Какая икона иверская божья матерь. Иверская икона Божией Матери: описание, значение, молитвы

Икона Иверской Божьей Матери – одна из самых известных на священной горе Афон. Первые упоминания об этом образе фиксируются с IX века. Однако православные люди верят, что лик был создан еще евангелистом Лукой и даже писался с самой Богородицы.

Обретение образа

До IX века сведений об иконе не сохранилось – первая история, связанная с Иверской Божьей Матерью, появляется в период иконоборчества. Тогда образ хранился в доме богатой вдовы, проживавшей в Византии. Она долгое время прятала икону, но все же однажды иконоборцы пришли к ней. За большие деньги вдове удалось уговорить солдат не уничтожать образ сразу, а подождать до утра. Уже уходя, один из них со злости проткнул икону копьем, к удивлению всех из лика Богородицы потекла кровь. Эта отметина сохранилась до сих пор, а пораженный чудом солдат позже раскаялся, стал монахом и служил Богу всю оставшуюся жизнь.

Женщина всю ночь молилась о спасении иконы и получила знак свыше – Господь велел ей опустить образ в Средиземное море, ведь именно так его можно будет сохранить. Несмотря на опасения, вдова все же исполнила сказанное ей и опустила образ в воду. Икона действительно не затерялась в волнах, более того, она плыла по морю вертикально, а не плашмя, а в небо от святого лика уходил яркий столб света.

Спустя некоторое время свечение на море заметили монахи Иверского монастыря (Иверон, грузинская обитель) с горы Афон. Они долго пытались достать образ, но удалось это только отшельнику Гавриилу Святогорцу, который прошел к иконе Богородицы по водам. Изначально икона была помещена в храм, но на четвертый день сама переместилась на монастырские врата. Монахи несколько раз пытались вернуть ее в святую обитель, но на утро образ неизменно находили над вратами. А позже сама Богородица явилась Гавриилу и наказала оставить икону на том месте, где она является. После этого образ стали называть также Вратарницей (Портаитисса) или Привратницей. Считается, что расположенная над вратами, она охраняет весь Афон, а также предупреждает о надвигающейся беде.

Описание оригинала и списков

Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. На оригинале он расположен на подбородке и до сих пор кровоточит, на списках капли крови иногда изображают на щеке Богородицы.

Древняя икона достаточно массивна – 137х87 см. У образа есть два оклада, один из которых датируется еще XVI веком. Эту ризу изготовили грузинские мастера, они украсили ее обратную сторону крестом с монограммой и фразой «Христос дарует благодать христианам».

С иконографической точки зрения образ принадлежит типу «Одигитрия» – Дева Мария и Иисус Христос у нее на руках изображаются по пояс, сидящими прямо. Богородица указывает десницей на Спасителя, а тот держит в руках свиток – символ Божьего Слова, которое он несет человечеству.

Монахи Афона бережно хранят оригинал образа, но поскольку слава о нем быстро разлетелась по православному миру, иконописцы монастыря создавали списки, которые и передавали в другие храмы. Первый список для России был сделан в XVII веке, а в день прибытия иконы в столицу, 13 октября 1648 года, был учрежден церковный праздник. Первое время образ принадлежал храмам Кремля, а после был перенесен в Новодевичий монастырь. В ХХ веке право распоряжаться чудотворной иконой перешло к властям – ее забрали из обители. Монастырю удалось вернуть свою святыню только в 2012 году, и с этого времени один из старейших сохранившихся списков Иверской Божьей Матери находится здесь.

Почитают икону три раза в год: 25 февраля, 17 апреля, 26 октября.

Чудеса иконы Иверской Богородицы

Оригинал Иверской иконы хранится в афонском грузинском монастыре, и после его чудесного обретения в водах Средиземного моря он никогда не покидал священную гору. Это одна из немногих икон, которая не вывозится за пределы святого места, увидеть ее можно только здесь. Более того, афонский отшельник Нил Мироточивый говорил, что Иверская Божья Матерь покинет Иверон лишь перед вторым пришествием Иисуса Христа, Страшным Судом.

Предупреждение о переменах и испытаниях, которое несет икона Иверская, – главное значение образа, то в чем она помогает людям много веков. Так, по заверению монахов, расположенная перед образом лампадка иногда начинает сама по себе раскачиваться. Так было перед наступлением турок на Кипр, землетрясением в Армении и нападении на Ирак. А вот перед началом Первой мировой войны лицо Христа на иконе изменило черты – вместо кроткого, умиротворенного лика, проступил грозный.

Икона спасла монахов, когда монастырь атаковали персы. Служители молились чудотворному образу, и их просьбы были услышаны. Резко началась сильная буря, уничтожившая все войско врага, подступающее к стенам. Было потоплено множество кораблей, живым остался лишь военачальник Амир. Он был так поражен чудом, что отдал монастырю большую часть денег на строительство оборонительной стены.

О чем молиться иконе

Известны и документально зафиксированы случаи чудесных исцелений после молитв перед иконой Иверской Божьей Матери. Так, есть свидетельства, что люди избавлялись от лейкоза, параличей и других тяжелых болезней. Часто в церквях можно увидеть множество крестиков и подвесок, украшающих образ, – это дары тех, кому Богородица помогла справиться с недугами и бедами.

Как оригинал образа защищает Афон и предупреждает о мировых катаклизмах и войнах, так же и даже небольшая копия иконы может оберегать семью. Если поместить ее над дверями дома, Иверская Божья Матерь способна отвернуть от жилья любую беду. Икона помогает избавиться от злых людей с недобрыми намерениями, защит дом от краж, пожаров.

Еще в начале своей истории икона заставила грешника раскаяться и прийти к Церкви – кровоточащая рана на лице Богородицы осталась вечным напоминаем о том событии. Поэтому верующие часто молятся Иверскому образу в минуты отчаяния и разочарований. Она помогает вернуться к вере, обрести спокойствие, душевное равновесие.

В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь.


Чудотворная икона Божией Матери Иверская. Икона из храма Иверской Божией Матери на Всполье , г.Москва.

Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону и поставил её в храме. Но на другой день икону не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами.

Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.


Иверская икона Божией Матери. 1648 г. Афон.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.
Другие иконы Новодевичьего монастыря.

Написать икону для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. 13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.


Икона «Богоматерь Иверская в чудесах». Вторая половина XVII в.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.

Когда на патриарший престол вступил Никон , то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря . На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона.

Галерея икон .

Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот , были также написаны на Афоне . Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля , хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез. Празднование чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

Дни празднования: 25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы.

Еще об Иверской иконе

Иверская икона Божией Матери (Одигитрия) , одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского (грузинского) монастыря на Афоне. Согласно сказанию на греческом, грузинском и русском языках, известному в нескольких вариантах, икона Богоматери, спасаемая от иконоборцев, чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне; здесь она была помещена в надвратной церкви и получила название Портаитисса (Вратарница). Древняя чудотворная икона иверского монастыря представляет собой вариант Одигитрии, в котором лик Богоматери склонен и обращен к Младенцу Христу, представленному также в легком повороте к Матери. На подбородке Богоматери изображена кровоточащая рана, согласно сказанию, нанесенная противниками икон. Икона датируется 11-12 вв.; серебряный грузинский оклад - начала 16 в.


Иверская икона Божией Матери. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь .


Иверская икона Божией Матери.

В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы обретения первообраза в море у Афонской горы

Икона Иверской Божией Матери («Вратарница») одна из самых почитаемых в мире, и самых недоступных. Начнем с того, что последняя женщина, которая ее видела, жила более 1200 лет назад. По преданию, это была вдова из Никеи, хранившая образ у себя в доме и во времена иконоборчества пустившая икону плыть по морским волнам, чтобы не допустить ее поругания.

В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон (Иверского, Грузинского). Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы.

Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. Достаточно вспомнить принесение в прошлом году в Москву из монастыря Ватопед пояса Пресвятой Богородицы. В настоящее время десятки тысяч людей приезжают в Салоники поклониться принесенной туда из столицы Афона Кареи иконе Божией Матери «Достойно Есть».

В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала. Напротив, существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона.

Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская…

Иверская икона достаточно большая - 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь». На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» - сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.


Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом - в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами. Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб. Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.


Панорама монастыря Ивирон, рисунок русского паломника В.Г. Григоровича-Барского, 1744 г.


Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители. После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею... Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» («Вратарницей»). Храм Пресвятой Богородицы Портаитиссы был построен в конце XVII в., предположительно на месте средневекового храма. Фото: www.agionoros.ru


Акафист перед иконой «Вратарницы» читает митрополит Волоколамский Иларион, Афон, монастырь Ивирон, 26 октября 2010 г. Фото: служба коммуникаций ОВЦС МП


Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». образ был написан иконописцем "киром Иамвлихом Романовым". Итак, осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).


Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь. Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной


В мае 2012 году древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь. Фото: .


25 мая 2012 года перед иконой был совершен молебен на Васильевском спуске. Его возглавили Патриарх Москоский и всея Руси Кирилл и архепископ Афинский и всея Эллады Иероним II. Фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси .


Иверская часовня у Воскресенских ворот, фото начала XX века. В часовне хранилась икона написанная царскими иконописцами в XVII в., т.н. Московская Иверская. Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы.


Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною...» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской... Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».


Иверская икона Божией Матери, Москва, последняя четверть XVII в., Государственная Третьяковская Галерея, храм свт. Николая в Толмачах. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что эта икона и есть Московская Иверская.


В храме Воскресения Христова в Сокольниках хранится образ из Иверской часовни. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом


Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина (Федченкова, впоследствии митрополита). Многие жертвовали на выкуп иконы свои последние средства. Парижская Иверская икона хранится на Трехсвятительском подворье (рю Петель, 5), где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.


В 1995 году Иверская часовня была восстановлена и торжественно освящена Патриархом Алексием II.


Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.


Список Иверской иконы из Николо-Перервинского монастыря. Часовня у Воскресенских ворот была приписана к монастырю еще в 1659 году. Молебны в ней служили перервинские иеромонахи. Фото: В.Ходаков, И. Лазута, пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси .


Иверская икона из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы - 12 (25) февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя.


Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир - образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес. Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор не выясненных обстоятельствах, а икона исчезла. Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.


По легенде, список с афонской Иверской иконы был передан осетинам св. царицей Тамарой. В 1768 г., по указу Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были переселиться на новое место. Они взяли с собой и чтимый образ. Путники заночевали на берегу Терека, у города Моздока. Ночью от иконы лился свет. Утром же волы отказались двигаться с места и везти телегу, на которую был водружена икона. Одному осетину во сне явилась Божия Матерь и приказала оставить икону на этом месте. Известие дошло до архиерея, и образ был перенесен в собор. Моздокская Иверская икона почитается по всему Северному Кавказу и на Дону.


Список Иверской иконы из Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (Сиони) в Тбилиси. Написана на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году. Патриарх Илия ΙΙ и сам пишет иконы. Одна из них, чтимый образ Иверской, находится в новом кафедральном соборе Пресвятой Троицы (Цминда Самеба).


Список Иверской иконы из Роженовского монастыря, Болгария, конец XVIII в.


Иверская икона Божией Матери, Кострома, конец XVII-начало XVIII в.


Распространенная иконография рубежа XIX-XX вв. Как правило, такие иконы тиражировались в мастерских Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне

Подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Краткая историческая справка

Первоначальную икону Божией Матери, именуемую «Иверской», предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки. С конца десятого века образ пребывает на Афонской горе в Иверском монастыре, давшем имя чудотворному образу. Икона помещается при входе в монастырь при вратах, в месте, определенном самой Пресвятой Богородицей, почему носит еще название «Вратарницы», или «Портаитиссы».

Первое достоверное известие об Иверской иконе относится к IX веку - времени иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некой благочестивой вдове, жившей недалеко от Никеи, было поручено хранить у себя заветный образ Богоматери. В скором времени убежище святыни было обнаружено. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, но когда один из них ударил ее копьем, то из лика Пречистой потекла кровь. Женщина упросила напуганных палачей пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп, а сама, со слезами помолившись Владычице, пошла к морю и опустила икону в воду. Образ, стоя, двинулся по волнам. Той же ночью мать умолила сына уйти из дома, чтобы сохранить его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание.

Вскоре об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне. Единственный сын вдовы, спасшийся благодаря матери от неминуемой смерти, принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где впоследствии, в Х веке, грузинским полководцем Торникием был основан Иверский монастырь.

Однажды насельники Иверской обители увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. Явление продолжалось несколько дней и ночей, но при приближении иноков икона удалялась от них. После усердной молитвы Богородица явилась во сне преподобному старцу Гавриилу и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верой по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю о видении, и наутро все монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять на руки чудотворную икону, которую поставили в часовне на берегу, и трое суток совершали пред ней молитвы. Потом образ перенесли в соборный храм обители, а на берегу, на месте, где он находился, открылся источник чистой сладкой воды.

На другой день чудотворную икону обнаружили над монастырскими воротами и несколько раз тщетно пытались отнести ее на прежнее место - она вновь оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица Сама явилась старцу Гавриилу и определила место пребывания святого образа, произнеся утешительные для братии слова: «Не для того Я пребыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас… доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». После видения Богородицы старцу иноки построили в честь иконы, Хранительницы обители, надвратную церковь, в которой чудотворный образ пребывает по сей день. По преданию, явление иконы совершилось во вторник Пасхальной недели, поэтому в этот день и установлено ей празднование. В Иверском монастыре в день праздника братия с крестным ходом идет на берег моря, где произошло обретение иконы старцем Гавриилом.

В истории Иверского монастыря известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды, когда персы осадили монастырь с моря, иноки воззвали к Божией Матери о помощи, после чего внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, а оставшийся в живых военачальник Амира, пораженный чудом гнева Божия, раскаялся и просил молиться о прощении его грехов. Богоматерь многократно чудесным образом наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. Когда монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки.

К замечательным чудесам от иконы, происходящим по сей день, относится и то, что, находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. В восприятии насельников монастыря образ имеет и апокалиптическое значение. На Святой Горе говорят, что когда святая Вратарница оставит Афон, то он прекратит свое существование. Это событие будет означать, что близок конец всей жизни на Земле. В соборном храме Иверского монастыря напротив царских врат висит большая неугасимая лампада - «Лампада Вратарницы», которая чудесно качается в те дни, когда надвигается бедствие с глобальными последствиями для мира.

Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой Седмицы.

Иконография

Икона Иверской Божией Матери представляет собой иконографический тип Одигитрии, строгость которого несколько смягчена проявлением чувств Матери и Младенца: Богородица слегка наклонила голову к Сыну, а Христос протягивает к ее указующей деснице свою правую кисть, сложенную в благословляющем двуперстном знамении. Главы Богоматери и Спасителя венчают пышные металлические короны. Как выразил преосв. Порфирий общее впечатление от образа, Иверская Богородица «величественная с выражением вовсе не грозным» .

Икона, кроме ликов, сплошь покрыта чеканным серебряным окладом. Рельефы на окладе представляют апостолов: Филиппа, Фому, Андрея, Луку и др. призванных, видимо напомнить об апостольском служении самой Божией Матери. Для грузинских иноков, заказывавших драгоценный оклад, Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли.

По низу иконы идет характерная для того времени надпись на грузинском языке, относящаяся к серебряному окладу: «Царица. Мать человеколюбиваго Бога, пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина великаго Кай-хосроя Квар-Кварашвили, а я, раб твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодаря тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня грешнаго эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги инее, рассей все списки моих грехов. И поставь меня грешнаго у престола Сына и Бога твоего и безначальнаго святаго Отца Его и Святаго Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь» .

Стиль

По словам Н.П. Кондакова, одним из первых посмотревшего на чудотворный образ с научной точки зрения, «Иверская икона из всех чтимых икон Богоматери может наиболее по праву быть относима к иконоборческой эпохе» . В подтверждение своей датировки исследователь отмечает «замечательную широту письма» иконы и общий «белесоватый тон», свойственный миниатюрам IX века, а также обращает внимание на лик Богоматери, имеющий «характерный длинный нос, слегка загнутый на конце, с темным штрихом на переносице, под глазами и округлым подбородком».

Рисунок поля чеканного оклада иконы состоит из разводов с розами внутри по грузинскому образцу. На грузинское происхождение, согласно Кондакову, указывает также грубый параллелизм складок и стиль рельефов. Кайма набрана горельефными разводами с пальметками. Венцы поздней работы, XVII века, с финифтью и имеют форму пышных корон. Напротив, венчики и металлические нимбы, окружающие лики Христа и Богоматери, древнего происхождения.

Чудотворные списки с иконы

В 1648 году, в царствование Алексия Михайловича, при патриархе Никоне, в Москву впервые был привезен точный список с афонского чудотворного образа Иверской Божией Матери, написанный на кипарисовой доске, которую прежде облили водой, освященной на святых мощах и коснувшейся подлинной чудотворной иконы Портаитиссы. Спустя некоторое время афонский список отправили в новоустроенный Валдайский монастырь (после революции образ бесследно исчез), а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с чудотворной иконы, который в 1669 году установили в часовне у Воскресенских ворот . выходящих на главную - Тверскую - улицу Москвы.

«Московская-Иверская» стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей. Жители города всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, прежде всего приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней по выезде из города. Часто Иверскую икону возили по домам горожан, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, в 1852 году был сделан второй точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Весьма вероятно, что именно этот список, запечатлевшийся в памяти многих москвичей, был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках. Существует версия, согласно которой сам московский чудотворный образ пропал, когда в 1922 году все драгоценное убранство часовни было изъято властями.

Во время нашествия Наполеона в Россию, в 1812 году, первый список с иконы, сделанный в 1758 году, который временно замещал московскую святыню, был похищен французами. Как и второй дубликат, он представлял собой точное подобие главной иконы с нарисованной жемчужной ризой на главе и плечах Пресвятой Богородицы. В 1932 году этот образ чудесным образом был обретен в одной из антикварных лавок Парижа митр. Вениамином Федченковым. Усилиями прихожан Трехсвятительского парижского подворья . где образ пребывает и доныне, была собрана нужная сумма, необходимая для выкупа святыни. В правом клейме на парижском списке вписаны следующие слова: «Написася сия икона с настоящей чудотворной иконы Иверския Божия Матери, что у Воскресенских Ворот в Москве. ».

Еще одной чтимой святыней Москвы является Иверский образ храма св. Николая в Кузнецах (Москва, Вешняковский пер.), написанный в 1792 году священником Василием Ивановым. Эта икона была заместительницей Иверской-главной в часовне у Воскресенских врат с 1792 по 1802 гг. Затем митр. Филарет (Дроздов) подарил эту икону для Иверской церкви, находившейся на Большой Ордынке. В 1930-е годы, после закрытия храма, икону перенесли в Николо-Кузнецкую церковь, где она стоит до сего дня в киоте перед правым клиросом Сергиевого придела.

Наконец, в ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный афонским монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Тропарь, глас 4

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, / исцеления и цельбы подаются обильно / с верою и любовию приходящим к ней: / тако и мою немощь посети / и душу мою помилуй, Благая, / и тело исцели, // благодатию Своею, Пречистая.

Согласно преданию, одну из наиболее известных и почитаемых в православном мире икон Божьей Матери, написал Святой апостол и евангелист Лука по благословлению Пресвятой Богородицы еще во дни Ее земной жизни.

Долгое время Иверская икона находилась в малоазийской Никее, а с начала XI века неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, в честь которого и получила свое название.

Предание

Первое известие о ней относится к IX веку, когда во время царствования греческого императора Феофила людей, почитавших иконы, предавали пыткам, а сами иконы уничтожали. По преданию, в это время, неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном, у которой в доме хранилась древняя икона Божией Матери.

Однажды ночью к ней в дом ворвались иконоборцы и один из них ударил икону мечом, желая изрубить ее на куски. Удар пришелся на изображение правой ланиты Богоматери, и из раны выступила кровь.

Испугавшись, что святыню уничтожат, вдова пообещала императорским воинам деньги и просила их подождать до утра и не трогать икону. Жадные иконоборцы согласились, решив поживиться по случаю и смущенные кровью, выступившей на иконе.

Когда они ушли, женщина вместе с сыном для сохранения Святой иконы опустила ее в море. Каково было изумление вдовы, и ее сына, когда икона не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и, скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида.

Дальнейшая судьба вдовы неизвестна, что касается ее сына — он благополучно добрался до Афона, где стал монахом Иверского монастыря. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря.

Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике.

Обретение

Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря Святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял Святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.

После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому Святая икона называется еще Вратарницей или Привратницей.

В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается 25 февраля по новому стилю. В этот день братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

Описание

Иконография древней Иверской иконы представляет собой особый вариант "Одигитрии", который получил в византийском искусстве название ᾿Ελεοῦσα (в переводе на русском "Милостивая").

На иконе Пресвятая Богородица на левой руке держит Богомладенца — правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указывая на Него.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Голова Спасителя приподнята, и лик немного повернут к Богоматери, чуть склонившей к Нему голову. На правой ланите Богоматери изображена рана, из которой сочится кровь, согласно сказанию, нанесенная иконоборцами. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону.

Своеобразна манера написания ликов — с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами, взгляд которых устремлен вперед, а выражение ликов сосредоточенное.

Икона в начале XVI века была украшена чеканным окладом из серебра с позолотой, сделанным грузинскими мастерами, о чем свидетельствует запись на языке изготовителя. Оклад оставляет открытыми только лики Богоматери и Младенца.

По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Размеры иконы достаточно большие — высота составляет 137 сантиметров, а ширина — 87 сантиметров.

Значение

Иверская икона Божьей Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое Святое заступничество весь род людской. Явившись чудесным образом на Афон, она стала щитом для всех, кто день и ночь молится на Святой горе за весь род человеческий.

Иверская — это один из самых удивительных по чудотворным проявлениям образов, проявляющих самые разные действия Богородицы в земных пределах — Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков.

Чудотворная

Иверскую икону Божией Матери с давних пор почитают как чудотворную — в истории обители есть много рукописей о благодатной помощи Божией Матери.

Богоматерь явилась скорбящему настоятелю, когда голод угрожал Иверскому монастырю. Пресвятая Богородица послала его в житницу, которая оказалась полной муки.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Богоматерь чудесным образом наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов.

Однажды, когда персы осадили монастырь с моря, иноки попросили Божью Матерь о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира.

Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

К удивительным чудесам от иконы относится и то, что, находясь при монастырских вратах, она часто не допускает в обитель людей, которые имеют на душе какой-либо нераскаянный грех.

Чудесным образом она явилась и в обитель — по морю в огненном столпе к месту, который называется Климентова пристань. Именно в этом месте, недалеко от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица.

Урок Божьей Матери

Пресвятая Богородица не только помогала монахам, но и вразумляла и обличала их. Однажды один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. Бедняк, у которого не было денег, удрученный направился в Карею.

По дороге он встретил удивительную Женщину, которая подарила ему золотую монету для оплаты ночлега, и бедняк вернулся, чтобы переночевать в монастыре.

Монета оказалась очень древней, и в ответ на расспросы монахов он рассказал историю чудесной встречи. Иноки поняли, что этой женщиной была сама Царица Небесная. В знак Божьего вразумления, после этого случая, в монастыре испортились все продукты.

Раскаявшись в своем грехе, иноки, с той самой поры, больше никогда никому не отказывали в безвозмездном ночлеге и пище. И сегодня афонские монахи всегда радушно принимают паломников.

Сама "Вратарница" никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно — накануне Рождества Христова, в день ее обретения Афонскими монахами, и на Успение Пресвятой Богородицы.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 годах монаху Феофану.

В Грузии

В Грузии находится точная копия Иверской иконы Божьей матери. По инициативе фонда "Иверииса" она написана специально для строящегося на горе Махата храма Иверской иконы Божьей матери. Икона прибыла в Грузию с горы Афон 5 апреля 2016 года.

Вместе с Иверской иконой Божьей матери в Грузию прибыла икона преподобного отца Гавриила Афонского. Фундамент храма был заложен и освящен 12 мая 2011 года, с благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Строительство храма осуществляется на пожертвования верующих и при содействии фонда "Иверииса", который создал оперный певец Паата Бурчуладзе. Предположительно, строительство храма завершится до 25 декабря 2017 года, к 40-летию интронизации Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Иверская

Главное предназначение образа — помощь людям, которые раскаялись в своих грехах. Икона помогает найти в себе силы и правильный путь к светлому будущему. Молиться могут и родственники, чтобы помочь своим близким людям.

Пред Иверской иконой Пресвятой Богородицы молятся об избавлении от разных недугов и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, а также при разных при тяжелых обстоятельствах. Икону стоит держать в своем доме возле входа, поскольку второе название этого образа — "Вратарница" и тем самым получить прекрасную защиту от различных неприятностей.

© photo: Sputnik / Stolyarov

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.