос не призвал его к другой жизни, к жизни странника. В 1892 году Григорий отправился в уездный городок Верхотурск (Пермская губерния), в Николаевский мужской монастырь, где хранились мощи святого Симеона Верхотурского, поклониться которым приезжали богомольцы со всей России.

Распутин относил себя к разряду тех людей, которых в России издавна называли "старцами", "странниками". Это чисто российское явление, и источник его - в трагической истории русского народа.
Голод, холод, мор, жестокость царского чиновника - извечные спутники русского мужика. Откуда, от кого ждать утешения? Только от тех, на кого даже всесильная власть, не признавая собственных законов, не решалась поднять руку, - от людей не от мира сего, от странников, юродивых и ясновидящих. В народном сознании - это Божьи люди.
В страданиях, в тяжких муках выходившая из средневековья страна, не ведавшая, что ждет ее впереди, суеверно смотрела на этих удивительных людей - странников, калик перехожих, не страшившихся ничего и никого, осмелившихся громко говорить правду. Частенько странников называли старцами, хотя по тогдашним понятиям и тридцатилетний человек порой мог считаться стариком.

Распутин со своим земляком и другом Михаилом Печеркиным отправился в Афон, а оттуда в Иерусалим. Большую часть пути они прошли пешком, немало претерпев тягот. Но страдания, духовные и телесные, окупились сторицей, когда они своими глазами увидели и Гефсиманский сад, и Масличную гору (Елеон), и Гроб Господень, и Вифлеем.

Гроб Господень
Вернувшись в Россию, Распутин продолжал странствовать. Был в Киеве, Троице-Сергиеве, на Соловках, в Валааме, Сарове, Почаеве, в Оптиной пустыни , в Нилове, Святых Горах, то есть во всех местах, сколько-нибудь знаменитых своей святостью.

Оптина Пустынь

Родные смеялись над ним. Он не ел мяса и сладостей, слышал разные голоса, проходил пешком из Сибири до Петербурга и обратно, питался подаянием. Весной у него случались обострения - он не спал многие дни подряд, пел песни, грозил кулаками Сатане и бегал по морозу в одной рубахе.

Его пророчества заключались в призывах к покаянию, «пока не пришла беда». Иногда по чистому совпадению беды случалась прямо на следующий день (горели избы, болел скот, умирали люди) - и крестьяне начали верить, что блаженный мужик обладает даром предвидения. У него появились последователи.

В возрасте 33 лет Григорий начинает штурмовать Петербург. Заручившись рекомендациями провинциальных священников, он селится у ректора Духовной академии епископа Сергия - будущего сталинского патриарха.

Патриарх Сергий

Тот, впечатленный экзотическим персонажем, представляет «старца» (долгие годы пеших скитаний придали молодому Распутину вид старика) сильным мира сего. Так начался путь «божьего человека» к славе.

Первым громким пророчеством Распутина было предсказание гибели наших кораблей при Цусиме. Возможно, он взял это из газетных новостей, сообщавших, что эскадра старых кораблей вышла навстречу современному японскому флоту без соблюдения мер секретности.

Русская эскадра в Цусимском сражении

Он отговорил безвольных монархов от побега в Англию (говорят, те уже собирали вещи), что, скорее всего, спасло бы их от смерти и направило бы историю России в другое русло. В следующий раз он подарил Романовым чудотворную икону (найденную у них после расстрела), потом якобы исцелил царевича Алексея, больного гемофилией, облегчил боли дочери Столыпина, раненой террористами.

Распутин и царевич Алексей

Лохматый мужик навсегда завладел сердцами и умами августейшей четы. Император лично устраивает Григорию смену неблагозвучной фамилии на «Новых» (которая, впрочем, не прижилась). Вскоре Распутин-Новых приобретает еще один рычаг влияния при дворе - боготворившую «старца» юную фрейлину Анну Вырубову (близкую подругу царицы).

Анна Александровна Вырубова

Он становится духовником Романовых и приезжает к царю в любое время без записи на аудиенцию. При дворе Григорий был всегда «в образе», но вне политической сцены полностью преображался. Купив себе в Покровском новый дом, он возил туда знатных питерских поклонниц. Там «старец» надевал дорогие одежды, становился самодоволен, сплетничал о царе и вельможах.

дом Распутина в Покровском

Каждый день он демонстрировал царице (которую называл «мамой») чудеса: предсказывал погоду или точное время возвращения царя домой. Именно тогда Распутин сделал свое самое знаменитое предсказание: «Пока я жив, будет жить и династия». Растущая власть Распутина не устраивала двор.

дом на ул. Гороховой где жил Рспутин

Против него возбуждались дела, но всякий раз «старец» очень удачно покидал столицу, отправляясь то домой в Покровское, то в паломничество в Святую землю. В 1911 году против Распутина выступил Синод. Епископ Гермоген (десять лет назад отчисливший из духовной семинарии некоего Иосифа Джугашвили) пытался изгнать дьявола из Григория и публично бил его крестом по голове.

За Распутиным было установлено полицейское наблюдение, не прекращавшееся до самой его смерти. Читать и писать Распутин научился лишь в Петербурге. После себя оставил лишь короткие записки, исполненные страшными каракулями. Денег Распутин не копил, то голодая, то швыряясь ими направо и налево. Он всерьез влиял на внешнюю политику страны, дважды уговорив Николая не начинать войну на Балканах (внушая царю, что немцы - опасная сила, а «братушки», т. е. славяне, - свиньи).

Когда Первая мировая война все же началась, Распутин выразил желание прибыть на фронт для благословения солдат. Командующий войсками великий князь Николай Николаевич пообещал повесить его на ближайшем дереве.

В ответ Распутин разродился очередным пророчеством о том, что Россия не выиграет войну до тех пор, пока во главе армии не встанет самодержец (имевший военное образование, но показавший себя бездарным стратегом). Царь, конечно же, возглавил армию. С известными для истории последствиями. Политики активно критиковали царицу - «немецкую шпионку», не забывая и о Распутине.

Именно тогда был создан образ «серого кардинала», решающего все государственные вопросы, хотя на самом деле власть Распутина была далека от абсолютной. Немецкие цеппелины разбрасывали над окопами листовки, где кайзер опирался на народ, а Николай II - на половой орган Распутина.

Священники тоже не отставали. Было объявлено, что убийство Гришки - благо, за которое «сорок грехов снимется».

29 июля 1914 года душевнобольная Хиония Гусева ударила Распутина ножом в живот, прокричав при этом: «Я убила Антихриста!». Рана была смертельной, но Распутин выкарабкался. По воспоминаниям дочери с тех пор он изменился - стал быстро уставать и принимал от болей опиум.

Убийство Распутина


Григорий Ефимович Распутин

Немаловажную роль в стремительном взлёте Григория Ефимовича сыграл его дар целителя. Цесаревич Алексей болел гемофилией. У него не сворачивалась кровь, и любой мелкий порез мог закончиться фатально. Распутин же обладал способностью останавливать кровь. Он садился возле поранившегося наследника престола, тихо шептал какие-то слова, и ранка переставала кровоточить. Врачи ничего подобного сделать не могли, а поэтому старец стал незаменимым человеком для царской семьи.

Однако возвышение пришлого человека вызвало чувство недовольства у многих знатных людей. Этому в немалой степени способствовало поведение самого Григория Ефимовича. Жизнь он вёл распутную (согласно фамилии) и кардинально влиял на судьбоносные для России решения. То есть старец не отличался скромностью и не хотел довольствоваться ролью придворного лекаря. Таким образом, он сам подписал себе приговор, который всем известен как убийство Распутина.

Заговорщики

В конце 1916 года против царского фаворита возник заговор. В число заговорщиков вошли влиятельные и знатные персоны. Это были: великий князь Дмитрий Павлович Романов (двоюродный брат императора), князь Юсупов Феликс Феликсович, депутат Государственной думы Пуришкевич Владимир Митрофанович, а также поручик Преображенского полка Сергей Михайлович Сухотин и военный врач Станислав Сергеевич Лазоверт.

Ф.Ф. Юсупов


Князь Юсупов с женой Ириной
Именно в доме Юсуповых было совершено убийство Распутина

Существует также мнение, что членом заговора являлся офицер британской разведки Освальд Райнер. Уже в XXI веке с подачи "Би-би-си" возникло мнение, что заговор организовали англичане. Якобы они боялись, что старец уговорит императора заключить мир с Германией. В этом случае вся мощь немецкой машины обрушилась бы на Туманный Альбион.

Освальд Райнер

Как вещало "Би-би-си", Освальд Райнер знал князя Юсупова с детских лет. У них были хорошие дружеские отношения. Поэтому британец без труда уговорил великосветского вельможу организовать заговор. При этом английский разведчик присутствовал при убийстве царского фаворита и даже, якобы, сделал контрольный выстрел ему в голову. Всё это мало похоже на правду хотя бы потому, что ни один из заговорщиков впоследствии ни единым словом не упомянул о причастности британца к заговору. Да и такого понятия как "контрольный выстрел" вообще не было.

Дмитрий Павлович Романов



Великий князь Дмитрий Павлович Романов (слева)
и Пуришкевич Владимир Митрофанович

К тому же нужно учитывать менталитет людей, живших 100 лет тому назад. Убийство всемогущего старца считалось делом русских людей. Князь Юсупов из благородных побуждений никогда бы не позволил своему английскому другу присутствовать при казни царского фаворита. В любом случае это было уголовное преступление, а, следовательно, могло последовать и наказание. А этого князь никак не мог допустить по отношению к подданному другой страны.

Таким образом, можно заключить, что заговорщиков насчитывалось всего 5, и все они были русскими людьми. В их душах горело благородное желание спасти царскую фамилию и Россию от происков недоброжелателей. Виновником же всех зол считался Григорий Ефимович. Заговорщики наивно полагали, что, убив старца, они изменят неотвратимый ход истории. Однако время показало, что эти люди глубоко ошибались.

Хронология убийства Распутина

Убийство Распутина произошло в ночь на 17 декабря 1916 года . Местом преступления стал дом князей Юсуповых в Санкт-Петербурге на Мойке.

В нём приготовили подвальную комнату. Поставили кресла, стол, а на него водрузили самовар. В тарелки наложили пирожные, миндальные и шоколадные печенья. В каждое из них добавили большую дозу цианистого калия. Рядом на отдельном столике поставили поднос с бутылками вина и рюмками. Растопили камин, бросили на пол медвежью шкуру и отправились за жертвой.

Поехал за Григорием Ефимовичем князь Юсупов, а за рулём автомобиля сидел врач Лазоверт. Повод для визита был надуманный. Якобы жена Феликса Ирина хотела познакомиться со старцем. Князь предварительно созвонился с ним и договорился о встрече. Поэтому когда машина прибыла на Гороховую улицу, где жил фаворит царской семьи, Феликса уже ждали.

Распутин, одетый в роскошную шубу, вышел из дома и сел в автомобиль. Тот тут же тронулся, и уже после полуночи троица вернулась на Мойку к дому Юсуповых. Оставшиеся заговорщики собрались в комнате на 2-м этаже. Они зажгли везде свет, включили патефон и изображали шумную веселящуюся компанию.

В.М. Пуришкевич, поручик С.М. Сухотин, Ф.Ф. Юсупов

Феликс пояснил старцу, что у жены гости. Они скоро должны уйти, а пока можно подождать в нижней комнате. При этом князь извинился, сославшись на своих родителей. Те терпеть не могли царского фаворита. Старец об этом знал, поэтому ничуть не удивился, оказавшись в подвальном помещении, похожем на каземат.

Здесь гостю предложили откушать сладости, стоящие на столе. Григорий Ефимович пирожные любил, поэтому с удовольствием их съел. Но ничего не произошло. Цианистый калий по непонятным причинам не оказал на организм старца никакого воздействия. Как будто того защищали сверхъестественные силы.


Григорий Ефимович в домашней обстановке

После пирожных гость выпил мадеры и стал выказывать нетерпение по поводу отсутствия Ирины. Юсупов выразил желание сходить наверх и узнать, когда же, наконец, уйдут гости. Он покинул подвальное помещение и поднялся к заговорщикам, которые с нетерпением ожидали благой вести. Но Феликс их разочаровал и поверг в состояние недоумения.

Однако казнь необходимо было совершить, поэтому благородный князь взял браунинг и вернулся в подвальную комнату. Зайдя в помещение, он тут же выстрелил в сидящего за столом Распутина. Тот грохнулся с кресла на пол и затих. Появились остальные заговорщики и внимательно осмотрели старца. Григорий Ефимович не был убит, но пуля, попавшая в грудь, ранила его смертельно.

Насладившись видом агонизирующего тела, вся компания вышла из комнаты, потушив в ней свет и закрыв дверь. Через некоторое время князь Юсупов спустился вниз, чтобы проверить, не умер ли уже старец. Он прошёл в подвальное помещение, подошёл к лежащему без движений Григорию Ефимовичу. Тело было ещё тёплое, но не вызывало сомнения, что душа уже отделилась от него.

Феликс собрался звать остальных, чтобы загрузить убитого в автомобиль и вывезти с территории дома. Как вдруг веки старца дрогнули и открылись. Распутин пронизывающим взглядом в упор уставился на своего убийцу.

Далее случилось невероятное. Старец вскочил на ноги, дико закричал и впился пальцами в горло Юсупова. Он душил и непрестанно повторял имя князя. Тот впал в неописуемый ужас и попытался высвободиться. Началась борьба. Наконец князю удалось вырваться из цепких объятий Григория Ефимовича. Тот при этом упал на пол. В его руке остался погон с княжеского военного мундира.

Феликс выбежал из комнаты и бросился наверх за подмогой. Заговорщики устремились вниз и увидели бегущего к выходу из дома старца. Входная дверь была заперта, но смертельно раненый человек толкнул её рукой, и та раскрылась. Распутин оказался во дворе и побежал по снегу к воротам. Если бы он очутился на улице, то для заговорщиков это означало бы конец.

Вдогонку за убегающим бросился Пуришкевич. Он выстрелил тому в спину один раз, затем второй, но промахнулся. Надо отметить, что Владимир Митрофанович считался отменным стрелком. Со ста шагов он попадал в серебряный рубль, а тут не смог попасть в широкую спину с 30-ти. Старец уже был возле ворот, когда Пуришкевич тщательно прицелился и выстрелил третий раз. Пуля наконец-то достигла цели. Она попала в шею Григория Ефимовича, и тот остановился. Затем прозвучал 4-й выстрел. Кусок раскалённого свинца пробил голову старца, и смертельно раненый человек рухнул на землю.

К телу подбежали заговорщики и поспешно перенесли его в дом. Однако громкие выстрелы в ночи привлекли полицию. К дому прибыл городовой, чтобы выяснить их причину. Ему сказали, что стреляли в Распутина, и блюститель закона ретировался, не приняв никаких мер.

После этого тело старца положили в закрытый автомобиль. Но получивший смертельные ранения человек всё ещё подавал признаки жизни. Он хрипел, а зрачок открытого левого глаза вращался.

В машину сели великий князь Дмитрий Павлович, доктор Лазоверт и поручик Сухотин. Они увезли тело на Малую Невку и сбросили его в прорубь. На этом долгое и мучительное убийство Распутина закончилось.

Заключение

Когда следственные органы через 3 дня извлекли труп из Невы, то вскрытие показало, что старец прожил под водой ещё 7 минут.

Поразительная живучесть организма Григория Ефимовича и в наши дни вселяет в души людей суеверный ужас.

Царица Александра Фёдоровна повелела похоронить убитого в дальнем углу парка в Царском селе. Также было дано распоряжение построить мавзолей. Рядом с временной могилой установили деревянную часовню. Члены царской семьи бывали там каждую неделю и молились за душу невинно убиенного мученика.

После Февральской революции 1917 года труп Григория Ефимовича изъяли из могилы, отвезли в Политехнический институт и сожгли в топке его котельной.

котельная, где было кремировано тело Распутина

Что же касается судьбы заговорщиков, то они стали чрезвычайно популярны в народе. Однако убийц во все времена наказывали независимо от мотивов и побуждений.

Великий князь Дмитрий Павлович был отослан в войска генерала Баратова. Они выполняли союзнический долг в Персии. Это, кстати, спасло жизнь члену дома Романовых. Когда в России разразилась революция, великого князя не было в Петрограде.

Феликса Юсупова сослали в одно из его имений. В 1918 году князь вместе с женой Ириной покинул Россию. При этом из всего огромного состояния он взял крохи. Это драгоценности и картины. Общая их стоимость оценивалась в несколько сотен тысяч царских рублей. Всё остальное было разграблено и разворовано восставшим народом.

Что же касается Пуришкевича, Лазоверта и Сухотина, то против них все обвинения были сняты. Тут свою роль сыграла и Февральская революция, и личность убитого ими человека. Несомненно только одно - это убийство очень сильно подняло их авторитет и престиж.

Убийство Распутина во все времена вызывало много предположений, догадок и гипотез. В этом деле немало тёмных пятен. Особое же недоумение вызывает поразительная живучесть старца. Его не могли взять цианистый калий и пули. Всё это придаёт преступлению мистическую составляющую. Такое вполне можно допустить с учётом того, что материализм уже давно не является основополагающим учением, отрицающим всё необычное и сверхъестественное, живущее бок о бок с нами.

Статью написал Владимир Чернов