Признаки сглаза с научной точки зрения. Как проявляется характер печорина во взаимоотношениях Как протекает инфекционная эритема Розенберга

Всем нам приходилось испытывать такие сильные эмоции как гнев, страх, радость и любовь. Это естественные для человека эмоции, многие из которых могут появляться по несколько раз в день, так, что мы просто перестаём их замечать. Но, не смотря на это, мы почти никогда их не путаем. Мы так привыкли к ним, сжились с ними, что нам не составляет труда определить, какую эмоцию мы испытываем в тот или иной момент времени. Более того, при желании практически каждый из нас может вспомнить, как именно проявляется та или иная эмоция, какими ощущениями в теле она сопровождается. К примеру, гнев мы ощущаем в виде нарастающего напряжения, повышенного сердцебиения и других телесных ощущений, часто в области головы и сердца, ощущения от любви проявляются несколько иначе, и продолжаются от головы и сердца до живота и ниже. Ощущения эти уникальны для каждого из нас, однако области тела, в которых они обнаруживаются, совпадают у большинства людей. К таким выводам пришла финская научно-исследовательская группа учёных, изучающих человеческие эмоции. Они даже карту составили для самых распространённых человеческих эмоций, и определили для каждой эмоции свою территорию в нашем теле. В этой статье мы познакомим вас с их исследованиями и их первоначальными результатами.

Эмоции являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Они - «подарок» нам от природы, унаследованный нами от далёких предков и «оберегающий» нас от неблагоприятных факторов окружающей среды. Они - наш «проводник», однажды помогавший нам пробираться через дикие леса, населённые опасными хищниками, и продолжающий помогать в борьбе за выживание в суровых многоэтажных джунглях. Мы так крепко связаны с нашими эмоциями, что можем с уверенность называть их частью нас самих, одной из главных частей нашего «Я». А это значит, что если мы научимся их распознавать, то сможем лучше узнать о самих себе. Это не так трудно, как кажется. Так, известно, что эмоции оказывают влияние не только на наше психическое состояние, но и на состояние нашего физического тела. Любая эмоция это целая серия физиологических реакций, происходящих в нашем мозге и теле. И любая же эмоция сопровождается свойственными только ей ощущениями в нашем теле. Многие из вас, наверняка, даже не задумывались о том, как ощущаются эмоции в нашем теле, ну а у учёных этот вопрос вызвал особый интерес.

Чтобы понять, каким образом, и в каких областях тела человек ощущает различные эмоции, учёные из Финского Университета Аалто провели серию интересных исследований, финансируемых Европейским исследовательским советом, Академией Финляндии и Университетом Аалто. В процессе этих исследований участников вводили в различные эмоциональные состояния посредством вызова ассоциаций эмоциональными словами, управляемой визуализации, показа эмоциональных видеороликов и лиц, выражающих эмоции, после чего, на изображении человеческого тела они показывали, в каких его частях они чувствовали усиление или ослабление ощущений. В общей сложности было проведено пять экспериментов с участием более семи сотен человек из Финляндии, Швеции и Тайваня. Исследование было направлено на изучение шести «основных» (гнев, страх, отвращение, счастье, грусть, удивление) и семи «общих», комплексных (тревога, любовь, депрессия, презрение, гордость, стыд, зависть) эмоций.

На составленной ими карте эмоций, которую мы разместили в данной статье, вы можете видеть, как отличаются ощущения в теле в зависимости от вида испытываемой эмоции. Цветовая шкала, от минимального значения - холодного синего цвета, до максимального значения - ярко жёлтого цвета, указывает на интенсивность ощущений в той или иной области тела. Учёные надеются, что составленная ими карта эмоциональных ощущений поможет другим исследователям в проведении исследований человеческих эмоций, а также терапевтам в деле выявления и дальнейшего излечения эмоциональных нарушений. Ну а для посетителей нашего сайта, карта эмоций, возможно, станет чем-то вроде прикладного инструмента для изучения своих собственных эмоций, одной из опорных точек для развития эмоционального интеллекта. Будьте хозяевами своих эмоций, и, успехов вам!

О том, что такое сглаз, какими бывают признаки сглаза, и какими симптомами характеризуются, вы узнаете в данной статье.

Определение понятия «сглаз»

Многими учеными и философами понятие «сглаза»¹ рассматривается как суеверие или проявление «магического мышления». Об этом пишут в научных статьях, энциклопедических словарях и т.д.

Некоторые определяют сглаз как «возможное влияние человека на человека», большинство же к сглазу относят и «падеж скота», и «загубленный урожай», и прочие «напасти». Последние проявления к сглазу не относятся, так как имеют другие механизмы возникновения.

Однако, найти какую-либо серьезную научную попытку объяснить сглаз непросто.

Признаки сглаза. Интересные данные научных исследований

При исследовании биополя человека с помощью определенных приборов, при помощи ауровидения² и экстрасенсорных практик в 1992 году было замечено, что внешнее влияние в ряде случаев имеет свое клиническое проявление и может рассматриваться как сглаз.

Был введен термин «внешний биопатогенный фактор» (ВБПФ) и приведены версии его возникновения, созданы схематические иллюстрации, позволяющие увидеть, что происходит в биополе человека при наличии сглаза.

Взаимосвязь сглаза и ауры

Ряд исследователей и целителей на протяжении веков указывали на взаимосвязь здоровья человека и его энергетической системы («чакры³ – биопольные оболочки»).

Более того экстрасенсы и биофизики, изучающие совместно с врачами феноменологию биополя, нередко подчеркивали, что «деформация формы ауры» или «изменения структуры биополя» начинается нередко задолго до видимых клинических проявлений болезни.

Благодаря сотням проведенных исследований условно здоровых и больных людей было выявлено:

«Нередко недели разделяли срок видимых изменений в биополе с началом клинических проявлений болезни!»

Учитывая установленный факт возможности влияния человека своим биополем на растения, животных, приборы, а также основываясь на том, что любая энергия может нести информацию, проявление сглаза рассматривается как следствие целенаправленно адресованного энергоинформационного посыла одного человека к другому.

Изредка признаки сглаза проявляются в виде спонтанно возникающих биопольных изменений, которые проявляются в деформации ауры, ее асимметрии и в разряженности структуры поля.

Экстрасенсы наблюдают изменения в ауре у людей, подверженных сглазу…

Люди, обладающие экстрасенсорным восприятием, при появлении сглаза замечают привнесение чужеродной энергии в виде неоднородных сгустков или пятен в структуре ауры.

При выраженном ВБПФ нередко обнаруживаются нарушения в работе чакр, вплоть до полной блокировки деятельности некоторых из них. При длительном исследовании феномена сглаза был сделан вывод о взаимосвязи фиксируемых изменений биополя с признаками внешнего воздействия.

Четыре группы ВБПФ (признаков сглаза)

1 группа

Проявления сглаза часто возникают спонтанно при контакте людей с различной мощностью энергополей, нередко с психологически подтверждаемым частичным или полным противостоянием друг к другу. Часто такой антагонизм может носить временный характер, проявляясь во время ссор и конфликтов.

Проявления такого сглаза могут самостоятельно постепенно исчезать, особенно при невыраженных изменениях в биополе. Практически такие случаи не нуждаются во вмешательстве биотерапевта, человек может очистить ауру самостоятельно.

2 группа

Признаки сглаза возникают, когда длительный период времени человек с более слабым энергополем находится в «нейтрально-негативных» или «выраженно-негативных» отношениях с человеком, обладающим мощным полем. В этом случае нередко наблюдается двухсторонняя деформация формы ауры с асимметричностью поля.

1 и 2 группу ВБПФ лишь с натяжкой можно отнести к сглазу. Нередко прекращение взаимосвязи с «подавляющим» объектом в течении 1-2 недель приводит к полному восстановлению ауры.

Интересно отметить, что «разряжение» биополевых оболочек и изменение их структуры могут наблюдаться только на более поздних этапах. В запущенных случаях 2 группы требуется вмешательство биотерапевта. Часто необходима даже помощь психолога или психотерапевта, так как нередко описанным изменениям соответствуют невротические проявления различной степени выраженности.

При обнаружении даже начального изменения биополя рекомендуется полностью прекратить взаимоотношения с «подавляющим» человеком.

3 группа

К этой группе относятся случаи, когда чужеродная энергия на поле или грубая асимметрия ауры практически отсутствуют, человек, как правило, не может указать на предполагаемый источник воздействия.

Нередко в этих случаях для окончательной диагностики необходим психологический анализ взаимоотношений человека с нарушенным биополем с окружающими. В таких случаях обычно не прослеживаются конфликтные ситуации ни дома, ни на работе, обследуемый утверждает, что его «все любят» и у него «со всеми хорошие отношения».

В таких случаях «подавляющим» человеком может быть коллега на работе или какой-либо член семьи.

ВБПФ 3 группы в практике встречается очень часто, благодаря постоянным социальным связям (рабочие, родственные, семейные и другие взаимоотношения). При ВБПФ 3 группы у людей, на которых оказывается воздействие, чаще всего отмечается астенический симптомокомплекс с жалобами на «нехватку энергии», усталость, сонливость.

Если же необходимо подключение биотерапевта, то только для «интенсификации ауры» и «стимуляции чакр».

4 группа

Собственно эта группа ВБПФ и является, по сути, чистым сглазом. Он возникает при сознательном воздействии одного человека на другого в виде направления отрицательного энергоинформационного посыла. Чаще всего это речь, подкрепленная излучением биополя, но это может быть и взгляд, в этом случае на излучения из органа зрения накладывается мысленное проклятье.

Сглаз и порча — в чем разница?

Черные маги используют и другие вспомогательные каналы воздействия, а также ряд технических приемов — ритуалов. «Наговоры» на ритуальные предметы (земля, веревки, булавки, волосы и т.п.) представляют собой «энергоинформационные посылы», но к сглазу они не относятся. В народе подобные действия называются «порчей».

Под сглазом подразумеваются только следствия внешнего биопатогенного фактора, возникающие непосредственно при целенаправленном или ситуационном воздействии одного человека на другого.

Как проявляется сглаз?

Клиническая картина истинного сглаза чрезвычайно разнообразна и зависит от интенсивности приложенного воздействия и его длительности. Последнее связано с тем, что внедрившийся в здоровую оболочку «энергоинформационный агент» самопроизвольно развивается, приводя к разрушению здоровой оболочки. Этот процесс подобен развитию опухоли, когда атипичные клетки разрастаются быстрее нормальных, приводя к угнетению жизнедеятельности последних.

Деформация поля может наблюдаться в различных местах ауры, а в выраженных случаях бывает визуализирована как «пробой» – искусственный сквозной канал в оболочке. Экстрасенсы в этих случаях чаще всего ощущают руками прохладу.

Стационарные «крутильные весы» показывают обычно мощное поле, нередко достигающее 0,75 оборота стрелки (о.с.); при средней норме эти показания составляют 0,25-0,5 о.с., а при сильном отклонении — 0,1 о.с. На хорошо сделанном снимке ауры в высокочастотном поле в месте пробоя обычно видна сквозная темная прямая или подобная пружине полоса.

Жалобы людей с 4 группой ВБПФ многообразны. Такие люди говорят о выраженной слабости, повышенной нервозности, нередко о локализованных болях в каком-либо органе. Сглаз может повторять симптоматику любых заболеваний, и диагноз может быть поставлен только при тщательном энерговизуальном обследовании потерпевшего.

Косвенным признаком наличия сглаза служит противодействие организма клинической симптоматике лечения. Если человеку с выраженной симптоматикой сглаза не будет оказана своевременная помощь биотерапевта, то описанные клинические проявления могут перейти в хронические нарушения, а «следы сглаза» могут быть замаскированы реальными симптомами развивающегося заболевания.

Без помощи опытного биотерапевта врачи даже очень высокой квалификации корректируют обмен веществ медикаментозно, проводят симптоматическую терапию, но чаще всего не добиваются успеха.

Описанные варианты ВБПФ при правильном анализе информации и наблюдении визуального нарушения в ауре обычно позволяют оказать своевременное и правильное лечение.

Основное раскрытие характера Печорина происходит в повести «Княжна Мери». Рассказ о событиях ведет сам герой - это его исповедь. Здесь мы видим не простое повествование, а анализ поступков, совершаемых героем. Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает его, убивает Грушницкого на дуэли, разбивает сердце Мери, нарушает наладившуюся жизнь Веры. Печорин одинок в этом обществе, и после отъезда Веры и объяснения с Мери его уже ничто не связывает с людьми этого круга. Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной прихоти, без долгих раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и погубил. Им кровно обижен . Ради пустого любопытства разорил он гнездо «честных контрабандистов», нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери. Роман заканчивается главой «Фаталист». В ней Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное - моральные ориентиры, систему нравственных ценностей, идею духовного равенства. Победив в схватке с убийцей, Печорин впервые проявляет свою способность действовать для общего блага. Таким итогом автор утверждает возможность осмысленной деятельности. Человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он ощущает себя сильным. Печорин, по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого», - рассуждает он. «Я иногда сам себя презираю... Не оттого ли я презираю и других?». Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой». Он говорит о том, что «его душа испорчена светом», разорвана на две половины, лучшая из которых «умерла, тогда как другая жива к услугам каждого».

«Дневник Печорина» - это исповедь гл. героя. На его страницах Печорин говорит обо всем искренне, но он полон пессимизма, так как развитые обществом пороки толкают его на странные поступки. По собственному признанию Печорин, в нем живут два человека: один совершает поступки, а другой - смотрит со стороны и судит его.

Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой. Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... Но свободы моей не продам». Но истинной свободы - свободы духовной - он не знает. Он ищет ее в одиночестве, в бесконечных скитаниях, в перемене мест, то есть лишь во внешних признаках. Но везде оказывается лишним.

События, записанные Печориным, расположены так, чтобы полнее, глубже раскрыть внутренний мир героя, его психику, поведение, характер.

В романе дан следующий порядок повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери». «Фаталист». Если же расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:«Тамань»;«Княжна Мери»;«Бэла»,«Фаталист», «Максим Максимыч». В каждой части герой помещен в иную среду, показан в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада, и благодаря этому он открывается всякий раз с новой стороны. Расположение повестей с нарушением хронологии в жизненной судьбе Печорина создает особую интригу - преднамеренную заинтересованность читателя. Не случайно в этом социально-психологическом, реалистическом романе присутствуют элементы авантюрные («Бэла», «Тамань»). Роман не вмещается в схему - завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Каждая сюжетная линия обнаруживает эти временные критерии по-своему. Композиция стала средством выражения идейно-художественной структуры произведения, средством изображения характера.

Почему же Лермонтов расположил именно так части? Белинский так ответил: Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью. Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но не будете знать романа.

Белинский обратил внимание на перекличку между Печориным и Онегиным. Печорин Лермонтова, это Онегин нашего времени. Есть и различия, Онегин все приелось, он скучает, а Печорин бешено гоняется за жизнью, пытаясь найти ее повсюду.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Основное раскрытие характера Печорина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Магия и магизм далеко не одно и то же. Магия – это оккультная практика, а магизм – мировидение, выстроенное по принципам магии. Бывает, человек сроду не занимался магией, однако в своем мировоззрении, поступках, взглядах на жизнь проявляет очевидный магизм. В наши дни в этих понятиях важно разобраться, поскольку часто саму религию понимают как что-то магическое.

Попытаемся уяснить, прежде всего, что же такое магия.

Магия (лат. magia – колдовство, волшебство) есть совокупность обрядов и действий, ставящих целью влиять на окружающую действительность с помощью таинственных сил. Это заговоры, заклинания, привороты и отвороты, всевозможные сопутствующие ритуалы (например завязывание узлов, написание определенных слов и схем), а также необходимые инструменты: талисманы, ножи, иголки, кости, волосы, кровь, смола, травы и т.п.

Обыкновенно к магии обращаются как к удобному подручному средству, не требующему серьезных душевных затрат. Ведь это же так просто – произнести словесную формулу, дунуть, плюнуть и верить, что теперь все изменится. Тем не менее, за самой магией скрывается серьезное мировоззрение (собственно, что и можно назвать магизмом). С ним стоит познакомиться, чтобы понимать ключевые расхождения магизма с христианской верой.

В христианстве исповедуется, что в мире все подчинено Божественному Промыслу. Нет ничего, что было бы упущено из мудрой и чуткой заботы Небесного Отца. Даже скорби и беды, даже наши духовные падения попускаются Богом для нашего возможного вразумления. Поэтому достичь подлинного блага можно лишь через личное обращение к Богу. Человек наделен свободой воли, и потому он волен обратиться ко Христу, что бы вокруг него ни происходило (война ли, революция, экономический кризис и т.п.). Магическое же мировоззрение полагает, что нет ни Промысла Божия, ни безусловной свободы, а есть тайная, скрытая сила, невидимо охватывающая все мироздание. Люди, невидимые духи, стихии природы – все подчинены оккультным законам влияния. Кто нашел ключ к этим законам, тот и владеет миром. Если выразиться образно, в магии считается, что все вещи нашего мира соединены невидимыми нитями и что правильно произнесенное заклинание воздействует на эти нити. В магизме сами люди всего лишь живые куклы, к которым привязаны нити невидимого кукловода. С помощью магии можно дернуть за нужную нить, и, как бы живая кукла ни сопротивлялась, действие будет непреоборимым – болезнь, порча, возбуждение полового влечения и т.д. Удивительно, что весьма многочисленны заговоры как раз с привлечением нити и узелков. Процесс завязывания, в частности, трактуется как процесс наведения или снятия порчи: «Нитью обвязывается больной человек, следовательно, и болезнь обвязывается; человек завязан – завязана и болезнь; снимается нить с человека, с нею снимается и болезнь; нить бросается, зарывается в землю, кладется в отверстие дерева, которое затем забивается, с нитью бросается и зарывается в землю связанная болезнь» (Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994. С. 174).

Принципы магизма наглядно представлены в известной легенде о гамельнском крысолове. История, разгадку которой до сих пор не могут найти ученые, запечатлена в европейских хрониках средних веков. 26 июня 1284 года (зафиксирован даже день) в немецком городе Гамельне крысолов-музыкант вывел за собой игрой на дудочке 130 детей, которые безвозвратно исчезли. Перед этим город сильно страдал от крыс, нашествие которых в средние века порой сравнивалось с эпидемией. Магистрат обещал большую награду любому, кто избавит город от крыс. Тогда-то и появился флейтист, потребовавший в случае успеха дать ему столько золота, сколько он на себе унесет. Отцы города тотчас же согласились. Крысолов достал волшебную дудочку; на ее звуки сбежались все городские крысы, и их, завороженно следующих за чарующей мелодией, крысолов вывел за город. Тем временем магистрат пожалел о данном впопыхах обещании и отказал флейтисту в награде. Явившись немного погодя, гамельнский крысолов вновь заиграл на волшебной флейте, только на этот раз к нему сбежались уже городские детишки, которых крысолов и увел из города – то ли к реке, то ли к горному ущелью, где они и сгинули. Ученые высказывают разные версии, пытаясь объяснить эту историю; предполагают, что это сказание может быть завуалированным отражением и детского крестового похода, и увода пленных после неудачной битвы, или же гибели в горах под оползнем детей, ведомых музыкантом на праздник по болотистой котловине… Что же касается крыс, то говорят, что они реагируют на высокочастотный звук, издаваемый оловянными дудочками, используемыми в те времена повсеместно ловцами крыс. Событие это запечатлено на витраже гамельнской церкви, который был выполнен около 1300 года, а люди той эпохи воспринимали случившееся как проявление магических чар. Ведь в оккультизме именно выполнение определенных действий, магического ритуала (в данном случае – исполнение чарующей мелодии) неизбежно влечет за собой полагающиеся следствия в жизни людей (в гамельнской легенде – уход детей).

Если в христианстве духовное преуспеяние зависит от того, насколько сердце человека открыто Христу, насколько человек исполняет заповеди Христа и стремится к Богу, то в магии присутствует редкостное равнодушие к Богу. Не то чтобы в магии исповедовался атеизм – порой в заговорах упоминается имя Божие, а заговариваемый человек именуется рабом Божиим, – однако все цели магии исключительно земного характера. Здесь все добывается своим страстным усилием в прорыве к духовному миру: достичь успеха, денег, здоровья, благосклонности любимого человека и т.п.

Не живое обращение к Богу, а действие закономерностей, ожидание эффекта от своих ритуалов – вот что исповедует магия. И если в христианстве духовное совершенство зависит от личностной встречи и единения души человеческой с Богом, то в магии на первом плане присутствуют технология и таинственный ритуал.

Приоткроем завесу. По сути, все тайное знание современной магии сводится к знанию колдовской пирамиды. Колдовская же пирамида – это четыре «истины», учитывающиеся в магических ритуалах: воображение, волевое усилие, вера в магию и соблюдение тайны. Для эффективного колдовства маг должен, во-первых, пользоваться ярким воображением, фантазией, красочно и эмоционально представляя необходимые предметы и лица; во-вторых, он концентрирует все свое внимание, всю свою волю на магическом действе; в-третьих, незабвенно верит в него (а не в Бога, даже если упоминает имя Божие), верит в то, что его слово исполнится, и, в-четвертых, не открывает никому своих тайн. И потому здесь мы не встретим ни одного светлого луча, нисходящего с Неба, не встретим той Божественной помощи и духовного утешения, которые даются в ответ на чистую и мирную молитву христианина.

Исследователи отмечают, что магия признает в нашем мироздании несколько сфер. В высшей сфере обитают добрые духи, а в низшей – злые демоны. Если христианство свидетельствует, что темные духи пребывают в кардинально иной сфере бытия, нежели светлые ангелы (первые – в сфере поднебесной, а вторые – на небесах) и что для соприкосновения со вторыми нужна чистая жизнь и теплая молитва, то в магии ситуация совершенно иная. В магии считается, что с помощью секретных церемоний можно входить в контакт с невидимыми духами, причем не только со злыми, но и добрыми, и якобы получать от них помощь. Более того, с духами можно заключать соглашение, и тогда маг управляет духами в своих интересах – они принадлежат колдуну, пока он живет, а после смерти уже маг навеки принадлежит этим силам. Но о последнем колдун не особенно думает. Он думает о другом, а именно: если мир подвластен духам, а духи заклинаниям, то овладевший заклинаниями становится сам себе царь и бог.

Конечно, глубокая ошибка считать, будто ритуалами и заклинаниями можно склонить к себе добрых духов. Потому что для общности с ангелами нужна верность Богу, Которому служат ангелы, искренняя молитва и отсечение плотских и душевных страстей, а не пассы, нашептывания и вдыхание заморских курений. И те духи, которые выдают себя магам за добрых, на самом деле не настолько добры, как кажется.

Магия по своему внутреннему существу неотрывна от древнего язычества. В язычестве исповедовался политеизм – многобожие. И если Божественное Откровение свидетельствует о Боге, превышающем наш тварный мир, то в язычестве боги всего лишь части материального мира, как частью являются небесные светила и звезды. Они, боги в языческом понимании, также ограничены, зависимы от судьбы и всевозможных превратностей, и значит, в определенном смысле могут быть управляемы. Магия обращается к невидимым духам, этим близким к людям «божкам», но обращается с целью заставить их служить человеку в достижении его земных интересов.

Итак, в магии присутствует попытка управлять своей жизнью и окружающим миром без послушания Богу, а вместо личного единения с Ним предлагается достичь совершенства тебе самому. Поскольку же подобные цели в реальности для падшего человека недостижимы, имитацию власти и совершенства помогают создать падшие духи. Вспомним, как сатана искушал Самого Иисуса Христа перед началом евангельской проповеди: «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк.4:6-7 ). Христос решительно отверг соблазнителя, но тот же самый соблазн искуситель предлагает людям в форме таинственных знаний, экстрасенсорного саморазвития и оккультной «власти» над миром.

Часто задается вопрос: а существует ли в магии ритуал посвящения души диаволу? Ритуал такой действительно существует, правда, без тех красочных мифических подробностей о явлении диавола наяву и составлении «взаимовыгодного» контракта. Есть просто ритуал особых действий из разряда черной магии, который мы не будем описывать и в котором несчастный человек посвящает свою душу диаволу. Предполагается, что временная цена «контракта» – сила и могущество над другими людьми и природой (хочешь – наводи болезнь, а хочешь – подавай исцеление), вечная же цена – адские муки души.

Еще раз обратим внимание на ключевую в магизме истину. Для мага не важны нравственные ценности и духовное содержание невидимого мира; он признает действие закономерностей, что за определенными магическими пассами должны неизбежно следовать желаемые последствия. Таким образом, в магии главное – правильно выполненный ритуал. В этом – кардинальное отличие магии от церковных таинств, которые не могут помочь человеку без его живого отношения к Богу. При внешне правильно соблюденной обрядовой стороне, допустим таинства причащения, человек может и не приобщиться Христу, поскольку оказывается недостойным причастником. Действие церковных таинств на христианина напрямую связано с его личным внутренним состоянием, с его личным отношением ко Христу. В магии все это не важно: выполнил ритуал, поверил в его эффективность, и более ничего не требуется.

К сожалению, у некоторых христиан отношение к церковным таинствам тоже бывает магическим, когда крещение, причащение, венчание и прочие таинства понимаются как средства к земному благополучию в силу самого совершенного действия. Крестился – и огражден от всех искушений, причастился – и не будешь болеть, венчался – и избежишь развода – так полагает суеверный, с магическим сознанием человек. И часто человек не подозревает, что он (может быть, сам активный борец с колдунами и магами) находится во власти оккультного мировоззрения. Магизм проявляется, например, в таких фразах: «Ты покрести детей, все же болеть они будут поменьше» (а если еще не покрестил, то не подпускай никого к младенцу – сглазят), «Поставь свечку – и сдашь экзамен», «Обязательно набери крещенской воды – от сглаза помогает». То есть магизм проявляется тогда, когда человек забывает о Боге и полагается только на видимый ритуал, а также когда от духовного заведомо ожидается земное и меркантильное.

Это бывает также тогда, когда вычитанное молитвенное правило воспринимается как гарант всевозможных успехов, как бы некий залог, обязывающий духовные силы исполнять все твои пожелания. Даже храмовое богослужение некоторые воспринимают как что-то магическое, некое исполненное старинной и малопонятной эстетики действо, само по себе наделяющее человека невидимой силой. Христианину важно помнить: в молитве самое главное – само общение с Богом, Который знает, как устроить жизнь человека, – Ему мы вверяем свою жизнь и успехи. В священнодействиях же храма человек восходит душой своей к Богу, а Бог смотрит на сердце и потому подает благодать по мере живого обращения души человека к Нему.

Магизм многих наших современников проявляется в том, что, например, человек полагает, будто заболел только лишь потому, что кто-то пожелал ему плохого или, не приведи Бог, навел на него порчу. Таким образом, заболевший человек забывает о Промысле Божием, о том, что Бог заботится о нас посредством наших скорбей и болезней. Внимание неоправданно обращается на магическое представление о причинно-следственных связях наговоров, проклятий и зложелательств с нашими бедами и болезнями. Чужое слово или дурной глаз кажутся первопричиной страданий, но ведь святые отцы называли скорби Божественным посещением: именно в них воспитывается дух христианина, когда человек отвлекается от суетных земных устремлений и обращается душой к тому, что вечно.

Люди с магическим сознанием мыслят о Боге как-то отвлеченно, безлико, часто и вовсе не думают о Нем. В самых лучших случаях они представляют Божество как высший принцип, согласно которому должна устраиваться наша жизнь, как бы некий космический закон, нарушение которого влечет за собой страдания, но не замечают в Нем высшего личностного начала. Поэтому они не умеют о чем-либо Бога просить и не знают, что такое доверие Ему в своей жизни. Попутно заметим, что те христиане, которые в молитве не имеют живого чувства предстояния пред Богом, которые полагаются на текст молитвы, как бы действующий сам по себе, и произносят слова молитв лишь по обычаю, ради обряда, – подобные христиане скатываются к магическому пониманию мира духовного.

И если человек полагает, что он способен достичь духовных высот только своими усилиями, если само совершенство рассматривается как некий итог методики духовного саморазвития, то в этом тоже заметен магизм. Ибо результат ожидается от самих по себе человеческих усилий, словесных формул и пассов, тогда как сердце с его чувствами, ум с его мыслями, воля с ее пожеланиями остаются без живого обращения к Богу.

Подлинная духовная жизнь основана на доверии Богу (а значит, вверении Ему своей участи), сердечном обращении к Нему и исполнении Его заповедей, а не на механическом выполнении ритуалов и бездумном произнесении пусть и самых церковных молитв. Собственно христианское совершенство есть преображающее действие Бога в душе человека, которому сам человек либо способствует, либо препятствует. А вся полнота церковной жизни с ее богослужениями и таинствами, с ее традициями и обрядами, с ее молитвами и духовной культурой является той средой, в которой должна раскрыться душа человека в своем свободном, теплом и искреннем восхождении к Небесному Отцу.

Валерий Духанин, канд. богословия