Всего год на установку одпу по тепловой энергии в небольших мкд. Общедомовые приборы учета воды Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета воды

Согласно Закону об энергосбережении до 1 июля 2012 года жильцы многоквартирных домов должны были установить общедомовые счетчики на воду, электричество и тепло, а счетчики на воду и электричество — в каждой квартире. Тем же, кто не успел или не захотел — установят коммунальщики, естественно, не бесплатно.
Оплачивать счет можно в рассрочку в течение пяти лет с учетом процентов в размере ставки рефинансирования ЦБ, если вы не захотите оплатить установку в более короткие сроки.

Однако, не во всех домах необходим да и вообще возможен монтаж общедомовых счетчиков. (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933).
Приказ №627. от 29.12.2011 определяет, что установка приборов учета коммунальных ресурсов невозможна, если для этого требуется:

— Реконструкция

— Капитальный ремонт

— Создание новых внутридомовых систем
Не ставятся общедомовые счетчики, если нет возможности обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, а также создать условия для их правильной эксплуатации.
Причиной для этого могут быть:

  • аварийное состояния внутридомовых систем,
  • несоблюдение температурного режима,
  • несоблюдение допустимой влажности,
  • несоблюдение допустимых электромагнитных помех,
  • невозможность обеспечить доступ к ним для снятия показании и обслуживания.

Зафиксировать то, что дом действительно не подходит для установки приборов учета, необходимо в специальном акте. Его образец приведен в «Приказе Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 .
Составлением таких актов должна заниматься управляющая организация или ТСЖ.
Документ может стать серьезной опорой для жителей аварийных и ветхих домов, а также домов с изношенными коммуникациями, которые противятся установке общедомовых приборов учета.
Собственники предвидят резкий рост ОДН (ведь по аварийным сетям ресурсы будут просто «утекать») а также не видят смысла ставить дорогостоящее оборудование в ветхое и неэнергоэффективное здание.
Жители хотят, чтобы перед тем, как ставить счетчики, коммуникации были приведены в порядок бывшим собственником (местными администрациями) в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»ст. 16 закона «О Приватизации»
Приказ Минрегиона, вступил в законную силу 1 сентября 2012 года, и он поможет таким собственникам получить отсрочку от обязательной для всех установки приборов учета, а также, при необходимости, через суд доказать незаконное начисление ОДН, если такой прибор учета все-таки был установлен.

Накажут ли тех, кто не установил счетчики в срок?

Никаких штрафов законодательством не предусмотрено, те, у кого счетчиков нет, будут платить по нормативам.

Навязать нам какой-либо товар вопреки нашей воле нельзя. И делать реконструкцию нашего имущества без нашего согласия никто права не имеет. Поэтому, вероятно, установка счетчика и, что более важно, оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений.
А вот как будет выглядеть механизм согласования с нами цены и типа прибора учета, пока непонятно. Можно только предположить, что «Водоканалы» и энергетики должны будут сначала обратиться к жильцам с коммерческим предложением и только после того, как собственники утвердят его на общем собрании, поставить приборы учета, а потом уж выставить за них счет.

Скачать номер в формате pdf (10234 kБ)

Минстрой России разъясняет порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета энергоресурсов

Рубрика: Учет энергоресурсов
Автор:

Минстрой России издал письмо от 09 апреля 2014 г. № 5792-МС/04, в котором разъяснил порядок компенсации расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции сообщает.

Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» (далее также — Правила), определено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также — Закон об энергосбережении) был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором пункта 38(1) Правил, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с абзацем вторым пункта 38(1) Правил счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении определено, что граждане — собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Разъясняем, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы указанных организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета.

При установке приборов учета с предоставлением рассрочки расходы организации на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки. Данные расходы в совокупности являются расходами на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В случае предоставления рассрочки указанные расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Ввиду того, что в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, включение организациями, которые осуществляют установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в тариф не представляется возможным (пункты 14, 46 Основ ценообразования), данные расходы оплачиваются указанным организациям гражданами — собственниками жилых домов, дачных домов или садовых домов, гражданами — собственниками помещений в многоквартирных домах в порядке, установленном частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35) , №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51).

Статьи по темам

Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП «Энергоэффективный город» (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,

После вступления в силу разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды (ОДН), независимо от порядка управления многоквартирными домами, жильцы отдельно оплачивают коммунальные услуги и отдельно - услуги на ОДН. Однако при наличии общедомового прибора учета горячей и холодной воды жильцы оплачивают ОДН по показаниям общего счётчика, причём никаких начислений сверх указанного объёма производиться не должно.

К заявленным преимуществам установки общедомового водосчётчика относят следующие:

  • в случае потери части водоресурсов на магистралях и при появлении утечек тепло- и водоснабжения, жители домов не должны возмещать убытки из своего кармана,
  • обслуживание придомовой территории (например, полив газонов) тоже переходит под контроль жителей.

Однако этими преимуществами не снимается главное возражение: если разные потребители расходуют разное количество общих ресурсов, то почему все должны платить одинаковую среднеарифметическую сумму, и можно ли избежать такого «неравноправия», не нарушая законодательства. Не менее частый вопрос: кто должен платить за приобретение общедомовых водосчётчиков.

Законодательные требования: разъяснения

Федеральный закон (№261-ФЗ) «Об энергосбережении» в ч. 5 с. 13 предполагает обязательную установку общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, возлагая обязанности по приобретению и монтажу на управляющие организации и собственников. Ответственность за сохранность и функциональность тоже возлагается на них.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета – от и до

Статья 158 «Жилищного кодекса РФ» закрепляет обязанности жильцов в отношении компенсации затрат на обслуживание общей территории.

При этом различают 2 вида собственников:

  1. Владельцы жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах – приватизировавшие квартиры хозяева со свидетельством о праве собственности.
  2. Муниципалитеты, как обладатели права собственности многоквартирных домов. Управление муниципального имущества, осуществляющее управление этими домами, путём заключения договоров, делегирует право:
    • управляющим компаниям,
    • непосредственно владельцам квартир (в зависимости от выбранной формы управления).

Поскольку собственником многоквартирного дома считается муниципалитет, то предполагается, что им и должно финансироваться приобретение и монтаж общедомовых водосчётчиков. Причём, если во время собрания жильцов отказаться от предложения управляющей компании или ТСЖ на установку, то они по закону всё равно должны установить водосчётчик, но за свой счёт. Таким образом, в этой трактовке, закон не запрещает владельцам квартир принять консолидированное решение и профинансировать покупку водосчётчика, но не требует этого.

Однако значительная часть сетевых юристов и представителей управления муниципального имущества понимают под «собственниками» владельцев квартир в многоквартирных домах. Соответственно в своих разъяснениях обязанности по финансированию тоже возлагают на них.

В такой трактовке, сумма за установку разделяется между жильцами пропорционально в соответствии с размером площади жилых помещений.

При этом Закон №261-ФЗ сохраняет за владельцами квартир право на рассрочку. В этом случае платёж делится на пять лет, начиная с момента установки и получения квитанции на оплату. Погашение рассрочки осуществляется равными долями. Однако помимо непосредственной оплаты, собственник должен будет внести ещё проценты за рассрочку. Их размер соответствует ставке рефинансирования Центрального банка РФ, которая действует на день начисления платежа. В эту сумму процентов входит:

  • расходы, связанные с переводом денег,
  • расходы, направленные на содержание информационных систем (к ним относятся ресурсы, обеспечивающие обработку данных о текущих платежах и их хранение),
  • стоимость рассылки корреспонденции и платёжных документов в течение всего срока рассрочки.

Общедомовые приборы учёта воды по закону входят в состав общедомового имущества и, начиная с момента монтажа, расход ресурсов начинает рассчитываться пропорционально площадям квартир многоквартирного дома. Оплату за муниципальное жильё осуществляет муниципалитет, за приватизированную квартиру – её владелец. При этом в случае наличия нежилого помещения (например, магазин на первом этаже) ОДН распределяются и на эту площадь. Правомерность пропорционального разделения услуг на ОДН закреплена решением ВС РФ № АКПИ12-1277.

Установка счётчика и порядок цен

Стоимость установки зависит:

  • от количества собственников жилья и наличия коммерческих организаций в доме,
  • наличия/отсутствия отдельной магистрали для холодного и горячего гидропотока, что предполагает необходимость,
  • диаметра ввода,
  • сложности оборудования и монтажных работ,
  • износа трубопровода других факторов.

Для общедомового прибора учёта холодной и горячей воды средняя цена покупки и монтажа составляет порядка 100-150 тыс. рублей, причём суммы могут варьироваться от 60 до 300 тыс. руб.

Установка общедомового прибора учета холодной и горячей воды проводится с соблюдением процедурных правил и возможностей:

  • Поскольку управляющая компания без ведома жильцом не имеет права установить счётчик, все они должны быть максимально полно проинформированы о целесообразности этой процедуры. Как правило, это происходит на общем собрании, где, кроме разъяснений о порядке монтажных работ и особенностях водосчётчика, предлагаются варианты подрядчиков.
  • В ТСЖ при голосовании решение считается принятым большинством голосов, при этом противники решения всё равно становятся участниками сбора денежных средств.
  • Собственники могут самостоятельно выбрать компанию, предлагающую наиболее выгодные условия работы. Чаще всего, такая компания просит предоставить подписанные заявления на установку и приёмку устройств учёта гидропотоков.
  • Представители домоуправления могут предложить варианты оплаты:
    • путём прямого сбора средств,
    • выделением средств из фонда капитального ремонта (самый распространённый способ),
    • путём заключения договора с ресурсообеспечивающей компанией о приобретении и обслуживании счётчика с рассрочкой выплат.
  • Договор на поставку ресурсов можно заключить как напрямую с поставщиком, так и через председателя ТСЖ или управляющую компанию.

В случае полного отказа от приобретения общедомового счётчика, организация, инициирующая процесс, может направить в суд исковое заявление. В большинстве таких случаев суд накладывает на истца штрафные санкций и постановляет приобрести общедомовой счётчик. Штрафные санкции грозят и управляющей компании, если она не оповестила собственников о необходимости приобретения учётного устройства.

Виды популярных общедомовых счётчиков

В многоэтажных домах чаще всего устанавливаются турбинные водосчётчики на фланцевых соединениях с диаметром условным (ДУ) 40-150 мм. Чаще выбирают сухоходные модели, в которых счётный механизм изолирован от контакта с протекающей водой и не повреждается гидропотоком с мусором и примесями. Большинство таких устройств выпускаются в двух модификациях для холодной и для горячей воды, при этом на цену счётчика влияет и допустимый предел температур.

Особенности, на которые следует обращать внимание:

  • ширина диапазонов расхода,
  • возможность осуществлять изъятие герметичного механизма без опустошения трубопровода,
  • возможность монтажа на вертикальный, горизонтальный и наклонный трубопровод,
  • поворотный механизм для удобства снятия показаний,
  • наличие внешней регулировки для снятия метрологических параметров,
  • наличие и количество импульсных выходов, и их приспособленность к комплектации с различными датчиками.

Общая тенденция иллюстрирует рост интереса к общедомовым приборам учёта горячей воды с термодатчиками, которые фиксируют как объём потока, так и количество тепловой энергии. При настраивании такой прибор может осуществить расчёт с различными коэффициентами в зависимости от температуры гидропотока. Например:

  • поток +50 С и выше будет учитываться с коэффициентом 1,
  • +45-49 С – 0,9;
  • +40-44 С – 0,7;
  • до +40 С – расход не учитывается, поскольку такой ресурс не соответствует заданным нормам.

При пропорциональном долевом участии всех владельцев квартир в оплате счетов, жители быстро учатся экономить, начиная с покупки различных модифицированных экономителей (например, http://water-save.com/) и заканчивая отказом от некоторых расточительных бытовых привычек.

Установка общедомовых приборов учета

Список жилых домов, в которых согласно требованиям Федерального закона № 261 компания "Удмуртские коммунальные системы" установила общедомовые приборы учета. В файле также указана стоимость прибора учета, как она определяется см. ответ на 5 вопрос.

1. Какой закон обязывает жителей установить коллективные (общедомовые) приборы учета (далее - ОДПУ) электрической и/или тепловой энергии в многоквартирных домах?

Ответ : Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009г.

2. Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ ?

Ответ: До 1 июля 2012 года обязанность обеспечивать оснащение домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергорсбережении».

В случае неисполнения собственниками обязанности по установке ОДПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома ОДПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома.

(Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

3. Кто должен оплачивать расходы на установку ОДПУ?

Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета .

Также согласно п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

4. Почему ООО «УКС» не собирало собственников и само решило установить ОДПУ?

Ответ: Установка произведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. в принудительном порядке в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке в своих домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии и/или горячей воды в срок до 01.07.2012г. Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить расходы компании «Удмуртские коммунальные системы» на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.

Общедомовой прибор учета установят всем. За деньги!

Как определяется стоимость ОДПУ, которым оборудован многоквартирный дом?

Ответ: Стоимость ОДПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:

— от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,

— от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,

— от нюансов его установки.

Кроме того письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04 даны разъяснения, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтаж и пуско-наладочные работы.

6. Одинакова ли плата за ОДПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?

Ответ: В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.

7. Как определяется размер платы за ОДПУ на каждое помещение?

Ответ: В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»п.38(1) указано:
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество.

8. Обязательно ли вносить всю сумму сразу?

Ответ: Для собственников нежилых помещений — обязательно.
Для граждан — собственников помещений в многоквартирных домах законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать расходы указанных в ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организаций на установку этих приборов учета равными долями в течение 5 лет с даты установки ОДПУ, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

9. Какова «цена» рассрочки?

Ответ: В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

(Статья 13 п.12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку ОДПУ?

Ответ: Да, можно направить соответствующий запрос в ресурсоснабжающую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке ОДПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

11. Каковы санкции за неоплату ОДПУ?

Ответ: Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

12. Во всех ли многоквартирных домах будут установлены ОДПУ?

Ответ: Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (Статья 13. п.1. Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.).

13. Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из ОДПУ?

Ответ: Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

14. Как узнать, где именно установлен ОДПУ для моего дома, и кто отвечает за предоставление доступа к ОДПУ, если я как собственник хочу его посмотреть?

Ответ: По данному вопросу можно обратиться в обслуживающую/управляющую многоквартирным домом организацию.

15. Получил счет на оплату расходов по установке ОДПУ, но квартиру планирую продать. Кто обязан оплатить расходы после купли-продажи?

Ответ: После купли-продажи квартиры продолжать оплату расходов на установку ОДПУ должен её новый собственник.

Обязательная установка общедомового прибора учета (ОДПУ) предусмотрена российским законодательством. И многие жители Бурятии до сих просят разъяснить, что такое ОДПУ, хотя Федеральный закон № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу еще в 2009 году. «Новая Бурятия» попыталась разобраться с порядком оплаты установки коллективных приборов учета.

Итак, ОДПУ – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объёмов коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Проще говоря, это общедомовой счетчик, который принимает расчеты со всего многоквартирного дома. Расчёты за энергоресурсы (сюда относятся электричество, вода, тепло) должны производиться на основании данных об их количественном значении, которые определены при помощи счетчиков.

ОДПУ установит ресурсоснабжающая организация

Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении…», если до 1 июля 2012 года коллективные приборы учета жильцы не установили самостоятельно, то за дело должны были взяться компании, которые и поставляют в дома свет, воду и тепло. Специалисты ОАО «ТГК-14» совместно с управляющими компаниями и Администрацией города провели обследование всех жилых домов Улан-Удэ и определили 186 объектов, где приборы учета должны быть установлены в первую очередь. В некоторых домах на тот момент собственники уже установили приборы сами, другие дома были исключены из-за отсутствия технической возможности.

Проще говоря, в законе четко прописано, что ОАО «ТГК-14» должно установить счетчики – и ОАО «ТГК-14» их установило. Теперь, согласно закону, все жильцы должны оплатить ОАО «ТГК-14» эти услуги по установке приборов учета.

Если же собственник не в состоянии оплатить счетчик и его установку сразу, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет . При этом сумма начисляемых годовых процентов за данную предоставленную в кредит услугу не превышает размер ставки рефинансирования, устанавливаемой Центробанком РФ на момент начисления. Кредит под такие низкие проценты (8,25%) сейчас нигде не получишь.

Важный момент. Даже платя ежемесячно за тепло и горячую воду, но при этом по каким-то «принципиальным» соображениям исключая платежи за установку счетчика, можно попасть в категорию должников. И тогда, согласно закону, к вам могут быть применены все меры взыскания в принудительном порядке, определенные законодательством. Арест имущества, изъятие автомобиля, удержания из заработной платы, наложение запрета на выезд за границу – это далеко не полный перечень мер, применяемый к должникам.

Сколько стоит установка ОДПУ

Вот пример расчета средств за установку общедомовых счетчиков с рассрочкой на 60 месяцев по квартире, площадью 58,7 кв. м. Исходим из стоимости установки счетчика в многоквартирном доме — 321 193,98 руб . Прибор установлен в январе 2015 года. При этом общая площадь всех квартир в этом доме 3456 кв. метров.

Сначала определяем стоимость установки счетчика из расчета на 1 кв. м площади данного дома: общую стоимость (321 193,98 руб.) делим на общую площадь всех квартир (3456 кв. м). Рассчитываем: 321 193, 98: 3456 = 92,94 руб.

Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать

Стоимость установки счетчика для конкретной квартиры рассчитываем так: умножаем площадь этой квартиры (58,7 кв. м) на стоимость установки счетчика на 1 кв. м (92,94 руб.). Рассчитываем: 58,7 * 92,94 = 5 455,58 руб. То есть для данной квартиры стоимость установки ОДПУ равна 5 455,58 руб.

Затем рассчитываем месячный платеж за 60 месяцев. Полученную стоимость установки общедомового счетчика (5 455,58 руб.) делим на 60 месяцев. И стоимость платежа за установленный в январе 2015 года счетчик составляет: 5455,58: 60 месяцев = 90,93 руб.

За рассрочку платежа взимается процент, который определяется так: 5455,58 * 8,25% : 12 = 37,51 руб.

Процент 8,25 – ставка рефинансирования ЦБ РФ, берется из ФЗот 23.11.2009 № 261.

Итого месячный платеж (90,93 руб.) + процент за рассрочку платежа (37,51 руб.): 90,93 + 37,51 = 128,44 руб.

За весь период сумма процентов за рассрочку платежа составит 1143,97 руб. И за 5 лет собственник квартиры должен заплатить за установку общедомового счетчика: 5455,58 руб. + 1143,97 руб. = 6599,55 руб.

Можно изменить сроки выплаты суммы за установку, например, разбив платежи не на 5 лет, а на 2 года. Будет пусть небольшая, но экономия по процентам. Также можно в любое время выплатить всю оставшуюся сумму единовременно.

Счетчик считает, жители экономят

Теперь приведем пример реальной экономии потребления тепловой энергии после установки ОДПУ домом по ул. Пушкина, 23. Жилой дом советского периода постройки, площадь дома составляет 5567,6 кв. м, количество квартир 120. Общедомовой прибор учета в данном доме был установлен в 2012 году.

Первая корректировка платы за отопление по показаниям за 2012 год проведена в начале 2013 года. Начисление по нормативу за 2012 год по всему дому составило 2 млн 165 тыс. руб., фактически по показаниям прибора учета дом потребил тепловой энергии на 1 млн 138 тыс. руб., т.е. экономия составила 1 млн 027 тыс. руб. Таким образом, на каждый лицевой счет ОАО «ТГК-14» были возвращены денежные средства в зависимости от площади квартиры.

Корректировки по этому дому проводились и в 2014, и в 2015 году. Как отметили в филиале «Теплоэнергосбыт Бурятии», «огромной» экономии по дому уже не будет, потому что потребление в разные отопительные периоды зависит только от температуры наружного воздуха, тем не менее, в 2014 году на лицевые счета потребителям возвращено 233 тыс. руб., а в 2015 году – 98 тыс. руб.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) достаточно важны для контроля потребления энергоресурсов, газа и воды со стороны собственников жилья. На основании именно их показаний уполномоченные лица могут проверить достоверность информации из своей базы данных.

Законодательство четко регламентирует обязательный установки счетчиков и правила их эксплуатации, однако вокруг подобной практики существует много недопониманий со стороны обычных граждан.

Для того чтобы разобраться с вопросом о том, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета, и прочими нюансами рассматриваемой темы, настоятельно советуем обратить внимание на представленный ниже материал.

Законодательство РФ требует от собственников квартир оснащения дома общедомовыми приборами учета. Фото № 1

Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом. Что касается процедуры установки ОДПУ, то в плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов.

Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).

Обобщая представленную в нормативных актах информацию, можно выделить следующие наиболее фундаментальные понятия, касающиеся рассматриваемой нами темы:

  • Все собственники домов, квартир и прочих жилых помещений обязуются оснастить свое жилье приборами учета для всех ресурсов, предоставляемых им на правах ЖКХ. Весь процесс установки, эксплуатации и оплаты работ собственник жилья берет на себя. При отсутствии ОДПУ на собственника будет наложена повышенная ставка на оплату ЖКУ (до 1,6 на общую сумму к оплате) до тех пор, пока приборы не будут установлены (Федеральный закон № 261 и 344).
  • Собственник обязуется нести все расходы на содержание своего жилья, а также участвовать в процессе оплаты расходов на содержание общего имущества (применимо для многоквартирных домов) – ЖК РФ.

Как видите, законодательная база темы установки ОДПУ достаточно доступно и грамотно пояснена . Однако стоит понимать, что выше представлены лишь основные законодательные положения, касающиеся рассматриваемого вопроса. В ряде ситуаций сильного «углубления» в законодательство просто не избежать.

Кто должен оплачивать установку ОДПУ

За чей счет оплачивается установка ОДПУ в многоквартирных домах? Фото № 2

Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья. В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.

Однако что делать жителям многоквартирных домов?

В данной ситуации вопросы оплаты и установки ОДПУ решаются в несколько ином варианте. Во-первых, каждый собственник отдельной квартиры (или несколько собственников) обязуется оплатить и организовать установку счетчиков именно для своего жилья. Такая практика является индивидуальной и осуществляется с целью учета потребления ресурсов в конкретном жилище.

Во-вторых, необходимо поставить о том, согласны ли все жильцы многоквартирного дома осуществить установку общего счетчика. Подобная практика не обязательна, однако после ее осуществления все жильцы дома получат ряд привилегий:

  • полный контроль соответствия ресурсов норме;
  • полный контроль наличия каких-либо утечек в общедомовом масштабе;
  • предотвращение потенциальных проблем, связанных с утечками и прочими недочетами с ЖКУ в общедомовом масштабе;
  • возможность существенно сэкономить на ресурсах.

Оплата установки ОДПУ в многоквартирных домах осуществляется от лица всех собственников жилья по предварительному сговору и общему сбору необходимых средств.

Порядок процедуры принятия решений об установке счетчиков и оплате работ

Процедура принятия решения и установки ОДПУ. Фото № 3

Принять решение об установке приборов учета должен собственник или все собственники коллективно (если их несколько или речь идет об установке ОДПУ для многоквартирного дома). Стоит понимать, что установка счетчиков на любой вид потребляемых ресурсов помогает:

  • оплатить то количество ресурсов, которое было потреблено по факту;
  • сэкономить на оплате ЖКУ, так как исключаются перерасчеты из-за потерь ресурсов «по пути» до жилища;
  • четко фиксировать какую-либо потерю ресурсов.

На данный момент установка общедомовых приборов учета не является обязательной, однако при их отсутствии правительство имеет полное право взимать плату за ресурсы с некоторым увеличением (до 1,6 от общей суммы).

Последние законы регламентировали обязанность жилищно-управляющей компании (ЖУК) проводить своевременные и периодические оповещения жильцов как частных, так и многоквартирных домов о том, чтобы они задумались об установке ОДПУ.

В случае с частным домом сам определяет: нужен ли счетчик или нет. При желании установить его – он организовывает работы по установке и оплачивает их осуществление. Если вопрос об определении необходимости установки ОДПУ встал перед жильцами многоквартирного дома, то им необходимо:

  1. Провести собрание жильцов и определить: нужен ли ОДПУ или нет.
  2. Уведомить ЖУК о своем желании установить прибор или отказаться от подобной практики.
  3. При необходимости организовать работы и собрать деньги (поровну с каждого жильца) на оплату работ по установке ОДПУ.

После осуществления установки ОДПУ за ним необходимо следить ЖУК, а данные с его учета будут доступны всем жильцам.

Нюансы оплаты установки ОДПУ

Как оплатить установку ОДПУ? Фото № 4

При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые оплаты работ по установке. Точнее, они следующие:

  • Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
  • По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
  • Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем .
  • Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
  • В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать. Например, если общий бюджет на ремонт дома, собранный теми же жильцами, позволяет осуществить установку ОДПУ за счет средств, взятых именного из него.
  • При наличии программ безвозмездной установки ОДПУ в конкретном регионе жильцы многоквартирного дома могут ей воспользоваться и осуществить установку совершенно .

Учитывать представленные выше нюансы оплаты установки приборов учета стоит, ведь некоторые из них могут помочь сэкономить немалые средства.

Особенности процедуры

Права и обязанности владельцев квартир в многоквартирных домах. Фото № 5

В заключение сегодняшней статьи наш ресурс решил представить некоторые особенности процедуры установки ОДПУ, которые так или иначе интересны и важны к рассмотрению:

  1. ЖУК обязана оповещать жильцов о возможности и целесообразности установки приборов учета. Если подобное она не проводит, то должна быть наказана в соответствии с законодательством РФ.
  2. В некоторых ситуациях при отказе жильцов от установки приборов учета на них могут быть наложены штрафные санкции (исходя из позиции местного муниципалитета относительно организации установки ОДПУ).
  3. Средства на оплату установки приборов учета могут браться из общего бюджета, собранного жильцами на ремонт дома. Однако если подобное отчуждение средств из бюджета сделает невозможным проведение какой-либо другой ремонтной процедуры, то жильцам придется в отдельном порядке осуществлять сбор средств на установку ОДПУ.
  4. После осуществления установки приборов учета жильцы многоквартирного или собственник отдельного жилья обязуются оплатить работу устанавливающей компании. Если они откажут в оплате, то к ним применяются определенные положения законодательства, которые определяют меру наказания за подобные правонарушения.
  5. Какие-либо проблемы, связанные с установкой ОПДУ, могут быть решены через суд в соответствующем судебном порядке.

В целом, представленный выше материал в полной мере освещает тему, касающуюся установки и оплаты общедомовых приборов . Надеемся, информация была полезна и дала вам ответы на многие вопросы.

Детальнее о выгодах от установки общедомовых приборов учета тепла и автоматизированных тепловых пунктов вы можете узнать из видео:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

31 Янв 2017 392

Обсуждение: 7 комментариев

    Нам не повезло, в нашем регионе нет программы по бесплатной установке ОДПУ, но зато МУП «Тепло» сделало нам рассрочку правда не на максимальные пять лет, а на два, что тоже не плохо. Строчка в квитанции, копейки ежемесячно.

    Ответить

    Мы так же принимали решение об установке счетчика всем подъездом и собирали на него деньги со всех жильцов. Обслуживание тоже остается за нами. Но могу сказать, оно того стоит. Экономия существенная.

    Ответить

    1. Обязанность по оплате общедомовых счетчиков законодательно возложена на собственников жилья. В расходы можно отнести как цену на покупку самого прибора учета, так и стоимость его установки и обслуживания. Как правило, управляющие компании дают возможность жителям приобретать приборы учета в рассрочку, беря на себя бремя покупки дорогостоящего прибора. При положительном решении большинства жителей дома, составляется протокол собрания и передается в управляющую компанию. Даже если кто-то из жильцов откажется оплачивать прибор учета, даже с условием предоставленной рассрочки, экономия для жильцов будет существенной. Часть затрат может взять на себя управляющая компания.

Сегодня никто не сомневается в целесообразности установки счетчиков, но если с квартирами все понятно, то вопрос, кто должен устанавливать общедомовые приборы учета , все еще возникает. Энергоносители, поставляемые в многоквартирные дома, уходят, в том числе на общедомовые нужды, поэтому в квитанциях жильцов они также должны отражаться. Отсутствие счетчиков приводит к тому, что коммунальщики недополучают средства, к тому же это хорошая почва для злоупотреблений. Сейчас вы узнаете, обязательной ли является установка ОДПУ, и кто этим должен заниматься, в принципе.

Закон об общедомовых счетчиках

Оплата коммунальных услуг – одна из главных статей расхода россиян, поэтому они не хотят платить деньги за услуги, которые не были предоставлены. Чтобы сделать расчеты за энергоносители более прозрачными, необходимо устанавливать, как индивидуальные, так и общедомовые приборы учета. Разница в их показаниях, по сути, это общедомовые нужды , которые также надо оплачивать.

Понимают это и законодатели, подписавшие еще в 2013 году ФЗ №344, предполагающий повышение коэффициентов для объектов, не имеющих еще ОДПУ. Начиная с 2017 года, для таких домов коэффициент и вовсе вырос в 1,6 раза, между тем, по положениям закона №261, энергоресурсы (включая воду), должны оплачиваться согласно показаниям счетчиков.

Так ли необходима установка ОДПУ

К сожалению, до сих пор есть люди, не понимающие важность установки общедомовых счетчиков на свет, газ, воду и тепло, а между тем целесообразность их установки очевидна. В первую очередь, это необходимо для того, чтобы учитывать фактическое потребление, а не платить, к примеру, за потери в магистральных трубопроводах, а это происходит довольно часто. Стоит отметить, что стоимость энергоносителей растет и тарифы пересматриваются один раз в полугодие. Повлиять на это жильцы, к сожалению, не могут, зато они могут экономить, контролируя расход и снижая потребление. Установка ОДПУ поможет:

  • платить не за «воздух», а за реально предоставленную услугу;
  • провести границу между поставщиками услуг и жильцами в вопросах оплаты потерь на магистральных сетях;
  • провести правильные расчеты и выделить суммы, которые уходят на оплату общедомовых нужд;
  • контролировать расход электроэнергии, газа, тепла и воды, снижая их, в случае необходимости.

Определить реальные размеры потребляемых энергоносителей иным способом, кроме установки ОДПУ, не представляется возможным. Именно по этой причине, их монтажу сегодня уделяется большое внимание, а коммунальщикам все чаще приходится слышать, кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета . Людей волнует, в частности, не ляжет ли это непосильным бременем, на плечи самих жильцов, которые и без того платят за коммунальные услуги немалые деньги.

Кто должен устанавливать ОДПУ

Сегодня большинство квартир оборудовано автономными системами отопления и ГВС, между тем никто не отменял оплату ОДН. В любом случае большинство многоквартирных домов подключены к центральным системам водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, а именно наличие централизованных систем – главное условие для установки общедомовых приборов, учитывающих расход энергоносителей. Нет необходимости в их монтаже в ветхих домостроениях и на аварийных объектах.

Жильцы дома, нуждающегося в установке ОДПУ, должны понимать, что, согласно существующему законодательству, а об этом четко сказано в ФЗ «Об энергосбережении», ложатся непосредственно на собственников жилых помещений. То есть, каждому собственнику жилого помещения предоставляется счет, в котором указано, какую конкретно сумму он должен заплатить за установку счетчика.

При расчете расходов на установку ОДПУ не допускается «уравниловка», а оплата производится с учетом особенностей помещения – его площади и доли в общей собственности, соответственно. Высчитать долю собственника не сложно, для чего надо площадь квартиры разделить на общую площадь дома и умножить на площадь помещений общего пользования.

Установка ОДПУ: порядок действий и порядок оплаты

Жильцы многоквартирных домов решают все вопросы на общих собраниях, а так как общедомовые счетчики входят в состав совместной собственности, принимать решение об их установке тоже надо сообща. К их монтажу можно приступать только после принятия совместного решения, а сообщать о месте проведения собрания – обязанность управляющей компании, и в случае неуведомления собственников, УК грозит штраф.

Несмотря на то, что установка счетчиков требует финансовых затрат, многие жильцы, устав от беззакония коммунальщиков и завышенные счета, понимают необходимость этого шага. Остается открытым вопрос, как производятся выплаты: разово или в рассрочку. В некоторых случаях на это могут быть использованы даже средства, выделенные владельцами коммунальных систем на организацию мероприятий по энергосбережению. Согласно закону №354, коммунальщики обязаны разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента направлять на улучшение вопросов энергосбережения. Именно об этих суммах и идет в данном случае речь.

Чаще всего жильцы сталкиваются со стопроцентной оплатой разово, не редко оплата производится в рассрочку. В этом случае сумма разбивается на равные части и включается в оплату за коммунальные услуги на протяжении 5 лет. Несмотря на то, что это удобно, данная форма взаиморасчетов предполагает уплату процентов за рассрочку (согласно размеру ставок рефинансирования ЦБ).

Можно ли отказаться от установки ОДПУ

При кажущейся демократии в вопросах установки общедомовых счетчиков, закон предусматривает и ситуацию, когда собственник отказывается от этого. В этом случае, согласно положениям ст.13 ФЗ «Об энергосбережении», поставщики энергоносителей могут сделать это в принудительном порядке. В этом случае им должен быть предоставлен доступ к помещениям, при этом стоимость приборов все равно будет высчитана с конечного потребителя. В случае принудительного взыскания, стоимость установки вырастет, и получается, что иного выхода, как установка общедомовых приборов учета, у собственников жилых помещений нет.