Выберите верные суждения о факторных доходах. Верны ли суждения об ограниченности ресурсов? Процесс повышения общего уровня цен в стране

Подсистемы политической системы

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано .

1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности.

3.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны .

1) Компонентами структуры любой деятельности яв­ляются средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от

комму­никативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения жи­вотных носит осознанный целенаправленный ха­рактер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на про­тяжении всей жизни человека.

4.Установите соответствие между сферами жизни обще­ства и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

А Б В Г д

5. В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа? За­пишите цифры, под которыми указаны эти отличи­тельные признаки .

1) внедряются компьютерные технологии

2) формируется класс промышленных рабочих

3) религия оказывает значительное влияние на разви­тие общества

4) существует разделение труда

5) ускоренными темпами развивается сельское хозяйство

6) происходит концентрация производства.

6. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К факторам производства относится организацион­но-правовая форма предприятия.

2) Доходом от капитала является рента.

3) Предпринимательская способность является одним из факторов производства.



4) Значение труда как фактора производства в совре­менных условиях снижается.

5) Капитал как фактор производства включает маши­ны и оборудование.

7. Установите соответствие между формами коммерче­ских предприятий и их признаками: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца .

Признаки ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
А) получают доходы в виде 1) полное товарище­ство
дивидендов
Б) отвечают за долги своим ­ 2) Унитарное предприятие
имуществом
В) не имеют права собст­венности 3) Акционерное общество
на закреплен­ное
за ними имущество 4) общество с огра­ниченной
Г) несут риски в пределах ответственностью ­
стоимости своих вкладов ­
Д) имущество предпри­ятия неделимо

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

А Б В Г д

8. Гражданин А. является владельцем дачи. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам? Выберите нужные позиции из приведенного ниже списка и запишите цифры, под которыми они указаны .

1) налог на наследство

2) акцизный налог

3) личный подоходный налог

4) таможенная пошлина

5) налог на прибыль

6) налог с продаж

9. На графике отражена ситуация на рынке парикмахер­ских услуг: линия предложения S переместилась в но­вое положение - Si (Р- цена товара, Q- количест­во товара ).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать та­кое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны .

1) расширение сети парикмахерских

2) новые модные веяния в стилях причесок



3) снижение налогов с предприятий малого бизнеса

4) использование новых средств по уходу за волосами

5) изменение ставки подоходного налога

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Подсистемы политической системы

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности.

3.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.

4.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

5.Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6.В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти отличительные признаки.



1. внедряются компьютерные технологии

2. формируется класс промышленных рабочих

3. религия оказывает значительное влияние на развитие общества

4. существует разделение труда

5. ускоренными темпами развивается сельское хозяйство

6. происходит концентрация производства

7.Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К факторам производства относится организационно-правовая форма предприятия.

2. Доходом от капитала является рента.

3. Предпринимательская способность является одним из факторов производства.

4. Значение труда как фактора производства в современных условиях снижается.

5. Капитал как фактор производства включает машины и оборудование.

8.Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9.Гражданин А. является владельцем дачи. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам? Выберите нужные позиции из приведенного ниже списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. налог на наследство

2. акцизный налог

3. личный подоходный налог

4. таможенная пошлина

5. налог на прибыль

6. налог с продаж

10.На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение - S 1 (Р - цена товара, Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. расширение сети парикмахерских

2. новые модные веяния в стилях причесок

3. снижение налогов с предприятий малого бизнеса

4. использование новых средств по уходу за волосами

5. изменение ставки подоходного налога

11.Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Разновидностью этноса является народность.

2. Появление наций предшествовало возникновению государства.

3. В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.

4. Различают этническое и гражданское понимание нации.

5. Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.

12. Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2. Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3. Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4. Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5. При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

13 .Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека.

3. Конституции существуют только в странах с демократическим устройством.

4. Утверждение парламентаризма началось в новое время.

5. Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии.

14.Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15.В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Парламент является постоянно действующим органом.

2. Парламент может отправить правительство в отставку.

3. Правительство несет ответственность перед президентом.

4. Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.

5. Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.

6. Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.

16 .В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только

2. федеральному закону

3. Президенту

4. Правительству

5. Конституции РФ

6. Генеральному прокурору

17. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями

18. Кто является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. следователь

2. прокурор

3. адвокат

4. потерпевший

5. подозреваемый

6. орган дознания

19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социализация - это процесс освоения человеком культурных ценностей и социальных норм. (Б) К сожалению, традиционные институты социализации снижают свое значение в современном обществе. (В) Современные школьники, по данным социологов, все больше времени отдают виртуальному общению в социальных сетях. (Г) Исследования показывают, что растет число тех, кто испытывает затруднения в налаживании реальных контактов. (Д) Усилия, направленные на повышение роли семьи и школы как институтов социализации, несомненно, сыграют свою положительную роль.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

А Б В Г Д

Запишите цифры под соответствующими буквами.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ____ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной _____ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _____ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _____ (Г), образование. Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством _____ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной _____ (Е) зависит от того или иного статуса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. профессия

3. стратификация

6. дифференциация

8. структура

Деятельность любого домашнего хозяйства и промышленного предприятия основывается на применении производственных факторов и получении от этого соответствующего дохода. В своей работе, таким образом, указанные субъекты используют особо важные объекты и элементы, оказывающие существенное влияние на возможность и эффективность функционирования. Рассмотрим далее основные виды факторных доходов.

Общие сведения

В рыночных условиях формирование факторных доходов имеет ряд особенностей. Однако в целом в этом процессе действует известный механизм конкурентного ценового равновесия. Тем или иным производственным ресурсом всегда владеет собственник. Ни один субъект не передаст безвозмездно право их использования другим лицам. В последние десятилетия отмечается тенденция увеличения ресурсных затрат. Вследствие этого снижаются и факторные доходы. В экономике это приводит к изменениям в поведении компаний и граждан, ставит перед ними необходимость находить заменители дорогостоящих ресурсов, искать пути уменьшения производственных издержек. Спрос на средства предъявляют только предприниматели. Они относятся к той части общества, которая может организовать и реализовать выпуск товаров и услуг, которые необходимы конечному потребителю.

Теоретический аспект

Производство представляет собой процесс, в ходе которого изготавливаются духовные или материальные блага. Чтобы его начать, необходимо наличие хотя бы субъекта-исполнителя и материала для создания услуги или продукции. В качестве производственных факторов марксистская теория выделяет средства и предмет труда, а также рабочую силу людей. Вместе с этим наука разделяет их на две группы. К первой относят личный, а ко второй - вещественный фактор. Первый представлен в виде рабочей силы как совокупности духовных и физических способностей человека к работе. Вещественным фактором являются производственные средства. Организация предприятия предполагает согласованное взаимодействие и функционирование этих элементов. Согласно марксистской теории, взаимосвязь факторов, особенности их соединения определяют классовый состав в обществе, отношения между общественными объединениями и социальную направленность производственного цикла. Маржиналистская доктрина выделяет четыре группы элементов, используемых при изготовлении благ:

  1. Предпринимательскую деятельность.
  2. Капитал.
  3. Труд.
  4. Землю.

Факторные доходы

Как выше было сказано, каждый ресурс имеет свою цену. Факторные доходы в экономике - это те поступления, которые получает собственник от использования производственных средств. В практике определяют несколько типов вознаграждения:

  1. Ренту (горную, земельную, за воду и так далее) как поступления от используемых природных ресурсов.
  2. Заработную плату как вознаграждение за труд.
  3. Процент как факторный доход от использования денежного капитала.
  4. Предпринимательские поступления как вознаграждение за применение соответствующих способностей.
  5. Прибыль как факторный доход использования реального капитала.
  6. Поступления от интеллектуальной собственности в процессе использования знаний.

За каждым производственным фактором стоит определенный субъект (или их группа):

  1. Труд принадлежит работникам.
  2. Земля - землевладельцам.
  3. Предпринимательские способности - организаторам производства.
  4. Капитал - собственникам.

Все группы указанных субъектов претендуют на факторные доходы из общей доли поступлений.

Классификация

В теории поступления от ресурсов разделяются на индивидуально-хозяйственные и народнохозяйственные. Факторными доходами являются средства:

  1. Населения.
  2. Предприятий.
  3. Государства.
  4. Общества.

Совокупность указанных поступлений определяет наивысший спрос на производительные ресурсы, услуги, блага.

Специфика

По результатам своей деятельности собственники ресурсов получают номинальные поступления - денежные средства. Относительно них между государством и владельцем создаются сложные отношения. Власть посредством действующей налоговой системы взимает определенную часть средств. Сумма, которая остается после погашения всех обязательств, это чистый факторный доход. Значение этого остатка определяется не только количеством денег, но и динамикой и состоянием цен на услуги и товары. В этой связи выделяют такое понятие, как покупательная способность средств.

Финансовый анализ

При его проведении используются показатели, определяющие предельный, средний и валовой факторные доходы. Последний составляет выручку от сбыта всей продукции в деньгах. Средние факторные доходы рассчитываются на единицу проданных изделий. Предельная выручка составляет приращение валовой от реализации дополнительной продукции. Его рассматривают в качестве отношения поступлений к приросту количества проданного товара. Определение этого показателя имеет особое значение для компании. В экономической практике действует закон об убывающей доходности. Расчет предельной выручки выступает для предприятия в качестве основания для изменения производственных объемов в сторону уменьшения либо увеличения.

Суть закона убывающей доходности

В процессе деятельности любой предприниматель:

  1. Насколько возможно точно определяет социально значимый заказ, качественную и количественную характеристику.
  2. Организовывает управление компанией так, чтобы поставленные цели были достигнуты.

Эти задачи считаются главными в деятельности предпринимателя. Коммерсант всегда пытается спрогнозировать рынок, максимально снизить риск и неопределенность. Предприниматель должен чувствовать границу, за которой произойдет падение рентабельности его предприятия. В процессе управленческой деятельности коммерсант сталкивается с явлением падающей доходности. Суть его состоит в том, что применяемые дополнительно затраты одного ресурса при неизменном количестве остальных дают все меньше объема дополнительного товара и, следовательно, валовой выручки. При единовременном и одинаковом увеличении имеющихся производственных факторов может быть получен иной результат.

Такая ситуация может привести к повышению объема выпуска и валовой выручки компании. Однако и в этом случае существует риск. При увеличении товарного предложения может снизиться рыночная стоимость и уменьшиться доход от сбыта каждой дополнительной единицы продукции. Это указывает на необходимость сокращения производственного масштаба.

Ценообразование

Предприятие выступает в качестве производителя и продавца продукции, а также как покупатель факторов. Для него как для реализатора типичен интерес как можно дороже сбыть товар. Выступая в качестве покупателя на рынке производственных факторов, он стремится приобрести необходимые ресурсы как можно дешевле. Все эти операции подчиняются выручке. Она считается основным стимулом и показателем эффективности деятельности компании. Размер производственных затрат и их структура определяют те или иные требования к схеме приобретения ресурсов. В качестве единственного критерия в этом процессе выступает приоритет наименьших издержек изготовления при высоком качестве выпускаемого товара. Сравнивая рыночные цены производственных факторов с предельными продуктами, которые создаются с их помощью, предприниматель формирует свой выбор.

Кривая спроса

Общие принципы, в соответствии с которыми осуществляется ее формирование, сводятся к следующим положениям:

  1. Исходным выступает спрос на изготавливаемую продукцию.
  2. Достижение равенства предельных прибыли и издержек, определенных политикой компании.
  3. Структура спроса на ресурсы создается, когда единица капитала, потраченная на приобретение какого-либо производственного средства, дает максимальный предельный продукт.

Предложение труда

В нем существуют свои особенности, которые связаны с:

  1. Количеством населения и численностью его трудоспособной части.
  2. Качественным составом общества, степенью профессиональной и общей подготовки.
  3. Длительностью рабочей недели и дня.
  4. Соответствием квалификационной структуры трудоспособной части потребностям народнохозяйственного комплекса в работниках тех или иных специальностей.

Общий показатель по заработной плате определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения. Увеличение потребности в труде повышает уровень его оплаты. Это, в свою очередь, приводит к повышению занятости населения. Снижение спроса на рабочие ресурсы приводит к противоположным явлениям. В процессе движения стоимости капитала особое значение имеет наличие свободных средств, их предложение и потребность в них.

Заключение

Как выше было сказано, все владельцы ресурсов получают от них доход. Он выражается в разных формах и имеет первостепенное значение для движения предприятия на рынке, расширения производства. То, что выступает в качестве прибыли для собственника ресурса, является затратами, издержками для потребителя (покупателя) этого фактора.

Факторы производства- ресурсы, которые участвуют в
процессе производства товаров и
услуг.

Фактор производства
Доход
с фактора
производст
ва
Зарплата
1. Труд (совокупность физических и умственных
способностей людей для создания экономических благ).
Рента
2. Земля (все виды природных ресурсов)
3. Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные Процент
человеком средства производства;
2) финансовый (денежный) – деньги для покупки
факторов производства (инвестиции).
Прибыль
4. Предпринимательские способности
умение правильно соединить факторы производства
и организовать производство;
умение принимать решения и брать ответственность
на себя;

Информация

- ресурс, используемый в
экономических процессах.
Доход с информации - Роялти

Труд

- стоимость зависит от объема и от качества
труда (уровня образования, квалификации,
состояния здоровья, от возраста, характера
труда и мотивации к нему). Характеристики:
интенсивность труда (степень расходования
рабочей силы в единицу времени);
производительность труда (количество продукции, произведенной в единицу
времени).

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за
исключением двух, характеризуют факторы
производства.
1) предпринимательство
2) труд
3) ценные бумаги
4) курс валют
5) капитал
6) земля

2. Найдите понятие, которое является
обобщающим для всех остальных понятий
представленного ни же ряда. Запишите это слово
(словосочетание).
Земля, трудовые ресурсы, фактор
производства, капитал, информация.

3. Выберите верные суждения о факторных доходах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Факторными доходами называют ресурсы,
используемые людьми для создания экономических
благ.
2) Факторный доход от труда называется заработной
платой.
3) Рента является факторным доходом от
использования предпринимательских способностей.
4) Прибыль - это превышение всех доходов фирмы
над её издержками.
5) К факторным доходам относят спрос и
предложение.

4. Выберите верные суждения о факторах производства и
факторных доходах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Предпринимательскими способностями называют особые
способности человека правильно оценить спрос,
скоординировать использование ресурсов и принять на себя
риск потери вложенных в дело средств.
2) Доход от информации как фактора производства
называют рентой.
3) Все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных
для производства экономических благ, определяют
содержание такого фактора производства, как земля.
4) Доход от труда как фактора производства - заработная
плата работника.
5) Земля как фактор производства приносит своему
владельцу доход в виде заработной платы.

5.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) все виды ресурсов, имеющихся на планете и
пригодных для производства экономических благ
Б) деятельность людей по производству товаров и
услуг путём использования их физических и
интеллектуальных возможностей, профессиональных
навыков и опыта
В) факторный доход - заработная плата
Г) здания и сооружения, оборудование,
инфраструктура и др.
Д) объём денежной массы, которой располагают
субъекты экономики
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
1) труд
2) земля
3) капитал

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика качеств человека

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Монархия; республика; демократия; форма правления; форма государства.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы научного познания мира.

1) высказывание мнения, 2) непосредственное наблюдение, 3) проведение эксперимента, 4) мысленное моделирование, 5) пересказ текста, 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2. Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.

3. Чувственное познание и рациональное познание взаимосвязаны.

4. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

5. Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

5

Установите соответствие между фактами, признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Римма готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Риммой для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. изучение испанского языка

2. покупка туристической путёвки

3. интерес к общению в Интернете

4. чтение книг об Испании

5. знатоки испанского искусства

6. путешествие по Испании

7

Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Прибыль - это превышение всех доходов фирмы над её издержками.

2. К факторным доходам относят спрос и предложение.

3. Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

4. Факторный доход от труда называется заработной платой.

5. Рента является факторным доходом от использования земли.

8

Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Фирма Y оказывает услуги по уборке помещений. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. издержки на приобретение моющих средств

2. арендная плата за офис фирмы

3. издержки на выплату окладов работникам административного аппарата

4. издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

5. издержки на выплату сдельной заработной платы работников

6. оплата потреблённой электроэнергии

10

На графике отражена ситуация на рынке мебели для дома. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения S в положение S 1 ? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара).

1. плохие отзывы покупателей

2. увеличение количества производителей мебели

3. дефицит дерева для производства мебели

4. снижение доходов потребителей

5. увеличение объёмов жилищного строительства

11

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.

2. Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.

3. В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.

4. Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнением ролевых требований к индивиду.

5. Социальный контроль обеспечивает соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. I

12

Учёные изучали потребительское поведение жителей стран Z и Y в условиях экономического кризиса. На гистограмме приведены данные (в % от числа отвечавших) о том, как в течение года изменился потребительский спрос.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто стал покупать более дешёвые продукты, в стране Z больше, чем в стране Y.

2. Равные доли респондентов в обеих странах отметили, что отказались от покупки некоторых продуктов.

3. Доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, в стране Z больше, чем в стране У.

4. Среди опрошенных в стране Z доля тех, кто отказался от покупки некоторых продуктов, больше доли тех, кто считал, что кризис не повлиял на потребительский спрос.

5. Среди опрошенных в стране Y доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, больше доли тех, кто покупает более дешёвые продукты.

13

Выберите верные суждения об избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Избирательная система - особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

2. В парламентских выборах в любой стране участвуют только политические партии.

3. Любая избирательная система предполагает всеобщее прямое открытое голосование.

4. Учёные выделяют пропорциональную и мажоритарную избирательные системы.

5. Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают проведение выборов в два тура.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Законодательную власть в государстве Z осуществляет парламент. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государственного (территориального) устройства государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. в стране действует Конституция

2. парламент имеет двухпалатную структуру

3. территориальные субъекты государства имеют право принятия собственной Конституции

4. государство Z разделено на территориальные единицы, обладающие определённой политической самостоятельностью

5. парламент на своём заседании избирает главу государства

6. граждане обладают всей полнотой прав и свобод

16

Что из перечисленного относится к группе политических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право на доступ к любым государственным должностям

2. право избирать и быть избранным

3. право на защиту чести и доброго имени

4. право на свободу и личную неприкосновенность

5. право обращаться в органы государственной власти

17

Выберите верные суждения о системе права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.

2. Для правовых норм характерна строгая иерархичность и соподчинённость.

3. Отрасли процессуального права устанавливают порядок применения правовых норм.

4. Административное право регулирует имущественные, а также связанные и не связанные с ними неимущественные отношения.

5. Гражданское право относится к отраслям публичного права.

18

Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Ирина претендует на наследство по завещанию умершего брата. Юлия, дочь умершего, отказалась выделить своей тёте соответствующую долю. Ирина обратилась в суд. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому решению описанного конфликта, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. ответчик

3. трудовое право

4. органы внутренних дел

5. гражданское судопроизводство

6. Уголовно-процессуальный кодекс

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Социальная ________(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе________(Б) было незначительным. В современных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины________(В), уровня образования, доступа к власти,________(Г) занимаемой позиции. Так возникли касты, затем - сословия, а позже - классы. В некоторых обществах переход из одной социальной________(Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной________(Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. мобильность

2. привилегии

3. обязанности

7. расслоение

9. стратификация

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Правосознание - это отношение людей к праву...

Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам. Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют - но все они влияют! - на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология - активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны...

В связи с правосознанием и правовой идеологией - кратко о правовой культуре. Правовая культура - это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. Правовая культура - явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всём «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос , например: это общее состояние «юридических дел» в обществе;

2) четыре проявления правовой воспитанности , например:

Законопослушание;

Правовая активность;

Полное и эффективное использование правовых средств в практической деятельности;

Стремление в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

В правильном ответе должны быть даны ответы на три вопроса :

1) ответ на первый вопрос : правосознание - это отношение людей к праву;

2) ответ на второй вопрос : ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам;

3) ответ на третий вопрос (разновидности): массовое, групповое, индивидуальное.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Приведите три примера, иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть следующие примеры .

1) Андрей узнал о внесении изменений в КоАП РФ, ознакомился с новой редакцией интересующих его статей, теперь он соблюдает их при вождении своего автомобиля.

2) Макар - предприниматель, при совершении сделок и заключении договоров он строго следует нормам гражданского права, поскольку считает, что закон нарушать нельзя ни при каких обстоятельствах.

3) Иван посчитал, что его незаконно уволили с работы, и подал иск в суд. Могут быть приведены другие примеры

Как утверждение в правовой идеологии ценности естественных прав человека может отразиться на правовой системе общества? Используя текст и обществоведческие знания, выскажите три предположения.

Показать ответ

Могут быть высказаны следующие предположения .

Утверждение в правовой идеологии ценности естественных прав человека может следующим образом отразиться на правовой системе общества:

1) будут приниматься законы, защищающие права человека;

2) будут созданы условия для развития взаимной ответственности гражданина и государства;

3) будут созданы условия для реализации принципа верховенства права, для соблюдения законов всеми субъектами права.

Могут быть высказаны другие уместные предположения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «власть»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о легитимности власти, и одно предложение, раскрывающее особенности государственной власти.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: власть - это возможность и способность навязывать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о легитимности власти, опирающейся на знания курса, например: Легитимность власти проявляется в готовности граждан подчиняться ей.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о легитимности власти.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса особенности государственной власти, например: Государственная власть обращается ко всему обществу и обладает наиболее широким спектром ресурсов.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее особенности государственной власти.)

Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.

Показать ответ

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие способы:

1) переобучение и переквалификация специалистов (например, при государственной службе занятости открыты курсы переподготовки по гражданским специальностям офицеров, уволенных в связи с сокращением численности вооружённых сил);

2) создание условий для самозанятости (например, специальные программы кредитования граждан, желающих открыть своё дело);

3) реализация программ поддержки молодых работников и работников с ограниченными физическими возможностями (например, предоставление фирмам, в которых данные категории работников составляют определённую долю, налоговых льгот);

4) создание условий для сокращения предложения труда (например, некоторое расширение категорий населения, имеющих право досрочного выхода на пенсию).

Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы примерами иные способы

При устройстве на работу Елена Алексеевна заполняла анкету, в которой указала, что она специалист со средним профессиональным образованием, происходит из семьи рабочих, разведена, имеет трёх детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса Елены Алексеевны, которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Религия как одна из форм культуры.

2. Функции религии:

а) регулятивная;

б) мировоззренческая;

в) компенсаторная;

г) воспитательная;

д) интеграционная;

е) культурная и др.

3. Многообразие религий в современном мире:

а) архаические религии;

б) национальные религии;

в) мировые религии.

4. Особенности мировых религий.

5. Принцип свободы совести.

6. Изменение отношения к религии в современном обществе.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». (Р. Милликен)

29.2. Экономика «Инфляция - одна из форм налогообложения, не нуждающаяся в законодательном одобрении». (М. Фридмен)

29.3. Социология, социальная психология «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

29.4. Политология «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живёт, вступают в действие принятые законы». (К. Ясперс)

29.5. Правоведение «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». (Т. Карлейль)