Почти в стах странах. Не будем нарушать нормы формообразования

Вариант 8

Часть 1

(1)Обычную речь с музыкой не спутать, они всё-таки достаточно разные, однако кое-что общее у них есть, и это общее - ритмическая организация.

(2) Музыкалъный ритм - вещь вполне очевидная, но ведь и речевые звуки вовсе не хаотичны, они распределяются по слогам и словам, и, когда мы слышим, как кто-то что-то говорит, мы ясно ощущаем границы между слогами, словами, частями предложения, что позволяет нам понять услышанное. (3) <...> по некоторым данным, язык вообще очень глубоко связан с музыкой и даже во многом определяет структуру не только народных мелодий и ритмов, но даже авторских музыкальных произведений

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Речевые звуки не хаотичны, они распределяются по слогам и словам, поэтому мы ясно ощущаем границы между слогами, словами, частями предложения, что позволяет нам понять услышанное.

2) Ритмическая организация не единственное, что связывает музыку и обычную речь: по некоторым данным, язык определяет структуру как народных мелодий и ритмов, так и авторских музыкальных произведений.

3) У обычной речи много отличий от музыки, однако есть и объединяющее начало: музыкальный ритм народных мелодий определяет структуру народного языка.

4) Ритмичность, присущая музыке, характерна и для языка, который способен определять структуру не только народных мелодий и ритмов, но даже авторских музыкальных произведений.

5) По некоторым данным, язык очень глубоко связан с музыкой, так как речевые звуки вовсе не хаотичны, они распределяются по слогам и словам.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Прежде всего

Напротив,

Кроме того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.



ОРГАНИЗАЦИЯ, и, ж.

1) Процесс действия, направленный на обустройство чего-н. О. праздника. О. отдыха.

2) Организованность, планомерное, продуманное устройство. Чёткая о. производства.

3) Общественное объединение или государственное учреждение. Всемирная торговая о. Профсоюзная о. Строительная о. Молодёжная о. О. ветеранов труда.

4) То же, что организм (устар.). У ребёнка слабая о.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

заселЁнный

мЕстностей

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ФАКТИЧЕСКОЕ положение дел оказалось совсем не таким, каким оно было представлено в отчёте.

Мне вспомнился город моего детства, а с ним и те самые знаменитые ГЛИНИСТЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Было тихо, лишь временами доносились ОКЛИКИ часовых.

После разговора с Натали Андрея охватило одновременно чувство любви и ненависти, и это ДВОЙСТВЕННОЕ чувство не покидало его до вечера.

Старик уже не чувствовал в своих руках БЫЛОЙ силы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИХ сестёр

ДЛИННЕЕ ленты

банка САРДИН

пара ПОЛОТЕНЕЦ

почти в СТАХ странах


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1)Главная роль в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову.
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 2) Ф. И. Тютчев написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3)Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, закрывавших небо.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была достигнуть неба.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5)Те, кто никогда не был на колокольне Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеет представления о Москве.
6) Лесные поляны покрыты яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
7) Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей.
8) Когда учитель узнал о конфликте, он не обсуждает его с классом.
9) Подъезжая к городу, мне встретился на окраине краеведческий музей.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..шнёвый

см. .гчить

укр..щать

ок…лдовать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Ра..ширил, и..брать

по..певать, о..гибать

не..глядный, н..длом

пр..красный, пр..грел

пр..обрёл, пр..уныл

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вдумч..вый обла..вать

обур..вать затяг..вать

непосед л., вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

обид..вший

вывал., шь

растрепл..шь

неотъемл..мый

перенима. .мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Со мной поздоровался никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек.

Всех смутили (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ ещё слухи.

А. Н. Толстой умер, (НЕ)УСПЕВ дописать роман «Пётр Первый».

(НЕ)ЛЁГКИЙ, а довольно суровый удел ожидает нашего героя.

Язык - это самая живая и прочная, (НЕ)РАЗРЫВНАЯ связь, которая соединяет все поколения в одно великое историческое целое - народ.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Эпоха реакции, которая наступила в России СРАЗУ(ЖЕ) после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ Печорина.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Опера С. С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л. Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес от молодого зимнего сна.

2) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

3) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

4) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

5) В лукавом и озорном необыкновенно лиричном и звонком голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И. С. Соколов-Микитов, повидавший немало далёких краёв, всегда бережно (1) по мнению литературоведов (2) хранил воспоминания о родной Смоленщине, и (3) быть может (4) эта особенность сообщает его рассказам и очеркам задушевную, доверительную интонацию, которая так располагает к нему читателя.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Печорин рассказывает о происшествии (1) свидетелем (2) которого (3) он был (4) в главе «Фаталист».

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

Каждое воскресенье с интересом смотрю по каналу «Культура» интеллектуально-развлекательную передачу «Мы - грамотеи». Среди заданий привлекло внимание одно, связанное с числительными. Её участникам предлагались числа, которые надо было записать (набрать в компьютере) словами в указанном падеже. В одной из последних передач семиклассники должны были употребить в родительном падеже трёхзначное число (234), восьмиклассники и девятиклассники - четырехзначное в творительном (1998) и учащиеся 10-11 классов - пятизначное в дательном (10768). Справились с ним немногие. В предыдущих передачах ни один из участников не написал слова правильно.

Да простят меня мои коллеги-математики, скажу прямо: не встречал ни одного, кто бы употреблял в своей речи числительные правильно: или изменяют их неверно, или вообще не изменяют, т. е. употребляют в начальной форме. Примеры некоторых ошибок в образовании форм числительных приводятся в тестовых заданиях ЕГЭ по русскому языку. Наиболее распространенными являются следующие:

1) ошибочна первая часть сложного количественного числительного: с пятистами книгами (прав. - пятьюстами);

2) ошибочна вторая часть: с восьмьюста воинами (прав. - с восьмьюстами воинами);

3) ошибочны обе части: более восемьста учеников (прав. - более восьмисот учеников);

4) ошибочна форма одного или нескольких слов в составных порядковых числительных: в двух тысячи семнадцатом году (прав. - в две тысячи семнадцатом году), в двухтысячно семнадцатом году).

Допускаются ошибки и в простых числительных: почти в стах странах (прав. - в ста странах).

Причинами этих и других ошибок являются особенности словоизменения различных по структуре числительных (простых, сложных, составных) а также взаимовлияние разных форм, приводящее обычно к образованию ненормативной формы (контаминация). Так, особыми являются формы числительных два, три, четыре (двух, трёх, четырёх и т. д.). Эти формы сохраняются в сложных словах типа двести, триста, четыреста.

У числительных сорок, девяносто, сто всего две формы: в им. и вин. п. - сто, в остальных - сорока, девяноста, ста. Все остальные формы будут неправильными: к стам рублям, о стах рублях и др. Однако в сложных словах типа пятьсот в им., род. и вин. п. употребляется форма - сот (неправ. пятиста, шестиста и т.п.), в дат. - стам (пятистам), в тв. - стами (пятьюстами), в предл. - стах (о пятистах).

В качестве самостоятельных существительных эти формы употребляются в основном со словом несколько: без нескольких сот, к нескольким стам и т. д.

Трудности связаны и с употреблением слов полтора (полторы), полтораста. Как и числительные 40, 90, 100, они имеют две формы: в им. и вин. одна форма, в остальных - другая (полутора, полутораста).

Как известно, числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 3 склонения (кровать). В сложных существительных типа пятьдесят, пятьсот изменяются обе части: пятьдесят, пятидесяти, пятьюдесятью и т. д. (формы типа пятидесятью ошибочны).

В сложных порядковых числительных типа пятидесятый, пятисотый изменяется только вторая часть, первая часть употребляется в форме род. п. (пятидесятого, пятидесятому и т. д.).

В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: две тысячи восемнадцатый год, в две тысячи восемнадцатом году и т. д.

На наш взгляд, одной из причин ошибок в образовании форм этих числительных являются слова на -сотый, -тысячный, -миллионный и т. д.(пятисотый, двухтысячный, трехмиллионный и т. д.), в которых изменяется только вторая часть, а первая употребляется в форме род. п.

С числительными как с частью речи учащиеся знакомятся в 6 классе, их словоизменение должно повторяться, закрепляться в 10-ом, но многие из выпускников все же допускают ошибки в их употреблении, не всегда распознают ошибочные формы в тестах.

Если вы попытались образовать и записать формы числительных, предложенные участниками передачи «Мы - грамотеи», то можете проверить себя:

род. п. - двухсот тридцати четырех;

твор. п. - тысячей девятьюстами девяносто восемью (возможны варианты восьмью, тысячью);

дат. п. - десяти тысячам семистам шестидесяти восьми.

Хочу воспользоваться возможностью и обратиться с просьбой к учителям математики: «Научите, пожалуйста, своих учеников правильно употреблять числительные!»

Другие ошибки в употреблении числительных скорее являются синтаксическими, но о них в другой статье.

ВАРИАНТ 30 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. (2) главной составляющей магмы является окись кремния. (3)От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения – спокойный или взрывной, форма вулкана.


1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы, а также окись кремния.

2) Количество главного компонента магмы окиси кремния влияет на её свойства, характер извержения и форму вулкана.

3) Существует множество вулканов различных форм и состава магмы.

4) От количества некоторых элементов зависят свойства вулканической магмы, определяющие характер возникновения вулканов.

5) На характер извержения, форму вулкана и на свойства магмы влияет количество главного её компонента окиси кремния.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако Поэтому Следовательно, Другими словами, Зато

Ответ:_______________________________________

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭЛЕМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЭЛЕМЕНТ , -а, м.

1) Составная часть чего-н., компонент. Разложить целое на элементы.

2) Доля, часть в составе чего-н., в чём-н. Интернациональные элементы в русской терминологии.

3) чего. Одна из черт в чём-н., в содержании чего-н. (книжн.). Э. драматизма в рассказе.

4) Человек как член какой-н. социальной группы. Прогрессивные элементы. Уголовные элементы.

5) Простое вещество, не разложимое обычными химическими методами на составные части (спец.). Периодическая система химических элементов (Менделеева).

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

шофЁр сверлИшь цепОчка начАли обогналА

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В офис юриста каждый клиент приходит со своей проблемой, и внимательный приём и ДОВЕРЧИВАЯ беседа являются залогом установления прочных деловых отношений.

Готовые тосты можно украсить базиликом, который нужно предварительно вымыть, хорошо ОТРЯХНУТЬ от капель и нарезать полосками.

Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.

Информацию о НАЛИЧИИ билетов на детские спектакли, которые будут проходить в дни зимних каникул, можно получить в кассах драматического театра.

На выставке были представлены ПОДЕЛКИ учащихся младших классов.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИХ сестёр банка САРДИН почти в СТАХ странах

ДЛИННЕЕ ленты пара ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Многих читателей журналов в первую очередь интересует теоретические статьи экономистов и социологов, которые ставят в своих публикациях проблемные вопросы.

Б) Подъезжая к городу, мне встретился на окраине краеведческий музей.

В) Ф.И. Тютчев написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики.

Г) Благодаря синонимов один и тот же смысл можно выразить по-разному.

Д) Все, кто изучал процесс развития языка, знают о различных исторических изменениях как на уровне фонетики, так и грамматики.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..сток пол..гаться укр..щать ок..лдовать разб..раться

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..ширил, и..брать не..глядный, н..длом

пр..обрёл, пр..уныл по..певать, о..гибать пр..добрый, пр..грел

Ответ:_______________________________________

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

вдумч..вый обур..вать непоседл..вый обла..вать затяг.,вать

Ответ:_______________________________________

11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

обид..вший растрепл..шь перенима..мый вывал..шь неотъемл..мый

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Со мной поздоровался никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек.

Всех смутили (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ ещё слухи.

А.Н. Толстой умер, (НЕ)УСПЕВ дописать роман «Пётр Первый».

(НЕ)ЛЁГКИЙ, а довольно суровый удел ожидает нашего героя.

Язык – это самая живая и прочная, (НЕ)РАЗРЫВНАЯ связь, которая соединяет все поколения в одно великое историческое целое – народ.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Эпоха реакции, которая наступила в России СРАЗУ(ЖЕ) после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ Печорина.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

Опера С.С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л.Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес от молодого зимнего сна.

2) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

3) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

4) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

5) В лукавом и озорном необыкновенно лиричном и звонком голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

Ответ:_______________________________________

17.

И.С. Соколов-Микитов, повидавший немало далёких краёв, всегда бережно (1) по мнению литературоведов (2) хранил воспоминания о родной Смоленщине, и (3) быть может (4) эта особенность сообщает его рассказам и очеркам задушевную, доверительную интонацию, которая так располагает к нему читателя.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Печорин рассказывает о происшествии (1) свидетелем (2) которого (3) он был (4) в главе «Фаталист».

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. (2)Большая сила всегда великодушна.

(3)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (4)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(5)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (6)Ремес-ло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (7)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (8)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центро-спас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (9)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (10)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (11)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(12)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (13)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (14)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (15)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (16)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(17)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (18)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (19)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (20)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(21)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (22)Нет! (23)Именно он и победит. (24)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (25)Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и прочно, надёжно, надобно иметь высокую душу. (26)Хороший характер. (27)Самое надёжное в нашем мире – это благородство духа. (28)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) – российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сильные люди обычно великодушны.

2) Желающие попасть на работу в отряд «Центроспас» должны пройти психологическое тестирование.

3) Конфуций утверждал, что люди абсолютно различны по своей природе.

4) Безнравственные люди, нанося удар исподтишка, часто добиваются долговременного успеха.

5) Долго в спасателях способны задержаться только те люди, которые умеют защитить слабого.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 11 поясняет содержание предложения 6.

2) В предложениях 13-14 содержится рассуждение.

3) В предложениях 15-16 представлено повествование.

4) Предложение 3 содержит аргумент к высказанному в предложении 2 утверждению.

5) В предложениях 27-28 содержится описание.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложения 25 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 12-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, форм слов и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор использует приём – (А) _____ (предложения 14-16). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру подчёркивает такое синтаксическое средство – (Б) ____ (предложения 17, 18), а использование таких приёмов, как (В) _____ (предложения 21-23) и (Г) _____ (предложения 25-26), помогает подвести итог авторским размышлениям».

Список терминов:

1) сравнение

2) термин

3) парцелляция

4) цитирование

5) риторический вопрос

6) эпитет

7) вопросно-ответная форма изложения

8) ряд однородных членов

9) гипербола

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

РАЗЪЕХАЙТЕСЬ

почти в СТА странах

банка САРДИН

пару БОТИНОК

ИХ успехи

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: разъехайтесь. Корректно: разъезжайтесь. Нельзя никаких других форм.

Ответ: разъезжайтесь.

Ответ: разъезжайтесь

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Вариант 30. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Обычную речь с музыкой не спутать, они всё-таки достаточно разные, однако кое-что общее у них есть, и это общее - ритмическая организация. (2)Музыкальный ритм - вещь вполне очевидная, но ведь и речевые звуки вовсе не хаотичны, они распределяются по слогам и словам, и, когда мы слышим, как кто-то что-то говорит, мы ясно ощущаем границы между слогами, словами, частями предложения, что позволяет нам понять услышанное. (3) по некоторым данным, язык вообще очень глубоко связан с музыкой и даже во многом определяет структуру не только народных мелодий и ритмов, но и авторских музыкальных произведений.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Речевые звуки не хаотичны, они распределяются по слогам и словам, поэтому мы ясно ощущаем границы между слогами, словами, частями предложения, что позволяет нам понять услышанное.

2) Ритмическая организация не единственное, что связывает музыку и обычную речь: по некоторым данным, язык определяет структуру как народных мелодий и ритмов, так и авторских музыкальных произведений.

3) У обычной речи много отличий от музыки, однако есть и объединяющее начало: музыкальный ритм народных мелодий определяет структуру народного языка.

4) Ритмичность, присущая музыке, характерна и для языка, который способен определять структуру не только народных мелодий и ритмов, но и авторских музыкальных произведений.

5) По некоторым данным, язык очень глубоко связан с музыкой, так как речевые звуки вовсе не хаотичны, они распределяются по слогам и словам.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Прежде всего Напротив, Кроме того, Но Зато

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРГАНИЗАЦИЯ, -и, ж.

1) Процесс действия, направленный на обустройство чего-н, О. праздника. О. отдыха.

2) Организованность, планомерное, продуманное устройство. Чёткая о. производства.

3) Общественное объединение или государственное учреждение. Всемирная торговая о. Профсоюзная о. Строительная о. Молодёжная о. О. ветеранов труда.

4) То же, что организм (устар.). У ребёнка слабая о.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

заселЁнный мЕстностей начАв цепОчка щЕмит

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ФАКТИЧЕСКОЕ положение дел оказалось совсем не таким, каким оно было представлено в отчёте.

Мне вспомнился город моего детства, а с ним и те самые знаменитые ГЛИНИСТЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Было тихо, лишь временами доносились ОКЛИКИ часовых.

После разговора с Натали Андрея охватило чувство любви и ненависти, и это ДВОЙСТВЕННОЕ чувство не покидало его до вечера.

Старик уже не чувствовал в своих руках БЫЛОЙ силы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИХ сестёр

банка САРДИН

почти в СТАХ странах

ТОНЬШЕ волоса

медицинские ПОЛИСЫ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Бесспорно, одним из украшений Петербурга является скульптурная композиция Петра Клодта «Укрощение коня» на Аничковом мосту.

2) Ф. И. Тютчев написал первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики.

3) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, закрывавших небо.

4) Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была достигнуть неба.

5) Многим кажется, что те, кто уделяет много внимания своему самочувствию, кто следит за новинками в области фармацевтики, должен быть здоровым.

6) Лесные поляны покрыты яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.

7) Не увидев своих лошадей, я поинтересовался, где они.

8) Когда учитель узнал о конфликте, он не обсуждает его с классом.

9) Проводя специальную тепловую обработку продуктов, удлиняется срок их хранения и снижается риск заражения различными инфекциями.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..шнёвый см..гчить укр..щать ок..лдовать гл..тать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..ширил, и..брать

по..певать, о..гибать

не..глядный, н..длом

пр..красный, пр..грел

пр..людно, пр..уныл

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вдумч..вый обур..вать непоседл..вый обла..вать затяг..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

обид..вший вывал..шь растрепл..шь неотъемл..мый перенима..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Со мной поздоровался никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек.

Всех смутили (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ ещё слухи.

А. Н. Толстой умер, (НЕ)УСПЕВ дописать роман «Пётр Первый».

(НЕ)ЛЁГКИЙ, а довольно суровый удел ожидает нашего героя.

Язык - это самая живая и прочная, (НЕ)РАЗРЫВНАЯ связь, которая соединяет все поколения в одно великое историческое целое - народ.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Эпоха реакции, которая наступила в России СРАЗУ(ЖЕ) после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ Печорина.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Опера С. С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л. Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес от молодого зимнего сна.

2) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

3) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

4) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

5) В лукавом и озорном необыкновенно лиричном и звонком голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И. С. Соколов-Микитов, повидавший немало далёких краёв, всегда бережно (1) по мнению литературоведов (2) хранил воспоминания о родной Смоленщине, и (3) быть может (4) эта особенность сообщает его рассказам и очеркам задушевную, доверительную интонацию, которая так располагает к нему читателя.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Печорин рассказывает о происшествии (1) свидетелем (2) которого (3) он был (4) в главе «Фаталист».

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве видел

Пушкина. (2)У него в памяти не осталось ничего, кроме того, что это был блондин, маленького роста, некрасивый, вертлявый и очень смущённый тем вниманием, которое ему оказывало общество. (3)Уверяю вас, что на этого человека я глядел как на чудо. (4)Пройдёт лет пятьдесят-шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни (да продлит Бог его дни!), будут также глядеть как на чудо. (5)И потому я считаю нелишним рассказать о том, как весной тысяча девятьсот пятого года я видел Толстого.

(6)Меня предупредили, что завтра утром Толстой уезжает из Ялты. (7)Ясно помню чудесное утро, весёлый ветер, море - беспокойное, сверкающее - и пароход «Святой Николай», куда я забрался за час до приезда Льва Николаевича. (8)Он прибыл в двуконном экипаже с поднятым верхом. (9)Коляска остановилась, и вот из нее показалась старческая нога в высоком болотном сапоге, ища подножки, потом медленно, по-старчески, вышел Толстой. (10)На нём было коротковатое драповое пальто, высокие сапоги, подержанная шляпа котелком. (11)И этот костюм, вместе с седыми иззелена волосами и длинной струящейся бородой, производил смешное и трогательное впечатление.

(12)Меня ему представили. (13)Я не могу сказать, какого цвета у него глаза, потому что я был очень растерян в эту минуту, да и потому, что цвету глаз я не придаю почти никакого значения. (14)Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки. (15)Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микеланджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях. (16)Помню его утомлённый, старческий, тонкий голос. (17)И вообще он производил впечатление очень старого и больного человека. (18)Но я уже видел, как эти выцветшие от времени, спокойные глаза с маленькими острыми зрачками бессознательно, по привычке, вбирали в себя и ловкую беготню матросов, и подъём лебёдки, и толпу на пристани, и небо, и солнце, и море, и, кажется, души всех нас, бывших в это время на пароходе.

(19)3десь был очень интересный момент: доктора Волкова, приехавшего вместе с Толстым, приняли благодаря его косматой и плоской причёске за Максима Горького, и вся пароходная толпа хлынула за ним. (20)В это время Толстой, как будто даже обрадовавшись минутной свободе, прошёл на нос корабля, туда, где ютятся переселенцы, армяне, татары, беременные женщины, рабочие, потёртые дьяконы, и я видел чудесное зрелище: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нём никакого представления. (21)Он шёл, как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. (22)В эту минуту я вспомнил отрывок церковной песни: «Се бо идет Царь славы». (23)И не мог я также не припомнить милого рассказа моей матери о том, как Толстой идёт где-то по одному из московских переулков зимним погожим вечером и как все идущие навстречу снимают перед ним шляпы и шапки в знак добровольного преклонения. (24)И я понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, - это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть.

(25)Потом прошло ещё пять минут, приехали новые знакомые Льва Николаевича. (26)И я увидел нового Толстого - Толстого, которому вдруг сделалось тридцать лет: твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры. (27)С большим вкусом и очень выдержанно рассказывал он следующий анекдот:

Вы знаете, я на днях был болен. (28)Приехала какая-то депутация, кажется, из Тамбовской губернии, но я не мог их принять у себя в комнате, и они представлялись мне, проходя пред окном... и вот... (29)Может, вы помните у меня в «Плодах просвещения» толстую барыню? (ЗО)Может быть, читали? (31)Так вот, одна такая барыня подходит и говорит: «Многоуважаемый Лев Николаевич, позвольте принести вам благодарность за те бессмертные произведения, которыми вы порадовали русскую литературу...» (32)Я уже вижу по её глазам, что она ничего не читала моего. (33)Я спрашиваю: «Что же вам особенно понравилось?» (34)Молчит. (35)Кто-то ей шепчет сзади: «Война и мир», «Детство и отрочество»... (36)Она краснеет, растерянно бегает глазами и, наконец, лепечет в совершенном смущении: «Ах да... детство отрока... военный мир... и другие...»

(37)В это время пришли какие-то англичане, и вот я опять увидал нового Толстого, выдержанного, корректного, европейского аристократа, очень спокойного, щеголявшего безукоризненным английским произношением.

(38)Вот впечатление, которое вынес я от этого человека в течение десяти-пятнадцати минут. (39)Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он так же был бы неуловим.

(40)Но я понял в эти несколько минут, что одна из самых радостных и светлых мыслей - это жить в то время, когда живёт этот удивительный человек. (41)Что высоко и ценно чувствовать и себя также человеком. (42)Что можно гордиться тем, что мы мыслим и чувствуем с ним на одном и том же прекрасном русском языке. (43)Что человек, создавший прелестную девушку Наташу, и курчавого Ваську Денисова, и старого мерина Холстомера, и Фру-Фру, и холодно-дерзкого Долохова, и «круглого» Платона Каратаева, воскресивший нам вновь Наполеона, с его подрагивающей ляжкой, и масонов, и солдат, и казаков вместе с очаровательным дядей Брошкой, от которого так уютно пахло немножко кровью, немножко табаком, - что этот многообразный человек, таинственною властью заставляющий нас и плакать, и радоваться, и умиляться, - есть истинный, радостно признанный властитель. (44)И что власть его - подобная творческой власти Бога - останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас, ни наших детей, ни внуков не будет на свете.

(45)Вспоминаю ещё одну маленькую, смешную и трогательную подробность.

(46)Когда я сбегал со сходен, мне встретился капитан парохода, совсем незнакомый мне человек.

(47)Я спросил:

А вы знаете, кого вы везёте?

(48)И вот я увидел, как сразу просияло его лицо в крепкой радостной улыбке, и, быстро пожав мою руку (так как ему было некогда), он крикнул:

Конечно, Толстого!

(49)И это имя было как будто какое-то магическое объединяющее слово, одинаково понятное на всех долготах и широтах земного шара.

(50)Конечно, Льва Толстого!

(По А. И. Куприну)

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик смотрел на человека, видевшего в детстве А. С. Пушкина и запомнившего великого поэта блондином, как на чудо.

2) По воспоминаниям рассказчика, Л. Н. Толстой поначалу производил впечатление старого и больного человека, однако при общении со своими знакомыми выглядел как тридцатилетний.

3) Л. Н. Толстой был очень рад тому, что публика не обратила на него никакого внимания, устремившись за похожим на него человеком.

4) Рассказчик горд тем, что является и современником, и соотечественником Л. Н. Толстого.

5) Толстая барыня, приехавшая к писателю в составе депутации из провинции, стала прототипом героини произведения Л. Н. Толстого «Плоды просвещения».

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 5 называет причину того, о чём говорится в предложении 4.

2) Предложения 10-11 содержат описание.

3) В предложениях 19-20 ведущим типом речи является повествование.

4) Предложение 26 противопоставлено по содержанию предложениям 16-17.

5) В предложениях 40-44 представлено повествование.

23. Из предложений 14-18 выпишите слово со значением «почтенный, заслуженный».

24. Среди предложений 7-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В статье «О том, как я видел Толстого на пароходе "Св. Николай"» писатель А. И. Куприн пытается передать мельчайшие подробности этого памятного дня, используя троп - (А)___ ("весёлый ветер", "беспокойное море" в предложении 7). Описывая восхищение Л. Н. Толстым, Куприн прибегает к использованию такого тропа, как (Б)___ (предложения 21, 49). Акцентировать внимание на творчестве Льва Николаевича автору помогает лексическое средство - (В)___ ("и плакаты и радоваться" в предложении 43). А приём - (Г)___ (предложения 14-16, 41-43) - помогает передать чувства, охватившие писателя при встрече с великим Толстым».

Список терминов:

1) эпитеты

2) метонимия

3) эпифора

4) контекстные антонимы

5) сравнение

6) фразеологизм

7) анафора

8) градация

9) синонимы

26. Напишите сочинение.

Вариант 30

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

поэтомучтобы

крометого

глиняные

1234 или любая последовательность этих цифр

околдовать

потерпели

прилюдноприуныл

124 или любая последовательность этих цифр

обуревать

234 или любая последовательность этих цифр

вывалишь

маститого

неразрывная

Проблема

1. Проблема отношения к выдающимся личностям, к кумирам. (Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?)

2. Проблема силы таланта. (В чём заключается сила таланта?)

1. Люди ценят выдающихся личностей, своих кумиров, оказывают им внимание, преклоняются перед их талантом, выражают им свою благодарность, глядят на них как на чудо, гордятся тем, что выдающиеся люди являются их современниками и соотечественниками.

2. Сила таланта заключается во власти творческого гения, таинственной власти, заставляющей людей «и плакать, и радоваться, и умиляться».