Порядок разработки сметной документации на строительство. Как проводится гос. экспертиза смет и в каких случаях она необходима

Локальные сметы - первичные сметные документы, составляются на отдельные виды работ и затрат на основе объемов, определившихся при разработке рабочего проекта, рабочей документации (рабочих чертежей).

Локальные сметные расчеты составляются также на отдельные виды работ и затрат в тех случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определились и подлежат уточнению на основании рабочей документации.

Объектные сметы - объединяют данные из локальных смет по объекту в целом и являются сметными документами, на основе которых производятся расчеты между заказчиком и подрядчиками по сметной стоимости строительной продукции.

Объектные сметные расчеты - объединяют в своем составе также на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе рабочей документации.

Сметные расчеты на отдельные виды затрат , необходимые для определения сметного лимита, если эти виды затрат не учтены в сметных нормативах, составляются аналогично составлению локальных сметных расчетов. При этом рекомендуется использовать образцы локальных сметных расчетов (смет).

Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений (или их очередей) – определяют объем финансовых затрат по стройке в целом и включают в себя данные из объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Сводка затрат - сметный документ, определяющий стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений или их очередей в случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на: объекты жилищно-гражданского назначения; базы строительной индустрии; объекты подсобного сельского хозяйства и бытового обслуживания населения, объекты городского наземного пассажирского транспорта, дороги, путепроводы и тому подобные инженерные сооружения.

Если проектом предусматривается ввод предприятия (учреждения) пусковыми комплексами, то в составе сметной документации разрабатываются ведомости сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковые комплексы .

В тех случаях, когда при строительстве предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять природоохранные мероприятия, составляется ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды .

Локальные сметы. Общие положения

Локальные сметы на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из данных, представленных в таблице:


При наличии в регионе территориальных единичных расценок (ТЕР), зарегистрированных в Госстрое России в установ­ленном порядке, ими надлежит пользоваться при составлении сметной доку­ментации и расчетов за выполненные работы по всем объектам и стройкам вне зависимости от источников финансирования, в том числе и по объектам и стройкам, финансируемым из федерального бюджета.

Федеральными единичными расценками (ФЕР) следует пользоваться только в тех случаях, когда в каком-либо регионе сборники территориальных единичных расценок (ТЕР) отсутствуют, либо полностью, либо частично. В случаях, когда сборники ТЕР имеются, но не на все виды работ, по работам, на которые сборники ТЕР отсутствуют, допускается применение сборников федеральных единичных расценок (ФЕР), наряду с применением сборников ТЕР по остальным работам.

Локальные сметы могут составляться по ФЕР-2001 также:

    при формировании инвесторских смет и тендерной документации;

    по решению гос. заказчика при финансировании из гос. бюджета.

Традиционно, в составе каждой сметы отдельные виды работ группируются в разделы по конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств.

Порядок расположения работ в сметах и их группировка в разделы должны соответствовать технологической последовательности производства работ и специализации подрядной организаций. При составлении локальных смет на строительство зданий, как правило, следует выделять в отдельные разделы смет работы, относящиеся к подземной и надземной частям здания.

Ежегодно множество объектов самого разного предназначения возводится за бюджетные средства, а процесс строительства, как известно, тесно связан с ведением сметной документации (учетом стоимости стройматериалов, расходов, связанных с самими непосредственно работами и прочими затратами). Естественно, что в ряде случаев у ответственных лиц возникает соблазн присвоить себе средства, выделенные из государственной казны, сфальсифицировав при этом сметную документацию. И для того, чтобы контролирующие структуры могли делать определенные выводы, необходима государственная экспертиза сметной документации, которая позволит определить факт правонарушения и объем нанесенного ущерба.

Экспертиза смет государственной структурой - что нужно знать?

В каждой области или районе государства имеется специализированное управление, которое не только специализируется на проведении подобного рода экспертиз, но также и на выдаче лицензий, которые необходимы для осуществления подобной деятельности частными конторами. При этом у клиента есть право обратиться попросту в такую государственную организацию.

В отношении каких объектов возможно проведение государственной экспертизы?

Сюда относятся:

  • Капитальное строительство. На возведение таких объектов выделяются средства из бюджета административной единицы РФ, а также из бюджетов муниципальных образований определенной административной единицы РФ;
  • Любые объекты, которые строят за государственный счет. В этом случае обычно и заказчик, и подрядчик заинтересованы в том, чтобы избежать каких-либо ошибок в оформлении документов;
  • Любые строительные и ремонтные работы, а также техническое перевооружение, связанное с возведением строительных объектов, выполняющееся за счет юрлиц, учрежденных РФ, а также тех субъектов, доля капитала муниципальных образований в которых превышает 50 процентов;

Необходимо отметить, что есть перечень объектов, в отношении которых проведение государственной экспертизы затраченных на строение средств проводится только после представления заявителем документации согласно требованиям 8 пункта упомянутого выше Порядка (к этой категории относятся те объекты кап. строительства, для возведения которых подготовка проектной документации не обязательна).

В каких случаях может потребоваться проведение государственной экспертизы, направленной на выяснение достоверности сметной документации?

  • Заказчик не уверен в обоснованности указанной в смете стоимости проводимых работ, необходимых стройматериалов. Иначе говоря, проводится проверка обоснованности сметной стоимости;
  • Непосредственно сама целесообразность привлечения указанного количества специалистов и задействованного технического обеспечения ставится под сомнение;
  • Спорные моменты в плане возникновения необходимости дополнительных затрат, которые не были заявлены в начале строительства;
  • В большинстве случаев, обязательная экспертиза сметы проводится в случае судебного разбирательства. Стоимость государственной экспертизы в данном случае может быть включена в общую сумму взысканных средств с виновной стороны, наряду со всеми остальными судебными издержками.

Что именно проверяется экспертами?

Проверка сметной стоимости строительства по факту обычно включает в себя такие обязательные этапы:

  • Определение соответствия задокументированной сметной стоимости строительства установленным требованиям оформления;
  • Анализ корректности использования коэффициентов, которые применяются для установления проектно-сметной стоимости строительства;
  • Уточнение соответствия заявленной в смете стоимости строительных материалов и проводимых работ средней по рынку стоимости;
  • Контроль качества уже выполненных работ (на момент выполнения экспертизы) и сопоставление с фактическими результатами информации, указанной в смете.
  • Оправданность заявленных дополнительных расходов.

Кто может подавать заявление на проведение государственной экспертизы?

Данными полномочиями обладают только застройщик или же стороннее лицо, представляющее его интересы.

Тоже самое справедливо и в отношении получения результатов проведенной государственной экспертизы (сметной).

Важно отметить, что в случае делегирования прав представлять интересы заявителя сторонним лицам, между ними и застройщиком должен быть составлен договор о сотрудничестве и доверенность.

Без каких документов проведение государственной экспертизы не осуществимо по определению? Согласно требованиям 2-го раздела Порядка, проведение сметной оценки не может быть осуществлено без наличия следующей документации:

  • Собственно заявления от клиента, которое оформляется в установленной форме;
  • Акт техосмотра возводимого объекта;
  • Ведомость о наличии дефектов;

Помимо всего вышеперечисленного, для того, чтобы стало возможно проведение государственной экспертизы, необходимо предоставить:

  • Само задание на составление проекта;
  • Непосредственно проектная документация. В том случае, если идет речь о возведении здания или же капитальном ремонте, а заказчиком работ является юридическое лицо, доля государства в уставном капитале которого составляет 50% и более, то проектная документация заверяется руководителем этого юр. лица.
  • Информация относительно объемов работ, которые были заложены в смету.

Согласно действующего законодательства, не требуется документация на проект при надобности анализа информации, касающейся кап. ремонта отдельно стоящих зданий, этажность которых не превышает 3.

Порядок подачи документации

Исходя из требований, изложенных в пункте 14 Порядка, все документы, без которых экспертиза смет не может быть выполнена, должны быть представлены только в электронном виде. Для оптимизации процесса получения необходимого заключения был разработан электронный сервис. Благодаря его использования стало возможно:

  • Подавать документацию удаленно, тем самым экономя массу времени;
  • Ставить на этих документах электронную подпись;
  • Составить гос. контракт о выполнении рассматриваемой разновидности экспертизы, кроме того - получать документы, необходимые для наглядного осуществления условий договора;
  • Осуществлять контроль выполнения проверки с возможностью устранения обнаруженных экспертами недостатков в реальном времени. То есть, с этой целью не надо теперь посещать экспертное учреждение.
  • Само по себе заключение (с электронной подписью) будет также отправлено в электронном виде. В том случае, если же указанный документ должен быть предоставлен и на бумажных носителях, это обязательно надо будет оговорить отдельно. На стоимость государственной экспертизы это не повлияет.

Сроки, в течении которых должно быть выполнено проведение государственной экспертизы

Выполнение данной процедуры осуществляется в сроки, которые предусматривает заключенный контракт, однако они не могут превышать месяц. Допускается, в случае необходимости, продление договора, но это все должно быть отдельно оговорено. Опять же, оно не может превышать месяц.

Но на практике, в большинстве случаев, заявитель получает заключение экспертов в течение 20 - 23 рабочих дней. Время, которое необходимо будет затратить экспертам на решение рассматриваемого вопроса, зависит от следующих факторов:

  • Профессионализм разработчиков, подготовивших предложенную экспертам документацию (много недостатков, а также их устранение, значительно затягивает процесс);
  • Оперативность самого заявителя, с которой он будет реагировать на все текущие замечания экспертов. По надобности устранения таких недостатков.

Следует учесть, что даже при самых благоприятных условиях, заявитель не получит готовое экспертное решение раньше, чем через 10-15 рабочих дней со старта работ.

Стоимость государственной экспертизы уточняется в каждом отдельно взятом случае. Также имеет значение то, в какой административной единице РФ осуществляется строительство (Москва, Московская область или же другие регионы).

Алгоритм, согласно которому осуществляется проведение государственной экспертизы смет

  • Заявитель обращается к представителям уполномоченного органа и подает документы в электронном виде на сайте организации, в «Личном кабинете» пользователя;
  • Проверка заявления относительно соответствия установленным требованиям. В случае наличия каких-либо неточностей, оно будет направлено заявителю на корректировку. Сама по себе процедура занимает не более одного рабочего дня;
  • Проверка наличия и корректности составления документов, необходимых для начала осуществления проверки. Необходимо отметить, что в случае возникновения грубых нарушений, может быть произведен отказ от их принятия. В этом случае заявителю направляется в электронной форме уведомление о невозможности проведения проверки. Если же нарушения в самом составлении сметы незначительны, то она возвращается заказчику на дальнейшую доработку, которая не может продолжаться более 30 рабочих дней. После внесения необходимых корректировок составляется государственный контракт.
  • Заказчик оплачивает услугу, а сотрудники уполномоченной организации начинают проверку. С этого дня и считаются все сроки, которые выделены законодательством на проведение государственной экспертизы (именно с момента оплаты должно пройти не более 29 дней);
  • Осуществляется сама проверка, в ходе которой заявителю периодически приходят уведомления о том, на какой стадии находится подготовка экспертного решения. В том случае, если же будут выявлены какие-то неточности в составлении, то об этом клиент будет уведомлен не позднее 10 рабочих дней со времени взятия документации в работу;
  • При обращении заказчика о необходимости продления работ, или же в том случае, если оно необходимо исполнителям, возможно продление срока на эквивалентный отрезок времени. Порядок проведения государственной экспертизы не претерпевает изменений;
  • По завершению работ, заявитель получает официальный документ, согласно которым признается экспертиза корректной или же нет.

Помимо основного письменного заключения после проверки всех предоставленных документов клиенту также обычно предоставляются устные рекомендации и советы по поводу того, что нужно сделать для устранения ошибок и исправления некорректных документов. Если это необходимо, то возможно исправить непосредственно в документах некоторые данные. Если же исправлений будет в этом случае слишком много, то тогда может быть целесообразным распечатать новые документы.

Порядок проведения государственной экспертизы в некоторых случаях подразумевает внесение изменений в документацию без согласия сторон - если это принудительная проверка в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, государственная экспертиза действительно является существенным преимуществом в ходе строительства. Она позволяет предотвратить множество ошибок и проблем с контролирующими органами, а также спорных ситуаций между самими сторонами. Кроме того, обращаясь в государственную компанию для выдачи такого заключения, клиент может быть уверен в наличии всех разрешений у организации. Любая процедура экспертизы сметной документации позволяет избежать разного рода ошибок в будущем, что является очевидным преимуществом данной услуги для клиента.

Сметная документация - обязательная часть проекта строительства сооружений, зданий, предприятий и входит в него в качестве отдельного раздела. Работа по проектированию осуществляется на основании договора с заказчиком юридическими и физлицами, имеющими лицензию на данную деятельность. Рассмотрим кратко состав и порядок разработки проектно-сметной документации .

Общие сведения

Согласно порядку разработки проектно-сметной документации , по договору заказчик должен передать исполнителю техзадание. В нем указываются сроки возведения объекта, его параметры, стадийность проектирования и прочие исходные сведения, необходимые для качественного выполнения работы. Задание может быть подготовлено и самим исполнителем по поручению заказчика.

В соответствии со ст. 761 ГК, проектировщик несет ответственность за своевременность разработки и качество документации.

Стадийность

Заказчик выбирает исполнителя, как правило, на конкурсной основе. документации можно осуществлять в одну или две стадии. Первый вариант используется для технически несложных объектов, типовых зданий и сооружений, объектов технического переоснащения.

Разработка проектно-сметной документации для более сложных объектов осуществляется в 2 стадии. На первой создается проект, на второй - рабочая документация. Первый состоит, в свою очередь, из двух частей:

  1. Архитектурно-строительных чертежей (в т. ч. по организации работ, инженерному оборудованию и пр.).
  2. Смет и технико-экономических параметров.

Рабочая документация

Она разрабатывается после утверждения проекта. В рабочую документацию входит комплекс чертежей, в соответствии с которыми производятся строительно-монтажные работы. Чертежи выступают основанием для . Они используются также при составлении сводных и локальных ведомостей о потребности в ресурсах.

Состав и порядок разработки сметной документации (общие правила)

Для определения стоимости строительных работ рекомендуется составлять расчеты:

  • объектные и локальные;
  • на отдельные виды расходов;
  • стоимости строительства/ремонта.

Указанные расчеты включаются в состав проекта. При необходимости составляется сводка затрат. В составе рабочей документации присутствуют объектные и локальные сметы. Последние выступают в качестве первичных документов.

Локальные сметы разрабатываются на отдельные работы и расходы в соответствии с объемами, определившимися в ходе составления проекта и рабочей документации (чертежей). Они формируются также в случаях, когда размеры затрат и объемы работ подлежат уточнению.

В объектных сметах обобщаются сведения локальных документов по всему объекту в целом. Они выступают основанием для расчетов между подрядчиками и заказчиком.

Расчеты по отдельным видам затрат, необходимые для определения лимита сметы (если эти расходы не учтены в нормативах), составляются по правилам, предусмотренным для формирования локальных смет.

По сводным документам определяется объем расходов по всему строительству в целом. Эти расчеты включают в себя сведения объектных смет и расчетов по отдельным видам затрат.

Сводка расходов представляет собой документ, по которому определяется стоимость строительства, когда документация разрабатывается на объекты:

  • производственного назначения;
  • подсобного с/х и бытового обслуживания граждан;
  • жилищно-гражданского назначения;
  • наземного городского пассажирского транспорта и ряд других.

Дополнительно

Если в проекте предусмотрен ввод сооружения (учреждения, предприятия) пусковыми комплексами, осуществляется на стоимость объектов, включенных в эти комплексы. Если в процессе строительства предполагаются природоохранные мероприятия, формируется ведомость их стоимости.

Единичные расценки

При разработке сметной документации на строительство используются территориальные или федеральные единичные расценки (ТЕР и ФЕР, соответственно). Первые применяются при составлении расчетов за исполненные работы по всем стройкам и объектам вне зависимости от источников их финансирования, в том числе если затраты покрываются средствами федерального бюджета. ФЕР используются только тогда, когда в регионе отсутствуют сборники ТЕР или имеются, но не все работы. В последнем случае допускается одновременное применение федеральных и территориальных сборников.

Группировка работ

Она осуществляется в разделы по конструктивным элементам сооружения, видам устройств и работ. Порядок расположения должен соответствовать последовательности выполнения строительных мероприятий, а также специализации подрядчика. При разработке сметной документации локального типа работы, относящиеся к наземной и подземной частям объекта, выделяются в отдельные разделы.

Методы расчета

Осуществляется с применением следующих методов:

  1. Ресурсного. Он предусматривает калькулирование в прогнозных/текущих тарифах и ценах расходных статей по вилам ресурсов.
  2. Ресурсно-индексного. Он предполагает использование ресурсного метода и индексов на ресурсы.
  3. Базисно-индексного. Этот метод предусматривает использование системы прогнозных и текущих индексов относительно сметной стоимости, установленной в базисном ценовом уровне по единичным расценкам.
  4. Базисно-компенсационного. Он сочетает в себе базисный метод и определение компенсаций за дополнительные расходы подрядчика.

Разработка сметной документации может осуществляться и на основе информационной базы по сооружениям и зданиям, аналогичным проектируемым.

Виды работ

Разработка сметной документации производится на:

  1. Работы по строительству (специальные в том числе), внутренние санитарно-технические мероприятия, электроосвещение, приобретение и монтаж силовых агрегатов, прочего оборудования, контроль измерительных устройств, слаботочных приборов, автоматики, инвентаря, мебели и пр. Эти расчеты составляются по сооружениям и зданиям.
  2. Вертикальную планировку, прокладку инженерных коммуникаций, дорог, путей, благоустройство территории, установку малых архитектурных форм и пр. Расчеты составляются по общеплощадочным работам.

Разделы

При разработке сметной документации на строительные работы рассчитывается стоимость:

  1. Земляных работ.
  2. Фундаментов и стен подземной части.
  3. Каркаса.
  4. Стен.
  5. Перекрытий.
  6. Перегородок.
  7. Полов и оснований.
  8. Отделочных работ.
  9. Прочих строительных мероприятий (сооружение крыльца и пр.).

При составлении сметы на специальные работы в нее входят разделы:

  1. "Фундаменты под оборудование".
  2. "Каналы и приямки".
  3. "Специальные основания".
  4. "Защитные химические покрытия".
  5. "Изоляция и футеровка" и пр.

Смета на внутренние санитарно-технические работы включает в себя разделы:

  1. "Водопровод".
  2. "Отопление".
  3. "Канализация".
  4. "Кондиционирование и вентиляция" и пр.

Расчеты по монтажу оборудования состоят из разделов:

  1. "Технологическое оборудование".
  2. "Металлоконструкции".
  3. "Трубопроводы" и пр.

Базисно-индексный метод

Рассматривая порядок разработки сметной документации , необходимо отдельно остановиться на наиболее распространенном способе составления локальных расчетов. Им является Он представляет собой нормативно-калькуляционный способ определения стоимости на основе ТЕР. Стоимость, рассчитанная в базисных ценах, переводится в текущие цены с помощью индексов.

Пересчет может производиться путем применения коэффициентов к:

  1. Статьям прямых расходов. В их число, в частности, входят статьи по затратам на оплату труда работников, на эксплуатацию спецтехники, материалы.
  2. Сводной сметной стоимости, рассчитываемой в ценах и по нормам базисного периода.

Индексы разделены на группы по видам работ и строительства.

Ресурсный метод

В начале 90-х гг. он был рекомендован как самый точный способ расчетов в условиях инфляции. Для его использования в первую очередь составляется локальная ведомость. В ней определяются производственные ресурсы, необходимые для выполнения работ:

При определении ресурсных показателей могут применяться:

  1. Проектные материалы, сведения о трудозатратах и прочая информация, содержащаяся в проекте ОС (по организации строительства) или производства работ (ППР).
  2. Сборники нормативного расхода материалов по основным видам работ (монтажных, специальных, строительных).
  3. Сметно-нормативная база. В нее входят сборники ГЭСН-2001. В случае их отсутствия используются фирменные (ФСН), отраслевые (ОСН), территориальные (ТСН) сборники.

Расчет сметной стоимости осуществляется путем оценки отдельных видов ресурсов в прогнозных/текущих ценах.

Объектные сметы

Они формируются с использованием текущих цен. Расчет производится суммированием итоговых показателей локальных смет с группировкой расходов и работ по графам:

  1. "Строительные работы".
  2. "Оборудование, инвентарь, мебель".
  3. "Монтаж".
  4. "Прочие расходы".

При определении полной стоимости в объектной смете могут использоваться лимитированные затраты. Их нормативы устанавливаются в процентах от стоимости работ на:

  1. Сооружение временных объектов.
  2. Удорожание работ в зимний период.

В объектном расчете в "Итоге" построчно приводятся величины единичной стоимости на расчетный измеритель сооружения на 1 куб. м строительного объема, 1 кв. м общей площади, 1 м протяженности коммуникационных систем и пр.

После "Итога" справочно отражаются суммы возвратов (15 % от стоимости временных объектов, суммированная со стоимостью возвратных материалов, которая предусмотрена в локальных расчетах).

Информационная база по аналогам

В качестве аналогичного должен выступать строящийся или уже построенный объект, сметы на который сформированы по рабочим чертежам. При выборе характеристики проектируемого сооружения/здания и аналога должны максимально соответствовать друг другу по конструктивно-планировочной схеме, функциональному/производственно-технологическому назначению.

Резерв

Итоги сметы подводятся по каждой главе, а также по сумме глав 1-7, 1-8, 1-9 и 1-12. Отдельной строкой в конце предусматривается резервная сумма на непредвиденные расходы и работы. Она исчисляется от общей стоимости. Для строительства, осуществляемого на капвложения, финансируемые средствами бюджета, величина резерва не может быть больше 3 % по производственным объектам и 2 % - по сооружениям социальной сферы.

Заключение

Порядок разработки и согласования проектно-сметной документации определяется Госстроем. Основные правила приведены в Постановлении № 18-41 от 29 окт. 1993 г.

В соответствии с его положениями, проектно-сметная документация на строительство, осуществляемое за счет средств республиканского бюджета, утверждается Госстроем. Правила согласования могут устанавливаться указанным органом совместно с заинтересованными ведомствами и министерствами положениями о разграничении полномочий.

Проектно-сметная документация на строительство, осуществляемое на средства регионального бюджета, утверждается соответствующими органами госуправления либо в порядке, установленном ими.

Проекты на объекты, возводимые на собственные, заемные, привлеченные средства инвесторов (иностранных в том числе) согласовываются непосредственно с заказчиками.