Пунктуационный разбор. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Урок обобщения

Урок, завершающий тему "Однородные члены предложения", в процессе которого обобщаются знания об однородных членах и знаках препинания при них. Учащиеся знакомятся с порядком синтаксического разбора таких предложений, учатся производить устный и письменный разбор. Занятие направлено на развитие пунктуационной зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8А классе.

Тема урока: Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Цели урока :

1) обобщить знания учащихся об однородных членах, знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него;

2) познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;

3) научить производить устный и письменный разбор указанных предложений;

4) развивать пунктуационную зоркость;

5) развивать познавательную активность учащихся;

6) повысить мотивацию учебной деятельности через использование ИКТ;


7) воспитывать любовь и уважение к русскому языку и родному краю.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме «Однородные члены» и научимся производить синтаксический разбор предложений с однородными членами.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

2. Опрос.

1) Давайте вспомним, чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями и обращениями).

2) Какие члены предложения называются однородными?

3) Все ли члены предложения могут быть однородными?

4) Как связываются однородные члены в предложении? (Перечислительной интонацией и сочинительными союзами или только интонацией).

5) Какова пунктуация в предложениях с однородными членами?

6) Какие слова называются обобщающими? Какие знаки препинания могут встретиться в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

Проверка домашнего задания – упр.273 (зачитывание предложений из учебников с обобщающими словами при однородных членах)

3. Задание «Найдите соответствия» (Работа в парах )

Подберите соответствия. Какие предложения соответствуют данным схемам? Знаки препинания не расставлены.

(Слайд 2)

Работа с предложениями (распечатка раздается каждой паре учеников)

  1. Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни. (В.Белинский.)
  2. От этих сосен и акаций от этой вьюги и жары я не хочу переселяться в иные чуждые миры.(Я.Смеляков.)
  3. Пыль окутывала и машину и генерала с шофером и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта. (К.Симонов.)
  4. Аист то улетал на болото то стоял около гнезда на сучке поджав под себя одну ногу. (Г.Скребицкий.)
  5. Белая куропатка отыскивает себе корм замерзшие ягоды семена почки. (И. Соколов-Микитов.)
  6. И солнце и зеленые травы и запахи сероватого утра и реки все Сергею было родное до слез родное. (И.Акулов.)
  7. Но теперь в начале марта все и овраг и лес и поляна было укрыто голубым снегом.(Г.Скребицкий.)

После выполнения самопроверка по образцу (Слайд 3)

4. Работа с текстом.

(1) Казань – столица Татарстана. (2)Этот город насчитывает тысячелетнюю историю и является одним из самых крупных, развитых и известных городов России.(3) Ежегодно его посещают тысячи туристов. (4)Их привлекает в нашем городе все: и богатая история, и красивая архитектура, и интересные люди. (5)Казанский Кремль и башня Сююмбике, мечети и церкви, красивые парки и скверы, фонтаны и памятники – ничто не оставляет равнодушными посетителей нашего любимого города.

(6)Казань прославилась на весь мир еще и как спортивная столица. Самые значительные события последнего времени: Универсиада-2013, Чемпионат по водным видам спорта, прошедший летом прошлого года, многочисленные соревнования по хоккею, и футболу, и баскетболу – проходили именно здесь. (7)Не за горами и другое важное мероприятие мирового масштаба – Чемпионат мира по футболу. (8)Мы гордимся нашими спортсменами: легкоатлеткой Юлией Зариповой, стрелком Василием Мосиным, рапиристкой Камиллой Гафурзяновой, пловчихой Эльвирой Хасяновой.

(9)Люди, живущие в Казани, выступают за здоровый образ жизни, культуру и спорт. (10)Пусть наш город ждет светлое будущее и процветание!

- Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания.

- Подчеркните в предложениях однородные члены.

- Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема – город Казань. Основная мысль – любовь к родному городу и гордость за него).

- Назовите предложения, в которых есть обобщающие слова при однородных членах. Составьте схемы этих предложений. (4,5,6). Объясните расстановку знаков препинания.

- Одинаково ли условие постановки тире в 5,6 предложениях и в предложении 1? (Нет, в первом предложении тире между подлежащим и сказуемым).

- Запишите предложение :

Ни строители города, ни спортсмены, ни ученые никогда не уйдут из благодарной памяти жителей Казани.

- Нужно ли ставить в этом предложении тире? Обоснуйте свою точку зрения. (Нет, не нужно. Здесь нет обобщающего слова. И однородные члены, и обобщающее слово являются одним и тем же членом предложения, а здесь однородные подлежащие и обстоятельство времени).

- Запишите свое предложение о нашем городе с однородными членами.

5. Физкультминутка для глаз.

5. Новый материал. Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Вспомните порядок разбора и характеристику простого предложения.

(Слайд 4)

Ознакомьтесь с содержанием параграфа 45 учебника. (Самостоятельная работа).

6. Закрепление.

1. Упр.276.

В это время несколько учеников (одаренные) разбирают другое предложение.

Холмистые поля долины речек еловые леса с запутанными тропами и милые березовые рощи как бы приглашающие к себе в гости навсегда останутся в душе русского человека.

2. Правильно ли разобрано предложение и составлена схема? (На обратной стороне доски)

Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую и веру гордую в людей и жизнь иную. (Повеств., невоскл.,простое, двусост., распр., осложнено одн. дополнениями).

[ и О, и О, и О, и О, и О].

(Нет, неправильно. Перед последним союзом И запятая не нужна, так как здесь два ряда однородных дополнений).

[ и О, и О, и О, и О О и О].

3. Важно не только умение самим правильно расставлять знаки препинания, но и умение видеть пунктуационные ошибки.

Найдите ошибки в расстановке знаков препинания. Во всех ли предложениях они допущены? (Слайд 6)

Резерв: самостоятельная работа (тест – нахождение предложений с пунктуационными ошибками)

7. Рефлексия.

Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Чему вы научились сегодня? Что вызвало затруднение?

Домашнее задание: параграф 45, упр.277 (слайд 7)

Характеристика простого предложения По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). По эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное). По количеству грамматических основ (простое, сложное).

4. По составу грамматической основы (двусоставное, односоставное). 5. По наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное). 6. По наличию осложнений (осложнено …., неосложненное). 7. По наличию всех членов предложения, достаточных для понимания (полные, неполные).

Сравните по образцу Ветер осенний в лесах подымается, Шумно по чащам идет, Мертвые листья срывает и весело В бешеной пляске несет. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено одн. сказуемыми, полное). [ О, О, О и О ].

Найдите ошибки в расстановке знаков препинания при однородных членах По горам, по долам, и в белый день, и по ночам наш витязь едет непрестанно. Хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке, или за рыбной ловлей, или на отдыхе. А дождь так и сыплет, так и сечет все чаще, и чаще, и дробит кровли, и окна сильней и сильней. Уже не стало видно: ни земли, ни деревьев, ни неба. Эти нормы под силу вспомнить как мастерам спорта, так и начинающим.

Домашнее задание: параграф 45, упр.277 Благодарю за работу!

Придумайте и запишите предложения, соответствующие данной схеме: [О и О, О и О, О и О - ].

Придумайте и запишите предложения, соответствующие данной схеме: [ : О, О и О, О и О – … ].


Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: «Синтаксический разбор предложений с однородными членами»
1. Формировать знания об особенностях и порядке устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами.

2. Развивать умения производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами разных видов.

3. Воспитывать бережное отношение к здоровью.

Планируемые результаты:

Знание учащимися особенностей синтаксического разбора предложения с однородными членами.

Умение делать синтаксический разбор предложения с однородными членами, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами разных видов.

Тип урока: комбинированный (изучения нового материала и закрепления изученного)

Место урока в календарно-тематическом планировании: урок № 54 по КТП, после изучения темы: «Однородные члены предложения».

Оборудование: раздаточный материал (разноуровневые тесты)

Словарно-семантическая работа: гимнастика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы, целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Терминологический диктант с взаимопроверкой.

Прослушайте определение языкового явления, запишите называющий его термин или продолжите высказывание.

1) Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания и правила их построения (синтаксис).

2) Ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно (однородные члены).

3) Определения, которые относятся к определяемому слову по-разному: непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным (неоднородные)

4) Сочинительные союзы и; да; ни-ни; не только …, но и; как …, так и по значению являются (соединительными).

5) Между однородными членами, соединёнными одиночным соединительным или разделительным союзом, запятая (не ставится)

6) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ним ставится (тире).

7) Если в предложении однородными являются разные члены, то они образуют группы однородных членов предложения, которые называются (рядами).

2. Графический диктант. Не записывая предложений, составьте схемы предложений. (Один ученик у доски на оценку).

1) Осень принесла холод, да ветер, да скуку.

2) Везде: впереди, сзади, слева, справа – расстилались необозримые родные просторы.

3) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

III. Изучение нового материала.

1) Работа с учебником.

Чтение порядка и образцов синтаксического разбора предложения с однородными членами.

2) Письменный и устный синтаксический разбор предложения у доски.

Всё: люди, птицы, травы, овеянные росой, - слушает тишину утра. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однорд. подлежащими с обобщ. словом и обособ. опред, выраженным прич. об.)

IV. Закрепление материала.

Объяснительный диктант. Работа с текстом (напечатан для каждого учащегося).

1) Прочитайте текст. Определите тему, стиль и тип текста.

2) Расскажите о происхождении слова «гимнастика». Сделайте вывод: в чём польза физических упражнений. Как часто вы занимаетесь спортом?

3) Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку.

4) Графически объясните орфограммы там, где буквы подчёркнуты.

5) Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

Великие люди о пользе физических упражнений.

Ещё великие мыслители древности Платон Аристотель Сократ отмечали влияние движений на организм. Ожиревших римлян знаменитый врач Гален заставлял копать землю и косить и бегать и делать гимнастику. Греки обнажёнными занимались спортом под лучами южного солнца, отсюда и происходит слово «гимнастика», в переводе с древнегреческого «гимнос» значит «обнажённый». Передовые люди России 18 века говорили о необходимости движения для сохранения здоровья и призывали к оздоровлению населения и борьбе с болезнями. А.И.Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно укрепить не только тело но и дух. А.В.Суворов ввёл и сам делал воинскую гимнастику требовал тренировки и закаливания солдат. Современники А.С.Пушкина писали о нём, что он был самого крепкого сложения мускулистый гибкий и этому во многом способствовала гимнастика. Максим Горький увлекался то греблей то плаванием то игрой в городки а зимой ходил на лыжах или катался на коньках. И.П.Павлов до глубокой старости занимался спортом а также любил физический труд.

V. Физкультминутка.

VI. Самостоятельная работа.

(Часть А – низкий уровень «3»;

часть В – средний уровень «4»;

часть С – высокий уровень «5»).

VII. Подведение итогов.

В чём особенность синтаксического разбора предложений с однородными членами?

Какие трудности возникли при выполнении теста?

Оценки за урок будут выставлены после проверки теста.

VIII. Домашнее задание.

Тест по теме: «Однородные члены предложения»

Вариант 1.

Часть А.


1) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом подчинительной связью.

2) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к разным членам предложения и соединяются друг с другом подчинительной связью.

3) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.

А 2. Какие члены предложения могут быть однородными?

1) Только главные члены предложения.

2) И главные, и второстепенные члены предложения.

3) Только второстепенные члены предложения.

1) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

2) Потом всё стихло и только морская даль всё также монотонно шумела.

3) Шла война и мы становились не слабее а сильнее.

4) Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же внезапно как и появился.

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла лепёшки.

4) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

1) Имя великого русского композитора П.И.Чайковского известно как в России так и за рубежом.

2) В средние века появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

3) В самые грустные и трудные минуты жизни я вспоминал пушкинские строки.

4) На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации.

1) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады.

3) Всё было непривлекательно небо и озеро и пасмурные дали и низкий остров.

4) К числу дичи принадлежат медведи олени кабаны дикие козы и зайцы.

1) На утреннем базаре в Симферополе всё блестело от росы кувшины с молоком холодная редиска пучки лука и огромные пионы.

2) В моей сумочке было много всякой мелочи цветные карандаши перочинный нож игольник с нитками шило часы секундомер.

3) В Павле несколько минут боролись два чувства обида и выдержка.

4) И рёв моторов и гул зениток и гром могучего взрыва всё было неимоверно быстрым гневным.

Всё в нём: и тужурка, и каракулевая шапка, и белые сапоги – было запачкано какой-то тёмной маслянистой жидкостью.

Часть С.


Придумайте и запишите предложение с однородными членами, связанными соединительным союзом.

Тест по теме: «Однородные члены предложения».

Вариант 2.

Часть А.


А 1. Какие члены предложения называются однородными?

1) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к разным членам предложения и соединяются друг с другом подчинительной связью.

2) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.

3) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом подчинительной связью.

А 2. Чем выражаются однородные члены предложения?

1) Словами одной части речи.

2) Обычно словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

3) Словами разных частей речи.

А 3. Какое предложение простое с однородными членами? (Знаки препинания не расставлены).

1) Солнце уже закатилось и приятная прохлада разливалась в воздухе.

2) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

3) К полудню тучи ушли и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо.

4) Вещи были уложены и делать было нечего.

А 4. В каком предложении нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены).

1) Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

2) Я люблю эти тёмные ночи эти звёзды и клёны и пруд.

3) Однолетние и двулетние растения цветут и плодоносят один раз в жизни.

4) Неправдой свет пройдёшь да назад не воротишь.

А 5. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены).

1) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

2) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

3) Солнце мощный источник как света и тепла так и других излучений.

4) В музыке марта и журчание ручьёв и барабанная дробь капелл и визг пилы и стук топора.

А 6. В каком предложении необходимо поставить двоеточие? (Знаки препинания не расставлены).

1) Ни дерево ни вода ничто не шелохнётся.

2) Кухня чуланы буфет всё было установлено поставцами с посудой.

3) По углам валялась различная рухлядь разбитая прялка измятые жестяные банки погнутые шомпола.

4) И мой гнев и моя радость всё оставляло его равнодушным.

А 7. В каком предложении необходимо поставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

1) Ничто не помогало противнику ни сети проволочных заграждений ни отчаянное сопротивление гарнизона.

2) Железная кровать с подушкой и тюфяком белым одеялом маленькая этажерка в стене шкаф для платья и белья два стула таково было убранство комнаты.

3) Пыль так и осталась от лета и лежала толстым слоем везде на солнечных часах на статуях на мраморных скамеечках.

4) Он останавливался и разговаривал с разными людьми санитарами проводниками вагонов смазчиками.

В 1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

В 2. Составьте схему данного предложения.

Часть С. Придумайте и запишите предложение с однородными членами, связанными разделительным союзом.

Ответы к тесту

§ 1 Алгоритм разбора

Синтаксический разбор простого предложения, осложненного однородными членами, мало отличается от разбора любого другого простого предложения. При работе необходимо соблюдать порядок разбора. Наличие в предложении однородных членов указывается после характеристики простого предложения, и только потом производится разбор главных и второстепенных членов.

Итак, рассмотрим весь алгоритм разбора.

Во-первых, необходимо найти грамматическую основупредложения и установить, что оно простое.

Во-вторых, называем тип предложения по цели высказывания(повествовательное, побудительное, вопросительное) и по интонации(восклицательное или невосклицательное).

В-третьих, рассказываем о строении предложения. Двусоставное оно или односоставное, нераспространенное или распространенное, полное или неполное, осложненное или неосложненное. Поскольку сейчас мы говорим о разборе предложений с однородными членами, то, разумеется, при характеристике будем говорить, что предложение осложнено однородными членами, и дальше указывать, какими именно: подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями или обстоятельствами.

В-четвертых, разбираем предложение по членам, указываем, чем они выражены. Причем, сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого.

В-пятых, необходимо объяснить расстановку знаков препинания и нарисовать схему предложения. Начинайте пунктуационный разбор с объяснения выбора знака препинания в конце предложения. Установите, какое предложение анализируется, простое или сложное. В сложном предложении «посчитайте» количество частей и определите вид связи между ними: подчинительная, сочинительная или бессоюзная. Таким образом объясните выбор знаков отделения. Определите, какую функцию выполняют знаки, встречающиеся внутри простого.

§ 2 Примеры разбора

Теперь давайте потренируемся на конкретном примере.

Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. (К.Паустовский)

Итак, грамматическая основа (что?) деревца, ель и сосна, осина и береза (что делают?) растут. Сделаем отступление и отметим, что в предложении при однородных членах стоит обобщающее слово, а оно, как мы помним, является тем же членом предложения, что и однородные члены. Продолжим. Поскольку в предложении только одна грамматическая основа, то оно простое.

По цели высказывания это предложение повествовательное, по интонации - невосклицательное.

Так как в предложении присутствуют и подлежащее, и сказуемое, нет пропусков, необходимых для понимания смысла второстепенных членов, можем сделать вывод, что перед нами полное предложение. Теперь настало время обратить внимание на осложненность предложения. Как мы уже упомянули ранее, в предложении есть однородные члены, а конкретно - подлежащие, значит, предложение осложнено однородными подлежащими. Есть еще и второстепенные однородные члены - обстоятельства дружно и тесно, значит, предложение осложнено однородными обстоятельствами.

Разберем предложение по членам.

Однородные подлежащиевыражены именами существительными (что?) деревца, ель и сосна, осина и береза.

Сказуемое выражено глаголом (что делают?) растут.

Второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, представлены определениями: деревца (какие?) юные - имя прилагательное, деревца (какие?) всех пород - сочетание местоимения с именем существительным. Важно учитывать, что эти определения не являются однородными, т.к. характеризуют определяемое слово с разных сторон и выражены разными частями речи.

Второстепенные члены, входящие в состав сказуемого - однородные обстоятельства образа действиядружно и тесно, отвечают на вопрос как? и выражены наречиями.

Подчеркнем все члены предложения: подлежащие одной чертой, сказуемое - двумя, определения - волнистой линией, обстоятельства - точкой с пунктиром.

В заключение необходимо объяснить постановку знаков препинания.

Так как предложение повествовательное невосклицательное, в конце него ставится точка. Есть знаки препинания и внутри предложения. Вспомним правило: «В том случае, если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения ставится тире».

И рисуем схему предложения. В нашем случае она будет выглядеть так:

Разберем еще одно предложение.

Я позвоню тебе или во вторник, или в среду.

Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, полное, осложнено однородными обстоятельствами.

Подлежащеея выражено местоимением, сказуемоепозвоню - глаголом. Второстепенных членов, входящих в состав подлежащего в предложении нет. Позвоню (кому?) тебе - дополнение, выраженное местоимением; позвоню (когда?) или во вторник, или в среду - однородные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом.

Так как предложение повествовательное невосклицательное, в конце него стоит точка, а поскольку однородные обстоятельства связаны повторяющимся союзом, ставится запятая между однородными членами. Изобразим предложение схематически:

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык:Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл.общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык:Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.:Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000
  11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. «Аквариум» ГИППВ, 1997
  12. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ,2012
  13. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012
  14. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа», 2000
  15. Тростенцова Г.А., ЗапорожецА.И.: Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012

Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения»

Цель урока : повторить и закрепить изученные синтаксические признаки простого предложения, правила постановки знаков препинания в простом предложении. Научить учащихся выполнять синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.

Цели для ученика:

    Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными членами, обращениями, вводными словами.

    Знать: все определения основных понятий по теме.

Цели для учителя:

    Повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация».

    Закрепить и скорректировать знания по разделу, умения расставлять знаки препинания.

    Воспитывать культуру учебной деятельности.

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация», формировать навык правильно выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

Развивающие: развивать у учащихся интерес к русскому языку, углублять их творческий потенциал.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, личностные качества: уверенность в себе, смекалку, фантазию, коллективизм.

Метапредметные:

Познавательные УУД : уметь самостоятельно формулировать тему, цели, структурировать знания, решать проблему.

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание, прогнозирование, контроль, оценку и коррекцию.

Коммуникативные УУД : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ставить вопросы, уметь выражать свои мысли.

Личностные УУД : проявлять ответственность, уважение к коллективу, умение работать в группе, умение оценивать ответы своих одноклассников, повышать самооценку.

Планируемый результат: умение безошибочно выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения, анализировать текст.

Тип урока: Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

Опорные понятия, термины: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, текст, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора.

Методы : поисково- исследовательские, игровые

Формы : индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.

Ход урока

    Оргмомент

Приветствие. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке. Ну что ж, приступаем, для начала я попрошу вас нарисовать смайлик своего настроения.

Теперь давайте разгадаем, что у нас зашифровано на доске?! «Перепутанные логические цепочки». Молодцы!

    Этап целеполагания

Сегодня мы отправляемся в путешествие. Послушайте загадку и попробуйте догадаться на чём?

Какие красавцы! всегда и везде

На суше рождаются, а живут на воде?

Ходит город-великан

На работу в океан

Мы отправляемся с вами в плавание на корабле «Пятёрочка».

А как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в плавание?

Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цели: быть грамотным человеком, правильно расставлять знаки препинания.

    Обобщение по теме

Чтобы выйти в море, нужно поднять якорь. Но просто так поднять его не удастся, нам нужно размяться! Итак,

Синтаксическая зарядка. Задание: «толстый» и «тонкий» вопрос.

Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы противоположной команде (3-4 вопроса на основные понятия раздела).

2.Ну, а теперь в путь!

3.Прямо по курсу удивительный остров, который называется «Синтаксис и пунктуация». Мы совершим восхождение на гору Словосочетаний, искупаемся в озере Предложений, посетим город Текст.

4. Чтобы пришвартоваться, необходимо выполнить задание (на быстроту!):

Третий лишний

1. Определение, дополнение, подлежащее.

2. Наверное, конечно, разумеется.

3. Повествовательное, побудительное, восклицательное.

4. Односоставное, сложное, двусоставное.

Итак, мы пришвартовались!

    5. Теперь нам нужно подняться на гору «Словосочетаний» (но для этого давайте разомнемся)

Физкультминутка

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стена, а там окно,

Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)

Головой теперь вращаем

Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево.)

Три-четыре, приседаем,

Наши ножки разомнём. (Приседания.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Ну вот, размялись, теперь будем подниматься на гору!

Каждый из вас получил карточки с заданием (работа с перфокартами)

Задание: запишите словосочетания, распределяя их в три группы:

Сильный ливень, побежали к дому, в зарослях ягод, отдыхали у бабушки, желтые листья, побелка кабинета, решительно сел, пел громко, уборка урожая, тихо гудел, широкий пруд.

    Перед нами озеро Предложений, давайте искупаемся в нем!

Выполнение упражнения 228.

    Восхождение на гору Словосочетаний было, в озере Предложений искупались, осталось посетить город Текст.

Вновь обращаемся к карточкам и ищем задание под названием Город Текст. Ваша задача прочитать, определить тему текста, тип речи и выполнить пунктуационный разбор предложений

    Домашнее задание: повторить порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения; упр.227, 231

    Итог урока .

Пока наш корабль возвращается назад, мы с вами подведем итоги.

1.Прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

Сегодня я узнал, что…

Было интересно…

Было трудно…

2.Нарисуйте смайлик своего настроения. Изменилось ли оно?

3. Выставление оценок.

Резерв: проверка домашнего задания.

Русский язык
6 класс

8. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

План синтаксического разбора

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Является ли предложение восклицательным?
  3. Грамматическая основа (грамматические основы).

Образец письменного синтаксического разбора предложения

простого:
Белый пар по лугам расстилается . (И. Никитин.)

сложного:
В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит . (И. Никитин.)

План пунктуационного разбора

  1. Знаки завершения предложения.
  2. Знаки разделительные в предложении.
  3. Знаки выделительные при обращении (если есть).

39 . Спишите, расставляя пропущенные запятые. Разберите 1-е и 3-е предложения письменно, остальные - устно. Обозначьте звуки на месте выделенных букв.

1. Солнце стояло ни..ко на бледно-ясн..м небе. 2. От деревьев от кустов от высоких 3 стогов сена 3 побежали 3 длинные тени. 5 3. Солнце уже довольно высоко ст..яло на чист..м небе но поля ещё бл..стели росой. 4. Сырая земля упруга под ногами высокие сухие былинки не шевелятся длинные нити блестят на побледневшей траве. 5

(И. Тургенев.)

40 . Составьте четыре сложных предложения без союзов и с союзами и, что, потому что . Устно объясните в них постановку запятых. Одно предложение разберите устно, одно - письменно.