Святой Лазарь. История

Человек – венец творения. Даже создание социальной иерархии не опровергает эту истину. Человек всегда остаётся венцом творения, независимо от своего положения в обществе, своих физических, финансовых и умственных возможностей. Являясь творением Божиим, человек имеет возможность уподобления своему Создателю, которая ограничена лишь Волей Господа Бога.

Однако, известно из Святого Писания, что чем выше человек взобрался по социальной лестнице, тем сложнее ему попасть по ней на Небо. Лестница не та. Но она наглядно демонстрирует относительность понятий «верха» и «низа» в необъятной Вселенной.

Для того, чтобы человек понял необходимость воспользоваться для Спасения другим путём, другой лестницей (или «Лествицей»), ему необходимо поверить в то, что он – творение Божие, что у него на Небе есть Отец, который не оставляет его своим вниманием ни на мгновение и который всегда готов помочь найти правильный Путь в отчий дом. Как навигатор, да.

И так устроен человек, что для того, чтобы начать движение в нужном направлении, ему нужно постоянное подтверждение того, что он должен двигаться, и что направление выбрано правильно.

Чудо жизни

Как ни странно, но человек более всего доверяет не логике, не научным объяснениям, не опыту, не свидетельствам очевидцев, а чуду! Чуду, которое происходит с ним, или с кем-то у него на глазах.

За время своей земной жизни Иисус Христос совершил множество чудес, чтобы люди пошли за ним. О некоторых из них он запрещал рассказывать даже близким людям, потому что не каждый готов донести до других суть произошедшего, не каждому люди смогут поверить, не сочтя его выжившим из ума.

Здесь хотелось бы вспомнить о том месте в Библии, где говорится о воскрешении Лазаря.

Обратите внимание, на значение слова в русском языке. Два слова – «воскрешение» и «воскресение», которые, казалось бы, означают одно и то же, рассказывают нам о разных событиях. В первом случае (воскрешение) речь идёт о действии над кем-то. Во втором (воскресение) – о способности кого-то восстать от одра смерти.

Никто из нас, рождённых женами, не воспринимает жизнь как чудо, потому что это данность, это как бы подарок ко дню нашего рождения. Это чудо происходит с нами каждый день. И лишь события на грани жизни и смерти напоминают нам о том, кто подарил нам жизнь. Как часто мы задумываемся о том, как мы распоряжаемся этим даром?

А может это вовсе не дар, а чудо, данное взаймы? Нам нужна эта жизнь, нужна как инструмент, как домкрат, как стремянка, для того чтобы иметь возможность подняться как можно выше по духовной «лествице». Для того чтобы спаси свою Душу и для того чтобы помочь спастись тем, кто рядом с нами.

Лазарь, друг Христа

Было это в Вифании, неподалёку от Иерусалима. Лазарь – друг Христа, заболел и умер естественной смертью. Четвёртый день пошёл со дня его кончины. Близкие уже похоронили его по обычаю, в пещере.

Зная о смерти друга, Иисус направился в Вифанию. По дороге к дому Лазаря он встретил Марфу, которая сказала, что если бы Иисус был здесь, то друг бы его не умер. Мог ли Иисус не знать об этом? Марфа как бы усомнилась в вездесущности Иисуса Бога. Но Господь утешил её, сказав, что воскреснет брат её. Но и после этих слов Марфа продолжала сомневаться. Она посчитала, что Иисус напомнил ей о всеобщем Воскресении мёртвых. И это маловерие Господь простил ей, убитой горем, потерявшей любимого брата.


Туда, где появлялся Христос непременно стекался народ в огромном количестве. Вот и сейчас к месту встречи Марфы с Иисусом набежала целая толпа во главе с архиереями. Все они последовали за Христом к месту погребения Лазаря, но лишь для того, чтобы посмеяться над попыткой воскресить мёртвого человека, которого они все знали, которого сами похоронили в пещере. Они сами ещё вчера утешали его сестёр на поминальном обеде. И вот они у гробницы Лазаря. Вот так описан эпизод в Библии (Иоан.11:38-45):

«То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

Иисус очень любил своего друга, и мог сделать так, чтобы он не умирал вовсе. Но тогда никто бы не думал о том, что Лазарь жив по Воле Господа. Люди считали бы, что Лазарь просто выздоровел. Справился с болезнью. И потому Иисус дал смерти поглотить своего любимого друга дабы показать, что и смертью повелевает Господь.

Никто не думает, что каждое утро он просыпается по Воле Бога, что жизнь его продолжается день за днём только потому, что на это есть Воля Бога.

После чудесного воскрешения Лазаря Христос направился в Иерусалим, но не для того, чтобы при помощи следовавшей за ним толпы, ставшей свидетелем чуду, взойти на трон и стать царём иудейским, а для того, чтобы завершить свой крестный путь и умереть на кресте за грехи мира и показать людям своё Воскресение как победу над смертью.

Жизнь после смерти

Свершилось чудо воскрешения мёртвого человека. Не было чуда подобного этому никогда! Люди признали воскрешение Лазаря, никто не мог усомниться в том, что он был мёртв. Лазаря знали все, и никто не смел оклеветать это чудо, как оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: «Это он. Это не он. Похож на него» (Ин 9:9)4.

Именно такая безусловность этого чуда стала причиной ненависти к самому Лазарю со стороны архиереев. Их ненависть дошла до того, что они хотели убить воскрешенного.

Спасаясь от преследования, Лазарь покидает родную Вифанию и отправляется на прекрасный цветущий остров Кипр, который в то время находился под властью Рима. Там он стал епископом в городе Китионе и неустанным проповедником христианства. Было ему на тот момент тридцать лет. Пережив гонения на христиан, Лазарь дожил на Кипре до шестидесятилетнего возраста и отошёл ко Господу.

Святые места

В Вифании, где произошло чудо воскрешения Лазаря, квадратная пещера в скале, послужившая Лазарю гробницей, является местом поклонения верующих всего мира. На этом месте была воздвигнута часовня, а рядом – базилика, затем появился монастырь бенедиктинок, после его разрушения была сооружена мечеть.


1. Кожные болезни и в Библии

В Евангелии от Луки, по мнению автора, отражена сама суть психологии больного с к ожной, либо любой другой патологией, а также указан путь к исцелению: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк 17: 12-19).

Неспроста в Святом Евангелии больше всего примеров исцелений безнадежных больных приводятся на ужасных поражениях кожи проказой . Потому что, даже само слово проказа звучит очень страшно для любого нормального человека. До сих пор некоторые формы этой болезни считаются не излечимыми, современная медицина перед проказой чаще всего бессильна, а больной безнадежен. В связи с этим чудесные Евангельские исцеления прокаженных выглядят ещё более убедительно и наглядно.

Сразу же после пребывания Иисуса в пустыне, где «сорок дней Он был искушаем от диавола» (Лк 4: 2) , когда Он «в силе духа» (Лк 4: 14) «пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк 4: 16) , когда кроме всего прочего, Он сказал в синагоге: «много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее , и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина . Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк 4: 27 -30) .

Такая буйная, яростная реакция, собравшихся в синагоге, на эти слова, по моему мнению, в дополнительных комментариях не нуждается, а только подтверждает важность разбираемой нами темы. Подчеркну только, что хронологически ещё не было рассказано Иисусом притчи о багаче и нищем Лазаре (Лк 16:20-31), и не было сотворено Им чудесных исцелений прокаженных (Мф 8:2-3), (Мк 1:40-42), (Лк 5:12-14; 17:12-19).

ПРОКАЗА




2. Кожные болезни и псориаз в Библии

Разделяя с профессором Григорьевым Г.И. идею о необходимости обращения к триединству плоти, души и духа человека при его лечении ради успеха исцеления, имеет смысл рассмотреть свидетельства Священного Писания об исследуемом здесь заболевании. Отождествление проказы (о которой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (которая сопровождается параличами, язвами, самоампутациями конечностей, а также приводит к обезображиванию лица, поражению глаз, желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение. Известно, правда, что течение болезни через столетия может меняться. Исследователи предполагают также, что библейское понятие проказы могло включать и другие заболевания, которые в настоящее время рассматриваются как самостоятельные и к которым могла принадлежать лепра. С другой стороны, в некоторых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (psoriasis vulgaris). Греческое слово лепра в Септуагинте и в Новом Завете было переведено как проказа. В греческой медицине слово проказа означало прежде всего псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы. Из-за этой путаницы в терминах, к сожалению, до сих пор непонятно, какая болезнь, проказа или псориаз, стали причиной приобретения человечеством первой иконы Христа - Нерукотворного Образа (Спаса Нерукотворного) .

При псориазе на теле больного появляются красноватые узелки, пятна и бляшки, покрытые белыми чешуйками. Эти пятна и бляшки быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Числ 12:10; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19), но чаще, увеличиваясь, медленно разрастаются. Увеличение площади поражения может происходить и в результате появления новых узелков и пятен (Лев 13:8, 22, 27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного (Лев 13:12), врачи говорят об эритродермии. Болезнь носит ярко выраженный хронический характер (4 Цар 15:5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Числ 12:10; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19); иногда болезнь провоцируется повреждением кожи нарывом или ожогом (Лев 13:18-19, 24). Такое поведение характерно для псориаза, его активного (прогрессирующего) периода и укладывается в понятие симптома Кебнера или изоморфной реакции раздражения. О причинах заболевания в Библии ничего не сказано, кроме того что угрозы заражения не существует. Однако нередко болезнь может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (2 Цар 3:29; 4 Цар 5:27); однако он проявляется не всегда. Болеют как мужчины, так и женщины. Заболевание может появиться на коже, а также слизистых, где угодно, в том числе на голове, однако волосы при этом не выпадают. Но, к сожалению, мы можем только предполагать, где в Библии говорится о проказе, а где о псориазе.

В Пятикнижии Моисея (по-еврейски называется Тора, т. е. Закон), в 13-й главе книги Левит, даны подробные предписания Господа Моисею и Аарону, которых необходимо придерживаться при установлении диагноза проказы (Лев 13:1-46).Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (Лев 13:21, 26) - 14 дней (Лев 13:4-6, 31-34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов (Лев 13:18) или ожогов (Лев 13:24, 25). Иногда она может сразу поразить все тело больного (Числ 12:10; 4 Цар 5:27).

Симптомы проказы : пятно на теле кажется «углубленным в кожу» (Лев 13:3, 20, 25, 30), волосы на теле становятся белыми (Лев 13:3, 10, 20, 25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок (Лев 13:30). Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос (Лев 13:36). Иногда на пораженных местах проступает «живое мясо» (Лев 13:10, 14-16), но эта рана, однако, может затянуться (Лев 13:16). Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (Лев 13:10, 16, 17, 19, 24, 42, 43); когда сыпью покрывались большие участки тела или все тело, то говорили, что человек покрылся проказой, «как снегом» (Исх 4:6; Числ 12:10; 4 Цар 5:27; Лев 13:13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было «много» (Лк 4:27). В (2 Цар 3:29; 4 Цар 5:27) говорится, что проказа может быть наследственной (болезнь по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой болезни. В (Лев 13:46; 14:3) утверждается, что от проказы можно излечиться (Лев 13:46; 14:3), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариам по молитве Моисея (Числ 12:13), а также Неемана Сириянина по слову Елисея (4 Цар 5:14), прокаженных по слову Иисуса (Мк 1:40-42; Мф 8:2-3; Лк 5:12-14; 17:12-19). Также известна заповедь данная Им ученикам: «...больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте»(Мф 10:8).

«Ветхий Завет сообщает нам только о двух случаях исцеления от проказы. Это исцеление Богом сестры Моисея Мариам (Чис 12:10-15) и исцеление пророком Елисеем сирийского военачальника Неемана (4Цар 5:1-19).

Мариам должна была ждать очищения семь дней, Нееман должен был семь раз погружаться в Иордан. Иисус исцеляет мгновенно! Ничто другое не могло доказывать для Его окружения лучше, что с Ним и через Него действует Сам Бог.

В случае исцеления он должен был пройти процедуру реабилитации, которая описана в (Лев 14). После сложных обрядов и жертвоприношений человек должен был вымыться сам и выстирать свою одежду, побриться. Через семь дней священник осматривал его снова. Он должен был сбрить волосы головы, бровей. Следовали новые жертвоприношения и еще более сложные обряды. После этого делали последний осмотр, и если человек оказывался чистым, его отпускали с удостоверением о том, что он чист» (архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в «Беседах на Евангелие от Марка», прочитанные на радио «Град Петров» . Беседа: 42 5 г).

Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (4 Цар 5:1, 4-6, 9, 11, 13). Больной, у которого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Лев 13:13). Например, когда Иисус был в Вифании, в доме у Симона прокаженного, вокруг него было много людей, и никто не боялся заразиться, и сам больной не был изолирован (Мф 26:6-13). Возможно, что Симон раньше был исцелен от проказы Самим же Иисусом или у него был не заразный и не опасный для окружающих псориаз, что более вероятно.


Иисус в доме у Симона прокаженного

Вариант течения то ли проказы, то ли псориаза, описан в притче о богаче и нищем Лазаре, «... который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк 16:20, 21). Интересно, что в древние времена проказу называли болезнью Святого Лазаря. Однако нищего Лазаря никто не изолировал от окружающих, поэтому можно предположить, что он все же болел не заразным псориазом или банальным вульгарным импетиго.

Необходимо отметить, что изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину, считалось, что нечистота передается через прикосновение (Лев 15:4-12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13:46; Числ 5:2; 12:14) и они жили за городскими воротами, как четверо прокаженных были вынужденны находиться вне стен Самарии даже во время войны (4 Цар 7:3-10). Прокаженный царь Озия до дня смерти своей жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня (4 Цар 15:5).

Гордость и наказание царя Озии.

Проказа царя Озии
Собрание графства Девоншир, 1635
Харменс ван Рейн Рембрандт

Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Лев 22:4). При других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось (Лев 21:20-22). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!» (Лев 13:45).

Из текста (Лк 17:12) видно, что прокаженные решаются заговорить с Иисусом лишь издали. В некоторых случаях проказа является Божьим наказанием (Числ 12:10; Втор 24:8, 9; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19-21, 23) или призывается в качестве такового на чью-либо голову (2 Цар 3:29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (4 Цар 5:10, 14; Мф 10:8; Мк 1:40-42; Лк 4:27; 5:12-14; 7:22; 17:12-19). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Лев 14:1-32; Мк 1:44).

Наряду с проказой - болезнью людей - подробно рассматривается и «проказа», появляющаяся на одежде и стенах домов (Лев 13:47-59; 14:33-53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью.

Кроме проказы, описан какой-то смертельный нарыв у царя Иудейского Езекии (Ис 38:1, 21), возможно имеется в виду моровая язва (бубонная чума), смертельно опасное заболевание и в настоящее время.

Привожу список библейских книг с указанием глав и стихов, где приводятся упоминания проказы и, возможно, псориаза.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

1. Исход (4:6,7).

2. Левит:

- о кожных болезнях (13:1-46);

- о язве проказы на одежде (13:47-59);

- об обрядах, совершаемых после исцеления от кожной болезни (14:1-32);

- о язве проказы на стенах дома (14:33-54).

3. Числа (12:10).

4. Второзаконие (24:8-9).

5. Вторая книга Царств (3:29).

6. Четвертая книга Царств:

- (5:1, 14, 27);

- (7:3-10).

7. Вторая книга Паралипоменон (26:19-21, 23).

8. Книга Иова (2:7-8).

НОВЫЙ ЗАВЕТ

9. Евангелие от Матфея (8:2-4; 10:8; 26:6-13).

10. Евангелие от Марка (1:40-42).

11. Евангелие от Луки (5:12-14; 16:20, 21; 17:12-19).

1 Проказа (по-гречески - лепра, болезнь Хансена, хансеноз, хансениаз; устаревшие названия - проказа, elephantiasis graecorum, lepra arabum, satyriasis, lepra orientalis, Финикийская болезнь, скорбная болезнь, крымка, ленивая смерть, болезнь Святого Лазаря и др. ) - хроническое инфекционное заболевание, протекающее в виде хронического гранулематоза, вызываемое микобактериями (Mycobacterium Lepre), с преимущественным поражением кожи, слизистых оболочек, периферической НС, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп. Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1871 г. в Норвегии Хансеном Г. А. Он работал в госпитале Святого Йоргеса (основан в XV в.) в Бергене. Сейчас это музей, возможно лучше всего сохранившийся лепрозорий в Северной Европе. Инкубационный период обычно составляет 3-5 лет, но может колебаться от шести месяцев до нескольких десятилетий. Различают: лепроматозный тип (наиболее тяжелая и заразная форма лепры), туберкулоидный тип (наиболее благоприятная форма лепры) и пограничные (промежуточные) группы (сочетают признаки обоих полярных типов).

2 Септуагинта (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum - «перевод семидесяти старцев» ) - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II вв. до н. э. в Александрии. Часто обозначается как LXX (число «семьдесят», записанное римскими цифрами).

3 Легенда о князе Авгаре . «Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать Его портрет и принести ему (слуга был живописцем). Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика.

Нерукотворный образ Христа в течение многих веков хранился в Эдессе: о нем упоминают Евагрий в “Церковной истории” (VI в.), преподобный Иоанн Дамаскин (VII в.) и отцы VII Вселенского Собора. В 944 г. Нерукотворный образ был торжественно перенесен в Константинополь. В честь этого события император Константин VII составил похвальное слово и установил ежегодное празднование 16 августа, которое совершается и поныне. Во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г. образ был, вероятно, утрачен, так как никаких упоминаний о его местонахождении после этого времени нет. (Знаменитая Туринская плащаница не может быть отождествлена с эдесским образом, так как ее происхождение другое: на ней отпечаталось изображение тела Христа, лежащего во гробе.)» (Епископ Иларион (Алфеев), 2003).

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ СТАТЬИ, ФИЛЬМЫ, АУДИО ЛЕКЦИИ, ЛИТЕРАТУРА

ЛАЗАРЬ
Лазарь Лазарь, ·евр. Елиезар (Божья помощь) - имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии: а) (Лук.16:19 ,31) имя нищего, названного так Господом в Его высоко назидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. "В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь". Название Лазаря доселе еще слышится в наименованиях лазарет (больница по преимуществу для бедных), и в Италиянском слове Лаццарони, иначе - нищие. б) (Иоан.11:1 ,2,5 и ·др.) брат Марфы и Марии, живший с своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти Иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскресенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена ·ев. с такою чудною и величественной простотою, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и Мария). Иисус же любил Лазаря и сестер его, говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви, Сын Божий прослезился при гробе умершего, и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Haer. 66, 34) и был епископом на ·о. Кипре, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября.


1) Лазарь (от евр.«бог помог») Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешённый Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Лазаря приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Лазарь — житель Вифании, селения близ Иерусалима, брат Марии и Марфы, оказывавших Христу гостеприимство. Весть о болезни Лазаря, особенно любимого Христом, и пророческое знание о его смерти заставляют Христа, несмотря на прямую опасность, направиться в Иудею. Марфа выходит к нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог» (Ио. 11, 22). Христос требует от неё исповедания веры в то, что он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11, 25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11, 43).

Лазарь выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Лазарь упомянут в числе «возлежавших» (12, 2). Воскрешение Иисусом Христом Лазарь — не единственное: воскрешены дочь Иаира (Матф. 9, 18-26, Мк. 5, 22-43, Лук. 8, 41-56) и сын вдовы из Наина (Лук. 7, 11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно данного мессианского «знамения». Это вызвало ожесточённую реакцию антагонистов Христа и приблизило расправу над ним: воскрешение Лазаря многозначительно предваряется «страсти Христовы». Согласно средневековому преданию, Лазарь прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом города Китиона на острове Кипр.

2) Лазарь — Убогий, персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от бога награду в загробной жизни. Случай, когда действующее лицо притчи имеет имя собственное, необычен и, по-видимому, обусловлен семантикой имени, обозначающего «бог помог», см. выше — Лазарь. Четверодневный. Притча повествует, что Лазарь был нищим, который валялся в струпьях у ворот некоего богача, ведшего роскошную жизнь, «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лук. 16, 21).

После смерти Лазарь отнесён ангелами на лоно Авраамово, а богач мучится в адском пламени и умоляет Авраама послать Лазаря, чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача, облегчая его муку. Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (16, 25). Тогда богач просит отправить Лазаря как свидетеля загробного воздаяния к братьям богача, чтобы те успели покаяться. Авраам возражает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (16, 31).

Фигура Лазаря как воплощение надежды угнетённых на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нём как бы утверждение престижа своей профессии. В России он был настолько частой темой т. н. духовных стихов, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих. Русский фольклор делает Лазаря родным братом жестокого богача, отрекающегося от родства. Лазарь молит бога о смерти и в смерти получает радость, которой не имел в жизни: «Сослал ему господь тихих ангелов, тихих и милостивых; вынули душеньку и хвально, и честно, в сахарные уста». Богач, напротив, молится о долгой жизни, но к нему посланы «грозные ангелы», вынимающие его душу сквозь рёбра железными крючьями. В некоторых вариантах Лазарь сам изрекает приговор богачу: «Что на вольном свете себе вготовал, за то господь бог тебе заплатив».

В некоторых славянских песнях Лазарь смешивается с Лазарем Четверодневным (так что о его «серой свитке» поётся в канун лазаревой субботы, представляющей культовое воспоминание о воскрешении последнего) или вообще утрачивает всякую связь с евангельской топикой (вполне языческие по духу «лазарские» песни южных славян, например сербская: «Лази, лази, Лазаре, долази до мене»,- основанная на созвучии имени «Л.» со словом «лазить» и связанная с хороводными играми).

Кем же был Лазарь, которого Христос называл другом? Как сложилась его судьба после воскрешения и зачем Иисус сделал это, как следует встречать этот день, что делать и чего делать не стоит - давайте вспомним или узнаем все это, если не знали раньше.

ИСТОРИЯ ЛАЗАРЯ

Жизнь и история праведника Лазаря примечательна во многих смыслах. В частности, именно с его именем связано единственное упоминание о том, что Христос плакал. Но как-то в тени остается дальнейшая судьба воскрешенного и понимание, почему ему дано было принять смерть дважды.

Лазарь был жителем Вифании, местечка рядом с Иерусалимом. Его и двух его сестер, Марию и Марфу, Христос часто посещал. Незадолго до Пасхи Лазарь заболел; Христос в это время был далеко. Сестры Лазаря отправили Иисусу печальную весть: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен». На это Христос ответил загадочно: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией».

Фото: Владимир Вдовин / РИА Новости

Но в Вифанию Христос пришел лишь тогда, когда Лазарь уже преставился. Первой его встретила безутешная Марфа. Она обратилась к нему со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе». Спаситель ответил ей странно: «Воскреснет брат твой». А когда перед ним предстала Мария и другие скорбящие родственники Лазаря, Иисус прослезился и спросил, где Лазарь погребен. Вместе со всеми подошел он к пещере, в которой покоилось тело Лазаря, и велел убрать камень от входа. Марфа заметила, что брат ее умер уже четыре дня назад и обратила внимание на запах телесного тления. Однако Христос совершил молитву и по окончанию ее громко произнес: «Лазарь, иди вон!»

Трудно представить, что испытали люди, собравшиеся у места захоронения, поскольку они, как писал святитель Амфилохий Иконийский, «своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак».

Многие, увидев это чудо, уверовали в Христа. Многие, но не все. Христос предчувствовал и это. Устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре он изрекает: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят... Так и было: фарисеи, видевшие своими глазами это чудо, из страха перед силой Христа именно с этого дня стали замышлять, как бы убить его.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВОСКРЕШЕНИЯ

Таким образом, воскресив Лазаря, Христос показал силу Бога и доказал возможность Спасения и Воскрешения.

События, которые последовали за этим, были трагическими. На следующий день Иисус вошел в Иерусалим, тот город, что принял его как Царя, но затем подверг истязаниям и мученической смерти. Но после чудесного возвращения Лазаря к жизни пройдет неделя, и случится главное чудо мира - воскресение Христа.

А потом пройдет еще немного времени, и праведник Лазарь покинет Иудею, спасаясь от гонений. Он найдет пристанище на Кипре в 33 году нашей эры, и вскоре станет там епископом Китиона (Ларнака).

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

До последнего своего дня Лазарь был верен вере Христа и проповедовал ее. Он умер спустя тридцать лет после первой своей смерти и удивительного воскресения, и завершил свой жизненный путь на том же Кипре. Лазарю было 63 года.

Обретение мощей Лазаря состоялось в 890 году. На мраморной раке было написано «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Спустя восемь лет император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. К началу X века над его могилой в Ларнаке возвели Церковь Святого Лазаря. А менее полувека назад, в 1972 году, во время раскопок в церкви была обнаружена мраморная рака с останками человека. Их идентифицировали как мощи святого Лазаря: очевидно, при Льве Мудром останки святого были перевезены не полностью.

Сегодня первой могилой Лазаря - тем местом, где произошло его Воскресение - владеют мусульмане, которые также относятся к этому месту как к святыне. Неподалеку от этого места расположены две церкви - католическая и православная. Вифания, где жил когда-то Лазарь и его сестры, также сменила название - одно время она называлась Лазарионом, а позже стала Эль-Азарией.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЕД

Имя святого Лазаря очень много значит для верующих и с великим почтением поминается в субботу шестой седмицы Великого поста и 30 октября, в честь перенесения мощей. В православии он поминается как епископ Китийский, а католическая церковь вспоминает его 17 декабря, считая первым епископом Марселя. Лазареву субботу называют иногда «малой Пасхой».

В мировой культуре история Лазаря не раз осмысливалась художниками и скульпторами. Воскрешение праведного Лазаря - одно из самых ранних изображений, который вообще появились в христианском изобразительном искусстве. Этот сюжет присутствует даже в росписях катакомб и рельефов саркофагов! Поскольку история Воскрешения Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, этот мотив вообще часто использовали в местах захоронений.

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Лазарева суббота - большое событие, и со временем возникла масса традиций, связанных с отмечанием этого дня.

Вечером в Лазареву субботу принято освящать веточки вербы. Примета говорит, что если в Лазареву субботу на вербе распустилось много почек, то год будет урожайным.

В старину на Лазареву субботу пели песни, особенно отличалась этим молодежь, которая в благодарность получала съедобные подарки. Сегодня эта традиция сохраняется лишь в небольшом количестве деревень.
На Западе традиции отмечать Лазареву субботу также сохранились: в Болгарии, например, «лазарские» песни поют девочки, а греки в этот день пекут «лазаракиа» («лазарчики») - печенье из пряного сладкого теста.

ЧТО ПОДАТЬ НА СТОЛ

Существуют и свои правила относительно стола, который можно накрыть в этот день. Никаких больших пиров, конечно же, не закатывается - продолжается Великий пост, на пороге - строгая Страстная седмица, так что в целом это день светлого ожидания скорого чуда Пасхи. Но на стол исстари подавали и гречневые постные блины, испеченные из гречневой муки, но без яиц и без молока, кашу, рыбный постный пирог курник. Дозволена и икра - можно сделать с ней бутерброды из постного хлеба.