Грамматическое значение. Типы грамматических значений

Грамматическое значение

(формальное) значение. Значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к липу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. д.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида. Грамматические значения находят в языке свое морфологическое или синтаксическое выражение. Они выражаются в основном формой слова, которая образуется:

а) аффиксацией. Книга, книги, книге и т. д. (значения падежей);

б) внутренней флексией. Собирать - собрать (значения несовершенного и совершенного вида);

в) ударением. Дома. (род. пад. ед. ч.) - дома (им. пад. мн. ч.);

г) супплетивизмом. Брать - взять (значения вида). Хорошо - лучше (значения степени сравнения);

е) смешанным (синтетическим и аналитическим способом). К дому (значение дательного падежа выражено предлогом и падежной формой).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "грамматическое значение" в других словарях:

    Грамматическое значение значение, выражающееся словоизменительной морфемой (грамматическим показателем). Разница между лексическими и грамматическими значениями (каждое из этих правил не абсолютно и имеет контрпримеры): грамматические… … Википедия

    грамматическое значение - Одна из двух основных сторон грамматической единицы наряду с грамматической формой. Грамматическое значение сопутствует слову и предопределяет границы его синтаксического употребления (книга имеет грамматическое значение имени сущ. ж. р.).… …

    Грамматическое значение - Грамматическое значение обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение. В области морфологии это общие значения слов как частей… …

    грамматическое значение - значение формальной принадлежности слова, т.е. значение отношения, выраженное не отдельным словом, а несамостоятельными элементами, дополнительными по отношению к основной (значащей) части слова … Толковый переводоведческий словарь

    грамматическое значение в отличие от лексического значения - 1) Г.з. является внутриязыковым значением, т.к. содержит информацию об отношениях, связях между языковыми единицами, независимо от наличия этих отношений во внеязыковой действительности; Л.з. соотносит языковую единицу с внеязыковой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    У этого термина существуют и другие значения, см. Значение (значения). Значение ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения. У слов различают лексическое значение соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими… … Википедия

    Заключенный в слове смысл, содержание, связанное с понятием как отражением в сознании предметов и явлений объективного мира. Значение входит в структуру слова в качестве его содержания (внутренней стороны), по отношению к которому звучание… … Словарь лингвистических терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Число (значения). Число (в грамматике) грамматическая категория, выражающая количественную характеристику предмета. Разделение на единственное и множественное число, возможно, является… … Википедия

    Значение слова - Значение слова см. Грамматическое значение, Лексическое значение слова … Лингвистический энциклопедический словарь

    - (деривационное значение) одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово. Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и… … Википедия

Книги

  • Фридрих Ницше. Избранные произведения в 2 книгах (комплект из 2 книг) , Фридрих Ницше. Уважаемый читатель, предлагаем вашему вниманию две книги избранных произведений великого немецого философа, поэта и музыканта - Фридриха Ницше. Хотелось бы сразу отметить, что весь синтаксис…

Термин грамматика употребляется в двух значениях.
1) Грамматика как совокупность средств, способов и правил построения словосочетания и предложения;
2) Грамматика - учение об этих средствах, способах, правилах, с помощью которых можно создавать словосочетания, предложения в том или ином языке.

Грамматика в первом значении синонимична понятию грамматического строя языка.
Грамматика состоит из нескольких аспектов:
1. Словообразование (дериватология) - занимается изучением образования новых слов по существующим в языке моделям, структуры производных слов, которые подчиняются строго определенным правилам. Словообразование занимает промежуточное положение между лексикой и грамматикой.
2. Морфология - изучает законы изменения слов как частей речи, а также категории, присущие той или иной части речи.
3. Синтаксис(в переводе с греческого "военный строй") исследует различные типы сочетания слов, отношения между словами в словосочетании и предложении, наконец, предложение как целое, различные виды и типы предложений.

2. Словоформа и ее грамматическое значение

Предметом изучения грамматитки, как и лексики, является слово.
Но лексикология изучает лексическое слово - лексему, а грамматика изучает грамматическое слово - форму слова, словоформу.
Словоформа является грамматическим видоизменением одного и того же слова - лексемы. Это значит, что словоформы имеют разное грамматическое, но одно и то же лексическое значение (пою, поешь, поет; кот, кота, коту). Разные лексемы могут иметь одно и то же грамматическое значение, но свое лексическое значение. Так, слова окно, дерево, озеро имеют одно и то же грамматическое значение (выражают предметность и значение среднего рода имени существительного).
Лексические и грамматические значения являются таким образом двумя основными типами значений, свойственных языку.

3. О положении грамматики в системе языка

Взаимодействие грамматики с лексикой можно показать следующим примером. Что может выражать мысль, выраженная таким рядом слов: мы, чувствовать, солдат, задет, за, живой, Таня, и, что, грозить, опасность. В этом примере трудно даже догадаться, что означают слова вместе взятые. А между тем в рассказе М. Горького "26 и одна" читаем: " Мы чувствовали, что солдат задет за живое и что Тане грозит опасность". Следовательно, для того, чтобы выразить мысль следует не только разобраться в семантике отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли. Мысль наша как бы облекается в определенную форму, которая оказывается тесно с ней связаннной. Грамматика, устанавливая грамматические отношения между словами, не механически объединяет их. Она не безразлична к тем реальным смысловым связям, которые существуют между словами в данном языке. Далеко не всякое слово грамматика может соединить с любым другим словом данного языка.
Крепкое слово - это верное нерушимое слово, в то время, как крепкое словцо - это бранное нехорошее слово.
Грамматика связана также с фонетикой. Любой способ выражения грамматического значения (о чем будем говорить ниже) обличен материальную оболочку в виде звука или буквы.
Или более конкретный пример: дома - дома. Ударение выступает как основной различительный признак грамматического значения слов. Дома имеет следующие грамматические характеристики, образующие грамматическое значение слова: существительное мужского рода, в родительном падеже, в единственном числе). И дома с ударением на втором слоге - существительное во множественном числе в именительном или винительном падеже.

4. Об отличиях лексического значения от грамматического

С лексической точки зрения слово стол осмысляется прежде всего как слово, имеющее определенное лексическое значение. С позиций грамматики слово стол - это имя существительное мужского рода в именительном падеже в единственном числе, то есть как обладающее определенными грамматическими характеристиками, совокупность которых образует грамматическое значение данной словоформы.
Одно из важнейших отличий грамматического значения от лексического заключается в том, что грамматическое значение соотносится с логическими понятиями, но не соотносится с предметами реальной действительности. Так слово "дерево" в его лексическом значении не только связано с логическим представлением о предмете, относящемся к флоре, но и определенным деревом, которое имеет в виду говорящий. Иначе в грамматическом значении. То же слово дерево как имя существительное осмысливается нами прежде всего в своем категориальном значении предметности в наиболее широком смысле в отличие, например, от значения качественности (что характерно для имени прилагательного), или значения действия и состояния (что характерно для глаголов).

5. Способы выражения грамматического значения

1. Флексия. Так в словосочетании книга Петра связь между словами достигается при помощи окончания а.
2. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли вспомогательные глаголы) пошел к брату
the leg of the table (англ.)
Le livre de Pierre (франц.)
3. Порядок слов выступает как типичный способ выражения грамматического значения в тех языках, в которых нет словоизменения.(или их мало) и слово в прямом и косвенном падежах сохраняет одну и ту же форму. Например:
The man killed a tiger.
The tiger killed the man.
Аналогичную роль выполняет порядок слов и во французском языке.
4. Ударение. Например: Руки-руки, ноги-ноги, города - город, дома -дома. В этих примерах грамматическая категория числа и падежа передается при помощи ударения.
5. Интонация. В зависимости от того, как мы скажем студенты внимательны с интонацией утверждения или студенты внимательны с интонацией вопроса меняется и предложение, его смысл, его грамматическое оформление. Следовательно, важная категория вопроса передается здесь при помощи интонации.
6. Супплетивизм - это соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов:
а) при образовании степеней сравнения прилагательных: хороший - лучше, плохой - хуже, gut - besser, bon - meilleur.
б) при образованииличных местоимений: я - меня, ich - mich, I - me.
7. Редупликация(повторы, удвоения) - когда происходит полное или частичное удвоение основы, например:
а) для обозначения множественного числа в индонезийском orang (человек)- orang - orang (люди);
б) для образования превосходной степени прилагательного в китайском языке: хао (хороший) - хао-хао (очень хороший, превосходный).

6. Синтетические и аналитические формы

Различные способы выражения грамматического значения можно разделить на две группы:
1. Способы выражения грамматического значения, когда лексическое значение им грамматическое значения выражаются как бы слитно, в одном и том же слове, внутри слова. Образуют синтетические формы, например, читай, Lies!
2. Способы выражения грамматического значения, когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуют формы аналитические . Это формы представляют собой сочетание знаменательного слова со служебным (предлогом, частицей, вспомогательные глаголы). Например, Давайте почитаем!
В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать. Однако лексическое значение слова буду сохраняется в таком выражении как "Я буду учителем".
Аналитическими являются те конструкции немецкого языка, где употребляются вспомогательные или модальные глаголы: Perfekt, Futurum, Passiv. Аналитической является форма выражения принадлежности с помощью предлога von: Die Bucher von meinen Freunden.

7. Словоизменения и словообразования

Образование формы одного и того же слова - словоизменение. Словоизменение нужно отличать от словообразования. При словоизменении изменяется форма одного и того же слова, новое слово не образуется. При словообразовании при помощи аффиксов (суффиксов и префиксов) образуются новые слова: учить - учительница. Совокупность всех форм слов (словоформ) при изменении образует парадигму. Если слово обладает полной системой словоформ, то говорят, что слово обладает полной парадигмой. Если слово представлено не всеми формами, то это частичная парадигма. Большинство слов русского языка обладает полной парадигмой, но есть и слова с частичной парадигмой: мечты, победить, пылесосить.

8. Понятие грамматической категории

Грамматическая категория - это грамматическое значение обобщенного характера, присущее словам или сочетаниям слов в предложении и вместе с тем отвлеченное от конкретных значений самих слов.
Обобщенный характер грамматической категории проявляется в том, что под категорию единственного числа "подводятся" самые разнообразные слова: существительные хлеб, колесо, книга, человек, прилагательные большой, сильный, разумный, глаголы делаю, строю, пишу.
Под категорию мужского рода подпадают также самые разнообразные слова: существительные хлеб, карандаш, дом, разум, прилагательные большой, сильный, радостный, красивый, глаголы делал, строил, писал.
В русском языке имени существительному свойственны грамматические категории числа, рода и падежа, а глаголу - числа, времени, вида, наклонения, залога, лица, рода.
Грамматические категории не могут существовать сами по себе, вне определенных группировок слов. Эти группировки обычно выступают как части речи.

9. Категория рода

Категория грамматического рода распространена во многих языках мира, хотя есть языки, в которых категория грамматического рода отсутствует (финский, армянский).
Проблема категории рода осложняется тем, что грамматическая категория рода даже в тех языках, в которых она выражена, очень часто не совпадает по языкам.
Так в русском сущ. ложка - женского рода, в немецком - der Loffel. В русском часовой - мужского рода, в немецком и французском женского - die Wache, la sentinelle.
Встречаются языки, имеющие общий род, примеры из русского языка - сирота, тихоня, зануда, плакса, лакомка.
Для живых существ способы дифференциации внутри самой грамматической категории рода в разных языках очень многообразны:
1) с помощью особых окончаний: гость - гостья, супруг-супруга, или особых суффиксов: актер - актриса, медведь - медведица;
2) с помощью разных слов (гетеронимия): отец-мать, брат-сестра, нем. Vater- Mutter, франц. pere - mere.
3) С помощью особых вспомогательных слов, напр. ein mannlicher Adler - орел, ein weiblicher Adler -орлица, англ. he goat - козел, she goat - козел.
4) С помощью лишь контекстного уточнения: кит, белка, обезьяна, сорока, акула, бегемот (и самцы и самки).
Категория рода обычно прозрачна в тех случаях, когда анализируется род имени существительного типа мужчина - женщина, бык - корова, петух - курица. В данных случаях категория грамматического рода базируется на биологическом роде одушевленных существительных. Но проблема грамматического рода осложняется в тех случаях, когда в современных языках анализируют имена неодушевленные или пытаются осмыслить природу среднего рода. Содержание неодушевленных имен существительных теперь не нуждается ни в какой родовой характеристике, однако грамматически эта характеристика является для имени во многих языках необходимой. В языке, в силу очень большой устойчивости грамматической формы и ее отвлеченности, подобный конфликт может очень долго сохраняться, ибо говорящий обычно не замечает его.

10. Категория числа

Категория числа оказывается прозрачной. Человек издавна различал один предмет и много предметов, и это различение не могло не найти своего выражения и в языке. Одновременно категорию числа можно назвать универсальной. Универсальность ее заключается в том, что она охватывает не только имена существительные и прилагательные, но и местоимения и глаголы.
Категория числа взаимодействует с определенным лексическим значением тех слов, через посредство которых она выражается. Возьмем, например, существительные, которые имеют собирательное значение,то есть когда множество каких - то предметов мыслится как единое целое (дичь, зелень, листва, белье). От этих имен существительных множественное число обычно не образуется. Следовательно, грамматическая категория числа, как бы возвышаясь над отдельными именами и объединяя их, вместе с тем не безразлична к семантике этих слов.

11. Категория падежа

Падеж - это форма имени, выражающая отношение данного имени к другим словам в словосочетании или предложении. Падеж представляет собой единство формы и значения.
По сравнению со всеми другими падежами именительный представляется более свободным, более независимым. Его еще называют независимым (Пешковский), нулевым (Карцевский), падежом, лишенным особых признаков (Якобсон). Функция именительного падежа прежде всего назывная, тогда как функция косвенных падежей заключается в том, чтобы выражать отношения между словами.
Падеж - категория морфологическая. Поэтому лишь в тех языках, в которых существуют формы словоизменения (типа русского стол, стола, столу) и могут существовать падежи.
Если падежная система в том или ином языке не развита, то язык вполне обходится и без нее, привлекая для выражения грамматических отношения другие способы (предлоги, порядок слов и так далее, см. предыдущую лекцию).

12. Части речи и члены предложения

Части речи - это лексико-грамматические группы слов, отличающиеся друг от друга: а) определенным значением, б) определенными морфологическими и синтаксическими признаками, в) теми или иными грамматическими категориями, г) синтаксическими функциями в составе словосочетания и предложения. В языках флективных части речи различаются также типами формообразования и словообразования.
Удельный вес перечисленных выше признаков, которые отличают одну часть речи от другой, в различных языках не одинаков.
В русском языке морфологические признаки частей речи имеют решающее значение и выявляются обычно очень просто и отчетливо. Шелк и шелковый явно различаются как существительное и прилагательное. Иначе оказывается в таком языке, как английский, в котором морфологическое разграничение имен существительных и прилагательных представлено не так четко, как в русском. Silk -"шелк" является существительным, но в словосочетании silk dress - "шелковое платье" оно выступает уже как прилагательное.
Части речи в одном языке отличаются внутренней неоднородностью. Так выделяются самостоятельные (знаменательные) части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные) и служебные (предлоги, союзы, местоимения).
Являясь лексико-грамматическими группами или разрядами слов, части речи должны осмысляться на основе рядя критериев в их взаимодействии и взаимосвязи. Таковы критерии лексический, морфологический и синтаксический.
Синтаксис связывает части речи с членами предложения. Члены предложения- это синтаксические категории, возникающие в предложении на основе взаимодействия слов и словосочетаний и отражающие отношения между элементами предложения. Части речи в системе предложения не просто повторяют себя, но подвергаются известной трансформации. Как ни глубока связь между именем существительным и подлежащим, понятия эти соотносимы, но не идентичны, то же следует казать и о взаимодействии между глаголами и сказуемым, прилагательным и определением.

13. Имена существительные и прилагательные

Имя существительное - это часть речи, выражающая предметность в широком смысле слова. В русском языке предметность имени существительного передается в формах рода, числа и падежа.
Имя существительное называет и выражает не только предметы, но и действия (бег, полет), состояния (радость, знание), понятия. Именно поэтому имена существительные следует связывать с предметностью, а не только с предметами.
Имя прилагательное как часть речи образовалась от имени существительного. Раньше говорили трава-зелень или зелень-трава в смысле "зеленая трава" или камень- стена означало "каменная стена". Таким соположением двух имен существительных выражалось в древних языках представление о качестве. Постепенно, по мере того как человек все более осознавал, что одно из существительных в подобных сочетаниях зависит от другого (в нашем примере зелень от травы) в этом зависимом существительном (зелень) все более и более ослабевала идея предметности и возрастала идея качественности. Эти постепенные изменения - ослабление предметности первого имени (зелень) и рост в нем признака качества - приводит в конце концов к созданию новой части речи - имени прилагательного. Вместо старого типа зелень-трава возникает новое зеленая трава.
Прилагательные обычно бывают двух типов: качественные и относительные. От качественных прилагательных образуются степени сравнения, так как качество в предмете может наличествовать в большей или меньшей степени. От относительных прилагательных степени сравнения не образуются, ибо отношение не мыслится качественно, оно или дано, или его нет. Следовательно, для классификации имен прилагательных на качественные и относительные очень важна их семантика.
В процессе длительного развития языка и мышления постепенно вырабатывалась современная система сравнения.
Способы образования степеней сравнения.
В большинстве современных языков степени сравнения передаются либо флективно, при помощи окончаний, либо лексически (аналитически) при помощи особых "усилительных" слов.
Красивый - красивее- красивейший(очень красивый).
Особым типом образования степеней сравнения является так называемый супплетивный способ (от лат. suppleo, ere - наполняю).
Хороший - лучший - наилучший.
Good - better- best
Gut-besser- am besten.
При помощи редупликации: большой - большой, маленький-маленький.

14. Местоимения как особая часть речи

Местоимение - часть речи, которая указывает на лица, предметы и их признаки, но не называют их.
Это есть совершенно особая часть речи, так как местоимение объединяет в один класс грамматические признаки, которые в отдельности свойственны самым разнообразным частям речи. Личные местоимения употребляются параллельно с именами существительными (например, я- человек), притяжательные - с прилагательными (мой - хороший), а неопределенные - с наречиями (некто - далеко). В категории местоимений проявляются и пересекаются свойства разных частей речи.
Своеобразие местоимений обнаруживается также и в том, что многие традиционные грамматические категории приобретают особое значение в системе местоимений. Местоимения мы и вы, например, нельзя рассматривать как множественное число от "я" и "ты", так как они указывают не на многих я и ты, а на лицо говорящее вместе с другим лицом или лицами (мы), или на лицо собеседника совместно с другим лицом или лицами (вы). Так что соотношение между я - мы, ты - вы оказывается иным, чем соотношение стол - столы.

15. Глагол и глагольные категории времени, вида и наклонения

Глагол - это часть речи, называющая действия (работать, строить, рисовать) или представляющая разнообразные процессы в виде действия - состояние, проявление признака, отношение к кому-либо или чему-нибудь (надеяться, беспокоиться, ворчать, любить, краснеть, дремать, стоять, расти, уважать).
Понятие сказуемого (предиката) значительно шире понятия глагол. Предикативность (сказуемость) может быть выражена различными частями речи, например, именем существительным. Например, он - офицер. Несмотря на то, что предикативность передается по-разному, все-же глагол является главным средством ее выражения, особенно в языках индоевропейских. Иными словами, предикативность является первичной функцией именно глагола в предложении, тогда как в других частях речи она выступает как подсобное средство, как их вторичная функция.
Как ни кажется сейчас глубоким различие между существительными и глаголами, исторически оно оформилось не сразу. Наличие в языке особой категории причастия, которое может выполнять в предложении функцию имени - определения и функцию предикатива, опосредованно свидетельствует о пережитках той эпохи в развитии языка, когда глагол еще не достаточно отделялся от имени.

Категория времени

Категория времени. Эта категория представляется как наиболее типичная глагольная категория (в немецком языке глагол называется Zeitwort). Грамматическая категория времени показывает, как говорящее лицо определяет временное отношение высказывания к моменту речи. Все то, что происходиило до момента речи, относится к прошедшим временам в грамматике, а то, что будет происходить после момента речи, - к будущим, наконец, все совершающееся в момент речи - к настоящему времени в грамматике.
Категория вида- одна из самых древних категорий глагола, но вместе с тем она известна далеко не во всех языках. В русском, как и в других славянскуих языках категория вида древнее категории времени. Временные разграничения впоследствии стали наслаиваться на видовые противопоставления.
Различие между настоящим и будущим временами первоначально заключалось только в видовом значении глагола. Если глагол был совершенного вида, то формы его настоящего времени приобретали значение будущего времени (например, скажу или скажет), если же глагол оказывается несовершенного вида, то формы его настоящего времени не расходились по значению с самим временем (например, говорю или говорит). Тем самым глаголы совершенного вида не употреблялись в настоящем времени, а глаголы несовершенного вида могли иметь лишь будущее описательное (буду говорить), но не простое будущее.
Подразделение вида на совершенный и несовершенный очень обще и не охватываает всего богатства типов и группировок. Можно говорить о различной степени совершенности действия и о различной степени его несовершенности.
В пределах совершенного вида различают: окончательное (прочесть, сказать, убрать), начинательное (запеть, заговорить), мгновенное (мигнуть, вздохнуть) и ряд других подзначений. В пределах несовершенного вида - длительность первой степени (нести, вести), длительность второй степени (носить, водить), длительность третьей степени (почитывать, прохаживаться).
Видовые пары глаголов в русском языке обычно возникают путем образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида: бросить (сов. вид) - бросать (несов. вид), лишить (сов. вид) - лишать (несов.вид).
Являясь важными грамматическими категориями глагола, вид и время подобно другим категориям поднимаются, хотя каждый по-своему, на известную ступень абстракции. Для выражения настоящего времени, например, употребляется не только собственно настоящее, но иногда и будущее ("Я еду завтра на юг" в смысле "Я поеду") и даже прошедшее ("Пропала твоя головушка" в смысле " Пропадет"). Следовательно, хотя настоящее, прошедшее и будущее достаточно грамматически разграничены, однако возможность "вторжения" одного времени в область другого опрелделяется своеобразными условиями контекста. Грамматическое понятие о времени оказывается шире логического о нем представления. Поэтому настоящее время может в известных случаях передавать идею времени вообще, без относительно к моменту протекания действия ("Они работают отлично", вообще работают, всегда работают отлично).

Грамматическая категория наклонения.

Грамматическая категория наклонения передает устанавливаемое говорящим лицом отношение действия к действительности, показывает, считает ли говорящий действие реальным или нереальным.
В самом деле, можно сказать: я пишу; я, несомненно,пишу; я буду писать;я писал бы; я, быть может, напишу;я, действительно, хочу писать.
Во всех этих случаях мы по-разному выражаем свое отношение к действию. Я пишу просто утверждает, я, несомненно, пишу категорически утверждает, я писал бы выдвигает определенные условия, соблюдение которых оказывается необходимым для того, чтобы я мог писать, я, быть может, напишу - в еще большей степени ставит действие в зависимость от каких-то условий, и т.д.
Необходимо с самого начала разграничить грамматические и лексические способы выражения модальности.
Я писал бы - здесь модальность выражена грамматически, тогда как в я, быть может, напишу или я, действительно, напишу - модальность выражена лексически (с помощью самостоятельных слов может быть, действительно). Следовательно, грамматическая модальность передается не только морфологически, особыми окончаниями, но и синтаксически (аналитически) особыми грамматизованными описательными конструкциями (в русском формами глагола на -л + бы). Что касается лексической модальности, то она выражается самыми разнообразными так называемыми модальными словами и словосочетаниями (непременно, действительно, разве, быть может, по-видимому, по всей вероятности).

16. Синтаксис: предложение и словосочетание, их соотношение

Предложение- это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.
Главные характерные признаки предложения:
1) не только выражается мысль, но и передается отношение к этой мысли самого говорящего; 2) наличиствует особая интонация сообщения; 3) заключается предикативность, то есть отношение сообщения к действительности, независимо от того, имеется в этом сообщении глагол или нет.
Даже не выходя за пределы одного языка, можно проследить, как на протяжени веков исторически менялась структура предложения. В древнерусском языке синтаксическое сочинение (паратаксис) преобладало над подчинением (гипотаксисов). Движение от синтаксического сочинения к подчинению обусловлено общим развитием мышления, стремлением человека все более полно и всесторонне выразить многообразие своих мыслей. В свою очередь увеличивающаяся сила и многообразие мышления в конце концов были предопределены увеличивающимся многообразием практики человека, углублением познания окружающего мира.
В результате длительнолго исторического развития в русском языке выработиалась стройная системе сочинительных и подчинительных связей.

Словосочетание

Словосочетание - это грамматически оформленное единство двух или более самостоятельных (знаменательных) слов, не образующих предложения.
В комнате или на воздухе также представляют собой соединение двух слов, однако подобные соединения не являются словосочетаниями, так как одно из слов в каждой паре оказывается не самостоятельным, а служебным. Словосочетание основывается на единстве не только структурного (формального) но и смыслового моментов.
Словосочетания могут быть именными (сторонники мира, белый снег, ясное небо), глагольными (достигнуть успеха), наречными (громко запеть, неподвижно стоять). Подобная классификация словосочетаний осложняется семантическим сближением между словосочетаниями, находящимися в разных структурных группах. Например, глагольное словосочетание восхищаться кем, чем явно сближается с именным словосочетанием восхищение кем или чем.

О соотношении предложения и словосочетания.

Некоторые лингвисты (Фортунатов) полагали, что нет никакого различия между предложением и словосочетанием, что предложение является не чем иным, как развернутым словосочетанием.
В действительности предложение качественно отличается от словосочетания, как и словосочетание от предложения. Словосочетание также не является "промежуточной группой" между словом и предложением. Предложение может состоять и из одного слова. (Светает. Работаю). Для образования словосочетания всегда необходимо не менее двух полнозначных слов. Следовательно, отличие словосочетания от предложения не количественное (больше или меньше слов), а качественное (своеобразие структур и того, что выражается с помощью этих структур). Словосочетание обычно лишено тех признаков, которые превращают высказывание в предложение и о признаках которых речь была выше.

Грамматическое значение и грамматическая форма слова

МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ

Предмет морфологии

Морфология и синтаксис - два раздела грамматики, предметом изучения которых является грамматическое значение и формы выражения этого значения. Если на уровне синтаксиса формами выражения грамматического значения являются словосочетание и предложение, то на уровне морфологии - словоформы, т. е. отдельно взятые формы конкретного слова (стол, стола, столу и т. д.).

Морфология изучает слова в их грамматических формах и функциях, правила изменения слов, определяет круг соотносительных грамматических значений, составляющих ту или иную грамматическую категорию.

В морфологию входит и учение о частях речи - самых крупных грамматических классах слов.

Таким образом, предметом морфологии являются грамматические классы слов (части речи), их грамматические категории, системы форм слов и правила их словоизменения.

Грамматическое значение и грамматическая форма слова

Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова. Если лексическое значение соотносит звуковую оболочку слова с реалией (предметом, явлением, признаком, дей­ствием и т. д.), то грамматическое значение формирует конкретную форму слова (словоформу), необходимую, главным образом, для связи данного слова с другими словами в тексте.

Лексическое значение слова носит конкретный и индивидуальный, а грамматическое значение - абстрактный и обобщенный характер. Так, слова гора, стена, нора обозначают разные предметы и имеют разные лексические значения; но с точки зрения грамматики они входят в один разряд слов, имеющих один и тот же набор грамматических значений: предметности, именительного падежа, единственного числа, женского рода, неодушевленности.

Показателем лексического значения в слове является основа слова, а у грамматического значения - специальные показатели: окончание (окн-о , красив-ый , раст-ут ), формообразующий суффикс, префикс (игра-л , бел-ее , с -делать), ударение (отре зать - отреза ть), чередование фонем (слаг ать - слож ить), служебное слово (буду играть, о пальто) и др.

Обычно конкретная словоформа имеет несколько грамматических значений. Так, словоформа крепкая имеет значение именительного падежа, единственного числа, женского рода, а читаю - значение первого лица, единственного числа, несовершенного вида, изъявительного наклонения, настоящего времени и т. д.

Грамматические значения делятся на общие и частные. Общее грамматическое (категориальное) значение характеризует самые большие грамматические классы слов - части речи (предметности - у существительного, признака предмета - у прилагательного, действия как процесса - у глагола и т. д.). Частное грамматическое значение свойственно отдельным формам слов (значения числа, падежа, лица, наклонения, времени и т. д.).

Общее грамматическое значение слова складывается из совокупности частных грамматических значений. Например, значение предметности существительного составляют частные грамматические значения рода, числа и падежа. Другими словами, если слово имеет независимые от сочетающихся с ним слов значения рода, числа и падежа, то ему присуще значение предметности и, следовательно, оно принадлежит к классу имен существительных.

Носителем грамматического значения на уровне слова является отдельно взятая форма слова - словоформа . Совокупность всех словоформ одного и того же слова называется парадигмой . Парадигма слова в зависимости от его грамматической характеристики может состоять как из одной словоформы (наречие сгоряча), так и из нескольких словоформ (парадигма существительного дом состоит из 12 словоформ).

Виды грамматики

І. В зависимости от охвата объекта изучения :

1. Общая грамматика - изучает универсальные грамматические черты и свойства, присущие всем языкам или ряду языков.

2. Частная грамматика - исследует грамматический строй конкретного языка.

ІІ. В зависимости от периода грамматического строя языка :

1. Историческая (диахронная) грамматика - изучает строй языка в его развитии или на отдельных прошлых ступенях; исследует те изменения, которые происходят в грамматическом строе того или иного языка с течением времени; ее разновидность - сравнительно-историческая грамматика , которая рассматривает родственные языки в их историческом развитии.

2. Описательная (синхронная) грамматика - изучает состояние грамматического строя языка в определенный период, обычно соответствующий моменту написания грамматики; ее разновидность - сопоставительная грамматика - описывает сходства и различия в строе родственных и неродственных языков в какой-либо определенный момент их существования.

ІІІ. В зависимости от основных характеристик грамматического строя языка :

1. Формальная грамматика - описывает грамматический строй языка от формы к значению: основные описательные и нормативные грамматики современного русского языка, в которых представлен системы морфологических и синтаксических формальных средств языка и описаны грамматические значения, заключенные в этих формальных средствах.

2. Функциональная грамматика - описывает грамматический строй языка от значения к выражающим его формам: определенным образом сгруппированные грамматические значе­ния, которые рассматриваются в их функционировании вместе со специфическими для каждо­го контекста формальными средствами выражения.

ТЕМА № 2: «ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ЕГО ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ. ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ»

Грамматическое значение (далее - ГЗ ) - это обобщенное (абстрактное) языковое значение языковой единицы, которое свойственно рядам слов, словоформ, синтаксических конструкций и имеет в языке регулярное (стандартное) выражение.

Так, слова весна, лето, парк, работник, любовь, счастье, синь имеют значение предметности, ГЗ рода, числа и падежа; слова читал, думал, кричал, спал - значение предметности, ГЗ прошедшего времени; слова прочитал, сделал, выучил, собрал - ГЗ совершенного вида и т. п. Также можно назвать ГЗ лица, объекта, субъекта, предикативности, степени сравнения и др.

Особенности ГЗ наиболее наглядно вырисовываются при его сопоставлении с лексическим значением.

Лексическое значение (ЛЗ) Грамматическое значение(ГЗ)
1. Исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова с понятием о предмете действительности. 1. Отражение наиболее общих отношений между предметами и явлениями, познанными человеком, и, следовательно, выражает отношения между словами.
2. ЛЗ называют предметным, вещественным значением. 2. ГЗ называют реляционным (от англ. relation ‘отношения’) значением.
3. Более конкретно. 3. Более абстрактно.
4. Индивидуально для каждого слова. 4. Присуще большим группам и целым классам слов, имеет массовый характер.
5. Менее частотно. 5. Более частотно.
6. Количество ЛЗ неограниченно, т. к. ЛЗ связано с обобщением свойств предметов и явлений действительности. 6. ГЗ количественно ограничены и фикси­рованы, т. к. ГЗ связано с обобщением свойств слов, с абстрагированием от их ЛЗ.
7. Лексическая система каждого языка носит открытый характер и постоянно пополняется новыми единицами и новыми значениями. 7. Грамматика характеризуется строго определенным, сравнительно небольшим числом ГЗ (например, у русских существительных это ГЗ рода, числа и падежа).
8. ЛЗ всегда соотносится с объективной, внеязыковой действительностью, поскольку отражает соотнесенность слова с понятием, передает предметно-вещественный смысл слова. 8. Для ГЗ эта связь факультативна, необя­зательна, т.е. ГЗ может и не соотноситься с объективной действительностью, поскольку выражает отношения между словами. русск. степь, боль, Сибирь, собака - ж.р. укр. степ, біль, Сибір, собака - ч.р.
9. ЛЗ не имеет регулярных средств выражения, присуще слову в целом. 9. ГЗ имеет регулярное (стандартное) выражение с помощью грамматического способа и грамматического средства. Формальные стандартные показатели ГЗ называются грамматическими экспонентами.

Следующий пример демонстрирует факультативную связь ГЗ с внеязыковой действитель­ностью и обязательное наличие для ГЗ экспонента, т. е. стандартного формального показателя:

Типы грамматических значений

1. Собственно грамматическое (реляционное) значение - см. таблицу.

2. Словообразовательное (деривационное) значение - значение переходное между лексическим значением и собственно грамматическим. Словообразовательное значение - это обобщенное категориальное значение производных слов определенной словообразовательной структуры, которое устанавливается на основании семантического соотношения производных основ со соответствующими производящими.

Молоко – молочник (сосуд для молока); сливочник, салатник (салатница), кофейник, чайник, сахарница, солонка ., то есть название сосуда по помещаемому в нем предмету, веществу.

Выключатель, проигрыватель, переключатель, громкоговоритель и т. п. - все слова этого ряда принадлежат к одному словообразовательному типу, поскольку а) имеют одинаковую производящую основу (все они являются отглагольными существительными); б) образованы с помощью одного и того же словообразовательного средства, форманта (суффикса –тель ) и в) имеют одинаковое словообразовательное значение: ‘предмет, предназначенный для выполнения действия, названного производящим глаголом’.

Если лексическое значение присуще одному слову, то словообразовательные значения, подобно грамматическим, характерны для целых групп, рядов, категорий производных слов, однородных в структурном отношении и построенных по определенным словообразова­тельным моделям. Словообразовательные значения выступают основой для формирования ЛЗ.

| следующая лекция ==>

Грамматическое значение – это - обобщён­ное, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструк­ций и находящее своё регулярное (стандартное) выражение в грамматических формах. В области морфологии - это общие значения слов как частей речи (напр., значения предметности у существительных, процессуальности у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом. Грамматическое значение слова не определяется его лексическим значением.

В отличие от лексического значения, свойственного тому или иному слову, грамматическое значение не сосредоточивается в одном слове, а, напротив, характерно для многих слов языка. Кроме того, одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений, которые обнаруживаются, когда слово меняет свою грамматиче­скую форму, сохраняя лексическое значение. Например, слово стол имеет ряд форм (стола, столу, столы и т. д.), которые выра­жают грамматические значения числа и падежа.

Если лексическое значение связано с обобщением свойств предме­тов и явлений объективной действительности, их названием и вы­ражением понятий о них, то грамматическое значение возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений слов.

Например, слова корова и бык существуют для того, чтобы раз­личить животных по биологическому полу. Формы рода группи­руют существительные по их грамматическим свойствам. Формы стол, стена, окно группируют слова (а не предметы, явления и понятия о них).

1) грамматические значения не универсальны, менее многочисленны, образуют замкнутый, более чётко структурированный класс.

2) грамматические значения, в отличие от лексических, выражаются в обязательном, «принудительном» порядке. Например, говорящий по-русски не может «уклониться» от выражения категории числа глагола, говорящий по-английски - от категории определённости существительного и т. д.

3) лексические и грамматические значения различаются с точки зрения способов и средств их формального выражения.



4) грамматические значения могут не иметь полного соответствия во внеязыковой сфере (так, категории числа, времени обычно так или иначе соответствуют реальности, в то время как женский род существительного табуретка и мужской род существительного стул мотивированы лишь их окончаниями).

Грамматические значения слов выражаются при помощи различных грамматических средств. Грамматическое значение, выраженное при помощи грамматических средств языка, называется грамматической категорией.

Все слова русского языка делятся на определенные лексико-грамматические разряды, называемые частями речи. Части речи – основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории слова) и в) с и н т а к с и ч е с к о г о (синтаксические функции слова)

. Классификация академика Виктора Владимировича Виноградова является одной из наиболее обоснованных и убедительных. Она делит все слова на четыре грамматико-се­мантические (структурно-семантические) категории слов:

1. Cлова-названия, или части речи;

2. Связочные, служебные слова, или частицы речи;

3. Модальные слова;

4. Междометия.

1. Слова-названия (части речи) обозначают предметы, процессы, качества, признаки, числовые связи и отношения, являются членами предложения и могут употребляться отдельно от других слов как слова-предложения. К частям речи В.В. Виноградов относит имена существительные, прилага­тельные, числительные, глаголы, наречия, слова категории состояния; к ним примыкают также местоимения.

2. Служебные слова лишены номинативной (назывной) функции. К ним относится связочные, служебные слова (предлоги, союзы, собственно частицы, связки).

3. Модальные слова и частицы тоже не выполняют назывной функции, но более «лексичны», чем служебные слова. Они выражают отношения говорящего к содержанию высказывания.

4. Междометия выражают чувства, настроения и волевые побуждения, но не называют и. От других типов слов междометия отличаются отсутствием познавательной ценности, интонационными особенностями, синтаксической неорганизованностью и непосредственной связью с мимикой и выразительным тестом.

В современном русском языке выделяются 10 частей речи: 1) имя существительное,

2) имя прилагательное, 3) имя числительное, 4) местоимение, 5) категория состояния, 6) наречие, 7) предлог, 8) союз, 9) частицы, 10) глагол (иногда в качестве самостоятельных частей речи выделяют также причастия и деепричастия)[i]. Первые шесть частей речи – это знаменательные выполняющие номинативную функцию и выступающие в качестве членов предложения. Особое место среди них занимают местоимения, включающие слова, лишенные назывной функции. Предлоги, союзы, частицы – служебные части речи, не обладающие назывной функцией и не выступающие в качестве самостоятельных членов предложения. Кроме названных классов слов, в современном русском языке выделяются особые группы слов: 1) модальные слова, выражающие отношение высказывания к действительности с точки зрения говорящего (вероятно, очевидно, разумеется ); 2) междометия, служащие для выражения чувств и волеизъявления (ах,ой, цыц ); 3) звукоподражательные слова (кря-кря, мяу-мяу

Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

Часть речи Вопросы Примеры
Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

Примечания.

1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола.

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

  • К служебным словам нельзя поставить вопрос.
  • Служебные слова не являются членами предложения.
  • Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.
  • К служебным частям речи в русском языке относятся следующие
  • предлог (в, на, об, из, из-за );
  • союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если );
  • частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только ).

6. Междометия занимают особое положение среди частей речи.

  • Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).
  • Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух ; для выражения чувства холода – бр-р , для выражения страха или боли – ой и т.д.

Самостоятельные части речи имеют номинативную функцию(называют предметы,их признаки, действия, состояния, количество, признаки других признаков или указывает на них), обладает системой форм и в предложении являются членами предложения.

Служебные части речи не имеют номинативной функции,неизменяемы и не могут быть членами предложения. Они служат для связи слов и предложений и для выражения отношения говорящего к сообщению.


Билет № 8

Имя существительное

Знаменательная часть речи, включающая в себя слова с предметным значением, которые имеют категорию рода, изменяются по падежам и числам и выступают в предложении в роли любого члена.