Нормы глаголов. Нормы образования и употребления глагольных форм


Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского
Факультет иностранных языков

Реферат по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Морфологические нормы употребления глагола»

Выполнила
Студентка группы А-11
Фещенко И.А
Проверил
преподаватель
Ширшаков Р.В.
____________
зачтено /не зачтено

Пенза 2011
Содержание:

1)Введение
2)Распространенные ошибки употребления глагола
А) Недостаточные глаголы
Б) Изобилующие глаголы
В) Ошибки при образовании глагольных конструкций
Г) Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов
3) Морфологические нормы употребления глагольных форм
А) Нормы употребления причастия как особой формы глагола
Б) Нормы употребления деепричастия как особой формы глагола
4) Литература

1.Введение


Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи глаголов. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариантностью норм в области морфологии. В данной работе мы рассмотрим самые распространенные ошибки, связанные с употреблением глаголов. Кроме этого, в мы рассмотрим причины возникновения данных ошибок.


2)Распространенные ошибки употребления глагола. Недостаточные глаголы.

Ошибки в употреблении глаголов, в большинстве случаев, связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.
Недостаточные глаголы – глаголы, не имеющие полного набора форм по тем или иным причинам. Эта недостаточность иногда обусловлена законами благозвучия (например: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить). Но глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмем, к примеру, такой глагол как «вызревать». Мы можем сказать «сыры вызревают» , «камамбер вызревает». Но мы не можем сказать «мы вызреваем». Это будет бессмыслицей, а значит, все личные формы кроме третьего лица буду невозможны.
В таблице представлены некоторые недостаточные глаголы:
*Повелительное наклонение у некоторых таких глаголов образуется от синонимичных глаголов(смотри, слушай)

Изобилующие глаголы

Изобилующие глаголы образуют двоякие формы одного и того же глагола. Различается два разграничения параллельных форм:
1)Стилистическое
2)Смысловое
Некоторые глаголы образуют двоякие формы настоящего времени,например «полоскать» при наличии нормативных форм «полощу», «полощет», «полощи», «полощущий», «полоща» имеет допустимые формы «полоскаю», «полоскает», «полоскай», «полоскающий», «полоская».То есть варианты различаются стилем речи.
Что касается смыслового, один и тот же глагол, имеющий два или более значения, может иметь разные формы в каждом. Например, глагол «брызгать», в значении « окроплять, опрыскивать» , имеет личные формы «брызгаю, брызгает» (брызгаю водой) , а в значении« разбрасывать капли», « сыпать брызги» имеет личные формы «брызжу» , «брызжет» (фонтан брызжет).
Глагол «двигать» в значениях «перемещать, толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы «двигаю» , «двигает», (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы «движет» , «движут» (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы «двигает – движет» (пруж ина двигает/движет часовой механизм ).Глагол «капать» ,в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы «капаю», «капает» и «каплю», «каплет» (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: « над нами не каплет»; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы «капаю», «капает» (капает микстуру).
Глагол «метать» ,в значении «шить», «прошивать стежками», «обшивать петлю» имеет личные формы «метаю», «метает» (метает кофту, метает шов ). Его омоним глагол «метать», в значении «разбрасывать, раскидывать», имеет личные формы «мечу», «мечет» (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру ). В том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма «метает» (метает гранату, диск, копье и т.д.).
В просторечии и в диалектах встречаются формы «кликает» (вместо кличет – от кликать), «мяучит» (от мяучить; литературная форма мяукает - от мяукать).

Ошибки при образовании глагольных конструкций

Речевые ошибки возникают при образовании конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления. Для их предупреждения важно правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:

    – обращать внимание (на что?) на факты
    – уделять внимание (чему?) подбору кадров
    – консультировать (кого?) клиента
    – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора
    – требовать (чего?) объяснений
    – требовать (что?) пропуск
    – основываться (на чем?) на фактах
    – обосновывать (чем?) фактическими данными
    – рекомендовать (кого?) агента
    – рекомендовать (для чего?) для участия
    – рекомендовать (к чему?) к употреблению.

    Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов

    При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
    бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
    Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс . В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:
    атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься
    Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом и без него):
    выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
    При рассмотрении морфологических норм употребления глагола следует обратить внимание на образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
    глядеть - гляди – глядите
    ехать - поезжай - поезжайте
    лазать - лазай - лазайте
    прибыть - прибудь - прибудьте
    лечь - ляг - лягте
    трогать - трогай - трогайте
    мазать - мажь – мажьте
    Нужно обрать внимание также на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехать поезжай, поезжайте . Допустима и форма езжай , но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте ! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите .

    3) Морфологические нормы употребления глагольных форм. Нормы употребления причастия как особой формы глагола.
    Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
    Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (употребление неверной формы «скакающий» вместо нормативной – «скачущий» ) и в неверном выборе формообразующего суффикса.
    При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.
    1) Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
    писать – писавший, решать – решавший.
    Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
    нести – нёсший, везти – вёзший.
    2) В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (- ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.
    Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .
    3) Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
    Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся . Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
    4)Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:
    прочитать книгу – прочитанная книга; праздновать юбилей – празднуемый юбилей.

      Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.
      Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы -ом-, -ем-, -им-
      и т.д.................

1. Следующие глаголы не имеют формы 1 лица ед. числа (недостаточ­ные глаголы): висеть, дерзить, дудеть, затмить, убедить, переубедить, побе­дить, чудить, лебезить, очутиться, бузить, тузить. Выразить 1 лицо можно описательно, с помощью других слов: победит ь - я одержу победу, одолею, справлюсь, осилю, смогу победить, постараюсь победить, победа будет за мною и т. п.

Глаголы умертвить, роптать имеют в,1 -ом лице ед. числа формы умерщвлю, ропщу.

Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы на -ЕЮ, -ЕЕШЬ, -ЕЮТ (по 1-му спряжению): я выздоровею, ты выздоровеешь, они выздоровеют...; я опостылею, ты опостылеешь, они опостылеют и под.

Формы этих глаголов выздоровлю, выздоровишь, выздоровят употреблять не рекомендуется.

2. Глаголы на -чь (беречь, жечь, лечь, печь, сечь, стричь, течь и под.) имеют чередование согласных в корне (выявите закономерность в чередовании согласных):

печь (к/ч) стричь (г/ж)

ед. число мн. число ед. число мн. число

1. я пеку 1 мы печём 1 я стригу 1 мы стрижём

2 ты печёшь 2 вы печёте 2 ты стрижёшь 2 вы стрижёте

3 он печёт 3 они пекут 3 он стрижёт 3 они стригут

Глагол хотеть имеет следующие формы с чередующимися согласными:

ед. число мн. число

1 я хочу 1 мы хотим

2 ты хочешь 2 вы хотите

3. он хочет 3 они хотят

Глагол платить имеет чередование согласных ч / т и не имеет чередования гласных, т. е. произносится и пишется с гласным а в корне (проспрягайте в настоящем времени).

3. Необходимо запомнить правильные формы и сочетаемость следующих глаголов:

ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО

вешать (бельё, шторы, преступника) весить

вывесить, вывешивать (бельё, шторы, объявление) вывешать

повесить (бельё, шторы, объявление, преступника) повешатъ

развесить, развешать, развешивать (картины в разных местах)

4. Необходимо запомнить формы повелительного наклонения:

бежать - беги, бегите не трогать - не трогай, не трогайте

взвесить - взвесь, взвесьте закупорить - закупорь, закупорьте

встретить - встреть, встретьте откупорить - откупорь, откупорьте

вылезать - вылезай, вылезайте лакомиться - лакомься, лакомьтесь

ехать - поезжай, поезжайте лечь -ляг, лягте

слезть - слезь, слезьте класть - клади, кладите

слезать - слезай, слезайте положить - положи, положите

5. Возвратная частица -СЯ обозначает действие, направленное на самого себя, ср.: умываться (умывать себя), причесываться (причесывать себя) и под. Поэтому неоправданным является употребление частицы -СЯ в следующих случаях: стираться, убираться, играться (просторечные формы). Правильно: стирать (бельё), убирать (в квартире), играть (в куклы).


Частица -СЯ может выражать также страдательный залог, поэтому иногда при употреблении глаголов с -СЯ возникает двусмысленность: Студенты направляются на завод для прохождения практики (неясно, сами они направля­ются или их направляют). Правильно: Студенты направлены на завод для прохождения практики.

6. Смешение форм времени и вида глаголов ведёт к грамматической ошибке: После окончания школы Фролов поступает (наст, время, несов. вид) в профессиональный лицей, где за короткое время приобрёл (прош. время, сов. вид) квалификацию токаря. Правильно: После окончания школы Фролов поступил в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

УПРАЖНЕНИЕ 25. Выразите описательно форму 1-го лица ед. числа следующих глаголов: висеть, дерзить (в наст, времени); пропылесосить, убедить, очутиться (в буд. времени).

УПРАЖНЕНИЕ 26. Проспрягайте в настоящем времени глаголы жечь, сечь, стричь, ездить, махать, вешать; в будущем времени - глаголы заплатитъ, увлечься, повесить. За справками обращайтесь к Словарю трудностей русского языка.

УПРАЖНЕНИЕ 27. Исправьте ошибки (устно).1. Бежи быстрей! 2. Ляжьте прямо! 3. Куда залез? Давай слазий! 4. Езжай помедленнее! 5. Положь на место! 6. Не трожь не своё! 7. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 8. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 9. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 10. После химической обработки деталь бросается в ванну. 11. Едь один, я позже приеду. 12. Когда же я тебя убе-дю? 13. Она почему-то не хотела узаканивать их отношения. 14. Я колешу по го­роду уже целый час. 15. Мой реферат выглядел громоздким, и поэтому я вынуждена была его подсократить. 16. Что двигает этими политическими силами? 17. Младенец непроизвольно движет руками и ногами. 18. Обойми меня крепко. 19. Выдь на Волгу! 20. Взглянь на эту красоту! 21. После училища выпускники направляются в Военную академию им. М.В. Фрунзе.

План

1. Нормы употребления числительного (краткие сведения о числительном, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

2. Нормы употребления глагола (краткие сведения о глаголе, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

1. Как известно, числительное относится к изменяемым частям речи. Поэтому колебания форм, т.е.слабая норма, свойственная существительным, прилагательным и местоимениям, наблюдается и при употреблениичислительных. принято следующее определение.

Числительные – это разряд слов, который называет число, количество предметов, а также их порядковый номер.

Напомним, что по значению числительные делятся на 3 разряда: числительныеколичественные, собирательные ипорядковые . Последние (порядковые) отличаются от всех слов данной части речи тем, что обладают всеми признаками прилагательного. Следовательно, остается спорным вопрос об их принадлежности к той или иной части речи.

Нужно признать, что возникновение вариантов и, как следствие, нарушение норм связывается, прежде всего, со смешением значений количественных исобирательных числительных. Первые называют количество (число) отдельных предметов, вторые обозначают количество как совокупность. Неправильное употребление числительных может привести к двусмысленности, особенно когда речь идет о лицах мужского пола.

Сравните: Ко мне приходили три студента (может быть, один за другим).

Ко мне приходило трое студентов (все вместе).

Правда, эти семантические нюансы иногда выражены весьма нечетко, поэтому смешение их значений не считается грубым отклонением от нормы, особенно если в качестве сказуемого употребляется глагол совершенного вида, указывающий на результативность действия.

Сравните: Организация направила в институт трех специалистов .

Организация направила в институт троих специалистов .

Наряду с семантической характеристикой отличительной особенностью количественных числительных является способ графического обозначения. Известно, что они могут обозначаться как словами, так и цифрами. Выбор зависит от стиля речи. Внаучном стиле –цифры, вхудожественном – предпочтительнее словесное обозначение,за исключением выражения времени. Вофициально-деловом и публицистическом стилях допустимы два варианта.

Из этого следует, что выбор того или иного обозначения определяется особенностью избранного жанра. Но именно эта особенность приводит зачастую к нарушению нормы, поскольку при произношении цифрового обозначения количества смешиваются формы косвенных падежей. Надо заметить, что в большей степени это относится к сложным и составным количественным числительным.

Назовем наиболее частые случаи ошибочного использования форм числительных.

1. При склонении сложных и составных числительных говорящие нередко изменяют не все части, а только последнюю:На факультете учится больше семьсот студентов. Правильная форма –семисот. Почему, собственно, вторая форма считается нормой, а не первая? Ответом на этот вопрос может служить точка зрения академика В.В. Виноградова,который исследовал морфологические изменения числительных и подчеркивал, что в современном русском языке «…подчиняясь математическому мышлению, числительные унифицируют свои формы…».Другими словами, изменение обеих частей,выравнивание основы ученый связывает с действием закона аналогии, поэтому в паресемьсот и семисот вторая признается нормой.

Такая же картина наблюдается при изменении числительных, оканчивающихся на -десят: 50, 60, 70, 80, где склоняются обе части, при этом падежные формы уподобляются. Таким образом, различаются только три формы, а именно:

Степень унификации форм возрастает у числительных 40, 90, 100, у них различаются только две формы, используемые в разных падежах:

Кстати сказать, для этих числительных еще в XVIII веке была актуальна парадигма склонения по типу слов мужского рода на твердый согласный: стол . Как видите, от этого типа склонения остались единичные формы. Ставшая архаизмом формасороков встречается только в сочетаниисорок сороков для обозначения большого множества предметов.

Числительные 200, 300, 400, 500 присклонении имеют более полную парадигму:

Числительные тысяча, миллион, миллиард обладают категорией рода, числа и падежа и изменяются соответственно так же, как и существительные женского и мужского рода. Обычно склонение этих слов не вызывает нарушений, за исключением формы творительного падежа словатысяча .

Как сказать правильно: познакомиться с тысячей студентами или с тысячью студентами? Нормой является вторая форма, которая поддерживается аналогией с формой творительного падежа у другихчислительных (пятью, шестью ). Нов значении существительного варианттысячей остается предпочтительным. Мы говорим:С тысячей в кармане.

Помните о том, что в косвенных падежах все части составных числительных изменяются. Например,с семьюстами сорока пятью, о трехстах семидесяти девяти.

Необходимо также обратить внимание на числительные, входящие в составные наименования марок различных машин, приборов, аппаратов или мероприятий. В роли кодовых определителей выступаютколичественные числительные, которые все больше вытесняют в подобных конструкциях порядковые. По мнению В.В.Виноградова, этот процесс тоже связан с характером математического мышления. Он так и писал: «…древние синтетические формы числовых существительных и прилагательных подверглись вкатегории числительных… натиску отвлеченного математического мышления». Например, «Восход-2», «МИ-6», «Луна-1», « у ран-235», «АН-10», «Ту-134». При таком употреблении числительное лишилось своего специфического числового количественного значения: оно используется здесь для наименования некой серии предметов. Хотя в устной речи мы можем услышать вместочетыре четвертый, т.е. употребление формы порядкового числительного, которая являлась нормой еще в начале века, а сейчас допустима только в разговорной речи. В сообщениях же официального характера принято употреблять форму именительного падежа количественных числительных.

Надо сказать, что при образовании составных числительных лишь для выражения времени остается общей нормой употребление форм порядковых числительных, при этом первая часть (количественное числительное) не изменяется. Приведем примеры:

Молодой ученый родился в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году . Формав тысячу была бы ошибочной.

Запуск спутника намечен к две тысячи пятому году. Формак двум тясячам пятому – грубое нарушение нормы.

Следует обратить внимание на образование сложных слов , в которых первым компонентом выступает числительное. В таких случаях числительные, кроме90 и100 , ставятся в форме родительного падежа:восьмисотлетие, двухтысячепятисотлетие , НО!девяностолетие .

Сложные слова с первой частью – числительным два в форме родительного падежа имеют некоторые особенности. Как сказать правильно:двух бортный костюм или дву бортный костюм? В данном случае оба варианта допустимы, и таких слов в русском языке немало. Однако в большей части книжной и специальной лексики, чаще всего среди терминов, закрепилась формадву-: двуокись, двукрылый, двугласный, двуслоговое, двусмысленность и пр. В словах обиходных – формадвух- :двухколесный, двухсуточный, двухмесячный, двухкомнатный и пр.

Конечно, в данном случае речь идет о предпочтительности употребления: такая дифференциация вариантов форм не имеет категорического характера.

Другое дело, что выбор нередко зависит от фонетико-орфоэпической особенности слова. Если слово начинается с гласной, то во избежание зияния, т.е. стечения гласных, употребляется элемент двух-: двухъярусный, двухъёмкостный. (Теперь орфографическое правило об употребленииъ знака на стыке основ не может вызывать недоумения: оно выглядит вполне логично.) Но и тут мы не избежим исключений – примером может служить словодву язычный.

В учебно-справочной литературе выделяется группа слов, входящая в состав количественных числительных: так называемые дробные числительные типа три пятых, одна целая и восемь десятых. По мнению многих авторитетных исследователей, их нельзя считать в полном смысле числительными, так как они представляют собой объединенные разными типами синтаксической связи сочетания слов, относящихся к разным частям речи. Но в учебных целях это правомерно.

Несколько замечаний о склонениидробных числительных. При образовании падежных форм изменяются обе части: три пятых, трех пятых, трем пятым и т.д. В случае если первую часть составного дробного числительного образует словоодна , то вторая должна сочетаться с ним в роде и падеже, например одной тысячной.

Также вызывает затруднение склонение дробного числительного полтора, которое различается по родам. Сравните:полтор а часа, полтор ы минуты.

Не менее важные правила сочетаемости количественных и собирательных числительных с другими частями речи будут рассмотрены при анализе синтаксических норм на уровне словосочетания и предложения (см. лекцию 8).

Выводы. Анализируя особенности норм употребления грамматических форм числительных, мы убедились в том, чтоколебания норм были вызваны главным образом тенденцией к стандартизации количественного выражения, резким возрастанием употребительности форм количественных числительных, что, по мнению исследователей, во многом определяется самой природой математического мышления.

2. В морфологическом аспекте одной из наиболее сложных в употреблении частей речи являетсяглагол. Дадим определение этой части речи.

К глаголам относятсяслова, которые обозначают действие, процесс, состояние и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога, а также категориями рода и числа.

Заметим, что только перечисление указанных категорий уже свидетельствует о многообразии форм, что создает определенные трудности при использовании этой части речи, и связывается это в первую очередь с категорией лица.

Известно, что категория лица глагола показывает, кто является производителем действия с точки зрения говорящего. Значение лица проявляется у глаголов в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. Подавляющее большинство русских глаголов имеют 6 личных форм:читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают.

Однако существуют глаголы, у которых этих форм больше либо меньше шести. Первые получили название изобилующих, вторые –недостаточных.

У изобилующих глаголов параллельные личные формы возникают под влиянием глаголов продуктивного класса (напомним, что действие закона аналогии свойственно языкам с сильной морфологией). Различаютсяпять продуктивных классов , или групп глаголов, имеющих одинаковое соотношение основ и инфинитива (на -ать/-ять, -еть, -ова/-ёва-, -нуть, -ить ). Например, по данным известного языковеда Л.К. Граудиной, продуктивные глаголы на -ать (считать-считаю) подчиняют себе около 40 глаголов непродуктивной группы с тем же инфинитивом, но имеющие изначально другие основы, а именно для них характерны формы с чередованием согласного основы.

Сравните:мах ать – машет – махает,

мет ать – мечет – метает,

двиг ать – движет – двигает,

хлест ать – хлещет – хлестает и пр.

В данных парах вторые формы по образованию появились позднее под влиянием живых грамматических процессов. Так возникли варианты. Стадия вариантности может быть весьма долговременной и затяжной. В частности, указанные выше пары считаются одним из самых крупных массивов вариантных форм, существующих на протяжении всей истории современного литературного языка начиная с XIX века.

В связи с этим необходимо отметить еще две тенденции. Первая связана со стойким сохранением у некоторых глаголов исконных форм: писать – пишет, искать – ищет, вязать – вяжет . Другая тенденция свидетельствует о том, что некоторые непродуктивные глаголы окончательно перешли в разряд продуктивных:глотать – глотает, икать – икает, черпать – черпает.

Между возникшими вариантами, как правило, существуют различия либо стилистические, либо смысловые. Форма машет – нейтральная,махает – разговорная. Такое же стилистическое различие сохраняют формы:рыщет – рыскает, полощет – полоскает, колышет – колыхает, мурлычет – мурлыкает и др. Но в парехлещет – хлестает – вторая просторечная, следовательно, не рекомендуется, а пер-вая – нейтральная, т.е. является нормой. А вот в паресвязывает – связует первая форма носит нейтральный характер, а вторая является книжной, устаревшей.

Существуют пары, которые стилистически равноправны: различие форм у них приобрело смысловой характер. Примером может служить пара двигает – движет: первая форма указывает на перемещение, а вторая имеет значение «побуждать к чему-либо». Также различается в смысловом отношении параметает – мечет .

Сравните:Рыба мечет икру.

НО! Спортсмен метает копье.

В современном языке можно наблюдать стремление к уподоблению форм между глаголами продуктивных классов. Так, формы глаголов на -еть нередко принимают формы глаголов на -ить . Например, затруднения в речи вызывает спряжение глаголов типа выздороветь, опостылеть, опротиветь , где по правилу должны образовываться формы с двойными гласными, неудобными в плане произношения – перед личными окончаниями следует прибавлять-е: выздоровею, опостылею, опротивею. У таких глаголов в устной разговорной речи предпочитаются формы, которые соответствуют классу глаголов на -ить: выздровлю, опротивлю, опостылю.

Примеры убеждают нас в том, что влияние продуктивных классов сказывается не только на появлении в речи допустимых вариантов личных форм у глаголов непродуктивных классов, но и на изменении самого класса глаголов: непродуктивные глаголы переходят в продуктивные. Например, некогда непродуктивный глагол страдать относится теперь к 1-му классу (страдают – норма,страждут – устаревшая форма, вышедшая из употребления).

Напомним, что к группе недостаточных глаголов относятся те, которые не образуют какие-либо спрягаемые формы. Вызвано это могло быть, с одной стороны, столкновением современной и исконной литературной нормы, а с другой – церковно-славянским происхождением глаголов. Например, еще в начале XX века обе формы:побежу – побежду (победить), прегражу – прегражду (преградить) считались нормативными, отмечалось лишь различие в происхождении: первая – русская, вторая – церковно-славянская. Но уже к середине XX века закрепилась в современном русском языке форма на- ж прегра ж у ,вознагра ж у. Среди глаголов, у которых форма1-го лица настоящего или будущего времени отвергнута или не принята в академической грамматике, можно выделить следующие группы:

1) глаголы, у которых наличие формы теоретически возможно, но она не благозвучна и труднопроизносима, поэтому в речи отсутствует, например у глаголов: победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, дерзить, пылесосить, затмить и пр. Вместоубежу илипобежу используются описательные формы типа: сумею победить, хочу убедить ;

2) глаголы со значением множества или с указанием на группу участников, такие, как галдеть, обступить и пр.;

3) глаголы, значение которых не может быть связано с говорящим лицом, типа: вскипеть, начаться, означать, осуществиться, удаться, хватать, течь и пр.;

4) глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, меркнуть и пр.

Также можно выделить группу глаголов, которые употребляются только в 3-м лице. Это безличные глаголы типа:вечереть, казаться, повезти рассветать, темнеть, смеркаться, светать и др.

Отсутствуют формы 2 и 3-го лица ед. числа у глаголовсбежаться, толпиться.

Не имеют форм 1 и 2-го лица глаголыщениться, нестись, ржаветь.

Морфологические изменения коснулись и ряда глагольных форм прошедшего времени с суффиксом (- ну )л . Хотя в словарях 1998 года еще даются два варианта в качестве нормы для бесприставочных глаголов:гас – гаснул, мок – мокнул, сох – сохнул, в приставочных образованиях форма с-ну- утратила свои позиции:воздвиг, озяб, промерз, воскрес.

Стремление к экономии языковых средств часто решает судьбу вариантов. В настоящее время насчитывается более двухсот глаголов, у которых возможны вариантные формы в повелительном наклонении, типавыброси – выбрось . В разговорной практике предпочитаются усеченные варианты форм, т.е. нередко можно услышать формувыбрось.

Не образуются формы повелительного наклонения от глаголов мочь, хотеть, ехать, жаждать, видеть.

Не менее важно представлять себе и некоторые процессы возникновения вариантов при образовании форм инфинитива.

Процессы колебания форм наблюдаются среди инфинитивных форм глаголов на -ывать/-ивать, что связано с чередованием корневого гласногоо-а под ударением: сосредот о чивать – сосредот а чивать. Краткая история этих взаимоотношений такова. В XIX веке наметилась тенденция к замене -о нав глаголах несовершенного вида, которая к середине XX века оказалась настолько сильной, что охватила почти всю группу глаголов. В ряде случаев глаголы, у которых раньше употреблялось только-о, теперь употребляется только-а: образование от глаголатрогать – дотр о гиваться (XIX век, Л.Н.Толстой) согласно современной норме произносится –дотр а гиваться. Сейчас мы говорим:осп а ривать, од а лживать, приспос а бливать, удв а ивать, утр а ивать, зак а нчивать, хотя у А.С. Пушкина читаем «не осп о ривай глупца» .

Но свыше 20 глаголов, которые в начале XX века употреблялись только с - о, теперь колеблются в употреблении. В этих парах имеет место стилистическое различие. Варианты насвойственны разговорной речи, варианты наболее употребительны в письменной:заподозривать – заподазривать, обеспокоивать – обеспокаивать, опорочивать – опорачивать, подытоживать – подытаживать, удостои- вать – удостаивать, условливаться – уславливаться.

Действие закона речевой экономии (сокращения кода) повлекло за собой возникновение вариантов в форме инфинитивов: достигнуть – достичь, постигнуть – постичь, произнести – произнесть. Первые две пары в рамках литературного языка неконкурентны, хотя формамдостичь ипостичь в словарных статьях отводится первое место. Что касается третьей пары, формапроизнесть , несмотря на то, что она более экономная, пока носит просторечный характер и с точки зрения литературной нормы не рекомендуется.

Надо сказать, что русский глагол отличается не только большим количеством словоизменительных форм, но и многообразием словообразовательных элементов, которые участвуют в производстве новых слов. Однако не все элементы в равной степени используются при образовании глаголов.

Наглядным примером может служить пара: класть – положить. Следует заметить, что глаголкласть употребляется только без приставок, а корень-лож- ,напротив, образует множество приставочных глаголов:возложить, отложить, доложить, разложить. Употребление глаголаложить противоречит норме, считается грубой ошибкой.

Образование вариантов не обошло стороной в большей или меньшей степени и глагольные формы: деепричастия и причастия. По мнению Л.К. Граудиной, доля их по сравнению со спрягаемыми формами глагола невелика. Так, у 378 деепричастий замечены колебания форм, а среди причастий лишь 21имеет варианты.

Варианты деепричастий можно разделить надве группы.

Варианты первой группы – это деепричастия совершенного вида типаувидев – увидя , которые являются наиболее частотными. В этом случае возникновение вариантов объясняется смешением временных значений, т.е. суффиксы -а-, -я-, использованные при образовании деепричастий несовершенного вида настоящего времени, стали употребляться со значением прошедшего времени. Вариантность этих форм была замечена еще в XIX веке (у А.С. Пушкина читаем: «... Гирей сидел, потупя взор »). В настоящее время варианты насчитаются нормативными 1) у деепричастий с возвратной частицей -ся: не спрос я сь, встрет я сь, 2) у деепричастий, образованных от глаголов с инфинитивом на -ти: перевед я , принес я , атакже в фразеологических оборотах:слом я голову, спуст я рукава.

В академической грамматике потенциальная возможность существования форм деепричастий типа замет я признается, но предпочтительнее считается использование форм с суффиксом -в- для деепричастий совершенного вида, т.е. в нашем случае – формазамети в .

Возникновение второй группы вариантов связывается с действием закона экономии языковых средств. Так, архаически звучащие и более длинные формы с суффиксом -вши-: узна вши – сменяются формой с суффиксом -в-: узна в .

В настоящее время использование деепричастий с суффиксом - вши- носит экспрессивный характер, указывает на разговорно-просторечную окраску слов.употребление суффикса -вши является нормой только у деепричастий от глаголов на -ся :встрети вши сь . Но в целом можно заметить, что направление эволюции нормы среди параллельных форм деепричастий проявляется вполне определенно.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что формы деепричастий несовершенного вида от ряда глаголов вообще не употребляются согласно действующей норме. Среди них: бежать, беречь, писать, петь, мять, лезть спать, хотеть, мочь, чистить, мокнуть, мерзнуть и др.

В свою очередь, варианты причастий по сравнению с деепричастиями малоупотребительны. Тем не менее они тоже существуют. Примером является парапромерзший ипромерзнувший. Различия между ними носят стилистический характер. Первая форма разговорная, вторая является книжной.

Таково общее, на наш взгляд, направление эволюции грамматических форм глагола. Что же касается точного соотношения употребительности традиционных форм и форм, существование которых связано с фактами живой речи, то здесь далеко не всегда строгая категоричность будет уместна, поскольку границы нормативности недостаточно сильны и нередко речь может идти только о предпочтительности.

Предложенный анализ позволил выявить особенности норм употребления форм числительного и глагола, определить причины возникновения вариантов и факторы, влияющие на их выбор.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности употребления форм количественных числительных?

2. Какие стилистические ограничения свойственны собирательным числительным?

3. Что такое изобилующие и недостаточные глаголы?

4. В каких формах глагола наблюдаются колебания норм?

5. Каковы особенности образования и употребления форм причастий и деепричастий?

Глагол

1. Параллельные формы прошедшего времени мужского рода некоторых глаголов различаются степенью употребительности: воздвиг – воздвигнул, достиг – достигнул, иссяк – иссякнул, прибег – прибегнул и др. В современном литературном языке более употребительны формы без суффикса –ну-: воздвиг, достиг, иссяк, прибег (формы с –ну- постепенно выходят из употребления). В формах женского и среднего рода, а также множественного числа правильны только формы без суффикса –ну-: достигла, достигло, достигли; параллельные им формы с –ну- (достигнула, достигнуло, достигнули) являются нелитературными.

2.Современный русский язык располагает огромными возможностями синонимического использования форм наклонений глагола. Однако в образовании некоторых глаголов есть особенности. Так, глаголы доить, кроить, поить и некоторые другие (и их приставочные образования) имеют в форме повелительного наклонения 2-го лица суффикс –и: дои (подои, подоите), пои (напои, напоите). Их формы на –й (напой, подой) – просторечные. Без суффикса –и образуется форма повелительного наклонения глагола уведомить: уведомь, уведомьте. С суффиксом –и образуются формы повелительного наклонения множественного числа глаголов портить, почистить: не портите, почистите. В единственном числе возможны варианты: почисти – почисть, не порти – не порть.

Правильно употребляйте формы глаголов!
Хотеть Мочь
Хочу Могу
Хочешь Можешь
Хочет Может
Хотим Можем
Хотите Можете
Хотят Могут
Ехать
Говорите: ездя, проезжая (по Поезжай (те) городу),уехав (оттуда);

3.Различаются стилистической окраской параллельные формы глаголов видеть – видать, лазить – лазать, мерить – мерять, мучить – мучать. Глаголы видеть, лазить, мерить, мучить нейтральны по стилю; формы видать, мерять, мучать – разговорные. Так же различаются глаголы поднимать (литер.) – подымать (разг.).

4.Глаголы класть, положить, надеть и одеть имеют особенности в употреблении. Глагол класть не бывает с приставками, а глагол положить не употребляется без приставок. Нельзя: склал, складу, склали, складено. Должно: сложил, сложили, сложенный, сложено. Нельзя: ложил, ложили, ложу. Должно: клал, клали, кладем.

Есть различия и в употреблении глаголов одеть, надеть.

Надеть (что – на кого?) платье на девочку.

Одеть (кого – во что) девочку в пальто.

Вопросы для аудитории:

1. Образуйте формы прошедшего времени от глаголов: глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть.



2. Объясните, чем по смыслу или стилистической окраске различаются выделенные глагольные формы.

Вино струится, брызжет пена (Пушкин). Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью (М. Горький). Но ползут по кругу стрелки, - время движется вперед (Маршак). Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). С трудом двигаются усталые лошади (Короленко). Им движет посторонняя ужасная сила (Достоевский). Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин). Она мне тихо машет (Огарев).

Нормы употребления предлогов

Предлоги

1. Предлог благодаря обычно указывает на причину, которая способствует осуществлению чего-либо (в отличие от предлога из-за, который указывает на причину, мешающую сделать что-либо). Этот предлог требует после себя существительного или местоимения в форме дательного падежа: благодаря сестре (тебе).

2. Предлог вопреки требует после себя формы дательного падежа существительных: вопреки указанию.

3. Предлог в синонимичен предлогу на при указании на место, пространство, с которыми связано действие: в море – на море, в поле – на поле.

4. Предлог под может указывать на предмет, вещество, которыми заполняется какая-либо емкость, для которых предназначено место, площадь и т.д.: банка под масло.

5. Предлоги с и из могут быть синонимичны при указании на направленность действия: приехать с Украины / из Белоруссии.

6. Предлоги согласно, благодаря, вопреки требуют формы дательного падежа существительного: согласно приказу (указаниям).

7. Предлог по (в значении после) сочетается с существительными в предложном падеже.



Контрольные вопросы.

1. Что такое морфологическая норма?

2. Каковы причины появления синонимичных форм в морфологии?

3. Каковы особенности морфологических норм в именах существительных?

4. Как можно определить род несклоняемых имен существительных?

5. Чем объясняются колебания в роде заимствованных слов?

6. Особенности склонения имен существительных. Как склоняются иностранные имена и фамилии?

7. Какие грамматические трудности возникают при употреблении в речи имен прилагательных? Могут ли синонимично употребляться полная и краткая формы имен прилагательных? Обоснуйте свой ответ.

8. Каковы трудности в образовании сравнительной степени качественных прилагательных?

9. Особенности морфологических норм в глаголах.

Вопросы для самостоятельного изучения :

1. Формы 1 лица единственного числа глаголов.

2. Стилистическое различие и многозначность глаголов.

3. Особенности морфологических норм в причастиях и деепричастиях.

4. Морфологические нормы имени числительного.

1. Морфологические нормы местоимений.

10 кушать и есть:

Глагол «кушать » приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (кушать подано ) или при обращении к ребенку (Вовочка, кушать будешь ?). В остальных случаях употребляется глагол «есть ».

11. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «я извиняюсь » (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс - СЯ»).

не рекомендовано надо
Я извиняюсь извините (простите) меня

12. Нормативное употребление глаголов закончить - окончить :

ЗАПОМНИ: закончить работу, дело; НО окончить школу, университет.

НЕ следует употреблять выражение «закончить школу ».

13 . Нормативное употребление глаголов оплатить – заплатить .

Глагол «оплатит ь» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИ : оплатить проезд, оплатить мобильный телефон , но за платить за проезд.

14 . Нормативное употребление глаголов садитесь – присядьте . НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «присядьте, пожалуйста » (вследствие многозначности глагола «присесть » эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями, то есть «присесть на корточки»).

Нормативным является следующее употребление: «садитесь, пожалуйста »,

15 . Слова «ложить » в русском литературном нормированном языке нет, поэтому нельзя так говорить: «не ложи шапку на стол ». Глаголы «положить», «сложить», «отложить » без приставок не употребляются. ПРАВИЛЬНО следует говорить: «не клади шапку на стол ».



16 . Нормативное употребление глаголов «выходить/выйти » и сходить/сойти » Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: сойти с автобуса ; это значило бы, что вы идете с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения », то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: выйти из автобуса .

17 . Нормативное употребление глаголов представить - предоставить :

Глагол представить имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства)». Глагол предоставить имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».

18 . Запомни нормативное употребление следующих глаголов: постричься поскользнуться (в этом слове нет приставки ПОД), насмехаться (= поднять на смех), подчеркнуть , но почерк

19. Запомните: нормативными являются следующие формы глаголов:

ЗАДАНИЕ 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Вид ошибки Примеры
Ошибочное образование форм существительного Благородность, чуда техники, под черк,удовольство жить; бодровство; нет местов
Ошибочное образование форм прилагательного более интереснее, красивше; самый красивейший, более строже
Ошибочное образование форм числительного с пятистами рублями; жонглировал обоими руками,
Ошибочное образование форм местоимения ихнего пафоса, вокруг его ничего нет, сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности;
Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) над смехаться. Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста. Вышев на сцену, певцы поклонились.
Г 2 Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Из прочитанного мной части романа…
Г 3 Нарушение норм управления. Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов Нужно сделать природу более красивую . Все удивлялись его силой
Г 4 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея . Все были рады , счастливы и веселые . Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят .
Г 5 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Г 6 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.
Г 7 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .
Г 8 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.
Г 9 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.
Г 10 Нарушение границ предложения. Неудачный порядок слов в предложении Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
Г 11 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Она сидела за столом ине разговаривает со мной.
Г 12 Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник.
Г 13 Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.