Педагогические ситуации как средство формирования гражданской идентичности. Факторы, определяющие формирование гражданской идентичности школьников

Духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Формирование гражданской идентичности предполагает:

а) развитие когнитивно-смыслового (получение информации о принадлежности к гражданской общности; наличие представлений об идентифицирующих признаках, о принципах и основах данного объединения, о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой; интерпретацию ситуаций в соответствии с представлениями о себе как о россиянине, гражданине);

б) развитие эмоционально-ценностного компонента (формирование и демонстрацию позитивного (негативного) отношения к антропо-образам и типизациям, характеризующим комплексные характеристики «россиянин», «гражданин», «патриот», факту принадлежности к гражданской общности, патриотизма как одного из выражений эмоционального переживания гражданской идентичности; демонстрацию тематической «обратной связи» и эмоциональных переживаний как результат удовлетворенности членством в референтной группе);

в) развитие деятельностного компонента (формирование желания и готовности участвовать в общественной и общественно-политической жизни страны (через участие в группах, сообществах, персонального участия в соответствующих акциях, событиях, мероприятиях, процессах и т.п.), способности противостоять асоциальным и противоправным действиям, ответственности за принятые решения (действия) и их последствия; стимулирование самостоятельности в выборе решений реализация, гражданской позиции в поведении и деятельности).

В основе процесса формирования российской гражданской идентичности лежит последовательная смена этапов:

а) интерпретация (ожидаемый результат: информация о самом себе, своей позиции в социуме, историческом прошлом страны, самоназвании гражданской общности, общем языке и культуре; осмысление образа Родины и опыта гражданских отношений; самопрогнозы, самопроекты);

б) самообозначение и самоидентификация (ожидаемый результат: определение себя в категориях «россиянин» и «гражданин России»; патриотизм как выражение чувства сопричастности к судьбам государства и общности; определение индивидуальной российской гражданской идентичности и ее составляющих; следование нормам, принципам и ценностям, принятым в гражданской общности);

в) оформление российской гражданской идентичности или кризис идентичности (ожидаемый результат: обретение целостной российской гражданской идентичности либо спутанная российская гражданская идентичность, потребность в определении (выборе) идентичности);

г) самопрезентация (ожидаемый результат: определение границ реализации российской гражданской идентичности, определение ее адекватности, выбор средств для самообозначения, демонстрации и презентации).

7.Духовные традиции как основа формирования российской гражданской идентичности

Россия – это государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями, реализующая собственную систему базовых ценностей.Воспроизводство ее самобытности, в частности - формирование гражданской идентичности и развитие русского национального самосознания - возможно только на основе ее аутентичных духовных традиций .

Выходом из кризиса идентичности для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Об этом шла речь на VI Всемирном Русском Народном Соборе, проходившем в Москве в декабре 2001 года. Собор был посвящен теме “Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох”. В выступлении на Соборе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла отмечалось, что каждому народу принадлежит право выбора цивилизационной модели, основанной на культурно-исторической, религиозной традиции и право отождествления с выбранной моделью государственной идеологии. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. 16

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.

В связи с этим в современной культуре исчезает традиционное понимание нравственности как благонравия , согласия с абсолютными законами правды , достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина. 17

Для России это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь. Другой религиозно-нравственной, идеологической, мировоззренческой альтернативы у России нет. Ведь подлинное величие России в мире, ее признанный всеми вклад в мировую науку, культуру стали возможны только на основе традиционной духовной культуры, идеологии. Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков – ничто иное, как следствие отказа от русской идеологии, Православной веры, традиционных ценностей и идеалов Российского государства .

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Цель и задачи духовно нравственного развития и воспитания были определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 18 В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:


  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно нравственной установки «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

  • укреплению национальной безопасности.
На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:

1. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.

3. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень секуляризованности современной массовой культуры.

4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений («сердечных чувствований» и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

5. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

6. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие – необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

7. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

12. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.


  1. Особенности православного восприятия гражданственности
В целом, для православной позиции характерно восприятие гражданственности и гражданского самосознания через призму усилия , а не свободы, долга и ответственности , а не личной инициативы, стимулируемой открывающимися возможностями социальной самореализации. Согласно православному миросозерцанию, пронизанному эсхатологическим восприятием мира, человеческое общество движется в сторону постепенного отпадения от Бога и любви, в сторону накопления зла и греха.

Поэтому взаимодействие с миром понимается православным сознанием как работа, общественное служение , реализуемое посредством собственных талантов, поставленных на службу обществу. По словам митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, «гражданское самосознание формируют не столько “гражданские свободы” в юридическом смысле слова, сколько привитые человеку гражданские добродетели» 19 , которые реализуются прежде всего в общественном служении отечеству, государству, людям.

Заметим, что православная идентичность россиян приобретает сегодня во многом черты культурной идентичности. Проявляется это прежде всего в том, что культурная идентичность «я православный» оказывается шире, чем собственно религиозная идентичность «я православный христианин». Православным человек может считать себя не потому, что он верует в Бога, а потому, что крещеный, живет в стране с православными традициями и «через традиции и национальную культуру ощущает духовное родство с церковью».

В сравнении с дореволюционным прошлым, в нынешней посткоммунистической России большинство населения религиозно безразлично, хотя многие и считают себя «православными». Как культурная идентичность православность становится, по меньшей мере, двуслойной идентичностью . Культурные характеристики (празднование некоторых религиозных праздников и ношение креста, например) выступают внешней оболочкой, соприкасающейся с «большим» социумом. «Новая» православная идентичность современных россиян не единообразна. И дело не только в том, что она объединяет людей различного социального, демографического, образовательного или возрастного статуса, религиозной принадлежности. Здесь на память приходит идея всеединства всех церквей в философских учениях русских философов. Такого толерантного отношения нет ни в одной другой цивилизации. 20

Конфликт между духовной и культурной традициями в России является историческим фактом. Как говорит исследователь русской духовной традиции С.С. Хоружий, «…то, что я называю духовной традицией, в русском случае есть духовная практика, выработанная православием, исихастская традиция. Сама по себе она является очень узким сокровенным, заглубленным духовным явлением. И духовная традиция, обнимающая эту духовную практику, столетиями существовала на Руси отдельно, особняком от культурной традиции . Так получилось, что духовная традиции оказалась феноменом, как говорят культурологи, низовой культуры. Монашеской, простонародной. А великая русская культура, которая создавалась последние три или два с половиной столетия - она была чужда духовной традиции». 21

9. Потенциал духовных традиций сельского социума

Жадовское сельское поселение, при всей его индивидуальности, разделяет судьбу и обладает чертами, присущими большинству сельских поселений России.

Наполненный переплетением смыслов, символов и значений, сельский социум выступает как социокультурная среда - конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Эта среда – совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности, определяющих присвоение статусов и освоение социального (ролевого) поведения, это – его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми , это – конкретное природное, символическое и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума. Но сельская социокультурная среда – это особый путь интеграции ребенка в культурные связи и отношения общества.

Село как российский феномен и пространство жизни человека обладает особыми социокультурными и педагогическими характеристиками. Их необходимо учитывать, выстраивая модель и систему воспитательной работы школы, направленную на формирование российской гражданской идентичности.

Если западноевропейская цивилизация исторически вырастает из города-государства (греческого полиса), и город становится центром развития европейской культуры, то центром развития российской цивилизации является деревня. Семантически слово «деревня» очень тесно связано со словом «земля» и «мир». Наиболее содержательно и глубоко в русском языке природно-социальное и духовное единство, целостность пространства сельской жизни человека выражается словом «земля» в его стихийном контексте.В стихийном смысле (огонь, воздух, вода, земля) земля - всякое твердое, нежидкое тело, четвертая стихия, и в этом значении само тело человека также именуется землею. «Земля еси, в землю отъидеши».Но уже с XI в. в древнерусском языке слово «земля» стало употребляться в более широком значении: это и собственно земля, но вместе с тем – и мир, страна, собственность, имение и др.).

В древнерусских народных представлениях земля - Мать Сыра Земля - одна из четырех главных основ мироздания (наряду с водой, воздухом и огнем). Русские люди почитали свою землю святой, боготворили ее как всеобщий источник жизни, мать всего живого: «Гой еси сырая, Земля матерая! Матерь нам еси родная, всех еси нас породила». В некоторых духовных стихах земля отождествлялась одновременно и с матерью, и с отцом: «Земля - мать сырая! Всем, Земля, ты нам отец и мать».

Еще в эпоху язычества понятие «земля» для русского сознания было равнозначно понятию «своего рода-племени», малой и большой Родины, Отечества, государства. Более того, в образе земли воплощалось единство и преемственность всех мертвых и живых. Поминальные ритуалы на могилах предков как бы декларировали связь всех ушедших и живущих поколений.

По древнерусским поверьям, земля страдает от человека и одновременно сострадает к нему. Люди виновны перед землей хотя бы потому, что «рвут ее грудь сохой, царапают в кровь бороной». Считалось, что земля - своего рода одушевленное существо и ей нужно устраивать отдых и именины. В Вятской губернии, например, земля считалась именинницей в Духов день, в других местах именины земли праздновали в день св. Симона Зилота.

Если в европейской культуре город выступает, скорее, как отрицание деревенской жизни, ее хозяйственного уклада и быта, то в России – скорее, как продолжение села. Об этом свидетельствует такая особенность древнерусского градостроительства, как принцип усадебной застройки . В отличие от средневековых городов Европы, где возводились блокированные жилые дома, примыкавшие друг к другу и таким образом формировавшие улицы, в русских городах жилые дома строились порознь, каждый на своем участке, где размещались также хозяйственные постройки, огороженные набором, дворы, иногда - сады и огороды. Усадебная застройка древних русских городов - принцип формирования городской жилой среды, возникший в домонгольский период и получивший развитие вплоть до XVIII-XIX вв., когда города стали застраивать каменными домами, создавая кварталы и фронт застройки, образующий улицы и площади.

Следует отметить и особый характер сельского социума. Он отличается более тесной, «естественной» солидарностью, обусловленной родственными отношениями или принципом соседства. Здесь все просматривается, все на виду, и именно эта непосредственность и открытость сельской жизни, требующая безусловного доверия в отношениях, делают ее изначально более нравственной.

Сильной психологической особенностью сельского социума является эмпатия . Психологические исследования показывают, что единственно значимыми вещами для сельских жителей являются мнение окружающих людей, искренность и открытость . Уровень эмпатии – эмоционально-чувственного восприятия, способности сопереживать - по сравнению с представителями других культур у сельчан выше на несколько порядков. Психологи условно разделили всех жителей России на две культуры - рационально-достиженческую, представители которой живут чаще всего в городах, и эмпатичную - жителей периферии. Они отличаются друг от друга как небо и земля. 22

Традиции играют в жизни сельского социума особую роль. Они лучше сохранились, в отличие от города, с его «социальной рассеянностью» и отчуждением. Этому способствует частично сохраняющийся общинный уклад деревенской жизни. Традиционность для сельской жизни – не дань моде, а способ воспроизводства ее наиболее значимых характеристик, способ воспроизводства социальной общности. Психология сельчан более консервативна, болезненно воспринимает даже незначительные изменения в сложившемся мироустройстве. Отсюда исторические и духовные традиции как органические элементы сельской социокультурной среды обладают большим педагогическим потенциалом в развитии российской гражданской идентичности.

Если школа как институт является моделью общества и воспроизводит в своих отношениях логику «большого общества», обеспечивая тем самым социализацию своих воспитанников, то сельская школа находится в несколько ином положении . Она безусловно выполняет роль института социализации для сельских школьников. Но весь «облик» этого института, его атмосфера и царящие в нем отношения принципиально отличаются от атмосферы и опосредованных отношений городской школы. Жизнь сельской школы характеризуется большей патриархальностью, в хорошем смысле семейственностью, большим эмоциональным содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Русское село имеет трагическую историю. Этот трагизм определяется не только последствиями опустошительных войн, но и сталинской коллективизацией, укрупнением и борьбой с личным подсобным хозяйством в 60-е годы. Оно опустошалось объективной логикой индустриализации – развитием крупной промышленности и ростом городов, ростом социальной мобильности. Но вместе с тем, оно испытывало и продолжает испытывать на себе последствия разрушительной рыночной либерализации.

К 2005 году сельское социальное пространство занимало две трети территории российского общества, имело в своей структуре около 150 тыс. сельских населенных пунктов, объединяло 24 409 сельских администраций и 1 865 административных районов. К сожалению, русское село в XXи XXI вв. – это исчезающая социокультурная реальность. Если в конце 50-х гг. XX в. численность городского и сельского населения в СССР сравнялась, то к 2010 г. сельское население России составило чуть менее 27 % от общей численности населения. 23 По данным Госкомстата России, за период между переписями (1989-2002 гг.) обезлюдело 17 тыс. сельских населенных пунктов, что создает угрозу утраты исторически освоенных территорий, выбытия из сельскохозяйственного оборота значительных сельскохозяйственных земель, их одичания и потери для нужд общества. С учетом той роли, которую село играет в истории русской цивилизации, сегодня возникает реальная угроза ее существованию.

Современный сельский социум, являясь сложным субъектно-объектным образованием, несет в себе глубокие социальные противоречия: между потребностями жизнедеятельности сельского социума и практикой их удовлетворения; требованиями сельских жителей к улучшению качества жизни и консервативностью форм и методов её организации; ценностями свободы, инициативы, ответственности человека и сложившимися формами и практиками властно-административного управления.

Таким образом, село – пространственно-временной континуум жизни русского человека. Именно здесь возможен иреализуется (в отличие от города) универсум связей человека с природным миром и миром людей. В обобщённом виде сельский социум характеризуется следующими чертами:

Особенности структуры:


  • локальность сельской среды;

  • небольшое количество, малая плотность населения и его стабильность;

  • большее, чем в городе, число многодетных и семей;

  • неразвитость социальной инфраструктуры, в том числе недостаток учреждений культуры и возможностей проведения семейного досуга, получения профессиональной лечебно-профилактической, социально-педагогической, психологической помощи и др.
Социокультурные особенности сельских жителей:

  • низкий образовательный и культурный уровень;

  • приверженность сельского человека к сельскохозяйственному труду;

  • консервативность, устойчивость и традиционность его мышления;

  • большая, чем в городе, потребность в открытых, неформальных отношениях;

  • сохранение на селе в большей степени , чем в городе, целостности национального самосознания, внутреннего духовного богатства, а, соответственно, в большей степени ориентация на нравственные устои, духовную культуру общества.
Особенности образа жизни:

  • резко выраженная сезонность труда;

  • малая степень разнообразия видов трудовой деятельности;

  • преобладание ручного труда;

  • ненормированность рабочего дня;

  • низкий уровень профессиональной мобильности;

  • размеренный ритм жизни;

  • слитность труда и быта;

  • невысокий социально-экономический уровень жизни;

  • наличие приусадебных участков и подсобных хозяйств и вовлечение детей в хозяйственную жизнь семьи;

  • устойчивость бытовых традиций и обычаев;

  • злоупотребление спиртными напитками;

  • деморализующее влияние неблагополучных семей;
Особенности межличностного общения:

  • открытость общения;

  • влияние общественного мнения на педагогические установки родителей;

  • тесные родственные и соседские связи;

  • особая близость и эмоциональная окрашенность отношений;

  • ограниченность опыта общения детей;

  • консервативность мировоззрения;

  • устойчивость, традиционность нравственно-этической среды села (родители, односельчане могут оказывать большее, чем в городе, влияние на воспитание детей);

  • забота сельского сообщества о формировании у детей уважительного отношения к старшему поколению, родителям, чувства дома, семейного очага;

  • взаимопомощь (взаимообмен с другими семьями, дарение, помощь по хозяйству, в строительстве дома, присмотр за детьми и др.);

  • сохранение и развитие народных промыслов, ремесел, обычаев, обрядов;

  • развитие народного творчества, в том числе и семейного, в значительной мере влияющего на формирование духовного облика сельского ребенка;

  • близость к природе, общественной и производственной жизни взрослых, включение с ранних лет в трудовую деятельность, в первую очередь, сельскохозяйственную.

Российская (гражданская) идентичность человека – это свободное отождествление им себя с российским народом, имеющее для него значимый смысл; ощущение и осознание причастности прошлому, настоящему и будущему России. Наличие российской идентичности предполагает, что для человека не существует «этого города», «этой страны», «этого народа», но есть «мой (наш) город», «моя (наша) страна», «мой (наш) народ».

Задача формирования российской идентичности у школьников, объявленная стратегической в новых образовательных стандартах, предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком и т.п. Так, если педагог в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у школьника, то:

— в гражданском образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» как умозрительными абстракциями, в сугубо информативном стиле, а должен работать с традицией и особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету;

— в воспитании патриотизма педагог делает ставку не на становление у ребенка нерефлексивной гордости за «своё» или своеобразной избирательной гордости за страну (гордость только за успехи и достижения), а стремится воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами, проектами и «прожектами»;

— педагог работает с толерантностью не столько как с политкорректностью (модным трендом секулярного общества потребления), сколько как с практикой понимания, признания и принятия представителей других культур, исторически укорененной в российской традиции и менталитете;

— формируя историческое и политическое сознание школьников, педагог погружает их в диалог консервативного, либерального и социал-демократического мировоззрений, который является неотъемлемой частью русской культуры как культуры европейской;

— обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с воспитанниками; живой русский язык становится универсалией школьной жизни;

— педагог не ограничивается коммуникацией с воспитанниками в защищенной, дружественной среде класса и школы, но выводит их во внешкольную общественную среду. Только в самостоятельном общественном действии, действии для людей и на людях, которые не являются «ближним кругом» и вовсе не обязательно положительно настроены к нему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) общественным деятелем, свободным человеком, гражданином страны.

Уже это, далеко не полное перечисление показывает, что задача формирования российской идентичности вполне обоснованно претендует на ключевую, поворотную задачу в актуальной воспитательной политике.

В современной педагогической науке гражданская (российская) идентичность школьника плодотворно рассматривается как:

— единство определенного типа знаний, ценностей, эмоциональных переживаний и опыта деятельности (А.Г. Асмолов, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);

— сложная взаимосвязь исторической памяти, гражданского самосознания и проектного сознания (А.А. Андрюшков, Ю.В. Громыко).

На наш взгляд, не менее продуктивным является рассмотрение гражданской идентичности в ракурсе школьной идентичности ребенка.

Почти трюизм, что любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине. Именно в небольших сообществах, где люди особенно близки друг другу, зарождается та «скрытая теплота патриотизма», о которой писал Л.Н. Толстой и которая наилучшим образом выражает переживание человеком гражданской идентичности. То есть российская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом.

Очевидно, что предмет особой ответственности школы – школьная идентичность ребенка. Что это такое? Это переживание иосознавание ребенком собственнойпричастности к школе, имеющее для него значимый смысл. Зачем это нужно? Школа – это первое место в жизни ребенка, где он выходит за пределы кровнородственных связей и отношений, начинает жить среди других, разных людей, в обществе. Именно в школе ребенок превращается из семейного человека в человека общественного.

Что дает введение понятия «школьная идентичность ребенка»? В привычном ролевом прочтении ребенок в школе выступает как ученик, мальчик (девочка), друг, гражданин и т.д. В идентификационном прочтении школьник – «ученик своих учителей», «друг своих одноклассников», «гражданин (или обыватель) школьной общности», «сын (дочь) своих родителей» и т.д. То есть ракурс идентичности позволяет более глубоко увидеть и понять, благодаря кому или чему школьник ощущает себя связанным (или не связанным) со школьной общностью, что или кто рождает в нем причастность школе. И оценить, диагностировать качество тех мест и людей в школе , которые порождают у ребенка причастность.

Вот наше видение этих мест и людей:

Идентификационная позиция ребенка в школе

Место формирования этой позиции

Сын (дочь) своих родителей

Специально созданные или стихийные ситуации в школе, где ребенок ощущает себя представителем своей семьи (дисциплинарная запись в дневник, угроза учителя позвонить родителям, поощрение за успех и т.д.)

Друг своих школьных товарищей

Свободное, внешне нерегламентированное, непосредственное общение с одноклассниками и сверстниками

Ученик своих учителей

Все учебные ситуации как на уроках, так и во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, спортивные секции и т.д.); учебное общение с учителями

«Гражданин класса» (классного коллектива)

Внутриклассные события, дела, мероприятия; самоуправление в классе

«Гражданин школы» (школьного сообщества)

Школьные события, детские объединения дополнительного образования в школе, детско-взрослое соуправление, школьное самоуправление, школьные клубы, музеи и т.п.; внеучебное общение с учителями.

«Гражданин общества»

Социальные проекты в школе; акции и дела, направленные на внешкольную социальную среду; детские общественные объединения и организации. Инициированное школой общение с другими социальными субъектами.

Член своей этнической группы

Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка чувство национальной принадлежности

Член своей религиозной группы

Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка чувство религиозной принадлежности

Школьная идентичность позволяет увидеть, связывает ли школьник свои успехи, достижения (так же, как и неудачи) со школой; является ли школа значимым для него местом, или нет.

Низкие показатели идентичности будут свидетельствовать о том, что школа не значима или мало значима для ребенка. И даже если объективно он как ученик успешен, то источник этой успешности – не в школе (а, например, в семье, репетиторах, внешкольном дополнительном образовании и т.п.).

Высокие показатели идентичности будут свидетельствовать о том, что школа занимает важное место в жизни ребенка, значима для него. И даже если объективно он не слишком успешен как ученик, то его личное достоинство, его самоуважение проистекают из его школьной жизни.

Поскольку мы предположили, что каждая из указанных выше идентичностей формируется в школе в определенных «местах» (процессах, деятельностях, ситуациях), то низкие показатели по той или иной идентификационной позиции могут показать нам «узкие места» школьной жизни, а высокие показатели – «точки роста». Это может стать началом «перезагрузки» школьной жизнедеятельности, запуском процесса развития.

На сегодняшний день мы располагаем результатами исследования (с помощью социологической анкеты) школьной идентичности учащихся 7-11-х классов из 22 школ городов Москвы, Перми, Калининграда, Томска. Мы отбирали школы, которые населением и педагогической общественностью считаются «хорошими»; при этом сами школы полагают, что у них весьма неплохо организована воспитательная деятельность.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать некоторые ключевые тенденции, мы приведем обобщенные данные по школам. Мы установили различение по конкретным аспектам школьной идентичности на уровне «переживается – не переживается», уточнив при этом, переживается позитивно или негативно (очевидно, например, что сыном своих родителей школьник может себя чувствовать, когда учителя его хвалят или, напротив, ругают, а гражданином класса – когда ему удается реализовать свои идеи, замыслы в классном коллективе или когда ему навязывают то или иное поручение). Нас интересовал не только сам факт переживания как показатель того, что школа в конкретном аспекте не оставляет ребенка равнодушным, но еще и природа этого переживания. Мы также нивелировали разброс значений того или иного показателя по школам, определив среднестатистическое значение для 22 школ.

Вот какие значения по каждому аспекту школьной идентичности были получены:

Идентичность

Переживается

(% учащихся)

Не переживается

(% учащихся)

позитивно

негативно

Сын (дочь) своих родителей

Друг своих школьных товарищей

Ученик своих учителей

Гражданин класса

Гражданин школы

11% (навязанное чувство граждан-ственности)

Гражданин общества

(навязанное чувство граждан-ственности)

Член своей этнической группы

Член своей религиозной группы

Выводы в отношении гражданской (российской) идентичности школьников, принявших участие в исследовании:

— только 42% подростков ощущают себя положительно причастными к своему классному коллективу «гражданами», то есть людьми, «делающими нечто, пусть даже самое простое, что затрагивает жизнь их школьного класса»;

— еще меньше – 24% подростков ощущают себя «гражданами школьного сообщества»;

— всего лишь 1 из 10 учащихся выйдет из школы с чувством гражданина (не-обывателя) нашего российского общества.

Напомним, что эта ситуация, которую со всей определенностью можно назвать ситуацией отчуждения, зафиксирована нами в образовательной реальности так называемых «хороших» школ. Несложно представить, что происходит в остальных.

Каков выход? На наш взгляд, в ситуации отчуждения детей от школы ответственная воспитательная политика может быть только «политикой идентичности». Чтобы мы не делали в школе, какие бы новые проекты и технологии не предлагали, какие бы традиции не хотели сохранить, мы все время должны спрашивать себя: «Рождает ли это свободную причастность детей школе? Захочет ли ребенок себя с этим идентифицировать? Все ли мы продумали и сделали для того, чтобы у него возникла причастность нам? Почему вдруг то, что мы так старательно, такими усилиями сделали, не воспринимается детьми?». И тогда мы не будем гоняться за новинками от педагогики, выдавать нашу инерцию и нелюбопытство за верность традиции, бездумно следовать образовательным модам, бросаться исполнять политические и социальные заказы, а будем работать вглубь, на действительное развитие личности, на социальное наследование и преобразование культуры.

К примеру, школа сталкивается с социальной пассивностью подростков. Конечно, можно наращивать ресурс обществоведческих дисциплин, провести серию бесед «Что значит быть гражданином?» или организовать работу школьного парламента, но эта работа, в лучшем случае, снабдит учащихся полезным социальным знанием, сформирует положительное отношение к общественному действию, но не даст опыта самостоятельного действия в социуме. Между тем, мы прекрасно понимаем, что знать о том, что такое гражданственность, дажеценить гражданственность – вовсе не значит поступать как гражданин, быть гражданином. А вот технология, предполагающая движение от (1) проблемно-ценностной дискуссии подростков к (2) переговорной площадке подростков с представителями местной власти и общественных структур и далее – к (3) востребованному территориальным сообществом детско-взрослому социальному проекту, выводит подростков в самостоятельное общественное действие.

Таким образом, действительное, неимитационное формирование российской (гражданской) идентичности учащихся возможно только на основе их положительной школьной идентичности. Именно через приобретенные в школьной жизни ощущение, сознание и опыт гражданственности (в делах класса, школьного сообщества, в социальных инициативах школы) у юного человека может созреть устойчивое понимание и видение себя как гражданина страны. Школа, с которой дети себя не идентифицируют, к которой не ощущают причастности, не воспитывает граждан, даже если это декларирует в своих концепциях и программах.

И еще один важный эффект «политики идентичности» в сфере воспитания: она может помочь если не объединиться, то хотя бы не порвать друг с другом консерваторам, либералам и социал-демократам российского образования. Каковыми мы все, педагоги, (каждый, разумеется, кем-то одним и на свой лад) являемся.

1

В статье раскрывается методологический потенциал аксиологического и субъектного подходов в исследовании проблемы формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе. Идентичность определена авторами как ценностная доминанта российского общества, что актуализирует обращение к вопросу аксиологизации системы образования. Гражданская идентичность обучающихся рассматривается как значимая часть аксиологической базы их личностного развития, что предполагает внедрение в образовательный процесс современной школы ценностно-ориентированных технологий. Представлен анализ классификации ценностей в контексте изучения проблемы формирования гражданской идентичности. Авторы показывают, что ориентация старшеклассников на ценности гражданственности осложняется тем, что социализация подростков происходит под разнонаправленными воздействиями основных социальных институтов и теряется перед выбором значимых ценностей в условиях информационного общества. Субъектную позицию авторы рассматривают как основу формирования деятельностного компонента гражданской идентичности личности.

гражданская идентичность

ценность

субъектность

аксиология

базовые национальные ценности

1. Амирханова С.В. Становление идентичности молодежи в современном российском обществе риска: автореф. дис. ... канд. социол. наук / С.В. Амирханова. – Казань, 2009. – 24 с.

2. Анисимов Р.И. Трансформация гражданской идентичности в России: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Р.И. Анисимов. – М., 2011. – 25 с.

3. Берстенева С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социально активной личности / С.В. Берстенева // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем [Текст]: сб. науч. статей/ сост. Ю.В. Братчикова/ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – С.7-11.

4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009. – 29 с.

5. Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования / А.В. Кирьякова //Вестник ОГУ. – 1999. – № 1. – С. 13-19.

6. Кравченко Н.Ю. Методологические аспекты исследования гражданской идентичности / Н.Ю. Кравченко // Известия Саратовского университета. Нов. сер. – 2012. – Т.12. Сер. Социология Политология, вып.4. – С.3-7.

7. Кравчук П.Ф. Специфика социального развития и основные факторы ценностных ориентаций выпускников средних школ / П.Ф. Кравчук, А.В. Ноздря // Вопросы культурологии. – 2007. – № 9. – С. 43–45.

8. Ковров В.В., Кожухарь Г.С. Теоретические подходы и организация исследования российской идентичности подростков в образовательных организациях / В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь // АРТЕК – СО-БЫТИЕ. – 2016. – № 1 (13). – С.25-32.

9. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике / С.И. Маслов, Т.А. Маслова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3-2. – С. 202- 212.

10. Морунова Л.В. Факторы, условия и механизмы формирования субъектности студента вуза / Л.В. Морунова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2011. – № 1. – С. 79-81.

11. Панкратов С.А., Тельнова Н.А. Специфика гражданской идентичности в условиях политической модернизации России / С.А. Панкратов, Н.А. Тельнова // Известия Саратовского университета. Нов. сер. – 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 4. – С. 13-17.

12. Реализация ценностного подхода в педагогике школы [Текст] : монография / под ред. А. В. Кирьяковой; Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2000. – 240 с.

13. Савельев В.А. Субъектный подход как методологическая база организации тьюторского сопровождения в педагогическом образовании // http://www.rusnauka.com/33_DWS_2013/Pedagogica/2_149019.doc.htm (дата обращения 04.01.2017).

14. Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: дис. … канд. психол. наук /А.Ю. Стойлик. – М., 2004. – 175 с.

15. Циулина М.В. Методология психолого-педагогических исследований /М.В. Циулина. – Челябинск, 2015. – 239 с.

В условиях резкой трансформации современной политической обстановки в мире особую актуальность приобретает проблема развития гражданской идентичности подрастающего поколения, решение которой следует рассматривать не только как социальную и политическую, но и как педагогическую задачу. Гражданское воспитание школьников - одна из основных целей современной системы образования, выступающей особым механизмом, обеспечивающим подготовку социально адаптированных, коммуникабельных, грамотных, активных граждан, готовых жить и работать в информационном обществе. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, несовершенство системы гражданского воспитания может привести к серьёзным проблемам в государстве.

Целью данной работы является определение методологических основ изучения проблемы формирования гражданской идентичности современных старшеклассников, нуждающейся в полном подробном анализе, поскольку в научном сообществе отсутствует единая позиция по поводу содержания понятия гражданской идентичности. Предлагая понимать под гражданской идентичностью осознание человеком своей принадлежности к числу граждан определённого государства, предполагающее наличие у него высокого уровня политической и правовой культуры, достаточного аксиологического потенциала, стремления к регулярному проявлению гражданской активности в обществе, в качестве методологической базы исследования мы опираемся на аксиологический подход, получивший обоснование в трудах М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, И.С. Ломакиной, З.И. Равкина, В.А. Сластёнина, В.П. Тугаринова. Тем более существует мнение о том, что «через анализ ценностей можно отчётливо увидеть изменения, происходящие в культуре и личности в ответ на исторические и социальные перемены» , которое подтверждает необходимость исследования возможностей реализации ценностного подхода в нашей работе.

Аксиологический подход основывается на ключевом понятии «ценность», под которой понимают «специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества» , что делает его универсальным для использования в научных изысканиях различной тематики. Аксиологический подход применительно к системе образования вдвойне рационален, так как позволяет изучать явления с позиции осознания их ценности для воспитания и развития личности, а также анализировать результаты педагогической деятельности, сущность самого образовательного процесса, выполняя важные функции (коммуникативную, интегративную, информативную, ориентировочную, рефлексивную, гностическую). Ценности играют значимую роль в формировании личности: являются основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку; мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

Традиционно деление ценностей на материальные и духовные: первые напрямую связаны с производством, предметным миром, развитием техники), вторые - с моралью, искусством, наукой). Согласно выводам философской науки, допустимо говорить об объективных, субъективных и абсолютных ценностях , причём первая группа идентична материальным ценностям, вторая - духовным, а третья отражает те категории, которые имеют безусловную ценность: жизнь, здоровье, знания, прогресс, справедливость, гуманность и т.п. А.В. Кирьякова, обобщая многочисленные классификации видов ценностей, приходит к выводу о своеобразном характере процесса выработки ценностей каждой личностью независимо от основания их выделения в определённые группы, имея в виду больше так называемые «социально-значимые ценности», которые «преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей, являясь одним из источников мотивации её поведения» , и могут рассматриваться в контексте изучения гражданской идентичности.

А.В. Кирьякова полагает, что «сущность ценностного подхода состоит в рассмотрении педагогических явлений и фактов, целей, технологий и результатов образования во взаимодействии "человек и мир", в особом внимании к формированию внутреннего мира личности, его стремлений, притязаний, интересов, нравственных доминант жизнедеятельности, общей направленности перспектив» . Подобная установка обращает нас к вопросу развития гражданской идентичности как одному из ценностных ориентиров человека. Тем более известно, что «как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определённой деятельности по удовлетворению потребностей и интересов...» , в свою очередь способствуя её самоопределению и самоидентификации, в то числе и как гражданина своей страны. Понятно, что невозможно быть гражданином, не будучи личностью, в составе характеристик которой особую роль играют нравственные ценности, принятые как непререкаемые установки, определяющие как полёт мысли, так и ход действия каждого из нас.

В научном сообществе утвердилась мысль о том, что «необходима разработка современных программ сохранения самобытности гражданских ценностей и патриотических чувств...» . Какие ценности следует называть гражданскими, чтобы не ошибиться в применении методов их формирования? Жители современной России, являющейся правовым государством, должны признавать таковыми свободу, равенство, патриотизм, социальную справедливость, толерантность, плюрализм и т.п. Однако в сознании старшеклассников зачастую не сформированы сами обозначенные выше понятия, даже на уровне понимания их смысла, не говоря уже о статусе личностных моральных установок. Реализация задачи воспитания гражданских ценностей осложняется тем, что подростки социализируются под разнонаправленным воздействием основных социальных институтов и теряются перед выбором значимых ценностей в условиях информационного общества. Зная о разделении ценностных показателей развития личности на ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные), мы полагаем, что в исследовании проблемы формирования гражданской идентичности выпускников образовательных учреждений следует обратить внимание на интернализацию ими обеих групп ценностей с указанием нравственных приоритетов в этом направлении. Группу гражданских ценностей следует дополнить «осознанием человеком себя как гражданина..., уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире; гражданским патриотизмом (а бывает ли он другим?); установкой на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры "малой родины"; готовностью к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; уважением иного мнения, позиции, взгляда на мир; осознанием своей сопричастности к судьбам мира и человечества; направленностью на активное овладение универсальными способами познания мира, развитие рефлексии личностных качеств критического мышления» , список которых напоминает набор универсальных учебных действий, на формирование которых согласно федеральным образовательным стандартам второго поколения должен быть нацелен образовательный процесс.

Аксиологический подход в исследовательской деятельности позволяет акцентировать внимание на способности гражданской идентичности как личностного образования помогать активному освоению образцов и стереотипов поведения в обществе, принятию групповых целей и социальных установок, подчёркивая его актуальность для формирования именно российской идентичности, «слабый растущий организм» которой нуждается в ценностной (внутренней) поддержке. Поэтому сегодня имеет смысл поощрять развитие ценностей, востребованных конъюнктурой, несущих заряд глобализации и демократизации общественных отношений. Одной из них можно считать ценность правового государства, безусловно, вписывающуюся в модель формирования гражданской идентичности подростка, поскольку её восприятие начинается для ребёнка в возрасте двенадцати лет при изучении разделов по политологии и правоведению в курсе обществознания. Понятно, что прежде чем принять для себя эту или другую ценность как значимое явление или отношение, школьник должен узнать, в чём её суть, содержание, «наполнение», тем самым связать когнитивный и ценностный компоненты гражданской идентичности. Поэтому логично полагать, что первый уровень гражданской идентичности связан с освоением групповых или (общностных) норм и ценностей поведения, с которыми индивида знакомит референтная группа.

Итак, для населения России актуальны базовые национальные ценности, под которыми следует понимать «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» , а именно: систему значимых для каждого жителя страны идей и взглядов, связанных не только с его личными интересами, но и с ведущими тенденциями развития государства. Эту связь как нельзя лучше отражает понятие «гражданская идентичность», включающее «осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни другого человека; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений» .

Достаточно высокий уровень развития гражданской идентичности личности, гармоничность сочетания элементов структуры которой позволяет его оценить, характеризует моральную зрелость старшеклассников. Однако критерием подобной оценки должно выступать «принятие выпускником школы нравственных норм и ценностей» , что снова подчёркивает необходимость реализации аксиологического подхода в учебном процессе. Ценностная база исследования проблемы становления гражданской идентичности подрастающего поколения очевидна и для выявления рисков этого процесса в подростковой среде, ведь «деформированная система ценностей и ориентиров, кризис идентичности, наличие различных стратегий адаптации к социальным изменениям определяют травматическую последовательность, которая деформирует процесс социального развития молодёжи...» , осложняют её социализацию.

Особое место в изучении гражданской идентичности и трудностей её формирования занимает вопрос влияния возрастных характеристик на процесс становления ценностных ориентаций подростков. Вывод А.Ю. Стойлик о слабой значимости среди терминальных ценностей эстетических и альтруистических аналогов заставляет задуматься и о статусе гражданской идентичности как ценности в сознании подростков, которые скорее всего чужды бескорыстного восприятия своей принадлежности к своей стране и не готовы сделать её для себя ценностью-целью, ценностью-ориентиром в жизни.

По мнению С.И. Маслова, следует избегать сведения категории гражданских ценностей только к патриотизму, поскольку хотя он и «...олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования в служении Родине» , но не заменяет гражданской идентичности. Патриотизм выступает её эмоциональным элементом, побуждающим человека проявлять свою гражданскую активность, а также чувством и сформировавшейся позицией верности своей стране и солидарности с ее народом. Его можно рассматривать как аксиологическую аксиому в контексте формирования гражданской идентичности в современной образовательной системе. Впрочем, не стоит забывать и об иных аспектах гражданской идентичности.

Анализ результатов опроса, проведённого среди учащихся 9-11 классов МОАУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга (рисунок), показывает, что к числу гражданских ценностей школьники относят патриотизм (в 32 % случаев), мораль (25 %), толерантность (25 %), свободу (18 %). Подобная статистика заставляет задуматься о расширении исследовательского поля проблемы формирования гражданской идентичности современных старшеклассников, так как их представления о гражданских ценностях ограничены наборов традиционных характеристик гражданственности, общепринятых в условиях существующего в большинстве стран демократического политического режима.

Какие гражданские ценности, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми в современном обществе?

Мнение о том, что «целесообразно изучение гражданской идентичности через символы и диспозиции, которые позволяют выявить именно латентную идентичность: что индивид думает, к какому действию у него созрела установка и... что он чувствует» , безусловно, рационально, однако можно предложить ещё и целесообразное сочетание различных научных подходов при разрешении проблемы формирования гражданской идентичности учащихся современной школы.

Также в качестве методологической базы изучения гражданской идентичности мы рассматриваем субъектный подход. Утверждение А.В. Кирьяковой о том, что «ценностное сознание тесно связано с субъектно-творческим отношением к миру, с его практическим преобразованием, оно видит мир сквозь призму субъекта-творца» , наводит на мысль о возможности обращения в нашем исследовании к субъектному подходу, сравнительно недавно обозначенному в педагогической науке. Уникальность субъектности как личностного образования подчёркнута в трудах Н.М. Борытко, Е.Н. Волкова, Е.И. Казакова, Ф.Г. Мухаметязянова, Т.А. Ольховой, А.К. Осницкого, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова.

Мы рассматриваем субъектность как педагогический феномен, который представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Данное определение может быть трансформировано в контекст характеристики гражданской идентичности как одного из качеств личности, формирующихся в процессе обучения в школе. Видя в целом в гражданской идентичности осознание человеком своей принадлежности к определённой общности, в том числе к государству, и признавая, что любой «субъект живёт, понимая, осмысливая события и ситуации, ту среду, в которую он физически или мысленно включён» , мы берём на себя смелость утверждать, что формирование гражданской идентичности старшеклассников на уровне полного общего образования будет успешным, если актуализируется их субъектная позиция. Нашим выводам сопутствуют также мнения современных учёных: «...идентификация предполагает активность самосозидания: не просто уподобление человека определённой символической структуре, а работу по конструированию и себя, и структуры, относительно которой происходит это уподобление» и др.

Одно из положений субъектного подхода сводится к пониманию того, что «обладающий врожденной способностью к выделению и противопоставлению себя окружающему миру, человек развивается как социальное существо, но в социальной деятельности он выбирает способ самоопределения, формирует собственную позицию в отношении с миром» , заявляя себя субъектом деятельности. Во взаимодействии с государством в качестве гражданина он проявляет свою субъектность, участвуя в выборах, общественных мероприятиях, выплачивая налоги, соблюдая законы и т.п., причём делает это осознанно, целенаправленно. Можно утверждать, что осознанность выступает одной из важнейших характеристик субъектности, поскольку для личности нетипично предпринимать какие-либо действия, не осознав их последствия для неё и общества в целом. Особенно её нужно отслеживать в поведении подрастающего поколения: «выходя из стен школы, молодые люди вступают в трудовые отношения, становятся субъектами гражданских прав и обязанностей, вступают во взаимоотношения с людьми в новом коллективе, становятся на новую ступень нравственности» , когда подростки обретают полную дееспособность и становятся полноправными членами социальной среды. Так, обладание субъектностью подчёркивает значимость когнитивного компонента гражданской идентичности современных выпускников, который включает в себя знания о своей принадлежности к государству.

Субъектность школьника как гражданина начинается с его идентификационной компетентности, которая характерна для личности, обладающей высокой работоспособностью, гармонично развитыми волей, интеллектом, эмоциями и здоровьем, социальной и внутренней ответственностью (совестью), креативностью, целостностью мировосприятия, развитой рефлексией, а значит, не представляется возможным говорить о ярко выраженной гражданской идентичности при отсутствии у него подобных качеств. К этому списку следует добавить основные процессуальные категории становления субъектности, а именно: «инициативность, самостоятельность, целенаправленность, ответственность в выборе, принятии и реализации решения, ... конструктивность, способность и готовность к сотрудничеству» , с которыми должен быть знаком каждый человек, начиная с подросткового возраста. Тем более важно подчеркнуть, что этот набор индивидуальных свойств в первую очередь должен быть присущ педагогу, формирующему гражданскую идентичность своих учеников. Неслучайно большинство научных изысканий по теме субъектности касаются этого понятия как необходимого элемента процесса профессионального становления будущих учителей. Наставник, который подавляет своего воспитанника в рамках школьного обучения, не сможет вырастить из него достойного гражданина, поскольку тот будет вынужден занимать позицию объекта внешнего воздействия и манипуляций педагога. Поэтому показателем субъектности школьного учителя являются прежде всего осознание и принятие педагогом целевых установок формирования гражданской идентичности личности ребёнка как цели и результата своей профессиональной деятельности, систематическое обеспечение субъект-субъектных отношений с обучающимися в урочной и внеклассной работе, основанных на обоюдном осознании себя гражданами своей страны.

Таким образом, при всём многообразии методов и приёмов изучения педагогических явлений применение аксиологического и субъектного подходов в нашем исследовании проблемы формирования гражданской идентичности современных старшеклассников обосновано во многом тем, что ценности задают вектор субъектности и придают ей смысловую окраску, а это даёт возможность рассматривать гражданскую идентичность с позиций аксиологизации и субъектности. Гражданская идентичность обучающихся должна стать значимой частью аксиологической базы их личностного развития, что возможно за счёт внедрения в образовательный процесс в учебных заведениях ценностно-ориентированных технологий, знание которых отличает педагогов будущего. Движущей силой процесса формирования гражданской идентичности выступает ценностное самоопределение как процесс обретения школьником смысла собственного существования в обществе и государстве в качестве субъекта социальной деятельности.

Библиографическая ссылка

Ольховая Т.А., Каратаева Т.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26403 (дата обращения: 02.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Секция 2 «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Срибна Елена Ивановна,

учитель начальных классов

ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Ключевые слова: гражданская идентичность, начальная школа.

Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте.

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Поэтому о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.

Актуальность данной статьи обусловлена проблемой формирования гражданской идентичности у учащихся младших классов, так как с одной стороны существует объективная необходимость в приобщении младших школьников к гражданской идентичности, а с другой стороны имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы.

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:

Формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан своей Родины;

Духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей;

Формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;

Воспитание патриотизма;

Воспитание толерантного сознания.

Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может, не отразиться на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

В настоящее время первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности. Ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества, наконец. Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях своего народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Данное направление способствует формированию и развитию ребёнка. Вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие мира. Помогает развить любовь к своей Родине, к своему народу.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

- когнитивный - знания о государственной символике, общественно-политических событиях страны;

- ценностно-ориентировочный - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- эмоционально-оценочный - рефлексивность знаний, наличие собственного отношения к поступкам взрослых и сверстников, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения;

- поведенческий - участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся являются:

    Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся. Формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.

    Историческое воспитание . Знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, формирование исторической памяти и чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село).

    Политико-правовое воспитание направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве страны, государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина, правах и обязанностях учащегося, информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире, правовая компетентность.

    Патриотическое воспитание направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

    Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека.

    Экологическое воспитание . Связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему; во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.

В начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и личностей других людей. В этот период воспитываются уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной школы.

Курс «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой своего края, интересными людьми, живущими там и сохраняющими наследие предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у школьников представление о том, чем славен край родной. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Можно рассказать детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание учитель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.

Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном итоге, формируют осознанное патриотическое чувство. В начальной школе политическое просвещение разнообразно: чтение рассказов о жизни детей в нашей стране и за рубежом, разучивание песен и стихов о мире, о дружбе народов всех стран, о сильных и мужественных людях и т. п.

Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях русского народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми. На уроках чтения педагогу следует использовать разнообразный материал для формирования гражданской идентичности.

Большое воспитательное значение в младшем возрасте имеют сказки, формирующие главнейшие нравственные нормы будущего гражданина: защита слабых, уважение к старшим, и т. д. Сказки выражали характер человека, они всегда поучительные, развивающие, познавательные и добрые.

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки - уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

· дружба помогает победить зло;

· добрые и миролюбивые побеждают;

· зло наказуемо.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

В процессе воспитания гражданской идентичности поговорки и пословицы формируют нравственные качества: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит»; любовь к родной природе; любовь к родному краю: «Человек без родины, что соловей без песни»; уважение к людям и добрососедство: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не буду»; готовность к защите Родины: «Родина мать, умей за неё постоять». Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствуют быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа.

Таким образом, хотелось бы отметить, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Литература:

    Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста /С.А. Алиева.–М.: ВЛАДОС, 2001 –240 с.

    Боголюбова, Л.Н. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / Л.Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 1988. – 479 с.

    Воскресенская Н. В. Гражданское образование. – М.: АПК и ПРО, 2000. – 254 с.

    Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников.-2010. - № 3. – С. 23-35.

    Ильенков Э.В. С чего начинается личность? // Вопросы философии. - 1997. - № 4. – С. 25-32.

    Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников, 1996. - №1. - С.6-10.

    Хеллер А. С. Культурная память, идентичность и гражданское общество // Политическая наука, 2002. - № 1. - С. 189-172.