Замечать лица в неодушевленных предметах. Почему люди видят лица в разных предметах? Нормально ли это

Часто случается так, что вы смотрите на свою еду, а она в ответ смотрит на вас. Как-то Диана Дайзер сделала себе тост с сыром и испытала шок. «Я как раз собралась откусить от него, как вдруг увидела лицо женщины. Она смотрела на меня, - рассказала Диана газете Chicago Tribune. - Это здорово меня напугало».

История Дайзер получила известность, начала привлекать к себе все больше внимания, и в конце концов некое казино заплатило ей 28 тысяч долларов за право выставить тост на своей витрине. Многим людям мягкие округлые черты и умиротворенное выражение лица «запечатленной» на нем женщины напоминали изображение Девы Марии. Хотя лично я всегда думал, что волнистые волосы, приоткрытые губы и пушистые ресницы скорее вызывают в памяти образ более современного кумира.

О какой бы Мадонне вы ни вспомнили, увидев женщину на тосте, можете считать, что она оказалась в хорошей компании. Образ Иисуса тоже видели на куске хлеба, а также на тако, блинчике и банановой кожуре, в то время как ресурс BuzzFeed недавно выложил фотоснимки перцев, напоминающих лица британских политиков.

«Если кто-то говорит, будто видел Иисуса на бутерброде, можно подумать, что этот человек свихнулся, - говорит Канг Ли, специалист из Университета Торонто, Канада. - Однако подобное явление встречается нередко. Мы запрограммированы видеть лица на каждом углу в окружающем визуальном мире». Ли доказал, что подобный опыт может быть не только божественным вмешательством, но и результатом влияния, которое наше воображение оказывает на восприятие. Разумеется, после его объяснений у вас есть риск навсегда лишиться способности верить своим глазам.

«Если кто-то говорит, будто видел Иисуса на бутерброде, можно подумать, что этот человек свихнулся. Однако подобное явление встречается нередко»

Это явление носит название «парейдолия» и встречается очень часто. Леонардо да Винчи писал об изображениях людей, которые видел среди природных отметин на каменных стенах, и верил, что они помогают найти вдохновение. Банк Канады в 1950-х годах был вынужден изъять из оборота серию банкнот из-за ухмыляющегося черта, который обнаружился среди локонов на королевской голове (хотя лично я в жизни не видел на голове Ее Величества ни единого намека на рога). А космический аппарат Viking I в ходе экспедиции нашел на Марсе искаженное лицо, вырезанное на камне среди скал.

Сегодня делиться своими видениями с другими стало легче благодаря социальным сетям. Просто поищите хэштег #iseefaces. Вы увидите мудрого карлика, спрятавшегося среди складок древесной коры:

…мусорную корзину, которая приветствует вас радостной улыбкой:

…несколько злобных крендельков:

…и чайник, претендующий на роль Ганнибала Лектера.

Однако самый жуткий случай, вероятно, произошел с урологом Грегори Робертсом и его пациентом из Кингстона, Канада. Представьте себе, какой шок они испытали, когда во время УЗИ яичек увидели это лунообразное лицо, которое таращилось на них…

Реальность такова, что, если вы начали видеть лица предметов, которые смотрят на вас, вы будете замечать их повсюду. Некоторые из этих объектов определенно имеют сходство со смайликами. Но иногда странные создания могут выскочить на нас из самых неожиданных мест. В ходе одного из исследований Ли участникам эксперимента показывали хаотические серые узоры, похожие на то, что мы видим на экране телевизора, когда антенна не работает. Получив едва заметную подсказку, эти люди внезапно стали говорить, что видят среди узоров лицо, и «наблюдали» его в течение 34% времени. Все очертания, которые присутствовали на изображениях, были крайне смазанными - и все же каким-то образом мозгу удавалось собрать их в иллюзорное изображение лица. «Выясняется, что появление этого феномена достаточно легко спровоцировать», - говорит Ли.

Тем не менее мы предпочитаем думать, что наши зрачки всегда честно сообщают, что находится перед нами, а сетчатка принимает несовершенный, сбивающий нас с толку, но реальный образ, который затем перенаправляется в мозг. Ли уверен, что эта «нисходящая обработка данных» и ведет к парейдолии.

Один из способов, который помогает мозгу сориентироваться в царящем вокруг беспорядке, - это создание предсказаний относительно того, что вот-вот появится в поле зрения. Оно основано на нашем опыте и способно незаметно проецировать эти ожидания на то, что мы видим. Это помогает сложить все детали в ясную картину, даже если объекты сложно разглядеть, скажем, из-за тумана или в темноте. Однако этот же механизм делает наше зрение более субъективным, чем можно было бы предположить, поскольку мы и правда видим то, что хотим.

Чтобы проверить свою гипотезу, Ли записывал показания электрической активности мозга каждого участника в ходе эксперимента. Как и ожидалось, он обнаружил повышенную активность стриарной коры (участка мозга, осуществляющего первичную обработку зрительной информации) в тот момент, когда люди начали обращать внимание на цвет и контур изображений. Но, кроме того, Ли увидел, что активность вспыхнула в лобных и затылочных областях, которые отвечают за высшие когнитивные функции, в частности планирование и память. Это происходило, как только испытуемые начинали видеть иллюзорные лица. Такой скачок активности, вероятно, говорит о том, что в этом процессе играют роль ожидания и опыт, как и было предсказано в теории Ли. Это, в свою очередь, может быть связано с работой правой веретенообразной извилины, которая вычисляет, является ли объект распознавания лицом. Ее работа, очевидно, и порождает жуткое чувство, что мы смотрим на существо, которое способно мыслить и чувствовать. «Если такая активность возникает, мы знаем, что люди действительно «видят» лицо», - говорит Ли.

Это может объяснить, почему появление иллюзорных лиц провоцирует такие же подсознательные реакции, какие возникают при взгляде на реального человека. В прошлом году, к примеру, группа японских исследователей выяснила, что мы следим за «взглядом» подобных лиц точно так же, как за взглядом реальных людей. Иными словами, если мы видим, что на нас озадаченно косится дом, мы можем испытать острое желание выяснить, что его так изумило.

Эксперименты Ли позволили создать карту областей мозга, вовлеченных в процесс распознавания иллюзорных лиц, но пока не дали ответа на вопрос, почему мы их видим. Одной из причин может быть то, что мы каждый день сталкиваемся со множеством лиц и ожидаем встретить их повсюду. «С самого нашего детства они становятся раздражителем, с которым мы сталкиваемся чаще всего», - объясняет Ли. Возможно, существуют и более глубокие эволюционные причины того, почему мы особенно склонны видеть именно лица. В вопросах выживания человек так сильно зависит от других - не важно, нуждается ли он в их помощи или, напротив, опасается их агрессии, - что ему просто необходимо быть способным быстро реагировать и хорошо понимать мотивы человеческих действий. Так что наш мозг, вероятно, просто создан для того, чтобы замечать других людей везде, где можно. Если мы случайно делаем ошибку и видим лицо в складках древесной коры, это лучше, чем не заметить врага, который прячется в кустах.

«В попытке придать своим страхам смысл, мы начинаем персонифицировать их, населяя мир богами и демонами»

По мнению других исследователей, если взглянуть на подобный механизм более умозрительно, можно объяснить и человеческую духовность. Идея в том, что мозг, запрограммированный на понимание поступков и мотиваций других людей, пытается найти умысел, подобный человеческому, во всем вокруг, будь то гроза, чума или ужасающее нас абстрактное понятие смерти. В попытке придать своим страхам смысл, мы начинаем персонифицировать их, населяя мир богами и демонами. Удивительно, но Тапани Риекки и другие специалисты из Университета Хельсинки, Финляндия, обнаружили, что религиозные люди чаще, чем атеисты, видят лица на нечетких снимках. Однако вне зависимости от того, верна ли подобная теория, сила наших ожиданий может, по крайней мере, объяснить, почему одни видят на кусочке хлеба Богоматерь, а другие - королеву поп-музыки. Или возьмем другой снимок. Вы видите Христа?…

И все же, вероятно, самая распространенная форма парейдолии в западном мире - это привычка видеть лица у автомобилей. Соня Виндхагер из Университета Вены, например, специально отправилась в сельскую местность в Эфиопии, чтобы выяснить, увидят ли местные жители то же самое. Опрашивая людей на дорогах и в забегаловках, она столкнулась с неожиданной реакцией. «Они думали, я немного сумасшедшая», - говорит Соня. И все же, несмотря на то, что жители эфиопских деревень не смотрели мультфильмы вроде «Тачек», они быстро поняли цель исследования и начали оценивать изображения почти так же, как европейцы. К примеру, автомобили с большим ветровым стеклом, круглыми фарами и маленькой решеткой радиатора и в Европе, и в Африке обычно воспринимаются как «молодые» и «девочки»:

…в то время как плоские фары и крупный, угловатый корпус ассоциируются со взрослостью и мужественными чертами.

По мнению Сони Виндхагер, это означает, что наш мозг запрограммирован на считывание базовой биологической информации - возраста и пола - у любых объектов, смутно напоминающих лица. Этот факт, с ее точки зрения, говорит о том, что парейдолия имеет эволюционное происхождение. «Любопытно, как современная среда обитания заставляет нас использовать для восприятия действительности такой древний механизм», - замечает Соня.

Другие исследования Виндхагер позволили выяснить, что потребители чаще выбирают «властные» машины, и производители вовсю пользуются этой тенденцией. Например, в 2006 году газета Wall Street Journal рассказала, что «милые» машины вроде легендарного Volkswagen Beetle сегодня стали продаваться хуже - возможно, из-за того, что их владельцы ощущают страх и неловкость перед лицом спорткаров, количество которых с каждым годом все возрастает. Вот почему дизайнеры чаще создают автомобили, которые выглядят более доминантными. Dodge Charger, например, оказался оснащен узкими скошенными фарами, придававшими ему грозный вид и создававшими впечатление, что он пристально смотрит на другие машины, вгоняя их в краску. «Фары, кажется, способны устанавливать зрительный контакт точно так же, как человеческие глаза, - уверен дизайнер Chrysler Ральф Гиллс. - Вредное лицо - вот к чему мы стремимся». Виндхагер, в свою очередь, задается вопросом, может ли иллюзия зрительного контакта повлиять на безопасность на дорогах. Например, мы можем попасть в беду, если из-за «выражения лица» машины подсознательно решим, что она разумна. «Детям может показаться, будто машина их видит, если они идут наперерез, - так что они не остановятся у перехода», - говорит Соня. А встреча с автомобилями с более угрожающим «выражением лица» может вызвать у других водителей тревогу или агрессию.

Подобные психологические эффекты способны проявляться во всех областях нашей жизни. Различные исследования показали, что простое изображение пары глаз, глядящих в упор, заставляет людей вести себя честнее, и в некоторых странах эта техника «докучливой слежки» позволила на 60% сократить объем велосипедных краж. Интересно, способны ли «лица», нарисованные на домах и тайком «наблюдающие» за прохожими, повлиять на частоту краж…

Удивительно, что разношерстная компания персонажей, фотографии которых люди выкладывают в соцсети с хэштегом #iseefaces, в действительности исподтишка управляет нашим поведением. Возможно, сегодня мы уже не склонны населять природу духами, как делали наши предки, однако все равно впускаем тех же фантомных существ в наши дома, машины и твиттер. Ведь, в конце концов, они способны преобразить самые уродливые и бездушные места в картины, полные красоты и юмора. Не так ли, мой маленький друг?

Парейдолия - это психологическое явление, из-за которого люди могут видеть лица в предметах. Хотите узнать, проявляется ли у вас это явление? Тогда взгляните на следующие фотографии.

Почему люди видят человеческие лица в неодушевленных объектах?

Вы когда-нибудь видели собаку в облаке? Или лицо на стене? Причина, по которым происходят эти забавные ситуации, заключается в парейдолии. Это психологический феномен, который заставляет людей видеть конкретные наполненные смыслом формы в случайных неодушевленных предметах.

Пожарный гидрант или новый персонаж «Маппетов»?

Учитывая забавное выражение его «лица», этот пожарный гидрант запросто подружился бы с одним из персонажей кукольного шоу «Маппеты». В конце концов, у них всех имеются такие же большие и смешные глаза.

Двуликие горы

Пейзажи на юго-западе Америки полны разнообразных горных формаций, таких как эта, расположенная в Долине огня в Неваде. Если вы присмотритесь, то сможете увидеть одно (или даже несколько) лицо на поверхности.

Самый грустный орех, который вы когда-либо видели

На первый взгляд сложно сказать, что вообще изображено на этой фотографии, в первую очередь в глаза бросается невероятно грустное лицо. В действительности же это половина каштана, которому определенно не понравилось то, что его разрезали пополам.

Вы бы поселились в этом кричащем доме?

Захватывающий вид на океан, чистое небо, прекрасные цветы. Кто бы не захотел жить на этом доме, расположенном на острове в Греции? Однако стоит отметить, что сам дом при этом выглядит так, словно увидел привидение.

Вы будете в ужасе от этого пола

Вам вряд ли захочется наступить на пол, который имеет такое удивленное и одновременно пугающее выражение лица.

Шокированная печь

Некоторые люди смотрят на эту фотографию и видят старую машину, которая определенно видала лучшие времена, но вы можете увидеть что-то еще. Можете ли вы предположить, что происходит в голове этой печи?

Счастливый улей

Если не знать контекста, можно подумать, что это фотография улыбающейся маски или мифического создания с особенным чувством юмора, сделанных из папье-маше. Однако в действительности это улей красных шершней, у которого определенно нет причин для того, чтобы улыбаться.

Старая добрая ржавчина

Это просто ржавчина, которая портит внешний вид корабля, который когда-то был новым и красивым? Или же это пугающее лицо? Сложно сказать на первый взгляд. В конце концов, это то, что вы увидели на данной фотографии в первую очередь.

Разглядывая свой обед, обычно не ожидаешь, что он начнет разглядывать тебя в ответ. Но когда Диана Дюйзер однажды поднесла ко рту тост с сыром, она немало удивилась.

"Я собиралась откусить кусок, как вдруг увидела смотревшее на меня женское лицо. Поначалу я испугалась", - рассказала она американской газете Chicago Tribune.

Слухи об этом происшествии распространялись все шире и шире, и в итоге одно казино заплатило Дюйзер 28 тысяч долларов за то, чтобы она разрешила выставить там для публичного обозрения удивительный тост. Многие зрители улавливают в мягких и спокойных чертах этого женского лица сходство с Мадонной, Богоматерью, но мне всегда казалось, что кудряшки, приоткрытые губы и тяжелые веки скорее напоминают Мадонну современную, популярную певицу.

Как бы то ни было, этот тостопортрет оказался в заслуженной компании: на куске жареного хлеба также видели изображение Иисуса, чей лик якобы в разное время проявлялся еще и на кукурузной лепешке, блинчике и банановой кожуре.

"Если кто-то заявляет, что видел на куске тоста Иисуса, то есть соблазн подумать, что у этого человека не все дома, - говорит Кэн Ли из Торонтского университета в Канаде. - Но на самом деле это весьма распространенный феномен. Мы устроены так, что видим лица в самых разных объектах визуальной среды".

Ли доказал, что это свидетельствует вовсе не о божественном вмешательстве, а о том, что воображение человека оказывает очень большое влияние на его восприятие. И действительно, послушав его объяснение, поневоле задумываешься о том, можно ли верить собственным глазам.

Наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - мы порой видим именно то, что хотим увидеть.

В кругу специалистов это явление известно под названием парейдолия, или зрительная иллюзия фантастического содержания. Леонардо да Винчи писал, что видел некие символы в естественных трещинах и царапинах на каменных стенах. Он верил, что эти штрихи вдохновляли его на создание новых художественных произведений. В 1950-х годах Банк Канады был вынужден изъять из обращения серию банкнот, потому что на них из волн прически на королевском портрете якобы выглядывал ухмыляющийся дьявол (хотя лично я при всем старании не могу разглядеть никаких рогов в кудрях Ее Величества). А космический аппарат "Викинг-1" снял нечто похожее на лицо на поверхности Марса.

В наши дни социальные сети позволяют легко делиться подобными находками с миром. Попробуйте, например, поискать по хэштегу #iseefaces - и увидите, например, вросшего в дерево мудрого гнома, радостно приветствующую вас урну и злобные печенья, которые не рады никому.
Стоит однажды увидеть лицо в неодушевленном предмете, как они начинают чудиться повсюду. Некоторые из этих объектов действительно напоминают смайлики, которыми мы пользуемся, чтобы передавать эмоции в переписке: два кружка вместо глаз и линия вместо рта. Но иногда странные существа выглядывают из самых, казалось бы, неожиданных мест.

В одном из своих опытов Ли показывал испытуемым хаотичные серые орнаменты, напоминающие мельтешение точек на экране телевизора с отключенной антенной. Исследователь побуждал участников эксперимента разглядеть в них лицо, и участники опыта в 34% случаев заявляли, что им это удается. Черты лица в этих размытых картинках можно было увидеть только с очень большой натяжкой, но, тем не менее, мозг услужливо выдавал искомую иллюзию.

"Похоже, этот феномен довольно просто вызвать", - констатирует Ли.
Мы склонны полагать, что наши глаза исправно передают нам картину окружающего мира, но на самом деле поступающие с сетчатки сигналы далеки от идеальных, и мозгу приходится их корректировать.

По мнению Ли, именно этой коррекцией и объясняется парейдолия.
Увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились. Мозг пытается определить, что мы в данный момент видим, опираясь в том числе и на наш предыдущий опыт и дополняя этими ожиданиями видимое изображение.

Таким образом у него получается сформировать относительно цельную картину, даже если элементы окружающего пространства, к примеру, скрыты темнотой или туманом. Но, с другой стороны, за счет этого наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - то есть мы действительно порой видим именно то, что хотим увидеть. Чтобы проверить эту гипотезу, Ли проводил сканирование мозга испытуемых в то время, когда они разглядывали картинки с хаотичными серыми точками.

Как и ожидалось, в процессе начального распознания базовых характеристик изображения (таких как цвет и форма) наблюдалась повышенная активность в первичной зрительной коре.
Но исследователь также заметил, что в тот момент, когда испытуемые сообщали, что видят лицо, к процессу подключались лобные и затылочные доли, которые, как считают специалисты, отвечают за память и сложные мыслительные процессы - такие как планирование. Всплеск нервной активности в этих районах может говорить о том, что в дело включаются ожидания и опыт, как и предполагал Ли.

В свою очередь, эти процессы возбуждали так называемую правую веретенообразную лицевую область, которая реагирует на лица - возможно, в этот момент и возникает ощущение, будто смотришь на одушевленное существо. "Если активируется эта зона, мы понимаем, что они сейчас "видят" лицо", - говорит Ли.

Теперь становится более понятно, почему "лица" предметов вызывают у нас такую же подсознательную реакцию, как и человеческие. Так, в прошлом году группа японских исследователей отметила, что люди пытаются проследить за направлением неодушевленного "взгляда" - точно так же, как мы делаем и при общении с собеседником.

Другими словами, увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились. Эксперимент Ли помог установить, какие регионы мозга могут участвовать в этом процессе, но он не объясняет, почему мы вообще склонны видеть лица. Возможно, дело в том, что мы видим очень много лиц в повседневной жизни и поэтому ожидаем встречать их повсюду. Не исключено также, что у нашей склонности видеть лица есть и более глубинное эволюционное объяснение.

Выживание человека очень сильно зависит от окружающих людей: мы просим у них помощи или опасаемся их агрессии, и поэтому нам нужно быстро понимать их мотивы и соответствующим образом реагировать. Вероятно, мозг изначально настроен распознавать людей при первой же возможности. Ошибиться и увидеть черты лица в древесной коре куда менее опасно, чем проглядеть скрывающегося в кустах злоумышленника.

Другие ученые также предполагают, что похожий механизм может лежать в основе человеческой духовности. Эта гипотеза исходит из того, что наш мозг, предрасположенный понимать людей и их мотивацию, пытается усмотреть человеческие намерения во всем, что нас окружает - в грозе, чуме или в пугающей и абстрактной концепции смерти.

Чтобы разобраться со своими страхами, мы начинаем их персонифицировать, населяя мир богами и демонами. Тапани Риекки с коллегами из Хельсинкского университета в Финляндии обнаружили, что религиозные люди чаще видят лица в размытых картинках, чем атеисты. Как бы то ни было, сила наших убеждений может по крайней мере объяснять, почему одни видят на куске поджаренного хлеба Божью Мать, а я - королеву поп-сцены. Вот вам, к примеру, картинка. Видите на ней Иисуса?

Но, пожалуй, самая распространенная форма парейдолии в западном мире - это видеть лица у автомобилей, точнее – их передней части. Соня Виндхагер из Венского университета отправилась в эфиопскую глубинку, чтобы выяснить, наблюдается ли там этот феномен.

Задавая вопросы случайно встреченным на улицах и в маленьких кафе людях, она поначалу столкнулась с непониманием. "Они думали, что мы немного не в себе", - рассказывает она. Но, хотя эфиопы и не особенно знакомы с диснеевским мультфильмом "Тачки" или с приключениями Херби из "Сумасшедших гонок", они вскоре поняли цель исследования и начали оценивать внешность автомобилей на фотографиях примерно так же, как европейцы.

К примеру, машины с большим лобовым стеклом, круглыми фарами и маленькой радиаторной решеткой воспринимались как молодые и женственные, а автомобили с более плоскими фарами и массивной нижней частью - как более старшие и мужественные. По мнению Виндхагер, это говорит о том, что наш мозг запрограммирован считывать базовую биологическую информацию (возраст, пол) с любого предмета, хотя бы отдаленно напоминающего лицо.

И, как считает исследовательница, это также указывает на эволюционное происхождение парейдолии. "Интересно наблюдать, как вещи в современной окружающей среде по-прежнему воспринимаются нами в соответствии с этими древними механизмами", - замечает она.

В ходе других опытов Виндхагер установила, что потребители обычно предпочитают автомобили, которые выглядят внушительно - и эту нашу черту вовсю эксплуатируют автопроизводители. Агрессивное выражение автомобильных фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно.

Так, в 2006 году газета Wall Street Journal писала, что продажи "милых машинок", таких как легендарный "фольксваген-жук", пошли на спад - вероятно, потому, что их владельцев угнетало постоянно растущее вокруг количество больших внедорожников. Поэтому дизайнеры решили рисовать более агрессивные автомобили. Dodge Charger, например, получил сурово глядящие на мир фары-щелочки.

"Похоже, мы встречаемся глазами с фарами точно так же, как со взглядом прохожих на улице, - говорит дизайнер компании Chrysler Ральф Гиллс. - И мы рисуем у автомобилей грозное выражение лица". Однако Виндхагер задумалась над тем, не влияет ли иллюзия автомобильного взгляда на безопасность движения. "Возможно, дети могут подумать, что машина их видит, и не уйдут с дороги", - предполагает она, добавляя, что агрессивное выражение фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно.

Подобные психологически эффекты могут наблюдаться и в других сферах нашей жизни.
Различные исследования показали, что обычная картинка с изображением пары глаз, висящая на стене, способна заставить людей вести себя более честно, и с помощью этого нехитрого приема в некоторых районах удалось снизить количество краж велосипедов на 60%.

И было бы интересно узнать, реже ли воры забираются в дома, на фасадах которых читается лицо. Есть нечто поразительное в том, что случайно совпавшие друг с другом визуальные элементы, которые люди присылают в #iseefaces, могут оказывать реальное влияние на наше поведение. Мы больше не населяем непознанный мир выдуманными духами в таком количестве, как это делали наши предки, но и по сей день видим призрачные лица в автомобилях, домах и лентах социальных сетей. Но, по крайней мере, эти существа могут придать даже самому бездушному и уродливому месту некую искру юмора и жизни.

Доктор психологии Валерий Розанов



Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.

Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para - рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon - изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое - например, фигуры людей и животных в облаках.

Одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса - Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.

Есть несколько теорий относительно причины появления этой особенности у человека. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон -Призрачный мир : наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством. В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики. Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу - друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.


Больше таких фотографий можно найти на сайте thingswithfaces.com

Эксперты также утверждают, что парейдолия порождает многие заблуждения, например, связанные с наблюдениями НЛО, ожившего Элвиса или Лохнесского чудовища. Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.

Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, - венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.


Гравюра Иштвана Ороса

Иллюстратор Скотт МакКлауд сделал своё любопытное предположение о парейдолии. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.


Явление парейдолии научились имитировать компьютерные системы. По тому же принципу работает система и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun . Художники , которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.

Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном - это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов - одним из них может стать приём с антропоморфизацией.

В 1915 году компания Coca Cola создала иконическую Contour Bottle. Эта бутылка стала быстро ассоциироваться с Мэй Вест (американской актрисой и секс-символом начала XX века)​​ , потому что напоминала формы женского тела. В то время дизайн бутылок редко отличался по форме от обычного цилиндра. Очевидно, что бутылка с антропоморфными характеристиками стала более привлекательной, и многие компании в течение следующих десятилетий пытались перенять эту концепцию. До сих пор флаконы шампуней и прочих бьюти-средств имеют изгибы, напоминающие талию.

Дизайнеры и архитекторы непременно задумываются над тем, что если создаваемый объект хотя бы отдалённо напоминает что-то антропоморфное, то эти ассоциации точно появятся у потребителя. Особенно курьёзные ситуации случаются, когда дизайн объекта имеет сексуальные коннотации. Так, например, невинный лондонский небоскрёб Мэри-Экс регулярно становится объектом шуток из-за своей фаллической формы.

Люди воспринимают дизайн одних и тех же объектов очень по-разному. Опыты показали, что различные продукты с антропоморфными характеристиками рассматриваются потребителями в зависимости от разных культурных, социальных и этических норм общества. Так, например, компьютер с красной горящей круглой кнопкой может показаться достаточно обыденным, однако те, кто смотрел фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», неизбежно проассоциируют его с HAL 9000 .

Эффективно использовать антропоморфизм в дизайне не так просто. Как отмечается в The Next Nature, лучше «работают» наиболее абстрактные образы. Нужный эффект производят продукты, имеющие едва уловимые антропоморфные детали, которые большинство не будет сознательно замечать. Абстракция уменьшает шанс вызвать негативные эмоции, сохраняя положительные ассоциации. Хороший пример - кофеварка Philips Senseo, которая «услужливо кланяется», заваривая горячую чашку кофе.


Кофеварка Philips Senseo

Имитирование форм животных (или зооморфизм) может стать хорошей альтернативой антропоморфизму. Известно, что люди гораздо более снисходительно относятся к животным, чем к себе подобным. Точно так же, как мы бы сочли человека, бегающего на улице по кругу как минимум странным, но собаку, которая пытается догнать свой ​​хвост, - смешной. Собака-робот Aibo считается очаровательной, однако робот-андроид Asimo кажется неуклюжим и даже пугающим.

Если перестараться с реалистичностью антропоморфного объекта, то очень велика вероятность появления у наблюдающего так называемого эффекта «зловещей долины». Согласно гипотезе, роботы или другие предметы, выглядящие или действующие примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывают неприязнь и отвращение. Этот феномен обнаружил в 1978 году японский учёный Масахиро Мори, который проводил исследование эмоциональной реакции людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется - но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Вероятно, это происходит из-за того, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься, как машина, и начинает казаться ненормальным человеком или «живым трупом».


Робот Telenoid R1, разработанный в Университете Осаки

Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили. Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».

Кирилл Мусиенко

Промышленный дизайнер, создатель наручных часов «Стубус», сетевого порта «Свинтус», карамелек Candyberg и др.

« Могут ли антропоморфизм и зооморфизм быть полезными приёмами в работе промышленного дизайнера? Да, если есть цель вызвать симпатию. Мне кажется, почти беспроигрышный вариант. Даже шутки теней на Марсе вызывают у нас ощущение, что там есть симпатичная нам жизнь.


Сетевой порт «Свинтус», разработанный Кириллом Мусиенко
Пошлый пример зооморфизма, по мнению Мусиенко: USB-хаб в виде свиноматки и поросят

Форма должна оправдывать функционал, бутылка в виде женской фигуры - это нормально, но смартфон в виде женской фигуры - это плохо. Ещё бывает, что предмет получается пошлым или диспропорциональным, или задумка не остроумна, по-всякому. Иногда смешно даже, когда антропоморфизм случаен, как, например, чайник, при определённом ракурсе похожий на Гитлера. Есть просто дизайн для фана, а есть функциональный. Дурным тоном я считаю злоупотреблять каким-то одним направлением, рано или поздно можно закиснуть, а пробовать что-то новое нужно стараться всегда.

Антропоморфизм применим тогда, когда образ, строение или форма предмета имеет что-то общее с функцией. В графическом дизайне такой приём «работает», когда скрытая форма (лицо, фигура, силуэт) сразу в глаза не бросается, а образуется из элементов, которые не могут быть лишними в логотипе».

Андрей Сулемин

Промышленный дизайнер, иллюстратор, практиковался в студии Cardi и в Студии Славы Саакяна, преподавал в Детском центре автомобильного дизайна, в студии Ford в Кёльне

«Ассоциации лица человека и автомобиля, конечно, есть, но я думаю, мало кто намеренно пытается придать какое-либо «выражение» ему. Это скорее ассоциация на подсознании - то, на что человек в первую очередь обращает внимание (хотя и у автомобиля, и у человека лицо не является определяющим фактором внешности). Характер может получиться хищным, злым, добрым и т. д., но это следствие характера машины и общего направления дизайна. Я думаю, никто не рисует авто, приговаривая «вот, это глаза, нос такой будет, а тут мы сделаем весёлую улыбочку». Когда есть слишком прямая ассоциация с выражением лица - это всё-таки не есть хорошо, автомобиль - это всё-таки самостоятельный объект. Остальное, по большому счёту, - фантазии зрителей».

Ярослав Рассадин

Дизайнер транспорта, электроники, освещения, мебели и аксессуаров. Сотрудничает с такими брендами, как Marussia Motors, Triode design, Roche Bobois, Koziol, Glenfiddich, Roca, Yota, Synqera, Kaleva и др.

«Схожесть автомобиля с лицом связана с требованиями безопасности к освещению. Там много аспектов, но главное - мы должны видеть ночью габариты, поэтому размещать их достаточно и необходимо по углам. Только и всего. Далее уже образность и аналогии делают своё дело, нам кажется это лицами. Человек начинает домысливать, что, кстати, легко сломать: примеры - Nissan Juke или новейший Citroen C1 (2014). Стоило поставить две пары разной оптики, чтобы сломать эти стереотипы.





В каком-то смысле эта особенность стала поводом и основой фирменного почерка многих марок и позволила более качественно выражать себя на рынке. Не все марки возводят это в культ, но это в любом случае используется широко. Естественно, в каждой марке своя философия, поэтому, например, возьмём BMW. Это хищник, кошка, которая может быть то милее, то агрессивнее, в зависимости от целевой аудитории. Модели подешевле (1 серия) будут больше «как котята» - с большой оптикой, немного «милые». Средние, повзрослевшие (3, 5 серия) - злые, агрессивные, бодрые (X5, X6). Самые люксовые не должны ничего доказывать. Они спокойные и уверенные, как львы (7 серия). Есть ещё Z-серия, которая, как гепард, образно говоря. Она вроде кошка, но сама по себе и плевала на остальное семейство, поэтому быстрее и экзотичнее. Таким же образом можно проанализировать остальные марки. Как правило, то, что дешевле, вызывает азарт и улыбки. То, что дороже, - уже уверенный, сильный и спокойный взгляд. Тут есть некая параллель с возрастом.

Как правило, антропоморфный дизайн применим к динамическим объектам, перемещающимся в пространстве, но его вполне можно использовать и в статических, но очень осторожно. Существуют, например, здания, намекающие окнами на лица или домашние предметы, и, к сожалению, это в 99 % случаев дурновкусие, как бы выразительно не смотрелось».

Ярослав Яковлев

Выпускник Европейского института дизайна, вместе с Бернардом Виилом из Нидерландов стал победителем конкурса «Автомобиль для президента», организованного Marussia Motors совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и порталом Cardesign.ru.

«Автомобильные дизайнеры не просто задумываются над этим, но совершенно сознательно придают «лицу» автомобиля тот или иной характер, зависящий напрямую от аудитории, на которую автомобиль рассчитан. Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели. Для молодого покупателя - это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили - нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса - характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный - копия владельца.


Ferrari 458 Italia

В спортивных автомобилях задействованы все поверхности, не только передняя часть, которая может быть как уверенно нейтральной, так и агрессивной. К примеру, боковые поверхности от передней арки к задней, переходящие на покатую крышу, обладают в известной доле сексуальными мотивами, вдохновлёнными женскими бёдрами (Ferrari 458 Italia яркий тому пример, на виде 3/4 сзади-сверху очень хорошо видно) - эдакая страстная рыжеволосая фурия. Одним из моих любимых «автомобильных лиц» является, пожалуй, добродушная мордашка итальянского простака Fiat 500 - луч позитива среди подавляющего большинства агрессивных задир. Ну и, конечно, особого внимания заслуживает концептуальная BMW Gina , чьи поверхности способны изменяться и придавать разные черты «лицу» - это, собственно, было одной из целей эксперимента, потому как обычный автомобиль с одним «выражением» живёт, от момента выхода с конвейера до пресса. Что касается промышленного дизайна, то навскидку ничего не приходит, ведь часто это просто производные куба со скругленными гранями, которым для коммерческого успеха необязательно обладать „очаровательной улыбкой фальшрадиаторной решётки“, действует другая „связка ключей“ к сердцу клиента».

Правообладатель иллюстрации nottsexminer Flickr CC BY SA 2.0

От Девы Марии на ломтике поджаренного хлеба до лица с раскрытым ртом в мужской мошонке - почему наш мозг видит эти образы? В этом решил разобраться корреспондент

Разглядывая свой обед, обычно не ожидаешь, что он начнет разглядывать тебя в ответ. Но когда Диана Дюйзер однажды поднесла ко рту тост с сыром, она немало удивилась.

"Я собиралась откусить кусок, как вдруг увидела смотревшее на меня женское лицо. Поначалу я испугалась", - рассказала она американской газете Chicago Tribune.

Слухи об этом происшествии распространялись все шире и шире, и в итоге одно казино заплатило Дюйзер 28 тысяч долларов за то, чтобы она разрешила выставить там для публичного обозрения удивительный тост.

Многие зрители улавливают в мягких и спокойных чертах этого женского лица сходство с Мадонной, Богоматерью, но мне всегда казалось, что кудряшки, приоткрытые губы и тяжелые веки скорее напоминают Мадонну современную, популярную певицу.

Как бы то ни было, этот тостопортрет оказался в заслуженной компании: на куске жареного хлеба также видели изображение Иисуса, чей лик якобы в разное время проявлялся еще и на кукурузной лепешке, блинчике и банановой кожуре.

Правообладатель иллюстрации AFP Getty Images Warner Bros Records

"Если кто-то заявляет, что видел на куске тоста Иисуса, то есть соблазн подумать, что у этого человека не все дома, - говорит Кэн Ли из Торонтского университета в Канаде. - Но на самом деле это весьма распространенный феномен. Мы устроены так, что видим лица в самых разных объектах визуальной среды".

Ли доказал, что это свидетельствует вовсе не о божественном вмешательстве, а о том, что воображение человека оказывает очень большое влияние на его восприятие.

И действительно, послушав его объяснение, поневоле задумываешься о том, можно ли верить собственным глазам.

Наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - мы порой видим именно то, что хотим увидеть

В кругу специалистов это явление известно под названием парейдолия, или зрительная иллюзия фантастического содержания.

Леонардо да Винчи писал, что видел некие символы в естественных трещинах и царапинах на каменных стенах. Он верил, что эти штрихи вдохновляли его на создание новых художественных произведений.

В 1950-х годах Банк Канады был вынужден изъять из обращения серию банкнот, потому что на них из волн прически на королевском портрете якобы выглядывал ухмыляющийся дьявол (хотя лично я при всем старании не могу разглядеть никаких рогов в кудрях Ее Величества).

А космический аппарат "Викинг-1" снял нечто похожее на лицо на поверхности Марса.

Попробуйте, например, поискать по хэштегу #iseefaces - и увидите, например, вросшего в дерево мудрого гнома...

Правообладатель иллюстрации Carl Milner Flickr CC BY 2.0

Радостно приветствующую вас урну

Правообладатель иллюстрации laddir Flickr CC BYSA 2.0

И злобные печенья, которые не рады никому.

Правообладатель иллюстрации thentoff Flickr CC BY 2.0

Один из самых странных случаев произошел с урологом Грегори Робертсом из канадского Кингстона. Представьте себе удивление его пациента, когда на экране УЗИ-аппарата появилось это лицо с открытым ртом, скрытое внутри его мошонки!

Правообладатель иллюстрации Gregory Roberts

Стоит однажды увидеть лицо в неодушевленном предмете, как они начинают чудиться повсюду.

Некоторые из этих объектов действительно напоминают смайлики, которыми мы пользуемся, чтобы передавать эмоции в переписке: два кружка вместо глаз и линия вместо рта.

Но иногда странные существа выглядывают из самых, казалось бы, неожиданных мест.

В одном из своих опытов Ли показывал испытуемым хаотичные серые орнаменты, напоминающие мельтешение точек на экране телевизора с отключенной антенной.

Исследователь побуждал участников эксперимента разглядеть в них лицо, и участники опыта в 34% случаев заявляли, что им это удается.

Черты лица в этих размытых картинках можно было увидеть только с очень большой натяжкой, но тем не менее мозг услужливо выдавал искомую иллюзию.

"Похоже, этот феномен довольно просто вызвать", - констатирует Ли.

Мы склонны полагать, что наши глаза исправно передают нам картину окружающего мира, но на самом деле поступающие с сетчатки сигналы далеки от идеальных, и мозгу приходится их корректировать.

По мнению Ли, именно этой коррекцией и объясняется парейдолия.

Увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились

Мозг пытается определить, что мы в данный момент видим, опираясь в том числе и на наш предыдущий опыт и дополняя этими ожиданиями видимое изображение.

Таким образом у него получается сформировать относительно цельную картину, даже если элементы окружающего пространства, к примеру, скрыты темнотой или туманом.

Но, с другой стороны, за счет этого наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - то есть мы действительно порой видим именно то, что хотим увидеть.

Чтобы проверить эту гипотезу, Ли проводил сканирование мозга испытуемых в то время, когда они разглядывали картинки с хаотичными серыми точками.

Как и ожидалось, в процессе начального распознания базовых характеристик изображения (таких как цвет и форма) наблюдалась повышенная активность в первичной зрительной коре.

Но исследователь также заметил, что в тот момент, когда испытуемые сообщали, что видят лицо, к процессу подключались лобные и затылочные доли, которые, как считают специалисты, отвечают за память и сложные мыслительные процессы - такие как планирование.

Всплеск нервной активности в этих районах может говорить о том, что в дело включаются ожидания и опыт, как и предполагал Ли.

В свою очередь эти процессы возбуждали так называемую правую веретенообразную лицевую область, которая реагирует на лица - возможно, в этот момент и возникает ощущение, будто смотришь на одушевленное существо.

"Если активируется эта зона, мы понимаем, что они сейчас "видят" лицо", - говорит Ли.

Теперь становится более понятно, почему "лица" предметов вызывают у нас такую же подсознательную реакцию, как и человеческие.

Так, в прошлом году группа японских исследователей отметила, что люди пытаются проследить за направлением неодушевленного "взгляда" - точно так же, как мы делаем и при общении с собеседником.

Правообладатель иллюстрации Wout Mager Flickr CC BYNCSA 2.0

Другими словами, увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились.

Эксперимент Ли помог установить, какие регионы мозга могут участвовать в этом процессе, но он не объясняет, почему мы вообще склонны видеть лица.

Возможно, дело в том, что мы видим очень много лиц в повседневной жизни и поэтому ожидаем встречать их повсюду.

Не исключено также, что у нашей склонности видеть лица есть и более глубинное эволюционное объяснение.

Выживание человека очень сильно зависит от окружающих людей: мы просим у них помощи или опасаемся их агрессии, и поэтому нам нужно быстро понимать их мотивы и соответствующим образом реагировать.

Вероятно, мозг изначально настроен распознавать людей при первой же возможности.

Ошибиться и увидеть черты лица в древесной коре куда менее опасно, чем проглядеть скрывающегося в кустах злоумышленника.

Другие ученые также предполагают, что похожий механизм может лежать в основе человеческой духовности.

Эта гипотеза исходит из того, что наш мозг, предрасположенный понимать людей и их мотивацию, пытается усмотреть человеческие намерения во всем, что нас окружает - в грозе, чуме или в пугающей и абстрактной концепции смерти.

Чтобы разобраться со своими страхами, мы начинаем их персонифицировать, населяя мир богами и демонами.

Тапани Риекки с коллегами из Хельсинкского университета в Финляндии обнаружили, что религиозные люди чаще видят лица в размытых картинках, чем атеисты.

Как бы то ни было, сила наших убеждений может по крайней мере объяснять, почему одни видят на куске поджаренного хлеба Божью Мать, а я - королеву поп-сцены. Вот вам, к примеру, картинка. Видите на ней Иисуса?

Правообладатель иллюстрации Chris Gladis Flickr CC BYND 2.0

Но, пожалуй, самая распространенная форма парейдолии в западном мире - это видеть лица у автомобилей, точнее – их передней части.

Соня Виндхагер из Венского университета отправилась в эфиопскую глубинку, чтобы выяснить, наблюдается ли там этот феномен.

Задавая вопросы случайно встреченным на улицах и в маленьких кафе людях, она поначалу столкнулась с непониманием. "Они думали, что мы немного не в себе", - рассказывает она.

Но, хотя эфиопы и не особенно знакомы с диснеевским мультфильмом "Тачки" или с приключениями Херби из "Сумасшедших гонок", они вскоре поняли цель исследования и начали оценивать внешность автомобилей на фотографиях примерно так же, как европейцы.

К примеру, машины с большим лобовым стеклом, круглыми фарами и маленькой радиаторной решеткой воспринимались как молодые и женственные:

Правообладатель иллюстрации Raphal Labb Flickr CC BYSA 2.0

… а автомобили с более плоскими фарами и массивной нижней частью - как более старшие и мужественные:

Правообладатель иллюстрации Dodge Chrysler

По мнению Виндхагер, это говорит о том, что наш мозг запрограммирован считывать базовую биологическую информацию (возраст, пол) с любого предмета, хотя бы отдаленно напоминающего лицо.

И, как считает исследовательница, это также указывает на эволюционное происхождение парейдолии. "Интересно наблюдать, как вещи в современной окружающей среде по-прежнему воспринимаются нами в соответствии с этими древними механизмами", - замечает она.

В ходе других опытов Виндхагер установила, что потребители обычно предпочитают автомобили, которые выглядят внушительно - и эту нашу черту вовсю эксплуатируют автопроизводители.

Агрессивное выражение автомобильных фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно.

Так, в 2006 году газета Wall Street Journal писала, что продажи "милых машинок", таких как легендарный "фольксваген-жук", пошли на спад - вероятно, потому, что их владельцев угнетало постоянно растущее вокруг количество больших внедорожников.

Поэтому дизайнеры решили рисовать более агрессивные автомобили. Dodge Charger, например, получил сурово глядящие на мир фары-щелочки.

"Похоже, мы встречаемся глазами с фарами точно так же, как со взглядом прохожих на улице, - говорит дизайнер компании Chrysler Ральф Гиллс. - И мы рисуем у автомобилей грозное выражение лица".

Однако Виндхагер задумалась над тем, не влияет ли иллюзия автомобильного взгляда на безопасность движения.

"Возможно, дети могут подумать, что машина их видит, и не уйдут с дороги", - предполагает она, добавляя, что агрессивное выражение фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно.

Подобные психологически эффекты могут наблюдаться и в других сферах нашей жизни.

Различные исследования показали, что обычная картинка с изображением пары глаз, висящая на стене, способна заставить людей вести себя более честно, и с помощью этого нехитрого приема в некоторых районах удалось снизить количество краж велосипедов на 60%.

И было бы интересно узнать, реже ли воры забираются в дома, на фасадах которых читается лицо.

Есть нечто поразительное в том, что случайно совпавшие друг с другом визуальные элементы, которые люди присылают в #iseefaces, могут оказывать реальное влияние на наше поведение.

Мы больше не населяем непознанный мир выдуманными духами в таком количестве, как это делали наши предки, но и по сей день видим призрачные лица в автомобилях, домах и лентах социальных сетей.

Но, по крайней мере, эти существа могут придать даже самому бездушному и уродливому месту некую искру юмора и жизни. Как, например, этот симпатичный малыш.

Правообладатель иллюстрации Daniel Oines Flickr CC BY 2.0