Дошкольное занятие по развитию речи. Конспект занятия по развитию речи для дошкольников "есть у нас огород"

То мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Развитие слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.

"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.

"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.

"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1. "Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

Задание №2. "Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

Задание №3. "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".

Задание №4. "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

Упражнение №4. "Путаница".

"Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №6. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н"]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

Упражнение №7. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. "Игра в слова".

Задание №1. "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №9. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Упражнение №10. "Угадайка".

Задание: "Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.
(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №14. "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №15. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"

нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко"".

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №19. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №21. "Пропавшие слова".

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение №22. "Найди ошибку".

Задание №1.

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.

"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №23. "Объясни".

Задание: "Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни".

Упражнение №24. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".

Упражнение №25. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Упражнение №26. "Где начало рассказа?"

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок

Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".

Упражнение №27. "Рассказ по картинке".

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

О чем эта картинка?
- Кто главный герой?
- Что происходит?
- Какие герои нарисованы на картинке?
- Какой у них характер?
- Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №28. "Подбери рифму".

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №29. "Составь предложение".

Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром". Теперь попробуй сам".

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

Дети вышли гулять и...

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если, ... то".

Другие публикации по теме данной статьи:

За каждый правильный ответ ребенок получает поощрительную фишку.

Воспитатель: -Все профессии нужны. Все профессии важны.

Итог занятия: Сегодня мы с вами поговорили о том, как много есть профессий, где работают ваши мамы. И что каждая профессия нужна и по своему важна.

Занятие № 3 : «Берегите матерей»

Дать детям представление о значимости матери для каждого человека.

Познакомить со списками разных поэтов, воспевающих матерей.

Воспитывать добрые и ласковые отношения к своей маме.

Вызвать желание выучить новое стихотворение.

Ход занятия:

Воспитатель: (читает стихотворение Расула Гамзатова «Берегите матерей»)

«Воспеваю то, что вечно ново. И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою.

Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо. В нем - исток всего. Ему конца нет. Встаньте!.. Я произношу его:"Мама!"»

Воспитатель: -Дорогие ребята! Мы с вами уже много говорили о том, что в День праздника 8 марта принято поздравлять всех женщин. И это не просто так.

В этот день мы поздравляем наших любимых мам, мы показываем как мы их сильно любим. Слово «мама» - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей.

Люди подравляют своих мам, приезжают к ним в гости. Давайте послушаем сколько тепла и ласки в словах Мамочка! Мамуля! (Педагог предлагает произнести детям это слово) . Почувстуйте, сколько доброты таит это слово, которым мы называем самого близкого человека, дорогого и единственного. Далее педагог показывает иллюстрации, на которых изображены матери с детьми.

Вопросы к детям:

Как вы понимаете слово «мама»?

Как вы думаете, какое самое первое слово произносит малыш, который начинает говорить?

Как вы думаете для чего каждому человеку нужна мама?

Какие ласковые слова вы говорите своей мамочке?

Воспитатель опрашивает всех детей и дожидается их ответов, при необходимости помогает ребенку вспомнить ласковые ласковые слова для мамы:

Источник nsportal.ru

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»

Обучающие:

Учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи) в различных ситуациях.

Формировать умение и навыки активно пользоваться мимикой и жестами, речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох.

Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Учить детей воспроизводить ритмический рисунок, опираясь на наглядную схему.

Учить детей соотносить темп движений и темп речи.

Формировать у детей навыки восприятия повышения и понижения основного тона (перелом мелодического рисунка) .

Развивающие:

Развивать умение воспринимать информацию на слух; память и внимание; интонационную выразительность речи; зрительно-пространственную ориентацию, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту. Создавать мотивацию к совершенствованию устной речи.

Материал: шапочки-маски петушков, фигурки королей с изображением различных эмоций, игрушка «Курочка», колокольчики. Карточки с изображением различных волнистых линий, со стрелками косо направленными вверх и вниз, различных знаков препинания, карточки-схемы с изображением ритмических рисунков, карточки с прорезью плоскостным изображением воздушного шара.

Плакаты с изображением туч в виде сказочных дворцов. Плоскостное дерево на подставке. Объёмные деревья.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, дети. Посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь солнышку, коснитесь друг друга ладошками, передайте тепло и улыбку друг другу. Сегодня у нас в гостях снова сказка.

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

Воспитатель. Но сегодня мы отправимся в необычную сказку. Путешествие начинается.

Жили-были два петушка. Они стояли на страже сказочного королевства и были такими забияками, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Петушки всё время спорили, кто из них самый лучший стражник, самый ловкий и самый смелый.

(Логопед и воспитатель, надев шапочки петушков, показывают упражнение «Забияки-петушки».(Закрепление навыка выделения на слух неожиданного акцента) Дети держат в руках «петушков» двух видов. Педагог медленно произносит разные слоги, произвольно делая акцент на одном из них.

Если фон звучания равной силы, то дети поднимают вверх «петушка» с опущенными крыльями. На акцентируемый слог поднимают вверх «петушков» с распушенными крыльями.

Логопед: Однажды увидел король, как спорят его стражники-петушки, и сначала очень этому удивился.

Ребята, кто из вас покажет фигурку удивлённого короля? (Ребёнок находит и показывает фигурку короля с эмоцией удивления)

Король удивлённо воскликнул: О-о-о?!

Скажите, дети, как говорил король?

Кто из вас покажет злого короля и скажет так, как он? (Ребёнок показывает фигурку короля и проговаривает звук звук «О» сердитым голосом.)

И тут к королю подошла королева. Она была очень добрая, нежная, ласковая. Королева улыбнулась и нежно спросила: «И-и-и?» (что тут произошло?) .

Как говорила королева?

Кто из вас найдёт и покажет фигурку доброй королевы?

Узнав о причине гнева короля, королева очень огорчилась и загрустила.

Покажите фигурку грустной королевы. (Ребёнок находит и показывает.)

Произнесите звук «И» грустно. (2-3 ребёнка произносят звук с грустной окраской голоса.)

Она сказала, что пришла сюда просить у петушков помощи, но если они такие забияки и не мирятся друг с другом, то как же они могут ей помочь.

Логопед: «Дорогая королева! Мы обещаем вам больше никогда не спорить и не ссориться и конечно же обещаем вам помочь. А что случилось?

Воспитатель: И королева поведала о том, что во всём королевстве все растения завяли и уже погибают. Ведь в королевстве так давно не было дождя. Помочь же растениям может только озорной дождик, но где его искать никто не знает.

Вот королева и пришла просить о помощи своих стражников.

Логопед:- Конечно же мы отправимся на поиски озорного дождика, но самим нам не справится с таким сложным заданием. Вот если бы нам помогли дети из детского сада.

Воспитатель: - Ребята, вы согласны помочь петушкам искать озорной дождик? Тогда отравляемся в путь.

Логопед: - Ой, дети, посмотрите, какая широкая речка! Куда же нам дальше идти? (берёт игрушку курочку) Давайте спросим у курочки. (Два заранее подготовленных ребёнка произносят потешку, все остальные дети определяют тип предложения и показывают карточку с соответствующим знаком: «?», «.», «!»)

Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

На речку. Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

За водичкой.

Материал с сайта nsportal.ru

(Пересказ и придумать продолжение сказки) .

Цель занятия:Развитие фантазии и связной речи у детей.

Обучающие- совершенствовать связную речь детей, общую артикуляционную моторику; лексико-грамматические умения и навыки (образовывать слова,подбирать глаголы к существительным) , учить детей четко произносить окончания; стимулировать использование прилагательных, характеризующих разные эмоциональные состояния человека, в речи детей; развивать у детей понимание сложносочиненных, сложноподчиненных предложений и предложений с однородными членами

Развивающие- развивать у детей слуховое и зрительное внимание, фантазию, развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мягкой игрушкой, умение вслушиваться в речь взрослого; развивать связную речь детей.

Воспитательные- формировать у детей умение соблюдать очередность, участвуя в коллективном пересказе и в придумывании продолжения сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; учить дошкольников понимать эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестикуляции.

Методическое оснащение занятия:- фигурки персонажей сказки - Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, речка, еж, отец с матерью

декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьихножках, а в ней Баба-яга, река.

Книга сказка«Гуси-лебеди»,мягкая игрушка; индивидуальные зеркала

Методы обучения: наглядный, словесный, театрализация.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:групповая, индивидуальная

Словарная работа:Одиноко, огромный путь, злость, печаль, радость, страх, жесты, мимика, эмоции

Ход занятия

1. Организационный момент. На прошлом занятии мы с вами читали сказку«Гуси-лебеди».Эта сказка снова к нам сегодня пришла (демонстрация книги «Гуси-лебеди») .

Как вы думаете, эта сказка волшебная или нет? (ответы детей)

Давайте вспомним главных героев этой сказки. (Маша, Ванюша, баба-Яга, ….)

2.Совместный пересказ.

Педагог: - Давайте перескажем вместе сказку«Гуси-лебеди».(Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения. Жестом дать детям понять, чья очередь продолжать рассказ. Педагог последовательно выставляет декорации и фигурки персонажей, совершает с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей во время пересказа возникают затруднения, задать ему наводящий вопрос или начать следующую фразу самой) .

Физминутка.

3. Новое окончание сказки.

Педагог: -Вот мы и рассказали сказку«Гуси-лебеди. А давайте превратимся в сказочников и придумаем продолжение сказки:.

Приехали отец и мать, тут то Маша с Ванюшей все и рассказали.

Поведали им о своих приключениях, о том, что Ванюшу Баба Яга похитила. Как Маша проделала огромный путь,чтобы спасти братца.

В лесу остались добрая печка, яблонька и речка. Им наверное так одиноко в лесу.

Как вы думаете, что предложили родители детям?

Дети: И тогда родители предложили,детям,пригласить их всех жить в деревне на радость людям. Яблонька будет своими яблочками угощать всех ребят, печка своими пирогами кормить всю деревню, к речке будут подходить все люди чтобы напиться кисельком и молоком.

Педагог:А как вы думаете, людям тоже нужно для них что-то делать?

Дети:Да. Конечно, люди будут поливать и снимать вовремя яблоки с яблоньки, печкутопить и чистить, речку чистить от камней и бревен.

Педагог:А как же баба Яга?

Дети: А баба Яга была злая, т.к. не было у нее в лесу друзей. Пригласили ее жители деревни жить у них, пообещала она не проказничать, а пользу людям приносить. Знала она лекарственные травки и предложила людям их лечить.

И получалось это у нее очень хорошо, болеть в деревне стали меньше.

Педагог: А как же гуси-лебеди?

А гуси-лебеди тоже стали жить в деревне, пользу приносить, пух свой давали местным жителям для подушек и одеял, а по праздникам катали детей.

Педагог: Как же мы закончим сказку?

Дети:. Баба Яга действительно стала доброй и начала лечить людей, все полюбили её и она была счастлива. Гуси веселили детей, печка пекла вкусные и румяные пирожки, а запивали всё молочком из речки.

И воцарились в деревне мир и добро.

4. Подвижная игра «Кто что делает».

Педагог:-Ребята, давайте поиграем в игру. Встанем в круг, я буду в центе круга, у меня в руках мягкая игрушка, я дам в руки игрушку кому-то из вас и одновременно буду называть имя одного из героев сказки«Гуси-лебеди»ребенок, который взял игрушку, должен отдать ее обратно, назвав при этом какое-либо действие, совершенное названным героем. Например, я говорю:«Гуси-лебеди»,а ребенок возвращает игрушку мне, добавляя глагол:«Летят».

Возможные варианты сочетаний:

отец с матерью- уехали, вернулись, гостинцы привезли;

Маша- посадила Ванюшку на лужок, побежала искать братца, спросила у печки, куда полетели гуси-лебеди, подбросила в печку дровец, подняла яблоне ветки, сдвинула в речке камень, несет Ванюшку;

Ванюшка- сидит на травке, летит с гусями-лебедями, играет золотыми яблочками;

гуси-лебеди- летят, гогочут, кружат, догоняют или подхватили Ванюшку;

печка- печет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

яблоня- растет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

речка- течет, журчит, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

Баба-яга- пряжу прядет, кличет гусей-лебедей, послала вдогонку гусей-лебедей.

5. Психогимнастика. (перед зеркалом с помощью мимики и жестикуляции разные эмоциональные состояния человека,дляэтого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуальные зеркала)

Педагог:-Ребята, давайте изобразим перед зеркалом с помощью мимики:

печаль- губы сжать, уголки губ опустить вниз; брови слегка свести к переносице, уголки бровей слегка опустить, голову опустить, руки безжизненносвесить вдоль туловища;

радость- широко улыбнуться, глаза слегка прищурить, всплеснуть руками;

страх- рот приоткрыть, глаза расширить, брови поднять до предела, выставить перед собой руки;

злость- оскалиться, нахмурить брови, наморщить нос, руки согнуть в локтях и сжать кулаки.

(Педагог показывает как можно изобразить с помощью мимики эти чувства)

Педагог:-Ребята, а изобразите мне бабу Ягу, какая она? (злая)

Покажите, какие лица были у Маши и Ванюшки, когда их догоняли гуси-лебеди. (Испуганные.)

Какая была Маша, когда она искала братца?(Печальная.)

Какая стала Маша, когда нашла Ванюшку? (Радостная.)

Эти все упражнения мы с вами делали для того, чтобы на следующем занятии поиграть в настоящий театр. Мы с вами инсценируем сказку«Гуси-лебеди»,а потом покажем ее маленьким ребятам.

6.Подведение итогов занятия. Молодцы, ребята, мы с вами хорошо сегодня поработали. Пересказали сказку«Гуси-лебеди»,были настоящими сказочниками и сочинили продолжение сказки, поиграли в игру, научились изображать мимикой эмоции.

Вам понравилось сегодняшнее занятие?

По теме:

Материал nsportal.ru

Занятия по развитию речи в старшей группе-

*Описание игрушек и предметов*.

Приоритетные задачи: обогащение словаря ребенка;

развитие связной речи.

Упражнять детей в умении группировать игрушки по материалу, из которого они сделаны.

Описывать игрушки, предметы, используя прилагательные: пластмассовый, металлический, стеклянный. Продолжать учить детей отвечать чётко, выразительно на поставленные вопросы. Формировать умение дополнять выступления сверстников.

Активизация словаря: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

Знакомство с новыми словами: стеклодув, стеклодувный завод, стеклодувная фабрика, выдувать.

Предшествующая работа: Проводили занятия по ознакомлению с материалами для изготовления елочных игрушек, дидактические игры «Магазин игрушек», «Выставка», индивидуальные занятия с целью углубления интереса детей к описанию игрушек, предметов, картин.

Оборудование: игрушки деревянные: машина, пирамида, матрешка, металлические: плита, машина, ведро, пластмассовые: неваляшка, кукла, танк, стеклянные: елочные игруки, ваза, стакан.

Флажки для поощрения ответов детей, их активизация и учёт.

Ход занятия.

Дети, перед вами игрушки и предметы, сегодня мы с вами будем рассказывать о них. Из каких материалов делают игрушки и предметы? Ответы детей.

Дети, за каждый правильный ответ и дополнение к ответу вы получите флажок. А в конце занятия вы посчитаете флажки и мы узнаем, кто был на занятии внимателен и активен.

Предлагаю четверым детям сгруппировать игрушки по группам – деревянные, металлические, пластмассовые, стеклянные. Назвать их. /я собрал деревянные игрушки: машинку, пирамидку, матрешку/

А теперь, ребята, мы будем рассказывать об этих игрушках.

Воспитатель предлагает ребенку описать танк. Выслушивают дополнения других детей. Затем предложить понравившуюся игрушку.

Ответы детей и дополнения поощряются флажком.

Для описания игрушек вызывается 4-5 детей. Воспитатель даёт анализ рассказов детей.

Физминутка.

Дети, на столе стоят стеклянные предметы, а кто знает, где делают стекло и различные предметы и стекла?

Стекло, дети, выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Вопросы к детям: «Кто выдувает стекло? Где выдувают стекло?»

Послушайте рассказ Ивича «Про стекло».

После чтения предлагаю детям обратить внимание на вазы.

Дети, стекло бывают разного цвета, посмотрите на эти вазы, они разноцветные.

Анализ занятия.

Дети, сегодня мы с вами закрепили, что предметы бывают стеклянные, деревянные, пластмассовые, металлические. Познакомились с тем, что стекло выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Разложите перед собой флажки и посчитайте, сколько их у вас?

Сегодня на занятии очень активным и внимательным были… у них больше всего флажков.

ПРО СТЕКЛО

В природе есть камень, песок, глина, есть вода, трава, но стекла в природе нет. Стекло создал человек сам, много лет назад. Один очень умный человек смешал обычный жёлтый песок с белым порошком содой, сплавил их в жарком пламени и получил стекло.

Сначала люди умели делать только мутное стекло, но потом научились делать и прозрачное. Первое время из стекла изготавливали бусы и другие украшения, а позже придумали делать стеклянную посуду.

Её выдували из комочков жидкого, горячего стекла из специальных трубок, как дети выдувают мыльные пузыри. Но стеклнное изделие могли выдувать только очень умелые мастера, которых называют стеклодувами. Их труд был очень тяжел.

Теперь изделия из стекла делают на больших стекольных заводах, машинами. Люди умеют делать из стекла удивительные вещи: посуду, очки, зеркала и даже нитки, из которых шьют одежду пожарникам, потому что такая одежда в огне не горит, а в воде не промокает. Люди научились варить не только прозрачное, но и цветное стекло: красное, зеленое, желтое.

Вот такая долгая и удивительная история у стекла.

Подробней nsportal.ru

Теперь сами придумайте пары слов, противоположных по значению.

  1. Чистоговорки.

Мы с вами сегодняочень интересно играли, а сейчас я вам предлагаю закончить шутки-чистоговорки:

Са-Са-Са… в лесу живёт лиса(на дворе роса…)

Ша-ша-ша… мы купаем малыша (мы сидим у шалаша)

  1. Скороговорки.

Учитель – дефектолог предлагает детям повторить скороговорку Саше дали кашу, а Клаше простоквашу сначало быстро, а затем медленно. Тихо и громко.

(Хоровые и индивидуальные ответы)

Подведение итога занятия.

Литература:

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников /Ф. А. Сохин. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. – 224 с.

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

По теме:

занятие по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста

Занятие построено в соответствие с требованиями программы под ред. Н. Д. Епанчинцевой и О. А. Моисеенко «Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку в детском саду и 1-...

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия. Использование в коррекционном процессе куклы, вымышленного ярко...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе № 2.

Тема: «Части лица».

Цель:закрепление частей лица.

  1. Учить соотносить части лица детей с частями лица игрушек животных, называть их путем выборочного устно-дактильного проговаривания по подражанию.
  2. Учить понимать и показывать части лица, предъявленные в письменной форме.
  3. Продолжать учить называть игрушки животных путем выбора верной таблички.
  4. Развивать зрительное восприятие цвета и пространственное расположение на горизонтальной плоскости.

Оборудование: экран, полотно, мнемокарты, таблички, игрушки животных, коробка, части лица животных из картона по числу воспитанников, клей, ножницы, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети на ковре встают в круг. Будем слушать. Что мы будем делать?

Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна. Верно. Слушайте. Па-па-па, вы меня слышите? Да! Нет! Слушайте: мяу-мяу. Что вы слышали? Где мяу-мяу? Дети ищут игрушку кошку по группе. Кто это? Мяу-мяу. Верно, это кошка. Дети выбирают верную табличку из 3-х предъявленных.

То же самое повторяется с собакой, лисой, зайцем.

2. Соотнесение частей лица детей с частями лица животных игрушек.

Дети садятся на ковер. Будем говорить. Что мы будем делать? Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна.

Верно. Посмотрите, это лоб. По подражанию взрослому устно-дактильно проговаривают. Где лоб у зайца (у собаки, у кошки, у лисы) ? Вот лоб! Взрослый вставляет табличку в полотно.

То же самое повторяется с другими частями лица: нос, уши, глаза, рот. Лоб, нос, уши, глаза, рот – это все части лица.

3. Физминутка.

Дети встают в круг и повторяют движения за взрослым.

По заснеженной полянке заяц скачет: оп-оп-оп. Присел, уши навострил. Есть лиса? Нет!

Можно уши опускать и тихонечко поспать. Встают. Вот лиса по лесу шла. Зайца белого искала.

Глаза влево, глаза вправо. Только зайца не нашла.

4. Дидактическая игра: «Покажи и наклей».

Будем играть. Что мы будем делать? Что мы будем делать? Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна. Верно.

Посмотрите, у меня есть коробка. Послушайте, в коробке что-то есть? Да! Дети по очереди достают с закрытыми глазами игрушки из коробки.

Кто это? Мяу-мяу, оп-оп, и_, ав-ав. Дети подходят к столу. Посмотрите, заяц, какой по цвету?

Ребенок выбирает картонный круг соответствующего цвета. То же повторяется с остальными игрушками.

Сядьте. Дети садятся за стол. У собаки, кошки…. есть части лица, а у вас нет.

Будем клеить части лица. Что нам нужно (на выбор предлагаются клей, ножницы, карандаши) ? Дети выбирают клей. Выбери табличку. Дети выбирают табличку аналитически читают ее.

Рот где? Покажи. Ребенок показывает на себе. Возьми рот, наклей.

Ребенок выбирает рот и клеит на картонный круг (лицо соответствующего животного) . То же самое продолжается до тех пор, пока дети не наклеят все части лица на своих животных. Посмотрите, теперь у ваших животных есть части лица.

5. Подведение итогов занятия.

Что мы сегодня делали? Дети отвечают с опорой на мнемокарты: слушали, говорили, играли? А еще мы сегодня клеили части лица.

У всех получились красивые животные, молодцы!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный»

«Есть у нас огород»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Объединение раннего художественно-эстетического и интеллектуального развития дошкольников «Вырастай-ка»

Предмет «Развитие речи»

1 год обучения

Педагог дополнительного образования

Зверинцева Людмила Валерьевна

г. Липецк, 2016г.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Характеристика группы обучающихся:

    количество – 15 человек;

    возраст – 4,5-5 лет;

    год обучения - первый.

Форма проведения: традиционное занятие.

Тема занятия : «Есть у нас огород»

Цель: закрепить знания детей об овощах, которые растут в огороде.

Задачи:

обучающие: учить выделять характерные признаки в изменении неживой природы осенью, закрепить обобщающее слово «Овощи», активизировать словарь: листопад, запасы, урожай, учить употреблять существительные в родительном падеже, отвечать полным ответом;

развивающие : развивать логическое мышление, внимание, память;

воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к товарищам, слушать, не перебивая, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Методы обучения: отгадывание загадок , рассказ педагога, беседа с детьми по вопросам, музыкальная подвижная игра, рассматривание картины «Уборка урожая», итог занятия.

Оборудование: иллюстрация картины осени, картина «Уборка урожая», маски с изображением овощей (кабачок, капуста, морковь, перец, огурец, петрушка), руль игрушечный, «чудесный» мешочек, муляжи овощей.

План проведения занятия:

    Организационный момент: (приветствие, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика) – 7 мин.

    Основная часть: (отгадывание загадок, игра «Чего нет», игра «Четвёртый лишний», игра «Весёлый кулинар», физкультминутка «Есть у нас огород», рассматривание картины, игра «Закончи предложение») – 16 мин.

    Итог занятия (беседа) – 2 мин.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы продолжим знакомиться с овощами, которые нам подарила осень. А чтобы к занятию приготовился наш язычок и пальчики, давайте проведём для них зарядку.

Пальчиковая гимнастика:

    Мы капусту рубим,(пальцы сжаты в ладошках, повёрнуты на ребро)

Мы капусту трём, (изображаем тёрку)

Мы капусту солим, (мелкие перебирающие движения пальчиками)

Мы капусту жмём.(выжимающие движения пальцами)

    Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один.

Эта долька - для утят, (поочерёдно загибаем пальчики на ладошке)

Эта долька - для котят,

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для бобра,

А для волка – кожура!

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда! (ладошки спрятались)

    Мы стоим на огороде.

Удивляемся природе. (Потягиваемся, руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.(Правой рукой коснуться левого плеча, и наоборот).

Артикуляционная гимнастика

1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 8 раз

2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 8 раз.

3. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 8 раз.

4. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 6 раз

5. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 6 раз, меняя направление.

2. Основная часть.

    Загадывание загадок.

Педагог: Ребята, у меня есть чудесный мешочек, в котором находятся овощи, а какие, вы отгадайте сами.

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон.

Дети: лук (Педагог достаёт по мере отгадывания загадок овощи и складывает их в корзинку)

Педагог: Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

Дети: огурец

Педагог: Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет.

Дети: морковь

Педагог: Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали?

Дети: помидор

Педагог: В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это?

Дети: горошек

Педагог: Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок )

Педагог: Молодцы какие, наша корзинка наполнилась овощами. Ребята, а где же их можно сорвать? Где все эти овощи растут?

Дети: на грядке, в огороде, в земле.

Педагог: Правильно! А теперь игра на внимание. Назовите, какого овоща нет.

    Игра «Чего нет»

(Педагог расставляет муляжи в ряд, затем дети закрывают глаза, в это время убирается один овощ. Дети отгадывают, какой)

    Игра «Четвёртый лишний»

(Педагог называет ряд слов, дети говорят, какое слово является лишним, неподходящим)

Свекла, картофель, апельсин , огурец;

Груша, яблоко, огурец , банан;

- баклажан, лимон, яблоко, абрикос;

Лимон, картофель , виноград, персик;

- виноград , свекла, морковь, лук;

Синий белый, жёлтый, огурец,

Осень, весна, берёза , зима,

Ураган, птицы, дождь, снег;

Сапоги, зонтик, лужи, санки.

    Физминутка «Есть у нас огород»

(Педагог раздаёт детям шапочки с нарисованными овощами: кабачок, капуста, морковь, перец, огурец, петрушка. Один ребёнок с помощью считалки выбирается водителем и ему дают руль. Дети стоят в кругу.) Педагог поёт: Есть у нас огород,

И петрушка там растёт.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины. (третью и четвёртую строки дети поют и изображают вместе с педагогом)

Ты, петрушка, к нам спеши

И немного попляши,

А потом не зевай

И в корзинку полезай! (выходит в круг ребёнок в шапочке петрушки и приплясывает, затем убегает и присаживается за стульчик).

Педагог поёт про каждый овощ.

Есть у нас грузовик,

Он не мал и не велик.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

Ты к ребятам поспеши

И немного попляши,

А потом не зевай

Увози наш урожай. (Дети становятся за грузовиком, который увозит овощи, все дети говорят: би –би –би –би!)

    Рассматривание картины «Уборка урожая»

Педагог: ребята, посмотрите внимательно на картину. Расскажите, что вы на ней видите?

Дети: Наступила осень. Люди убирают урожай на грядках. Они работают в огороде. Дедушка копает картошку. Мама с папой собирают помидоры и огурцы. Маленький Серёжа тоже помогает семье. Он срывает баклажаны.

    Игра «Весёлый кулинар»

Педагог: Друзья, вы очень хорошо потрудились. А теперь давайте из овощей приготовим икру из помидоров…

Дети: томатную

Педагог: из моркови…, из кабачков, из огурцов, из баклажанов.

    «Закончи предложение»

Педагог произносит предложение, а дети говорят его окончание:

На грядке много…(огурцов)

В корзине много…(помидоров)

В магазине много…(овощей)

3.Итог занятия

    Беседа с детьми по вопросам

Что мы с вами сегодня собирали?

Какие овощи мы собирали?

Где растут овощи?

    Прощание с детьми

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996;

    Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: Детство-Пресс, 2001;

    Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-6 лет. – М. Сфера, 2004;

    Артёмова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» - М., 1992г.;

Программное содержание:

Выявить уровень речевого развития детей группы ; закреплять:

Умение использовать в речи обобщающие слова: транспорт, посуда, мебель и т.д.;

Употреблять слова обращения, приветствия;

Определять на слух звуки музыкальных инструментов;

Образовывать прилагательные от существительных, например, яблоко - яблочный;

Составлять короткий рассказ по картине, отвечая на вопросы воспитателя;

Выразительно рассказывать стихи;

Активизировать в процессе речи использование существительных с суффиксами - очк, - ечк, - ичк, - еньк, прилагательных, глаголов.

Развивать речевое дыхание, внимание, речь, мышление, зрительную и слуховую память, ориентацию в пространстве, умение рассказывать короткие стихи.

Воспитывать желание помогать окружающим, быть вежливыми.

Поддерживать позитивную атмосферу в детском коллективе.

Оборудование: фигурки: дед, баба, домик, игрушки: колобок, ворона, пчелка; иллюстрации к дидактической игре «Какой сок?», «Узнай сказку», «Скажи ласково», игрушечные мебель, посуда, транспорт; аудио запись муз. инструментов, магнитная доска, магнитные элементы для сказки: дерево, солнышко, облака, цветы, листочки, птицы.

Предварительная работа: заучивание стихотворений; рассказывание сказок; рассмотрение иллюстраций по темам «Одежда», «Животные», «Цветы», «Насекомые», «Транспорт», «Мебель», «Птицы», «Деревья», «Игрушки»; прослушивание звучания музыкальных инструментов; составление и рассмотрение картины.

Художественное слово: стихи о солнце, облака, ворона, сказка про весну.

Ход занятия с детьми раннего дошкольного возраста:

I . Организационный момент.

Воспитатель вносит куклу Весну и рассказывает стихотворение.

Шла Весна-красна в синей косынке.

Несла Весна-красна в сундуке гостинцы.

Ягнятам - траву,

Гусятам - водицу,

Утятам - ряску,

А малышам - сказку.

Ребята, сегодня к нам пришла Весна, а вместе с ней - гости. Скажем всем «Доброе утро!»

II. Мотивация.

Дети, Весна составила для вас сказку и нарисовала ее на картине, но сильный ветер развеял элементы сказки. На картине осталось только дерево. Весна очень расстроилась, ведь теперь она не сможет рассказать вам сказку. Малыши, давайте поможем Весне сочинить новую сказочку?!

III. Основная часть.

Но для этого нам нужно немного попутешествовать и выполнить некоторые задания. В этом нам будут помогать Весна и герои сказок.

Мы пойдем путешествовать

Весеннюю сказку искать.

Ой, дети! Вы видите - какая-то избушка. Интересно, а кто в ней живет? (дед, баба).

У деда и бабы случилась беда, они забыли, как называются их вещи. Поможем им вспомнить?

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Дед с бабушкой вам очень благодарны за помощь, и дарят вам яркое солнышко. Мы возьмем его с собой, оно пригодится для нашей сказки. Дети, а вы знаете стихи про солнышко? Расскажите!

Солнышко на небе

Раньше всех встаёт.

Поздно спать ложится,

Как не устаёт?

Я бы не смогла так —

По его пути,

За один денёчек

Небо всё пройти!

Воспитатель. Дети, я что-то увидела.

Отгадайте загадку:

Она большая, пушистая,

В небе проплывает,

Дождик проливает. Что это? (Облачко)

Коля, а ты расскажи про дождик.

Рядом с солнышком в небе

Синяя тучка проплывает.

И для меня, и для тебя

Синий дождик проливает.

Наша тучка очень любит сказки. У нее есть иллюстрации к сказкам. Но они перепутались. Давайте мы поможем ей навести порядок в сказках.

Дидактическая игра «Узнай сказку»

За вашу помощь облачко дарит вам своих сестричек-тучек. Возьмем их с собой.

Весеннюю сказку искать.

Ребята, вы слышите какой-то странный звук? Что это? (пчелка)

Взгляните, это - пчелка. Но она почему-то грустная. Спросите у нее: «Пчелка, что случилось? Почему ты грустная?»

Пчелка говорит, что она нашла какой-то предмет и не знает, что это. Может вы знаете что это, дети?

Да, это - дудочка, это музыкальный инструмент. Наш Данил знает хороший стих про дудочку.

Дудочку-погудочку

Смастерил я сам.

Подражает дудочка

Пчелка не знает, как звучит дудочка. А вы, ребята, знаете? Сейчас мы это проверим.

Дидактическая игра «Что это звучит? (муз. ин.)»

Молодцы, ребята! Вы все правильно отгадали. А теперь пчелка приглашает вас потанцевать под дудочку.

Физкультминутка.

Воспитатель с детьми выполняют танцевальные движения под музыку.

За прекрасный танец пчелка хочет подарить вам вот такие красивые цветочки.

А мы на прощание расскажем пчелке стихотворение.

С цветка на цветок,

Летает пчела.

Готовит медок,

Всегда весела.

Воспитатель.

Посмотрите, дети, кто это к нам прикатился? (Колобок)

Колобок очень любит пить соки. А вы, дети, любите соки? В них много чего? (Витаминов)

Давайте расскажем, какие бывают соки!

Дидактическая игра «Какой бывает сок?»

Молодцы, ребята! У Колобка есть для нас подарок - листочки. Возьмем их для нашей сказки.

И снова пойдем путешествовать,

Весеннюю сказку искать!

Дети, вы видите дерево, а на нем - гнездышко. Вы знаете, что за птичка там живет? (Ворона).

Тема, расскажи стихотворение о вороне.

А ворона черная, черная

Хотя крикливая, но и проворная

В черные трубы залетает,

Черную сажу выметает.

Ворона очень обрадовалась, что вы пришли к ней. Она хочет поиграть с вами в интересную игру.

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Малыши, вы молодцы, очень хорошо отвечали. У нашей вороны очень много друзей-птиц. Давайте вспомним, каких птиц вы знаете.

Дети называют птиц.

Ворона хочет, чтобы эти птички стали и нашими друзьями. Возьмем их для нашей сказки!

Дети, мне кажется, что мы собрали уже все элементы сказки. Давайте посмотрим, что у нас есть.

Дидактическая игра «Один - много»

А теперь садитесь удобно, будем сочинять сказку.

Воспитатель выкладывает собранные элементы на магнитной доске и рассказывает сказку. Дети заканчивают предложения, отвечают на вопросы по содержанию.

Однажды утром в небе проснулось маленькое... (солнышко).

Оно посмотрело вокруг и загрустило - дерево стоит без листьев, цветы не цветут. Вдруг появились тучки. Одно облако закрыло солнышко и пошел над землей... (дождик).

Капельки дождя были какие? (Маленькие, синие).

Как капает дождик? (Кап-кап).

Дождик закончился и на поляне расцвели... (цветы).

Какого цвета цветы? (Цветы красные).

На дереве тоже расцвели цветы и выросли... (листочки).

Какого цвета листочки? (Зеленые).

Появилось много птиц. Закаркала ворона. Где находится ворона? (Под деревом).

Зачирикал воробышек. Где сидит воробышек? (На дереве)

Заворковал голубь. Где ходит голубь? (Около цветка)

Застрекотала сорока. Что делает сорока? (Летит в небе)

Итак, получилась настоящая весенняя сказка.

Даша, расскажи нам стихотворение о весне.

Стих про весну

Весна, весна.

Текут ручьи,

Весна, весна.

Летят грачи,

Весна, весна.

Цветут цветы,

Пришла весна.

Как рады мы!

I V. Итог.

Дети, вам понравилась наша сказка? Весне тоже очень понравилось наше путешествие и за вашу помощь она хочет угостить вас вкусным соком.