Тактические занятия. Формы организации и методы проведения занятий по тактической подготовке

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

3.6.3. Проведение тактической подготовки

Тактическая подготовка – одна из основ деятельности военнослужащих. Она наиболее полно обеспечивает их комплексное обучение умелым и слаженным действиям на поле боя в условиях, максимально приближенных к боевым.

Основные задачи обучения по тактической подготовке таковы:

изучение основ общевойскового боя и требований боевых уставов по действиям подразделений во всех видах боя;

приобретение навыков в применении индивидуального и группового оружия и боевой техники в сложных условиях боевой обстановки;

выработка умения приводить себя в полную боевую готовность и умело действовать по предназначению, вести бой в сложной и резко меняющейся обстановке, переходя от одного вида боя к другому, в условиях применения обычного, в том числе высокоточного и ядерного оружия;

совершенствование навыков и умений командиров в организации и обеспечении боевых действий, а также в непрерывном управлении подразделениями и огнем в бою;

формирование у личного состава высоких морально-боевых, психологических и физических качеств, сознательной воинской дисциплины.

В тактической подготовке для успешного решения перечисленных задач используются различные виды занятий: лекции, семинары, самостоятельная подготовка, тактико-строевые занятия, тактические занятия, боевые стрельбы, тактические учения.

Порядок подготовки и проведения лекций, семинаров, самостоятельной подготовки не имеют существенных отличий от изложенных выше. Поэтому рассмотрим виды занятий, относящиеся непосредственно к тактической подготовке.

Тактико-строевое занятие – первая и необходимая ступень слаживания подразделений. Сущность его состоит в том, что с личным составом и подразделениями отрабатываются тактические и строевые приемы, способы действий в различных видах боя: сначала по элементам в медленном темпе, затем в целом в пределах установленного нормативами времени. При неудовлетворительной отработке того или иного приема (способа действия) проводятся повторные тренировки до получения положительного результата. При этом процесс слаживания подразделений не должен быть «натаскиванием». Здесь совершенно противопоказаны шаблон, механическое применение освоенных приемов при действиях в новой обстановке и на новой местности.

Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях – упражнение (тренировка). Могут применяться также объяснение, показ, демонстрация. Так, на тактико-строевых занятиях с отделением (расчетом) и взводом обучение проводится путем показа с пояснением и последующей тренировкой солдат и подразделений в целом для их слаживания; на тактико-строевых занятиях роты (батареи) и батальона (дивизиона), как правило, методом последовательных тренировок подразделений.

Количество тактико-строевых занятий для каждого подразделения, их продолжительность и тематика определяются программами боевой подготовки.

Количество и объем учебных вопросов на каждом занятии зависят от темы, учебных целей, степени подготовки личного состава и времени, отводимого на занятие. Обычно на одном занятии продолжительностью 4–6 часов отрабатываются 2–3 учебных вопроса.

Тактическая обстановка на тактико-строевых занятиях создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыслом. Тактико-строевые занятия проводятся на местности с выводом боевой техники и вооружения. Отдельные вопросы могут отрабатываться в пешем строю («пеший по-машинному»). Для более эффективного использования моторесурсов и времени целесообразно проводить занятия по замкнутому кругу, а иногда сокращать расстояния между элементами боевого порядка.

Тактико-строевые занятия организуют и проводят непосредственные командиры (со взводом – командир взвода, с ротой (батареей) – командир роты (батареи) и т. д.), а показные и совместные с подразделениями других родов войск – старшие начальники.

Тактическое занятие – основная форма слаживания отделения (расчета), взвода. Сущность его заключается в том, что все учебные вопросы отрабатываются в полном объеме, в комплексе и строгой последовательности, соответствующей развитию боя, в единой тактической обстановке. При необходимости в целях устранения ошибок, допущенных в ходе тактических занятий, отдельные приемы и действия могут отрабатываться так же, как и на тактико-строевых занятиях, т. е. делаются короткие перерывы (выключения из обстановки).

В ходе тактических занятий командиры получают практические навыки в управлении подразделениями и углубляют знания по организации боя.

Основной метод обучения на тактических занятиях – практическая работа . Для проведения тактического занятия подразделения выводятся с положенным вооружением и техникой.

Занятие с расчетом (отделением) организует и проводит командир взвода, со взводом – командир роты (батареи).

Продолжительность тактического занятия определяется программой боевой подготовки и может составлять 3–6 часов с расчетом и 6–8 часов со взводом.

Боевая стрельба в составе отделения, взвода – высшая форма их тактической выучки. При этом условия проведения занятия должны быть максимально приближены к боевым. Главная задача здесь – в обучении личного состава подразделений правильным тактическим действиям и выработке у командиров знаний и умений правильного применения оружия в бою и управления действиями и огнем своих подразделений.

В ходе боевых стрельб личный состав обучается не только ведению огня из штатного оружия, но и сочетанию на практике огня и маневра, осуществлению огневого прикрытия по принципу: солдат прикрывает солдата, отделение – отделение. Таким образом, личный состав в ходе боевых стрельб вырабатывает навыки, обеспечивающие формирование условий достижения успеха в бою.

Руководитель занятия обучает подчиненных ведению огня на максимальные дальности, по малоразмерным и хорошо замаскированным целям. Обучающиеся командиры взводов вырабатывают и совершенствуют умения управлять не только действиями и огнем подчиненных, но и приданных огневых средств.

С пулеметными, гранатометными и противотанковыми отделениями и взводами самостоятельные боевые стрельбы не проводятся. Они привлекаются на боевые стрельбы и тактические учения с боевой стрельбой с мотострелковыми подразделениями.

С артиллерийскими подразделениями перед тактическими учениями проводится проверочное занятие на допуск к боевой стрельбе.

Это занятие – необходимый шаг для принятия решения на допуск подразделения к тактическим учениям с боевой стрельбой. Оно предназначено для проверки готовности к тактическому учению. Основной метод обучения – практическая работа.

Тема занятия должна быть близкой к теме предстоящего учения. Занятие не предполагает боевой стрельбы. Для его проведения создается комиссия. Проводит его один из заместителей командира, руководителя учения. Все должностные лица в комиссии назначаются из состава руководства учения, посредников и контрольной группы. По результатам проверочного занятия разрабатывается акт на допуск подразделения к тактическому учению c боевой стрельбой. Продолжительность его устанавливает руководитель учения (не более суток).

Тактическое, тактико-специальное учение – высшая и наиболее эффективная форма тактической подготовки частей и подразделений, важнейшее средство повышения их боевой готовности, подготовки к боевым действиям в современном бою. Их основная цель – совершенствование боевого слаживания и полевой выучки войск для умелых и решительных действий при выполнении задач по поражению противника в различных видах боя, проверки боевой готовности.

Сущность тактических учений заключается в том, что в их ходе командиры, штабы и войска продолжительное время практически выполняют свои задачи в общей, непрерывно развивающейся тактической обстановке, по единому замыслу, на разной местности, на большую ее глубину (дальность), непрерывно днем и ночью и в любое время года. Основной метод обучения на тактических учениях – практическая работа обучаемых по выполнению своих функциональных обязанностей . Кроме того, могут применяться объяснение и показ (демонстрация).

Учения проводятся по комплексным темам, предусматривающим отработку боевых задач в нескольких видах общевойскового боя (оборона или наступление). В содержание темы могут включаться также вопросы встречного боя, передвижения подразделений, расположения на месте, отхода и выхода из боя, ведения боя в окружении.

При этом командиры подразделений учатся сами и одновременно обучают подчиненных. Подразделения готовятся к ведению боевых действий в различных условиях, практикуются в умелом использовании вооружения и техники на поле боя. Кроме того, в ходе тактических учений у них формируются высокие морально-боевые и психологические качества, чувство войскового товарищества, повышается физическая выносливость; совершенствуются приемы и способы ведения общевойскового боя; проверяются проекты уставов, наставлений и руководств, новых теоретических положений тактики артиллерийских подразделений; вырабатываются способы боевого применения новых образцов вооружения и техники.

На учение подразделения выводятся в полном составе со штатным вооружением и необходимым количеством боевой техники, обеспечивающим качественную отработку учебных вопросов, и обязательно с подразделениями и средствами усиления и поддержки.

С подразделениями сокращенного состава кадров учения проводятся только в период их развертывания (учебного сбора), при укомплектованности не менее 50%.

С подразделениями связи, специальных войск, тыла проводятся тактико-специальные учения.

Плановые учения организуются и проводятся в соответствии с планом боевой подготовки: с ротой (батареей) – командиром батальона (дивизиона), с батальоном (дивизионом) – командиром полка, что в полной мере отвечает требованию, чтобы каждый начальник учил подчиненных.

Темы тактических учений для рот (батарей) определяет командир части, для батальона (дивизиона) – командир соединения.

В год планируется проведение следующего количества тактических учений: ротных (батарейных) – два, в том числе одно с боевой стрельбой; батальонных (дивизионных) – два, в том числе одно с боевой стрельбой.

Динамика боевых действий в ночных условиях должна составлять 30% от общего времени.

Продолжительность учения определяется программами боевой подготовки.

Тактическая подготовка

Самое эффективное оружие - это не танки и артиллерия, а умение планировать боевые действия таким образом, чтобы достичь максимального результата, не потеряв при этом ни людей, ни технику. Любой, даже локальный, бой необходимо контролировать, обеспечивая превосходство над противником, даже если силы неравны. Именно этому и учит программа тактической подготовки.

Тактическая подготовка: цели и задачи

Обучение тактике состоит из теоретических и практических занятий, на которых, овладев определенным багажом знаний, личный состав пытается выстроить ход боя. Они должны:

    знать теоретические основы общевойскового боя;

    уметь прогнозировать ситуацию в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

    научиться координации и четко понимать технические возможности группы;

    действовать выдержанно, с минимальным риском для военнослужащих, и стараться выполнить поставленную задачу.

Тактическая подготовка дает и дополнительную мотивацию для дальнейшей службы в армии, прививает уважение к своему делу, формирует высокие моральные, боевые и психологические качества.

Отработка тактических приемов на практике

После закрепления основ начинается практическая подготовка в условиях, максимально приближенных к боевым. Используется как тяжелая техника (танки, БРТ), так и стрелковое оружие. Военнослужащие должны мгновенно реагировать на изменение ситуации, четко следовать приказам и работать в команде, координируя свои действия с другими.

Для старшего личного состава проводятся дополнительные лекции и семинары, обучающие как эффективному руководству группой, так и созданию оптимального психологического и морального настроя у солдат.

Справочная информация

Боевые возможности вооружения подразделения по поражению бронеобъектов, их уязвимые места. Приемы и способы борьбы с танками, бронированными машинами и противотанковыми средствами противника, особенности борьбы с ними в населенном пункте, в горах и в лесу Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему Ведение огня по команде командира и самостоятельно. Смена огневой позиции (места для стрельбы). Бой с противником, ворвавшимся в траншею, оказание помощи товарищу Ведение переговоров по средствам связи Виды боевых готовностей США и их характеристика Выбор места расположения для отдыха, устройство ночлега, обогрев в зимних условиях Действия при перевозке войск Действия при пленении противника Действия солдата-мотострелка в бою Занятие места в БМП (БТР). Подготовка вооружения к использованию. Выдвижение к рубежу перехода в атаку, спешивание, действия при артиллерийском (минометном) обстреле противника Изучение норматива: «Спешивание подразделений с БТР (МТ-ЛБ) и развертывание в цепь» Изучение норматива: «Действия подразделения в обороне при выходе из укрытия» Изучение норматива: «Доставка боеприпасов под огнем противника» Изучение норматива: «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта или указанного места военнослужащим». Подготовка к ведению огня днем (ночью): изучение местности; определение расстояний до ориентиров; закрытых (непоражаемых) участков местности и вероятных путей движения противника. Наблюдение за противником и местностью днем (ночью), доклад командиру о результатах наблюдения Изучение норматива: «Обнаружение целей» Изучение норматива: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)» Изучение норматива: «Посадка личного состава в автомобили, БТР (МТ-ЛБ) на месте» Изучение норматива: «Посадка подразделений в БТР (МТ-ЛБ) в ходе наступления (движения)» Изучение норматива: «Развертывание из походной колонны в предбоевой порядок при действиях в пешем порядке» Изучение норматива: «Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию)» Изучение нормативов: «Действия подразделения в обороне по занятию укрытия» Нормы Международного гуманитарного права. Кодекс поведения военнослужащего ВС РФ – участника боевых действий Обеспечение военной безопасности РФ Общие обязанности военнослужащего в бою Общие обязанности солдата в бою и по его штатному предназначению Ознакомление с вооружением и военной техникой воинской части Основные документы, регламентирующие организацию боевого дежурства Основные задачи Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск Основные параметры вооруженных сил США Основные угрозы военной безопасности РФ Ответственность (обязанности) должностных лиц и личного состава по соблюдению требований безопасности Преодоление минно-взрывных заграждений в составе отделения бегом в колонну по одному (по два) или на боевой машине по заранее проделанному проходу. Преодоление препятствий с опорой на плечи товарища, с помощью подручных средств, оказание помощи одним военнослужащим другому военнослужащему при перелезаниях через препятствия и т.д. Тренировка безопорных и опорных прыжков Преодоление минно-взрывных заграждений, ведение огня на ходу, атака переднего края обороны и уничтожение противника в первой траншее гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою. Действия при обнаружении огневых средств противника, встрече с бронетехникой противника, ведении огня снайпером противника, при появлении самолетов (вертолетов). Действия при остановке атаки. Поддержка соседа огнем для его продвижения вперед Приготовление пищи Приемы и способы передвижения на поле боя (ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием), их применение в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности. Сочетание огня с движением, использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня. Наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения, доклад командиру о результатах наблюдения

Учебная цель: Дать понятие общевойскового боя. Рассказать учащимся о том, что представляет собой современный общевойсковой бой.

Воспитательная цель: Воспитать у учащихся изучать науку о ведение боя. Развивающяя цель: Познания о тактическом ведении боя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы: _______________

«__» _____________ 2015 г.

План - конспект

Проведения урока по начальной военной подготовке

по разделу:

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (10 класса)

Тема: Характеристика современного боя.

Учебная цель: Дать понятие общевойскового боя. Рассказать учащимся о том, что представляет собой современный общевойсковой бой.

Воспитательная цель: Воспитать у учащихся изучать науку о ведение боя. Развивающяя цель: Познания о тактическом ведении боя.

Время: 9.00-9.45

Метод: Лекция.

Место проведения занятий: Кабинет НВП.

Руководство и пособия: Учебник по НВП.

Учебные вопросы:

2. Виды боя.

Ход занятия. Вводная часть 15 мин.

1 Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.

2 Проверка домашнего задания 10 мин.

Основная часть 30 мин. Вступление 5 мин.

  1. Бой – это организованное вооружённое столкновение воинов, подразделений и частей воюющих сторон. Он является единственным средством для достижения победы и проводится в целях уничтожения или пленения противника, а также захват важных районов или их удержания. В современном бою участвуют части сухопутных войск, мобильных силы, СВО и корабли морских частей пограничных войск.
  1. Современный бой - основная форма тактических действий войск авиации и флота, организованное вооруженное столкновение соединений, частей и подразделений воюющих сторон, представляющее собой согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр в целях уничтожения (разгрома) противника и выполнения других тактических задач в определенном районе в течение короткого времени.

Изложение основного материала 20 мин

Бой является единственным средством для достижения победы. Разгром противника и победа в бою достигаются мощными ударами всех видов оружия, своевременным использованием их результатов, активными и решительными действиями соединений, частей и подразделений.

Современный бой по своему характеру является общевойсковым. Он ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск с применением танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), артиллерии, средств противовоздушной обороны, самолетов, вертолетов и другой боевой техники и вооружения.

Общевойсковой бой может вестись с применением ядерного оружия и других средств поражения или с применением только обычного оружия.

Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие противника принято называть оружием массового поражения (ОМП).

Ядерное оружие является наиболее мощным средством поражения противника. Оно позволяет в короткие сроки с высокой эффективностью и надежностью уничтожать группировки войск противника. Ядерное оружие включает все виды ядерных боеприпасов и средства их доставки до целей.

В бою с применением только обычного оружия основным средством поражения является огонь артиллерии, танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), зенитных средств и стрелкового оружия в сочетании с ударами авиации. Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские зенитные, авиационные, стрелковые, инженерные боеприпасы и ракеты в обычном снаряжении, а также зажигательные боеприпасы и огнесмеси.

Современный общевойсковой бой характеризуется, решительностью, высокой маневренностью, напряженностью и скоротечностью, быстрыми и резкими изменениями обстановки и разнообразием применяемых способов его ведения.

Решительность боя - заключается в стремлении личного состава всеми имеющимися средствами в короткие сроки и с наименьшими потерями уничтожить противника и добиться полной победы. Это достигается: всесторонним знанием противника; смелостью, настойчивостью и упорством личного состава при выполнении боевых задач, быстрым использованием результатов огневого поражения, а также результатов огня своего оружия, умелыми и инициативными действиями всего личного состава. Решительность боя обеспечивается высокими морально-боевыми качествами личного состава, его непреклонной волей к победе, отличным знанием и умелым применением вооружения и боевой техники, а также проявлением высокой активности, смелости, упорства и постоянным стремлением навязать свою волю противнику, удерживая инициативу в своих руках.

Высокая маневренность - выражается в стремительных перемещениях (действиях) сил и средств с целью поставить себя в более выгодное положение по отношению к противнику для нанесения удара по нему, сочетая огонь с движением.

В ходе боя широко применяется маневр силами и средствами, а также огнем.

Маневр силами и средствами проводится в целях занятия выгодного положения для нанесения решительного удара по наиболее уязвимому месту в боевом порядке противника или для нанесения удара ему во фланг и тыл, а также для вывода подразделений из-под удара противника.

В наступлении и во встречном бою подразделения, используя открытые фланги, промежутки, а также складки местности, должны совершать охваты, обходы противника и стремительно проникать в его тыл.

Охват - маневр, осуществляемый в целях выхода для удара во фланг противнику.

Обход - более глубокий маневр, совершаемый в целях выхода для удара по противнику с тыла.

Охват осуществляется обычно в тесном огневом и тактическом, а обход в тактическом взаимодействии с подразделениями, действующими с фронта,

В обороне маневр проводится в целях усиления подразделений, понесших потери, занятия запасных позиций, огневых рубежей, уничтожения противника, вышедшего во фланг или в тыл района (опорного пункта), и для проведения контратак.

Отход - это маневр, применяемый в целях вывода своих подразделений из-под удара противника и занятия более выгодного положения. Он может проводиться только с разрешения старшего командира.

Маневр огнем применяется для более эффективного поражения противника. Он заключается в сосредоточении огня, распределении и в переносе огня с одной цели на другую.

Сосредоточение огня применяется при необходимости вести огонь всеми имеющимися средствами подразделения или их большей частью по одной важной цели или группе целей, находящихся на ограниченном участке. Сосредоточенный огонь ведется по команде командира подразделения.

Распределение огня применяется при необходимости ведения огня подразделением одновременно по нескольким целям. Для уничтожения каждой цели должны назначаться те огневые средства, огонь которых в наибольшей мере обеспечивает поражение.

Перенос огня применяется при необходимости изменения направления огня или дальности стрельбы для поражения другой цели.

При маневре огнем учитывается расположение огневых средств по отношению к фронту цели.
Огонь по направлению может быть: фронтальным - направленным к фронту цели; фланговым - направленным во фланг цели; перекрестным - ведущимся с двух и более направлений по одной цели.

Огонь из пулеметов и автоматов, открываемый внезапно с близких расстояний в одном направлении, называется кинжальным.

Напряженность и скоротечность.

Современный бой подразделения, ведут непрерывно днем и ночью, в любое время года, в условиях применения или угрозы применения противником ОМП, высокоточного оружия и других средств поражения. Непрерывность позволяет постоянно удерживать инициативу в своих руках и в полной мере использовать результаты внезапности для быстрейшего разгрома противника, лишает его времени на организацию сопротивления.

Применение в бою современных средств поражения и передвижения, обладающих большой мощностью, обусловливает скоротечность боя, особенно встречного.

Современные условия боя требуют от солдата большого напряжения моральных и физических сил, что предъявляет новые, более высокие требования к воину, к его воспитанию и обучению, поэтому он должен быть сильным духом, морально закаленным, обладающим непоколебимой волей к победе, хорошо физически подготовленным и способным преодолевать любые трудности и лишения.

Быстрые и резкие изменения обстановки в современном бою происходят в результате применения ядерного оружия, а также высокой подвижности войск. Способность ядерного оружия почти мгновенно изменять соотношение сил и средств на том или ином направлении, высокая подвижность войск и их большая огневая и ударная сила приводят к тому, что обстановка на поле боя изменяется не по часам, а буквально по минутам.

Заключительная часть 5 мин .

  1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.
  1. Объявить раздел и тему следующего занятия, а также форму одежды.

3. Задание на дом:

1. Характеристика современного боя.

2. Виды боя.

Преподаватель-организатор НВП: ______________ Авраменко В.Ю.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Тактические действия – организованные действия подразделений, воинских частей и соединений при выполнении поставленных задач.

Основные виды тактических действий: оборона, наступление, передвижение, расположение на месте. Основные формы тактических действий: бой, удар и маневр.

Бой – организованные и согласованные действия подразделений, воинских частей и соединений в целях уничтожения (разгрома) противника, отражения его ударов и выполнения других задач в ограниченном районе в течение короткого времени. Бой может быть общевойсковым, дальним (бесконтактным) огневым, противовоздушным, воздушным и морским.

Основным средством уничтожения (разгрома) противника в бою является огонь. Огонь – поражение противника стрельбой (пуском) из различных видов оружия.

Удар – одновременное и кратковременное поражение группировок войск и объектов противника путем мощного воздействия на них всеми имеющимися средствами поражения.

Маневр – организованное передвижение подразделений (огневых средств, военнослужащих) при выполнении поставленных задач в целях занятия выгодного положения для ведения огня по наиболее уязвимому месту в боевом порядке противника, особенно во фланг и в тыл, а также для вывода подразделений из-под удара противника. Маневр осуществляется подразделениями (огневыми средствами) и огнем.

Видами маневра подразделениями (огневыми средствами) являются: охват, обход, отход и смена района (позиций).

Современный общевойсковой бой ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск с применением танков, БМП (БТР), артиллерии, средств противовоздушной обороны, самолетов, вертолетов, другого вооружения и военной техники.

Характерными чертами современного общевойскового боя являются: решительность целей, высокая напряженность, скоротечность и динамичность боевых действий, их наземно-воздушный характер, одновременное или последовательное мощное огневое воздействие на всю глубину построения сторон, применение разнообразных способов выполнения боевых задач, быстрый переход от одних видов действий к другим, сложная радиоэлектронная обстановка.

Успешное выполнение поставленной отделению задачи достигается соблюдением основных принципов: постоянной боевой готовностью; своевременным обнаружением противника и уничтожением его огнем; решительностью, активностью и непрерывностью ведения боя; организацией и поддержанием непрерывного взаимодействия; внезапностью действий и применением военной хитрости (обмана противника); умелым применением маневра; всесторонним обеспечением боя; полным напряжением моральных и физических сил, использованием морально-психологического фактора в интересах выполнения боевой задачи; твердым и непрерывным управлением подразделениями; надежной защитой подразделений.

Общевойсковой бой может вестись с применением только обычного оружия или с применением ядерного оружия и других средств поражения.

Ядерное оружие является наиболее мощным средством поражения противника. Оно позволяет в короткие сроки уничтожать группировки войск противника, создавать районы массовых разрушений и зоны радиоактивного заражения.

Обычное оружие составляет все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, авиационные, стрелковые боеприпасы, ракеты, бомбы в обычном снаряжении, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные, термобарические боеприпасы и смеси. Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием.

Наиболее высокой эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия, к которым относятся Ракетные и артиллерийские комплексы, обеспечивающие обнаружение объектов для поражения, целеуказание и наведение на них с высокой точностью в автоматизированном режиме, а также другие комплексы (системы) вооружения, применяющие управляемые (корректируемые) и самонаводящиеся ракеты и боеприпасы, способные поражать цели, как правило, с первого выстрела (пуска).

Зажигательные (термобарические) боеприпасы и смеси применяются для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных открыто или находящихся в долговременных огневых и других фортификационных сооружениях, а также его вооружения, военной техники и других объектов.

Цели и задачи обучения по тактической подготовке. Тактическая подготовка – обучение личного состава, подразделений, воинских частей и соединений подготовке и ведению боя. Она является главным предметом обучения в системе боевой подготовки и составляет основу полевой выучки войск. Изучение других предметов носит подчиненный ей характер.

Основная цель тактической подготовки – выработка у каждого солдата и подразделения в целом практических навыков, умений и качеств, необходимых для успешного ведения современного боя.

Задачи обучения отделения по тактической подготовке:

обучить личный состав различным приемам и способам боевых действий в составе подразделений, умелому применению индивидуального и группового оружия и боевой техники в сложных условиях боевой обстановки, на разнообразной местности, днем и ночью;

выработать и совершенствовать навыки и умения командира в организации, обеспечении боевых действий и непрерывном управлении отделением и огнем в бою;

подготовить отделение к ведению умелых и слаженных действий в современном общевойсковом бою, в условиях применения ядерного и обычного оружия;

формировать у личного состава высокие морально-боевые, психологические, физические качества и сознательную воинскую дисциплину.

Все занятия по тактической подготовке сводятся к тому, чтобы научить:

командира отделения – организовывать бой на местности, быстро принимать команды (сигналы) командира взвода (роты) и четко ставить задачи личному составу, умело управлять отделением и его огнем в бою, грамотно использовать местность, мощь своего оружия и боевой техники, непрерывно вести наблюдение за полем боя, умело определять наиболее важные цели и своевременно подавать команды на их уничтожение, поддерживать вооружение и военную технику в постоянной боевой готовности и способность отделения к ведению боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения;

наводчика-оператора (наводчика пулемета) – непрерывно вести наблюдение за полем боя, своевременно обнаруживать цели и немедленно уничтожать их по команде командира взвода (отделения) или самостоятельно, умело работать на радиостанции и переговорном устройстве, правильно подготавливать, осматривать и укладывать боеприпасы, систематически проверять вооружение и поддерживать его в постоянной боевой готовности;

механика-водителя (водителя) – умело использовать местность при вождении БМП (БТР) в любых условиях обстановки, времени года и суток, преодолевать препятствия, заграждения и водные преграды, выдерживать установленное место в походном и боевом порядках взвода, обеспечивать наилучшие условия для ведения огня из орудия (пулемета), докладывать об обнаружении целей и корректировать огонь, сохранять БМП (БТР) от прицельного огня противника при движении на поле боя, устранять неисправности или повреждения БМП (БТР);

остальной личный состав отделения – слаженно действовать в различных видах боя, в любой обстановке, в любое время года и суток, непрерывно наблюдать за полем боя и докладывать командиру отделения об обнаруженных целях, по команде командира или самостоятельно уничтожать их огнем, умело использовать свое оружие и боевую технику, средства защиты.

В результате тактической подготовки отделение должно быть обучено: организованному переходу к обороне заблаговременно или в ходе боя, при отсутствии непосредственного соприкосновения с противником и в условиях соприкосновения с ним; ведению наступления на обороняющегося противника с ходу и из непосредственного соприкосновения с ним как днем, так и ночью; совершению марша (передвижению своим ходом) и перевозкам различными видами транспорта в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, действиям в составе воздушного и морского десантов; скрытному расположению на месте и действиям в сторожевом охранении, а также умелым Действиям во всех видах боевого обеспечения.

Организация занятий по тактической подготовке с отделением. Фактическая подготовка отделения проводится в соответствии с требованиями Боевого устава Сухопутных войск, курсов, наставлений, программ боевой подготовки, ротного расписания занятий и других руководящих документов.

Одиночное обучение солдата тактической подготовке осуществляется в ходе подготовки вновь прибывшего пополнения.

Основной формой обучения при этом являются тактико-строевые занятия, на которых отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий солдата в бою.

В тактической подготовке отделения используются следующие формы обучения: тактике-строе вые занятия, тактические занятия, а также боевая стрельба в составе отделения. Совершенствование слаживания отделения осуществляется в составе взвода, на полевых выходах, ротных, батальонных, полковых и дивизионных тактических учениях.

Тактико-строевые занятия являются первоначальной формой обучения солдата и первой ступенью подготовки (слаживания) отделения*.

Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий, при необходимости могут применяться объяснение и показ. Каждый прием и способ действий сначала отрабатываются по элементам в замедленном темпе, затем слитно в пределах установленного нормативами времени. Не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный вопрос, не следует переходить к отработке следующего.

Тактическая обстановка создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыслом. Она должна быть несложной, но вместе с тем обеспечивать качественную отработку учебного вопроса.

Продолжительность тактико-строевых занятий с отделением обычно составляет 3 часа и включает отработку двух-трех вопросов.

Тактические занятия предназначены для боевого слаживания отделения, совершенствования навыков командиров отделений в организации боя и управлении подчиненными при выполнении боевых задач. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности во времени и темпе, присущих характеру изучаемого вида боевых действий, на фоне единой тактической обстановки.

Боевая стрельба в составе отделения является высшей формой обучения отделения в условиях, максимально приближенных к боевым. Она предназначена для обучения командира отделения и личного состава ведению боевых действий с реальным ведением огня из всех видов штатных огневых средств. Проводит боевую стрельбу отделения командир взвода.

Основным методом обучения на тактических занятиях и в ходе боевой стрельбы является практическая работа обучаемых по выполнению ими своих должностных и функциональных обязанностей, в том числе и практическое решение огневых задач.

| Материал к разделу «Основы военной службы» для подготовки к практическим занятиям на базе воинской части | Тактическая подготовка

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

«Основы военной службы».
Подготовка к практическим занятиям на базе воинской части

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка - один из важнейших предметов боевой подготовки.

Она включает в себя: изучение теории боя, организации, вооружения, боевых возможностей, приемов и способов действий в бою своих войск (сил) и вероятного противника; обучение личного состава умелому применению оружия, военной техники в сложной обстановке на разнообразной местности днем и ночью; воспитание у военнослужащих высоких морально-боевых качеств и другие вопросы.

Бой - это основная форма тактических действий войск. Под ним понимают согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр соединений, частей (кораблей), подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, овладения важными районами (рубежами) или удержания их и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.

Бой может быть общевойсковым, противовоздушным, воздушным и морским . Основные черты современного боя (наряду с маневренностью и динамичностью) - быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность развития боя по фронту и в глубину, разнообразие способов ведения, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава.

Основные виды боя - наступательный и оборонительный.

Наступательный бой имеет решающее значение для достижения победы. Его применяют в целях разгрома противника и овладения важным районом. Успеха в наступательном бою достигают огневым поражением противника, решительной атакой, уничтожением (пленением) живой силы, захватом оружия, военной техники и территории противника, стремительным развитием продвижения войск.

Оборонительный бой применяют с целью сорвать или отразить наступление противника путем нанесения ему значительных потерь, удержать важные районы и создать условия для перехода в наступление.

В бою военнослужащий обязан проявлять стойкость, инициативу, дисциплинированность, выдержку, решительность и упорство. Он должен действовать активно и внезапно, смело и дерзко, умело владеть личным оружием. Большое значение имеют находчивость и взаимная выручка.

Каждый воин обязан знать боевую задачу отделения и взвода. В ходе боя он должен вести наблюдение, а обнаружив противника, немедленно доложить о нем командиру. В наступлении солдат должен действовать смело и решительно, в обороне - стойко и упорно. Во всех случаях он должен уничтожать противника всеми способами и средствами, проявлять храбрость, инициативу и находчивость. Он должен также умело использовать местность, индивидуальные средства защиты и защитные свойства машин, уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, преодолевать заграждения, естественные препятствия и зараженные участки местности, производить санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию. Он обязан охранять и защищать в бою командира, а в случае его выхода из строя смело брать командование на себя. При ранении или поражении радиоактивными или боевыми токсичными химическими веществами он должен принять необходимые меры самопомощи и продолжать выполнять боевую задачу.

В современном бою обстановка меняется быстро, воинам приходится применять различные способы и приемы действий. Солдат должен уметь сноровисто передвигаться на поле боя по любой местности, под огнем противника и в то же время применять свое оружие. При действиях в пешем порядке в зависимости от местности и огня противника солдат может передвигаться различными способами: ускоренным шагом, бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками или переползанием. В ходе атаки солдат передвигается бегом или ускоренным шагом, а после броска гранаты - обычно бегом. При бое в глубине обороны противника применяют все способы в зависимости от обстановки (табл. 8).

При отражении контратак или при переходе к обороне каждый солдат выбирает выгодное место для стрельбы и оборудует его. Это место надо выбирать с таким расчетом, чтобы можно было наблюдать за противником и вести огонь, оставаясь скрытым от его наблюдения и защищенным от его огня. На открытой ровной местности нужно быстро выбрать или занять указанное командиром место, отрыть и замаскировать окоп.

Одиночный окоп для стрельбы состоит из выемки в грунте длиной 170 см, шириной 60 см, глубиной 30 см и бруствера высотой до 30 см. Для удобства стрельбы в передней части оставляют ступеньку шириной 25-30 см. В секторе обстрела в бруствере делают продольную конусную выемку (высота бруствера уменьшается до 10 см). Между бруствером и краем выемки оставляют площадку шириной 30-40 см (рис. 59). На устройство такого окопа обученный солдат затрачивает около 30 мин.

Чтобы отрыть одиночный окоп для стрельбы лежа под огнем противника, надо положить автомат (пулемет, гранатомет) вправо от себя на расстоянии вытянутой руки дульной частью к противнику, повернуться на левый бок, вынуть лопату (рис. 60) из чехла и, взяв ее за черенок обеими руками, ударами на себя подрезать дерн или верхний уплотненный слой земли, обозначая спереди и с боков границы выемки. После этого ударами от себя снять его спереди и приступить к отрывке окопа. Лопату нужно врезать в землю не отвесно, а наискось, тонкие корни перерубать острым краем лопаты, землю выбрасывать сначала вперед, а потом в стороны, чтобы получился бруствер, который послужит укрытием от огня противника и упором для оружия. Достигнув необходимой глубины в передней части окопа, надо отодвинуться назад и продолжать отрывку, чтобы можно было укрыть все туловище и ноги.

Бруствер надо разровнять и замаскировать , чтобы противник не смог обнаружить окоп. Если позволяет обстановка, солдат может углубить окоп, приспособить его для стрельбы с колена, а затем и стоя. Во время отрывки окопа надо продолжать наблюдать за противником, находясь в готовности в любой момент открыть огонь.