Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия и уступки. Спп с придаточными уступительными

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

  1. показать особенности СПП с придаточными уступительными; научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  2. развивать речь обучающихся.
  3. воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал.
  2. Плакаты.

На доске:

  1. Число, тема урока.
  2. Схемы.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

1. Работа над ошибками по предыдущей теме урока в проверенной учителем работе.

Пока выполняется РНО, обучающиеся, получившие отметку “5”, работают по карточкам:

Выполните пунктуационный разбор.

Любовь и дружество до вас 1
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

2. Опрос теории по теме: “СПП”.

Какие предложения мы с Вами изучаем?

Какие предложения называются сложноподчиненными?

На какие основные группы они делятся?

Какие из них мы изучаем сейчас?

Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.

1. Данная строфа из произведения А. С. Пушкина “Во глубине сибирских руд” предлагается для разбора в кн. см.: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М: ВАКО, 2007.

(Во время ответов обучающихся на доске появляется схема)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки (в схеме появляется запись “уступки”) или по - другому уступительными (учитель указкой показывает на запись темы урока на доске).

Запишем число и тему урока.

IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений.

1. Запишем предложение, сделаем пунктуационный разбор (обучающийся работает у доски)

Хотя Петя не помыл посуду, мама отпустила его гулять.

(Акцент: слово “гулять” не входит в состав сказуемого, дети объясняют почему)

Петя помыл посуду?

Он хотел, чтобы мама отпустила его гулять?

Он ждал уступки?

Слово учителя: “Это СПП с придаточным уступки”.

Запишем следующее предложение и так же его разберем (у доски работает другой ученик).

Сколько ни стучали в дверь, никто не открыл.

Объясните выбор написания частиц не и ни.

В дверь стучали, хотели, чтобы им уступили и открыли?

Значит какое это придаточное?

Дверь открыли, уступили? А Пете уступили?

Слово учителя: “В СПП с придаточным уступки, ожидают её, но она может произойти, а может нет”.

Посмотрите на СПП с уступительными придаточными и скажите, что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному?

На какой вопрос они отвечают?

(На доске появляется плакат:

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?)

При помощи чего присоединялось в 1 предложении придаточное уступки?

Какими союзами можно заменить союз хотя?

(аналогично с союзным словом во 2 предложении)

(Плакат дополняется следующей записью:

Средства связи:

2. Запишем и разберем следующее предложение.

Хотя путник и не знал дороги, но все- таки вышел к поселку.

Замените придаточное уступки деепричастным оборотом.

Сделайте пунктуационный разбор.

Какое из данных предложений точнее выражает значение уступки?

Какие еще придаточные могут быть синонимичны деепричастным оборотам?

3. По следующим схемам составьте СПП с уступительными придаточными (устно по рядам).

1. , (несмотря на то что…).

2. (Как ни …), .

3. [ ,(хотя…), ]

Запишите любое из составленных предложений в тетрадь.

Что еще мы можем сказать о придаточных уступки?

V. Закрепление, систематизация, применение.

Работа по раздаточному материалу.

Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:

  1. (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.
  2. (Не)смотря на меня он угрюмо шел.
  3. Куй железо, пока не остыло.
  4. Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.
  5. Нет таких дел, которые не одолел бы человек.
  6. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч…

1. Выпишите СПП предложение с уступительным придаточным, раскройте скобки, расставьте, если надо, пропущенные знаки препинания (проверка).

(Акцент: “несмотря” в составном союзе “несмотря на то что” пишется слитно, запятую перед “что” ставить не надо)

2. Работа по вариантам:

I вариант работает с первым предложением;

II вариант – со вторым предложением.

(При коллективной проверке акцент делается на слитном написании “несмотря” в составном предлоге “несмотря на” и раздельном написании частицы не с деепричастием во втором предложении).

3. Постройте схемы оставшихся предложений.

Какие еще предложения встретились?

Во время работы по вариантам и составлении схем сильный учащийся работает у доски со следующим предложением:

Не смотря на то, что лежало на столе, он взял яблоко.

(При коллективной проверке делается акцент: это СПП с придаточным изъяснительным, “не смотря” пишется раздельно, перед “что” в сочетании “не смотря на то, что” ставится запятая).

VI. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VII. Домашнее задание.

  1. Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с уступительными придаточными.
  2. Стр. 77, упр. № 176 (II) (Русский язык: учебник для 9-ых классов общеобразовательных учреждений/[С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.]. – 28-е изд. – М: Просвещение, 2006.).

СПП с придаточными уступительными

Придаточные уступительные указывают на факт, противоречащий содержанию главной части; событие, о котором говорится в придаточной части, должно было бы привести к результатам, проти­воположным тем, о которых говорится в главной, но не привело, то естьсодержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части предложения: Я уговорил Шакро идти берегом, хотя это был длиннейший путь (М. Г.).

Придаточные уступительные присоединяются к главной части одним из уступительных союзов (хотя; несмотря на то что; невзи­рая на то что; пускай; пусть; даром что) или сочетаниями относительных наречий как, сколько с частицей ни.

И зависимости от того, чем именно присоединяется придаточная часть к главной, находятся оттенки уступительного значения.

Наиболее широкое уступительное значение выражается и пред­ложениях с союзами хотя; несмотря на то, что : Он выглядит опрятным и чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена (Федосеев). В таких слу­чаях придаточная часть занимает постпозицию.

Если же придаточная часть с теми же союзами занимает препози­цию, то в сложном предложении выражаются уступительно-противительные отношения. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда главная часть имеет при себе противительный союз но или однако : Хотя мне было очень узко и неловко в новом платье, однако я скрыл это от всех (Л. Толстой); Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (Короленко). Предложения этого типа можно считать переходными (между подчинением и сочи­нением).

Придаточные части с союзами пусть, пускай имеют оттенок «созна­тельного допущения». Например: Пускай тебе взгрустнется даже, ты головы не опускай (Лебедев-Кумач). Придаточные с этими союзами употребляются обычно в препозиции.

Придаточные же, присоединяемые при помощи сочетаний как ни, сколько ни, отчетливо выражают обобщительно-уступительное (или усилительно-уступительное) значение: Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжелых переживаний, но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение (Шолохов); Но сколько Саша ни думал, ничего ему не приходило в голову (Попов).

Противопоставление сообщений главной и придаточной частей предложения, имеющееся в сложных предложениях с придаточными уступительными, роднит их со ССП с противительными отношениями. Однако составные части последних более равноправны, в них нет оттенка обусловленности. Ср.: Было темно, но мы не прекратили поисков. – Хотя было темно, мы не прекратили поисков.

Среди сложных предложений с уступительной придаточной выделяются такие, которые указывают на предельное проявление того, о чем в них сообщается, они называются обобщенно-уступительными. Ср.: Хотя утро было прекрасное, но мы выехали в поле не так рано (Акс.). - Как ни прекрасно было утро, но мы выехали в поле не так рано. Во втором предложении придаточная часть сообщает, что признак доведен до предела, и, несмотря на это, результат получается противоположный тому, которого следовало ожидать.

Обобщенно-уступительные предложения имеют в своем составе местоименные слова как, где, куда, кто, что, сколько и т.п. с частицей ни: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежды про нее свой толк все к худу клонят (Кр.); Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна (Л. Т.).

Примечание. Те же сочетания могут входить в состав придаточных частей предложений, конкретизирующих обобщенный член главной части предложения. Такие предложения не являются уступительными, в них невозможна замена усилительного оборота с ни союзом хотя: Куда ни обратишь взоры, везде встретишь или воды, или камни (Бат.).

С помощью частицы все равно и вводного слова правда, синтаксически специализированных слов, уступительный оттенок значения вносится в различные типы СПП, ССП и БСС: Убьют ли его завтра утром, или посмеются над ним, то есть оставят ему эту жизнь, он все равно погиб, Убьет ли себя со стыда и отчаянья эта опозоренная женщина, или будет влачить свое жалкое существование, она все равно погибла (Чехов).

Несвободные конструкции . Есть несколько несво­бодных моделей, характерных для живой разговорной речи. Значение уступки в них выражено не столь явно – осложнено другими значе­ниями. Союз в них близок к частице и выступает в форме хоть (может опускаться, перемещаться).

а) В препозитивных придаточных и в главных сказуемые выражены формой повелительного наклонения. Например: Хоть горшком на­зови, только в печку не ставь (Пословица). В таких предложе­ниях выражается согласие с одним действием ради того, чтобы другое не было (или было) осуществлено. Ср.: Хоть совсем ничего не делай, только мне не мешай; Хоть всю ночь не спи, но сделай и др. Наличие противительного союза или частицы только, выступающей здесь как ограничительно-противительный союз, также обязательно для таких предложений.

б) В придаточных – повелительное наклонение, а в главных – изъявительное (обычно форма будущего времени): Хоть ты им обезьянку изобрети, не удивятся (Н. Успенский). Прида­точные имеют в таких предложениях оттенок, близкий к значению, выраженному в предложениях со словами даже если: содержат в себе указание на крайние, гиперболические условия, препятствующие действию главных, но не могущие отменить это действие. Фразеологизированные обороты не являются придаточными, а представляют собой экспрессивные формы усиления утверждения или отрицания: хоть убей, хоть , умри, хоть режь : Хоть убей, следа не видно; сбились мы. (Пушкин).

В сложноподчинённых предложениях помимо главного обязательно присутствует придаточное. Эта вторая зависимая часть может играть разные роли. Например, существует придаточное уступительное. Об особенностях таких предложений пойдёт речь в этой статье.

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным

Русский язык многосложен и выразителен. Для усиления или акцентирования описания некоторых событий или явлений часто используется с придаточным уступительным. Обычно в нем содержится указание на определённое условие, которое могло бы помешать исполнению чего-либо, описанного в главной части, но вопреки этому действие свершается, свершилось или может свершиться. То есть придаточное уступительное - это речевая конструкция, содержащая не сработавшую причину, которая могла бы помешать действию, но не повлияла на него. Также следует знать, что оно является частью сложноподчинённого предложения, причём выступает всегда в роли зависимого. Например: «Несмотря на то, что во многих государствах разработана социальная программа помощи неимущим, нищие дети продолжают просить милостыню в переходах». Главная часть - «нищие дети продолжают просить милостыню в переходах». Уступка содержится в предложении «несмотря на то, что во многих государствах разработана социальная программа помощи неимущим». Эта часть является зависимой, так как отдельно без главной существовать не может - мысль не закончена и требует раскрытия.

Если же превратить обе части сложноподчиненного предложения в простые равнозначные единицы речи, то получится следующее: «Во многих государствах разработана социальная программа помощи неимущим. Нищие дети продолжают просить милостыню в переходах». В принципе, смысл высказывания сохранён, однако оба предложения являются противоречащими друг другу, что создаёт некоторую трудность в понимании главной идеи высказывания автора. Именно для наиболее удачного понимания смысла, для большей выразительности и создания яркого образа в речи используются сложноподчинённые предложения с придаточными уступки. Благодаря таким конструкциям основная мысль высказывания приобретает большую эмоциональность и окраску.

Вопросы, на которые отвечает придаточное уступки

В процессе синтаксического разбора сложных предложений следует определять связь между его частями. Поэтому очень важно помнить, что придаточные предложения уступительные отвечают на вопросы вопреки чему? невзирая на что? несмотря на что? и некоторые другие. Например: «Вопреки расхожему мнению о кровожадности тигров, практика доказывает иное: эти животные способны быть милыми, ласковыми и послушными, подобно домашним кошкам».

Рассмотрим связь: "Практика доказывает иное (вопреки чему?) вопреки расхожему мнению о кровожадности тигров". Налицо придаточное уступительное. В предложении оно стоит перед главной частью, выделяется запятой. Также следует знать, что придаточное уступительное относится ко всему главному. С зависимыми предложениями другого рода дело обстоит иначе. Например, придаточные места и времени относятся только к сказуемому главной части, а определительные - к существительному, местоимению или слову другой части речи, которое выполняет функцию существительного.

Союзы для связи частей в конструкциях рассматриваемого типа

Присоединяется придаточное уступительное к главному с помощью следующих союзов: невзирая на то что, невзирая на, несмотря на то что, несмотря на, даром что, пусть, пускай, хотя, хоть. В речи часто встречаются подобные конструкции. Помогут рассмотреть предложение придаточное уступительное примеры:

1. Даром что она была красавицей и умницей, замуж девицу никто не брал.

2. Пускай на улице идёт дождь, детям сидеть взаперти не резон!

3. Я уволю вас, невзирая на то, кем приходится директору школы ваша супруга!

4. Несмотря на стремительно ухудшающееся зрение, Валентин не прекращал своих опытов.

5. Хотя весна уже была в разгаре, курочка наша ни в какую не желала садиться на яйца.

6. Хоть ветер с ног сбивает, пусть снег засыпал дороги, идти на работу всё равно необходимо.

Появление в конструкции ещё одного союза «но»

Иногда в главном предложении дополнительно к уже имеющемуся союзу в придаточном уступительном появляется слово «но». Конструкция может существовать в обоих случаях. Однако при наличии «но» расставить знаки препинания становится проще, ведь всем известно, что перед этим союзом всегда стоит запятая. Для сравнения можно привести примеры, аналогичные использованным выше: «Хоть ветер с ног сбивает, пусть снег засыпал дороги, но идти на работу всё равно необходимо» или «Пускай на улице идёт дождь, но детям сидеть взаперти не резон».

Для самопроверки предлагается подсказка, основанная на вышеописанном способе построения сложноподчинённых предложений с придаточными уступки. Она гласит: если в главную часть можно подставить союз «но» без потери смысла, то требуется ставить запятую перед этим союзом. Определять данную конструкцию следует как сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

Следует подробнее остановиться на правописании союзов «несмотря» и «невзирая», а также перечислить сложные союзы, в состав которых входят данные слова.

Слитное и раздельное написание

Если предложение с придаточным уступительным включает в себя слова «несмотря» и «невзирая», необходимо знать, что они, имя форму деепричастия, пишутся с частицей «не» слитно. Для сравнения: «Таня мыла посуду, не смотря в сторону Валентина». «Не смотря» в данном случае является членом предложения (обстоятельством), поэтому пишется раздельно. «Несмотря на плохое самочувствие, Таня помыла посуду». Здесь слово «несмотря» членом предложения не является, а служит для присоединения придаточного уступки, поэтому пишется слитно.

В помощь тем, кто изучает русский язык и сомневается в правописании, можно предложить такую подсказку: если при словах «невзирая» или «несмотря» есть предлог «на», то это союз, и писать его следует слитно с «не», а вот при отсутствии такового наблюдается использование деепричастия, которое необходимо употреблять раздельно с «не».

Знаки препинания

Часто употребляется конструкция союзов «несмотря на» и «невзирая на», чтобы к главной части прикрепить придаточное уступительное. Примеры: «Невзирая на прогресс, существуют ещё такие уголки на планете, где уровень жизни населения ужасающе низок». В подобных конструкциях союз «невзирая на» или «несмотря на» входит в состав придаточной части. Следует помнить, что зависимое предложение отделяется от главного запятой.

Знаки при союзах «несмотря на то что» и «невзирая на то что»

Часто используется расширенная конструкция союза. Тогда требуется разделение запятой. Обычно это происходит в тех случаях, когда к главному предложению при помощи «несмотря на то что» или «невзирая на то что» прикрепляется придаточное уступительное. Союзы разделяют запятыми, которые ставятся перед словом «что». Например: «Несмотря на то, что супруги прожили вместе более полувека, им удалось сохранить нежность и взаимопонимание».

Прикрепление придаточного уступки союзными словами

Наряду с перечисленными выше союзами существует ещё один способ присоединения зависимой части предложения. Для прикрепления нередко используются в сочетании с частицей «ни», например: как ни, что (бы) ни, сколько ни. Обычно в этой роли выступают и наречия.

Кстати, присутствие усилительной частицы «ни» ещё раз подчёркивает акцентирующую роль придаточного уступки, о чём было сказано в начале статьи. При написании этих союзных слов с частицами не следует путать «ни» и «не». Примеры: «Сколько ни плакала Татьяна зимними вечерами, отношение Евгения к ней к лучшему не менялось». Мы видим сложноподчинённое предложение с придаточным уступки, которое присоединяется союзным словом «сколько» с усилительной частицей «ни». «Не плакала Татьяна более, и отношение к ней Евгения стало меняться в лучшую сторону». Это частица «не» с глаголом использована для отрицания.

Различия между придаточным уступки и обособленным обстоятельством уступки

Иногда можно встретить конструкции предложений, чрезвычайно сходные между собой по смыслу. Однако при синтаксическом разборе их следует различать. Таковыми являются сложносочинённые предложения, в составе которых присутствуют зависимые уступительные придаточные, и простые, где уступка выражается с помощью Трудность разграничения этих конструкций заключается в том, что зависимая часть сложного предложения и обособленный член отвечают на один и тот же вопрос. Для того чтобы эта мысль стала более понятной, следует обратиться к примерам.

1. «Несмотря на то, что все члены экспедиции смеялись и шутили, чувство тревоги не покидало Алексея…» уступительным «несмотря на то, что все смеялись и шутили», к которому можно задать следующий вопрос: «Несмотря на что?» В качестве доказательства выделим в этой зависимой части сложного главные члены предложения: «члены экспедиции» - подлежащее, «шутили» и «смеялись» - однородные сказуемые.

2. «Несмотря на смех и шутки всех членов экспедиции, чувство тревоги не покидало Алексея…». с подлежащим «чувство тревоги» и сказуемым «не покидало». Уступка присутствует в обособленном обстоятельстве «несмотря на смех и шутки всех членов экспедиции», которое так же, как и придаточное, отвечает на вопрос «несмотря на что?»

Для того чтобы не допускать ошибок при написании текстов, следует помнить: придаточное уступки выделяется запятыми; части союзов «несмотря» и «невзирая» пишутся слитно; с союзными словами используется усилительная частица «ни».

Русский язык, 11 класс.

Тема урока: СПП с придаточными уступки.

Цель урока: Продолжить знакомство с СПП с придаточными обстоятель-

ственными; познакомить с СПП с придаточными уступки,

распознавать придаточные обстоятельственные, определить их

место, совершенствовать пунктуационные навыки.

Развивать память, речь.

Воспитывать уважение к первооткрывателям.

Оборудование: Презентация по программе Power Point , учебник, задания для индивидуальной работы.

Ход урока: 1. Орг.момент.

- Приветствие.

- Психологический настрой.

- Отчёт дежурных.

2. Опрос домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме «СПП с придаточными обстоятельственными»

(по кластеру).

Упражнение 492- из пар простых предложений составить СПП с

придаточными условия, используя союзы если и когда.

3. Графический диктант.

Составить схемы СПП.

1. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

2. Когда он увидел Наташу, лицо его просияло.

3. Цепи яблонь протянулись там, где были пустыри.

4. Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить людей, но и быть любимым.

5. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

Проверка:

1. […],(как..).

2. (Когда…), […].

3. […], (где…).

4. (Для того чтобы…), […].

5. […,(оттого что…),… ].

4. Сообщение новой темы.

Ребята, сегодня мы познакомимся со сложноподчинёнными предложениями с придаточными уступки (қарсылықты бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлем).

Запишите число и тему урока (оформление тетради).

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки отвечают на вопрос несмотря на что? Они указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении (обозначают события, которые могли помешать, но не помешали тому, о чём говорится в главном предложении) и присоединяются к нему при помощи союзов хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что и союзных слов как ни, сколько ни.Придаточные уступки занимают любую позицию: они могут стоять впереди, в середине и после главного предложения.Они относятся ко всему главному предложению.

Например:

    [Этот дом назывался постоялым двором], (несмотря на что?) ( хотя возле него никакого двора не было).

    Схема предложения:

    [ ] , (хотя …)

Знаки препинания при составных союзах

    Если придаточное предложение присоединяется к главному предложению при помощи составных союзов (с тех пор как, по мере того как, потому что, оттого что, несмотря на то что, невзирая на то что и др.) запятая ставится:

    Либо перед составным союзом, напр.: Дыхание становилось всё глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело.

    Либо внутри составного союза, так что первая его часть входит в главное предложение, а вторая - в придаточное. Такая постановка запятой определяется смысловым ударением и интонацией: Он не приехал несмотря на то, что дал твёрдое обещание.

5. Закрепление темы. Работа с учебником.

- Упражнение 508 – разделить группу на 2 варианта.

1 вариант – выписать СПП с придаточными условия;

2 вариант – выписать СПП с придаточными уступки.

У доски работают 2 студента.

    Проверка:

Придаточные условия: Придаточные уступки:

- Олновременно ведётся индивидуальная работа (4 студента работают по

карточке)

- Проверка выполненных работ.

- Молодцы, ребята! С заданием вы справились, а это значит, что вы хорошо усвоили новую тему.

6. А сейчас мы переходим к нашей лексической теме.

Наша лексическая тема называется «Вокруг света». В этом разделе мы начали говорить о великих людях, городах и странах.

В упражнении 512 дан текст, который называется «Открытие Христофора Колумба».

Имя Христофора Колумба вам известно из истории и географии. Это испанский путешественник, мореплаватель, первооткрыватель Американского континента.

В 1451 году, 27 октября, в Генуе родился мальчик. О его детстве известно мало – ведь никто не мог и подумать, что этот ребенок однажды прославит свое имя в веках. Мальчика звали Христофор Колумб. В 1492-93 руководил испанской экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; пересек Атлантический океан, открыл Саргассово море и достиг 12.10.1492 о. Самана (официальная дата открытия Америки), позже - древних Багамских островов, Кубы, Гаити. В последующих экспедициях (1493-96, 1498-1500, 1502-1504) открыл Большие Антильские, часть Малых Антильских о-вов и побережья Южной и Центральной Америки и Карибское море.

- Чтение текста.

- Словарная работа.

    Публикация – басылым

    Первооткрыватель – алғашқы ашқан адам

    Экспедиция - арнайы тапсырма бойынша сапар

    Ладный – келісті , сай

- Что нового узнали о жизни Христофора Колумба?

- Задание по тексту.

  • Найти в тексте СПП с придаточным уступки и составить схему.

- Проверка:

(Хотя до Колумба острова и побережья Северной Америки посещались норманнами за сотни лет раньше и он не был первооткрывателем Америки), [но именно открытие Колумба имело всемирноисторическое значение].

несмотря на что?

(…), […]

7. Разминка.

1. Чем кончается день и ночь ? (ь)

2. Чем кончается лето и начинается осень ? (о)

3. В каком слове 40 гласных? (сорока)

4. В каком слове 100 согласных? (стол, стог, стон)

5. В каком глаголе нет слышится 100 раз? (стонет)

6. Какую ноту кладут в суп? (соль)

7. Что у зайца позади, а у цапли впереди?(ц)

8.Итог урока.

Ребята, сегодня мы изучили тему «СПП с придаточными уступки».

Ну-ка, ответьте: на какой вопрос отвечают придаточные уступки?

При помощи каких союзов и союзных слов они

прикрепляются к главному?

9. Домашнее задание:

1) Упражнение 517 – вставить союзные слова и расставить знаки препинания.

2) Выучить правило.

10. Оценки.

Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение - называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К придаточной части можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему? Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошёл ещё вчера вечером (Ф. Сологуб) - средство связи - союз хотя. Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врождённого благородства (И. Ильф и Е. Петров) - средство связи - союзное слово каковы, входящее в состав сказуемого. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) - средство связи - союзное слово сколько, являющееся обстоятельством. Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов: Как ни странно,новид бумажек немного успокоил председателя (И. Ильф и Е. Петров). И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать (А. С. Пушкин). СПП с придаточными сравнения Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы: Князь Василий говорил всегда лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой) Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились,точноон хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой). В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни. Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, т. е. зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена: «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) - сравнительный оборот, обстоятельство. Близки к СПП с придаточными сравнения СПП с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем - тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия: И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков). В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем. Особую группу внутри СПП со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями - сравнительные или сопоставительные: Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).